Понедельник, 29.04.2024, 01:44
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Международные отношения » Диплом

21383 Особенности интеграционных объединений в Азиатско-Тихоокеанском регионе на примере АСЕАН

Введение 3
Глава 1. История создания и членство в АСЕАН 7
1.1. Развитие интеграционных механизмов в АТР и создание АСЕАН 7
1.2. АСЕАН как механизм интеграции 24
Глава 2. Современное состояние и перспективы интеграции стран АСЕАН 44
2.1. АСЕАН в условиях глобализации: противоречия и перспективы 44
2.2. Вектор внешней политики АСЕАН на примере отношений с РФ и США 62
Заключение 74
Список литературы 83

Введение

Особенностью интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) является формирование субрегиональных очагов интеграции, степень интегрированности внутри которых очень различна и имеет свою специфику. В регионе сложился целый ряд локальных зон из двух или нескольких стран. Так, между Австралией и Новой Зеландией заключено соглашение о свободной торговле. На основе развития региональной торговли происходит взаимодополняемость экономик таких стран, как Малайзия и Сингапур, Таиланд, Индонезия. Однако главным центром притяжения остаются Япония и Китай. Они занимают доминирующие позиции в регионе.
АСЕАН – это объединение десяти стран Юго- Восточной Азии : Брунея, Вьетнама, Индонезии, Камбоджи, Лаоса, Малайзии, Мьянмы, Сингапура, Таиланда и Филиппин, занимающих почти четыре с половиной милиона квадратных километров в стратегически важном перекрестке мировых коммуникаций. Там сходятся Азия и Океания, Индийский и Тихий океаны. Население входящих в Ассоциацию государств уже составляет порядка 500 млн. человек.
Первый документ- Декларация АСЕАН, или Бангкокская декларация , зафиксировавший появление на международной арене новой региональной организации, был принят 8 августа 1967г. на учредительной встрече министров иностранных дел 5 стран ЮВА: Индонезии, Филиппин, Таиланда, Сингапура и Малайзии.
Основными целями этой организиции провозглашались следующие:
ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместных действий в духе равноправия и партнерства;
укрепление мира и региональной стабильности, соблюдение принципа справедливости в международных отношениях и Устава ООН
Бангкокской декларацией установились также руководящие органы Ассоциации. Высшим стала конференция министров иностранных дел стран- участниц, созыв которой предусматривался не реже одного раза в год. На ней должны были обсуждаться наиболее важные вопросы жизнедеятельности организации, в том числе, и о приеме в АСЕАН новых членов.
Принятие в 1984 году Брунея в члены АСЕАН продемонстрировало серьезное намерение первоначальных участников стать региональной организацией.
В 1992 году Лаос, Камбоджа, Вьетнам получили статус наблюдателя на конференциях министров. В июле 1995 года в Брунее на очередной конференции министров иностранных дел было объявлено о принятии в группировку Вьетнама.
В июле 1997 года в Малайзии состоялось 30-ая юбилейная конференция министров иностранных дел стран АСЕАН. На ней в члены Ассоциации были приняты Лаос и Мьянма. 30 апреля 1999 года была принята Камбоджа в Ассоциацию.
После окончательного формирования “ АСЕАН 10 ” Ассоциация государств Юго-Восточной Азии достигла полного соответствия своему названию, став подлинно региональной организацией. Она получила право выступать от лица всей ЮВА и претендовать на более прочное место в системе современных международных отношений.
В настоящее время АСЕАН представляет собой региональную организацию, которую характеризуют динамичное развитие и позитивный вклад в упрочение мира, стабильности и сотрудничества в ЮВА, АТР и во всем мире.
Свидетельством уважения к АСЕАН является тот факт, что крупнейшие индустриальные державы- США, Япония, Новая Зеландия, Канада и Европейский Союз, Китай, Индия , Австралия и Россия - придают большое значение своему статусу в качестве партнеров по диалогу.
