Среда, 09.07.2025, 19:47
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Финансовый менеджмент » Диплом

20128 Изменение финансовой стратегии в условиях кризиса

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Стратегические аспекты функционирования предприятия в условиях кризиса 6
1.1. Содержание и принципы стратегического планирования на предприятии в условиях кризиса 6
1.2. Подходы к процессу разработки стратегии развития предприятия в условиях кризиса 9
Глава 2. Обоснование выбора финансового механизма функционирования предприятия в условиях кризиса 15
2.1. Основные положения и методы стратегического планирования 15
2.2. Методика оценки финансового состояния и стратегического положения предприятия 23
Глава 3. Анализ финансовой стратегии предприятия в условиях кризиса 29
3.1. Оценка показателей финансового состояния 29
3.2. Анализ стратегических альтернатив предприятия в условиях кризиса 36
Глава 4. Анализ результатов проведенных исследований 39
Глава 5. Выявление стратегических проблем и возможных путей решения 42
Глава 6. Рекомендации по изменению стратегии в условиях кризиса в аспекте финансовой стратегии 47
6.1. Определение целей развития предприятия в условии кризиса 47
6.2. Проектирование стратегической программы развития в условиях кризиса 50
Заключение 55
Библиография 58
Приложения 60

Введение

Эффективная работа организаций не возможна без формирования соот-ветствующей стратегии своего развития, обеспечивающей им рыночные пре-имущества и горизонты развития. Сущность стратегии заключается в установлении совокупности действий, направленных на овладение максимально возможной долей рынка при этом получая запланированный объем прибыли в соответствии с решаемыми финансовыми и тактическими задачами.
Однако отсутствие должного внимания к разработке стратегий организации, определяющих конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, стало препятствием для расширенного воспроизводства производственно-технического потенциала и устойчивого экономического роста отечественных инновационных предприятий и национальной экономики в целом.
Более того, возникновение глобальных финансовых кризисов ведущих к спаду практически во всех сферах хозяйственной деятельности требует четкой и слаженной программы функционирования предприятий, а отсутствие четких приоритетов определяемой стратегией приводит к банкротству.
В этих условиях возникает необходимость в совершенствовании методических подходов к формированию стратегии, направленных на создание конкурентных преимуществ, поддержания финансовой устойчивости, которые бы позволили предприятиям эффективно использовать ресурсы и принимать стратегические решения, реагируя на все изменения, происходящие в рыночной среде организации.
Формирование научной базы обеспечения долгосрочной прибыльности Российских предприятий относится к «сфере ответственности» теории страте-гического менеджмента.
К сожалению, реальные достижения в этой области не очень велики, и однозначные эмпирические доказательства эффективности стратегического менеджмента до настоящего времени не найдены. Неудивительно, что менеджеры на практике уделяют так мало времени анализу будущего и стратегическому планированию, которое зачастую вырождается в набор ритуалов, прикрывающих реальные процессы принятия решений.
Перечисленные проблемы вызваны во многом тем, что доминирующие концепции стратегического управления не вполне адекватны современным условиям бизнеса. Поэтому существует необходимость в выработке концепций стратегического управления, в достаточной мере отражающих особенности «экономики знаний», в которой ключевым ресурсом Российских предприятий является интеллектуальный капитал – совокупность необходимых для создания стоимости знаний, умений и связей.
Развитие российской экономики находится в целом в русле общемировых трендов. В России, хотя и со значительным отставанием от лидирующих стран, развивается информационный сектор экономики, растет степень интернационализации хозяйственной деятельности предприятий, увеличивается доля лиц, занятых преимущественно умственным трудом. Обеспечение конкурентоспособности российских предприятий в открытой для зарубежных фирм экономике невозможно без понимания специфики постиндустриального бизнеса. В этой области на российских предприятиях наблюдаются значительные проблемы: как правило, отсутствуют обоснованные программы стратегического развития; стратегические цели не согласовываются с имеющимися ресурсами; руководители и специалисты не имеют общего видения будущего своих организаций, у предприятий нет сильных брэндов и т.д. Все вышесказанное в полной мере относится и к организациям акции, которых котируются на торговых площадках систем РТС и ММВБ, где данные проблемы обусловили актуальность исследований в области формирования стратегий бизнеса организации в условиях ми-рового финансового кризиса, и предопределили выбор темы дипломной работы.
Цель дипломной работы заключается в разработке рекомендаций по обоснованию стратегии бизнеса и финансовой концепции организации в условиях глобального кризиса.
Для достижения этой цели в дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:
 рассмотреть стратегические аспекты функционирования организации в условиях глобального кризиса;
 обосновать выбор финансового механизма функционирования организации в условиях кризиса;
 произвести анализ финансовой стратегии предприятия в условиях кризиса;
 выявить стратегические проблемы;
 разработать рекомендации по изменению стратегии бизнеса и финансо-вой политики организации в условиях кризиса.
Теоретическую и методическую основу дипломной работы составили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики конкуренции, маркетинга, основ теории управления, экономической теории. В ходе выполнения работы изучены законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации и постановления Правительства РФ по вопросам, связанным с ведением рыночной деятельности организаций, исследованы материалы индексов и котировок на Российской торговой системы.
Объектом исследования является предприятие связи ОАО «Армада».
Предметом исследования являются организационно - управленческие отношения, возникающие в процессе проведения диагностики стратегии предприятия в условиях кризиса. Информационную базу дипломной работы составляют материалы монографических исследований, публикации в периодической печати, нормативно-правовые акты, материалы конференций и семинаров, информация статистических органов, финансово-экономическая отчетность о деятельности промышленных предприятий

