Оглавление Введение 3 Глава 1. Сфера культуры и ее особенности в рыночной 7 экономике 7 1.1. Система финансирования в сфере культуры и искусства 7 1.2. Отношение собственности в сфере культуры и искусства 24 Глава 2. Разработка фестивальной деятельности в экономических условиях 40 2.1. Понятие о социальном проектировании 40 2.2.Социальное проектирование и технологии реализации проектов 42 2.3. Источники финансирования социально-культурных проектов 55 Глава 3. Анализ экономической эффективности проектирования фольклорного фестиваля «Родники» 72 3.1. Общая характеристика проекта 72 3.2. Исполнительно-внедренческий этап реализации проекта 77 3.3. Контрольно-коррекционный этап 81 3.4. Экономическая эффективность проекта фестиваля «Родники» 86 Заключение 90 Список использованной литературы 94 Приложения 103
Введение
В современных условиях учреждения культуры всё более зависят от экономических аспектов. Это продиктовано Рыночными условиями, в которых она поставлена на ближайшую перспективу. Сегодня вряд ли уместно рассчитывать получение недостающих на первоочередные нужды развития культуры финансовых вливаний. Всё более настойчиво в практической деятельности утверждается мысль, что нужны новые экономические формы функционирования учреждений и организаций культуры, в том числе переход на хозрасчёт, на самоокупаемость. С одной стороны, это подрывает административно-командную систему в сфере культуры, развивает предприимчивость и инициативу в интересах потребителей культурных благ. С другой стороны, создаются условия для преодоления нищенского. Уравнительного уровня оплаты труда творческих работников. Многие годы общество не могло обеспечить достойные условия функционирования учреждений культуры и их работникам, особенно в сельской местности. По существу административно- командная система посадила потребителей культурных благ на нищенский паёк, решая за них, что им надо и что им «во вред». По данным ЮНЕСКО наша страна занимала 28-е место в мире по культурно-образовательному уровню населения. Вместе с этим, культура не может быть переведена полностью на хозрасчёт, самоокупаемость и самофинансирование. Здесь дело не только в экономической стороне вопроса. Во-первых, есть социальные гарантии каждого человека на общедоступность культурных благ в пределах их нормативной величины, объём которой должен постоянно возрастать. Эти положения закреплены Основным законом – Конституцией Российской Федерации. Перевод на полный хозрасчёт всех учреждений культуры лишит возможности пользоваться благами культуры значительной части малоимущих слоёв населения. Поэтому исключительное значение в новой модели хозяйствования должна иметь система социальных гарантий. Рыночная Экономика может быть приемлемой только в органической связи с глубоко продуманной и сильной политикой государства, направленной на поддержание и укрепление социальной должности граждан, включая создание равных возможностей для их духовного развития. Во-вторых, хозрасчётные отношения приведут к определённым духовным победам общества в долговременной перспективе. Конечно, это не означает, что в сфере культуры не должно быть поиска новых форм экономической жизнедеятельности организации и учреждений, включающий элементы хозрасчёта, развитие платных услуг, арендных отношений, индивидуальных форм, основанных на личной собственности, Включая собственность на продукты интеллектуального, творческого труда. Таким образом, необходимо произвести изменения функциональных и организационных характеристик с учётом расширения их досуговых возможностей. Нуждается в реструктуризации сеть учреждений культуры при непременном образовании новых, нетрадиционных типов. Необходим переход от административных методов управления преимущественно к экономическим, перераспределив при этом права в пользу производственного звена учреждений культуры. Ориентируясь на концепцию государственной культурной политики и реальные финансовые возможности, автором сделан соответствующий выбор темы дипломной работы. Анализ фестиваля как организационно-художественной формы функционирования исполнительских искусств является чрезвычайно сложной задачей, эта сфера художественной деятельности, несмотря на многочисленность газетных и журнальных публикаций, систематические обзоры фестивальных событий в электронных средствах массовой информации, остается за пределами интересов не только специалистов в области менеджмента, но даже театроведов, музыковедов, историков искусств. В течение последних тридцати-сорока лет сформировались устойчивые художественно-организационные формы проведения фестивалей, многообразие источников финансирования, накоплен опыт эффективной репертуарной и маркетинговой политики, определены важнейшие механизмы взаимодействия с органами государственного и местного управления, корпоративными спонсорами, средствами массовой информации. Изучение апробированных крупнейшими зарубежными фестивалями методов формирования репертуарного предложения, опыта использования комплексной системы мероприятий маркетинга и фандрейзинга позволит внедрять лучшие достижения в этой области в организацию фестивальной деятельности в Российской Федерации для достижения максимального художественного эффекта и общественного резонанса.