Суббота, 04.05.2024, 16:05
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Бухгалтерский учет, аудит » Диплом

20112 Дебиторская задолженность предприятия (на примере фирмы)

Оглавление:
Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ. 5
1.1. Понятие дебиторской задолженности и методы управления ею.. 5
1.2. Нормативно–правовые документы, регулирующие финансово–хозяйственную деятельность предприятия в Российской Федерации... 20
Глава 2. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНСОТИ ООО «РОСПОЛ» 28
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Роспол» 28
2.2. Анализ имущества, капитала, обязательств предприятия за период 2006-2008 гг. 31
2.3. Анализ основных экономических показателей, характеризующих деятельность ООО «Роспол» за 2006-2008 гг. 43
2.4. Программные продукты, используемые в деятельности предприятия 56
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ООО «РОСПОЛ» 58
3.1. Мероприятия по совершенствованию управления дебиторской задолженностью ООО «Роспол» 58
3.2. Обеспечение экономической безопасности на предприятии 71
Заключение. 80
Список литературы. 84


Введение

Актуальность темы.
Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся предприятию, организации или учреждению от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. Источником покрытия дебиторской задолженности являются отвлеченные из оборота собственные средства.
По экономическому содержанию дебиторская задолженность является: задолженностью покупателей за отгруженные товары и сданные работы, не оплаченные в срок, а также за товары, документы по которым не переданы в банк на инкассо в обеспечение ссуд; превышением задолженности рабочих и служащих по ссудам, полученным на индивидуальное жилищное строительство и на приобретение товаров в кредит, над банковскими ссудами, выданными на эти цели, и др. Суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, с разрешения руководителя предприятия или организации списывается в убыток с сообщением об этом вышестоящему органу. Лица, виновные в пропуске сроков исковой давности, несут ответственность.
В свою очередь, дебиторская задолженность относится к высоколиквидным активам организаций, обладающим повышенным риском. Большой объем просроченной и безнадежной дебиторской задолженности существенно увеличивает затраты на обслуживание заемного капитала, повышает издержки организации, что влечет уменьшение фактической выручки, рентабельности и ликвидности оборотных средств, а значит и негативно сказывается на финансовой устойчивости, повышает риск финансовых потерь компании.
Для планирования поступлений и списаний денежных средств от дебиторской задолженности по конкретным клиентам или в общем по всем заключенным договорам предназначен документ Дебиторская задолженность. Данные формируются на начало планового периода, с указанием общей суммы задолженности (включая НДС) и ее планируемого погашения. Информация документа используется для расчета поступления денежных средств
В последние годы произошли существенные изменения в экономических интересах участников процесса реализации, возникла актуальная проблема их оптимального сочетания. При таких обстоятельствах для предприятия становится необходимым самостоятельно повышать эффективность деятельности, используя механизм кредитного регулирования экономических отношений.
Рыночные преобразования в стране, усложнение структуры платежного оборота, смещение акцента на финансы предприятий, а также необходимость управления ими, исследовали в российской теории и практике И.Т.Балабанов, В.В.Бочаров, И.О.Боткин, А.С.Генкин, В.В.Глущенко, А.Н.Илларионов, СТ. Карапетян, С.М.Каратаев, В.В.Ковалев, Г.М.Колпакова, Л.Н.Красавина, А.И.Косой, Л.Н.Павлова, Е.С.Стоянова, Н.Н.Тренев, А.Д.Шеремет и другие.
Из числа зарубежных авторов способы управления клиентской (дебиторской) задолженностью освещают в своих трудах: Ю.Бригхем, С.Брю, Дж.К.Ван Хорн, М.Вебер, Х.Р.Вэриан, Л.Гапенски, Р.Дорнбуш, Б.Коласс, К.Макконелл, С.Росс, Дж.Уильямс, У.Шарп, Дж.К.Шим и Дж.Г.Сигел, С.Фишер, Ф.Фрайберг, Р.Х.Франк, М.Фридмен и многие другие. Зарубежная экономическая школа акцептирует внимание на прикладных методах управления поведением фирмы и предлагает достаточно систематизированный подход, который, тем не менее, не вполне удовлетворяет запросам хозяйствующих субъектов в условиях современной российской экономики и требует развития.
Подход к управлению дебиторской задолженностью, адаптированный к российской экономике, посредством совершенствования методики анализа ее уровня и оптимизации форм расчетов с покупателями представлен в трудах многих отечественных авторов: О.В.Амуржуева, М.П.Березиной, М.С.Бсрнштама, И.А.Бланка, А.С.Генкина, М.Г.Делягина, А.Е.Дорогавцева, Н.С. Лисициан, Л.А.Новоселовой, А.И.Ситникова, В.И. Таранкова и других. В отечественной экономической школе дискуссионными являются вопросы о содержании методов и способов эффективного применения кредитной политики на уровне хозяйствующего субъекта.
Целью данной дипломной работы является анализ дебиторской задолженности предприятия и методов управления ими на примере ООО «Роспол».
В рамках данной дипломной работы будут решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью;
- проведен анализ финансового состояния и задолженности на примере ООО «Роспол»;
- предложить меры по оптимизации управления дебиторской задолженностью ООО «Роспол».
Предмет исследования – особенности управления дебиторской задолженностью.
Объект исследования – ООО «Роспол».
Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие дебиторской задолженности и методы управления ею

