Понедельник, 29.04.2024, 13:55
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Культурология » Диплом

20458 Современное состояние и перспективы развития музеев-усадеб Московской области

Тема: "Современное состояние и перспективы развития музеев-усадеб
Московской области."

Введение 2
1. Общая характеристика музеев, как составляющей 7
культурного туризма 7
1.1 История развития музеев 7
1.2 Русская усадебная культура 20
1.3 Современное состояние русских музеев- усадеб 26
Глава 2. Анализ востребованности музеев-усадеб 34
Подмосковья в туризме 34
2.1 Подмосковные усадьбы как объекты познавательного туризма 34
2.2 Возможности современного использования ресурсов музеев-усадеб 44
Глава 3. Использование усадеб в туризме 59
3.1 Маркетинговые исследования при разработке тура 59
3.2 Этапы разработки тура 65
3.3 Разработка нового туристского маршрута по музеям-усадьбам Подмосковья « Притяжение старины» 73
3.4 Экономическое обоснование тура 77
3.5. Продвижение турпродукта на рынок 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
Приложение 1 89
Приложение 2. 91
Введение

Актуальность темы. Музеи известны еще со времен расцвета Египта, то есть около 3500 лет, но только за последние 100 лет образ музея стал постепенно приобретать новые черты. Из складов экспонатов, доступных лишь посвященным, музеи стали превращаться в своеобразные центры не навящевого образования и «умственного» досуга, т.е. музеи повернулись лицом к посетителям. Одновременно с этим процессом происходит появление новых информационных технологий, таких как компьютеризация и Интернет, которые с успехом внедряются во все сферы человеческой деятельности. Не обошли стороной они музейное дело.
В свете становления демократических начал России необходима инте-грация в общеевропейские и мировые культурные процессы, в том числе процессы развития культурного туризма как одного из наиболее перспективных направлений социального и экономического со-трудничества.
Существует много определений понятия «культурное наследие». Одно из них гласит, что культурное наследие есть отображение взаимодействия человеческого сообщества и природной среды. Культурный туризм, в отличие, например, от туризма спортивного или пляжного, направлен на освоение культурного наследия, исследование жизненного опыта других людей, их обычаев, интеллектуальных и творческих достижений.
Сегодня музеи России оказались брошенными на произвол судьбы. У государства нет средств для того, чтобы обеспечить условия сохранности вверенных нашему попечению культурных сокровищ – многие музеи с трудом, в неимоверных условиях переживают зиму - без тепла, без света, без пожарной охраны и охранной сигнализации.
Перезаполнение современного культурного пространства разно-образной информацией, экспансия мировой унификации жизни, расцвет массовой культуры делают вопрос об определении места музея в современной культуре важным для выживания самого искусства и сохранения целостности культуры. Расширение границ художественного благодаря научным открытиям изменение рамок тезауруса феноменов и артефактов относимых к достижениям культуры и современные творческие эксперименты делают музей не только заповедником, где сохраняется культурная память, но и особой формой жизни культуры.
В последнее время во всем мире набирает обороты процессы создания и обмена электронным виртуальным культурным наследием для воссоздания исторических мест и событий, воссоздания и моделирования утерянных культурных памятников. В последнее десятилетие происходит изменение подхода к просветительским задачам музея. Все чаще делается ставка на развлекательную функцию, поскольку музеи вынуждены искать пути привлечения посетителей в условиях нового экономического уклада жизни страны. Таким образом, музей становится не только хранилищем мемориальных предметов, уникальных экспонатов и произведений искусства, лабораторией для историков разных отраслей знания и подспорьем в работе школьных учителей, а также учреждением, которое дает возможность посетителю увидеть предметы, явленные нам в первозданном виде из далекого прошлого, но и своеобразными «сценическими подмостками», на которых силами экспозиционеров и художников-оформителей «оживают» и по-своему (музейными средствами и средствами, заимствованными из других видов зрелища) «инс-ценируются» исторические события, факты биографий знаменитых писате-лей, художников, режиссеров, сюжеты литературных произведений и т.д.
Современный музей в своей экспозиционной практике все дальше отходит от «музея-коллекции» и все больше приближается к «музею-событию» и «музею- со - бытию». Все чаще музейные работники говорят о «театрализации музея», имея в виду и более зрелищную и более выстроенную подачу материалов в экспозиции, «так как в основе лежит драматургически осмысленный визуально-пространственный текст» , использование приема моделирования, принципа интерактивности, привнесение в музейную экспозицию специфических «знаков», характерных для «языка» других зрелищ и т.д., и расширяющуюся из года в год программу мероприятий, которую по инерции называют «внемузейной». В процессе «театрализации музея» видят как положи-тельные стороны – привлечение посетителей, расширение представлений о выразительных средствах, которыми располагает музейная экспозиция и музей в целом, так и отрицательные – музей рискует превратиться в до-суговый клуб.
