21258 Российско-южнокорейские внешнеторговые отношения сквозь призму проблем взаимодействия России с ВТО
Содержание
Глава 1. Введение 3 1.1. Предпосылки и цели исследования 3 1.2.Рамки исследования и методы исследования 7 Глава 2. Начало и прогресс России в ВТО, начало и прогресс торговых отношений Южной Кореей и Россией 12 2.1. Документальные данные присоединения России к ВТО 12 2.2. Современный этап присоединения России к ВТО 25 2.3. Начало и условия торгового статуса Южная Корея и Россия 34 Глава 3. Анализ плюсов и минусов вхождения России в ВТО 42 3.1.Торгово-экономические последствия 42 3.2.Экономический эффект от инвестиций 52 3.3.Эффект общий 59 Глава 4. Южная Корея и Россия, экономический эффект от торговли и прогноз 68 4.1.Торгово-экономические последствия 68 4.2.Экономический эффект от инвестиций 72 4.3.Эффект общий 80 Глава 5.Заключение 83 5.1.Резюме и рекомендации 83 5.2.Недостатки данного исследования и будущие направления исследований 86 Библиографический список 91
Глава 1. Введение
1.1. Предпосылки и цели исследования
Проблема вступления России в ВТО получила широкое освещение в экономической литературе, однако данный вопрос рассматривается в основном с точки зрения возможных приобретений и потерь российских производителей на теоретическом уровне. Ближайшее вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) означает формальное снятие преград на пути российских товаров на международный рынок с одновременным встречным открытием внутреннего рынка для иностранных товаропроизводителей. В условиях международной торговли крайне велика роль административного фактора, а именно: умения использовать международные соглашения и соблюдать правила ВТО. Для нивелирования действия негативных факторов необходимо подготовить высококвалифицированные кадры, владеющие в совершенстве инструментарием ВТО, которые позволили бы путем грамотного использования возможностей организации сгладить или полностью устранить влияние негативных последствий вступления в ВТО и в максимальной степени использовать положительные моменты для защиты национальных производителей и сохранения управляемости внешнеторговой политикой. Соглашениями ВТО предусмотрен ряд мер, позволяющих защитить национальную экономику. От грамотного использования правового инструментария ВТО зависит успех отечественных предприятий на международном рынке, в том числе и на рынке отношений с Кореей. Республика Корея (РК) за полвека прошла путь от одной из беднейших стран через статус новой индустриальной экономики к признанию в середине 1990-х годов международными организациями развитым государством. Феномен впечатляющей модернизации хозяйственной системы РК («южнокорейское экономическое чудо») во многом связан со спецификой государственно-корпоративных отношений, в конечном итоге определивших одну из наиболее успешных моделей развития второй половины XX века. Злободневность упомянутых выше теоретических и практических аспектов взаимодействия государства и бизнеса, значение которых выходит за рамки Республики Корея и представляет интерес с учетом задач повышения результативности российской внутренней социально-экономической политики, а также активизации участия России на государственном и частном уровне в глобальных и региональных процессах, определили выбор темы и направление предпринятого дипломного исследования. Современные формы экономического сотрудничества между Республикой Корея и Россией базируются на взаимодополняющем характере экономик двух стран. Россия обладает нефтяными и другими энергетическими запасами и различными минеральными ресурсами, в том числе разнообразными нерудными ископаемыми, которые являются основным сырьем для новейших отраслей промышленности, заслуженно гордится мировым уровнем развития фундаментальных наук и технологий создания новых материалов и оптики. В свою очередь, Республика Корея располагает передовыми технологиями и опытом коммерциализации, высоко профессиональными кадрами в таких областях, как производство полупроводников, информатика и связь. Кроме того, Республика Корея обладает высокими техническими достижениями в текстильной промышленности, в производстве сложных бытовых электротоваров, полупроводников, электроники, легковых автомобилей и многих видов продукции химической промышленности. Россия может