Суббота, 18.05.2024, 22:50
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Экономика » Диплом

20035 Социально-экономический аспект и оценка эффективности налоговой политики России

Содержание
Введение
Глава 1 Особенности эффективной налоговой политики в России
1.1 Понятие и сущность налоговой политики
1.2 Эффективная налоговая политика в России: социально-экономический аспект.
Глава 2 Налоговая политика России: оценка эффективности и её социально-экономическая составляющая.
2.1 Анализ базовых показателей для оценки эффективности налоговой политики России.
2.2 Влияние социально-экономических показателей развития России на эффективность налоговой политики страны.
Глава 3 Перспективы и пути повышения эффективности налоговой политики в России.
3.1. Снижение налоговой нагрузки в целях достижения решения социально-экономических проблем в России.
3.2 Прогноз эффективности налоговой политики при инновационном пути развития экономики.
Заключение
Литература

Введение

Обеспечение целенаправленного, эффективного, динамичного и устойчивого развития любой страны мира направлено на создание совершенной системы налогообложения, максимально отвечающей интересам как государства и общества, так и отдельно взятого налогоплательщика.
В процессе рыночных преобразований в России государство смогло решить множество проблем – осуществить либерализацию цен, перейти к более открытой экономике, выйти на стабильный уровень роста ВВП, способствовать развитию негосударственной банковской сферы, реформировать систему налогообложения, создать условия для возникновения финансового и фондового рынков и т. д. В настоящее время Россия переживает этап, связанный с процессами стабилизации и укрепления экономических позиций на мировой арене. В сложившихся условиях результативность данных процессов во многом определяется грамотным регулированием экономики и, прежде всего, регулированием сферы налогообложения, а также умением и реальной способностью государственных органов сориентировать налогоплательщиков на сложившуюся на данном этапе экономическую ситуацию. При этом конечной целью государственного регулирования является построение полноценной эффективной налоговой политики.
Налоговая система России постоянно находилась в состоянии трансформации. Изменение ставок налогов, условий их взимания, объектов налогообложения затрагивает практически все субъекты экономики и влияет на доходы граждан, поэтому вопросы налоговой политики всегда остаются актуальными.
Нестабильность налоговой политики проявляется в её незащищённости, высокой зависимость от субъективных и конъюнктурных факторов, преобладанием фискальной направленности, что усиливает негативные социальные и экономические процессы в стране. Поэтому систематические замеры налоговой системы, поиск некоторых количественных показателей, позволяющих оценить состояние налоговой политики и их оценка, остаются важными инструментами совершенствования налоговой политики.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что бюджетно-налоговая политика является мощным инструментом государственного воздействия на экономику. Именно поэтому ее качественное совершенствование имеет особое значение и заслуживает углубленного теоретического анализа и исследования широкого круга смежных микро- и макроэкономических проблем.
Оценка налоговой политики современной России вызывает сегодня повышенный интерес со стороны чиновников, экономистов, экспертов, журналистов, бизнесменов, обусловленный проводимыми в стране преобразованиями, изменениями в налоговой системе, имеющими своей целью создание экономически и политически обоснованной системы налогов и сборов. Однако, в анализе налогов часто преобладает эмоциональный фактор, недостаточно разработана теория управления социально-экономическими процессами с помощью налоговых методов в современных российских условиях.
Недостатка в оценке налоговой политики никогда не было. Термин "налоговая политика" является давно уже общеупотребимым и встречается в заголовках работ, опубликованных еще в конце XIX - начале XX веков. К основоположникам теоретического анализа проблем налога как формы отражения экономических отношений и роли государства в социально-экономической жизни общества, налоговой составляющей государственного регулирования экономики можно отнести таких выдающихся ученых зарубежной экономической школы как Смит А., Рикардо Д., Гоббс Т., Кейнс Д., Кенэ Ф., Локк Дж., Маркс К., Петти В., Нар Г., Монтескье Ш., Сисмонди Ж., Франклин Б., Харрод Р. и др.