Очевидно, что сегодня каждый музей самостоятельно решает вопрос о мере «театрализации» и ее допустимых формах. Наверное, невозможно выработать единых критериев, какая «театрализация» полезна музею, а какая вредна, прежде всего, из-за множественности авторитетных мнений, основывающихся на вкусовых пристрастиях. Мешает выработке единых подходов и то обстоятельство, что сегодня понятие «музей» включает в себе достаточно большое разнообразие характеристик, что отражает полифункциональность современного музея.
Другое направление развития современного музея — использование современных технологий, новые средства коммуникации предоставляют ранее неизвестные возможности для развития музейно-выставочного потенциала. Музеи, выставочные залы, отдельные авторы, создают собственные сайты, видеофильмы о своей деятельности. Художник может показывать свои произведения там, где есть компьютер. Конечно, можно долго говорить, о том, что ничто не заменит подлинник, но это актуально, скорее для больших музеев, больших городов — художнику сегодня необходимо и удобно иметь портфолио, а в провинции возможность увидеть работы, как великих мастеров, так и современников, узнать о единомышленниках, получить информацию, заявить о собственном существовании, часто можно только в интернете.
Культура русской усадьбы, история ее длившегося целое столетие рас-цвета и блистательного полувекового заката, оборванного катастрофой 1917 года, далеко еще не исследованы с той полнотой, какой заслуживает это поразительное явление безвозвратно ушедшей эпохи. Для того, чтобы охватить его во всей полноте, понадобятся усилия не только историков, но и искусствоведов, архитекторов, ботаников, экологов, агрономов, литературоведов и людей еще многих специальностей, на которые расщепилась некогда единая жизнь наших предков. Пожалуй, только одной, не столько науке, сколько страсти под названием «краеведение», под силу вернуть хотя бы представление об этом утраченном единстве. Усадебная жизнь строилась на любви и внимании к месту своего обитания, понимаемому как вместилище души и тела, как то самое единство природного и духовного начал человека, в котором настоящее неотделимо от прошлого, а сам человек — от природы. И дело не только в том, что среди обитателей дворянских гнезд немало было людей, увлеченно исследовавших все то, что их окружало, включая историю края, его недра, растительный и животный мир. Само содержание этой жизни напоминало человеку о его ответственности перед прошлыми и последующими поколениями, оно же направляло на поиск гармонии человека и природы. Пожалуй, главная особенность русских усадеб — их принципиальная неповторимость. Каждая из них отличалась своим жизненным укладом и своим способом хозяйствования, несла на себе отпечаток своих семейных традиций, своей истории. Но при всем их многообразии у дворянских гнезд, расположенных среди близких по духу и красоте ландшафтов, соединенных близким знакомством, а зачастую и родством их обитателей, не могло не быть общих черт.
Целью настоящей дипломной работы является разработка нового туристского маршрута по музеям-усадьбам Подмосковья.
Предметом исследования является состояние и перспективы музеев-усадеб.
Объект исследования – музеи-усадьбы Подмосковья.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
• исследовать историю становления музеев и охарактеризовать современное состояние музеев в России;
• рассмотреть современное состояние музеев-усадеб России и Подмосковья;
• оценить перспективы использования потенциала музеев-усадеб Подмосковья
• разработать новый туристский маршрут по усадьбам Подмосковья .
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Для оценки музеев в системе туризма изучена история их становления на основе исторических трудов Фролова А.И., Александровой М.М., Тарусиной О.В. Для изучения туристских ресурсов музеев-усадеб и выявления их потенциала для развития культурного туризма использованы материалы, изданные авторами - членами общества «Русская Усадьба» Бахтина И.К., Завьялова Н.И., интерес вызывает и большой труд Низовского А.Ю., посвященный изучению усадебных комплексов Подмосковья «Самые знаменитые усадьбы России» ( Москва, Вече, 2001г.). Для того, чтобы оценить возможности использования со-временных технологии изучены материалы Лебедева А.В., Наседкина К. А, посвященные месту музеев в системе культурного туризма России и их дальнейшему развитию. Для исследования в дипломной работе также использованы труды известных ученых Квартального В.А., Вавиловой Е.В., Зорина И.В., Кауровой А.И. Большую информационную базу представляют собой информационные материалы Интернет – сайтов, по-священные действующим музеям-усадьбам Подмосковья Архангельское, Абрамцево, Остафьево, Мураново и другие, которые также послужили базой для написания настоящей дипломной работы.



