Понедельник, 29.04.2024, 17:35
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Культурология » Диплом

20964 Художественно-эстетическое воспитание средствами лоскутного шитья

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………...………………………………3
Глава 1. Теоретические основы художественно-эстетического воспитания младших школьников.
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эстетического воспитания младших школьников………………………..7
1.2 Сущность эстетического воспитания и его содержание……………… 15
1.3 Критерии художественно-эстетической воспитанности младших школьников………………………………………………………………..23
1.4 Искусство в системе художественно-эстетического воспитания младших школьников……………………………………………………26
Глава 2. Исследовательская работа по проблеме художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства
2.1 Изучение программ по художественно-эстетическому воспитанию в школе
2.2 Изучение уровня художественно-эстетической воспитанности младших школьников………………………………………………………………..
2.3 Приобщение младших школьников к декоративно-прикладному искусству (с элементами лоскутной техники)……………………………………………….
Заключение…………………………………………………………….
Список литературы…………………………………..
Приложение………………………………………..


ВВЕДЕНИЕ

Сегодня школа призвана осуществить всестороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Наряду с умственным, нравственным и физическим воспитанием значительное место занимает воспитание эстетическое.
Сегодня время настоятельно диктует более раннее эстетическое развитие, поэтому начальная школа должна в наиболее полной мере реализовывать эту задачу. Несмотря на это, в плане эстетического воспитания начальная школа пока играет незначительную роль. По результатам анкетирования более 70 % опрошенных не назвали школу одним из ведущих факторов эстетического воспитания. Почти 90% учителей признали, что у учащихся начальных классов возможность культурно-эстетического развития понижена. А в среднем и старшем звене обучение ориентировано в основном на предметы гуманитарного цикла. ( , ) В результате для большинства выпускников школы характерен низкий уровень культурного развития, а это приводит к низкому уровню развития всего общества в эстетическом направлении. Отсюда большинство родителей не в состоянии квалифицированно формировать эстетические потребности своих детей, поскольку сами в свое время не были включены в эстетический всеобуч.
Таким образом, существуют явные противоречия между возрастающим статусом эстетического воспитания в деле активизации человеческого фактора повышения духовной культуры и крайне слабым использованием его возможностей в социально-культурном развитии общества.
Сложившаяся ситуация с эстетическим воспитанием чревата серьезными последствиями - торможением в развитии культурного уровня людей, ростом бездуховности. Поэтому определение путей совершенствования эстетического воспитания в современных условиях представляет сегодня актуальную задачу.
На сегодняшний день эстетическое воспитание детей осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенка задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целенаправленного, организованного художественно-эстетического образования и воспитания. Пренебрежение целенаправленным эстетическим развитием детей оставляет их глухими к подлинным духовным художественно-эстетическим ценностям. Поток художественно-эстетической информации захлестывает людей. Они оказываются неспособными разобраться в качестве этой информации, дать ей критический анализ и правильную оценку. Одновременно обнаруживается несоответствие между необходимостью осуществления всеобщего эстетического воспитания и слабостью материальных и кадровых возможностей школы.
Противоречия и несоответствия снимаются в результате всесторонней организации и осуществления системы эстетического воспитания.
Основными механизмами, приводящими в действие эту систему, являются развитое эстетическое восприятие и познание художественно эстетических явлений; духовное общение на основе произведений искусства; художественно-творческая деятельность, развивающее способности детей и формирующая у них художественное видение мира. Здесь большую роль играют уроки трудового обучения в начальной школе.
Эстетическое воспитание на уроках трудового обучения можно рассматривать как формирование специальных творческих способностей младших школьников для развития эстетических взглядов, вкусов, чувств. Эстетическое воспитание не рассматривается в качестве самостоятельного вида воспитания, а выступает стороной всех других видов воспитания. Художественное воспитание выступает высшей, специализированной формой эстетического воспитания. Художественно-эстетическое воспитание в начальных классах проникает во все сферы развития ребенка: умственного, нравственного, трудового и т.д.