Однако, современные исследователи в большинстве своем, также хотя и упоминают отдельные направления налоговой политики и обозначают некие ее результаты, но при этом не пытаются сформулировать соответствующее определение и исходят как бы из того, что и так, мол, всем известно. Лишь отдельные учёные уделяли налоговой политике подобающее внимание в своих научных трудах. Существенный вклад в развитие теории налогов внесли российские ученые Альтшулер В.А., Витте С.Ю., Лебедев В.А., Рогозин Б.А., Тривус А.А.
Исследованию вопросов эффективности налоговой политики на современном этапе и прогнозирования развития налоговой системы, поступлений налогов и сборов во все уровни бюджета посвящены труды таких отечественных ученых-экономистов, как Баскин А.И., Гаджиев Р.Г., Гиндзбург Л.Г., Кашин В.А., Ровинский Е.А., Русакова И.Г., Шипунов В.А., Штарев С.С., Штундюк В.Д.
Мероприятия налоговой политики не всегда приводят к ожидаемым макроэкономическим результатам из-за отсутствия четкого представления о последствиях принятия тех или иных налоговых решений. Любые просчеты и недоработки при принятии налоговых изменений приводят не только к падению уровня доходов государства, но и болезненно отражаются на благосостоянии всех граждан. Поэтому механизм регулирования социально-экономических показателей с помощью мер налоговой политики нуждается в дополнительном исследовании и теоретическом обосновании.
Вместе с тем, в современных условиях существует необходимость дальнейшей теоретико-методологической проработки проблемы эффективности государственной налоговой политики, эффективного налогообложения, налогового обеспечения проводимых в России реформ.
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретический анализ проблем налоговой составляющей государственного регулирования экономики и социальной сферы, исследовать эффективность налоговой политики в России.
В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие взаимосвязанные задачи:
- раскрыть понятие, сущность и основные особенности эффективности налоговой политики в стране;
- проанализировать и оценить социально-экономический аспект эффективности налоговой политики;
- рассмотреть возможность снижение налогового бремени как один из способов решения социально-экономических проблем в России. А так же определить пути повышения эффективности налоговой политики.
Объектом исследования выступает налоговая политика как взаимодействие между государством, обществом и каждым конкретным лицом в связи и по поводу налогообложения.
Предметом исследования является оценка эффективности налоговой политики с учётом существующего социально-экономического положения страны.
Теоретической основой данного исследования являются положения современной экономической теории и теорий налогообложения, статьи и отчеты, посвященные проблемам реализации налоговой политики и ее влияния на различные сферы общества и экономики.
Информационно - нормативную базу исследования составили данные Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, Госкомстата, Министерства экономического развития и торговли, ресурсы Интернет, справочно-правовая система КонсультантПлюс, Налоговый Кодекс РФ, данные периодических изданий, научно-практических конференций и семинаров.
Методологическая база данного исследования основывается на принципах диалектической логики в единстве причинно-следственного и функционально-структурного анализа, позволяющего раскрыть сущность протекающих в России социально-экономических, налоговых и макроэкономических процессов. При выявлении механизма влияния налоговой политики на социально-экономические процессы были применены методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, детализации, сравнения, научной абстракции и логические законы. При определении показателей эффективности налоговой политики использовался статистический и динамический анализ.
Теоретическая и практическая значимость дипломной работы заключается в анализе различных подходов к проблемам формирования налоговой политики и оценке её эффективности в России. А так же в исследовании социально-экономической составляющей налоговой политики.
Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами работы. Диссертационное исследование состоит из введения, шести параграфов, объединенных в три главы, заключения, библиографического списка использованной литературы и пяти приложений. Положения и выводы диссертации иллюстрируются таблицами и рисунками.