Раздел 1. Стратегические аспекты функционирования предприятия
в условиях кризиса

1.1. Содержание и принципы стратегического планирования
на предприятии в условиях кризиса

В настоящее время отечественные компании функционируют в условиях последствий мирового финансового кризиса, который оказал свое негативное влияние на деятельность многих сфер экономики сопряженной с глобализацией мирового экономического пространства.
Под влиянием мирового финансового кризиса происходит снижение платежеспособности различных компаний, а впоследствии и обычных людей, что приводит к нестабильности экономической конъюнктуры, что значительной степени усложняют процесс определения стратегических перспектив.
Процесс стратегического планирования – это прогнозирование социально-экономического развития предприятия, поиск новых возможностей, выбор направлений стратегий.
В условиях кризиса процесс стратегического планирования корректирует существующую на предприятии стратегию развития, сокращает сроки планирования, исключает различные возможности с целью сохранения целостности компании и возможности ее выживания.
В качестве основного инструмента стратегического планирования является процесс формирования финансовой стратегии, трактуя ее как концепцию создания и использования конкурентного преимущества, охватывающий формирование финансов и их планирование для обеспечения финансовой стабильности предприятия.
Стратегическое планирование, прежде всего, предполагает определение конкурентной позиции предприятия на рынке и в отрасли.
В современных условиях темп роста требований потребителей к качеству товаров (услуг) возрастает в геометрической прогрессии, а конкурентоспособность имеет свойство зависеть и распространяться на ближайшее окружение предприятия.
Поэтому стратегическое планирование должно осуществляться предприятием совместно с его поставщиками и партнерами, что создаст основу для формирования и сохранения конкурентных преимуществ в условиях кризиса.
Логическая цепочка процесса определения ключевых компетенций, со-стоящего из пяти основных блоков, представлена на рисунке 1.1

