Воскресенье, 06.07.2025, 05:49
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Финансовый менеджмент » Диплом

20262 Управление оборотными активами предприятия

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Принципы управления оборотными активами предприятия
1.1. Экономическая сущность оборотных активов предприятия
1.2. Концепция управления оборотными активами
1.2.1. Содержание управления оборотными активами торговой организации
1.2.2. Эффективная политика диверсификации оборотного капитала
1.2.3. Управленческие решения по ресурсному обеспечению элементов оборотного капитала
2. Анализ управления оборотными активами торговой организации
2.1. Краткая характеристика торговой организации ООО «Свитпродукт»
2.2. Анализ состава, структуры и динамики оборотных активов торговой организации
2.3. Анализ влияния оборотного капитала на показатели деятельности торговой организации
2.4. Система управления оборотными активами торговой организации
3. Совершенствование управления оборотными активами торговой организации
3.1. Использование методов оптимизации денежных потоков торговой организации ООО «Свитпродукт»
3.2. Предложения по оптимизации управления оборотных активов торговой организации ООО «Свитпродукт»
Заключение
Литература
Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Кардинальные изменения в экономике России, связанные с рыночными отношениями, предполагают эффективное функционирование хозяйственных единиц. Однако перспективы их развития определяются не только прибыльной деятельностью, но и умением управлять входящими и исходящими денежными потоками, обеспечивая их синхронизацию. Несмотря на совершение операций, характеризующихся потенциальным наращением на авансированный в бизнес капитал, значительные затруднения в денежных средствах могут вызвать напряженность во взаимоотношениях с контрагентами рынка, финансовыми органами, работниками и, в конечном счете, привести к банкротству и принудительной ликвидации организации в соответствии с Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Данная проблема особенно актуальна для торговой отрасли, обеспечивающей ритмичность общественного воспроизводства, так как именно здесь, с точки зрения макроэкономики, происходит завершение цикла кругооборота вложенного капитала и берет начало новый его виток.
В связи с тем, что движение денежных потоков в торговле в основном опосредует кругооборот оборотного капитала в силу его подавляющего объема в имуществе и пассивной роли основного капитала, формирование и регулирование оборотных средств, оптимальная комбинация источников их покрытия определяют все жизненно важные стороны деятельности организации: финансовую устойчивость, платежеспособность, деловую активность и рентабельность.
Цель данной дипломной работы – оптимизация управления оборотными активами предприятий торговли.
Для реализации намеченной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
• раскрыты сущность, назначение, область действия, кругооборот, классификация элементов оборотных активов торговли;
• рассмотрены методы управления денежными потоками;
• выявлены основные проблемы управления оборотными активами торговой организации ;
• определены составляющие эффективной политики диверсификации оборотного капитала;
• изучены перспективы развития торговой организации в условиях оптимизации управления оборотными активами.
Предмет исследования - формирование и ресурсное обеспечение элементов оборотного капитала, методы решения проблем синхронизации денежных потоков.
Объект исследования - торговая организация города Москвы — ООО «Свитпродукт».
Первая глава данной дипломной работы посвящена изучению концепции управления оборотными активами. В ней рассматриваются вопросы экономической сущности оборотного капитала торговли, формированию эффективной политики диверсификации оборотных средств, а также принятию управленческих решений по ресурсному обеспечению элементов оборотных средств.
Торговый капитал, авансированный в оборотные фонды и фонды обращения, называют оборотными.
Вторая глава посвящена анализу оборотного капитала на примере торговой организации ООО «Свитпродукт».
Расчет потребности в оборотных средствах и определение направ-лений их вложения опосредуют торговую и финансово-инвести¬ционную политику организации, отталкиваются от структурно-дина¬мического анализа предмета исследования.
Рассмотренная методика анализа оборотного капитала осно¬вана на управленческом подходе к представлению бухгалтерских ма¬териалов и таком наборе показателей, который отражает способ расчета отдельных величин, направлениях анализа, степени его детализации и полноты.
В соответствии с этой методикой направления и показатели анализа оборотного капитала для торговых организаций необходимо обобщить по трем укрупненным разделам:
- влияние состояния оборотного капитала на основные показатели деятельности торговой организации;
- интенсивность и рентабельность использования оборотных средств;
- движение потоков денежных средств.
