20213 Планирование и прогнозирование прибыли предприятия
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРИБЫЛИ И ЕЁ ПЛАНИРОВАНИЯ 6 1.1. Экономическое содержание и значение прибыли предприятия 6 1.2. Факторы, влияющие на прибыль предприятия 16 1.3. Методы планирования прибыли 20 ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МАКДОНАЛДС» 29 2.1. Общая информация о деятельности предприятия 29 2.2. Характеристика маркетинговой деятельности 35 2.3. Характеристика финансовой деятельности 38 ГЛАВА 3. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ ООО «МАКДОНАЛДС» 61 3.1. Основные элементы прибыльности предприятия 61 3.2. Система планирования прибыли предприятия 62 3.3. Основные направления по совершенствованию прибыли предприятия 70 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74 ПРИЛОЖЕНИЯ 80
ВВЕДЕНИЕ
Планирование в системе управления предприятием играет ведущую роль. Это давно проверенная на практике в развитых странах аксиома. Однако в результате рыночных преобразований экономики России планирование как институт был практически ликвидирован на всех уровнях управления. Но жизнь показала, что это одна из стратегических ошибок реформирования. И сегодня вопрос о планировании остро встал на всех уровнях управления. Восстановление и развитие планирования и прогнозирования на предприятиях общественного питания происходит с различной степенью интенсивности. Формирование новых систем планирования зависит от многих факторов, которые оказывают влияние на уровень плановой работы. Первая группа факторов: тяжелое финансовое состояние предприятия, низкая квалификация персонала, компьютерная неграмотность работников, неэффективные системы мотивации – отрицательное влияние. Вторая противоположная группа факторов: заинтересованность руководства, инновационность персонала, эффективная маркетинговая деятельность - положительное влияние. Важнейшая роль прибыли в предпринимательской деятельности предприятия предопределяет необходимость ее планирования. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия. В предпринимательской деятельности процесс планирования прибыли необходим, т.к. он определяет финансовое обеспечение предприятия. В условиях социалистической экономики этот процесс осуществлялся довольно просто: объем производства, объем продаж, себестоимость, цена. В настоящее время этот метод себя не оправдывает, так как не дает объективной оценки. На данный момент на практике применяются различные методы планирования прибыли: метод прямого счета, метод ассортиментного планирования, аналитический метод, нормативный метод, метод экстраполяции, факторный метод, метод анализа лимита рентабельности, метод прогноза рентабельности, метод анализа перекрытия ликвидности предприятия. Зависимость качества планов предприятий общественного питания от множества факторов доказывает сложность выбора оптимального направления развития планирования. Более того, опыт работы предприятий показывает, что изменения, касающиеся только технологии планирования, наблюдавшиеся в ходе реформирования экономики в России, могут только снизить расхождения плановых и фактических значений показателей, что конечно актуально в условиях нестабильности внешней среды. Изменения только в области технологии плановых расчетов позволяют лишь незначительно повысить «авторитет» плановой работы в глазах руководителей предприятий, который был утрачен в виду неспособности последней вырабатывать качественные планы в условиях меняющейся среды переходной экономики. Необходимо использовать принципиально современные подходы к планированию прибыли, что подтверждает актуальность выбора темы дипломной работы. Между тем многие задачи, решение которых необходимо для поиска и осуществления направлений совершенствования планирования на предприятиях общественного питания, остаются нерешенными. Например, до сих пор отсутствует оптимальный состав элементов планирования, структуры планов предприятия. Остаются открытыми вопросы определения эффективности планирования и качества планов. Практически остаются без внимания вопросы проведения оценки состояния системы планирования на предприятии. Рассмотрение планирования в тесной взаимосвязи с другими подсистемами управления предприятием не позволило до сих пор выделить и систематизировать факторы, влияющих на его состояние. Недооценка в научных исследованиях многими авторами таких важных моментов планирования, как регламентация, автоматизация, кадровое и информационное обеспечение существенно сужает спектр возможных направлений совершенствования планирования в рыночных условиях. Вопросам планирования прибыли посвящено небольшое количество научных трудов. Основной вклад в формирование теоретико-методологических подходов к планированию принадлежит зарубежным ученым. Это - Файоль А., Ансофф И., Томпсон и др. Среди отечественных ученых, рассматривающих в своих трудах подходы к содержанию планирования и прогнозирования прибыли необходимо выделить Анискина Ю.П., Брюханову Н.В., Ефимову С.А. и др. Целью дипломной работы является анализ процесса планирования на предприятии. В соответствии с этим были поставлены следующие задачи: • Рассмотреть понятие «прибыль», процесс её формирования на предприятии; • Изучить теоретические основы планирования, раскрыть его место в системе управления предприятием; • Проанализировать модель системы планирования прибыли на предприятии; • Предложить основные направления совершенствования прибыли на предприятии. Объект исследования – ООО «Макдоналдс». Предметом исследования является система планирования прибыли на предприятии.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРИБЫЛИ И ЕЁ ПЛАНИРОВАНИЯ 1.1. Экономическое содержание и значение прибыли предприятия
