20202 Налоговое планирование и прогнозирование на предприятии
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3 1. Теоретические аспекты налогового планирования в организации 6 1.1 Сущность и значение планирования деятельности и налогового прогнозирования в организации 6 1.2 Классификация видов налогового планирования 12 1.3 Организация налогового планирования и оценка налогового бремени предприятия 17 1.4 Принципы оптимизации налогообложения на предприятии 26 2. Оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности пред-приятия на материалах ОАО «Дорстрой-СК» 39 2.1 Основные сведения о предприятии ОАО «Дорстрой-СК» 39 2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 44 2.3 Изучение и анализ основных нормативно- правовых актов, исполь-зуемых в деятельности ОАО «Дорстрой-СК», структуры налогов и налогового бремени 52 2.4 Учетная политика предприятия и организация бухгалтерского учета 63 2.5 Оценка основных показателей деятельности предприятия 71 2.6. Оценка налогового планирования и прогнозирования в ОАО «Дорстрой-СК» 84 3. Повышение эффективности налогового планирования на предприятии 93 3.1 Сравнительный анализ налогового бремени при различных системах налогообложения 93 3.2 Пути оптимизации налогообложения на предприятии 103 Заключение 115 Список литературы 117 Приложения 121
Введение
До недавнего времени в отечественной науке и практике использовались два термина в области минимизации налоговых обязательств: правомерное избежание налогов и незаконное уклонение от уплаты налогов. Однако за рубежом в отношении налогов уже долгое время применяются и другие термины, такие как: уменьшение налогов, налоговое мошенничество, сопротивление уплате налогов и отказ от уплаты налогов. Не претендуя на бесспорность суждений, попытаемся понять сходства и различия этих терминов. По общему правилу избежание налогов - правомерное использование определенного налогового режима в целях получения преимуществ при уплате налогов, допускаемых самим законом. Уменьшение налогов есть правомерное снижение налоговых обяза-тельств посредством действий, разрешенных законом, а избежание - это создание законных условий для неуплаты налога (налогов) посредством действий, не запрещенных законом. Другими словами, избежание налогов есть действия, которые, с одной стороны, строго следуют букве закона, но с другой - противоречат самому его духу, а потому являются недопустимыми (незаконными), хотя и непреступными, как, например, уклонение от уплаты налогов. В то же время, уменьшение налогов следует как букве, так и духу закона. В отличие от избежания, уклонение от уплаты налогов - основной термин, используемый для обозначения деяний индивидов и корпораций, которые не уплачивают налоги, применяя незаконные способы. Уклонение от уплаты налогов обычно подразумевает умышленное искажение (умалчивание) сведений, необходимых для правильного исчисления нало-гооблагаемой базы с тем, чтобы снизить налоговые обязательства. Эти действия включают, в частности, предоставление недостоверной налоговой декларации (недекларирование или неполное декларирование доходов, прибылей и выгод; или преувеличение затрат и других обстоятельств, учитываемых при вычетах). Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что отношения между бюджетом и предприятием очень важны. Предприятие уплачивает в бюджет налоги и сборы, государство – направляет полученные средства на улучшение жизни населения страны. Вопросы разграничения действий по минимизации налоговых платежей на предмет их правомерности (или даже степени их правомерности) традиционно относятся к наиболее сложным в теории и практике налогообложения. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Важным вопросом для исследования является налоговое планирование. С его помощью предприятие может уменьшить налогооблагаемую базу, тем самым, сократив платежи в бюджет. Цель работы - исследование налогового планирования и прогнозирования на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1. Рассмотреть сущность и значение планирования деятельности и налогового прогнозирования в организации; 2. Изучить классификацию видов налогового планирования; 3 Охарактеризовать организацию налогового планирования и возможности оценки налогового бремени предприятия; 4 Рассмотреть принципы оптимизации налогообложения на предпри-ятии; 5. Представить основные сведения о предприятии ОАО «Дорстрой-СК» 6. Провести анализ внешней и внутренней среды предприятия; 7. Изучить и проанализировать основные нормативно-правовые акты, используемые в деятельности предприятия, структуру налогов и налогового бремени; 8. Исследовать учетную политику предприятия и организацию бухгалтерского учета; 9. Оценить основные показатели деятельности предприятия; 10. Провести сравнительный анализ налогового бремени при различ-ных системах налогообложения; 11. Предложить пути оптимизации налогообложения на предпри-ятии. Решение поставленных задач и рассмотрение перечисленных вопро-сов поможет более глубоко раскрыть тему работы. Теоретическая значимость темы состоит в рассмотрении таких поня-тий, как налоговое планирование, оптимизация, минимизация налогов, и их способы. Практическая значимость темы заключается в возможности примене-ния полученных знаний в области налогов и сборов, а также посредством изучения применения отечественного опыта налогового планирования на практике. Рекомендации применения схем налоговой минимизации в ОАО «Дорстрой-СК» позволит ему уменьшить налоговые выплаты, а высвобожденные таким образом средства, направить на необходимые цели. Объект исследования – ОАО «Дорстрой-СК». Предмет исследования – налоговое планирование и прогнозирование на предприятии. Методы исследования – описание, анализ, сравнение, изучение литературы.