Для проведения анализа целесообразно уплотнить баланс торговой организации путем агрегирования однородных по своему составу балансовых ста¬тей в необходимых аналитических разрезах и расположили актив ба¬ланса в порядке падающей ликвидности, пассив - в порядке умень-шения степени востребования капитала.
В результате анализа экономического развития торговой организации обычно формируют заключение об изменении в ее: -имущественном состоянии; - платежеспособности; - финансовой ус-тойчивости.
В главе 3 разрабатываются пути повышения эффективности управления оборотными активами торговой организации ООО «Свитпродукт».
В ней обоснованы методы управления денежными потоками в исследуемой торговой организации, а также внесён ряд предложений по системе использования оборотных средств в торговой организации.
Информационной базой работы послужила система управленческого учета, синтезирующая данные оперативного, бухгалтерского, финансового и статистического учета.
В процессе исследования, обработки и обобщения информации применялись методы: системного, ситуационного, логического и сравнительно-исторического анализа, экономико-статистические, экспертных оценок, проведения многовариантных расчетов, матричная модель.
В работе были использованы законодательные и нормативные акты:
1. Гражданский кодекс РФ часть I от 30.11.1994 ст. 3301, “Российская
2. Гражданский кодекс РФ часть II от 26.01.1996
3. Налоговой кодекс РФ часть I от 31.07.1998
4. Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
5. Федеральный закон “Об обществах с ограниченной ответственностью“ N 14-ФЗ от 08.02.98 г.
Также труды
Отчётность ООО «Свитпродукт» за 2007, 2008 год.

ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ

1.1. Экономическая сущность оборотного капитала предприятия
Понятие денежных активов нераздельно связано с понятием капитал. Именно через призму управления капиталом осуществляется анализ.
Согласно экономической энциклопедии «капитал» первоначаль¬но - главное имущество, главная сумма (от латинского capitalis - глав¬ный)» (7, с.96).
Однако в экономической теории и предпринимательской практике понятие «Капитал» используется очень часто и одновременно неодно-значно, хотя общепризнанно рассмотрение данной категории с пози¬ции индивидуума или организации и общества в целом. Различные подходы к определению капитала подвергались систематизации и классификации как в отечественной, так и в зарубежной экономиче¬ской науке (8, 17, 24, 33, 34).
Согласно теории К. Маркса, что капитал - это стои¬мость, которая посредством эксплуатации рабочей силы приносит прибавочную стоимость, природа возрастания капитала кроется в не¬оплаченном труде рабочих.
Наиболее точным считается следующее определение капитала: капитал - это стоимость совокупности разнородных и воспроизводимых эконо¬мических ресурсов, позволяющая в результате деятельности хозяйст-вующих субъектов периодически получать доход. Это определение служит общей основой для различных понятий капитала: физический капитал, юридический капитал, денежный ка¬питал, человеческий капитал, в том числе интеллектуальный. Рассмотрение общей категории «Капитал» позволяет выявить сущность капитала торговли, или торгового капитала, проанализи¬ровать механизм его образования, основные формы существования и их кругооборот.
Большинство отечественных и зарубежных источников рассмат-ривают категорию «Капитал» вообще или применительно к сфере производства, не отмечая характерных особенностей и отличий функ-ционирования торгового капитала.
Подробный анализ исторического развития и специфика образо-вания торгового (купеческого) капитала даны К.Марксом в его работе “Капитал“ (24, с.278-349).
Товарный капитал торговли (по Марксу - товарно-торговый) есть “... не что иное, как товарный капитал производителя, капитал, кото¬рый должен совершить процесс своего превращения в деньги, выпол¬нить на рынке свою функцию товарного капитала, с той только разни¬цей, что функция эта является теперь не побочной операцией произ¬водителя, а исключительной операцией особого рода капиталистов, торговцев товарами, приобретает самостоятельность как сфера особых вложений капитала“ (24,с.281).
В то же время определенная часть торгового капитала должна по-стоянно находиться в виде денежного капитала в качестве резерва покупательных средств, резерва средств платежа, незанятого капита¬ла, в денежной форме ожидающего своего применения, обеспечивая непрерывность торгового процесса. Некоторая часть капитала в этой форме притекает обратно в результате реализации товарной массы.
Структурно капитал торговой организации представляется в виде фондов и выражается через денежные средства, авансированные в них.
