20545 Особенности учета и налогообложения на малых предприятиях
Содержание Введение 3 Глава 1. Особенности деятельности малых предприятий и их влияние на ведение бухгалтерского учета 5 1.1 Критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства 5 1.2. Требования к организации бухгалтерского учета и особенности учетной политики на малых предприятиях 8 Глава 2. Учет и налогообложение в организациях, применяющих упрощенную систему налогообложения 14 2.1. Общая характеристика и порядок применения упрощенной системы налогообложения 14 2.2. Порядок ведения учета доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения 21 2.3. Особенности учета основных средств при применении упрощенной системы налогообложения 38 Глава 3. Упрощенная форма бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства 45 3.1. Документация и документооборот на малом предприятии 45 3.2. Регистры бухгалтерского учета, их виды и порядок ведения 47 3.3. Оценка и инвентаризация имущества и обязательств 50 Заключение 52 Список литературы 54
Введение
Экономическое развитие России в целом зависит в немалой степени и от развития малого бизнеса. В то же время особенностью малого бизнеса, как и другого любого законопослушного бизнеса, является его универсальность. То есть, развиваясь и работая в собственных интересах, малый бизнес способствует развитию экономики государства в целом. Эта деятельность в равной степени полезна как для всей экономики страны, так и для каждого гражданина в отдельности и поэтому заслуженно получила соответствующее государственное признание и поддержку. Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации определены» критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому бизнесу и меры его государственной поддержки (далее – Закон № 209-ФЗ). Упрощенная система налогообложения введена с 1 января 2003 года в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», которым в НК РФ была введена дополнительная глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения». Налогообложение малого бизнеса, конечно, не исчерпывается упрощенной системой налогообложения. Субъекты малого предпринимательства применяют и общеустановленную систему налогообложения. В процессе перехода к рыночной экономике происходят системные преобразования во всех сферах своей жизнедеятельности - политической, правовой, экономической, социальной. Важную роль в этих преобразованиях играет малый бизнес, численность которых в последние годы неуклонно растет. В этих условиях актуальной задачей является упрощение бухгалтерского учета и отчетности малых предприятий, снижение налоговой нагрузки в целях повышения эффективности их деятельности. Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение особенности ведения бухгалтерского учета и налогообложения субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения. Исходя из цели работы, были определены следующие задачи исследования: - раскрыть особенности деятельности организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства, и их влияние на ведение бухгалтерского учета; - охарактеризовать условия и порядок перехода на упрощенную систему налогообложения и отказа от её применения; - рассмотреть организационно-методические основы учета доходов, расходов и основных средств организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения; - раскрыть порядок учета при общей системе налогообложения с применением упрощенной формы бухгалтерского учета. При написании выпускной квалификационной работы были использованы действующие нормативные правовые акты и документы, учебники и пособия по бухгалтерскому учету, материалы, опубликованные в экономической литературе.
Глава 1. Особенности деятельности малых предприятий и их влияние на ведение бухгалтерского учета 1.1 Критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства
Экономическая и социальная роль малого предпринимательства заключается в праве граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет очень существенную роль в экономике стран мира. Сущность малого предпринимательства заключается в следующем: малым предпринимательством называется деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки. [23, с. 26] С подписанием в 2007 г. нового Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" данные критерии несколько поменялись: 1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: 1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов; 2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий; б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек; 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета .налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Категория субъекта хозяйственной деятельности определяется по наибольшему показателю. Например, если по средней численности работников организация соответствует среднему предприятию, а по размеру выручки - малому, категория будет установлена по численности работников. Величина критериев определяется ежегодно по данным предшествующего календарного года. Исключением являются вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, которые могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства в году начала деятельности на основании показателей, рассчитанных со дня государственной регистрации. Категория субъектов малого и среднего бизнеса может измениться, если предельные значения критериев будут выше или ниже установленных в течение двух календарных лет подряд. С 1 января 2010 года вступит в силу часть 2 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, согласно которой предельные значения выручки, а также балансовой стоимости активов будут устанавливаться один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений. Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год должна определяться с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год исчисляется в порядке, установленном статьей 249 Налогового кодекса РФ (НК РФ). [2] Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Малые предприятия осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли. В Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства относятся также и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. 1.2. Требования к организации бухгалтерского учета и особенности учетной политики на малых предприятиях