[56, c.196] Фестиваль как организационно-художественная форма получил распространение в области зрелищных искусств - театра, музыки, цирка, кинематографа и даже телевидения. Однако в данной работе мы ограничимся рассмотрением фестивальной деятельности применительно к сфере исполнительских искусств, в частности, речь пойдет об опыте проектирования фольклорного фестиваля «Родники». Целью выпускной квалификационной работы является анализ модели разработки социально-культурного проекта фольклорного фестиваля в современных экономических условиях. Цель работы определяет задачи: • Изучить литературу по теме исследования; • проанализировать фестиваль как особую художественную форму организации музыкальной жизни; • выявить основные организационные этапы подготовки и проведения фестиваля как социального – культурного проекта; • провести подготовленный эксперимент и проанализировать результаты его реализации. Методы исследования: аналитический, экспериментальный. База исследования: Областной дом творчества «Дружба». Методологической основой исследования являются труды: Вороновой Е.Н, Гурьевой Г.Л, Медушевского В.В, Некрыловой А.Ф, Тульчинского Т.Л. Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех последовательных глав и заключения. '---------------------------------- Список использованной литературы
1. Закон РФ от (октября 2002г. № 3612 – I «Основы законодательства 27 Российской Федерации о культуре» (с изменениями от 23 июня 2009г., 27 декабря 2000г., 30 декабря 2001г., 24 декабря 2002., 23 декабря 2003г., 22 августа 2004г.) 2. Айдашева, Г.А. Русские обряды. Весна [Текст]: учебно-методическое издание / Айдашева, Г.А. - М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2004. – 80с. 2. Апфельбаум, Ф. Связи с общественностью в сфере исполнительских искусств [Текст] / М.: Классика –XXI, 2003.-140с. 4. Ариарский, М.А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики [Текст] : учеб. пособие / Ариарский, М.А. – СПб.: Олимп, 2009. – 275с. 5. Бабич, А.М. Экономика и финансирование социально-культурной сферы [Текст] : учеб. пособие / А.М. Бабич, Е.В. Егоров. – Казань, 2000.-323с. 6. Базаров Т.Ю. Управление персоналом [Текст]: учеб. пособие / Базаров, А.М. – М.: «Академия», 2003.-97с. 7. Бахтин, М. Франсуа Рабле и народная смеховая культура Средневековья и Ренессанса: [Текст] / - М.: 2005. - С. 393. 8. Белоблоцкий, Н. Маркетинг музыкальных фестивалей //. Art-менеджер – М., 2003. – № 2. c.20-25. 9. Березин, И. Маркетинговое исследование посетителей детских спектаклей [Текст] / Практический маркетинг. – М., 2001. – № 4. http://www.cfin.ru/press/practical/2001-04/04.shtml 10. Бетехтин, А. В. Современная концертная организация: Формы деятельности и пути развития : [Текст] / Справочник руководителя учреждения культуры. – М., 2003. – № 6. – С. 31-37. 11. Бирженюк, Г.М. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ. [Текст] : монография / Г.М. Бирженюк, А.П. Марков. - СПБ.: 2009.-128С. 12. Боумэн, К.Т Основы стратегического менеджмента [Текст] : учеб. пособие / Боумэн, К.Т. – М.: Наука, 2003.-211с. 13. Бояков, Э. Главное для театрального менеджера – это универсальность [Текст] Интервью // ART- менеджер. – М., 2002. – № 3.с.18-25. 14. Бутенко, И.А. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему [Текст] : учеб. пособие / И.А. Бутенко, К.Э. Разногов. – М.: 2003.-251с. 15. Володина, Т. Е. Отдельные вопросы по ведению билетного хозяйства в театрах и концертных организациях // Справочник руководителя учреждения культуры. – М., 2003. – № 6. – С. 43-54. 16. Воронова, Е.Н. Экономика культуры [Текст] : учеб. Пособие / Воронова, Е.Н. – Рязань : Узорочье, 2007. – 177с. 17. Врублевская , М.В. Бюджетная системе Российской федерации [Текст] : учеб. пособие / Врублевская, М.В. – 3-е изд., испр., и перераб. - М.: Юрайт, 2004.-838с. 18. Галуцкий, Г.М. Экономика культуры [Текст] : учеб. пособие / Галуцкий, Г.М. – М.: «Финансы и статистика», 2001.-177с. 19. Герчикова, И.Н. Менеджмент [Текст] : учебник / Герчикова, И.Н. – 3-е изд., - М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 2005.-367с. 20. Гурвич, М. А. Аренда как сфера театрального менеджмента / Справочник руководителя учреждения культуры. – М., 2002. – № 6. c14-21. 