В Юго-Восточной Азии сложилась довольно развитая структура — Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Мьянма и Лаос. Ассоциация возникла в 1967 г., но лишь в 1992 г. ее участники поставили перед собой задачу создать к 2008 г. зону региональной свободной торговли путем поэтапного снижения тарифов внутри нее. Каждая из стран — членов АСЕАН связана с экономикой Японии, США и с новыми индустриальным странами Азии. Значительная часть азиатско-тихоокеанской торговли (в том числе и внутри АСЕАН) приходится на торговлю между местными филиалами японских, американских, канадских, тайваньских и южнокорейских корпораций. Растет значение Китая, особенно в странах конфуцианской культуры.
Таким образом, актуальность исследования определяется, с одной стороны, ценностью изучения практического опыта экономической интеграции зарубежных стран в условиях глобализации, а с другой - растущим экономическим потенциалом Юго-Восточной Азии в связи с начавшимися процессами сотрудничества АСЕАН с Китаем, Японией и Южной Кореей. Последнее обстоятельство в перспективе может значительно повлиять на баланс сил в мировой экономике и определяет важность критического анализа современных экономических связей России с АСЕАН и выявления возможностей их расширения.
Предметом исследования является состояние и динамика экономической интеграции стран АСЕАН, их внешние торгово-экономические связи и согласованная политика в отношении третьих стран и международных экономических организаций.
Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть важные проблемы экономической интеграции стран АСЕАН на современном этапе.
В рамках данной дипломной работы будут решены следующие задачи:
- рассмотрена история создания и развития АСЕАН;
- исследованы основные интеграционные механизмы в АСЕАН;
- рассмотрены основные проблемы экономического развития стран АСЕАН и перспективы дальнейшей интеграции;
- исследованы вопросы сотрудничества и взаимодействия АСЕАН с Россией и США.

Глава 1. История создания и членство в АСЕАН

1.1. Развитие интеграционных механизмов в АТР и создание АСЕАН

Международная экономическая интеграция — это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик .
Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики. В результате создаются целостные региональные хозяйственные комплексы единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими «задачами, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами управления .
Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции — зона свободной торговли в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины.
Создание зон свободной торговли усиливает конкуренцию на внутреннем рынке между национальными и зарубежными производителями товаров, что, с Одной стороны, увеличивает опасность банкротств, а с другой — является стимулом для совершенствования производства и внедрения нововведений. Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений касается, как правило, промышленных товаров; в отношении сельскохозяйственных товаров либерализация импорта ограниченна. Это было характерно для ЕС и сейчас наблюдается в Североамериканском регионе и Латинской Америке. Другая форма — таможенный союз—предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран .
В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов .
Таможенный союз часто дополняется платежным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы.
Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики.
При функционировании единого рынка формируются общие фонды содействия социальному и региональному развитию, создаются наднациональные органы управления и контроля, совершенствуется правовая система, т.е. возникает единое экономическое, правовое, информационное пространство.
Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики: Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные этапы .
Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объективных факторов, среди которых важнейшее место занимают:
• глобализация хозяйственной жизни;
• углубление международного разделения труда;
• общемировая по своему характеру научно-техническая революция;
• повышение открытости национальных экономик. Все эти факторы взаимообусловлены .
В современных условиях развитие устойчивых экономических связей между странами и особенно между их фирмами на основе международного разделения труда приняло глобальный характер. Все большая открытость национальных экономик, деятельность ТНК, развернувшаяся НТР, международная торговля, миграция капитала, современные системы транспорта, связи и информации способствовали переходу процесса интернационализации хозяйственной жизни на такой уровень, на котором образовалась глобальная сеть взаимосвязей в целостном мировом хозяйстве с активным участием в нем основной массы фирм большинства стран мира .