Финансовый результат – важнейший информационный показатель деятельности предприятия. Одним из проявлений финансового результата выступает показатель прибыли. Прибыль как главная цель предпринимательской деятельности находит свое выражение в росте благосостояния собственников конкретного предприятия, поскольку изменение благосостояния собственников происходит за счет получения прибыли или убытков. Конечной целью любой коммерческой деятельности, в том числе и торговой, является получение прибыли. Прибыль – важнейший показатель эффективности работы предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных и материальных потребностей работников и собственников предприятия. За счет прибыли выполняются обязательства перед бюджетом, банками и другими организациями. Поэтому анализ прибыли должен охватывать как факторы ее формирования, так и факторы распределения. В современной экономической науке термин «прибыль» и его содержание вызывают множество споров и разночтений. Существующая в настоящее время возможность неоднозначной интерпретации определений видов прибыли порождает проблемные ситуации, связанные с оценкой и исследованием этой сложной экономической категории. По мере развития экономической теории комплекс понятий и терминов, определяющих прибыль, претерпел значительные изменения от самого простого в качестве дохода от производства и реализации до понятия, характеризующего конечные финансовые результаты во всем многообразии коммерческой деятельности. Существуют разнообразные определения понятия «прибыль» в экономической литературе. Рассмотрим некоторые из них. Прибыль - это разница между стоимостью товара и издержками труда и капитала в производстве (А. Смит, Д. Риккардо, Д. С. Милль); по теории трудовой ценности Маркса - часть прибавочной ценности, создаваемой трудом рабочего. В современном финансово-кредитном словаре прибыль как итоговый показатель работы организации, в котором реализуется главная цель предпринимательской деятельности, выступает в качестве главного критерия эффективности производства. По действующему Налоговому кодексу РФ, прибыль - это полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ. Прибыль как выполняет ряд важнейших функций: • Контрольная. Прибыль является критерием и показателем эффективности деятельности предприятия. Иными словами, сам факт прибыльности уже свидетельствует об эффективной деятельности предприятий. • Стимулирующая. Выступая конечным финансово-экономическим результатом предприятий, прибыль приобретает ключевую роль в рыночных отношениях. За ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и от принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложение. • Воспроизводственная. Прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций, и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке. Таким образом, прибыль предприятия - основной фактор его экономического и социального развития. Этот вывод вытекает из цели предпринимательской деятельности. Современные западные экономисты так формулируют цели акционерной компании (являющейся наиболее распространенной формой предпринимательской деятельности в развитых странах): «Цели компании обычно включают максимизацию акционерной собственности, максимизацию прибыли, максимизацию управленческого вознаграждения, бихевиористические (поведенческие) цели и социальную ответственность». Анализируя функции прибыли в экономической жизни хозяйствующего субъекта, можно отметить, что прибыль необходима для: • оценки эффективности работы фирмы; • принятия решений, связанных с вложением средств в предприятие, покупкой его акций; • достижения целей собственников-акционеров; • использования данных о прибыли прошлых отчетных периодов для прогнозирования деятельности предприятия; • принятия управленческих решений (необходимо анализировать финансовые результаты, для того, чтобы обосновать управленческие решения прошлых и будущих периодов); • определения величины налогооблагаемой базы. В связи с эти прибыль можно рассматривать как: • главную цель предпринимательской деятельности; • основной внутренний источник формирования финансовых ресурсов; • главный источник возрастания рыночной стоимости предприятия; • базу экономического развития государства. Задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия является: • оценка динамики показателей прибыли; • обоснованность фактических данных об образовании и распределении прибыли; • выявление и измерение действия различных факторов на прибыль; • оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек. Для анализа и оценки уровня и динамики прибыли рассчитываются абсолютные и относительные отклонения фактических значений от плановых и уровня прошлого года. Основными источниками информации анализа финансовых результатов являются данные бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности. А именно Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», планы реализации продукции, данные аналитического учета. Обоб¬щенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельнос¬ти предприятия представлены в форме № 2 годовой и квартальной бухгал¬терской отчетности. К ним относятся: прибыль (убыток) от реализации; прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности; прибыль (убыток) отчетного периода; нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода. В процессе формирования прибыли используются показатели, которые подвергаются неоднозначному толкованию в экономической литературе, что требует определенного уточнения. Для этого по данным формы № 2 Отчета о прибылях и убытках составим модель построения прибыли (см. Рис. 1) и дадим экономическую характеристику основным ее показателям.