реально получить необходимые ей передовые экономические ноу-хау в ряде областей, а также, что особенно важно, масштабные прямые инвестиции южнокорейских компаний. Таким образом, актуальность данного исследования связана с необходимостью изучения открывающихся в настоящее время новых возможностей для повышения уровня российско-южнокорейского торгово-экономического, инвестиционного и научно-технического сотрудничества. Эти возможности подразумевают, прежде всего, усиление экономической и политической роли России в азиатском регионе, поиск новых выгодных вариантов сотрудничества со странами Корейского полуострова, особенно в случае нормализации межкорейских отношений, что будет способствовать укреплению стабильности и экономическому развитию в регионе. К тому же у России сохраняется заинтересованность в получении от Республики Корея необходимых инвестиций, в том числе для развития Дальнего Востока, а у южнокорейских предпринимателей есть желание извлечь коммерческую выгоду из освоения российского рынка. Важно выяснить, каким путем пойдет реализация этих тенденций, на какие аспекты двустороннего сотрудничества необходимо обратить внимание в первую очередь, определить конструктивные способы преодоления возможных барьеров, препятствующих использованию потенциала взаимовыгодных двусторонних экономических связей. Представляется, что сейчас наступило время для перехода к более активному и углубленному не только двухстороннему, но и многостороннему экономическому сотрудничеству. Кроме прочих факторов этому способствует то, что в последнее время в общеполитических отношениях между Республикой Корея и Северной Кореей постепенно формируется атмосфера взаимопонимания и примирения, что значительно расширяет возможности практической реализации крупномасштабных проектов экономического сотрудничества между Республикой Корея и Россией с участием Северной Кореи. Взаимное стремление к расширению диапазона внешнеполитического и экономического взаимодействия между Республикой Корея и Россией проявилось и в 2008 г., несмотря на ухудшение условий функционирования экономик наших стран, вызванное мировым финансовым кризисом. Новый импульс развитию двусторонных отношений связан с договоренностями, достигнутыми в различных областях сотрудничества в ходе визита в Россию президента Республики Корея Ли Мён Бака в сентябре 2008 г. На фоне указанных выше обстоятельств сегодня в большей степени, чем когда-либо, возрастает актуальность изучения вопросов экономического сотрудничества между нашими странами. Цель исследования заключается в изучении и анализе становления и развития южнокорейско-российского экономического сотрудничества в целом, а также отдельных его форм, выявлении проблем и перспектив хозяйственного взаимодействия двух стран и исследовании влияния вступления России в ВТО на конкурентоспособность. Для реализации цели исследования поставлены следующие основные задачи: • проанализировать позитивные и негативные последствия вступления России в ВТО; • проанализировать ведущие тенденции, характерные для современного развития экономики России и Республики Корея; • описать и подвергнуть анализу основные направления внешнеторговых связей между Россией и Республикой Корея; • критически рассмотреть состояние и динамику развития южнокорейско-российских экономических отношений, включая как сферы взаимной внешней торговли, так и инвестиционного и научно-технического сотрудничества, принимая во внимание объективно взаимодополняющий характер экономик двух стран; • предложить принципы и рекомендации по более успешному и эффективному продвижению на рынок стран-партнеров продукции южнокорейских и российских фирм и организаций. • оценить эффективность наиболее крупных и вероятных совместных инвестиционных проектов, которые будут оказывать решающее воздействие на развитие экономических отношений между двумя странами в обозримой перспективе; • разработать предложения по развитию экономического сотрудничества с учетом специфики двух стран. Объектом исследования являются экономические отношения по поводу членства в ВТО и реализации форм сотрудничества между Республики Корея и Россией. Предметом исследования выступают тенденции, перспективы и препятствия на пути развития взаимных внешнеэкономических отношений Республики Корея и России.