В первой главе работы рассматривается понятие налоговой политики с разных точек зрения, а так же её сущность и основные направления. В самом общем виде налоговая политика на макроуровне представляет собой систему целенаправленных экономических, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогообложения. Описывается опыт становления налоговой системы в России, основные функции и принципы. Большое внимание уделяется вопросу влияния происходящих социальных и экономических процессов в стране на эффективность налоговой политики.
Вторая глава дипломной работы посвящена анализу показателей, используемых при оценке эффективности налоговой политики. Такими показателями выступают: налоговые платежи, имеющие тенденцию к росту; задолженность по налогам и сборам в бюджет страны и уровень налогового бремени. Основными показателями эффективности проводимой налоговой политики выступают показатели социального и экономического развития. Налоговая политика строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, поэтому стабилизация социально-экономической системы ведёт к устойчивому и эффективному функционированию налоговой политики в стране.
В третьей главе основное внимание уделяется вопросу снижения налоговой нагрузки, как приоритетному направлению на пути повышения эффективности налоговой политики. Здесь рассматриваются основные методы такого снижения: совершенствование налогового администрирования, реформирование основных налогов. Во втором параграфе данной главы анализируется возможный прогноз собираемости налогов и коэффициент налоговой нагрузки. А так же оценивается, как изменения данных показателей могут сказаться на развитие социально-экономической ситуации в России.

Глава 1 Особенности эффективной налоговой политики в России
1.1 Понятие и сущность налоговой политики

Деятельность любого современного государства во многом связана и обусловлена определёнными политическими процессами, которые пронизывают жизнь общества и государства. Государство создано в интересах человека и гражданина, поэтому государственные и общественные интересы не должны иметь различий. Именно согласование государственных и частных интересов, становятся центральной во взаимодействиях между государством, в лице его уполномоченных органов и гражданином.
Важное значение это имеет применительно к реализации государством такой функции, как налогообложение, которая традиционно рассматривается в качестве одной из основных функций государства. Именно по средствам налогов государство решает экономические, социальные и многое другие общественные проблемы.
В рамках реализации этой функции государство вступает в неизбежный конфликт, связанный с необходимостью «вторжения» в частную собственность и её дальнейшего перераспределения. При этом говорят о конфликте интересов между налогоплательщиком и государством. Задача состоит в том, чтобы обеспечить баланс этих интересов, потому что всякое нарушение баланса влечет за собой в ту или другую сторону, неважно в какую, негативные последствия для общества в целом, создает известную напряженность, ощущение несправедливости в обществе. [11, с.10]
Ещё в XVIII веке французский мыслитель Шарль Монтескье отмечал: «Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую им оставляют» [4, с.16]
Таким образом, отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия государства, общества и каждого конкретного лица в связи и по поводу налогообложения определяются налоговой политикой.
Понятие налоговой политики можно трактовать достаточно широко, поэтому необходимо рассмотреть общую терминологию понятия.
Слово «политика» имеет в русском языке много значений, из которых, применительно к налоговой сфере, наиболее точным следует признать определение политики как «искусства государственного управления» Соответственно под налоговой политикой понимается «искусство налогового управления», где субъектом управления выступает государство, а непосредственным объектом управления служат налоги, налоговая система. [19, с.260]
В экономической литературе нередко понятие налоговой политики рассматривается однобоко, сугубо с фискальной позиции. Например, Экономический словарь (2000) определяет налоговую политику как систему мероприятий, проводимых государством в области налогов: составную часть финансовой политики государства. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строением общества, состоянием экономики и государственных финансов. [36, с.260]
В этом случае принимается во внимание лишь фискальная функция налогов, которая заключается в обеспечении финансирования государственных расходов, мобилизации средств в бюджетную систему страны. Благодаря этой функции осуществляется дальнейшее распределение денежных средств для реализации государственных программ, а также перераспределение части ВВП в территориально, отраслевом и социальном разрезе.