1. Теоретические аспекты налогового планирования в организации
1.1 Сущность и значение планирования деятельности и налогового прогнозирования в организации
Налоговое планирование (НП) - это совокупность законных целена-правленных действий, связанных с использованием определенных приемов и способов, а также всех предоставляемых законом льгот и освобождений с целью максимальной минимизации налоговых обязательств. Налоговое планирование позволяет уменьшать налоговые обязательства организации в процессе всей деятельности или в течение ограниченного периода времени и/или при совершении каждой конкретной хозяйственной операции. Целью НП является: - оптимизация налоговых платежей; - минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов; - повышение объема оборотных средств организации; - увеличение реальных возможностей для повышения эффективности работы организации. Элементами налогового планирования являются: - организационно-правовая форма: - виды деятельности, - выбор наиболее выгодного, с точки зрения налогообложения, места расположения организации; - учетная политика организации для целей бухгалтерского и налогового учетов; - выбор режима налогообложения; - льготы по налогам и сборам и т.д. [48, c.7] Основные правила, в соответствии с которыми наши специалисты осуществляют НП следующие: 1. Соблюдение требований действующего законодательства. 2. Снижение совокупных налоговых обязательств организации. 3. Рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации. 4. Корректировка процедуры НП с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений. 5. Требование, чтобы разработанная схема имела экономическое и правовое обоснование. Составными этапами НП являются: 1. Анализ проблем и постановка задач Содержанием этого этапа НП являются изучение (анализ) налоговых проблем организации и постановка задачи, в соответствии с которой затем подбираются инструменты и разрабатываются схемы НП. Налоговый анализ включает, в частности, определение особенностей деятельности организации, анализ основных налогов, которые надлежит уплачивать, их ставки, размеры, распределение между бюджетами различных уровней и налоговые льготы, анализ системы договорных отношений и типичных хозяйственных операций, оценку суммы налоговых обязательств в текущих условиях хозяйствования и др. В качестве задачи налогового планирования может выступать минимизация налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу; по совокупности налогов, исчисляемых на базе одного и того же объекта налогообложения; по всей совокупности налогов, плательщиком которых является организация, и т.д. 2. Определение основных инструментов, которые может исполь-зовать организация Инструменты НП это налоговые льготы, специальные налоговые ре-жимы, особые экономические зоны на территории РФ и за рубежом, согла-шения об избежании двойного налогообложения и т.д., позволяющие практически реализовать предусмотренные законодательством наиболее выгодные условия хозяйствования с точки зрения возникающих налоговых обязательств [48, c.9]. 3. Создание схемы При осуществлении НП создают определенную схему, в соответствии с которой предприятие осуществляет финансово-хозяйственную деятель-ность. Основная задача при этом состоит в том, чтобы правильно применить и сгруппировать используемые инструменты НП с целью построения системы, позволяющей реализовать задачи НП наилучшим образом. 4. Контроль осуществления деятельности в соответствии с разработанной схемой Для оценки эффективности работы схемы следует сопоставить общий размер налоговой экономии (расчетной), полученной в результате применения инструментов НП, и общий размер налоговых потерь, которые организация понесет при практической реализации данной схемы Задача налогового планирования – организация системы налогообложения для достижения максимального финансового результата при минимальных затратах. Комплексное налоговое планирование осуществляется в рамках налогового консалтинга и является частью финансового планирования на предприятии. Налоговое планирование подразумевает оптимизацию налогообложения в целом, разработку ситуационных схем оптимизации налоговых платежей, организацию системы налогообложения для своевременного анализа налоговых последствий различных управленческих решений. Планирование налоговых платежей в рамках налогового планирования позволит