В процессе трудового обучения имеются большие возможности для эстетического развития личности. Такие возможности заключены в содержании программного материала, в организации процесса обучения, в его формах и методах. Хотя в программе по трудовому обучению не выделены конкретные эстетические понятия, это не снимает с учителя ответственности за их формирование. Работа над понятиями красоты, гармонии, меры должна осуществляться на каждом уроке трудового обучения. Чтобы научить ребенка понимать и ценить прекрасное, надо самому ребенку «побыть автором». Собственный творческий опыт является лучшим ключом к постижению прекрасного. Таким образом, уроки трудового обучения представляют собой уникальную возможность для формирования у детей основ художественно-эстетической культуры.
Главным помощником в деле художественно-эстетического воспитания личности ребенка на уроках трудового обучения становится сегодня искусство, прежде всего народное искусство, во множестве своих проявлений окружающее любого с ранних лет. Оно поможет восстановить гармонию духовной жизни ребенка, разрушенную формально-логичекими способами изучения и изложения материала, акцентированием внимания на развитие абстрактного, теоретического мышления.
Введение в обучение материалов по декоративно-прикладному искусству позволяет приобщить детей к ценностной народной культуре, к нравственным основам народного миропонимания.
И неслучайно, моя работа посвящена теме художественно-эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства. Это актуальный, значимый аспект в деле воспитания подрастающего поколения.
Таким образом, проведение настоящей исследовательской работы обусловлено возрастающим фактором эстетического воспитания в деле становления личности ребенка, и вместе с тем, несовершенством системы эстетического воспитания.
Следовательно, перечисленные выше проблемы и противоречия в эстетическом воспитании являются предпосылкой исследования, определяя его актуальность.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Обобщить опыт работы по организации художественно-эстетического воспитания младших школьников и на этой основе предложить методику художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме художественно-эстетического воспитания младших школьников;
2. Выявить уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников;
3. Провести работу по повышению уровня художественно-эстетической воспитанности младших школьников и на этой основе доказать эффективность одной из программ по художественно-эстетическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства.
ОБЪЕКТ исследования: процесс художественно-эстетического воспитания младших школьников.
ПРЕДМЕТ исследования: уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников.
БАЗА исследования: Снежненская средняя школа Карталинского района.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования явились труды известных ученых о закономерностях формирования и развития ребенка в процессе труда, познание творчества. В качестве теоретических источников были использованы работы Борева Ю.Б., Гончарова И., Монахова Н.И., Неменского Б.М., Лихачева Б.Т., в которых большое значение имело философское обоснование сущности художественно-эстетического воспитания.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ исследования.
В процессе работы были использованы следующие методы:
1.Накопление фактов: изучение литературы и документов, беседа, наблюдение, анкетирование учащихся.
2.Констатирующий и формирующий эксперименты.
Исследование шло в ТРИ ЭТАПА:
1.Проводился теоретический анализ проблемы на основе философской, педагогической, психологической литературы. Изучалось реальное состояние художественно-эстетического воспитания детей на основе документов, отражающих практическую деятельность.
2.Выверялись и уточнялись теоретические положения исследования, разрабатывалась схема обобщения опыта работы.
3.На основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» разрабатывалась система художественно-эстетического воспитания детей средствами декоративно-прикладного искусства.
В исследовании выдвигается следующая гипотеза: повысить уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников можно средствами декоративно-прикладного искусства с элементами лоскутной техники.
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения и творческой работы (лоскутное одеяло).

ГЛАВА 1.Теоретические основы художественно-эстетического воспитания младших школьников.

1.1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Понятие эстетическое воспитание органично связано с термином эстетика. Эстетика (от греческого aisthetiris – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию) есть наука о наиболее общих закономерностях эстетического, в том числе художественного, освоения человеком действительности. ( )
В качестве обозначения определенной области знаний термин «эстетика» был введен в научный обиход немецким философом А.Баумгартеном в середине XVIII века, однако история этой науки уходит в глубокую древность. Она возникла тогда, когда еще самого слова «эстетика» не существовало, но уже в суждениях людей искусства, философов были высказывания и даже специальные трактаты, которые потом вышли в эстетическую науку.
