Понедельник, 14.07.2025, 09:21
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Финансовый менеджмент » Диплом

20915 Социальная работа с детьми сиротами

Содержание
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами…….8
1.1. Сиротство как социальный феномен и
психолого-педагогическая проблема…………………………………….8
1.2. Социальная адаптация детей-сирот: опыт работы
в России и за рубежом…………………………………………………...15
1.3. Особенности социальной деятельности в домах-интернатах…………20
Глава 2. Технология социальной работы………………………………………28
2.1. Педагогическое и психологическое содержание социальной
работы ………………………………………………………………………28
2.2. Система педагогических методов в практике социальной работы ……..35
2.3. Социализация детей-сирот в условиях школы-интерната……………….39
Глава 3. Исследование эффективности социальной работы интерната……..42
3.1. Постановка проблемы и пути ее решения………………………………...42
3.2. Организация и проведение исследования…………………………………44
3.3. Результаты исследования и психолого-педагогические рекомендации...48
Заключение………………………………………………………………………55
Литература……………………………………………………………………….59
Приложения……………………………………………………………………...62

Введение
Поскольку семья является самым первым и главным социальным институтом в жизни каждого ребенка, ее потеря отражается на дальнейшем его развитии и препятствует формированию у него автономности, инициативности, половой идентичности и др. Формирование зрелой здоровой личности без этих новообразований и превращение ребенка в полноценного субъекта межличностных отношений просто невозможно. Поэтому важно выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей-сирот.
Актуальность данного исследования вытекает из злободневных запросов практики в области образования:
• потребности в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения;
• потребности в разработке психологических рекомендаций и в решении практических проблем на основе использования психологических знаний.
Психологическим особенностям развития детей-сирот посвящены работы И.В. Дубровиной, Л.Г. Жедуновой, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, A.M. Прихожан, H.H. Толстых, И.А. Фурманова и др.
Различным аспектам социального воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, посвящены работы Л.В. Байбородовой, Н.П. Ивановой, A.M. Нечаевой, Л.Я. Олиференко, М.И. Рожкова, Е.Е. Чепурных, Л.М. Шипицыной, Т.И. Шульги и др.
Проблемами профессионального развития и профессиональной подготовки кадров в области социальной педагогики и социальной работы на различных этапах и уровнях профессионального образования занимались такие ученые-исследователи как В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.П. Гурьянова, Н.Ю. Клименко, P.M. Куличенко, Т.В. Лодкина, В.Ш. Масленникова, Г.В. Мухаметзянова, Л.Е. Никитина, С.В. Тетерский и др.
Целью данного исследования являлось изучение особенностей эффективной социальной работы с детьми-сиротами в условиях интерната.
Объектом исследования являлась социальная работа с детьми-сиротами в интернате. В качестве исследуемого интерната был выбран интернат сельского типа в с. Ныда.
Предмет – степень эффективности социальной работы с детьми-сиротами в интернате.
Исходя из выше сказанного, сформулированы задачи дипломной работы:
• провести теоретический анализ литературы по проблеме;
• определить общую картину проводимой социальной работы в интернатах в настоящее время;
• выявит взаимосвязь между созданными педагогическими условиями сопровождения воспитанников интерната и качеством социальной адаптации и интеграции в общество детей исследуемого интерната;
• разработать психолого-педагогические рекомендации для педагогов, работающих в домах-интернатах и детских домах, а также работников органов опеки и социальной защиты детства.
Методологическую основу исследования составляют следующие научные идеи и принципы:
• идея развития путем освоения культурного наследия человечества
(Л.С. Выготский);
• идея о решающей роли социальных условий, воспитания в развитии личности (А.Н. Леонтьев);
• идея опосредованности системы отношений человека к бытию через его отношениями с другими людьми (С.Л. Рубинштейн) и др.