При этом часть фондов проходит свое движение по трем стадиям кругооборота, т.е. имеет свою стадию производства, и их кругооборот отражается по развернутой формуле
Д - Т... П - Т1 - Д1.
Другая часть фондов торговли, связанная с чистым процессом продажи товаров, проходит через две стадии и их кругооборот выра¬жен формулой:
Д - Т - Д1
Исходя из этого, фонды торговых организаций разделяют в зави-симости от их роли в кругообороте авансированных средств и порядка перенесения стоимости на реализуемые товары на основные фонды, оборотные фонды и фонды обращения.
Согласно определению, оборотные активы - денежные средства, а также те виды активов, которые будут обращены в деньги, проданы или потреблены не позднее, чем через год: легко реализуемые ценные бумаги, счета дебиторов, товарно-материальные запасы, расходы будущих периодов (18, 65). Оборотные активы могут включать или не включать в себя наличность и ее эквиваленты, по выбору компании.
В практике учета к ним относят имущественные ценности предприятия всех видов со сроком использования до года.
Классификация оборотных активов:
1. В зависимости от источников формирования выделяют валовые и чистые активы.
• Валовые оборотные активы оборотные активы характеризуют общий их объем, сформированный как за счет собственного, так и за счет заемного капитала.
• Чистые оборотные активы (чистый рабочий капитал) характеризует ту часть их объема, которая сформирована за счет собственного капитала.
2. По функциональному назначению оборотные активы подразделяют на оборотные производственные фонды и фонды обращения (табл. 1.1).
• Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства и включают предметы труда, средства, производственные запасы, незавершенное производство, полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов.
• Фонды обращения – непосредственно не участвуют в процессе производства, их назначение состоит в обеспечении ресурсами процесса обращения, в обслуживании кругооборота средств предприятия и достижении единства производства и обращения. В их составе учитывают готовую продукцию и денежные средства.

Таблица 1.1. Классификация оборотных активов предприятия
Виды оборотных активов ( ОА )
Денежные активы и их эквиваленты Наличные и безналичные денежные средства в национальной
и иностранной валюте , высоколиквидные краткосрочные фи -
нансовые вложения
Дебиторская задолженность Задолженность контрагентов в пользу предприятия по расче -
там за товары , работы , услуги и т . п .
Запасы сырья , материалов и по - Товарно - материальные запасы на складах материально - тех -
луфабрикатов нического снабжения , обеспечивающие производственную
деятельность предприятия
Незавершенное производство Продукция ( работа ), не прошедшая всех стадий , предусмот -
ренных технологическим процессом , а также неукомплек -
тованные , не прошедшие испытаний и технической приемки
изделия
Запасы готовой продукции Запас готовой продукции на складах , который , с учетом
отгрузки , должен обеспечивать необходимый ассортимент
Прочие ОА Прочие ОА , не включенные в состав вышерассмотренных
видов , полностью потребляемые в течение одного операцион -
ного цикла
По характеру финансовых источников формирования
Совокупные ОА Полный объем ОА , сформированных как за счет собственного ,
так и заемного капитала
Чистые ОА ( или чистый рабочий Часть ОА , которая сформирована за счет собственного и дол -
капитал ) госрочного заемного капитала
Собственные ОА Часть ОА , которая сформирована за счет собственного
капитала
По характеру участия в операционном процессе
ОА , обслуживающие производс - Совокупность ОА предприятия в форме запасов сырья , мате -
твенный цикл предприятия риалов , полуфабрикатов , незавершенной продукции и запасов
готовой продукции
ОА , обслуживающие финансовый Сумма всех товарно - материальных запасов и текущей
( денежный ) цикл предприятия дебиторской задолженности за вычетом суммы кредиторской
задолженности
По периоду функционирования
Постоянная часть ОА Неснижаемый минимум ОА , необходимый предприятию для
осуществления операционной деятельности
Переменная часть ОА Часть ОА , изменяемая в зависимости от сезонных колебаний
объема производства и реализации продукции
По степени ликвидности
Наиболее ликвидные активы Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения
Быстро реализуемые активы Дебиторская задолженность
Медленно реализуемые активы Запасы сырья , материалов и полуфабрикатов , незавершенное
производство , запасы готовой продукции ( за исключением
статьи «Расходы будущих периодов» )

3. По видам оборотные активы подразделяют на:
• запасы сырья, материалов и полуфабрикатов;
• запасы готовой продукции;
• денежные активы;
• текущая дебиторская задолженность;
4. Исходя из принципов оптимизации размеров запасов подразделяются на нормируемые и ненормируемые.
