21325 Анализ и планирование доходов торгового предпрития
Содержание: Введение 3 Глава 1. Доходы торговых предприятий в рыночных условиях (обзор литературных источников) 6 Глава 2. Формирование и использования доходов ООО «Оптим-Время» за 2007-2009 годы 22 2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Оптим-Время» 22 2.2. Анализ формирования и использования доходов ООО «Оптим-Время» 29 Глава 3. Экономическое обоснование доходов ООО «Оптим-Время» на 2010 год 43 3.1. Многовариантные расчеты плана доходов ООО «Оптим-Время» на 2010 год 43 3.2. Пути повышения доходности ООО «Оптим-Время» 50 Заключение 58 Список литературы 63 Введение Становление в России рыночной системы хозяйствования усиливает роль предприятий торговли в развитии производства и сферы обращения. Наблюдается увеличение торгового сектора экономики, что соответствует объективным мировым процессам. Экономическая свобода как условие и следствие рыночных отношений предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятия. Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной работы торговых предприятий, что требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рынка. Торговое предприятие - основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке. Деятельность предприятий в условиях рыночной экономики подчинена цели получения прибыли, поскольку предприятия несут полную материальную ответственность за результаты своей торгово-хозяйственной деятельности. Убедительные примеры, подтверждающие предположение о максимизации прибыли как единственном, долговременном финансовом интересе любой фирмы, приведены в различных изданиях, посвященных экономической теории рыночных отношений. В связи с этим, одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности каждого торгового предприятия является доход, который выступает финансовой основой деятельности, а также основой формирования прибыли предприятия и покрытия его расходов. Размер доходов торгового предприятия выступает одним из результатов его хозяйственной деятельности. Доходы торгового предприятия являются финансовой основой его деятельности. Наиболее полно экономическая сущность доходов предприятия проявляется через следующие важнейшие задачи, выполнение которых они обеспечивают: 1. Возмещение всех текущих затрат (издержек обращения), связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности. Реализация этой задачи обеспечивает самоокупаемость текущей хозяйственной деятельности торгового предприятия. 2. Обеспечение выплат различных видов налоговых платежей, обеспечивающих формирование средств государственного и местного бюджетов, внебюджетных фондов. Реализация этой задачи обеспечивает выполнение финансовых обязательств торгового предприятия перед государством. 3. Формирование прибыли торгового предприятия, за счет которой образуются фонды производственного развития, дополнительного материального стимулирования персонала, социальных выплат, выплат владельцам имущества, резервный и т.п. Реализация этой задачи обеспечивает самофинансирование развития торгового предприятия в предстоящем периоде. Самостоятельность, самоокупаемость, самофинансирование требуют, чтобы размер валового дохода торгового предприятия превышал затраты, необходимые для выполнения им своих задач, т.е. валовой доход торгового предприятия является исходной предпосылкой для конкурентоспособного функционирования предприятия. Всё вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы. Таким образом, можно сформулировать цель дипломной работы – изучить особенности формирования доходов предприятия выбранного в качестве объекта практического исследования, и обосновать планируемый уровень доходов на 2010 год. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: 1. Рассмотреть особенности формирования доходов предприятия розничной торговли и их классификацию; 2. Проанализировать динамику доходов предприятий розничной торговли в РФ; 3. Дать организационно-экономическую характеристику предприятию выбранному в качестве объекта практического исследования; 4. Проанализировать доходы предприятия, их структуру и динамику; 5. Провести факторный анализ доходов; 6. Осуществить планирование доходов предприятия на основе многовариантных подходов 7. Предложит пути повышения доходов предпряития на перспективу. Объектом практического исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Оптим-Время», деятельность которого заключается в розничной торговле товарами народного потребления. Предметом исследования – доходы предприятия и особенности их планирования на перспективу. Глава 1. Доходы торговых предприятий в рыночных условиях (обзор литературных источников) Основой жизнедеятельности предприятий и отраслей является создаваемая в них добавленная стоимость, за счет которой возме¬щаются потребленные в них авансированные ресурсы и другие затраты, а также формируется прибыль, получение и максимизация которой является долговременной целью деятельности любого предприятия. От величины добавленной стоимости зависят масштабы расширенного воспроизводства пред¬приятий, отчисления ими денежных средств в государственный и местный бюджеты. Показатели прибыли и добавленной стоимости, являющиеся составными частями более общего результата хозяйственной деятельности, - реализации товаров - чаще всего выступают в качестве целей и мотивов их деятельности. Обобщающим показателем деятельности предприятий и отрас¬лей принято считать валовую продукцию, которая отражает меру их вклада в удовлетворение общественных потребностей. В отличие от промышленности, где обычно применяется термин «валовая продукция», отрасли торговли не производят товары и создаваемая в них стоимость называется валовым доходом. Эта стоимость создается трудом работников торговли. Валовой доход на макроуровне отражает долю торговли в сумме цен на товары народного потребления. Валовой доход торгового предприятия как экономическая категория в традиционном понимании представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытия издержек обращения и образования прибыли. В его составе можно выделить чистую продукцию. Чистая продукция характеризует собой вновь созданную стоимость, которая, как и в других отраслях экономики, состоит из заработной платы работников и прибыли (рис.1.1).
