Содержание: Введение 6 Глава 1. Теоретические и методологические основы планирования развития фирмы 9 1.1. Место, роль и необходимость планирования 9 1.2. Система планов: этапы, организация и их разработка 13 1.3. Стратегическое планирование – основа плановой деятельности в условиях рынка 19 1.4. Текущее и оперативное планирование 21 Глава 2. Организация планирования в ОАО "Альянс" 25 2.1. Характеристика объекта исследования 25 2.2. Анализ и оценка стратегического состояния объекта 32 2.3. Опыт организации планирования 42 Глава 3. Совершенствование планирования в ОАО "Альянс" 44 3.1. Обеспечение маркетингового подхода к планированию 44 3.2. Принципы и методы планирования: рекомендации для практики 49 3.3. Рекомендации к совершенствованию текущего планирования 53 Заключение 66 Список литературы: 70 Приложения Введение В условиях рынка, ориентирующего каждого производителя и предпринимателя на получение высоких конечных результатов, планирование приобретает на российских предприятиях новые функции. Оно призвано не только обеспечивать процесс производства конкурентоспособной продукции, но и способствовать при этом достижению полной занятости ресурсов, справедливому распределению доходов и росту качества жизни. Из этого экономического положения вытекают два важных в теории планирования метода обоснования и максимизации плановой прибыли на каждом предприятии: 1) сокращение расхода применяемых ресурсов и 2) приращения используемого капитала. Первый путь ориентирует производителей на планирование снижения затрат, второй - на повышение результатов. Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов развития. Хороший план – одно из главных условий успеха любой фирмы. Выходить на рынок со своей продукцией, не имея продуманного и точно рассчитанного плана действий, - гарантия провала фирмы. История и опыт развития российской, советской, современной отечественной и мировых зарубежных экономик убедительно показывает, что пренебрежительное отношение к планированию, к общепризнанным ценностям теории и практики отечественного планирования; недоучет в планировании традиций, условий и особенностей страны, факторов политического, общегосударственного и социального значения ведет к принятию ошибочных, необоснованных плановых решений и является предпосылкой усугубления или появления новых экономических проблем во всех уровнях и звеньях экономики. На микроэкономическом уровне это ведет к убыткам предприятий и к их банкротству. Поэтому грамотная экономическая политика включает всемерное использование планирования как одного из важнейших инструментов управления бизнесом. В теории и организации планирования отечественная экономическая мысль обогатила мировую науку трудами виднейших ученых в области планирования: Л. В. Канторовича, Н. Д. Кондратьева, В. В. Леонтьева и др. Сегодня эти знания и опыт очень нужны отечественному производству. Планирование в масштабах общества осуществляется на всех пространствах и уровнях хозяйственной деятельности: общемировом, государственном (федеральном), региональном, местном, территориальном и на микроэкономическом уровне: предприятий (фирм), частных предпринимателей без образования юридического лица и домашних хозяйств. Так как данное исследование было проведено на микроэкономическом уровне, то необходимо отметить, что экономической наукой исследуются проблемы производства отдельных благ, планируются их производство, реализация, издержки производства с учетом эффективного использования ресурсов, влияние на окружающую среду, финансовая и воспроизводственная деятельность. На микро-уровне, когда под производственно-хозяйственной системой понимается отдельное предприятие, проблема оптимизации в планировании деятельности привлекала внимание авторов: Арамонова И.М., Бахтина А.Е., Богомолова И.Ю., Герасимова Н.И., Звягиной Р.А., Каравашкина И.П., Кислякова Ю.Н., Лихтенштейна В.Е., Мирзоахмедова Ф.М., Оразбаева Б.Б., Сурина В.В., Ткаченко Е.А., Царькова О.Е., Чистякова В.