Введение 1. Теоретические основы финансового оздоровления коммерческого банка и его нормативно-законодательное регулирование 1.1. Понятие и содержание процесса финансового оздоровления коммерческого банка в РФ 1.2. Роль Банка России в поддержании стабильности функционирования банковской системы и предупреждении банкротства кредитных организаций 1.3. Участие АРКО в финансовом оздоровлении кредитных организаций 2. Сущность и закономерности экономических кризисов и их регулирование 2.1. Понятие кризиса и причины его возникновения 2.2. Кризис в банке: типология, факторы и возможные пути развития 14 2.3. Понятие и сущность антикризисного управления 19 Выводы 3. Финансовое состояние филиала банка и внутрибанковская организация процесса его финансового оздоровления 3.1.Характеристика банка и его основных финансово-экономических показателей (за последние три года) 3.2. Диагностика финансового состояния ЗАО «БСЖВ» 26 2.1.Анализ финансовой устойчивости банка. 26 2.2. Особенности организации экономической работы в коммерческих банках. 35 4. Направление стабилизации финансового состояния 4.1. Рекомендации по управлению изменениями организационной 42 структуры банка 4.2. Оперативные меры по совершенствованию системы оздоровления. 56 Заключение 61 Список использованных источников и литературы 65 Приложения 70
Введение Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда. Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появились новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживания клиентуры. Практика банковского дела за рубежом представляет большой интерес для складывающейся в России и других странах СНГ новой хозяйственной системы. Совершается переход от административно-управляемой высокомонополизированной государственной банковской структуры к динамичной, гибкой, основанной на частой и коллективной собственности системе кредитных учреждений, ориентированных на коммерческий успех, на получение прибыли. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры – одна из важнейших (и в тоже время чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в России. Недостаточно объявить о создании новых кредитных институтов, сменив название банка и присвоить ему статус “акционерного общества“. Коренным образом должна измениться вся система отношений внутри банковского сектора, характер управления и контроля со стороны Центрального банка, принципы взаимоотношений банков и их клиентов, расчеты с государственным бюджетом и т.д. Но и это не все. Необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового банковского работника – хорошо образованного, думающего, инициативного, свободного от догм и готового идти на обдуманный и взвешенный риск. Построение нового банковского механизма возможно лишь путем восстановления утраченных рациональных принципов функционирования кредитных учреждений, принятых в цивилизованном мире и опирающихся на многовековой опыт рыночных финансовых структур. Новые формы следует предлагать после тщательного изучения как потребностей клиентов банка, их способность воспринять финансовые инновации, так и рентабельности новых технологий и новых видов услуг для самих банков, подготовленности их персонала и т.д. На современном же этапе становления в России рыночных отношений, когда успех банка как кредитно-финансового института зависит не только от правильной организации процесса банковского обслуживания клиентов, но и от системы рационального формирования собственных средств и размещения их в активы, возникла общая потребность коммерческих банков в оптимизации стратегии и тактики привлечения ресурсов с целью их перераспределения и размещения в различных сферах экономики. Развитие рыночных отношений в России делает чрезвычайно важным вопрос о функциях и операциях коммерческих банков. В современных условиях структура банковской системы резко усложняется. Идет поиск оптимальных форм институционального устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Проблемам деятельности коммерческих банков посвящено множество научных работ и монографий известных российских и зарубежных ученых-экономистов. Эта тема остается значимой на протяжении многих лет. С изменением и ростом банковского сектора, меняются и трудности, встречаемые банками на пути развития. Все вышеизложенное подчеркивает актуальность темы настоящей дипломной работы. Главной целью выпускной квалификационной работы является разработка направлений стабилизации финансового состояния банка и предложения пути финансового оздоровления. Информационной основой дипломной работы являются исследования работ экономистов по проблемам осуществления банковского обслуживания частных лиц как в России, так и за рубежом, отчетность банка. Поставленная цель настоящей работы обусловливает решение следующих задач: рассмотреть теоретические аспекты комплексного обслуживания в коммерческих банках; изучить организационно-экономическую основу банковского обслуживания; дать анализ деятельности коммерческого банка на примере КАБ «Банк Сосьете Женераль Восток» ЗАО; рассмотреть современное состояние комплексного обслуживания.
1. СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ 1.1. Понятие кризиса и причины его возникновения
Кризис - [от гр. krisis – решение, поворотный пункт, исход] – опасное состояние, перелом. [8, с. 22]. В современной литературе еще не установилось общепризнанного представления о кризисах в развитии социально-экономической системы. Бытовала точка зрения, что кризисы являются характер¬ной чертой капиталистического способа производства и должны отсутствовать при социалистическом. В прошлом считалось, что при социализме нет кризисов, есть только «трудности роста». Многие годы в нашей стране само это понятие было, скорее, идеологическим, нежели реальным фактором разработки экономической политики развития производства. Полагают, что оно относится лишь к процессам макроэкономического развития, а в масштабах фирмы или предприятия, например, существуют только более или менее острые проблемы, вызванные ошибками или непрофессионализмом управления. Эти проблемы не свидетельствуют о кризисе развития, они не вызваны объективными тенденциями, хотя и обусловлены некоторыми внешними причинами. Понятие «кризис» теснейшим образом связано и с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения. Можно на проблему кризиса взглянуть и в ином ракурсе. Социально-экономическая система фирма имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие. [45, с.74]. Функционирование - поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики. Развитие - приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды. Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны, отражают единство основных тенденций социально-экономической системы. Эту связь можно видеть в ее характеристиках и показателях. Например, функционирование социально-экономической системы характеризует обязательное наличие предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность. При этом функционирование социально-экономической системы возможно лишь при определенном соот¬ветствии этих признаков: средства труда могут изменять его предмет, человек должен владеть средствами труда, результат должен соответствовать интересам и потребностям человека. Все это условия функционирования. Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и в человеке. Критерием этих изменений является появление нового качества, укрепляющего стабильность и гармоничность функционирования социально-экономической системы или создающего принципиально новые условия для этого. Фактом развития является повышение производительности труда, изменение его характера, возникновение новой технологии, усиление мотивации деятельности. При этом, конечно, меняются и условия функционирования социально-экономической системы. Связь функционирования и развития имеет диалектический характер, что и отражает возможность и закономерность наступления и разрешения кризисов. Функционирование сдерживает развитие и в то же время является его средой, развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для его более устойчивого осуществления. [45, с.81]. Таким образом, возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов. Кризисы не обязательно являются разрушительными, они могут протекать с определенной степенью остроты, но их наступление вызывается не только субъективными, но и объективными причинами, самой природой социально-экономической системы. Кризисы отражают не только противоречия функционирования и развития, но могут возникать и в самих процессах функционирования. Это могут быть, например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и усло¬виями ее использования (помещение, климатическая среда, техно¬логическая культура и пр.). Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. [10, с.24]. Первопричиной, т. е. возможностью возникновения экономических кризисов, является разрыв между производством и потреблением товаров. Причины кризиса могут быть различными: - объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации; - субъективные, отражающие ошибки в управлении (неопытность менеджеров); - природные, характеризующие явления климата (землетрясения); - внешние, связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране; - внутренние, связаны с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой. [21, с.34]. Опасность кризиса существует всегда, даже когда его нет. Следовательно, кризис необходимо предвидеть и прогнозировать, что и обуславливает необходимость антикризисного управления. В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция. Существует возможность и консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время. Это может объясняться определенными политическими причинами. Вообще последствия