Понятие дебиторской и кредиторской задолженности является исключительно важным для определения финансового состояния организации, состояния источников финансирования текущих и капитальных затрат, а также для оценки правильности и обоснованности принимаемых управленческих решений.
Дебиторская (так же, как и кредиторская) задолженность относится к разновидностям долговых обязательств и объединена наличием временного разрыва между продажей товара (оказанием услуги) и ее оплатой.
В процессе своей деятельности хозяйствующие субъекты отгружают продукцию или оказывают работы, услуги, не получая, как правило, оплату немедленно, и тем самым кредитуют покупателей.
Дебиторская задолженность образуется с момента отгрузки или оказания услуги до момента поступления платежа. В свою очередь, сумма долга с момента получения продукции или услуги до момента ее оплаты является для покупателя кредиторской задолженностью. Задолженность предприятий и организаций как результат сделки имеет две стороны: юридическую и экономическую. В связи с этим задолженность можно рассматривать как категорию права и исследовать существенные признаки долговых отношений или как экономическую категорию и исследовать ее сущность и общественную значимость.
Дебиторская задолженность покупателей образуется в результате несовпадения момента отгрузки товара, выполнения работы, оказания услуги и момента оплаты товара (работы, услуги). Обобщая различные мнения российских и зарубежных авторов в толковании таких понятий как дебиторская и кредиторская задолженности, можно, на наш взгляд, выделить несколько наиболее распространенных точек зрения. Согласно одной из них, дебиторская задолженность является частью актива организации, а кредиторская задолженность ее - обязательствами. Данное утверждение в основе своей имеет балансовый принцип. Определения «дебит» и «кредит» имеют исторические корни, так, и дебит в переводе с латинского языка означает «он должен», отсюда дебитор - должник или заемщик; кредит - «доверяет», отсюда кредитор - заимодатель, то есть лицо, давшее деньги или другие ценности другому лицу.
Придерживаясь этой точки зрения, под дебиторской задолженностью следует понимать задолженность перед организацией различных юридических и физических лиц, возникающую в ходе хозяйственной деятельности, а под кредиторской, соответственно, - обязательства перед различными юридическими и физическими лицами.
Принципы управления оборотными активами будут действительны и для дебиторской задолженности. Как известно, одним из основных элементов такого управления является нормирование, с помощью которого обеспечивается взаимосвязь производственных и финансовых показателей, необходимая для успешной предпринимательской деятельности [7, c. 106].
Таким образом, проанализировав различные толкования и определения дебиторской задолженности, можно уточнить понятие следующим образом: - дебиторская задолженность является финансовым инструментом, возникающим в результате хозяйственных отношений, и представляет собой вероятную будущую выгоду в виде долгов, причитающихся организации от юридических и физических лиц.
Поскольку дебиторская задолженность - это ожидаемые в будущем поступления денежных средств, то, следовательно, возникновение дебиторских долгов является отвлечением части ресурсов из оборота в пользу третьих лиц (должников).
В идеальном случае, на первый взгляд, предприятие не должно допускать возникновения дебиторской задолженности. Однако в условиях рыночной экономики практически невозможно осуществлять финансово-хозяйственную деятельность без такой иммобилизации части ресурсов в дебиторские долги.
Дебиторская задолженность с юридических позиций - это капитал организации - кредитора, но не всегда ее собственный. Только тогда, когда в процессе экономического оборота находившиеся у организаций-должников средства возвращаются во владение организации-кредитора, они включаются в текущие активы последней либо направляются на погашение ее кредиторской задолженности.
Образование дебиторской задолженности первоначально связано с предоставлением денег или материальных ценностей в долг с их последующим возвратом.
По мере развития торговли долговые обязательства увеличивались не только по количеству и суммам, но и по видам задолженности. Чтобы увеличить объем продаж, а, следовательно, прибыли от продаж товаров, продавцы наиболее надежным и доверенным покупателям уже в давние времена отпускали их, не требуя немедленной оплаты, то есть в долг. Постепенно это стало обычной практикой, получившей в условиях развитого рынка широкое распространение. Образование дебиторской задолженности обусловливают внешние и внутренние факторы. Внешние факторы не зависят от деятельности организации, и ограничить их влияние практически невозможно.
В бухгалтерском учёте принято выделять следующие виды дебиторской задолженности: [25, c. 113]
1. Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются больше чем через 12 месяцев (долгосрочная дебиторская задолженность):
• покупатели и заказчики;
• векселя к получению;
• задолженность дочерних и зависимых обществ;
• авансы выданные;
• прочие дебиторы.
2. Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются меньше чем через 12месяцев (краткосрочная дебиторская задолженность):
• покупатели и заказчики;
• векселя к получению;
• задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал;
• задолженность дочерних и зависимых обществ;
• авансы выданные;
• прочие дебиторы.
Одним из способов деления дебиторской задолженности является деление на виды по экономическому содержанию (очень похоже на классификацию в соответствии с бухгалтерским учетом):
• дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты, которых не наступил;
• дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в срок;
• дебиторская задолженность по векселям полученным;
• дебиторская задолженность по расчётам с бюджетом;
• дебиторская задолженность по расчётам с персоналом;
• прочие виды дебиторской задолженности.
• просроченная задолженность - более срока, установленного договором; возникает в результате или применяемых форм безналичных расчётов, или как результат отсрочки платежа;
• задолженность, по которой истёк срок исковой давности, равный трём годам с момента окончания срока исполнения договора; списывается на убытки с уменьшением налогооблагаемой базы и отражается на забалансовом счёте;
• задолженность, находящаяся на забалансовом счёте в течение пяти лет с момента списания с целью контроля за возможные её получения.
Однако классификация дебиторской задолженности по указанным выше признакам является неполной и даёт не вполне чёткую характеристику имеющейся у предприятия дебиторской задолженности активами предприятия. Действительно, при анализе финансового состояния предприятия довольно часто возникает вопрос о степени обеспеченности дебиторской задолженности активами предприятия - должника или активами третьих лиц, а также о том, насколько реально взыскать имеющуюся у предприятия дебиторскую задолженность.
Таким образом, дебиторскую задолженность также можно классифицировать по степени обеспеченности и по возможности взыскания.