Необходимо отметить, что кроме фискальной функции в жизни страны налоги должны выполнять и ряд других функций: [38, с.52]
• Поддержание социального равновесия путём уменьшения неравенства между реальными доходами отдельных социальных групп населения – социальная (распределительная) функция;
• Регулирование хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, накопления, внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса и других объектов – регулирующая функция. Регулирующая функция проявляется через систему мероприятий в сфере налогообложения, направленная на согласование интересов государства и предпринимателей, поощрение товаропроизводителей, осуществление рациональной региональной экономической политики и устранение противоречий в действующем законодательстве. Данная функция появилась после развития у государства социальной функции как специфический «противовес» безвозмездного изъятия налогов.
Одним из главных компонентов регулирующей функции налогов выступает стимулирующая подфункция, которая проявляется через систему налоговых льгот, освобождений и других мероприятий, направленных на стимулирование людей работать более напряжённо, получать большие доходы, что обеспечивает ускорение накопления капитала и увеличению налоговых поступлений. [4, с.17]
Точное знание о состоянии экономики в стране позволяет вносить своевременно изменения в налоговую политику, поэтому одной из важных функций налогов выступает контрольная функция. Она позволяет государству отслеживать полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах, осуществлять проверку соблюдения законодательства о налогах и сборах. Практическая роль налогов в осуществлении контрольной функции проявляется через деятельность налоговых органов. [13, с.47]
Следует отметить, что фискальная функция налогов превалирует в ущерб двум другим функциям в развивающихся странах, а так же в развитых странах в период экономических и военно-политических потрясений. Эта функция являлась определяющей в российской налоговой политике 90-х гг.
В настоящее время в России курс взят на переход от преимущественно-фискальной к стимулирующей развитие экономики налоговой политике. Никто не стремится и не может стремиться к ослаблению фискальной функции налогов. Без этого, мы понимаем, нет бюджета. Но на практике фискальная функция налога действует, а вот система стимулирования как таковая в настоящее время не создана. Налоговая политика не ориентирована на стимулирование деловой активности, а излишне ориентирована на исполнение фискальных функций и обременительна для большинства налогоплательщиков. [21, с.71]
Например, возьмем ситуацию, когда доля нефтегазового сектора в структуре ВВП стабильно снижается и, соответственно, стабильно снижаются доходы бюджетной системы от нефтегазового сектора и от сырьевого экспорта, необходимо стимулировать развитие перерабатывающих отраслей, необходимо стимулировать диверсификацию экономики, необходимо стимулировать развитие перерабатывающих отраслей, ориентированных на производство продукции с более высокой доли добавленной стоимости. И, в этой связи, меры налогового стимулирования приобретают исключительное значение. [63]

Если рассматривать налоговую политику с позиции экономической политики государства, то она выступает частью общей социально-экономической политики. Государство как субъект управления имеет множество целей во всех сферах общественной жизни, для достижения которых используется весь арсенал имеющихся у него средств, том числе, разумеется, и


28. План путина. Взгляд в 2020. [текст]//Российская Федерация сегодня. 2008. №4. С34-37;
29. Плышевский, Б.П. Динамика и структура ВВП:/Плышевский Б.П. [текст]//Вопросы статистики. 2007. №12. С39-41;
30. Российский статистический ежегодник. 2006.[текст] М.: Росстат, 2006. 1028с;