Глобализация хозяйственной жизни наиболее интенсивно идет на региональном уровне, так как большая часть фирм имеет контакты с фирмами соседних стран. Поэтому одна из основных тенденций глобализации мирового хозяйства — образование вокруг той или иной страны или группы наиболее развитых стран интеграционных зон, крупных экономических мегаблоков (США — на американском континенте, Япония и США — в Тихоокеанском регионе, ведущие западноевропейские страны — в Западной Европе). В свою очередь, в рамках региональных интеграционных блоков иногда формируются субрегиональные очаги интеграции, что особенно характерно для Тихоокеанского региона. Продолжается углубление международного разделения труда. Под влиянием НТП усиливается предметное, подетальное, технологическое разделение труда на внутрифирменном и межстрановом уровнях. Возрастает взаимосвязь (взаимозависимость) производителей отдельных стран на основе не только обмена результатами труда, но и организации совместного производства на базе кооперирования, комбинирования, взаимодополняемости производственно-технологических процессов. Интенсивное развитие кооперирования между фирмами разных стран привело к появлению крупных международных производственно-инвестиционных комплексов, инициаторами создания которых чаще всего являются ТНК.
Фактор, стимулирующий интеграционные процессы —повышение открытости национальных экономик. Характерными чертами открытой экономики являются:
• глубокая втянутость экономики страны в систему мирохозяйственных отношений (об этом косвенно свидетельствует большая и продолжающая расти экспортная квота по товарам и услугам в ВВП большинства стран мира, которая в 1995 г. составила 18% в среднем по миру);
• ослабление или полная ликвидация ограничений на межстрановые перемещения товаров, капитала, рабочей силы;
• конвертируемость национальных валют .
Развитию межгосударственной экономической интеграции способствует наличие целого ряда предпосылок. Так, интеграционные процессы наиболее продуктивно происходят между странами, находящимися примерно на одинаковом уровне экономического развития и имеющими однородные хозяйственные системы.
Другая, не менее важная предпосылка — географическая близость интегрирующихся стран, расположенных в одном регионе и имеющих общую границу .
Возможность и целесообразность интегрирования во многом определяется наличием между странами исторически сложившихся и достаточно прочных экономических связей. Большое значение имеет общность экономических интересов и проблем, решение которых совместными усилиями может быть значительно эффективнее, чем порознь. Примером может служить наиболее развитая форма интеграции, сложившаяся в Европейском союзе.
Цели международной экономической интеграции конкретизируются в зависимости от той формы, в которой происходит интегрирование. При формировании зоны свободной торговли и таможенного союза (эти формы интеграции сейчас являются наиболее распространенными) страны-участницы стремятся обеспечить расширение рынка и создание благоприятной среды для торговли между собой, одновременно препятствуя продвижению на рынок конкурентов из третьих стран.
В Европе Римский договор (1957 г.), провозгласив в качестве конечной цели создание общего рынка, т.е. целостного рыночного пространства, по существу явился правовой основой для формирования зоны свободной торговли и в дальнейшем — таможенного союза. Реализация этой глобальной цели была конкретизирована Единым европейским актом (1986 г.). Предполагалось :
• создание «зоны без внутренних границ» со свободным движением всех факторов производства;
• проведение общей отраслевой и научно-технической политики в приоритетных сферах хозяйственной деятельности;
• проведение единой региональной политики с целью выравнивания социально-экономического развития как стран-участниц, так и отдельных административных регионов;
• выработка общей внешней политики, политического сотрудничества .
Европейский союз — высшая на данный период времени форма интеграции — имеет целью создание на его территории триединого союза: экономического, валютного, имеющего единую валюту евро, и политического. Предполагается проведение сбалансированной долгосрочной социальной и экономической политики.
Развитие экономической интеграции несомненно имеет положительные эффекты для участвующих сторон и определенные негативные последствия. Так, формирование интеграционных блоков значительно усиливает их экономический потенциал, способствует расширению товарооборота и кооперационно-производственных связей. Это подтверждается развитием многих интеграционных группировок, в том числе ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и др.
Кроме того, экономическое сближение стран в региональных рамках создает благоприятные условия для фирм стран — участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.
Далее, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынке труда, проводить научно-техническую политику, что характерно для стран — членов ЕС.
Однако взаимодействие национальных хозяйств происходит с разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в отдельных регионах.
Наиболее зрелую форму международной интеграции представляет ЕС; достаточно успешно развиваются интеграционные процессы в Североамериканском и Азиатско-Тихоокеанском регионах. А в Латинской Америке и особенно в Африке слишком различные стартовые условия и разнообразные интересы не позволяют странам этих континентов наладить эффективное прочное межгосударственное сотрудничество .
