Понедельник, 29.04.2024, 09:31
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Международные отношения » Диплом

20371 Исламский фактор в политике северных стран Африки

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Социально-политическая обстановка в странах Северо-восточной Африки в 1970-е гг. - начале XXI в. 9
1.1. Особенности социально-политического развития региона Северо-восточной Африки в 1970-е гг. - начале XXI в. 9
1.2. Причины, обусловившие возникновение и развитие религиозно-политических движений в странах северо-восточной Африки 25
Глава 2. Исламистские организации в странах Северо-восточной Африки 48
2.1. Египет (Арабская Республика Египет) 48
2.1.1. "Братья-мусульмане" 49
2.1.2. "Аль-Гамаа аль-Исламия", "Аль-Джихад" 53
2.1.3. Египетский исламский джихад 56
2.2. Алжир (Алжирская Народная Демократическая Республика). 58
2.2.1. Аль-Каида в Исламском Магрибе 61
2.2.2. Исламский фронт спасения (ИФС). 62
Глава 3. Политическая роль ислама в странах северо-восточной Африки 65
3.1. Общая характеристика исламского фактора в странах северо-восточной Африки 65
3.2. Значение внешних условий для активизации общественно-политической роли ислама в северо-восточных странах Африки 68
3.3. Государство и исламский фактор в странах Северной Африки: общее и особенное 71
Заключение 76
Список использованной литературы 79



Введение
В настоящее время жизнь все острее ставит вопрос о том, какое влияние оказывал, оказывает и будет оказывать исламистский фактор на развитие му-сульманских обществ, а также их соседей. Это влияние становится все более заметным как в России, так и в мусульманских республиках СНГ. Изучение условий возникновения и развития исламистских движений в Северной Африке может способствовать пониманию сложных процессов, происходящих в настоящее время в мусульманском мире. При этом представляется важным оценить соотношение и взаимосвязь политики «исламизации сверху», проводимой правящими режимами с целью укрепления основ своей власти, и «исламизации снизу», насаждаемой оппозиционными исламистскими движениями.
Исламский фактор – это, прежде всего, огромный исламский мир, объе-диняющий более 1,3 млрд. мусульман. Последователи исламской религии со-ставляют большинство населения более чем в 40 странах. В целом ряде госу-дарств они являются значительным и влиятельным меньшинством. Ислам практически распространен по всему миру. Однако местом его зарождения и ареалом арабо-мусульманской, тюркско-мусульманской и ирано-мусульманской государственности и культуры является мусульманский Восток. Это центр деловой активности и политической жизни исламского мира. Здесь расположены его основные международные организации. Ясное дело, что более миллиарда населения, исповедующего одну из мировых религий, придерживающегося определенных духовно-культурных ценностей, наконец, определенного уклада общественной жизни, не может не стать одним из важных факторов мировой политики.
Исламский фактор в мировой политике, это:
• процесс формирования исламского полюса мировой системы. По-следователи ислама давно уже поняли, что в глобализирующемся мире, в котором хозяйничают крупные державы и их международные монополии, нельзя быть самостоятельным и на равных условиях участвовать в международном разделении труда без консолидации и объединения экономических и культурных потенциалов, - то есть без создания интеграционных объединений. Исламский фактор в мировой политике – это усиливающееся влияние исламской религии, в том числе и радикальных исламских течений на внутренние и международные про-цессы.
• интернационализация радикальных исламских течений и создание угрозы безопасности граждан других государств. Исламский радикализм возник и под влиянием внешних факторов. Международные радикальные исламистские группировки сегодня распространяют свое влияние по всему миру. И появление в Дагестане последователей радикальных исламистских течений нельзя объяснять только дагестанскими причинами и факторами. В значительной степени радикализации религиозных группировок в республике способствовали международные факторы, в том числе и международные исламистские организации.
• возросшая роль восточной культуры в межцивилизационном диалоге. Глобализация настолько углубилась, что объединение национальных эко-номик на межрегиональном и на межконтинентальном уровне требует диалога культур и цивилизаций. Это сегодня осознается повсеместно. Одной из первых с предложением начать диалог культур и цивилизаций обратилась в ООН исламская Республика Иран.
