20347 Камеральная налоговая проверка и её результативность
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3 1. Теоретические основы осуществления камеральных налоговых проверок в РФ 6 1.1. Понятие и сущность камеральных налоговых проверок 6 1.2. Правовое регулирование осуществления налоговых проверок в Российской Федерации 20 2. Камеральные налоговые проверки и их результативность на примере ИФНС №24 35 2.1. Организационно- экономическая характеристика ИФНС №24 35 2.2. Анализ проведения камеральных налоговых проверок ИФНС №24 46 3. Пути повышения эффективности налогового контроля на современном этапе налоговой реформы 58 3.1. Совершенствование организационного механизма налоговой проверки 58 3.2. Совершенствование эффективности деятельности ИФНС №24 60 Заключение 64 Список литературы 70
Введение
В современных условиях в общей системе государственного финансового контроля ведущая роль принадлежит налоговому контролю, поскольку налоги выступают основными фискальными и регулирующими инструментами рыночного хозяйства. Налоговый контроль обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти, поэтому от его результативности зависят благополучие и экономическая безопасность государства. Укрепление рыночных основ хозяйствования потребовало решения новых задач налогового контроля, к числу которых следует отнести необходимость правовой обоснованности и экономической целесообразности контрольных действий, их предопределенность постепенным сближением финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов. Это обусловило необходимость формирования новых принципов, методов и инструментов контроля за полнотой и своевременностью исполнения налоговых обязательств. На значимость налогового контроля, поиск наиболее оптимальных способов его организации и повышение результативности обращается внимание в официальных документах, подготовленных Министерством финансов Российской Федерации. Камеральная проверка представляет собой процедуру, проводимую налоговым органом в отношении конкретного лица и состоящую из ряда последовательных действий. Однако в современной России организация и проведение налогового контроля сталкиваются со множеством проблем, обусловленных различными причинами: не налажено эффективное сотрудничество с органами внешней среды по обмену информацией о налогоплательщиках; не получило широкого распространения применение современных методов передачи данных по телекоммуникационным каналам связи; сохраняется низкий уровень автоматизации процедуры организации и сопровождения налоговых проверок и др. Данные проблемы характерны как для федерального, так и для регионального уровня власти. В этих условиях налоговый контроль все еще не стал эффективным инструментом государственного управления экономикой и налогового администрирования. Поэтому поиск направлений повышения результативности камеральных проверок подтверждает актуальность данного исследования. Исследования теоретических, методологических и практических вопросов в области финансового и налогового контроля проводились многими российскими учеными. Данным проблемам посвящен обширный круг научной и учебной литературы. Важные положения теоретических основ налогового контроля, отвечающих условиям современной России, были сформулированы в работах А.В. Брызгалина, Ю.А. Данилевского, Д.Г. Черника и др. Вопросы практической контрольной деятельности налоговых органов освещаются в трудах В.Г. Артюхова, Г.П. Комаровой, Б.А. Рагозина, С.В. Шаталова и др. Разработке проблем организации и совершенствования государственного налогового контроля посвятили исследования российские ученые А.С. Бакаев, И.И. Кучеров, А.В. Макрушин, Л.П. Павлова и др. Целью дипломной работы является изучение теоретических положений и разработка практических рекомендаций по повышению результативности налогового контроля. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие основные задачи: • изучить теоретические подходы к содержанию камеральной проверки, определить её место и роль в системе государственного налогового контроля; • исследовать нормативно-правовой механизмы налогового контроля в России; • исследовать современное состояние контрольной деятельности на примере ИФНС №24; • дать рекомендации по совершенствованию камеральных проверок в процессе проведения налогового контроля. Объектом исследования является камеральная проверка налогового органа. Предметом исследования выступает совокупность теоретических, методических и практических проблем повышения результативности налогового контроля. Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных ученых, публикации по исследуемой проблеме в периодической печати, Налоговый кодекс РФ, законы, методические рекомендации, инструкции и другие нормативные акты в области осуществления налогового контроля. Информационную базу исследования составили отчетно-аналитическая информация ИФНС №24.