М. и др. Следует отметить, что задача оптимизации деятельности предприятия решается обособленно, в локальных целях, без комплексной увязки к системе стратегического планирования деятельности в современных условиях. Важность и недостаточная разработанность сформулированных проблем предопределили необходимость дополнительного исследования, обусловив его цели и задачи. Целью дипломного исследования является организация и разработка системы планов развития предприятия. Сформулированная цель обусловила рассмотрение конкретных задач: - изучение теоретических и методологических основ планирования развития фирмы; - исследование организации планирования объекта исследования; - исследование экономического содержания рыночной конъюнктуры и определение системы показателей, ее образующих; - разработка путей совершенствования планирования на предприятии. Сформулированные цели и задачи исследования предопределяют его объект и предмет. Объектом исследования выступает предприятие ОАО «Альянс», являющееся субъектами рыночных отношений и осуществляющими производственно-финансовую деятельность в условиях динамичной внешней среды. В качестве предмета исследования рассматривается система планирования деятельности предприятия, методы и модели ее оптимизации. Теоретической и методической основой дипломного исследования послужили результаты исследования трудов отечественных и зарубежных экономистов в области теории и практики оптимизации планирования деятельности предприятий. Глава 1. Теоретические и методологические основы планирования развития фирмы 1.1. Место, роль и необходимость планирования Ранее планирование считалось центральным звеном управления как на макроуровне, так и в рамках отдельного предприятия. Экономическая наука детально разработала иерархическую систему планирования, охватывающую все уровни управления народным хозяйством, но сейчас многие предприятия оказались в некотором информационном вакууме: с одной стороны, обилие неупорядоченной внешней информации (часто противоречивой или неверной), с другой - отсутствие систематизированных указаний или подсказки извне о выборе перспективных направлений развития. Отказ от централизованного руководства плановой работой на разных уровнях совпал с резким ухудшением экономического положения подавляющего числа существовавших к началу 90-х годов предприятий. Приватизация государственных предприятий поставила трудные проблемы выживания и развития теперь уже частных предприятий перед новыми владельцами. Несмотря на явное их желание лучше организовать работу, планировать развитие предприятий, резкая смена экономических условий существования предприятий привела в том числе и к резкому снижению качества плановой работы. В ряде случаев даже крупные компании ограничиваются только оперативными планами, разрабатывают годовые финансовые планы, но отношение к ним складывается как к чисто формальным документам, поскольку они сильно расходятся с действительностью. Часто предприятия работают вовсе не по плану, а берутся за любую работу от случайного заказчика, решая таким образом проблему выживания . Вместе с тем растет понимание важности для каждого предприятия наличия долговременных целей, планирования целенаправленного развития в долговременной перспективе.
-------------------
Список литературы: 1. Акуленко Н.Б. Организация бизнес-планирования на предприятии // Справ. экономиста. - 2009. - №11. - С. 46-52. 2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер, 2005 – 431 с. 3. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы.-М.:АО "Финстатинформ", 2009.- 112 с. 4. Багиев Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии. – Л.: Обл. правл. ВНТОЭ, 2008 – 312 с. 5. Баркалов С.А. Формирование прогнозного финансового плана диверсифицированной компании / С.А. Баркалов, О.Н. Бакунец // Экономика стр-ва. - 2009. - № 8. - С. 22-28. 6. Белякова М.Ю. Обоснование и разработка бизнес-плана инвестиционного проекта // Справочник экономиста. - 2006. - № 4. - С. 14-23. 7. Берлин А., Арзямов А. Планирование капитальных вложений на предприятии в условиях инвестиционного кризиса. // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - №3. 8. Бизнес-планы: Привлечение инвестиций в производство срубов бревенчатых домов. // Корпоративный менеджмент. - №173. - 2009 г. 9. Васильев И. С. Формирование краткосрочных планов развития малых предприятий на базе применения экономико-математических методов : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.13 / Васильев В. С. – М., 2009. – 150 с. : ил. ; Оглавление, введение, список лит. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kratkosrochnykh-planov-razvitiya-malykh-predpriyatii-na-baze-primeneniya... (16.01.11) 10. Вебер Ю., Гельдель Х., Шеффер У. Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии. // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - №2. 11. Вечканов Г.С. Теория и практика индикативного планирования // Вестн. ИНЖЭКОНА. Сер. Экономика. – 2008. – Вып. 5. – С. 47–56. 12. Воробьев П., Земеров Ф. Бюджетирование деятельности производственных предприятий (опыт разработки и внедрения). // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - №6. 