21. Гурьева, И. П., Рогачева А. Ю. Современное фестивальное движение в Архангельской области: взгляд со страниц местной прессы // Экология культуры: Инф. бюллетень. – Архангельск, 2002. – № 3 (28). – С. 130-148. 22. Дадамян, Г. Г. Культура и хозрасчет: соблазны аукциона // Театр между прошлым и будущим. – М.: ГИТИС, 1989. 23. Дадамян Г. Г. Условия рынка и театральный менеджмент // Сцена. – М., 2004. – № 6. c.7-11. 24. Дмитриева, Н.А. Краткая истории искусств [Текст] : учеб. Пособие / Дмитриева, Н.А. – М.: «Искусство», 2000.-173с. 25. Донова, Д. А. Маркетинг в театре: понятия и проблемы // Ориентиры культурной политики: Инф. сб. – М.: ГИВЦ МК РФ, 2004. – № 4.c.26-29, №5.c.11-19, №7.c.21-27c. 26. Друкер, П. Эффективное управление [Текст] : учеб. пособие / Друкер, П. – М.: Дрофа, 2008.-234с. 27. Дункан, Д. Основополагающие идеи в менеджменте [Текст] : учеб. пособие / Дункан, Д. – М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 2006 28. Егошин, А.П. Управление персоналом [Текст] : Учеб. пособие / Егошин, А.П. – Н.Новгород, НИМБ, 2006.-142с. 29. Ерофеевская, Г. И. Творческие индустрии в культурной политике Котласского района: Фестиваль юмора Козьмы Пруткова в г. Сольвычегодске // Экология культуры: Инф. бюллетень. – Архангельск, 2004. – № 2. – С. 103-112. 30. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности [Текст] : учеб. Пособие / Жарков, А.Д. – М.: МГУК ЦПО : «Профиздат», 2002.-155с. 31. Зверев, А.М. Генеральная репетиция [Текст] : монография / А.М. Зверев, А.Т. Галич, А.Н. Шаталова. – М.: Сов Писатель, 2001.-46с. 32. Иванов, Г.П. Экономика культуры [Текст] : монография / Г.П. Иванов, М.А. Шустров. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2001.- 337с. 33. Иванова, В. Н. Социальный менеджмент [Текст] : учеб. Пособие / В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. – М.: Высшая школа, 2001.- 255с. 34. Иксанов, А.Г. Как спросить деньги на культуру [Текст] : методическое пособие / А.Г. Иксанова, А.И. Дымникова. – СПб.: 2005.-89с. 35. Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе [Текст] : учеб. Пособие / Каргин, А.С. – М.: Наука, 2004.- 103с. 36. Келли, Т. Сценический менеджер // Art-менеджер. – М., 2003. – № 2. с.12-20 37. Кинси, Л. История одного театра (Театр Маккартера) / Пер. с англ. В. Бабкова // Как продавать искусство: Сб. ст. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. – С. 142-149. 38. Киселёва, Т.Г. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии [Текст] : учебная программа / Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2001.- 35с. 39. Кланч, Д. Будущее репертуарного театра в Центральной и Восточной Европе: реформа или трансформация // Экология культуры: Инф. бюллетень. – Архангельск, 2002. – №1. – С. 128-152. 40. Кланч, Д. Будущее фестивальной формулы // Экология культуры: Инф. бюллетень. – Архангельск, 2002. – № 3 (28). – С. 74-84. 41. Козырева, А.Ю. Лекции по педагогике и психологии [Текст] : методическое пособие / Козырева, А.Ю. - Пенза: ПГПУ,2001.-184с. 42. Колотурский, А. Н. Концертное дело: формы существования в новой реальности // Справочник руководителя учреждения культуры. – М., 2003. – № 2. – С. 13-21. 43. Концепция развития и поддержки театральной деятельности в Республике Казахстан / Горобец Н. Г. и др. // Панорама культурной жизни стран СНГ и Балтии (обзор прессы): Инф. сб. – М.: РГБ; Информкультура, 2009. – Вып. 2. – С. 43-54. 44. Корнеева, В.П. Финансирование культуры из федерального бюджета в 2005 году [Текст] : учебник / Корнеева, В.П. – М.: Юрайт, 2004.- 254с. 45. Корчагина, З.А. Рынок и план в современной экономике [Текст]/ З.А.Корчагина // Вест. Моск. ун-та. Сер. 6 , Экономика. 2005. № 2. – с.110-120. 46. Котлер, Ф. Все билеты проданы: Стратегии маркетинга исполнительских искусств: [Текст] /Ф. Котлер, Дж. Шефф.- Пер. с англ. – М.: Классика-XXI, 2004. – 688 с. 47. Круглый год. Русский земледельческий календарь [Текст] : методическое пособие / авт. – сост. А.Ф. Некрылова. – М.: Культура, 2009.- 512с. 48. Курс для администраторов театров во Франции: Алан Герцог. «Случай с театром Ля Кольин» / Пер. В. Д. Хан-Магомедова // Культура в современом мире: Опыт, проблемы, решения: Науч.-инф. сб. . – М.: РГБ; Информкультура, 2002. – Вып. 3. – С. 105-113. 49. Лаптева, Г. Я. Фестивальная практика в Архангельской области: беглый взгляд на эволюцию // Экология культуры: Инф. бюллетень. – Архангельск, 2002. – № 3 (28). – С. 5-23. 50. Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России [Текст] : учеб. пособие / Лисовский, В.Т. – СПб.: СПбГУП, 2000.-174с. 51. Лэнгли, С. Идея для театра. Менеджер для идеи [американская модель] / Пер. с англ. И. Вальковой //
|