21402 Оценка конкурентоспособности предприятия с использованием нечетко-множественного подхода
Введение Глава 1. Влияние управленческого решения на конкурентоспособность организации 1.1 Конкуренция на рынке услуг. 1.2 Анализ особенностей ситуационного подхода к принятию управленческих решений 1.3 . Анализ методов оценки объектов различной природы 1.4 Анализ особенностей деятельности элементов организационной структуры ООО “-”. Глава 2. Оценка конкурентоспособности 2.1 Принципы построения оценочной системы. 2.2 Принципы формирования списка критериев оценки конкурентоспособности ООО “-” 2.3 Подбор экспертной комиссии 2.4 Шкалирование показателей оценки. Основные типы шкал. 2.5 Ранжирование показателей по степени важности 2.7 Оценка эффективности конкурентоспособности организации 2.8. Распознавание текущего уровня показателя (оценка) 2.9. Получение интегральной оценки Глава 3. Нечетко-множественная оценка 3.1 Оценка финансовых показателей на основе методов теории нечетких множеств
Введение
Актуальность темы определяется необходимостью эффективной адаптации организаций к быстро меняющейся конкурентной ситуации как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Развернутое исследование проблем повышения конкурентоспособности организаций является одним из условий увеличения эффективности экономики и интеграции России в международную систему экономических отношений. Реализация задачи повышения конкурентоспособности объективно требует проведения комплексного анализа, методологической разработки и практической реализации оценки конкурентоспособности организации. Проблема оценки конкурентоспособности предприятий в силу своей сложности и многофакторности включает различные виды неопределенно-стей (как стохастическую и лингвистическую, так и связанную с неполнотой представления о структуре и поведении слабо формализованных систем). В зависимости от целей исследования для определения уровня конкурентоспособности предприятий могут быть использованы различные методы оценки. Детерминированные методы оценки эффективно применяются при точных исходных данных. Вероятностные методы оценки могут быть применены при наличии необходимого объема достоверной статистической информации. В условиях нестабильной экономики, нечеткой, неполной и быстро устаревающей информации необходимо использование комплекса взаимосвязанных методов, позволяющих оценивать уровень конкурентоспособности в динамичной, неопределенной, нечеткой среде. При наличии кризисной ситуации существенное значение приобретает определение пороговых значений показателей конкурентоспособности предприятия, выход за рамки которых требует модификации конкурентной стратегии. Использование нечетко-множественного моделирования в этих аспектах представляется весьма актуальным и перспективным. Цель и задачи исследования. Целью исследования является разра-ботка нечетко-множественной модели оценки конкурентоспособности орга-низации ООО “-”. В рамках поставленной цели предполагается решение следующих за-дач: – выделить современные подходы к определению понятия конкурентоспособность предприятия»; – выявить совокупность факторов, оказывающих воздействие на кон-курентоспособность организации; – применить математическую модель, сформулированную в терминах нечеткой логики, для оценки конкурентоспособности организации; – провести оценку конкурентоспособности на примере организации по предоставлению экспедиторских услуг с помощью разработанных инструментальных средств, а также выявление динамики, сравнительный анализ уровня конкурентоспособности организации за предшествующий квартал и выбрать стратегии повышения конкурентоспособности. Объектом исследования являются процессы управления организации в условиях рыночной неопределенности. Предметом исследования являются методы и результаты оценки конкурентоспособности промышленных предприятий с использованием нечетко-множественного подхода.
Глава 1. Влияние управленческого решения на конкурентоспо-собность организации 1.1 Конкуренция на рынке услуг.