предприятиям более эффективно управлять имеющимися ресурсами. Основными принципами налогового планирования являются: - законность всех способов и методов оптимизации налогообложе-ния; - экономичность внедрения схем оптимизации налогообложения; - индивидуальный подход к деятельности и особенностям конкретного налогоплательщика; - комплексность и многовариантность применения разработанных схем и методов налогообложения. Организация налогового планирования заключается: в предварительном анализе финансово-хозяйственной деятельности организации; в исследовании действующего законодательства, исследовании и анализе налоговых проблем конкретного налогоплательщика с целью выявления наиболее перспективных направлений налогового планирования; в изучении схем оптимизации налогообложения партнеров и конкурентов в конкретных видах дея-тельности, а также применении наиболее выгодных способов налогообложения на предприятии [16, c.17]. Оптимизация налогообложения предприятия, разработка отдельных схем минимизации налогов применительно к конкретному виду деятельности или определенной организационно-правовой форме позволит сократить налоговые платежи. Освобожденные средства вы сможете инвестировать в развитие своего бизнеса. Налоговое планирование наиболее эффективно на этапе организации бизнеса, так как целесообразно изначально грамотно подойти к выбору организационно-правовой формы, места регистрации предприятия, разработке организационной структуры предприятия. Организация налогового планирования в процессе функциониро-вания предприятия необходима при оформлении договорных отношений с поставщиками и заказчиками, осуществлении хозяйственных операций и т. д. Налоговое планирование является неотъемлемой частью процесса создания, реорганизации, ликвидации предприятия, преобразования, слияния и т. п. Эффективность современного бизнеса во многом определяется не только рентабельностью предприятия, но и объемом затрат на его ведение. Налоговое планирование позволяет заметно сократить объем расходов на содержание фирмы за счет продуманной программы оптимизации налогообложения. Далеко не безупречная налоговая система Российской Федерации создает массу проблем для успешного развития бизнеса, лишая его стабильности и перспектив роста. Тем временем, многие зарубежные компании, оказавшиеся в подобной ситуации, уже давно приняли на вооружение безопасный и эффективный метод снижения налоговых выплат - оптимизацию налогов. Налоговое планирование изначально воспринималось российскими бизнесменами как способ уклонения от уплаты налогов. Неверное понимание задачи оптимизации налогообложения и широкое применение так называемых “налоговых схем“ создало массу проблем для некоторых предпринимателей. Оптимизация налогов - это ряд абсолютно законных мер, направленных на сокращение налоговых издержек. Опыт зарубежных компаний показал, что продуманное налоговое планирование способствует не только повышению уровня дохода компании, но и роста ее статуса в глазах государства, что немаловажно для дальнейшего развития. Налоговое планирование - это целая система различных схем и мето-дик, позволяющая выбрать оптимальное решение для конкретно взятого случая. В числе инструментов оптимизации налогообложения можно указать создание методологии бухгалтерского учета, разработку системы штрафов и так далее. Однако наиболее эффективным и практичным способом обеспечить снижение налоговых выплат является регистрация или приобретение оффшорной компании (офшорной компании) [12, c.12]. Оффшор (офшор) - это формальная регистрация компании в так называемой “оффшорной зоне“, то есть в стране, где существенно снижены (или отсутствуют) налоги на предпринимательскую деятельность нерезидентов. Низкое налогообложение нерезидентов предусмотрено в нескольких странах, поэтому у предпринимателей всегда есть возможность выбрать оптимальный с точки зрения налогового планирования вариант. Данный вид оптимизации налогов весьма востребован среди бизнесменов всего мира, количество зарубежных компаний “выставленных на продажу“ в качестве потенциального оффшора (офшора), растет с каждым годом. Зарегистрировать оффшорную компанию (офшорную компанию) гораздо легче и выгодней, чем открыть представительство фирмы в другой стране. Дело в том, что открытие представительства, как правило, не освобождает от уплаты налогов, в то время как