31. Савченко, В.Я. О методике определения налоговой нагрузки:/Савченко В.Я. [текст]//Финансы. 2005. №7. С26-30;
32. Садков, В, Аронов, Д. Бюджетно-налоговый федерализм и налоговая политика:/Садков В, Аронов Д. [текст].//Налоги. 2007. №18. С 5-7;
33. Сидорова, Н.И. Специфика и функции НДС:/Сидорова Н.И.[текст]//Финансы. 2008. №2. С36-40;
34. Симагина, О.П. Вопросы качества экономического роста:/Симагина О.П. [текст]//Экономист. 2007.№2. С29-35;
35. Скворцов, О.В. Оценка социально-экономического развития регионов:/Скворцов, О.В. [текст]// Региональная экономика. 2007. №7 (46) С7-12;
36. Толкушкин, А.В. Налоги и налогообложение: энциклопедический словарь:/Толкушкин А.В. [текст]. М.: Юрист, 2000. 512с;
37. Ушвицкий, Л.И. Экономические интересы сторон в системе налоговых отношений:/Ушвицкий Л.И. [текст]//Налоговая политика и практика. 2006 №8 (44). С 26-29;
38. Ходов, Л.Г. Налоги и налоговое регулирование экономики:/Ходов Л.Г. [текст]. Учебное пособие. – М. : ТЕИС, 2003. 253с;
39. Черник, Д.П и др. Налоги и налогообложение:/Черник, Д.П и др. [текст]. Учебник. 3-е издание. – М.: МЦФЭР, 2006. 528с;
40. Чиненов, М.В. О российской налоговой системе:/Чиненов М.В. [текст]//Всё о налогах. 2007. №1. С11-14;
41. Швецов, Ю. Налоговая система России: можно ли исправить существующие недостатки?:/Швецов, Ю. [текст].//Вопросы экономики. 2007. №4. С 140-145;
42. Яковлев, М. Налоговый прогресс:/Яковлев М. [текст]//Наша версия. 2008. №12. С3-4;
43. Балацкий, Е.В. Эффективная фискальная политика [Электронный ресурс]//Сайт www.cir.ru. Режим доступа к ресурсу: http://www.cir.ru/docs/http/www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/Pp/2000/20005balatskiy/200005balatskiy000.htm?QueryID=1082217&HighlightQuery=10827; 44. Доклад А. Кудрина «Трёхлетний бюджет – бюджет диверсификации экономики»:/Кудрин А.[Электронный ресурс] Финансы. 2007. №4. С 3-8//Сайт www.fpcenter.ru. Режим доступа к ресурсу: http://www.fpcenter.ru/themes/basic/map-index.asp?folder=1460;
45. Глинский, А.Н. Налоговая политика как механизм перераспределения национального дохода:/Глинский, А.Н. Налоги. 2007. №4.//КонсультантПлюс. Справочно-правовая система [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс: Высшая школа;
46. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2008-2010 год. [Электронный ресурс]//Сайт www1.minfin.ru. Режим доступа к ресурсу:http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2008/04/DOKLAD_o_rezultatakh_i_osn_napravl_deyat_na_2008-2010.pdf#search;
47. Злобина, А.А. Налоговый механизм государства. [Электронный ресурс]//Сайт www.hi-edu.ru. Режим доступа к ресурсу: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook104/01/index.html?part-009.htm;
48. Исаков, В.Б. Современная налоговая система, оценка налогового
бремени в России и в зарубежных странах. [Электронный ресурс]//Сайт www.nalogforum.ru. Режим доступа к ресурсу: http://www.nalogforum.ru/new-8.html;
49. Колесников, Н.А. Налоги как «цена» услуг государства:/Колесников, Н.А. Бухгалтер и закон. 2007. №1.//КонсультантПлюс. Справочно-правовая система [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс: Высшая школа;
50. Кузнецова, Анна Павловна. Социально-экономические аспекты налоговой политики в России. [Электронный ресурс]//Сайт www.econ.msu.ru. Режим доступа к ресурсу: http://www.econ.msu.ru/ds/662;
51. Мельникова, Н.П. Практические вопросы совершенствования налогового стимулирования развития инновации:/Мельникова Н.П. Налоги и налогообложение. 2007. №11.//КонсультантПлюс. Справочно-правовая система [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс: Высшая школа;
52. Налоговая политика 2007: в преддверье серьёзных перемен. Налогообложение, учёт и отчётность в страховых компаниях. 2007. №3.//КонсультантПлюс. Справочно-правовая система [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс: Высшая школа;