1.2. Рамки исследования и методы исследования
Научная новизна дипломной работы представлена следующими положениями: - на основе проведенного анализа современного этапа социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Корея обосновано положение о том, что комплексное и многоуровневое экономическое сотрудничество между странами (в торговой, инвестиционной и научно-технической сферах) взаимосвязано с реализацией стратегических задач, поставленных перед национальными экономиками: задач перехода к инновационному типу развития экономики в России и обеспечения устойчивого экономического роста и конкурентоспособности в мировом хозяйстве Республики Корея; - обосновано, что российско-южнокорейские внешнеторговые отношения базируются на взаимодополняемости экономических потенциалов двух стран. В связи с этим наиболее очевидными ближайшими перспективами этих отношений представляются поставки на российский рынок машиностроительной продукции и потребительских товаров из Республики Корея, экспорт из России на южнокорейский рынок сырья (природный газ, нефть и нефтепродукты, древесина), продукции черной и цветной металлургии. В то же время, в случае реализации планов по переходу российской экономики на инновационный тип развития будет увеличиваться спрос, предъявляемый южнокорейским рынком, на наукоемкую продукцию российского производства; - выявлены преимущества и показана взаимовыгодность включения экономического взаимодействия между Россией и Республикой Корея в более общие рамки хозяйственного сотрудничества в регионе Северо-Восточной Азии. Важной сферой такого сотрудничества способна стать энергетика (поставки из России природного газа, нефти и нефтепродуктов, в перспективе – электроэнергии). Для России это открывает новые рынки сбыта, новые возможности получения внешнеторговых доходов, для стран Северо-Восточной Азии - будет способствовать снижению более высоких, по сравнению с другими регионами мира, внутренних цен на углеводородное сырье; - дано объяснение недостаточному уровню взаимных прямых инвестиций. В частности, с точки зрения многих южнокорейских компаний, инвестиционный климат в России все еще недостаточно благоприятен в сравнении с альтернативными вариантами вложения прямых иностранных инвестиций. В то же время показано, что не меньшую роль играют такие факторы, тормозящие инвестиционное сотрудничество, как недостаточная информированность корейских компаний об инвестиционных возможностях в России, инерция определенной “боязни” вложения средств в страну, в которой еще недавно господствовали принципы централизованного планового хозяйства, а также общая стратегическая установка компаний Республики Корея на выход на зарубежные рынки прежде всего посредством экспорта своей продукции, и лишь через относительно продолжительный период времени (в рамках которого происходит накопление опыта работы на рынке этой страны) – посредством прямых иностранных инвестиций. Незначительные объемы прямых инвестиций российских компаний в экономику Республики Корея объясняются прежде всего различием структур экономик двух стран. Наибольший потенциал для инвестирования за рубежом имеют российские сырьевые и металлургические компании, не находящие в настоящее время в соответствующих секторах экономики Республики Корея (относительно небольших, в сравнении с другими странами) привлекательных объектов для вложения капитала; - показано, что активизации двустороннего инвестиционного сотрудничества будет способствовать как создание государственными структурами России и Республики Корея благоприятных правовых, информационных условий для иностранных инвестиций, принятие двусторонних программ их стимулирования, особенно крупных инвестиционных проектов (соединение Транссибирской с Транскорейской железной дороги, газопровод из России в Республику Корея и др.), так и объективный процесс дальнейшей транснационализации компаний двух стран, сопровождающийся расширением их инвестиционной деятельности за рубежом; - выявлены перспективные направления