оффшор (офшор) позволяет устранить выплаты налога на прибыль и заметно снизить проценты по социальному и подоходному налогам. Очень часто оффшорные компании (офшорные компании) выступают в качестве финансовых центров - они позволяют сделать инвестиционную политику компании более гибкой и защищенной. Чтобы обеспечить высокий уровень надежности оффшора (офшора) нередко применяются оффшорные счета. Счет в иностранном банке для нерезидента - это полная конфиденциальность и оперативность при управлении денежными средствами. Оффшорные счета позволяют оперировать валютой, что немаловажно в случае международного делопроизводства. Оффшорная компания (офшорная компания) может открыть расчетные счета в нескольких банках по всему миру, что также является одним из плюсов данного инструмента налогового планирования [14, c.19]. Рассмотрим вопрос, касающийся минимизации налогообложения. Цель оказания услуг по минимизации налогообложения - не противо-действие фискальной системе государства, влекущее применение налоговых санкций или мер уголовной ответственности, а именно легальное высвобождение активов (минимизации налогообложения) для дальнейшего их использования в экономической деятельности, которые позволяют налогоплательщику правомерно избежать или в определенной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей и, следовательно, не влекут неблагоприятных последствий для налогоплательщика. Использование пробелов и коллизии норм в законодательстве требует не только сугубо индивидуального подхода, но и является самой рисковой частью минимизации налогообложения. Гораздо эффективнее с точки зрения долгосрочного развития бизнеса выстроить общую модель минимизации налогообложения, в зави-симости от вида деятельности организации и привести в соответствие с этой моделью минимизации налогообложения договорную базу, внутренние организационные документы, элементы учетной политики и систему внутреннего контроля. 1.2 Классификация видов налогового планирования Налоговое планирование - это совокупность законных целенаправленных действий налогоплательщика, связанных с использованием им определенных приемов и способов, а также всех предоставляемых законом льгот и освобождений с целью максимальной минимизации налоговых обязательств. Элементами налогового планирования являются: учетная политика организации по бухгалтерскому и налоговому учету; налоги; ставки налогов; льготы по налогам и сборам; календарь бухгалтера; документация и документооборот; инвентаризация; аудит; отчетность. Налоговое планирование связано с учетом системы факторов и усло-вий функционирования организации и существующего налогового законодательства. При создании организации важно правильно выбрать вид деятельности организации, уровень концентрации производства, место ее расположения и т.д. Как правило, налоговое планирование представляет собой именно комплекс мер, направленных на уменьшение налогового бремени. Однако при всем многообразии данные меры могут быть подразделены на долго-срочные (перспективные) и текущие. Долгосрочное (перспективное) налоговое планирование - это использование налогоплательщиком таких приемов и методов, которые уменьшают его налоговые обязательства в течение длительного времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика. Элементы данного вида планирования: - выбор наиболее выгодного, с точки зрения налогообложения, места расположения организации, ее структурных подразделений и руководящих органов; - выбор организационно-правовой формы организации и ее организационно-хозяйственной структуры (деление производственных и хозяйственных процессов вплоть до создания для этих целей группы взаимосвязанных самостоятельных организаций), позволяющий ми-нимизировать налоговые платежи [5, c.5]. Под текущим налоговым планированием понимается совокупность методов, позволяющих налогоплательщику уменьшать налоговое бремя в течение ограниченного периода времени и/или в каждой конкретной хозяйственной ситуации. При этом отметим, что элементы текущего налогового планирования носят не только инициативный, но и императивный (обязательный) характер. К числу последних можно, на-пример, отнести: - принятие организацией учетной политики; - выбор варианта налогового учета. Формирование оптимальной для конкретной организации налоговой учетной политики является одним из основных элементов текущего налогового планирования и оказывает непосредственное влияние на финансовое положение организации. Например, организации должны выбрать метод уплаты налога на прибыль, принять решения об использовании или неиспользовании налоговых льгот и т.