Рис. 1. Схема формирования показателей прибыли Валовая прибыль - первый показатель в отчете о прибылях и убытках, в определении которого нет единства понимания его экономического содержания. Согласно п. 23 положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н., валовая прибыль - это разность показателей «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)» и «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг». Не противоречит действующему положению по бухгалтерскому учету определение валовой прибыли, данное в Современном экономическом словаре, как разницы между выручкой предприятия, предпринимателя от продажи товаров и затратами на их производство. Вместе с тем валовой прибылью обозначают конечную общую или суммарную прибыль отчетного периода. Например, Словарь экономических терминов дает следующее определение: «Валовая прибыль - общая, суммарная прибыль предприятия, полученная за определенный период от всех видов производственной и непроизводственной деятельности предприятия, зафиксированная в его бухгалтерском балансе; часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда и налогов». Валовая прибыль и брутто-прибыль в экономической литературе признаются синонимами. А.Д. Шеремет пишет: «Брутто-прибыль (валовая прибыль) от реализации продукции - это разница между выручкой от реализации в отпускных ценах предприятия и затратами, включаемыми в производственную себестоимость». Более широкое экономическое содержание в понятие брутто-прибыли вкладывает Г.В. Савицкая: «Брутто-прибыль включает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы (до выплаты процентов и налогов)». Тем не менее, несмотря на несогласованность в понимании содержания валовой прибыли, для целей учета и анализа этого показателя в первую очередь необходимо руководствоваться действующими нормативными документами, определяющими валовую прибыль как разницу между выручкой и производственной себестоимостью, а именно ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 N43н. Прибыль от продаж - следующий показатель, имеет однозначный подход к его экономической трактовке и рассчитывается разностью между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов, характеризует абсолютную экономическую эффективность основной деятельности предприятия. Прибыль до налогообложения - это финансовый результат от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности отчетного периода на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций. Ее называют еще бухгалтерской, балансовой или общей прибылью, которая определяется также разницей между совокупным доходом и явными издержками. Современный экономический словарь бухгалтерскую прибыль трактует как прибыль от предпринимательской деятельности, рассчитанную по бухгалтерским документам без учета документально не зафиксированных издержек самого предпринимателя, в том числе упущенной выгоды. Под бухгалтерской прибылью следует понимать конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н. Налогооблагаемая прибыль - это величина прибыли за период, которая рассчитывается в соответствии с правилами налогообложения для целей определения налога на прибыль, подлежащего к уплате (к возмещению). При этом налогооблагаемая прибыль умножается на ставку налога на прибыль, установленную в соответствии с налоговым законодательством и действующую в отчетном периоде. Чистая прибыль отчетного года (нетто-прибыль) - это часть балансовой прибыли предприятия, которая остается в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений, обязательных платежей в бюджет. Из чистой прибыли выплачиваются дивиденды акционерам, вознаграждения социального характера, финансируются производственные программы, формируются фонды и резервы. Рассчитывается чистая прибыль вычитанием из бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) текущего налога на прибыль и, если организация имеет, иных обязательных платежей (например, штрафов, пени по расчетам с бюджетом и др.), а также величины отложенных налоговых активов и прибавлением отложенных налоговых обязательств (ранее учтенных в текущем налоге на прибыль). На формирование абсолютной величины прибыли оказывают влияние сфера деятельности предприятия, результат деятельности и ее эффективность, определенные законодательством условия учета финансовых результатов. В экономической практике различают минимальную, нормальную, максимальную, целевую прибыль. Эти виды прибыли связанны с разными уровнями объема производства и указывают, в какой области находится предприятие: убыточности, безубыточности, прибыльности. Минимальной считается прибыль, которая обеспечивает предприятию минимальный уровень доходности на вложенный капитал. Величина минимального уровня доходности принимается равной среднему проценту ставки банка по депозитам сложившемуся за исследуемый период. Номинальной считается прибыль, величина которой необходима для удержания предприятия в определенной отрасли. Максимальная прибыль - это наибольшая величина прибыли, которую может получить предприятие при высокой эффективности использования имеющихся ресурсов. Ее достижение означает снижение издержек производства и реализации до минимума. Объем производства обеспечивающий максимальную прибыль, устанавливается в точке, в которой достигается равенство предельного дохода и предельных издержек. При увеличении объема выпуска на одну единицу продукции издержки производства увеличиваются на величину предельных издержек, а валовый доход увеличивается на величину предельного дохода. Пока предельный доход больше предельных издержек, прибыль повышается. Как только предельные издержки окажутся больше предельного дохода, рост прибыли замедлится, и увеличение объема выпуска становится убыточным. Величина прибыли достигает максимума при объеме выпуска продукции, при котором предельный валовый доход равен предельным издержкам. Предприятие стремится получать максимально возможную прибыль, но не всегда это оказывается реальной задачей, поскольку по ряду причин не удается снизить издержки до минимума. На некоторых этапах своей деятельности предприятие не ставит своей основной целью получение максимальной прибыли, а более приоритетными считает достижение других целей. Например, может быть цель завоевание рынков сбыта, для чего нужно снизить цену на продукцию, а это приведет к снижению прибыли. Однако завоевание рынков сбыта в дальнейшем может позволить получать значительно большую прибыль. Предприятие обычно планирует получение целевой прибыли, которая позволила бы предприятию достигать поставленных целей, успешно развиваться, и быть конкурентоспособным. Планируя целевую прибыль, предприятие должно определить какой объем продукции необходимо выпускать, чтобы получить запланированную прибыль. Такой расчет можно произвести с помощью анализа безубыточности производства. Точкой безубыточности (критической точкой) называется такая точка объема продаж, при которой предприятие имеет затраты равные выручке от реализации продукции. В этой точке нет ни прибыли, ни убытков. До критического объема предприятие несет убытки, после критической точки получает прибыль. Точка безубыточности показывает предел безопасности - она указывает, до какого объема можно сократить выпуск продукции, прежде чем предприятие начнет нести убытки.