Более того, периодически возникают противоречия интересов стран-участниц и внутри группировок. Так, решение о введении в ЕС единой денежной единицы — евро разделило входящие в Евросоюз государства на сторонников и противников этой акции (к последним относятся Великобритания, Швеция, Дания) .
Функционирование зон свободной торговли, либерализация импорта усиливают конкуренцию на внутреннем рынке, что создает, как уже отмечалось, угрозу для национальных производителей.
В теории экономической интеграции выделяется ряд направлений, отличающихся прежде всего разными оценками интеграционного механизма. Это неолиберализм, корпорационализм, структурализм, неокейнсианство, дирижистские направления и др .
Представители раннего неолиберализма (1950—1960 гг. ) — швейцарский экономист Вильгельм Репке и француз Морис Аллэ под полной интеграцией понимали создание единого рыночного пространства в масштабе нескольких стран, функционирование которого осуществляется на основе действия стихийных рыночных сил и свободной конкуренции независимо от экономической политики государств и существующих национальных и международных правовых актов. Вмешательство же государства в сферу международных экономических отношений приводит, по их мнению, к таким негативным явлениям, как инфляция, разбалансированность международной торговли, расстройство платежей.
Однако развитие международной экономической интеграции, формирование региональных межгосударственных союзов при активном участии государств показали несостоятельность взглядов ранних неолибералов. Представитель позднего неолиберализма американский ученый Бела Баласса рассматривал проблему интеграции в несколько иной плоскости: ведет ли экономическая интеграция к более интенсивному участию государства в экономических делах. Большое внимание уделялось эволюции интеграции, происходящей на основе как экономических, так и политических процессов.
В середине 60-х гг. возникло направление корпорационализма, представители которого — американские экономисты Сидней Рольф и Юджин Ростоу выявили новый стержень интеграции. Они считали, что в противоположность рыночному механизму и государственному регулированию функционирование ТНК способно обеспечить интегрирование международной экономики, ее рациональное и сбалансированное развитие.
Представители структурализма— шведский экономист Гуннар Мюрдаль и др. критически отнеслись к идее полной либерализации движения товаров, капитала и рабочей силы в интегрируемом пространстве, считая, что свободное функционирование рыночного механизма может привести к определенным диспропорциям в развитии и размещении производства, углублению неравенства в доходах. Экономическая интеграция рассматривалась ими как глубокий процесс структурных преобразований в экономике интегрирующихся стран, в результате которых возникает качественно новое интегрированное пространство, более совершенный хозяйственный организм. По их мнению, полюсами развития интеграции являются крупные фирмы, промышленные компании, целые отрасли промышленности .
В 70-х гг. широкое распространение получили идеи неокейнсианства, представители которого — американский экономист Ричард Купер и др.—в частности, считали, что центральная проблема международного экономического сотрудничества состоит в том, как уберечь многообразные выгоды широкого международного экономического взаимодействия от ограничений и в то же время сохранить максимальную для каждой страны степень свободы. Неокейнсианцы выдвинули два возможных варианта развития международной интеграции: первый — интеграция с последующей утратой национальной свободы, но обязательным согласованием экономических целей и политики; второй — интеграция с условием сохранения как можно больше национальной автономии. Предполагая, что ни один из этих вариантов не может быть представлен в чистом виде, они считали необходимым их оптимальное сочетание путем согласования внутренней и внешней хозяйственной политики интегрирующихся сторон .
Разновидностью неокейнсианского направления является дирижизм, теоретики которого также отрицают решающую роль в интеграционных процессах рыночного механизма и считают, что создание и функционирование международных экономических структур возможно на основе разработки интегрирующимися сторонами общей экономической политики, согласования социального законодательства, координации кредитной политики. Данное направление экономической мысли представлено голландским ученым Яном Тинбергеном.