Рис.1.1. Место валового дохода предприятия в структуре продукции розничной торговли
Согласно ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» валовой доход торговли – это показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению за определенный период времени. Рассмотрим теперь классификацию доходов предприятия В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации», в зависимости от характера, условий получения и направлений деятельности доходы организации подразделяются на следующие виды: — доходы от обычных видов деятельности; — операционные доходы; — внереализационные доходы. Операционные и внереализационные доходы относятся к группе прочих поступлений. К этой группе относятся также доходы, возникающие в результате чрезвычайных обстоятельств (чрезвычайные доходы). В общем виде классификация доходов в бухгалтерском учете выглядит следующим образом:
Рис.1.2. Классификация доходов предприятия в бухгалтерском учете
Охарактеризуем каждую из представленных на рисунке групп. К доходам от обычных видов деятельности относятся выручка от продажи продукции и товаров, а также поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг. К таким доходам относятся также следующие поступления: — связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации - в виде арендной платы; — связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности - в виде лицензионных платежей (включая роялти); — связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам) - в виде дивидендов (процентов). При этом указанные поступления должны быть связаны с предметом деятельности организаций. Вышеперечисленные доходы являются обычными в тех организациях, учредительными документами которых не предусмотрен другой вид деятельности, кроме того, по которому получен доход. Также это относится к организациям, которые имеют право осуществлять любую деятельность, не запрещенную законом. В этом случае ключевым моментом является определение существенности влияния полученного дохода на финансовый результат организации в целом. К операционным доходам относятся следующие виды доходов: — поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; — поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; — поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам). Эти доходы относятся к операционным в том случае, когда вид деятельности, с которым связано их получение, не является основным для организации. Операционными доходами также являются: — прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества); — поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; — проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящимися на счете организации в этом банке. Особый вид прочих поступлений - внереализационные доходы. К ним относятся: — штрафы, пени, неустойки и другие санкции за нарушение условий договоров (учитываются в суммах, присужденных судом или признанных должником); — поступления в возмещение причиненных организации убытков; — прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; — суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; — курсовые разницы; — сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов); — прочие внереализационные доходы. Согласно ПБУ 9/99 к чрезвычайным доходам относятся поступления, возникающие вследствие чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.). Чрезвычайные доходы могут поступать в виде страхового возмещения, стоимости материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п. Охарактеризуем теперь доходы предприятия с точки зрения налогового законодательства. Согласно главе 25 НК РФ, все поступления эко¬номических выгод подразделяются прежде всего на доходы и суммы налогов, предъявленные покупателям (НДС, акцизы, налог с продаж, экспортные пошлины). Все налоговые доходы в свою очередь подраз¬деляются на учитываемые и не учитываемые при исчислении налогооблагаемой базы. Перечень доходов, не учитываемых при исчислении налога на прибыль, приведен в ст. 251 НК РФ и является закрытым. Любые иные доходы, не перечисленные в указанной статье, включают¬ся в облагаемую базу по налогу на прибыль. Все доходы, учитываемые при определении налогооблагаемой базы, подразделяются на доходы от реализации и внереализационные доходы. Согласно п. 1 ст. 249 «Доходы от реализации» НК РФ к доходам от реализации относится выручка от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав. Все остальные доходы являются внереа¬лизационными. Здесь стоит отметить, что п. 4 и 5 ст. 250 «Внереализационные доходы» НК РФ предусмотрено, что к внереализационным могут относиться доходы от сдачи имущества в аренду и предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Какие-либо критерии отнесения названных доходов от реализации имуществен¬ных прав к доходам от реализации либо внереализационным доходам в НК РФ отсутствуют. Классификация поступления экономических выгод по видам доходов в соответствии с главой 25 НК РФ представлена на рисунке 1.3.