История эстетики начинается с Древней Греции. У древнегреческих философов мы находим иного интересных суждений о прекрасном и об искусстве. Одним из первых, кто попытался дать определение красоты, был Пифагор. В своих суждениях об эстетике он остался математиком и пытался подсчитать и измерить красоту. Гераклит в основе прекрасного видит гармонию, но считает, что красоту нельзя свести к низменным законам числовых отношений, как это было у Пифагора. Самым крупным философом древности был Аристотель. Эстетике он посвятил специальное сочинение «Поэтика», где Аристотель четко определяет основные качества предметов и вещей, доказывая, что прекрасное – свойство самих предметов, вещей, явлений. Он считает обязательным для произведений искусства целостность, единство, пропорциональность, соответствие формы и содержания.
На современном этапе развития общества в связи с широким проникновение художественного начала в различные области человеческой жизни, наряду с традиционными проблемами проявления эстетического в природе и искусстве, важным объектом интереса эстетической науки стали виды эстетической деятельности, которые выходят за пределы художественного творчества и охватывают проблемы технической эстетики (формирование гармоничной искусственной среды жизнедеятельности человека с целью наиболее полного удовлетворения его материальных и духовных потребностей), дизайна (специфический эстетический способ целостного осмысления и формирования объектов, позволяющий достигнуть необходимого комфорта для человека), вопросы эстетического воспитания и т.д.
При анализе психолого-педагогической литературы было выделено несколько факторов эстетического воспитания.
Тезис об искусстве как главном факторе эстетического воспитания обосновывался абсолютным большинством авторов дореволюционной России. И ныне многие ученые и деятели искусства защищают его.
В последующие два десятилетия вышло в свет значительное количество работ по эстетическому воспитанию, к которых подчеркивалась огромная роль искусства в приобщении к эстетическим ценностям жизни. Поэтому заслуживает всяческого одобрения стремление деятелей искусства, педагогов, ученых внести элементы искусства во все важные сферы человеческой жизни – труд, познание, общение.
Другие исследователи главным фактором эстетического воспитания считают либо природу, либо социальную действительность.
Существует еще одна точка зрения, которая начинает развиваться в последние годы. Ее суть состоит в утверждении: труд человека – вот что в итоге определяет эстетическую воспитанность личности.
Абсолютизация искусства как фактора эстетического воспитания ведет к недооценке эстетических явлений действительности в формировании эстетического мира человека. Тенденция принизить роль действительности в системе приобщения человека к эстетическим ценностям неправомерна. Ведь именно эстетическое воспитание в действительности призвано, в самой высокой степени, раздвинуть границы человеческого мировоззрения.
Также неправомерно попытки абсолютизировать действительность человека в сфере познания, общения или труда, вне творческого восприятия искусства полноценное развитие личности является иллюзорным. Такова точка зрения И.Ф.Гончарова.
Таким образом, наиболее целесообразно создать равновесие таких элементов эстетического воспитания как искусство, труд и действительность.
Так В.А.Сухомлинский, Б.Т.Лихачев и ряд других ученых в своих работах включают искусство, природу, социальную действительность, труд и науку в число факторов эстетического воспитания. Теоретическая основа для решения этой проблемы находится в работах выдающихся педагогов А.В.Луначарского, А.С. Макаренко, С.Т.Шацкого.
Взаимодействие факторов эстетического воспитания вызывает более глубокое восприятие объектов эстетического освоения и как следствие этого-
более основательное изменение в духовной жизни. Возникает вопрос о принципиальной необходимости целенаправленного взаимодействия искусства и действительности в эстетическом воспитании. При этом процесс формирования у школьников эстетического отношения к важнейшим ценностям жизни обусловлен взаимодействием искусства и действительности, связанных в целостную систему фактов, где каждый фактор соединен с остальными прямыми и обратными связями. Это придает эстетическому воспитанию целостность и позволяет оказывать на личность разностороннее и системное эстетическое влияние. Человек не может эффективно воспринимать искусство в изолированном виде. Путь к постижению искусства лежит через восприятие объектов действительности: природы, человека, общества, продуктов его деятельности.