Рисунок 1.1 – Процесс выделения ключевых компетенций (КК) предприятия

Содержание cтpaтeгичecкoгo плaниpoвaния, являяcь нayчнoй ocнoвoй paзpaбoтки cиcтeмы пpoгнoзoв, пpoeктoв пpoгpaмм и плaнoв, пoзвoляeт пoлyчить oтвeт нa cлeдyющиe вoпpocы:
 кaкoвы цeли paзвития cooтвeтcтвyющeгo oбъeктa cтpaтeгичecкoгo плaниpoвaния в условиях кризиса?;
 кaкoй дoлжнa быть пocлeдoвaтeльнocть пpoцecca paзpaбoтки yпpaвлeнчecкиx peшeний в фopмe cтpaтeгичecкиx пpoгнoзoв, пpoгpaмм и плaнoв, в условиях кризиса?;
 кaкими дoлжны быть caми cтpaтeгичecкиe пpoгнoзы, пpoгpaммы и плaны, и кaким тpeбoвaниям oни дoлжны yдoвлeтвopять?;
 кaкиe мeтoдoлoгичecкиe пoдxoды к peшeнию кaкиx пpoблeм cтpaтeгичecкoгo плaниpoвaния cлeдyeт иcпoльзoвaть в условиях кризиса?.
Рeшeниe любыx пpoблeм yпpaвлeния, a, cлeдoвaтeльнo, и cтpaтeгичecкoгo плaниpoвaния, в условиях кризиса имeeт oпpeдeлeнные принципы.
Пoд принципами cтpaтeгичecкoгo плaниpoвaния пoнимaют yпopядoчeннyю пocлeдoвaтeльнocть, взaимocoглacoвaннocть и oбocнoвaннocть пpoцeдyp, cвязaнныx c peшeниeм любoй пpoблeмы cтpaтeгичecкoгo плaниpoвaния в условиях кризиса, a тaкжe oпpeдeлeниe иcxoднoгo пyнктa, oттaлкивaяcь oт кoтopoгo oни дoлжны peшaтьcя и кoтopoмy дoлжeн пoдчинятьcя вecь пpoцecc плaнoвoй paбoты.
Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений.
Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выра-ботку стратегических планов.
Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия.
Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации , что дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, в условиях кризиса, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития в будущем.
До последнего времени стратегическое планирование было прерогативой крупных международных концернов. Однако ситуация стала меняться, и, как показывают опросы, все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают заниматься вопросами стратегического планирования.
Таким образом, можно сделать вывод, что стратегическое планирование в условиях кризиса является важнейшим инструментом позволяющим скорректировать перспективы дальнейшего развития компании в условиях кризиса, сделать процесс функционирования в условиях кризиса управляемым и создает возможность определить возможности преодоления финансового кризиса.

1.2. Подходы к процессу разработки стратегии развития предприятия
в условиях кризиса