По степени обеспеченности следует различать:
• дебиторскую задолженность, обеспеченную залогом, поручительством;
• дебиторскую задолженность, не обеспеченную залогом, поручительством.
По обеспеченной залогом дебиторской задолженности предприятие - продавец имеет право получить в возмещение долга часть или полную стоимость заложенного имущества. Залогодателем может являться как само предприятие - должник, так и третье лицо.
По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение им его долгового обязательства полностью или частично.
Следовательно, благодаря данной группировке дебиторской задолженности предприятие-продавец может определить, какая доля общей дебиторской задолженности гарантированно может быть взыскана с покупателей. Эта информация может оказаться весьма полезной при оценке структуры оборотных активов предприятия- продавца, так как обеспеченная залогом или поручительством дебиторская задолженность свидетельствует о том, что данная задолженность будет инкассирована независимо от финансового состояния должника.
Проблема ликвидности (способность актива конвертироваться в денежные средства без значительной потери в цене) дебиторской задолженности - становится ключевой проблемой почти каждой организации. Она, в свою очередь, расчленяется на несколько проблем; оптимальный объем, оборачиваемость, качество дебиторской задолженности. [12, c. 20]
Решение этих проблем требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что является одним из видов укрепления финансового положения фирмы. Опыт реформирования предприятий показывает, что меры по возврату дебиторской задолженности входят в группу наиболее действенных мер повышения эффективности за счет внутренних резервов предприятия и могут быстро принести положительный результат. Возврат задолженности в сжатые сроки - реальная возможность пополнения дефицитных оборотных средств. Управление дебиторской задолженностью может быть отождествлено с любым другим видом управления как процесс реализации специфических управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля.
Таким образом, управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении своевременной ее инкассации (или рефинансирования).
Почему так важно управлять дебиторской задолженностью?
• Получение платежей от дебиторов является одним из основных источников поступления средств на предприятие
• Дефицит денежных средств в экономике заставил компании изменить условия продаж своей продукции, что, в свою очередь, изменило существовавшие ранее отношения с покупателями и практику получения денег и потребовало от предприятий выработки новой политики предоставления кредита и инкассации
• Неоднородное влияние инфляции на различные группы товаров усложнило координацию между политикой в области закупок и политикой продаж, что придает дополнительное значение внедрению эффективных процедур инкассации
• Учет реальных издержек или выгод от принимаемых кредитных решений может использоваться как инструмент расширения продаж и повышения оборачиваемости текущих активов.
Целью управления дебиторской задолженностью можно считать оптимизацию ее величины, поскольку на предприятие оказывает негативное влияние как увеличение размера дебиторской задолженности, так и резкое ее снижение.
Так, с одной стороны, получение платежей от должников порой является значимым источником поступления средств на предприятие, и резкое снижение дебиторской задолженности может быть негативным сигналом, свидетельствующим о снижении объема реализации {потеря покупателей продукции или о сокращении продажи в кредит). С другой стороны, предприятия не заинтересованы в росте дебиторской задолженности, так как она представляет собой отвлечение денежных средств из оборота и, как следствие, возрастает потребность в привлечении дополнительных ресурсов для своевременного погашения своих обязательств.
Дебиторской задолженностью необходимо управлять на всех этапах ведения хозяйственной деятельности начиная от проведения преддоговорных процедур до исполнения договорных операций. [30, c.122]
Политика в области управления дебиторской задолженностью может включать следующие методы:
1) сквозной анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения и по перечню дебиторов с выявлением сомнительной и безнадёжной задолженности;
2) деление покупателей на три группы в зависимости от возможности применения к ним трёх вариантов расчётов: предоплата, другие формы расчетов, отсрочка платежа; это должно быть сделано с учётом объёма продаж по каждому из них, их платёжеспособности, истории взаимоотношений с каждым предприятием;
3) определение ценовой политики в отношении каждой из трёх групп покупателей с учётом возможности предоставления скидок и их размера; выявление на этой основе (с точки зрения оплаты) невыгодной продукции;