кризиса теснейшим образом связаны с двумя факторами: его причинами и возможностью управления процессами кризисного развития. Кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути. Необходимость в разветвленной классификации кризисов связана с дифференциацией средств и способов управления ими. Если есть типология и понимание характера кризиса, появляются возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания. [6, с.94]. Существуют общие и локальные кризисы. Общие кризисы охватывают всю социально-экономическую систему, локальные - только часть ее. Это разделение кризисов по масштабам проявления. Конечно, оно носит условный характер. В конкретном анализе кризисных ситуаций необходимо учитывать границы социально-экономической системы, ее структуру и среду функционирования. По проблематике кризиса можно выделить макро - и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики. Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем. [8, с.41]. Особенностью кризиса является то, что он, будучи даже локальным или микрокризисом, как цепная реакция, может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов, и проблемы не решаются по отдельности. Но это возникает тогда, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации кризиса и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса, возможно и такое. Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр. [27, с.3]. В группе экономических кризисов отдельно можно выделить финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовых возможностях фирмы. Это кризисы денежного выражения экономических процессов. Финансовый кризис – глубокое расстройство государственной финансовой системы, сопровождаемое инфляцией, неустойчивостью курсов ценных бумаг, проявляющееся в резком несоответствии доходов бюджета их расходам, нестабильности и падении валютного курса национальной денежной единицы, взаимных неплатежах экономических субъектов, несоответствии денежной массы в обращении требованиям закона денежного обращения.[9, с.32]. Особого внимания в современном мире заслуживает вероятность того, что дестабилизирующие эффекты финансового кризиса застигнут нас врасплох, так как они распространяются по международным каналам. Часто говорят о том, что сегодняшние финансовые рынки интегрированы до беспрецедентной степени благодаря современным технологиям коммуникаций и обработки информации. Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований. Часто социальные кризисы являются продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникать и сами по себе, например, по поводу стиля управления, недовольства условиями труда, отношения к экологическим проблемам. Особое положение в группе социальных кризисов занимает политический кризис. Политический кризис - кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, классов, в управлении обществом. Политические кризисы, как правило, затрагивают все стороны развития общества и переходят в кризисы экономические. [9, с.34]. Страны с рыночной экономикой в своем развитии регулярно проходят через стадии экономического подъема и спада, образующие стандартные циклы, которые повторяются каждые 40 – 60 лет. Тем самым впервые в мировой экономической науке Н.Д.Кондратьев сумел доказать, что время является самостоятельной и важной экономической категорией, с которой надо считаться при регулировании хозяйства любой страны. Начиная с 20гг. XIX века в странах с рыночной экономикой каждые 7-11 лет возникают кризисы (средние циклы). Кроме них выделяют малые циклы 3 – 5 лет и большие 50 лет. Такие большие циклы, по мнению русского ученного Н.Д.Кондратьев, рождаются после или вместе с серьезными новшествами в экономической жизни общества. Исследования и выводы Н.Д.Кондратьева основывались на эмпирическом анализе большого числа экономических показателей различных стран на довольно длительных промежутках времени, охватывавших 100-150 лет. Большие циклы можно рассматривать как нарушение и восстановление экономического равновесия длительного периода. Основная их причина лежит в механизме накопления, аккумулирования и рассеяния капитала, достаточного для создания новых основных …………………………………………………………………….. …………………………………………………………………….. ……………………………………………………………………..
--------- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Источники Опубликованные 1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья: офиц. Текст: [принят Гос.Думой 21 окт. 1994г.: с последними изм. и доп. по состоянию на 1 апр. 2005г.].- М.: Эксмо, 2005. – 510 с. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации: (в 2 ч.). – М.: Ось-89,2005. – 526 с.- (Кодекс). 3. Российский статистический ежегодник, 2007: стат. Сб./ Федер. служба гос. статистики (Росстат); [редкол.: В.Л.Соколин и др.].– М.: [б.и.], 2007.–725 с. НЕТ ГЛАВНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ Список использованных источников