1. Анискин Ю.П. Финансовая активность и стоимость компании: аспекты планирования. - М.: Омега-Л, 2006. 2. Барчуков А.В. Источники информации для предупреждения финансовых проблем // Финансовый менеджмент. – 2009. - №2. 3. Бехтерева Е.В. Бухгалтерская отчетность. Бухгалтерская отчетность организаций (кроме кредитных, страховых и бюджетных) // Горячая линия бухгалтера. – 2007. - №9-10. 4. Брюханова Н.В. Финансовое планирование и финансовое планирование инвестиционной деятельности организаций. - Новосибирск: СИФБД, 2005. 5. Голубков Е.П. Финансовые результаты: методы оценки // Финансовый консультант. – 2007. - №3. 6. Ермакова Н.А. Финансовое планирование в системе управленческого учета. - М.: Экономистъ, 2005. 7. Ефимова С.А. Маркетинговое планирование, или Как с помощью плана добиться увеличения прибыли организации. – М.: Альфа-Пресс, 2007. 8. Земсков В.В. Статистический анализ прибыли // Аудиторские ведомости. – 2006. - №1. 9. Кислов Д.В. Бухгалтерский баланс: техника составления. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. 10. Ковалев А.И. Анализ финансового состояния предприятия. - М.: Цент экономики и маркетинга, 2006. 11. Ковалев М.Л., Привалов В.П. Анализ хозяйственного состояния предприятия. - М.: Приор, 1999. 12. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - М.: Инфра-М, 2003. 13. Крейнина М.Н. Операционный левередж как инструмент планирования прибыли от продаж // Финансовый менеджмент. – 2002. - №1. 14. Литвин М.И. Прогнозирование прибыли на основе факторной модели // Финансовый менеджмент. – 2002. - №6. 15. Литвин М.И. Прибыль и рентабельность предприятия // Финансовый менеджмент. – 2006. - №4. 16. Литвинов Н. О чем поведает баланс. Финансовый анализ годовой отчетности // Двойная запись. – 2005. - №3. 17. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии. - М.: Проспект, 2009. 18. Макарова Л. Операционный рычаг в руках финансиста // Консультант. – 2006. - №17. 19. Невешкина Е.В. Управление финансово-товарными потоками на предприятиях торговли. – М.: Гарант, 2008. 20. Поленова С.Н. Бухгалтерский баланс как форма отчетности: содержание и формирование показателей // Все для бухгалтера. – 2008. - №4. 21. Поленова С.Н. Методика составления отчета о прибылях и убытках // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии.- 2008. - №3. 22. Пятов М.Л. Возможности анализа бухгалтерской отчетности // БУХ.1С. – 2006. - №9. 23. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: экономика, 2005. 24. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2003. 25. Савицкая Г.В. Экономический анализ. - М.: Новое знание, 2005. 26. Слуцкин М.Л. Сегментарный анализ как инструмент управления затратами и прибылью // Финансовый менеджмент. – 2008. - №4. 27. Тихонова Е.П. Принципы составления отчета о прибылях и убытках исчисления чистой прибыли при применении ПБУ 18/02. Особенности применения ПБУ 18/02 в организациях с обособленными подразделениями // Горячая линия бухгалтера. – 2007. - №13. 28. Толпегина О.А. Показатели прибыли: экономическая сущность и их содержание // Экономический анализ. Теория и практика. – 2008. - №20. 29. Черняк В.З. Финансовый анализ. - М.: Инфра-М, 2005. 30. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. - М.: Инфра-М, 2006.