научно-технического сотрудничества между странами: аэрокосмическая область, новые конструкционные материалы, электроника, исследования в сфере энергетики, оптики, лазерной техники, телекоммуникаций. Установлено, что препятствиями для активизации такого сотрудничества становится недостаточный опыт коммерциализации результатов научно-технических разработок, что характерно для многих российских исследовательских структур. Наряду с реализацией государственных программ двустороннего сотрудничества в этой области его активизации с российской стороны будет способствовать применение нового действующего законодательства в области прав интеллектуальной собственности. Научно-практическая значимость исследования. В рамках исследования рассмотрен процесс поэтапного становления и диверсификации южнокорейско-российских экономических отношений в целом, выявлены их важнейшие еще не решенные проблемы, дается оценка среднесрочным перспективам и предложены основы для разработки общей стратегии развития сотрудничества. Данная работа может стать интегральной частью исследования внешнеторговых и экономических отношений России со странами-партнерами в Северо-Восточной Азии и оказать методическую помощь южнокорейским и российским предпринимателям, уже осуществляющим или планирующим взаимное торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество и выход на рынки друг друга. В качестве теоретической и методологической основы дипломной работы были использованы труды ведущих российских, корейских и некоторых западных специалистов по вопросам развития экономических отношений между Республикой Корея и Россией, а также по проблемам развития экономики, взаимодействия между экономическим ростом и внешними факторами (международная торговля, иностранные инвестиции): В.Д. Андрианова, И.И. Богдана, В.Н. Бурмистрова, Г.А. Левченко, С.С. Суслиной, Ли Джон Муна, Ли Чже Ёна, Цой Хе Юль, Чон Е Чхона, Е. Домара, У. Клайна, Р. Солоу, П. Фишера, Р.Ф. Харрода, Й. Шумпетера. Информационной основой исследования членства России в ВТО послужили данные Федеральной службы государственной статистики России, официальные статистические материалы Федеральной таможенной службы, Центрального Банка РФ, законодательные и нормативные документы РФ, публикации Всемирной торговой организации, отечествен, публикации в специальных отраслевых изданиях, информация официальных структур, представленная в компьютерной сети «Интернет», данные информационно-аналитических агентств и другие документы. Также в работе использовались данные экспертного опроса руководителей и специалистов ряда предприятий легкой промышленности г. Санкт-Петербурга. Фактологическую и статистическую основу исследования торговых отношений между Россией и Кореей составили материалы Статистического управления Республики Корея; Федеральной службы государственной статистики РФ; Министерства экономического развития РФ; Банка Кореи (Центрального Банка Республики Корея); Корейского экспортно-импортного банка; КИТА (Корейской Ассоциации Международной Торговли); KOTРA (Торгового отдела посольства Республики Корея в Москве); международных организаций – ВТО, МБРР, ОЭСР, МВФ. Помимо этого использовались материалы авторских интервью с ответственными за работу в России сотрудниками компаний «Хендай Мотор СНГ», «Элджи Кем» и других крупных южнокорейских фирм.
1. Агропродовольственная политика и международная торговля: российский аспект / Н. Карлова, И. Кобут, М. Прокопьев, Е. Серова, И. Храмова, О. Шик. — М., 2007. — (Науч. Тр. / Ин-т экономики переход. периода; № 37Р). 2. Афонцев C. Присоединение России к ВТО: экономико-политические перспективы // Pro et Contra. 2009. Том. 7. № 2. 3. Бабкин Е.В. Россия и всемирная торговая организация. СПб.: Государственный университет водных коммуникаций, 2006. 4. Барабанов С. Мировая торговля вооружениями и военной техникой // МэиМО.1998. № 4. 5. Баранова Е.П. Современная международная торговля: Учебное пособие. М.: Финансовая академия при правительстве РФ, 2008. 