1. Общая характеристика музеев, как составляющей
культурного туризма

1.1 История развития музеев

Собрания раз¬личных предметов искусства, книг из¬вестны в России с 13 века: сокровищницы московских князей, ризницы и библио¬теки при монастырях и соборах Вла¬димира, Киева, Новгорода. Любителем искусств был князь Семён (Симеон) Гордый (14 в,). Ценными художествен-ными изделиями владели представители византийской свиты Софьи Палеолог (15 в.). С 16 в. начинается целенаправ¬ленное собирательство (Иван IV Гроз¬ный, Борис Годунов). В начале 16 в. приобретает черты великокняжеской сокровищницы Оружейная палата Мос¬ковского Кремля, с 1584 известно хранилище образцов вооружения - Арсе¬нал в Москве; эти хранилища одновре¬менно являлись мастерскими и были тесно связаны с производством.
В 17 в. появились частные, в основном ху¬дожественные, собрания чле-нов цар¬ской семьи, высшего духовенства, бояр¬ской знати. Наличие в них образцов светского искусства, например рисунков и гравюр в собрании царя Алексея Ми¬хайловича, - «фряжских листов» и живо¬писных портретов у патриарха Никона, князей В. В. и А. В. Голицыных, А. С. Матвеева, Б.М. Хитрово и др., свиде¬тельствовало о сближении с Западной Европой и приближении новой эпохи в развитии отечественной культуры.
В 18 в. коллекционирование в России приоб¬ретает статус культурного явления, ох¬рана памятников оформляется законо¬дательно. При Петре 1 изданы первые законодательные акты, направленные на сохранение отечественных древно¬стей («Указ о сдаче старинных редко¬стей комендантам» 1718, указы 1717-24 о сборе и передаче в С.-Петербург все-возможных древностей и диковинок, об их охране, о ремонте разрушающихся памятников), организованы первые экс¬педиции по сбору «памятных древно¬стей». В 1702 составлена опись Ору¬жейной палаты, в 1720 законодательно ей придан статус придворного музея. По указу Петра 1 были сформирова¬ны собрания по отдельным отраслям знаний, некоторые из этих коллекций впоследствии легли в основу создания крупнейших музеев. История Военно-¬исторического музея


'----------------------------------
Список использованных источников:

1. Абанкина Т. В. Социальный маркетинг в ?цивилизации досуга? // Музеи. Маркетинг. Менеджмент. Сост. В. Ю. Дукельский. М., 2001.
2. Александрова М.М., Тарусина О.В. Музейное дело и охрана памятников. М., Грета, 2001
3. Байбурова Р.М. Русский усадебный дом середины 18 века как эле-мент развлекательной культуры барокко. // Развлекательная культура России 18-19 вв. Очерки истории и теории. С.-Пб., 2000, С.69-87.
4. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. М., Фи-нансы и статистика , 2003 г
5. Бартанова В. О., Максанова Л. Б.-Ж. Маркетинг как рыночный инструмент развития туризма // Устойчивое развитие туризма: Направления, тенденции, технологии. Мате-риалы I Международной научно-практической конференции. Улан-Удэ, 2005.
6. Булавина Л.И. и др. Архангельское М.Физкультура и спорт-1981г.
7. Большая Российская энциклопедия, М., РАН, 2004 г
8. Волкова Л.А. Кириллов А.Т. Маркетинг в туризме, СПб, Питер, 1996 г
9. Дворянские гнезда России. История, культура, архитектура. Очерки. М., 2000.
Евангулова О.С. Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII века. М. Изд-во МГУ. 1969.
10. Ильин М.А. К вопросу о русской усадьбе 18 века. // Русский город. Москва и Подмосковье. Вып. 4, М., 1981,С.163.
11. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. М., 1998.
12. Лорд Б., Лорд Г. Д. Менеджмент в музейном деле: Учебное пособие. М., 2002.
13. Лысикова О.В. Музейный туризм : маркетинговые стратегии. Саратов, СГТУ, 2005 г
14. Лукьянов Н. Исторические усадьбы: путь к возрождению? "Архитектура и строительство Москвы", 2004, № 6.
15. Музей и новые технологии // На пути к музею XXI века / Сост. и науч. ред. Н.А.Никишин. М.: Прогресс-Традиция, 1999.
16. Михайлова М.Б. Усадьба как ключевой элемент градострои-тельной композиции (XVIII — первая треть XIX в.)
17. Мир русской усадьбы // Памятники отечества. № 25. М., 1992
18. Низовский А.Ю. Самые знаменитые усадьбы России, Москва, Вече, 2001г.
19. Очерки истории музейного дела в СССР (России) сост. Тарусина О.В., Александрова М.М. М., Просвещение, 1971 г
20. Овсянников Ю.М. Картины русского быта. М., 2000.
21. Полякова М.А. Русская усадебная культура как историко-культурный феномен. Сборник общества изучения русской усадьбы. Вып. 4 / М., «АИРО – ХХ», 2002.-
22. Российская музейная энциклопедия в 2-х томах., М, РАН, 2001 г
23. Русские провинциальные усадьбы XVIII - начала XX века", Воронеж, 2003 г.
24. Сундиева А.А. Музеи. Очерки русской культуры 19 в., М., Авангард, 2001
25. Тельтевский П.А. Древние города Подмосковья. М.-1974г.
26. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре Р-н-Д.,Феникс. 2003
27. Россия. Экциклопедический справочник, М., Дрофа, 1998 г. под ред. Горкина А.П., Зайцевой А.Д., Карева В.М, Ланды Н.М., Тума-новой Н.Л. стр 347-348
28. Русская усадьба. Сборник общества изучения русской усадьбы. Вып. 2(18) / Колл. авторов. Науч. ред. Л.В.Иванова.- М., "АИРО - ХХ", 1996.- 341 с.- С. 28-35
29. Рапопорт В.Л. Архангельское М.Прогресс, 1978г
30. Чижков А.Б. Подмосковные усадьбы сегодня. Путеводитель с картой-схемой. М., Вече, 2002.
31. Черных Н.Б. Технология путешествий и организация обслу-живания клиентов., СПб, Герда, 2002 г
32. Фролов А.И. Московские музеи, М., Просвещение, 1999
33. Фролов А. И. Усадьбы Подмосковья М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2005.
34. Ходеев Ф.П. Маркетинг, Р-н-Д., Феникс, 2004 г
35. Юренева Т. Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. М., 2003.


Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