53. Налоговая статистика. Структура задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РФ на 1 января 2008 года.[Электронный ресурс]//Сайт www.gks.ru. Режим доступа к ресурсу: http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_01/IssWWW.exe/Stg/d01/2-61-2.htm;
54. Николаев, И.А. О бюджетной и налоговой политике на 2008-2010 годы:/Николаев И.А. Финансовые и бухгалтерские консультации. 2007. №6.//КонсультантПлюс. Справочно-правовая система [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс: Высшая школа;
55. Об основных направлениях налоговой политики на 2007-2009 год. [Электронный ресурс]//Сайт www.nalogoved.ru. Режим доступа к ресурсу: http://www.nalogoved.ru/nv/nalog_polit.pdf;
56. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008-2010 год. [Электронный ресурс]//Сайт www.1.minfin.ru. Режим доступа к ресурсу: http://www.1.minfin.ru/budget/taxpoltend.PDF;
57. Основные показатели социально-экономического развития России. [Электронный ресурс]//Сайт www.er-duma.ru. Режим доступа к ресурсу: http://www.er-duma.ru/law/24329;
58. Постановление Коллегии Орловской области от 16.10.2007 №235 «Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2008-2010 год»//КонсультантПлюс. Справочно-правовая система [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс: Высшая школа;
59. Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему РФ, включая государственные внебюджетные фонды за 2004-2005, 2006-2007 год. [Электронный ресурс]//Сайт www.nalog.ru. Режим доступа к ресурсу: http://www.nalog.ru/index/php?topic=budget;
60. Пояснительная записка к проектировкам основных характеристик федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года, и распределению расходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года по ведомственной структуре и раздела функциональной классификации расходов РФ. [Электронный ресурс]//Сайт www.fpcenter.ru. Режим доступа к ресурсу: http://www.fpcenter.ru/themes/basic/news-document.asp?folder=1635&matID=19609;
61. Предложения Торгово-промышленной палаты (ТПП) по налоговой политике. [Электронный ресурс]//Сайт www.nalogforum.ru. Режим доступа к ресурсу: http://www.nalogforum.ru/rabmaterials_11.html;
62. Разгулин, С. Совершенствование налогового администрирования:/Разгулин С. Бюджет. 2007.№6.//КонсультантПлюс. Справочно-правовая система [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс: Высшая школа;
63. Расшифровка диктофонной записи заседания третьего Всероссийского налогового форума: "Налоговая система России и развитие предпринимательства. Взгляд бизнеса" 3 апреля 2007 года. [Электронный ресурс]//Сайт www.nalogforum.ru. Режим доступа к ресурсу: http://www.nalogforum.ru/forum2007_stenogramma.html;
64. Смирнов, А. Битва за НДС: страсти накаляются. [Электронный ресурс]// Сайт www.businesspress.ru. Режим доступа к ресурсу: http://businesspress.ru/newspaper/article_mId_36_aId_448128.html;
65. Специальный доклад ТПП РФ «Бизнес и налоги» [Электронный ресурс]//Сайт www.nalogforum.ru. Режим доступа к ресурсу: http:/www.nalogforum.ru/new-8/html;
66. Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности.[Электронный ресурс]//Сайт www.gks.ru. Режим доступа к ресурсу: http://www.gks.ru/free_doc/2007/b07_11/23-05.htm;
67. Сценарные условия функционирования экономики РФ, основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2009 год и плановый 2010-2011 год. [Электронный ресурс]//Сайт www.economy.gov.ru. Режим доступа к ресурсу: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/myconnect/economylib/mert/welcome/pressservice/eventschronicle/doc1205746881772;
68. Туркина, Елена Юрьевна. Эффективность управления бюджетом РФ. [Электронный ресурс]//Сайт www.volsu.ru. Режим доступа к ресурсу: http://www.volsu.ru/Volsu/news/diser/avto/avto5.doc.

Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