• Нормируемые оборотные средства дают возможность экономического обоснования потребности в соответствующих видах оборотных средств. К ним относят средства в запасах и производстве, а также готовую продукцию.
• Ненормируемые оборотные средства составляют «товары отгруженные» и денежные средства. Управление этой группой оборотных средств направлено на предотвращение необоснованного уменьшения либо увеличения в целях ускорения оборачиваемости в сфере обращения.
5. По степени ликвидности различают быстрореализуемые и медленно реализуемые активы.
• Быстрореализуемые активы – краткосрочные финансовые вложения, в т.ч. депозиты, ценные бумаги, товары и имущество, приобретенные с целью перепродажи, реальная дебиторская задолженность, товары отгруженные.
• Медленно реализуемые активы – полуфабрикаты, незавершенное производство, залежалые товары на складе, сомнительная задолженность.
Значительную часть оборотных производственных фондов составляют средства в производственных запасах. Они включают вещественные элементы производства, используемые в качестве предметов труда и частично орудий труда, которые еще не вступили в производственный процесс и находятся в виде складских запасов.
В состав предметов труда входят:
• сырье и основные материалы, из которых изготавливается продукт;
• вспомогательные материалы – топливо, тара и тарные материалы для упаковки, запасные части. Они используются для обслуживания, ухода за орудиями труда, облегчая процесс производства, а также придания продукту определенных потребительских свойств;
• покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия. Полуфабрикаты не являются готовой продукцией и вместе с комплектующими играют такую же роль в производственном процессе, что и основные материалы.
Помимо производственных запасов в состав оборотных производственных фондов предприятия входят средства в производстве. Они включают в себя незаконченную продукцию и расходы будущих периодов. Незаконченная продукция представляет собой не прошедшие все стадии обработки предметы труда – это незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления. Незавершенное производство составляет основную долю оборотных фондов. Расходы будущих периодов включают затраты на подготовку и освоение новой продукции, новой технологии, которые производятся в данном году, однако относятся на продукцию будущего года.
Состав фондов обращения неоднороден. Основную его часть составляет готовая продукция на складе предприятия и отгруженная клиентам.
Поступление готовой продукции на склад завершает процесс его производства, а отгрузка ее клиентам – начало процесса обращения. Товары отгруженные рассматриваются по следующим основным критериям:
• срок оплаты за которые еще не наступил;
• срок оплаты за которые просрочен;
• находящиеся на ответственном хранении у покупателей.
Другая часть фондов обращения – денежные средства и дебиторская задолженность. Денежные средства могут быть на расчетном счете предприятия в коммерческом банке, в различных финансовых инструментах, в кассе, переводах и т.д. Дебиторская задолженность включает задолженность подотчетных лиц, поставщиков, налоговых органов при переплате налогов и т.д. Уровень дебиторской задолженности связан с принятой на предприятии системой расчетов, видом выпускаемой продукции и степенью насыщения ее рынка. Функционирование оборотных активов предприятия связано с конкретными особенностями его операционного, производственного и финансового циклов.
Операционный цикл представляет собой период полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе которого происходит смена отдельных их видов. Он характеризует промежуток времени между приобретением производственных запасов и получением денежных средств от реализации произведенной из них продукции.
Производственный цикл предприятия характеризует период полного оборота материальных элементов оборотных активов, используемых для обслуживания производственного процесса, начиная с момента поступления сырья, материалов и полуфабрикатов на предприятие и заканчивая моментом отгрузки изготовленной из них готовой продукции.
Финансовый цикл (цикл денежного оборота) предприятия представляет собой период времени между началом оплаты поставщикам полученных от них сырья и материалов (погашением кредиторской задолженности) и началом поступления денежных средств от покупателей за поставленную им продукцию (погашением дебиторской задолженности)
Отчет о структуре оборотных активов предназначен для детального анализа каждого элемента оборотного капитала в конкретный момент времени. Такой отчет, как, впрочем, и многие другие, обычно готовится в полной или сокращенной формах (табл. 2). Полная форма контрольного отчета от сокращенной отличается детализацией информации: так, статья «Готовая продукция» может приводиться в разрезе складов («Склад № 1», «Склад № 2»), дебиторская задолженность – в разрезе покупателей.