д. К инициативным методам текущего налогового планирования можно отнести анализ всех предоставляемых законодательством льгот по каждому налогу и рассмотрение возможности их использования, анализ всех возможных форм сделок в конкретных хозяйственных ситуациях, выбор наиболее рациональных форм размещения активов, использования (распределения) прибыли организации и т.п. Таким образом, текущее налоговое планирование носит более опера-тивный характер. Во многих случаях оно строится на использовании пробелов в законодательстве при решении спорных вопросов, в том числе с помощью различных судебных прецедентов. Хорошие перспективы для использования налогоплательщиками имеет и такой тактический ход текущего налогового планирования, как оспаривание незаконных или расширительно толкующих законодательство нормативных и ненормативных актов налоговых органов. Это позволяет выяснить позиции судебных органов (вплоть до высших) по актуальным, но недостаточно ясным вопросам налогообложения. Долгое время арбитражные и гражданские суды не признавали за налогоплательщиком право обжаловать мнение налоговых органов заранее, то есть до нанесения какого-либо ущерба интересам истца [39, c.15]. Однако в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2002 N 319-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы некоммерческой организации - учреждения по управлению персоналом “Персона“ на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации“ установлено, что налогоплательщики могут и не дожидаться, когда их накажут рублем, - они вправе оспаривать действия налоговиков заранее. В соответствии с вышеуказанным определением Конституционного Суда Российской Федерации, если налогоплательщик считает, что какой-либо ведомственный документ противоречит закону, он может обращаться с жалобой в суд. При рассмотрении подобных дел суды, как следует из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде более ранних своих постановлений, не вправе ограничиваться формальным установлением того, кому ад-ресован обжалуемый акт, а обязаны выяснить, затрагивает ли он права налогоплательщиков. Но при этом неважно, оштрафован уже истец или нет, важно другое: могут ли его оштрафовать при невыполнении им оспариваемых положений. Именно это и должны определять судьи, отказы же в судебной защите налогоплательщикам по другим основаниям противоречат ст. 46 Конституции Российской Федерации. Однако в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2002 N 319-О речь шла о нормативном правовом акте (приказ, зарегистрированный в Минюсте России), на практике же многие негативные для налогоплательщиков разъяснения, носящие в том числе системный характер, оформляются в виде писем. Право налогоплательщиков обжаловать в вышестоящих налоговых органах или в суде любые ненормативные акты налоговых органов было подтверждено в постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“. Однако в п. 48 этого постановления ВАС РФ был сделан акцент на двух компонентах ненормативного акта налогового органа, который можно обжаловать в суде: требование адресности и наличие на нем подписи руководителя инспекции или его заместителя. В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003 N 418-О “По жалобе гражданина Егорова Андрея Дмитриевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 года, статей 29 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года“ был сделан вывод, что ст. 137 и 138 НК РФ предоставляют налогоплательщику право обжаловать в суде решения любых должностных лиц налоговых органов и суды не имеют права отказывать в рассмот- рении таких жалоб. И вот совсем недавно ВАС РФ принял решение от 20.05.2004 N 4719/04 о признании частично недействующим абзаца четвертого п. 5 письма МНС России от 11.06.2003 N СА-6-22/657 “О разъяснении отдельных вопросов применения глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации“, то есть документа, который формально не может быть признан нормативным правовым актом, но в то же время адресован неограниченному кругу лиц [39, c. 17]. Классификация налоговой оптимизации по различным основаниям представлена на рис. 1.