Процесс разработки стратегии развития предприятия в условиях глобального кризиса может состоять из следующих этапов:
 определение краткосрочных целей организации;
 анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации в условиях кризиса;
 выбор стратегии, особое внимание финансовой стратегии;
 реализация стратегических решений;
 оценка и контроль выполнения;
Стратегический анализ в условиях кризиса является основным элементом стратегического планирования.
Данный анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью поддержания ликвидности и финансовой устойчивости, используя все наиболее прибыльные и перспективные ее направления. Основным методом анализа является построение двухмерных матриц. С помощью таких матриц происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям.
Существует три подхода к формированию матриц:
1. Табличный подход, при котором значения варьирующихся параметров возрастают по мере удаления от графы наименования этих параметров. При этом анализ портфеля ведется от левого верхнего угла к правому нижнему.
2. Координатный подход, при котором значения варьируемых параметров возрастают по мере отдаления от точки пересечения координат.
Анализ портфеля здесь ведется от левого нижнего угла к правому верх-нему.
3. Логический поход, при котором анализ портфеля ведется от правого нижнего угла к левому верхнему. Такой поход получил наибольшее распро-странение в зарубежной практике.
4. Анализ окружающей среды необходим при осуществлении стратегического анализа, т.к. его результатом является получение информации, на основе которой делаются оценки относительно текущего положения предприятия на рынке.
Анализ окружающей среды предполагает изучение трех ее составляю-щих:
 внешней среды;
 непосредственного окружения;
 внутренней среды организации.
Анализ внешней среды включает изучение влияния кризиса на экономику в целом, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктуры и.т.п. в аспекте влияния на деятельность компании.
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.
Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в условиях кризиса в процессе достижения своих целей.
Внутренняя среда анализируется по следующим направлениями:
 кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.; организация управления;
 производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; финансы фирмы;
 маркетинг;
 организационная культура.
Выбор стратегии. Стратегический выбор предполагает формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для поддержания финансовой устойчивости в условиях кризиса.
При этом используется специальный инструментарий, включающий ко-личественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ (матрица BCG, Mc Kincey и др.).
Реализация стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей.
Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии.
Обобщенная модель процесса стратегического планирования в условиях кризиса и наиболее действенные инструменты ее реализации представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Модель процесса стратегического планирования на предприятии
Блок
процесса Выполняемые
подпроцессы Используемый инструмент
1 Стратегиче-ский анализ Комплексный анализ внеш-ней и внут-ренней сре-ды; Модель Стейнера “Продукт–рынок“. STEP-ана¬лиз макросреды.
Модель Портера “5 сил конкуренции в от-расли“.
Модель Кэмпбела “Ресурсный анализ отрасли“, SWOT-анализ.
2 Стратегиче-ское прогнози-рование Прогнозиро-вание тен-денций раз-вития ситуа-ции; разра-ботка сцена-риев Эвристические: “Дельфи“, ПАТТЕРН, МАИ, ОТСП, ССО, ТМП.
Экономико-математические: модели Брауна, Хольта, Хольта–Уинтерса, метод эволюции для двух- и трехпараметрических моделей, метод МАФ, метод гармонических весов, линейные модели временных рядов, корреляционный, регрессионный, факторный анализ
4 Стратегиче-ский выбор Формирование на-бора альтернатив-ных стратегий; вы-бор наиболее
эффективной стра-тегии Корреляционный SWOT-анализ, мо-дель жизненного цикла продукта, портфельные модели анализа
Расчет финансовых показателей аль-тернативных стратегий
4 Стратегиче-ский контро-линг Планирование реа-лизации стратегии, контроль и коррек-тировка Сбалансированная система показате-лей (ВSС). Бюджетирование. Проек-тирование организационных измене-ний.
Планирование изменений по целям
Данный инструментарий строится на теории всеобщей конкуренции, не допуская взаимоподдержки, что противоречит основному постулату современного менеджмента – партнерство и сотрудничество. Существует также более глубокий подход в концепции стратегического планирования, который строиться по принципу “прогноз–стратегия–план“ (рисунок 1.2) т.е. с позиции построения моделей “идеальное предприятие“ и “идеальный продукт“, отражающих стратегические цели развития предприятия.

Рисунок 1.2 – Инструментарий построения системы стратегического планирования на предприятии в условиях кризиса

Модель “идеальное предприятие“ представляет собой набор конкретных параметров по производственной, финансовой, коммерческой деятельности, информационных технологий, корпоративной культуры; “идеальный продукт“ – функциональность, эргономичность и безопасность, качество, широта ассортимента, эксклюзивность, сервис.
Приведенный подход отличается более полным охватом всех элементов системы стратегического планирования и ее составляющих, что обеспечивает эффективность его применения в процессе управления предприятием в условиях кризиса, так как он ориентирован на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ.
При этом особая роль отведена процессу обеспечения качества выпус-каемой продукции на этапе разработки изделия и подготовки производства, что соответствует требованиям системы управ¬ления TQM, внедряемой на отечественных предприятиях в ходе их сертификации по требованиям международных стандартов ИСО 9004–2001.
В целом проведенное рассмотрение данных позволяет сделать вывод, что реализация совокупности инструментов, перечисленных в таблице 1.1, и вышеприведенного подхода к стратегическому планированию позволяют использовать более совершенные инструменты в условиях кризиса.