1. Теоретические основы осуществления камеральных налоговых проверок в РФ 1.1. Понятие и сущность камеральных налоговых проверок
Социальное государство, взимая налоги с населения, значительную их часть перераспределяет в пользу самого населения, решая важнейшие социальные задачи. Правильное и полное поступление налогов в бюджетную систему является залогом успешной реализации социальной функции и стабильной деятельности государственного аппарата. Неправильное исчисление налогов, сокрытие доходов, уклонение от уплаты налогов и другие неумышленные и умышленные противоправные действия налогоплательщиков приносят огромный вред нормальному функционированию государства, вызывают социальное напряжение в обществе. В связи с этим налоговый контроль, осуществляемый компетентными исполнительными органами, играет существенную роль в стабильном существовании государства и общества. Важнейшей и эффективной формой налогового контроля является камеральная налоговая проверка. Осуществляя налоговые проверки, государственные органы должны опираться на закон. В сущности любая налоговая проверка - это определенная правовая процедура, порождающая правовые отношения между налогоплательщиками и государством. В правовом государстве все действия органов государственной власти должны быть регламентированы и опираться в первую очередь на принцип приоритета прав личности. Порядок производства налоговых проверок должен быть четко регламентирован, а законодателю при этом необходимо обеспечить баланс интересов налогоплательщиков и государственных органов. В настоящее время налоговый контроль в целом и камеральные налоговые проверки в частности вызывают много споров и разногласий, в том числе и теоретического характера. Современное налоговое право еще не ответило на все вопросы динамичного развития отношений, связанных с налогообложением. Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки, занимающие наиболее значимое место в системе финансового контроля, осуществляемого налоговыми органами, а потому наибольший интерес вызывают вопросы их правовой регламентации и организации. Именно в процессе налоговых проверок обеспечивается непосредственный контроль за полнотой и правильностью исчисления налогов, своевременностью их перечисления в бюджет государства и государственные внебюджетные фонды. Неслучайно среди прочих форм налогового контроля налоговые проверки поставлены законодателем на первое место в части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Налоговые проверки всегда являлись и являются главным камнем преткновения между налоговыми органами и налогоплательщиками, и именно данные вопросы порождают наибольшее количество налоговых и судебных споров. В соответствии с п. 1 ст. 87 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) налоговые органы проводят два вида налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов: • камеральные налоговые проверки; • выездные налоговые проверки. В соответствии с п. 2 ст. 87 НК РФ целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. А исходя из положений ст. 6 закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" такой контроль признается одной из главных задач налоговых органов. Все активнее налоговые органы используют такой механизм налогового контроля, как
'---------------------------------- Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями) 2. Ефремова Т.А. Предпроверочный анализ – фактор повышения эффективности налоговых проверок // Росийское предпринимательство. 2008, №12. 3. Жемчугова Н. "Камералка" по ЕСН // Практическая бухгалтерия. 2008, №2. 4. Зубарев А.В. О новом Регламенте камеральных налоговых проверок // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2008, №21. 5. Исакина Е.Н. О проведении камеральных налоговых проверок // Налоговый вестник. 2008, №1. 6. Исанова А.З. Налоговая инспекция ... ...проводит "камералку" по НДС. К чему готовиться? // Актуальная бухгалтерия. 2008, №2. 7. Караханян С.Г., Баталова И.С. Налоговые проверки: проблемы, анализ, решение. – М.: Бератор-Паблишинг, 2008. 8. Кудряшов С.Н. Камеральная налоговая проверка // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2007, №22. 9. Куликов А.А. Не сдал налоговую декларацию - провести камеральную проверку нельзя! // БУХ.1С. 2007, №11. 10. Лермонтов Ю.М. Практические рекомендации по представлению отчетности в налоговые органы. – М.: РОСБУХ, 2008. 11. Лермонтов Ю.М. Камеральная проверка как форма налогового контроля // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007, №17. 12. Лобанов А.В. О содержании и формах налогового контроля // Финансы. 2008, №2. 13. Лобанов А.В. Выездные налоговые проверки: не всякое изменение есть развитие // Налоговая политика и практика. 2008, №3. 14. Мезенцев А. Сюрпризы "камералки" // Расчет. 2008, №4. 15. Милич В.Ю. Комментарий к письму Министерства финансов РФ от 27.12.2007 N 03-02-07/2-209 "Об истребовании налоговыми органами документов при проведении камеральной налоговой проверки" // Московский бухгалтер. 2008, №5. 16. Михайлов И.А. Обзор судебной практики "Камеральная проверка в свете новейшей арбитражной практики" // Арбитражное правосудие в России. 2008, №8. 17. Нестерова С.Е. Камеральная проверка НДС // Налоговая проверка. 2007, №6. 18. Новинский Д.Ю. Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами // Налоговый учет для бухгалтера. 2008, №10. 19. Огудин И. Камеральные налоговые проверки // Практический бухгалтерский учет. 2008, №4, 5. 20. Полтева А.М. Правовые аспекты камеральных налоговых проверок: проблемы и перспективы // Гражданин и право. 2008, №6. 21. Практическая энциклопедия бухгалтера. Налоговый учет и отчетность. – М.: Инфра-М, 2008. 22. Пудыч Ю. Камеральная налоговая проверка обоснованности суммы НДС, заявленной к возмещению // Финансовая газета. 2007, №38. 23. Саркисов К.К., Зрелов А.П., Краснов М.В. Налогоплательщик: защита, контроль и привлечение к ответственности / Под ред. К.К. Саркисова. – М.: Статус-Кво, 2007. 24. Титова С.И. Камеральная налоговая проверка // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2008, №9. 25. Титова С.И. Камеральная проверка по налогу на прибыль // Налог на прибыль. Учет доходов и расходов. 2008, №2. 26. Филина Ф.Н. Новый порядок проведения камеральных проверок // Налоговый учет для бухгалтера. 2007, №5. 27. Французов Д.В. Финансовый контроль и его специализированное направление налоговый контроль // Финансы и кредит. 2008, №2. 28. Шилова Л.А. Камеральная проверка отчетности по ЕСН и взносам в ПФР // Российский налоговый курьер. 2008, №1-2. 29. Шорников С.А. Об объекте и предмете налоговой проверки и их соотношении // Бизнес в законе. 2007, №2. 30. Юрген Н.В. Камеральные проверки по ЕСН: оформление результатов и взаимодействие налоговых органов и ПФР // Налоговая проверка. 2008, №1. 31. Яковенко Н. "Камералка": отсекаем лишние требования // Практическая бухгалтерия. 2007, №9. 32. Ярошенко С. Декларация по НДС. Камеральная проверка // Современный предприниматель. Индивидуальный подход к бизнесу. 2008, №6.