Важным моментом в жизни налогоплательщиков является желание снизить налоговое бремя, уменьшить платежи по налогам и сборам. Для этих целей применяется налоговое планирование (оптимизация, минимизация). Следует отметить, что налоговые органы относятся напряженно к лицам, применяющим различные схемы налоговой оптимизации. Но данные схемы можно применять в случае, если они основаны на применении разрешенных законом льгот, особенностей учетной и налоговой политики. В зарубежных странах более развито налоговое планирование, в нашей же стране – только начинает развиваться, и, повторимся, развивается осторожно, вызывая опасения и повышенное внимание налоговых органов. Что касается исследуемого объекта – ОАО «ДОРСТРОЙ-СК», - то на предприятии налоговое планирование не применяется и в связи с этим мы решили рекомендовать руководству применить несколько схем, которые помогут снизит налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, налогу на имущество, НДФЛ и ЕСН. Снижение выплат в пользу государства по данным налогам позволит предприятию направить вырученные средства в производство, инвестиционные проекты и другие необходимые цели. Дипломное исследование проведено на базе данных ОАО «ДОРСТРОЙ-СК». Основным видом деятельности предприятия является строительство подземных коммуникаций: сетей водопроводов, канализации, технологических сетей, теплотрасс, строительство автодорог, площадок и их благоустройство. Выручка в 2008 году составила 5846 тыс. рублей, что на 1776 тыс. рублей больше, чем в предыдущем году. Чистая прибыль в 2008 году составила 4694 тыс. рублей - на 4596 выше показателя 2007 года. Но, несмотря на рост названных показателей, рентабельность продаж очень низкая: в 2008 году показатель равен 3,85% и по сравнению с 2007 годом он снизился на 2,04%. Это говорит о существовании проблем в производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Внутренний потенциал предприятия достаточно большой, сильными сторонами являются устойчивое финансовое положение, высокое качество услуг, профессионализм ключевых производственных специалистов; также можно отметить положительный момент – предприятие является одним из лидеров в республике. Проблемой для предприятия является низкий профессионализм работников основного производства. Это происходит из-за малой привлекательности фирмы как работодателя именно для работников основного производства. ОАО «ДОРСТРОЙ-СК» находится на общем режиме налогообложения и является плательщиком следующих налогов: налог на прибыль организаций; НДС; ЕСН; НДФЛ; налог на имущество организаций. Общая сумма уплаченных по итогам 2008 года налогов составила 1080, 7 тыс. рублей. Мы рассчитали суммы налогов, уплачиваемых при применении УСНО. При объекте налогообложения «доходы-расходы» сумма налога к уплате значительно превышает сумму налога при объекте налогообложения «доходы». Это произошло из-за большой величины доходов различных видов. На основании полученных данных можно сделать вывод, что применение УСНО предприятию в данном отчетном периоде не было бы выгодным, так как суммы налогов при УСНО значительно превышают суммы налогов при общем режиме налогообложения. Таким образом, были предложены несколько способов применения налогового планирования для данного предприятия. Рекомендуемые нами схемы минимизации налогов помогут предприятию уменьшить на законных основаниях налоговые выплаты.
Список литературы 1. Бюджетный кодекс РФ 2. Налоговый кодекс РФ 3. Акулинин Д.Ю. Основные средства организации как объект налогового планирования // Налоговый вестник. – 2002. - № 3. 4. Акулинин Д.Ю. Правовые аспекты налогового планирования // Налоговый вестник. – 2004. - № 10. 5. Андропова А. Обойдется ли компания без налогового планирования? // Расчет. – 2005. - № 9. 6. Андропова А., Изотова Л. Считаем эффективность налогового планирования // Расчет. – 2005. - № 9. 7. Аронов А.В. Налоговая система: реформы и эффективность // Налоговый вестник – 2001 - № 5. 8. Баскин А.И., Саакян Р.А. О прогнозировании развития налоговой системы // Налоговый вестник. – 2001. - № 6. 9. Беляков С.