Рис.1.3. Классификация экономических выгод субъекта хозяйствования в налоговом законодательстве Традиционный экономический подход к классификации доходов предусматривает разделение всех доходов на четыре основных группы: 1) доходы от реализации товаров и платных торговых услуг; 2) доходы от реализации продукции неторговой деятельности; 3) доходы от реализации другого имущества; 4) доходы от внереализационных операций. 1. Доходы от реализации товаров и платных торговых услуг являются основным видом доходов торговых предприятий, непосредственно связанных с отраслевой спецификой их деятельности. В их состав входят доходы, как от розничной, так и от оптовой реализации товаров. Источником формирования доходов от реализации товаров является торговая надбавка (торговая наценка), выступающая как разница между продажной и покупной ценой реализуемых товаров. Источником формирования доходов от реализации платных торговых услуг выступает цена оказываемых услуг (речь идет только о тех платных услугах, которые оказываются покупателям персоналом торгового предприятия и включаются статистикой в состав розничного товарооборота). Совокупность доходов от реализации товаров и платных торговых услуг формирует на торговом предприятии валовой доход от торговой деятельности. Его доля в общем объеме доходов торгового предприятия составляет около 80%. 2. Доходы от реализации продукции неторговой деятельности формируются за счет реализации товаров, работ и услуг вспомогательных и обслуживающих производств торговых предприятий, если эти производства не имеют отдельного баланса (например, реализация транспортных услуг сторонним предприятиям автотранспортом торгового предприятия). 3. Доходы от реализации другого имущества формируются за счет выручки от продажи отдельных видов основных фондов, нематериальных активов, ценных бумаг, валютных ценностей и других видов материальных и финансовых активов торгового предприятия. 4. Доходы от внереализационных операций формируются за счет поступления средств, не связанных непосредственно с реализацией товаров и платных торговых услуг, другой продукции или имущества торгового предприятия. Основу формирования дохода торговых предприятий (а на многих торговых предприятиях - единственный источник его формирования) составляют доходы от торговой деятельности, поэтому в процессе управления доходами на предприятии им отводится главная роль. Валовой доход торгового предприятия от реализации - это разница между денежной выручкой от реализации товаров и их покупной стоимостью. Основу формирование валового дохода предприятия составляет торговая наценка (надбавка). Торговая надбавка выступает предметом ценовой политики торгового предприятия. Именно этот элемент цены товара характеризует цену торговых услуг, предлагаемых покупате¬лю при его реализации торговым предприятием. И только этот элемент цены с учетом конъюнктуры потребительского рынка, условий своей хозяйственной деятельности, уровня цены производителя и других факторов торговое предпри¬ятие формирует самостоятельно. Несмотря на высокую сте¬пень связи с ценой производителя, уровень торговой надбав¬ки далеко не всегда определяется уровнем цены на товар. Так, при низком уровне цены на товар, предложенном его производителем, может быть сформирован высокий уровень торговой надбавки, и, наоборот - при высоком уровне цены производителя торговые предприятия часто ограничиваются низким уровнем торговой надбавки. Эта специфика торговой деятельности определяет осо¬бенности формирования ценовой политики предприятия тор¬говли. Под формированием ценовой политики торгового предприятия понимается обоснование системы дифферен¬цированных уровней торговой надбавки на реализуемые товары и разработка мероприятий по обеспечению оперативной их корректировки в зависимости от изменения ситуации на потребительском рынке и условий хозяйствова¬ния. Определим возможные границы его маневра в формировании своей ценовой политики (см. рисунок 1.4.).
Рис.1.4. Диапазон формирования торговой надбавки
На основании рисунка 1.4. можно сделать выводы, что нижним пределом формирования торговой надбавки предприятий розничной торговли высту-пают цены оптового предложения товара на рынке, опреде¬ляемые ценами его производителей и оптовых посредников. Верхний пределом формирования торговой надбавки предприятий розничной торговли являются цены спроса конечных поку¬пателей товара. Наряду с внешними границами возможного диапазона формирования торговой надбавки розничного торгового предприятия, рассмотрим также состав ее внутренних эле¬ментов Торговая надбавка предприятия состоит из трех основных элементов: — суммы издержек об¬ращения, связанных с реализацией товара; — суммы налого¬вых платежей, входящих в цену товара, т.е. уплачиваемых непосредственно за счет доходов торгового предприятия; — суммы прибыли и реализации товаров (до вычета из нее налогов). Снижение уровня издержек обращения (т.е. их размера в цене каждого товара) может быть обеспечено за счет роста объема продажи товаров, реализации внутренних резервов их экономии и других направлений хозяйственной деятельности. Снижение суммы и уровня налоговых плате¬жей, входящих в цену товара, может быть обеспечено за счет совершенствования ассортиментной политики предприятия, отказа от импорта ряда товаров, осуществления более эф¬фективной налоговой полити …………………………………………………………………….. …………………………………………………………………….. ……………………………………………………………………..