6. Белоконь Ю. Защита интеллектуальной собственности: международно-экономические аспекты // МэиМО. 1998. № 6. 7. Белянин А. Открывая ящик Пандоры, или Что нас ждет в ВТО и как в нее вступать // Pro et Contra. —2002. — Т. 7. — Весна. 8. Бурмистров В.Н., Холопов К.В. Внешняя торговля Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2009. 9. Вардомский Л.Б., Трейвиш А.И. Проблемы устойчивости экономического пространства России в контексте внешнеэкономической либерализации /Внешнеэкономические связи и региональное развитие в России. М.: Эпикон, 1999. 10. Васильев И.А. Россия и Всемирная торговая организация: проблемы и перспективы присоединения. М.: Издательская фирма «Вера плюс», 2010. 11. Великанова Т., Колмаков И., Фролова Е. Совершенствование методики и моделей распределения населения по среднедушевому доходу // Вопросы статистики. 1996. № 5. 12. Веркей Ж. Вступление России в ВТО: выбор стратегии // Проблемы прогнозирования. 2002. №4. 13. Винокуров Е. Международное антимонопольное регулирование и ВТО//МэиМО. 2000. № 10. 14. Водопьянов А.А, Криночкин И.Ю., Кириченко И.А. Экономические аспекты интеграции России в мирохозяйственные связи и присоединения к ВТО, Материалы конференции журнала «Эксперт» «О национальной экономической стратегии в условиях мировой конкуренции. Некоторые результаты отраслевого анализа». М., 2007. 15. Воздействие международного сотрудничества на развитие национальных систем охраны интеллектуальной собственности / Тематический выпуск по материалам отечественной и иностранной литературы, Агентство по патентам и товарным знакам, 2007. 16. Войтешонок Г.А. Формирование таможенной системы по критериям экономической безопасности, М.: Институт экономики РАН, 2009. 17. ВТО – новые возможности и угрозы для российских отраслей и предприятий //РЦБ, Товарный рынок, 3 декабря 2002. 18. ВТО без России? // Промышленный мир. 2001. № 4. 19. Гильдеминова И.А. О некоторых возможностях адаптации российских 20. предприятий к условиям ВТО. М.: МГУ, 2002. 21. Гильмендинова И.А. Деятельность ГАТТ/ВТО как фактор стабильности в развитии международной торговли. М.: МГУ, 2001. 22. Глебанова А.Ю. Теоретические аспекты международной торговли инновациями, 2009. 23. Гнилитская Е.В. Государственное регулирование внешнеторговых операций в РФ: Учебно-методическое пособие. М.: МАКС Пресс, 2007. 24. Горбань М., Гуриев С., Юдаева К. Россия в ВТО: мифы и реальность // Вопросы экономики. 2002. №2. 25. Григорян С.А. Всемирная торговая организация и интересы России: международно-правовые аспекты. М.: Международные отношения, 2009. 26. Гурова Т. Стиль жизни среднего класса // Эксперт. 2001. № 45 (305). 27. Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования. М.: Деловая литература, 1999. 28. Долгов С.И. Внешняя торговля России на рубеже веков. М.: Экономика, 2009. 29. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: Экономика, 2003. 30. Ершов А.Д. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД. СПб.: Институт внешних связей экономики и права, 2001. 31. Есипов В.Е. Международные инвестиции и международные закупки: Учебное пособие. СПб.: Государственный университет экономики и финансов, 1998. 32. Жилищное хозяйство России. М.: Госкомстат РФ, 2002. 33. Загашвили В. Тенденции мировой экономики 1998 – начало 1999: мировая торговля // МэиМО. 1999. № 8. 34. Загашвили В., Шишков Ю. Мировая торговли и международные инвестиции//МэиМО. 2000. № 8. 35. Зубаревич Н. Экономические корни политических проблем в Самарской области / Российский региональный бюллетень Института Восток-Запад. 2002. Том 4. № 1. 36. Зубаревич Н., Трейвиш А. Социально-экономическое положение регионов //Регионы России в 1999 г.: Ежегодное приложение к «Политическому альманаху России» / Под ред. Н. Петрова. М.: Гендальф, 2001. 37. Ивантер В., Узяков М., Широв А., Капицын В., Герасименко О., Андронова Л. Количественный анализ экономических последствий вступления России в ВТО (методика и результаты расчетов) // Проблемы прогнозирования. 2002. №4. 38. Калинина Л.