Значительную роль в развитии теории международной экономической интеграции сыграли отечественные экономисты. Н.П. Шмелев связывает истоки мировых интеграционных процессов с потребностями современного международного разделения труда, развитием научно-технического прогресса, углублением международной специализации и кооперации хозяйственных структур отдельных стран. Наиболее важными характеристиками интеграции он считает межгосударственное регулирование экономических процессов, постепенное формирование интеграционного хозяйственного комплекса с общими пропорциями и общей структурой воспроизводства; устранение административных и экономических барьеров, препятствующих свободному передвижению в пределах региона товаров, капитала и рабочей силы; выравнивание уровней экономического развития интегрирующихся стран.
Ю.В. Шишков выделяет в межгосударственном интеграционном процессе «частные интеграции» производства, национальных, товарных и кредитных рынков. По его мнению, в воспроизводственном цикле наименее поддается интегрированию производственная сфера и в большей степени — кредитно-финансовая. Шишков справедливо считает, что интеграция основана на действии рыночных механизмов, которые регулируют прежде всего прямые международные хозяйственные связи на уровне агентов экономики. За этим закономерно следует взаимоприспособление национальных, правовых, фискальных и прочих систем.
В настоящее время в связи с расширением ЕС за счет вступления в него новых стран разработан ряд моделей дальнейшего развития европейской интеграции по пути ее углубления, среди которых выделяются модели «ступенчатой интеграции», «Европы концентрических кругов», «дифференцированной интеграции». В основе первых двух моделей заложена идея создания в ЕС «ядра» из наиболее развитых стран, вокруг которого формируются «круги» из стран с меньшей глубиной интеграции.
Модель «дифференцированной интеграции» исходит из того, что географическое расширение ЕС должно изменить концепцию интеграции и предполагает дифференциацию скорости интеграционных процессов по различным странам. Как и «ступенчатая», «дифференцированная» интеграция преследует цель углубления интеграционных процессов, но при этом исключает необходимость подписания договоров и ограничение времени. Предусматривается также создание «ядра» с разным составом участников.
Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) включает в себя наиболее крупные и динамично развивающиеся экономики и остается ведущим по многим параметрам экономического роста районом мира. На АТР приходится 40% совокупной территории и 41% численности населения мира, 61% мирового ВВП, 47% международной торговли и 48% мирового притока прямых иностранных инвестиций. В регионе находятся страны, обладающие одними из наиболее стабильных и высоких в мире темпов экономического роста (например, Китай, ряд стран и территорий Юго-Восточной и Восточной Азии), однако инерционная динамика таких государств, как США и Япония, снижает общерегиональные показатели. В 2004г. прирост ВВП в среднем по АТР составил 4,4%.
Итоги последних лет оцениваются большинством экспертов в общем положительно: региональная экономика восстановилась после серии эпизодических спадов начала 2000-х годов, в среднем повысились темпы роста валового производства, возросла стабильность и предсказуемость финансовых рынков.
Главными факторами такой в целом благоприятной тенденции были устойчивое расширение внутреннего спроса в большинстве крупнейших экономик региона, высокий уровень инвестиционной активности, а также продолжающийся экономический «бум» в Китае. В результате значительно возросли объемы внешней торговли, в том числе в странах Восточной и Юго-Восточной Азии на 30% в 2004г., в странах Латинской Америки – на 24%, в США – на 14%, что является рекордными показателями за последние годы. Происходит интенсификация внутрирегиональных торгово-инвестиционных связей: объем экспорта между странами АТР, например, составил к 2004г. порядка 2,5 трлн долл. США или 73% от их совокупного экспорта. Этому способствует и внешнеэкономическая либерализация в регионе (средняя ставка импортных тарифов понизилась до 7,6% в 2004г.). Очевидно, что через торгово-инвестиционные механизмы таким образом увеличивается и экономическая взаимозависимость стран АТР.

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Список литературы

1. Бангкокская декларация 1967 года.// Международные экономические организации. Справочник. (составитель: Шреплер Х.А.). М. 1999.
2. Декларация согласия АСЕАН 1976 года.// Международные экономические организации. Справочник. (составитель: Шреплер Х.А.). М. 1999 г.