Раздел 2. Обоснование выбора финансового механизма функционирования предприятия в условиях кризиса

2.1. Основные положения и методы стратегического планирования

Основные положения стратегического планирования в условиях кризиса базируются на 2 возможных ситуациях деятельности предприятия:
 стабильность;
 выживание.
Стратегия стабильности концентрируется на поддержке существующих направлений бизнеса за счет лидерства “низкой цены“, либо дифференциации (создание уникальных свойств продукта), или фокусирования на определенном сегменте рынка. Данная стратегия реализуется только в тех сегментах где конкурентные преимущества компании значительны.
Стратегия выживания применяется в силу сложившихся внутренних или внешних причин, приведших предприятие к критической ситуации. Данная стратегия выражается через “сбор урожая“ – получение максимального дохода в крат¬косрочной перспективе; “разворот“ – отказ от неэффективных продуктов; “отделение“ – закрытие нерентабельных про-изводств.
Сочетание нескольких типов конкурентной стратегии в рамках бизнес-портфеля представляет гибридную стратегию.
Согласно М.Портеру, существует три основные стратегии, которые имеют универсальный характер и применимы в отношении любой конкурентной силы.
Это – преимущество в издержках, дифференциация, фокусирование. Каждая из основных стратегий требует выбора особого рода экономических ресурсов и навыков, а также определенных управленческих решений. Наряду с преимуществами в конкурентной позиции общие стратегии связаны с определенным риском.
Финансовая стратегия предприятия и соответствующая ей совокупность правил и приемов, направлена в первую очередь на эффективную реализацию финансового потенциала предприятия.
Содержательные характеристики финансовой стратегии отражают оценку продуктивности использования ресурсов, альтернативную стоимость или сопутствующие затраты и потери.
Целесообразность разработки финансовой стратегии возникает, напри-мер, в условиях стабильно растущего спроса, когда практически отсутствует конкуренция какой-либо отрасли. Пересмотр финансовой стратегии всегда необходимо проводить, когда наступает вероятность усиления рисков банкротства.
Базовая стратегия конкуренции, представляющая собой основу конку-рентного поведения предприятия на рынке и описывающая схему обеспечения преимуществ над конкурентами, является центральным моментом в стратегической ориентации предприятия. От ее правильного выбора зависят все последующие маркетинговые действия предприятия в условиях кризиса.
В отличие от тактических действий на рынке стратегия конкуренции должна быть направлена на обеспечение преимущества над конкурентами в период кризиса.
Таким образом, в основе концепции типовых стратегий лежит идея, что каждая стратегия основана на конкурентном преимуществе и что для того, чтобы добиться его в условиях кризиса, фирма должна обосновать и выбрать свою стратегию с учетом факторов собственной конкурентоспособности.
Если говорить о стратегии лидерства по издержкам, то существует много способов снижения себестоимости с одновременным поддер¬жанием среднего по отрасли качества.
Однако некоторые способы снижения себестоимости связаны с движением по кривой опыта, увеличением масштабов производства для достижения максималь¬ной экономии.
Философия экономии на масштабах производства основана на так называемой кривой опыта. Она была предложена в 1926 году, когда при помощи эмпирического анализа обнаружилось, что затраты на производство единицы продукции падают на 20% всякий раз, когда объем производства удваивается.
В соответствии с этой теорией осо¬бое значение придается увеличению доли компании на рынке, по¬скольку это позволяет наращивать объемы производства и двигаться вниз по кривой в направлении снижения производственных затрат. Именно так можно добиться более высокого уровня доходов и нормы прибыли и, следовательно, большей конкурентоспособности предпри¬ятия на рынке в условиях кризиса.