13. Гарипов А.В. Модель оперативного и тактического планирования на предприятии / А.В. Гарипов, О.В. Очиченко // Вестн. Челябинского гос. ун-та. - 2010. - № 2. - С. 118-121. 14. Герцог И. Программа выпуска, оборотный капитал и цена компании. // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - №3. 15. Голяков С. М. Бизнес-планирование в малых и средних предприятиях [Электронный ресурс] // Фабрика бизнеса : [сайт]. – [Б. м.], 2009. – URL: http://www.fabrikabiz.ru/salon/2/38.php (16.01.11) 16. Грудницкая Н.А. Моделирование задач тактического планирования на основе многокритериального подхода // Вестн. Полоцкого гос. ун-та. Сер. D, Экон. и юрид. науки. - 2009. - № 10. - С. 20-24. 17. Грудницкая Н.А. Формализация задач внутрифирменного тактического планирования // Там же. - 2010. - № 10. - С. 68-74. 18. Двас Г.В. Общие вопросы методологии применения стратегии диверсификации при планировании развития коммерческой деятельности предприятия [Электронный ресурс] // Sheandhe.ru : [сайт]. – [Б.м.], 2009. – URL: http://www.sheandhe.ru/69.html (17.03.10). 19. Кандинская О.А. Процесс финансового планирования в компании // Упр. корпоратив. финансами. - 2009. - № 5. - С. 280-294. 20. Касаткин Б. Современные принципы бюджетного планирования в системе управления предприятием // В мире оборудования. - 2009. - № 6 (73). - С. 31. 21. Королев Д.Г. Финансовое планирование на предприятиях промышленности в переходной экономике // Вестн. Белорусского гос. экон. ун-та. - 2011. - № 3. - С. 45-49. 22. Куницына Н.Н. Финансовое планирование как элемент механизма корпоративного управления // Экон. анализ: теория и практика. - 2011. - № 12. - С. 2-7. 23. Кууз В.А. Современные системы планирования ресурсов промышленных предприятий как инструмент повышения эффективности их менеджмента // Внешнеэкон. бюл. - 2011. - № 3. - С. 39-46. 24. Кычанов Б.И. Использование формализованных процедур в финансовом планировании / Б.И. Кычанов, Е.В. Храпов // Финансовый менеджмент. – 2010. - № 2 ; 25. Лобанова А.М. Тактическое и операционное планирование // Справочник секретаря и офис-менеджера. - 2009. - № 3. - С. 14-19. 26. Минкевич Л.В. Планирование на предприятии : тактическое планирование : учеб. пособие / Л. В. Минкевич, Д. И. Чернявский. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2008. - 72 с. 27. Мордвинцева Л. Стратегии роста / ред. Л. Мордвинцева. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2008. – 212 с. 28. Морозова С.Н. Анализ коэффициентов рентабельности и оценка их динамики // Вестн. Междунар. ин-та упр. – 2009. - № 5/6. – С. 51–57. 29. Немчин Ю.А. О проблематике адаптивного управления экономическим потенциалом предприятия // Современные проблемы экономики и управления народным хозяйством. - СПб. : СПбГИЭУ, 2009. - Вып. 10. - С. 161-164. 30. Розанов Р.В. Модель построения финансово-экономического плана компании // Финансы и бизнес. - 2009. - № 3. - С. 101-107. 31. Розанов Р.В. Модель построения финансово-экономического плана компании // Финансы и бизнес. - 2009. - № 3. - С. 101-107. 32. Симунин Е.Н. Планирование на предприятии : учеб. пособие / Е.Н. Симунин, В.М. Васильцова, Т.А. Симунина. – 3-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2008. – 336 с. 33. Скобелев Р. М. Повышение эффективности деятельности предприятия малого бизнеса с использованием маркетинговых инноваций : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Скобелев Роман Михайлович. – М., 2009. – 138 с. 34. Слуцкин М.Л. Финансовое планирование в рыночных условиях // Финансовый бизнес. - 2010. - № 5. - С. 67-71. 35. Соколов М. Слабость тактического планирования // Эксперт. - 2010. - № 22. - С. 104. 36. Сухарев О.С. Эволюционные аспекты стратегического планирования на промышленном предприятии // Промышленная политика в Российской Федерации. - 2011. - № 3. - С. 40-46. 37. Тедеева З.Б. Необходимость и цели финансового планирования на предприятии // Экон. вестн. Ростовского гос. ун-та. - 2009. - № 2. - С. 148-149. 38. Токарев В. Применение SWOT-анализа при разработке стратегии фирмы : из материалов журнала "Управление компанией" [Электронный ресурс] // Корпоративный менеджмент : [сайт]. – [Б.м.], 2011. 39. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учебник для вузов / А.Д. Шеремет. - М. : ИНФРА-М, 2008 [т.е. 2007]. – 365 с. 40. Шигаев А.И. Обеспечение долгосрочной доходности предприятий на основе стратегии развития // Экон. анализ : теория и практика. – 2008. - № 9. – С. 42–53.
|