3. Манильская программа экономического сотрудничества, 1986 года.// Юго-восточная Азия в 1999г. Актуальные проблемы развития. (Составители: Н.П.Малетин и Д.В.Мосяков). М. 2000.
4. Декларация о зоне мира, свободы и нейтралитета в Юго-Восточной Азии (1971) (Куала-Лумпурская декларация).
5. Договор о дружбе и сотрудничестве (Балийский договор, Treaty on amitie and Cooperation, TAC) (1976).
6. Договор о создании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (Бангкокский договор) (1995).
7. Устав АСЕАН. Подписан на саммите АСЕАН в Сингапуре в 2007 г., в настоящее время находится на стадии ратификации странами-членами.
8. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: Маркетинг, 2006
9. Герчикова И.Н. Международные экономические организации. – М., 2006
10. Гребенщиков Э. Глоссарий по европейской интеграции. – М., 1998
11. Делягин М.Г. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. – М.: ИНФРА-М, 2006
12. Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? – М.: Экономика, 2005
13. Интеграция Ассоциации стран Юго-Восточной Азии в глобальную информационную экономику//Сборник тезисов докладов на международной конференции студентов и аспирантов “Ломоносов-2001“. М.:МАКС Пресс, 2001.
14. Киреев А.П. Международная экономика. Ч 1. – М.: Международные отношения, 2005
15. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. – Экономика. – 2006
16. Малетин Н.П. АСЕАН: четыре десятилетия развития : монография / Н.П. Малетин. Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, каф. востоковедения. — М. : МГИМО-Университет, 2007.
17. Мировая экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2005
18. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / Под ред. В.П. Колесова. – М.: Флинта, 2005
19. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Мировая экономика на рубеже ХХ - ХХI вв. Учебное пособие. – М., 2006
20. Региональные группировки в глобализирующемся мире: опыт АСЕАН/УГлобализация мирового хозяйства и место России. Сборник науч. трудов. Отв.ред. ВЛ.Колесов, М.Н.Осьмова. М.: ТЕИС, 2000.
21. Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. – М.: Логос, 2006
22. Семенов К.А. Россия в международных экономических отношениях. – М.: ТЕИС, 2005
23. Современное состояние экономической интеграции стран Юго-Восточной Азии. Место России в экономических процессах ЮВА//“Лаврентъевские чтения-2000“ Республики Саха (Якутия): научная конференция студентов и молодых ученых РС(Я). Тезисы докладов. Якутск: Якутский государственный университет, 2000.
24. Стритен П. Интеграция, взаимозависимость и глобализация // Финансы и развитие. – 2005. – № 2
25. Толкачев С.А. Международная экономика: теория и практика. – М.: Компания Спутник +, 2006
26. Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. – М., 2006
27. Щербанин Ю., Розеков К., Рыбалкин В., Фишер Г. Международные экономические отношения. Интеграция. – М.: ЮНИТИ, 2005.
28. Ariff M. Trade, Investment and Interdependence/Reinventing ASEAN. Institute of South-East Asia Studies,Singapore. 2001.
29. Материалы веб-сайта Секретариата АСЕАН (www.aseansec.org)
30. Bangkok Summit Declaration of 1995. Bangkok, 14 December 1995.
31. Declaration of Asian Concord. Bangkok, 1976
32. Manila Declaration of 1987. Manila, 15 December 1987.
33. ASEAN Vision 2020. Kuala Lumpur, 15 December 1997.
34.
35. Заказникова Е.П. ЮВА: в поисках лучшего будущего. М. 1991г
36. Иоанесян С.И. Лаосская народно- демократическая республика: актуальные проблемы экономической модернизации .М.1999г
37. Иоанесян С.И . Вызовы времени: глобальные процессы и Юго- Восточная Азия. М 2002г
38. Малетин Н.П. АСЕАН- три десятилетия внешней политики. М. 1999г
39. ASEAN Unnual Report, 2001-2002.
40. ASEAN Unnual Report, 2001-2002.
41. Far Eastern Economic Review. Hongkong,2001
42. Asian Survey, vol-38, N-7 ,2001
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