Исследование осуществлялось в несколько этапов:
1 этап – поисково-теоретический, в которого изучалось состояние проблемы в психолого-педагогической теории и реальном опыте педагогов-практиков, определялись исходные позиции исследовании (цели, задачи, методы), формулировался рабочий вариант гипотезы.
2 этап – аналитико-исследовательский, связанный с проведением психолого-педагогического исследования.
3 этап - заключительно-обобщающий, на данном этапе были проведены систематизация материала и обобщение результатов исследования, уточнены теоретические положения, скорректированы выводы, внедрены психолого-педагогические рекомендации прикладного характера.
В качестве гипотезы нашего исследования выступило предположение о наличии связи между созданием необходимых условий для обеспечения эффективности социальной деятельности в процессе сопровождения воспитанников интерната и благополучного протекания социализации и интеграции последних в общество, а именно:
• в качестве модели социальной реабилитации детей-сирот избирается гуманистическая воспитательная система;
• средством социальной реабилитации выступает весь педагогический процесс в условиях интеграции подсистем воспитательной системы школы-интерната;
• в учреждении создана целостная система коррекции особенностей психофизического развития ребенка-сироты, осуществляющая взаимосвязь коррекционно-развивающих усилий всех субъектов образовательного процесса: учителя, воспитателя, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования, медицинского работника и самого ребенка.
Содержание социально-педагогической работы с детьми-сиротами активно разрабатывается, в связи с чем возникает ряд противоречий:
• между масштабами потребности общества в полноценных результатах деятельности сиротских учреждений системы образования по эффективной подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и эффективному труду и реальным вкладом педагогической практики в осуществлении социальной адаптации воспитанников в рамках образовательных учреждений;
• между потребностью общества решать проблемы социального воспитания детей-сирот в условиях увеличения их количества и недостаточным вниманием к их решению в интернатных учреждениях, отсутствием специально подготовленных выпускников вузов к работе с детьми;
• между потребностью в эффективных технологиях социально-педаго-ги¬ческого сопровождения, направленного на формирование социальной адаптивности выпускников школы-интерната и их недостаточной разработанностью;
• между необходимостью специальной подготовки социальных педагогов к воспитанию детей-сирот, определяемой особенностями развития и социализации этой категории детей, и неразработанностью научно обоснованного теоретического и методического обеспечения подготовки кадров данного профиля социально-педагогической деятельности.
Результатом работы является разработка программы эффективной социальной работы с детьми-сиротами в условиях дома-интерната с целью успешной социализации ее воспитанников.
Разрешение обозначенных проблем и противоречий приведет к:
• иному уровню взаимоотношений между учителями, социальными педагогами, психологами и воспитанниками дома-интерната в течение всего времени пребывания последних в рассматриваемом учреждении;
• уменьшению количества дезадаптированных и асоциальных воспитанников, снятию тревожности, предупреждению неврозов различного генеза;
• эффективному сотрудничеству учителей, социальных педагогов, психологов и органов опеки и социальной защиты в пользу воспитанников детских домов и домов-интернатов.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались такие методы, как:
• теоретические (методы сбора, анализа и обобщения научных теоретических данных, педагогического опыта и психолого-педагогической литературы по теме исследования);
• эмпирические (анкетирование, наблюдение и т.д.);
• методы обработки полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшем развитии представления о процессе социализации воспитанников интернатов и выделения особенностей социальной работы при сопровождении детей в течение всего нахождения воспитанника в рассматриваемых учреждениях, как одного из важнейших условий успешности этой работы.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в направленности исследования на совершенствование и оптимизацию условий личностного и социального развития детей в образовательных учреждениях интернатного типа путем:
• формулирования и внедрения рекомендаций педагогам;
• разработки программы социальной работы с детьми-сиротами в условиях интерната, позволяющей обеспечить успешное протекание социализации ее воспитанников;
• углубления знаний будущих социальных педагогов о социализации воспитанников домов-интернатов;
• использования полученных результатов в работе социальных педагогов и психологов, а также методистов отделов образования, опеки и социальной защиты по обеспечению эффективности процесса социализации детей-сирот.
Структура дипломной работы включает введение, три главы, заключение, список используемой в процессе подготовки теоретического материала литературы и приложения.
В первой главе нами рассмотрены основные теоретические положения проблемы сиротства как в России, так и за рубежом, особенности социальной адаптации воспитанников школ-интернатов, а также основные положения, на которые опирается социальная деятельность в учреждениях для детей-сирот.
Во второй главе раскрыта технология социальной работы: психологическое и педагогическое содержание, методы социальной работы и особенности социализации детей-сирот в условиях школы-интерната.
Третья глава посвящена описанию работы школы-интерната сельского типа.

Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами.
1.1. Сиротство как социальный феномен и психолого-педагогическая проблема.
Поскольку деятельность социального педагога и всей социальной работы с детьми-сиротами в целом напрямую связаны с таким социальным явлением как сиротство, целесообразно рассмотреть его сущность.
Рассмотрение феномена сиротства позволит, во-первых, обосновать значимость профессиональной подготовки специалистов к работе с данной категорией детей и выявить факторы, определяющие специфику данной подготовки, во-вторых, выявить факторы, определяющие эффективность социальной работы с детьми-сиротами в условиях учреждений интернатного типа.
Исходя из многоаспектности изучаемой проблемы и учитывая характер социально-педагогической работы с детьми-сиротами, целесообразным представляется рассмотрение сиротства в двух основных аспектах: как социальный феномен и психолого-педагогическая проблема.
Подходя к изучению сиротства как социального феномена, необходимо заметить, что в любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по различным причинам остаются без родителей, и процесс их развития происходит либо в другой семье, либо в специально созданных для этого учреждениях.
Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Литература
1. Алексеева Т. Программа социально-правовой поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области. // Социальная педагогика.- 2003.- №3.- С.3-7.
2. Воронова Е. Социальная работа с уличными детьми. // Социальная работа, 2003. - № 4.- С. 44-48.
3. Гордеева М. От компенсаторных мер – к опережающему развитию. // Социальная работа, 2003. - № 4.- С. 2-5.
4. Гусев А. Воспитание социальной компетентности у воспитанников детского дома. // Учитель, 2003. - № 6. - С. 12-15.
5. Дементьева И., Шульга Т. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке. // Социальная педагогика, 2003. - № 3. – С. 69-72.
6. Дети социального риска и их воспитание./ Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003.
7. Климатова Г.И. Государственная семейная политика современной России. – М., 2004.
8. Костюнина М. Из опыта работы педагога-психолога школы-интерната с социальными сиротами. // Воспитание школьников, 2003. - № 6. – С. 44-46.
9. Митяев Л. Детская деревня SOS - новая форма детского дома семейного типа. // Социальная педагогика.- 2003.- №3.- С. 88-93.
10. Нелидов А.Л., Щелина Т.Т. Психологическое обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.- 2003.- №2.- С. 31-39.
11. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства (муниципальная система). // Внешкольник.- 2003.- № 3-4.
12. Основы социальной работы. / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 2003.
13. Павлова В.А. Семейная форма воспитания детей-сирот. СПб.: Речь, 2003.
14. Пименова О. Социально-педагогическая, психологическая и воспитательная работа в приюте. // Воспитание школьников, 2003. - № 4. – С. 29-32.
15. Пименова О. Социально-педагогическая, психологическая и воспитательная работа в приюте // Воспитание школьников, 2003. – № 5. – С. 20-27.
16. Работа в пустую: сирот не становится меньше. // Социальная педагогика, 2004.- № 4. – С.113-117.
17. Семьеведение: учеб. пособие для вузов. / Под ред. П.Я. Циткилова. – Ростов н/Д., 2003.
18. Социальная политика. / Под общ. ред. Н.А. Волгина. – М., 2003. – С. 144-149.
19. Степанова Е., Федонина Н. От депривации – к социализации: Проблема социализации детей как основная проблема образовательных учреждений интернатного типа. // Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов.- М.: ВЛАДОС, 2003.- С. 174-177.
20. Тростанецкая Г. Социальные сироты в нашем обществе. // Социальная педагогика, 2004. - № 4. – С. 3-8.
21. Фидипович Д., Сиволобова Н., Самсонова Т. Что надо знать социальному педагогу о правах выпускника интерната. // Социальная педагогика.- 2003.- №1.- С. 113-118.
22. Холостова Е. И. Социальная работа. – М., 2004.
23. Черняк Е.М. Социология семьи. – М., 2003.
24. Чуев А. Укрепление семьи возможно только на основе возрождения традиционных ценностей. // Социальная педагогика, 2003.- № 4. – С. 6-8.
25. Ярославцева Н.В. Система мер по оптимальному жизнеустройству детей. // Работник социальной службы.- 2003. - №2. - С.25-28.
26. Закон РФ «Об образовании» (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта 2002 г.).
27. Постановление Правительства РФ от 13 марта 2002 г. № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год».
28. Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (2001-2002 гг.) (утв. постановлением Правительства РФ от 25 августа 2000 г. № 625).
29. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в редакции от 7 августа 2000 года №122-ФЗ).
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 13 января 2001 г.).
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