Услуга - это любая деятельность или благо, которую одна сторона может предложить другой. Услуга по сути своей является неосязаемой и не приводит к передаче собственности. Услуги экспедитора, аренда гостиничного номера, хранение денег в банке (депозит), перелеты на самолете, визит к врачу, стрижка в парикмахерской, посещение спортивных соревнований, просмотр кинофильма, ремонт автомобиля, консультация у адвоката все эти ежедневные операции связаны с приобретением услуги. Однако необходимо отметить, что, наряду с производством товаров, многие промышленные предприятия также предоставляют целый ряд услуг, среди которых - доставка товара, ремонт и техническое обслуживание оборудования, обучающие программы по его эксплуатации, технические консультации. Более того, многие поставщики услуг, наряду со своим основным видом деятельности, продают и физические товары. Например, авиакомпании предлагают широкий ассортимент блюд, напитков, газет, которые являются неотъемлемой частью основной услуги - авиаперевозки. Довольно редко можно встретить организацию, предоставляющую товар или услугу в чистом виде. В попытке найти различие между товаром и услугой было бы более целесообразно рассматривать понятие континуума “товаруслуга” со множеством вариантов комбинаций, начиная от преобладания товара и заканчивая преобладанием услуги. Фирмы получают преимущество, выбирая наиболее подходящее положение на континууме и изменяя баланс осязаемых и неосязаемых элементов в своем предложении. Например, производитель встроенных кухонь может качественно улучшить свое предложение, предоставляя покупателям услуги профессионального дизайнера и консультанта. В сфере услуг имеется множество разнообразных организаций. Их можно классифицировать по целому ряду признаков. Один из них это тип собственности: являются ли они организациями частного (склады, дистрибьюторские фирмы, банки) или государственного (полиция, государственные больницы) сектора. Другой признак рынок, на котором работает фирма: потребительский (страхование домохозяйств, розничная торговля) или рынок предприятий (обслуживание компьютерных отделов). Услуги также можно классифицировать по степени контактности с человеком: услуги высокой (парикмахерские, медицинское обслуживание) и низкой контактности (химчистки, автоматизированные мойки машин), где предоставление услуг направлено на объекты. Услуги могут оказывать люди (различные консультации, образование) или автоматизированные устройства (торговые автоматы, банкоматы). Первые, в свою очередь, делятся на услуги, предоставляемые высококвалифицированными спе-циалистами (адвокатские фирмы и больницы) и не требующие специальных навыков (грузчик или уборщик). Большое разнообразие предоставляемых услуг означает, что для создания и сохранения конкурентного преимущества производители услуг должны выделять и решать проблемы, характерные для конкретного вида деятельности. Несмотря на подобные разночтения в классификации, есть целый ряд характеристик, присущих всем услугам. Конкуренция на рынке услуг. В сфере производства и услуг на товарном рынке различают видовую, функциональную и маркетинговую конкуренцию. В составе видовой конкуренции имеет место услуга, преимущественно 1-го или близкие друг к другу по качественным характеристикам. Маркетинговая конкуренция отличается лишь различием предприятий сферы услуг. Она широко используется в различных рыночных структурах и областях промышленности. Отличается особенностью конкуренции в сфере услуг, в отличие от товарного рынка, является то, что она не требует значительных затрат. Поэтому уровень конкуренции в сфере услуг достаточно высок по сравнению с конкуренцией товарного рынка. В основе ценовой конкуренции приняты цены на условиях и с помо-щью цены можно повысить или понизить уровень конкуренции на рынке услуг. При неценовой конкуренции за основу берется показатель качества, предоставления услуги. И с помощью него можно завоевать конкурентное преимущество в конкурентной борьбе. Однако при неценовой конкуренции не обходится без привлечения дополнительных затрат, которые в основном связаны с высокой оплатой квалифицированного специалиста. Конкуренция в сфере услуг направлена на повышение имиджа предприятия услуг, которые выступают среди других с целью завоевания потребительского спроса. Имидж такого предприятия услуг может включать: качество оказания услуг, ассортимент, цена, гарантия, рекламная деятельность и методы стимулирования. Вместе с тем поддержание имиджа на предприятии услуг требует постоянного контроля за качеством услуг, внедрения культуры и т.