Влияние исламского фактора на международные процессы, как видно, - многоаспектная проблема. И чем острее будет стоять вопрос о формировании исламского полюса мировой системы, тем сильнее будет стремление исламских стран к единству, консолидации, к вовлечению исламских анклавов и территорий других государств в сферу своих геополитических интересов. В этой связи следует приветствовать взаимодействие, сотрудничество, диалог дагестанского ислама с исламским миром, хотя этому еще нужно основательно учиться. Но вместе с тем будут предприняты попытки еще дальше усилить влияние международных радикальных исламских организаций на исламскую общину республики, что, как показывает практика, ведет к радикализации отдельных религиозных группировок и к разобщению последователей дагестанского ислама. Все это, конечно, может стать серьезным препятствием на пути развития дагестан-ского общества.
В своей практической деятельности исламисты вдохновляются такими историческими примерами, как революция аль-Махди в Судане, борьба санусидов в Ливии, революция Абдель-Кадера в Алжире, Рифская исламская республика в Марокко.
Африка, раздираемая внутренними противоречиями и междоусобными конфликтами, и страны, находящиеся на грани гуманитарной катастрофы - Сомали, Судан, Нигерия, нуждаются в новом, свежем импульсе, в более глубоком и осознанном возвращении к своей религии – Исламу, выработке общих стратегий взаимодействия с другими конфессиями региона.
Представленный в данной работе анализ действующих в Северной Африке исламистских структур, а также механизмов их функционирования в прошлом и в настоящее время в определенной мере дополняет ряд уже известных работ российских и зарубежных специалистов в области политического ислама. Он делает возможным выделить определенные закономерности, использование которых с учетом происходящих по времени и месту изменений дает ключ для понимания законов развития аналогичных структур в мусульманских республиках СНГ и в некоторых регионах России. Кроме того, он позволяет в определенной мере прогнозировать будущие события в этих регионах.
Ниже будет показано, что для некоторых стран североафриканского ре-гиона характерны свои, национальные черты исламизма. Это прежде всего касается тех из них, которые находятся на периферии мусульманского мира.
Предметом данного исследования является процесс зарождения и развития движений политического ислама /исламизма/ в их современном виде в странах Северной Африки на фоне аналогичных явлений в арабском мире в период, охватывающий 70-е годы XX века и начало XXI века, а также исламистские движения обширного региона Северной Африки – движениия, которые рассматривают участие в политической борьбе под знаменами ислама как необходимый элемент для достижения тех либо других политических целей.
Определение североафриканского региона в составе Алжира, Джибути, Египта, Кении, Ливии, Сомали, Судана, Туниса, Уганды, Эфиопии, Эритреи связано с тем, что эта выборка имеет все обязательные атрибуты геополитического пространства. Он состоит из сопредельных государств, имеющих близкие этнодемографические, историко-культурные и природно-ресурсные особенности. Автор предпочел отказаться от использования термина "арабские страны Африки", поскольку ряд государств региона является таковыми весьма условно из-за наличия в них значительных по численности неарабских общин.
Цель и задачи исследования. Целью работы является комплексное исследование процесса появления и развития исламистских движений в северо-восточных странах Африки, их взаимосвязи и взаимозависимости, от-ношений с международными исламистскими структурами в период 70-х - годы XX века – начале XXI века на основе проблемно-хронологического, системного и сравнительного методов исторического анализа.
Для реализации поставленной цели будут решаться следующие задачи:
1.Показать, что появление исламистских движений во многом было обусловлено социально-экономическими проблемами северафриканских обществ.
2.Выявить роль официального ислама в процессе появления исламистских движений, выделить их общие и особенные черты.
3.Исследовать влияние международных исламистских структур на дея-тельность национальных организаций политического ислама.
4.Доказать, что появление и развитие исламистских движений стало во многом следствием деятельности стран Запада.
5.Показать международный характер ря