Анализируя по каждому оборотному активу удельный вес начального и конечного остатков по состоянию на заданный момент времени, можно понять, куда «перебрались» ваши активы, отследить динамику изменения по каждому из элементов.
Так, сравнивая удельный вес категорий «Касса», «Расчетный счет», «Дебиторская задолженность» с общей суммой всех оборотных активов, можно оценить изменения в уровне ликвидности за период и состояние на текущий момент. Чтобы оценить интенсивность использования оборотных активов за период, можно сравнить динамику коэффициента оборачиваемости актива данного вида с динамикой коэффициентов других активов и совокупного коэффициента оборачиваемости. Увеличение количества оборотов говорит о лучшем управлении оборотными активами и росте деловой активности компании.
Оборотные фонды торговли - это предметы труда (материалы, топливо, электроэнергия, расходы будущих периодов) и некоторые виды средств труда (запасные части для ремонта, спецодежда).
Основным назначением средств, направленных в оборотные фон¬ды, является обеспечение ритмичного процесса реализации товаров. При этом одни предметы труда, потребляясь в торгово-технологическом цикле, вещественно не входят в товар (топливо, электроэнергия и др.), другие - вещественно входят в товар, подготов¬ленный к реализации (упаковочные материалы).
Таким образом, оборотные фонды принимают однократное уча¬стие в кругообороте вложенных в них средств: их стоимость полно¬стью переносится на стоимость реализуемых товаров и возвращается в денежной форме через выручку от реализации.
Фонды обращения торговли - это товары, предназначенные к продаже, денежные средства и их эквиваленты, средства в расчетах. Они не участвуют в образовании стоимости, являясь носителями уже созданной стоимости. В процессе кругооборота, они меняют форму стоимости с денежной на товарную и с товарной на денежную.
Торговый капитал, авансированный в оборотные фонды и фонды обращения, мы называем оборотными активами торговли и, соответ-ственно, в основные фонды - основным капиталом.
Период кругооборота оборотного капитала торговли охватывает три стадии: на первой - оборотный капитал переходит из денежной формы в товарную. Эта стадия является первопричиной прибыльной работы торговой организации и характеризует степень обоснованности выбора поставщиков и путей товародвижения, форм расчетов при ин¬вестировании средств для ведения конкурентоспособной и эффектив¬ной по затратам деятельности на выбранных рынках.
Вторая стадия связана с продолжением процесса производства в сфере обращения, т.е. хранением и сохранностью качества, сортиров¬кой и фасовкой товаров, а также с оказанием дополнительных сервис¬ных услуг - доставкой товаров на дом, к месту работы, по заказам и т.п.
Третья стадия связана с непосредственной продажей товаров по-требителям. Эта стадия - конечная в движении оборотного капитала. Её выполнение зависит от успешного осуществления предыдущих стадий кругооборота. Продажа - самый трудный этап, составляет большую часть времени обращения оборотного капитала. Быстрота совершения третьей стадии, обусловленная характером принятой цено¬вой и обслуживающей (сервисной) политики, оказывает существенное влияние на прибыльность деятельности торговых организаций и явля¬ется толчком успешного протекания новых витков кругооборота эле¬ментов оборотного капитала.
Анализ стадий кругооборота оборотного капитала позволяет сде-лать вывод, что он генерирует входной поток денег и постоянно обра-щается в цикле, называемом иногда “денежной каруселью“ (15, с. 126). Поэтому вещественные элементы оборотного капитала принято называть текущими активами, обладающими более высокой ликвид¬ностью по сравнению с вещественным составом основного капитала, а сам оборотный капитал характеризуется мобильностью, под которой современные исследователи понимают способность переходить от од¬ного вида его использования к другому в зависимости от изменений в финансовом состоянии торговой организации, а также перемещений спроса покупателей.
Схема механизма, которым оборотный капитал приводит в дейст¬вие машину торгового бизнеса, приведена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Схема области действия оборотного капитала торговой организации (выделена —— линией)

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