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
литературы:

1. Конституция РФ
2. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Часть 1
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
4. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ
5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г., № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
6. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
7. Бланк И.А. Управление активами и капиталом предприятия. — К.: Центр, Эльга, 2008. С. 106.
8. Бородина Е.И. Финансы предприятий. – М., 2008.
9. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
10. Грачев А.В. Оценка платежеспособности предприятия за период. // Финансовый менеджмент. №6. – 2007.
11. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006.
12. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / под ред– М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 20
13. Залесский В. Общества с ограниченной ответственностью в российском праве: Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» / Под ред. В.В. Залесского. - М., 1998. - С. 4.
14. Коэффициентный анализ в системе кредитных рейтингов заемщиков банка. // Банковское дело, 2006, №4.
15. Куликов А.А., Голосов В.В., Пеньков Е.Е.. Кредиты. Инвестиции. – М., 2007. С. 97
16. Лаврушин О.И. Кредит. Российская банковская энциклопедия. – М., 2006.
17. Леонтьев В.Е., Бочаров В.В. Финансовый менеджмент. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2005.
18. Лобашов Р.А. Деньги и кредит. – М., 2006.
19. Парушина Н. В. Анализ собственного и привлечённого капитала// Бухгалтерский учёт. – 2005. - № 3.
20. Прудников А. Г. Анализ финансово-хозяйственного состояния предприятия: Лекция/ КГАУ, Краснодар.2007.
21. Рукшина А.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М., 2006.
22. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: ООО “Новое знание“, 2007.
23. Справочник финансиста предприятия. — 4-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА — М. 2007.
24. Степанов Д. Общество с ограниченной ответственностью, законодательство и Практика // Хозяйство и право. - 2000. - № 12. - С. 54.
25. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. - М.: Перспектива, 2006. С. 113
26. Стратегия развития коммерческого банка / Стрельцова Н.Т., Кравченко Н.А., Новоселов А.С. и др.; Под ред. А.С. Маршаловой, Н.А. Кравченко. – Новосибирск: ЭКОР, 2006.
27. Суханов Е.А. Хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы // Вестник ВАС РФ. - 1995. - № 6. - С. 8-11.
28. Финансовый менеджмент: Учебное пособие/Под ред. проф.Е. И. Шохина. - М.: ИД ФКБ — ПРЕСС, 2007.
29. Финансы предприятий. Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; Под ред. проф. Н.В. Колчиной.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
30. Четыркин Е.М. Финансовая математика. — М.: Дело, 2006. С. 122
31. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2006.
32. Шуляк П. Н. , Белотелова Н. П. Финансы. - М: ИД Дашков и К, 2007.
33. Экономика предприятия./ Под ред Е.Л. Кантора.- СПБ: Питер, 2007.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