Небольшие предприятия обеспечивают рабочими местами значительную часть населения нашей страны и гораздо быстрее крупных реагируют на любые изменения экономической ситуации. С 1 января 2008 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ). Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ (далее - Закон № 88-ФЗ) утратил силу. Статьей 7 Закона № 209-ФЗ в целях реализации государственной политики нормативно-правовыми актами РФ предусматриваются следующие меры: 1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий; 2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности; 3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности; 4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество; 5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; 6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора); 7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов Федерального закона № 209-ФЗ меры. Для того чтобы получить поддержку в виде перечисленных выше льгот, нужно выполнить ряд условий, предъявляемых Законом № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства. На вопрос, выполняет фирма эти условия или нет, лучше всего см
'---------------------------------- Список литературы
1. Конституция Российской Федерации 2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (ЧАСТЬ ВТОРАЯ) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 28.04.2009) // СЗ РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340 3. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» 4. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". 5. Письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18 (ред. от 26.02.1996) "Об утверждении "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" (вместе с "Порядком ведения кассовых операций а Российской Федерации ...", утв. ЦБ РФ 22.09.1993 N 40) // Экономика и жизнь, N N 42 - 43, 1993. 6. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 01.01.2002 N 1(ред. от 12.09.2008) "О КЛАССИФИКАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ГРУППЫ" 7. Постановление Росстата РФ от 20.11.2006 N 69 "Об утверждении порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения". 8. Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н (ред. от 11.03.2009) "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)") // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 44, 03.11.2008. 9. Приказ Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства". // СПС «Гарант». 10. ПРИКАЗ Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н(ред. от 27.11.2006)"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ" ПБУ 6/01"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2001 N 2689) 11. Приказ Минфина РФ от 31.12.2008 N 154н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ КНИГИ УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ПРИМЕНЯЮЩИХ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, КНИГИ УЧЕТА ДОХОДОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ПРИМЕНЯЮЩИХ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПАТЕНТА, И ПОРЯДКОВ ИХ ЗАПОЛНЕНИЯ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.02.2009 N 13290) // Российская газета, N 36, 04.03.2009 12. Приказ Росстата от 12.11.2008 N 278 (ред. от 20.04.2009) "Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N п-1 "сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N п-2 "сведения об инвестициях", N п-3 "сведения о финансовом состоянии организации", N п-4 "сведения о численности, заработной плате и движении работников", N п-5(м) "основные сведения о деятельности организации" 13. Авдеев А.В. Поддержим субъектов малого и среднего предпринимательства. // Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение, № 8, 2007 г. с. 15-21. 14. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник. 8-е изд., перераб. и доп.- М.: Дашков и Ко, 2008.- 318 с. 15. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. М.: Магистр, 2007.- 576 с. 16. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый менеджмент: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2008. – 269 с. 17. Бодрова Т.В., Силантьев Ю.В. Налоговый учет и формирование учетной политики для целей налогообложения. - М.: Дашков и Ко, 2007. – 260 с. 18. Борисов А.Н. Упрощенная система налогообложения: комментарий к гл. 26.2 Части 2 Налогового кодекса РФ: постатейный. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2007. – 288 с. 19. Гладкова С.Г. ЕНВД-2007. Раздельный учет и другие сложные вопросы. - М.: КноРус, 2007. – 176 с. 20. Голанцева Ю.. Учет и отчетность субъектов малого предпринимательства // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии №3, 2009 21. Грудцына Л .Ю. Налогообложение малого бизнеса по упрощенной системе. - М.: Эксмо, 2007. – 352 с 22. Индивидуальный предприниматель: налогообложение и учет. под общ. ред. Г.Ю. Касьяновой.- 6-е изд., перераб. и доп.- М.: ИД Аргумент, 2007.- 348 с. 23. Касьянов А.В.. Все о малом предпринимательстве. Полное практическое руководство. М.: 2008 24. Кислов Д.В. Малый бизнес: учет и налоги. - М.: Налог Инфо, 2007. – 96 с. 25. Кислов Д.В. Учет доходов и расходов предпринимателя на общей системе налогообложения. - М.: ГроссМедиа, 2007. – 240 с. 26. Ланина И.Б. Упрощенная система налогообложения. – М.: «Финансовая газета», 2006. – 48 с. 27. Поленова С.Н. Требования к организации бухгалтерского учета и особенности учетной политики на малых предприятиях. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007 28. Хозяева С.Г. Упрощенная система налогообложения: условия применения и учёт»/Под ред. проф. В.И. Петровой. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2004. – 136 с. (Библиотека журнала «Бухгалтерский учет»). 29. Audit-it.ru: 11 октября 2007 г. 30. www.buhsoft.ru 31. www.1c.ru 32. www.glavbuh.ru 33. www.buhgaler.ru