К.С.Станиславский писал : «Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее».
Наиболее трудным и мало освещенным в педагогической печати является вопрос о взаимодействии искусства и труда в эстетическом воспитании школьников. Труд формирует школьников в эстетическом отношении в том случае, если они выступают не в роли созерцателя и пассивных потребителей, а как активные участники трудовой деятельности. Именно это служит стимулом развития духовных сил учащихся. Важно, чтобы сам процесс труда носил эстетический характер. Мастерство педагога заключается в том, чтобы в самых разнообразных видах труда открыть для воспитанников волнующие моменты, внушать им, что красота рождается в труде, вызвать желание принять участие в умножении прекрасного.
Самый эффективный путь приобщения школьников к красоте труда – предоставление возможности трудиться самому. Способность осознавать красоту своего труда может быть достаточно развита только в том случае, если занятия в данном направлении проводятся систематически. Как только школьник овладеет этим умением, так приходит успех, а вместе с ним и увлеченное сознательное отношение к труду.
Д.Б.Кабалевский , Б.М. Неменский в поиске наиболее эффективных путей эстетического воспитания оба ищут принцип «основного звена», то общее, что лежит в основе функционирования искусства. Д.Б.Кабалевский называет «три кита» - песню, марш, танец, на которых строится музыка. Для Неменского опорными моментами познания являются постройка, изображение, украшение. В этом художники увидели связь эстетического в действительности, искусстве и в человеке. Методы обучения и воспитания,
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Абдыкеримова М. Педагогические проблемы художественного воспитания. – Фрунзе, 1978.
2. Александрова Е.Е., Жуйкова Е.И. Изостудия в школе: Пособие для учителей. (Из опыта работы). – М.: Просвещение, 1965.
3. Алексахин Н.Н. Гжельская роспись // Начальная школа, 1993.- №3,с.39.
4. Андронова Л.А. Лоскутная мозаика. – М., 1993.
5. Антонов К.А. Беседы об эстетическом вкусе. – Минск, 1965.
6. Аринина Н.Л. Актуальные проблемы эстетического воспитания. – Владимир, 1974.
7. Аринина Н.Л. Уроки прекрасного. - М.: Просвещение, 1983.
8. Артёмов Е.С., Чинаева О.П. Некоторые теоретические и практические проблемы эстетического воспитания // Вопросы философии, 1987. - №4, с.36.
9. Асенин С.В., Немцов И.Б. Познавательная и воспитательная роль искусства. – М., 1967.
10. Бабанский Н.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1982.
11. Барадулин В.А. Уральская живопись по дереву, бересте и металлу. – Свердловск, 1982.
12. Барадулин В.А., Танкус О.С. Основы художественного ремесла. – М.: Просвещение,1978.
13. Бегак Б.А. Воспитание искусством: Для учителей начальных классов. – М.: Просвещение, 1981.
14. Бедник Н.И. Хохлома. – Л.: Художник, 1980.
15. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М.,1988.
16. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. – Л.: Искусство,1975.
17. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. – М.: Искусство,1972.
18. Богуславская И.Я. Русское народное искусство. – Л., 1968.
19. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.
20. Борев Ю. Эстетика. – М., 1988.
21. Бунин В.Р. О художественном воспитании. – Л.: Знание, 1970.
22. Брожик В. Эстетика на каждый день. – М.: Знание,1990.
23. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссии в эстетике. – М.: Искусство,1975.
24. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. – М.: Советский худлжник,1966.
25. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. – М.: Искусство,1977.
26. Васютина Н. Декоративное украшение одежды, изделий труда и жилища на уроках изобразительного искусства. // Народная школа,. - 1997. - №1. - с.69.
27. Вашкавичене С.С., Забулис Г.К. Роль искусства в развитии личности. – М.: Педагогика, 1992.
28. Внеклассная работа по труду: работа с разными материалами. / Составитель Рукасова А.М. – М.: Просвещение, 1981.
29. Возрастные особенности психического развития детей. / Под ред. Дубровиной И.В., Лисиной М.И. – М.,1982.
30. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. – М.: Просвещение ,1982.
31. Волков И.П. Цель одна – дорог много. – М.: Просвещение, 1990.
32. Вопросы истории и теории эстетики. / Под ред. Афасижева М.Н. – М., 1975.
33. Вопросы теории эстетического воспитания. / Под ред. Апресяна Г.З. – М., 1970.
34. Вопросы трудового и эстетического воспитания. / Под ред. Васильева К.И. – Воронеж, 1963.
35. Вяхи-Ильвес Л.Т. Декоративное рисование в школе. – Л., 1960.
36. Гавриловец К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. – Минск, 1988.
37. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. – Ташкент, 1988.
38. Галкина С.Г. Изокружок в пионерском лагере: из опыта работы.– М.: Просвещение, 1970.
39. Галкина С.Г. Смотрим, рисуем, рассказываем. – М.: Молодая гвардия, 1965.
40. Геращенко Н.В. Основы декоративно-прикладного искусства в начальных классах. / Сб. материалов региональных конференций на тему «Новые системы обучения в начальной школе». – Челябинск, 1993. – с.87.
41. Геронимус Т.М. Информационно-методическое письмо о новой программе трудового обучения для 1-4 классов «Школа мастеров». // Начальная школа. – 1997. - №10. – с.47.
42. Герман Ш.М., Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике. – М., 1982.
43. Гачев Г. Творчество, жизнь , искусство. – М., 1980.
44. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. – М., 1998.
45. Гласс Д. Статистические методы в педагогике и психологии. – М.: Прогресс, 1976.
46. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. – М., 1977.
47. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. – М.: Педагогика, 1986.
48. Гибсон Г. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. – М.: Росмэн, 1998.
49. Грекова Е.И. Развитие личности ребенка на основах национальной культуры. // Начальная школа. – 1997.- №5.- с.75.
50. Григорьева Г.Г. Игровые моменты в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1995.
51. Гринн М.Э. Шитьё из лоскутков. – М., 1995.
52. Гряникова В.М. Декоративное панно из лоскутков. // Начальная школа. – 1991. - №2.- с.48.
53. Гряникова В.М., Ковалева О.А. Обучение вязанию на спицах кружевных салфеток и воротничков. // Начальная школа – 1992.- №4.- с.43.
54. Губанова Е.Н. Народные обычаи в процессе формирования эстетической культуры младших школьников на уроках труда. // Начальная школа. – 1994. - №8. – с.39.
55. Губанова Е.Н., Попова Н.А. Уроки труда: программы, методики, практика. // Начальная школа. – 1998. - №4.- с.61.
56. Гулыга А.В. Что такое эстетика?: Книга для учащихся. – М., 1987.
57. Гулыга А.В. Принципы эстетики. – м., 1987.
58. Даданя А.Г. Проблема исследования эстетических оценок. // Вопросы социологии искусства. – 1988. - №4. – с.63.
59. Дайн Г.Л. Эстетическая и научная ценность произведений народного искусства. – М., 1973.
60. Даниэль С.М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. – Л.: Искусство, 1990.
61. Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания. // Московский педагогический университет. – М.: «Прометей» МГПУ им. Ленина, 1990.
62. Декоративно-прикладное искусство в школе. // Межвузовский сборник научных трудов ./ Под ред. Гильман Р.А. – Магнитогорск, 1994.
63. Дембинский С.И. Школьные вечера, посвященные живописи. – М., 1959.
64. Джибладзе Г. Принципы эстетического воспитания. – Тбилиси, 1971.
65. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. – М., 1976.
66. Дивненко О.В. Эстетика. – М., 1995.
67. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993.
68. Дроздовская Е.А. Русские народные традиции в подготовке школьника к труду. // Школа и производство. – 1997. - №2. – с.48-49,
69. Дранков В.Л. Психология художественного творчества. – Л.: ЛГИКА, 1991.
70. Дуброва В.И. Образы птиц в технике лоскутного шитья. // Школа и производство. – 1999.- №6.- с.54.