'----------------------------------
Список использованной литературы

1. Абдурахимов А. Терроризм и экстремихм в политическом конфликте // Азия и Африка сегодня. - 2005. - № 1. - С. 78-79.
2. Абрамова И. О., Васильев А. М.. Страны Африки. - М.: Институт Африки РАН, 2002.
3. Аваков М.М. Правопреемство освободившихся государств. – М.: Просвещение, 1985 г.
4. Актуальные проблемы межафриканских отношений. - М.: Восточная литератра,1983.
5. Ахмедов В.М. Военные, власть и политический ислам на Ближнем и Среднем Востоке. Проблема региональной стабильности // Восток. – 2006. – N 3. – С. 71-88.
6. Ван ден Берг Л. В. С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии / Л. В. С. Ван ден Берг. - М.: Наталис, 2006. - 240 с.
7. Видясова М. Ф., Орлов В. В. Политический ислам в странах Северной Африки. – М.: Восточная литература, 2008. – 512 с.
8. Волков В. О природе исламского радикализма // Отечественные записки – 2003. – № 5
9. Высоцкая, Н. Россия-Африка: Развитие сотрудничества в 2008 г. / Н. Высоцкая// Интернет-ресурс / www.inafran.ru/ru/content/view/114/51/
10. Глухова А.В. Политическая конфликтология перед вызовами глобализации // Социол. исслед. - 2005. - № 8. - С. 100-106.
11. Градировский С. Ислам и политика: В поисках формы // Россия и мусульман. мир. – 2008. – N 7 (193). – С. 136-145.
12. Демиденко С. Появится ли на Ближнем Востоке курдское государство? // Вестн. аналитики. – 2007. – N 2. – С. 71-81.
13. Донцов В.Е. Ислам в международных отношениях // Дипломат. ежегодник. – М. : Науч. книга, 1997. – С. 62-89
14. Егорин А.З. Египет нашего времени / А.З. Егорин. - М.: ИВ РАН, 1998. - 347 с.
15. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. – М.: Восточная литература, 2003.
16. Заброда Т.Н. Некоторые проблемы генезиса и особенности современного "исламского экстремизма" // Философия права. – 2007. – N 3. –С. 129-134.
17. Игнатенко А. Эпистемология исламского радикализма // Россия и мусульман. мир. – 2006. – № 1. – С. 133-159.
18. Игнатенко А.А. Ислам и политика. – М.: Восточная литература, 2004.
19. Игнатенко А.А. Самоопределение исламского мира // Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Средней Азии). – М.: Восточная литература, 2001. – С. 7–21.
20. Ихаб Абдалла (Судан). Роль национального вопроса в процессе политического развития Судана // Актуальные проблемы политологии: Сборник научных работ студентов и аспирантов Российского университета дружбы народов. / Отв. ред.: д.ф.н., проф. В.Д. Зотов. – М.: МАКС Пресс, 2001. – С. 158–160
21. Киреев Н. Метаморфозы политического ислама // Азия и Африка сегодня. – 2003. – № 6. – С. 17-23.
22. Кобищанов Ю. М. История распространения ислама в Африке. - М.: Наука, 1987. - 226 с.
23. Колосов Е. Н. Религии народов мира. - М. : Изд-во РУДН, 2004. – 30
24. Косов Г.В. Политическая концепция ислама : проблемы цивилизационного и политического анализа : монография / Г.В. Косов. – Ставрополь: Возрождение, 2008. – 219 с.
25. Косухин Н. Политизация ислама и столкновение цивилизаций // Обозреватель-Observer. – 2007. – № 2. – С. 107-115.
26. Кучер О. Н. Ислам / О.Н. Кучер, О.П. Семотюк. - Ростов н/Д : Феникс; Харьков : Торсинг, 2004. – 284
27. Льис Б. Свобода и справедливость на сегодняшнем Ближнем Востоке // Россия в глобальной политике. – 2005. – № 3. – С. 152-169.
28. Манчха П.И. Актуальные проблемы современной Африки / П.И. Манчха. – М. : Политиздат, 1979. – 343 с.
29. Мирский Г.И. "Политический ислам" и западное общество // Полис: Полит. исслед. – 2002. – № 1. – С. 78-86 .
30. Мирский Г.И. Исламский фундаментализм, сунниты и шииты // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2008. – № 9. – С. 3-15.
31. Нанаева А. Исламский фундаментализм и политический ислам в странах Центральной Азии // Обозреватель-Observer. – 2008. – № 10. – С.87-95.
32. Поликанов Д. Политические технологии и Интернет // Азия и Африка сегодня. - 2002. - N 9. - C. 28-35
33. Ражбадинов М.З. Умеренный исламизм в Египте: На примере деятельности организации «Братья-мусульмане». – М: Восточная литература., 2006.
34. Решетов Ю.А. Борьба с международными преступлениями против мира и безопасности. - М., 1983. - 223 с.
35. Современная Африка. Метаморфозы политической власти: сборник / Рос. акад. наук, Ин-т Африки; отв. ред. А. М. Васильев. -М.: Восточная литература, 2009. -493 с.
36. Солленберг М. Крупные вооруженные конфликты / М. Солленберг, П. Валленстин // Ежегодник СИПРИ, 1997: вооружения, разоружение и международная безопасность. - М., 1997. - C. 51-63.
37. Третий раздел Африки // Коммерсантъ. - 2006. - № 164 (3495). - 5 сент.
38. Трифонов Е. Войны ислама // Новое время. - 2000. - № 8. - C. 24-27.
39. Тульский М. Ислам в неисламском мире//Интернет-ресурс/ http://www.africana.ru/relig/index.htm
40. Финькова Е.Ю. Влияние религиозной доктрины на правовую систему в исламе // Онтология и аксиология права : тез. Докл. и сообщений Второй междунар. науч. конф. (октябрь 2005 г.). – Омск : Изд-во Омск. акад. МВД России, 2005. - С. 192-195.
41. Шкваря Л.В. Социальные аспекты развития стран Ближнего Востока и Северной Африки// Проблемы экономики. - 2007. - № 1. - С. 155-159.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