Ю. Доктрина деловой цели. Разграничение правомерной практики налогового планирования и противоправной минимизации налогов // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2006. - № 5. 10. Береславская Д. “SICAR - новое слово в инвестиционной деятельности“ (интервью с Д. Кривоблоцким, старшим консультантом по международному налоговому планированию компании “Импэкс Консалт“) // Консультант. – 2006. - № 21. 11. Булдыгин С.Л. Добросовестный или недобросовестный? Конституционные основы налогового планирования - новейшие тенденции // Российская юстиция. – 2006. - № 11. 12. Булдыгин С.Л. Оптимизация или уклонение? Конституционные основы налогового планирования // Российская юстиция. – 2006. - № 10. 13. Булдыгин С.Л. Оффшорные реалии налогового планирования // эж-ЮРИСТ. – 2005. - № 44. 14. Бурдина А.А. Использование оффшорных компаний в налоговом планировании и управлении активами организаций // Право и экономика. – 2006. - № 1. 15. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Дашков и К, 2002. 16. Винницкий Д.В. Проблемы разграничения налогового планирования и действий, направленных на уклонение от налогообложения // Журнал российского права. – 2006. - № 11. 17. Гагарин П. Безопасно ли налоговое планирование с участием однодневок // Консультант. – 2006. - № 1. 18. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина М.В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Дашков и К, 2003. 19. Государственные и муниципальные финансы. /Под ред. И.Д. Мацкуляка.- М: РАГС, 2003. 20. Гусева Т.А. Выбор формы осуществления предпринимательской деятельности как элемент налогового планирования // Право и экономика. – 2006. - № 8. 21. Гусева Т.А. Получение предварительного заключения налогового органа как способ налогового планирования // Право и экономика. – 2006. - № 11. 22. Гусева Т.А. Правовые основы налогового планирования // Ваш налоговый адвокат. – 2005. - № 5. 23. Гусева Т.А. Пределы осуществления налогового планирования с учетом международного опыта // Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа. – 2006. - № 6. 24. Гусева Т.А. Экономическая обоснованность затрат как элемент налогового планирования // Право и экономика. – 2006. - № 10. 25. Гусева Т.А., Толкачев Р.А. Разграничение налогового планирования от избежания налогообложения: опыт Франции // Налоговед. – 2006. - № 9. 26. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 2004. 27. Елин А.С. Резервы как один из элементов налогового планирования // Главбух. – 2005. - № 2. 28. Зарипов В. М. Зачет излишне уплаченного налога сроками не ограничен // Налоговые споры. Тематический выпуск журнала “Арбитражная практика“. - 2002. - № 10. 29. Зимянин М., Червинская О. Оффшорные реалии налогового планирования // эж-ЮРИСТ. – 2005. - № 44. 30. Зрелов А.П. Возможности налогового планирования при начислении и выплате заработной платы: обзор популярных схем 2003 года // Право и экономика. – 2003. - № 12. 31. Иванова А. Есть способы оправдать внешне недобросовестное поведение налогоплательщика (интервью с Ю.В. Комиссаровой, главным редактором журнала “Практическое налоговое планирование“) // Главбух. – 2006. - № 10. 32. Климова М.А. Резервы налогоплательщика как инструмент налогового планирования // Налоговый вестник. – 2005. - № 4. 33. Климова М.А. Участие в простом товариществе: возможности налогового планирования // Налоговый вестник. – 2004. - № 9. 34. Коваль Л.С. Налоговое планирование: оптимизация налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта // Право и экономика. – 2005. - № 9. 35. Козенкова Т. Налоговое планирование // ФПА АКДИ “Экономика и жизнь“. – 2001. - № 17. 36. Кожинов В.Я. Налоговое планирование. Рекомендации бухгалтеру. - М.: ФКК, 1998. 37. Козенкова Т.А. Методы налогового планирования // Консультант бухгалтера. – 2007. - № 7. 38. Лушин С.И. Актуальные проблемы бюджета // Экономист. – 2002. - № 7. 39. Маляренко Е. Налоговое планирование: без права на ошибку // Московский бухгалтер. – 2007. - № 18. 40. Маслов А. А., Шаповалов С. Ю. Взыскание налогов: разрешение спорных ситуаций, арбитражная практика. - М.: ТаксХелп, 2006. 41. Налоги / Под ред. Черника Д.Г. – М.: Финансы и статистика, 2001. 42. Налоги и налогообложение / Под ред. И.Г. Русакова. - М.: Финансы, 2006. 43