Более того, кризис имеет как негативные моменты, так и положительные. К примеру, в условиях спада конкурентоспособности фирм на рынке, более финансово обеспеченная организация может организовать проведение стратегии большего охвата рынка, предложив существующим покупателям в условиях кризиса более выгодные условия, что позволит ей получить дополнительные конкурентные преимущества.
Центральным моментом в этой стратегии является понимание нужд по-купателя.
Фирме необходимо знать, что ценится покупателя¬ми, предоставлять именно требуемый набор качеств и, соответственно, назначать цену.
Если фирма добилась успеха, то определенная группа покупателей на этом сегменте рынка не будет рассматривать товары, предлагаемые другими компаниями в качестве заменителя ее продук¬ции. Фирма создает, таким образом, группу постоянных покупателей, почти что минимонополию.
Успешно проводимая стратегия дифференциации снижает остроту конкуренции, которая часто наблюдается в условиях кризиса. Если поставщики поднимут цены, «преданные» покупатели, с малой чувствительностью к цене, скорее всего, примут конечное повышение цен, предложенное производителем эксклюзивного товара.
Более того, приверженность покупателей играет роль своего рода барьера для выхода на данный рынок новых произво¬дителей и замены данного продукта другими подобными товарами. Однако стратегия дифференциации не является безрисковой стра¬тегией.
Во-первых, если основа дифференциации, т. е. то, чем фирма хочет отличаться от других, может быть легко скопирована, другие фирмы будут восприниматься как предлагающие тот же самый товар или услугу. Тогда конкуренция в данной отрасли, скорее всего, превратится в ценовую.
Во-вторых, фирмы, ориентирующиеся на широкую дифференци¬ацию, могут быть оттеснены компаниями, чьи усилия направле¬ны только на один определенный сегмент.
В-третьих, если стратегия основывается на процессе постоянно¬го совер-шенствования продукта (с целью всегда идти на шаг впе¬реди своих конкурентов), то фирма рискует просто оказаться в невыгодном положении, так как будет нести максимальные рас¬ходы на исследования и новые разработки, в то время как конку¬ренты будут использовать результаты ее деятельности в своих интересах.
В-четвертых, если фирма будет игнорировать затраты на дифферен-циацию, то повышение цены не приведет к повышению прибыли
Стратегия фокусирования подразумевает выбор узкого сегмента или группы сегментов в отрасли и удовлетворение потребностей этого сегмента с большей эффективностью, чем это могут сделать конкурен¬ты, обслуживающие более широкий сегмент рынка.
Стратегия фоку¬сирования может применяться как фирмой, являющейся лидером по себестоимости, которая обслуживает данный сегмент, так и диффе¬ренциатором, удовлетворяющим специальные требования сегмента рынка тем способом, который позволяет назначать высокую цену. Так что фирмы могут конкурировать по широкому фронту (обслуживая несколько сегментов) или сосредотачиваться на узком направлении (целенаправленное действие). Оба варианта стратегии фокусирова¬ния основываются на различиях между целевыми и остальными сег¬ментами отрасли.
Именно эти различия можно назвать причиной образования сегмента, который плохо обслуживается конкурентами, осуществляющими широкомасштабную деятельность и не имеющи¬ми возможности приспособиться к специфическим потребностям дан¬ною сегмента. Фирма, сфокусированная на себестоимости, может пре¬взойти фирмы, ориентирующиеся на широкий круг потребителей, за счет своей возможности устранить «излишества», которые не ценятся в данном сегменте.
Причем широкую дифференциацию и сфокусированную диф-ференциацию часто путают. Разница между ними состоит главным образом в том, что компания, делающая ставку на широкую дифференциа¬цию, основывает свою стратегию на широко ценимых отличительных свойствах, в то время как сфокусированный производитель разыскивает сегмент со спе-цифическими потребностями и удовлетворяет их значительно лучше.
Очевидной опасностью стратегии фокусирования является то, что целе-вой сегмент может по каким-либо причинам исчезнуть. Кроме того, еще какие-то фирмы вступят в этот сегмент, превзойдя данную фирму в фокусировке,
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Библиография