д. Как и на рынке товаров, рынок услуг также характерен широким проникновением новых конкурентов в сфере услуг. Успех у тех предприятий услуг, которые расширяют круг оказываемых услуг и разрабатывают собственную конкурентную стратегию. И в конкурентной борьбе предприятий и услуг преуспевает тот, кто оказывает аналогичные услуги при снижении затрат. При этом используется стратегия дифференциации услуг и стратегической концентрации услуг на один или несколько сегментов рынка. Это возможно в случае, когда предприятие дополнительно проводит широкие маркетинговые исследования пользователей хорошей или известно на рынке услуг использованием высококачественных сырья и материалов при оказании услуг (стратегия дифференциации). Стратегические концепции: Предприятие услуг концентрирует свою деятельность на отдельном сегменте или на нескольких. Она достигает высоких результатов за счет санкционированных затрат по оказанию услуг. На рынке услуг, как и на любом товарном рынке, существует конкуренция, носящая открытый характер. Существуют методы оценки конкурентности услуг. Важным факто-ром конкурентности является оценка потребления товара. Для оценки конкурентности услуг применяются качественные и количественные методы оценки. Наиболее приемлемым для количественной оценки условием реко-мендуется использовать обобщенный показатель, который количественно характеризует какую-либо услугу. Содержание этого оценочного покупателя могут входить различные способы их выражения: характеристику услуг, индекс оказания услуг, коэффициент бальной оценки, доля оценки. Наряду с количественными показателями используются и качествен-ные показатели. Для качественной характеристики услуг применяется бальная система сравнения различного кода услуг. При этом используется экспертный метод, который получил развитие в практике. Для оценки конкурентоспособности той или иной услуги надо ото-брать наиболее характерные показатели по определенному виду услуг. Затем по каждому из показателей дается соответствующая оценка. Более точным методом конкурентности и услуг можно отметить ме-тод инжинирингования. Он осуществляется в несколько этапов: • формирование требования потребителей к конкретной услуге; • производится ранжирование показателей по степени их значимости; • проводится оценка выбранных показателей по каждой из конкурирующих услуг или по группе, оказывающей каждым из основных конкурентов; • оценка показателей в натуральной величине, в долях (индексах); • производится последовательное сравнение каждого показателя с аналогичным показателем. Выявляется несколько из предложенных показателей у конкурентов; • индексы показателей менее или более 1 или =1; • на последнем этапе определяется обобщенный или интегрированный показатель конкурентности; • определяется наибольший индекс, который соответствует наиболее конкурентоспособному предприятию услуг, из всех сравниваемых; • использование индексного метода оценки конкурентоспособности позволяет более точно определить значимость отдельных показателей, производятся расчеты многих; • необходимо использовать достоверную информацию, которую представляют представители этих услуг.
Критерии и факторы конкурентоспособности организации. Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности организации, необходимо дать как можно полное представление о конкурентоспособности. Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. “Европейский форум по проблемам управления” определил, что конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов. Недостаток этого определения, заключается в том, что оно касается только товара и учитывает исключительно ценовые и неценовые характеристики. Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к кон-кретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране. Конкурентоспособность организации – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность организации характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. Конкурентоспособность организации зависит от ряда таких факторов, как: • конкурентоспособность товаров (услуги) организации на внеш-нем и внутреннем рынках; • вид производимого товара; • ёмкость рынка (количество ежегодных продаж); • лёгкость доступа на рынок; • однородность рынка; • конкурентные позиции организации, уже работающих на данном рынке; • конкурентоспособность отрасли; • возможность технических новшеств в отрасли; • конкурентоспособность региона и страны. Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям: 1. Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела. 2. Близость организации к клиенту. 3. Создание автономии и творческой атмосферы в организации. 4. Рост производительности благодаря использованию способно-стей людей и их желанию работать. 5. Демонстрация важности общих для организации ценностей. 6. Умение твёрдо стоять на своём. 7. Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала. 8. Умение быть одновременно мягким и жёстким. Держать под жё-стким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчинённым менее важные. Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности организации. Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность организации–производителя продукции (услуг) соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара (услуги) и совокупности экономических методов деятельности организации, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы. Поскольку конкуренция организации на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции организации, изготовившего и продающего её на мировом рынке. Для того, чтобы полнее оценить проблему конкурентоспособности организации, необходимо дать оценку ее критериям и факторам. На повышение конкурентоспособности организации влияет сегмен-тация рынка. С этого процесса надо начинать деятельность на данном рынке. Сегмент рынка – это особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей, товаров или организаций, которые имеют некоторые общие признаки. С помощью сегментации достигаются следующие цели: Наилучшее удовлетворение нужд и потребностей людей, подгонка товара под желания и предпочтения покупателя. • Повышение конкурентоспособности как товара, так и его производителя, усиление конкурентных преимуществ. • Уклонение от конкурентной борьбы путём перехода в неосвоенный сегмент рынка. • Увязка научно-технической политики фирмы с запросами чётко выявленных совокупностей потребителей. • Ориентация всей маркетинговой работы на конкретного потребителя. Также на уровень конкурентоспособности организации важнейшее воздействие оказывают научно-технический уровень и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств автоматизации производства. Факторы воздействующие на отношение покупателей к организации и его продукции, можно систематизировать следующим образом: 1) коммерческие условия: возможности организации предоставлять покупателям потребительский или коммерческий кредиты, скидки с прей-скурантной цены, скидки при возврате ранее приобретённого у предприятия товара, использовавшего свой экономический ресурс; возможности заключения товарообменных (бартерных) сделок; 2) организация сбытовой сети: расположение сети магазинов, супер-маркетов, доступность их широкому кругу покупателей; проведение демонстраций изделий в действии в салонах и демонстрационных залах организации или у его торговых посредников, на выставках и ярмарках; эффективность проводимых рекламных кампаний, воздействие средствами “паблик рилейшнз”; 3) организация технического обслуживания продукции: объём пре-доставляемых услуг, сроки гарантийного ремонта, стоимость послегарантийного обслуживания и другие; 4) представление о фирме со стороны потребителей, её авторитете и репутация, информированность потенциальных покупателей о фирме, ассортименте её продукции, сервисе; воздействие товарного знака организации на привлечение внимания покупателей к её продукции; выяснение мнения покупателей путём опросов; Конкурентные позиции фирмы на рынке зависят также от той под-держки и содействия, которые фирма получает со стороны национальных государственных органов и других организаций путём предоставления гарантий экспортных кредитов, их страхования, освобождения от налогов и сборов, предоставление экспортных субсидий, обеспечения информацией о конъюнктуре рынков и другое. По своей сущности товар (работы, услуги) является единственным средством получения прибыли и тем самым основным орудием конкурент-ной борьбы, ее материальной основой. Везде, где развертывается соперничество за повышение качества продукции, максимизацию прибыли, снижение издержек производства важное значение приобретает комплексная оценка конкурентоспособности товара. К основным факторам этой оценки относят: • экономический потенциал и темпы роста экономики; • уровень развития науки техники; • участие в международном разделении труда; • динамичность и емкость внутреннего рынка; • социально - экономическую и внутриполитическую ситуацию; • гибкость финансовой системы; • государственное регулирование экономики; • обеспеченность трудовыми и материальными ресурсами и уро-вень квалификации ресурсов.
В рамках коммерческой деятельности для любого самостоятельного предприятия или фирмы ключевыми моментами успеха в конкурентной борьбе являются: завоевание устойчивого финансового положения на рынке; наличие передовой технологии и высокого потенциала собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; умение проводить и эффективно использовать маркетинговые исследования; способность к маневрированию за счет изменения качественных и ценовых характеристик реализуемого товара, а также оказания комплекса услуг, включающих инжиниринговые, консалтинговые, техническое обслуживания, услуги транспорта, связи, посреднические и другие; наличие собственной сети снабжения и сбы …………………………………………………………………….. …………………………………………………………………….. ……………………………………………………………………..