1. Агарков М.М. Основы банковского права. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 364 с. 2. Антонов А.А. Банк сегодня // Вопросы экономики. – 2004. - №3. – С. 14-18. 3. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. – М.: АО “Финстатинформ“, 2005. – 296с. 4. Астапович А.З., Белянова Е.В, Мягков Е.Г. Международный опыт реструктуризации банковской системы. - М., 2004. - 445с. 5. Балабанов И.Т. Пассивные операции банков. - М: Финансы и статистика, 2004. - 193с. 6. Балабанов И.Т. Валютный рынок и валютные операции в России. - М.:Финансы и статистика, 2004.- 239с. 7. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 384с. 8. Банки и банковская деятельность: Англия // Банковские услуги. – 2005- №1. - С.26. 9. Банки и банковские операции: Учебник для вузов / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004. – 471с. 10. Банковская система зарубежных стран // Бизнес и банки. – 2005. - №20. – С.10. 11. Банковская хроника: Лондон. // Бизнес и банки. – 2006. - №37. - С.7. 12. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: “Роспотребрезерв“, 2004. – 432с. 13. Банковское дело / Под редакцией В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 432 с. 14. Банковское дело. Справочное пособие / под редакцией Ю.А. Бабичевой. – М.: Экономика, 2004. – 288 с. 15. Баранова Т.М. Адаменко Ю.П., Люкевич И.Н. Некоторые вопросы валютного регулирования и валютного контроля при проведении расчетов по экспорту, импорту работ и услуг // “Деньги и кредит“. - 2006. - №10. - С.5-11. 16. Бобранов Ю.А. США: Центральный банк и экономика. - М.: Финансы, 2004. - 200с. 17. Богданова О.М. Коммерческие банки России. - М., 2004. - 312с. 18. Быстров Ф.П. Валютные и кредитные отношения в международной торговле. - М.: Финансы, 2004. - 156с. 19. Бюллетень банковской статистики. - М.: Госкомстат РФ, 2005. – 198 с. 20. Бюллетень банковской статистики. - М.: Госкомстат РФ, 2005. – 198 с. 21. Варшавский Л.М. Банки и банковские конторы Российской Империи. Второе издание. - М., 1910. 22. Введение в банковское дело: Учеб. пособие / Рук. авт. кол. проф. Г.Асхауэр. – М.: БЕК, 2004. – 627с. 23. Великобритания / Институт мировой экономики и международных отношений; отв. ред. С. П. Марзоевский и Е. С. Хесин. - М.: Мысль. – 2004. - С.85. 24. Величенков А. Снова к сюжету “российская реформа по диктовку МВФ // “РЭЖ“. - 2004. - №4. - С.33-40. 25. Востриков П., Логинов Л. Особенности реорганизации банков в форме слияния и присоединения // Банковское дело в Москве. –2005. - №2. – С.14-15. 26. Германия: банки и банковская деятельность // Банковские услуги. – 2004. - №10. – С.25-29. 27. Голубович Д.П., Миринская О.М. Валютные операции в коммерческих банках. - М.: АО “Менатеп-информ“, 2005 - 233с. 28. Грицун Ю.Н. Проблемы дефицита денег и особенности вексельного кредитования. //Финансы. 2004. - №12. - С.34-41. 29. Дементьев В. Финансово-промышленные группы в российской экономике. //Российский экономический журнал. - 2005. - № 5,6. - С.12-34. 30. Денежное обращение и кредит капиталистических стран. Учебник для вузов / Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: “Финансы“, 1977. – 344с. 31. Дмитриев М., Матовников М., Михайлов Л., Сычева Л., Тимофеев Е., Уорнер Э. Банк: финансовая стабилизация. – СПб.: Норма, 2004. – 188 с. 32. Доронин И.Г. Рынок наличной валюты в России. // Деньги и кредит, 2004. - №11. - С.26. 33. Дробозина Л. А., Можайсков О. В. Финансовая и денежно-кредитная система Англии. - М.: Финансы, 2004. – 326с. 34. Дубинин А.М. Рубль надо сберечь и заставить работать. // Финансовый бизнес, 2004. - №2. - С.7. 35. Евзлин З. Банки и банковские конторы в России: Справочно-статистические сведения о всех оперирующих в России кредитных учреждениях. - СПб., 1904. 36. Егоров С.Е. Банковская система в реформировании экономике России. //Деньги и кредит, 2004. - №1. - С.65. 37. Емелин А.В. Институт резидентства в механизме валютного регулирования // “Деньги и кредит“. - 2005. - №5. - С.34-44. 38. Ерпылева Н.Ю. Международное банковское право. - М., 2004. - 200с. 39. Ефимова Л.Г. Банковское право. - М.: “БЕК“, 2004. – 344 с. 40. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. - М., 2004. - 782с. 41. Захаров В.С. Коммерческие банки: проблемы и пути развития // Деньги и кредит. – 2004. - №9. – С.9-13. 42. Захаров В.С. Коммерческие банки: проблемы и пути развития // Деньги и кредит. – 2004. - №9. – с.9-13. 43. Зверев А.