П. Африка в международной торговле в условиях глобализации экономики. М.: Институт Африки РАН, 2001. 39. Ли Ён Гил. Проблемы и перспективы экономического взаимодейстивия Южной Кореи и России в инвестиционной сфере // Вестник Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. Сер. 6. Экономика. 2008. №5. – 0,8 п.л. 40. Ли Ён Гил. Перспективы экономического взаимодействия Республики Корея и России // Российский экономический Интернет-журнал [Электронный ресурс]: Интернет-журнал АТиСО / Акад. труда и социал. отношений — Электрон. журн. — М.: АТиСО, 2009. — № гос. регистрации 0420600008. — Режим доступа: http://www.e-rej.ru/Articles/2009/Lee.pdf, свободный – Загл. с экрана. – 0.9 п.л. 41. Ли Ён Гил. Экономическое отношения между Южной Кореей и Россией // Новые тенденции в мировой экономике / Под ред. д.э.н., профессора Касаткиной Е.А., к.э.н. Градобоева К.В. - М.: МАКС Пресс, 2007. – 0,6 п.л. 42. Ли Ён Гил. Основные современные тенденции торговых отношений и инвестиционного сотрудничества между Южной Кореей и Россией / Актуальные проблемы гуманитарных наук в XXI веке. Материалы VIII Международной конференции молодых ученых гуманитарных факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова. - М.: МАКС Пресс, 2006. – 0,2 п.л. 43. Ли Ён Гил. Тенденции развития инвестиционного сотрудничества между Южной Кореей и Россией / Актуальные проблемы гуманитарных наук в 21-ом веке. Материалы IX Международной конференции молодых ученых гуманитарных факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова. - М.: МАКС Пресс, 2007. – 0,5 п.л. 44. Народнохозяйственные последствия вступления России в ВТО / Нац. инвестиц. совет. — М., 2002 (http://www.wto.ru). 45. Отчет о научно+исследовательской и опытно-конструкторской работе: разработка прогнозов социально-экономических последствий вхождения России в ВТО / М+во эконом. развития и торговли Российской Федерации; Гос. Ун-т — Высш. шк. экономики. — М., 2002. 46. Социальные последствия вступления России в ВТО / Бюро МОТ в Москве. — М., 22—23 февр. 2003. 47. Beck Th., Demirguc Kunt A., Levine R. A New Database on Financial Development and Structure / World Bank. — S. l., 1999. — Mimeo. 48. Bessonova E., Kozlov K., Yudaeva K. Trade Liberalization, Foreign Direct Investment and Productivity of Russian Firms / CEFIR. — Moscow, 2003. — Mimeo. 49. Birdsall N., Hamoudi A. Commodity Dependence, Trade, and Growth: when «openness» is not enough / Center for Global Development. — S. l., May 2002. — (Working Paper; № 7). 50. Dollar D., Kraay A. Trade, Growth and Poverty / World Bank. — S. l., 2001. 51. Impediments to trade in services: Measurement and policy implications / C. Findlay and T. Warren (eds.). — London: Routledge, 2000. 52. Jensen J., Rutherford T., Tarr D. Economy+Wide Effects of Russia’s Accession to the WTO / World Bank. —S. l., 2003. — Mimeo. 53. Koukharchouk O., Maurel M. Institutions and trade in transition economies / CNRS+ROSES. — Paris, 2003. —Mimeo. 54. Mankovska N., Eremenko I. Gravity model and trade potentials for Ukraine / IER. — Kiev, 2001. — Mimeo. 55. International Direct Investment Statistics Yearbook / OECD Directorate of Financial, Fiscal and Enterprise 56. Affairs. — Paris, 2000. 57. The Regulation of Entry / S. Djankov, R. La Porta, F. Lopez+de+Silanes and A. Shleifer. — S. l., Sept. 2000. — (NBER WP; № 7892). 58. Rose A. K. One Money, One Market: Estimating the Effect of Common Currencies on Trade. — S. l., 1999. — (CEPR Discussion Paper 2329). — Data set is available at http://haas.berkeley.edu/~atose/gravdata.zip. 59. Self R. WTO Accession: an Analysis of the Expectations that WTO Members Have of Russia and Russia’s Capasity to Meet Them. — S. l., 2002 (http://www.cefir.ru). 60. Sokolov D. Does Trade Liberalization Promote FDI: The Case of Developing and Transition Countries / MA Thesis; New Economic School. — Moscow, 2002. 61. Transparency International, 2002 // Corruption Perception Index (http://www.gwdg.de/~uwww/icr.htm). 62. World Development Indicators / World Bank. — S. l., 2002. — CD+ROM.