--------- 2.3 Подбор экспертной комиссии
Выбор экспертной комиссии – это сложная процедура, к которой не-обходим очень ответственный подход. Рассмотрим существующие критерии отбора экспертов. Первый критерий отбора экспертов - степень компетентности эксперта. Возникает вопрос: чем ее измерить? Большей частью ориентируются на наиболее “простые“ показатели - ученая степень или звание, стаж работы по специальности. Но оба показателя не всегда являются мерилом компетентности. Поэтому приходится прибегать к дополнительным показателям - служебное положение, число опубликованных работ, число ссылок на эти работы в литературе, оценка работ научной общественностью и др. Встает проблема комплексности показателей компетентности эксперта. Второй критерий отбора экспертов тесно связан с первым. Он предполагает, что эксперт знает “последнее слово“ современной науки и практики в тех областях, которые являются предметом экспертизы. Здесь важен качественный анализ научной или практической деятельности эксперта и его трудов. Третий компонент отбора - оптимальное сочетание узкой специализа-ции и общего кругозора эксперта. Для этого опять-таки необходим качест-венный анализ деятельности и научных трудов эксперта. Четвертый критерий отбора - оптимальное сочетание индивидуальных качеств экспертов как научных или практических работников. Сюда относятся способности эксперта к анализу и синтезу изучаемых проблем, к объективной всесторонней оценке проблемы без чрезмерного уклона в сторону оптимистических либо пессимистических ответов по чисто психологическим мотивам, устойчивость его научных взглядов, но вместе с тем достаточная гибкость мышления, способность изменить точку зрения под влиянием новых фактов и аргументов, умение перерабатывать, усваивать и формировать качественно новую научную информацию. Пятый критерий отбора - высокие моральные качества эксперта. Этот критерий очень сложен. Ясно, однако, что без должного морального уровня эксперта остальные его качества могут оказаться бесполезными, способными лишь увеличить опасность получения псевдопрогноза. В то же время неверно полагать, будто опросу экспертов не присущи недостатки, которые свойственны массовым опросам населения. Эксперт не лишен обычных человеческих слабостей, в частности на то или иное его суждение могут влиять определенные стереотипы мышления. Последние часто играют позитивную роль, но при столкновении с качественно новой информацией (обычно в ситуации прогнозирования) иногда мешают давать надежные оценки, рекомендации. Очевидно, особенно ценен эксперт, обладающий способностью преодолеть сложившиеся взгляды, по-новому смотреть на проблему, высказать оригинальное, самостоятельное суждение. В специальной литературе по экспертным оценкам давно уже выработан тип “идеального“ эксперта, способного решать творческие задачи, видеть и формировать неочевидные проблемы, интуитивно делать верные заключения, предусматривать возможные изменения состояния исследуемого объекта, обладающего независимостью суждений и умением видеть проблему с различных точек зрения. Очевидно, что подобрать эксперта и тем более группу экспертов, обладающих такими способностями, трудно. Приходится заботиться, чтобы перечисленные качества относились хотя бы ко всей группе в целом, И здесь возникает ряд проблем психологии коллективного творчества: в первую очередь необходимость, чтобы члены экспертной группы в психологическом отношении были максимально приемлемы друг для друга. В дипломной работе формирование группы экспертов было произведено методом взаимной оценки. Сущность данного метода заключается в предоставлении каждому из экспертов возможности выбора трёх наиболее компетентных специалистов из предложенного списка. Мнения участников опроса были обобщены в следующей сводной таблице:
Проведенное ранжирование позволило достаточно быстро отобрать трёх наиболее компетентных специалистов, которые приняли участие в экспертизе. Ими стали эксперты № 6, 8, 9.