В. Финансы внешнеэкономических связей. - М.: Международные отношения, 2004. - 158с. 44. Иванов А.Н. Платежные услуги американских банков // Деньги и кредит. – 2004. - №9. – С.58-64. 45. Ивин Н.И. Санация проблемных банков. Некоторые итоги года // Банковское дело в Москве. – 2005. - №2. –С.12-13. 46. Коган М. Коммерческие банки и предприятия. Расчетные и кредитные взаимоотношения. Выпуск третий. - М.: Центр деловой информации газеты “Экономика и жизнь“. 2005. – 180 с. 47. Колесников. В. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 376с. 48. Коммерческие банки и их операции / Под ред. Е. Б. Корниенко, Н. И. Мирун и др. – Симферополь: ГЛОБУС, 2005. – 356 с. 49. Костюк В.Н. К определению современного коммерческого банка // Банковское дело. – 2004. - №11. – С.20. 50. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. Пер. с англ. - М., 2004. - 788с. 51. Красавина Л.Н. Денежное обращение и кредит при капитализации. -М.: Финансы, 2004. - 345с. 52. Круглов В.В. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений. - М., 2004. - 512с. 53. Кураков В.М. Банки в современных экономических системах. - Чебоксары, 2004. - 664с. 54. Латынина Ю. Деньги по-российски // Известия. - 30.01.00 г. - № 18. - С.4. 55. Лунтовский Г.И. Проблема оздоровления коммерческих банков: российская практика и зарубежный опыт // Деньги и Кредит. –2005. - №6. – С.44-46. 56. Лушин С.И. О финансовой стабилизации // “Финансы“. - 2004. - №10. - С.11-15. 57. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – В 2 т.: Пер. с англ. Т.1. – М.: Туран. – 2004. – 400с. 58. Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. - М.: Банки и биржи, 2004. – 456 с. 59. Масленченков Ю.С. Мониторинг финансовой деятельности банка на основе моделирования его баланса и идентификации традиционных банковских рисков // Банковское дело. -2004. -№4. –с.51-54. 60. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Учебник. /Под редакцией Л.Н. Красавиной. - М.: “Финансы и статистика“, 2004. - 654с. 61. Мильвидов В.Д. Современное банковское дело. Опыт США. - М: Издательство МГУ, 2005. – 202 с. 62. Митрофанов В. Банки как действенный фактор стабилизации экономики: опыт Германии // Финансы. – 2005. - №1. – С.53. 63. Московкина Л.А. Валютное регулирование и валютный контроль в РФ: перспективы развития // Банковские услуги. - 2004. - №5 - 6. 64. Новоселова Л.А. Вексель в хозяйственном обороте.-М: Статут, 2004.-118с. 65. Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004. – 304с. 66. Основы банковского дела / Под редакцией А. Н. Мороза. – Киев: Либра, 2004. – 522 с. 67. Петров В. Стратегические альянсы: теория и зарубежный опыт. - М., 2005. - 244с. 68. Питер С. Банковский менеджмент. - М.: “Дело ЛТД“, 2004. - 844с. 69. Платонов В.В., Хиггинс М.Р. Банковское дело: стратегическое руководство. – М., 2005. – 402 с. 70. Поздняков B.C. Право и внешняя торговля. - М.: Международные отношения, 2004. - 180с. 71. Процентные ставки коммерческих банков: уровень и факторы // “Деньги и кредит“. – 2004. - № 9. – С. 18. 72. Ривуар Ж. Техника банковского дела. - М.: Прогресс, - 2004. – 274 с. 73. Рид Э, Котнер Р, Смит Р. Коммерческие банки- М.: Прогресс, 2004. -220с. 74. Роде Э. Банки, биржи, валюты современного капитализма. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 377с. 75. Роде Э. Банковские операции. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 312 с. 76. Рубченко М. Бомба замедленного действия //Эксперт.-2004.-№10.-С.46-47. 77. Саркисянц А.Г. Слияния и банкротство банков: мировой опыт // Деньги и Кредит. –2004. - №2. – с. 43-52. 78. Севрук В. Банковские риски. – М.: БЕК, 2004. - 400с. 79. Сименкова Е.В. Операции с ценными бумагами. - М., 2004. - 600с. 80. Смирнов В. П. Банковская система Великобритании // Банковское дело. – 2004. - №9. - С.24. 81. Текущее состояние банковской системы // Банковская Газета. – 2006. - №3 (141) Февраль. 82. Текущие тенденции в денежно-кредитной сфере // Вестник Банка России за 2004-2004 гг. 83. Тосунян Г.А. Банковское дело в России: опыт проблемы, перспективы. – М.: Наука, 2004. – 364 с. 84. Турбанов А.В. Банковская система Российской Федерации: проблемы реструктуризации // Деньги и Кредит. –2005. - №2. – с.3-7. 85. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. - М.: ИПЦ “Вазар-Ферро“, 2004. – 314 с. 86. Уткин Э.А. Банковский маркетинг. - М., 2004. - 444с. 87. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник для вузов / под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004. – 479с. 88. Черкасов. В.Е. Финансовый анализ в коммерческом банке. М.: БЕК, 2004. – 210с. 89. Шаров А.А. Эволюция денег при капитализации. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 233с.