--------- Список литературы 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2005 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2006 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2007 г.). 2. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н). 3. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации». ПБУ 9/99. (утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 33н). 4. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2000. – 512с. 5. Авдеев В.Ю. Глава 25 Налогового кодекса РФ. Налоговый и бухгалтерский учет: сходства и различия. – М.: «Статус-Кво 97», 2007 – 90с. 6. Агафонова М.Н. Оптовая и розничная торговля. – М.: Справочно-правовая система «Гарант», «Бератор-Пресс», 2006. – 346с. 7. Баканов М.И. Экономический анализ в торговле. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 397с. 8. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 259с. 9. Варли Р., Рафик М. Основы управления розничной торговлей: Перевод с английского. – М.: «ИД Гребенникова», 2009. – 454с. 10. Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. - 308с. 11. Голиков Е.А. Оптовая торговля. Менеджмент. Маркетинг. Логистика. Финансы. Безопасность. Учебно-практическое пособие. – М.: Экзамен, 2008. – 272с. 12. Гребнев А.И. и др. Экономика торгового предприятия. – М.: Инфра-М, 2005. - 269с. 13. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: Учебник для вузов. – М.: Маркетинга, 2005. – 593с. 14. Донцова Л.В, Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности (фрагмент книги) // Финансовый менеджмент. – 2007. - № 1. 15. Егоров В.Ф. Организация торговли: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 352с.: - ил. – (Серия «Учебник для вузов»). 16. Зайцев Н.Л. Экономика организации: Учебник. – М.: Экзамен, 2008. – 256с. 17. Иванов Г.Г. Экономика торговли. – М.: Академия, 2008. – 140с. 18. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 560с. 19. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – М.: «Новое знание», 2009. – 511с. 20. Лебедева С. Н. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие / С.Н. Лебедева, Н. А. Казиначикова, А. В. Гавриков; Под ред. С.Н. Лебедевой.- 2-е изд.- Мн.: Новое знание, 2006. – 240с. 21. Магомедов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2009. – 256с. 22. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов высших и средних кооперативных учебных заведений. – М.: ИВЦ Маркетинг, 2005 – 310с. 23. Новодворский В.Д., Сабанин Р.Л. Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов. – СПб.: Питер, 2007. - 253с. 24. Ньюмэн Э., Каллен П. Розничная торговля: Организация и управление: Перевод с английского. – СПб.: «Питер», 2009. – 416с. 25. Панкратов И.Ф. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. М.: Маркетинга, 2000. – 579с. 26. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. 8-е изд., перераб.и доп. - М.: «Дашков и К», 2009. – 504с. 27. Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Маркетинг в розничной торговле. – М.: «ФБК-ПРЕСС», 2008. – 218с. 28. Россия в цифрах. 2008: Краткий статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. - М., 2009. - 431с. 29. Уткин Э.А. Управление компанией. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2007. – 597с. 30. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2006. – 892с. 31. Хамидуллина Г.Р. Ревизия и контроль на предприятиях торговли. – М.: «КноРус», 2009. – 96с. 32. Чернов В.А. Экономический анализ: Торговля, общественное питание, туристический бизнес. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 686с. 33. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 352с. 34. Экономика торговли Учеб. пособие для нач. проф. образования / Под ред. Иванов Г.Г. – М.: Академия, 2008. – 144с. 35. Экономика и организация деятельности торгового предприятия / Под ред. А.Н. Соломатина. М.: Инфра-М, 2006. – 256с. 36. Экономика и организация деятельности торгового предприятия»: Учебное пособие / Под ред. А. И. Соломатина. - М.: ИНФРА - М, 2000. – 524с. 37. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник / Под общ. ред. А.Н. Соломатина.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2006. – 497с. 38. Экономика предприятия торговли и сферы услуг. /Под ред. В.В. Басконова - М: ИНФРА-М, 2006. – 366с. 39. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. –527с. 40. Щербина Ю.В. Классификация операционных и внереализационных доходов и расходов // Аудиторские ведомости. – 2007. - №1. 41. Якубова Э.В. Розничная и оптовая торговля. Состояние и перспективы. Ставрополь, 2007 - 90с. 42. Яновский А.М. Конкурентоспособность товара и производителя продукции в системе рыночной экономики // Стандарты и качество. – 1999. - №2.