2.4 Шкалирование показателей оценки. Основные типы шкал. Формирование оценочной системы при решении задач квалиметрии проходят в условиях неопределенности и нечеткости. По этой причине главным инструментарием оценки становятся методы экспертной квалиметрии. В зависимости от свойств, по интенсивностям которых оценивается эффективность организационной структуры предприятия, все показатели разбиваются на «объективные показатели» и «субъективные показатели» (экспертные). К объективным – относятся показатели, индуцируемые свойствами, интенсивности которых поддаются объективному измерению. Субъективные показатели соответствуют тем свойствам, субъективное восприятие интенсивностей которых содержит неопределенность. Измерение интенсивностей субъективных свойств и формирование оценок в виде нечетких множеств по субъективным показателям качества могут проводиться в шкалах различной силы, в зависимости от измеряемых свойств и возможностей экспертов. Наиболее употребительными в практике измерений являются следующие типы шкал: номинальная, порядковая, интервалов, отношений, разностей, абсолютная. Анализ литературных источников позволяет провести следующую класси-фикацию основных типов шкал. Классификация основных типов шкал. Измерения Шкала Изоморфность относительно преобразования Качественные Номинальная Взаимно-однозначные преобразования
Порядка Строго-монотонные преобразования Гиперпорядка Строго монотонные, сохраняющие по-рядок первых разностей
Количественные Интервалов f(x) = ax + b. Отношений f(x) = ax. Разностей f(x) = x + b. Абсолютная f(x) = x.
В качестве основной шкалы для придания субъективным показателям, заданным в вербальном выражении, количественного значения используется шкала Харрингтона:
Наименование градации шкалы Числовые значения 1. Высокий уровень 8-10 2. Уровень выше среднего 6-8 3. Средний уровень 4-6 4. Уровень ниже среднего 2-4 5. Низкий уровень 0-2
2.5 Ранжирование показателей по степени важности
После того как сформирован список показателей, результаты обрабатываются аналитической группой. При этом важность критерия тем выше, чем ниже численное значение его ранга. В данной дипломной работе мы оцениваем важность критериев по десятибалльной шкале Харрингтона. В соответствии с разработанной и приведённой выше структурой технологии формирования оценочной системы, процесс её формирования начинается с отбора предварительного списка показателей оценки и их ранжирования в шкалах порядка. Ранжирование показателей оценочной системы осуществляется членами экспертной комиссии. Предварительное ранжирование и составление списка показателей инновационного потенциала проводится в три этапа: - экспертами составляется общий список критериев оценки – при дос-таточно большом количестве экспертов в предварительном списке составляются те, за которых проголосовало более половины экспертов, либо, если ранжированы сами эксперты, те, чья средневзвешенная оценка больше ½. Если число экспертов не велико, в предварительный список могут включаться все критерии; - проводится ранжирование выделенных критериев; - отсеиваются критерии, ранг которых оценивается как слишком низ-кий. Далее мы начинаем взвешивать сами показатели. Каждому эксперту выдаётся анкета со списками показателей оценки. Взвешивание происходит через опрос экспертов по анкете, в которую заносятся оценки исходя из уровней «да»/«нет». В такую анкету входят только показатели одного уровня и имеющие одну вершину. Самый высокий уровень – 1.
В данной работе, для оценки конкурентоспособности организации берутся четыре критерия: Финансы, Внешние процессы, Кадровый потенциал, Внутренние процессы. К каждому критерию соответствуют три показателя. Финансы: Прибыль – измеряется в тыс. руб. Выручка – измеряется в тыс. руб. Затраты – измеряется в тыс. руб. Внешние процессы: Доля рынка – измеряется % отношение. Цена, комиссия – измеряется дол/вагон Эффективность рекламы – кол-во новых клиентов Кадровый потенциал: Производительность труда (обработка заявки) – заявка/время(ч) Уровень средней з/п – измеряется в тыс. руб. Текучесть кадров – кол-во увольнений Внутренние процессы: Эффективность систем управления Кредиторская задолженность – измеряется в тыс. руб. Дебиторская задолженность – измеряется в тыс. руб.
Для оценки в качестве интервала по всем показателям и для дальней-шего анализа выступает 1 квартал.