1. Артамонов Б.В. Стратегический менеджмент: учеб. пособие /Б. В. Артамонов. - М. Ч. 2: Типовые стратегии и организационное проектирование. – 2006
2. Аристов О.В. Конкуренция и конкурентоспособность: Учеб. пособие для заоч. обучения по всем спец. /О.В. Аристов; Гос. ун-т упр., Ин-т заоч. обучения. - М.: Финстатинформ, 1999.- 142 с.
3. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: [учеб. пособие] /Р. И. Акмаева; Астрах. гос. техн. ун-т. - М.: Финансы и статистика, 2006.- 206, с.
4. Буканова В.И. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для 08050765, 08050265 /В. И. Буканова. - Саратов, 2007
5. Брянцева Е.Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие /Е. Н. Брянцева. - Омск, 2007
6. Баринов В.А. Стратегический менеджмент: учеб. пособие /В. А. Баринов, В. Л. Харченко. - М.: ИНФРА-М, 2006.- 283, с.
7. Волкогонова О.Д. Стратегический менеджмент: учеб. пособие /О. Д. Волкогонова. - М., 2007
8. Горностаева А.Н. Стратегический менеджмент: теория и практика /А. Н. Горностаева, И. Н. Горностаева, Н. С. Горностаев; Федер. агентство по образованию, Брян. гос. техн. ун-т. - Брянск: Изд-во БГТУ, 2006.- 212 с.
9. Глумаков В.Н. Стратегический менеджмент: практикум: [учеб. пособие по специальности 080507 “Менеджмент орг.“] /В. Н. Глумаков, М. М. Максимцов, Н. И. Малышев. - М.: Вуз. учеб., 2006.- 185, с.
10. Дегтярева Н.М. Управление качеством в условиях конкуренции /Н.М. Дегтярева, Е.Г. Пипко; Гос. акад. сферы быта и услуг. Поволж. технол. ин-т сервиса. - Тольятти: ПТИС, 1999.- 128 с.
11. Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент: учеб. модуль /Л. Г. Зайцев. - М., 2004
12. Кузнецов А.Л. Стратегический менеджмент: учеб. пособие по специальности 080507, 080501 /А. Л. Кузнецов. - Ижевск, 2006
13. Кузнецова И.Д. Стратегический менеджмент: лекции, задачи, контрол. вопросы /И. Д. Кузнецова. - Иваново, 2006
14. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие: [по специальности “Менеджмент орг.“] /Ю. Н. Лапыгин. - М.: ИНФРА-М, 2007.- 234, с.
15. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: курс. лекций: [учеб. пособие] /В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. - М.; Новосибирск: ИНФРА-М; Сиб. соглашение, 2006.- 287 с.
16. Морозова И.А. Методы стратегического менеджмента: учеб.-метод. пособие /И. А. Морозова. - Волгоград, 2006
17. Панов А.И. Стратегический менеджмент: [учеб. пособие для вузов по направлению 080100 “Экономика и упр.“] /А. И. Панов, И. О. Коробейников, В. А. Панов. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 301, с.
18. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент: [учеб. по специальности “Менеджмент орг.“] /В. Н. Парахина, Л. С. Максименко, С. В. Панасенко. - Изд. 2-е, стер.. - М.: КноРус, 2006.- 494, с.
19. Романов А.П. Стратегический менеджмент: учеб. пособие /А. П. Романов. - Тамбов, 2006
20. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для вузов. - М., 2007
21. Стратегический менеджмент инновационной организации: учеб. пособие для специальности 220601. - М., 2006
22. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент: [учеб. пособие для вузов по специальности и направлению “Менеджмент“] /М. Б. Шифрин. - СПб.; СПб.: Питер; Питер Пресс, 2007.- 240 с.
23. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – Изд. «Дело». – 2005.- 447 с.
24. Хасанов Р. Стратегии конкуренции: Анализ и практика /Р. Хасанов. - Омск: ОмГТУ, 1999.- 118 с.
25. Щербаковский Г.З. Конкуренция и стабильность фирмы /Г.З. Щербаковский; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб.: СПбГУЭФ, 1998.- 157 с.
26. Яблокова С.А. Стратегический менеджмент: конспект лекций /С. А. Яблокова. - М., 2007
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