71. Егорова Т.С. О системе эстетического воспитания в начальной школе. // Начальная школа. – 1995. - №2. – с.8.
72. Ерлыкин Л.А. Поделки своими руками. – М.: ТРИЭН., 1997.
73. Жегалова С.К. Русская народная живопись, - М.: Просвещение , 1971.
74. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М.: Знание, 1980.
75. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.
76. Зись А.Я. Виды искусства. – М., 1979.
77. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников. – Минск, 1996.
78. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. – М.: Просвещение, 1987.
79. Изучение личности учащегося. /Под ред. Афанасьева В. – Волгоград, 1982.
80. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1984.
81. Ильин И.А. История искусства и эстетики. – М.: Искусство, 1983.
82. Исаева И. Лоскутная техника для начинающих. // Дошкольное воспитание. – 1995. - №7. – с.42.
83. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками. / Под ред. Ершовой А.П. – М.: Просвещение, 1991.
84. Искусство родного края – школе. // Начальная школа, - 1996. -№3. – с.16.
85. Использование природного материала на уроках изобразительного искусства и художественного труда. //Начальная школа. – 1996. - №4,- с.15.
86. Исследования художественных интересов школьников ./ Под ред. Квятковского Е.В. – М.: Педагогика,1974.
87. История эстетики. / Под ред. Овсянникова М.Ф. – М.: Искусство, 1969.
88. Исупова Л.С. Как прекрасен этот мир, посмотри. //Начальная школа. – 1996. - №2.- с.4.
89. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе, - М., 1973.
90. Казакова Т.Г. Рисуют младшие школьники: Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1971
91. Как научить народной культуре? //Клуб. – 1998 – №1.- с.16-17.
92. Канцедикас А.С. Уроки народного искусства – М., 1986.
93. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. – М.: Высшая школа, 1980.
94. Караваева Г. Игрушки. Альбом самоделок для детей младшего школьного возраста. – М.: Малыш, 1978.
95. Кардашов В.Н. Развитие художественно-творческой активности младших школьников в процессе восприятия искусства. / АПН СССР НИИ художественного воспитания. – М., 1990.
96. Кузнецова Л.В. Гармоническое развитие личности. – М.: Просвещение, 1988.
97. Кузь В.Г. Школа – центр воспитания. – М.: Педагогика, 1991.
98. Кривцун О.А. Искусство в системе общественных отношений. – М., 1982.
99. Кривцун О.А. Искусство и мир человека. – М.: Знание, 1985.
100. Крижаускене П. Немного веревки, лоскутков и …фантазии. – М., 1983.
101. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. – Спб.: Акцидент, 1997.
102. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. – М., 1979.
103. Коновалова Е.О. Актуальные проблемы художественного воспитания. //Советская педагогика. – 1991.- №1.- с.27.
104. Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей. – М.: Просвещение, 1993.
105. Конышева Н.М. Воспитание национальной памяти у младших школьников на уроках художественного труда. /Начальная школа. – 1990. - №7. – с.47.
106. Конышева Н.М. Воспитание эстетического отношения ребенка к «миру вещей» на уроках трудового обучения. //Начальная школа. – 1993. - №6. – с.18.
107. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М., 1989.
108. Конышева Н.М. Обучение и творчество на уроках трудового обучения (эстетика на уроках труда). //Начальная школа. – 1992. - №5-6. – с.41.
109. Конышева Н.М. Программа по трудовому обучению для 1-4 классов начальной школы «Художественный труд» (основы дизайнообразования). //Начальная школа. – 1998. - №10. – с.20.
110. Конышева Н.М. Трудовое обучение в свете новых задач: концепции, программы, методики. //Начальная школа. – 1998. - №7. – с.43.
111. Конышева Н.М. Умелые руки. – М., 1997.
112. Конышева Н.М. Уроки ручного труда: обучение, воспитание и развитие с первых шагов. //Начальная школа. – 1994. - №1. –с.55.
113. Конышева Н.М. Формирование мировоззрения учащихся в курсе предмета трудовое обучение. //Начальная школа. – 1996. -№7. – с.57.
114. Конышева Н.М. Чудесная мастерская. – М., 1995.
115. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М., 1976.
116. Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1991.
117. Коротеева Е. Восприятие цвета в развитии художественно-творческих способностей школьников. //Искусство и школа. – 1996. - №2. – с.43.
118. Кочехов А.И. Педагогическое исследование. – Рязань, 1975.
119. Краснов Н.В. Беседы по искусству в средней школе. – М.: Искусство, 1970.
120. Кузин В.С. Новые подходы к эстетическому воспитанию и художественному образованию младших школьников. //Начальная школа. – 1989. -№3. –с.63.
121. Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. – М.: Педагогика, 1970.
122. Лаврова Г.Д. Счастье видеть мир и рассказывать о нём… Эстетическое воспитание в учебном процессе. //Начальная школа. – 1998. –№4. –с.39.
123. Латышина Д.И. История педагогики: Учебное пособие. – М.: Издательский Дом «Форум», 1998.
124. Левшина И.С. Художественное воспитание сегодня: социальная значимость, методические принципы. Искусство и эстетическое воспитание молодежи. – М., 1981.
125. Лёгенький Г.И. Цель и способы воспитания. – М.: Педагогика, 1990.
126. Лебедева Л.И., Ерёменко Т.И. Десять маленьких заповедей. Альбом самоделок для младших школьников. – М.: Просвещение, 1975.
127. Лейбсон В.И. Аспектный подход к организации эстетического образования школьников. // Магистр. – 1991. -№1. –с.51.
128. Линский В.Н. Эстетическая культура и личность. – М.: Знание, 1987.
129. Лихачев Б.Т. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992.
130. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М., 1985.
131. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. – М., 1972.
132. Маёрова К., Дубинская К. Русское народное пркладное искусство. – М.: Русский язык, 1990.
133. Макарова Е.Г. В начале было детство. Записки педагога. – М.: Педагогика, 1990.
134. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Народное искусство в художественном воспитании детей. – М.: Просвещение, 1983.
135. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. / Сост. Белобрыкина О.А. – Новосибирск, 1993.
136. Маленькие чудеса: Сб. очерков о русском народном искусстве. – Л.: Детская литература, 1981.
137. Малышев И.В. Эстетика: курс лекций. – М., 1994.
138. Махмутова С.И. Оригинальные изделия из лоскутков. // Школа и производство. – 1996. - №2. – с.52.
139. Мелик-Пашаев А.А. Из опыта изучения эстетического отношения к действительности как основы общего эстетического развития. // Вопросы психологии. – 1990. - №5. – с.29.
140. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Под ред. Комаровой Т.С. – М.: Просвещение, 1991.
141. Методика проведения бесед по искусству: пособие для учителей. / Сост. Гавриков А.Я. – М.: Просвещение, 1965.
142. Милова М.Ф. Красота и удобство своими руками. – М.: Молодая Гвардия, 1987.
143. Мирецкая М.Ф. Сопряжение: Комплексная работа по эстетическому воспитанию. – М.: Просвещение, 1989.
144. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания. – М.: Педагогика, 1981.
145. Муханова И. Мешок для подарков из лоскутков. //Сделай сам. – 1996. - №1. – с.6.
146. Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. – Ярославль, 1997.
147. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль, 1997.
148. Народное творчество в эстетическом и нравственном воспитании учащихся. / Министерство образования России. – М., 1991.
149. Народное искусство Южного Урала. / Сост. Шабалина Н.М. – Челябинск, 1997.
150. Народные художественные промыслы России. / Сост. Уткин П.И. – М.: Советская Россия, 1984.
151. Народные мастера: Традиции школы. / Под ред. Некрасовой М.А. – М.: Изобразительное искусство, 1985.
152. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.: Просвещение, 1987.
153. Неменский Б.М. Обращаясь к разуму и сердцу. – М., 1981.
154. Никитин Г.А. Формирование у учащихся чувства прекрасного на основе народных промыслов. – Ульяновск, 1997.
155. Никонорова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством. – М.: Просвещение, 1975.
156. Новикова Л.И., Куракин А.Т. Путь к творчеству. - М.: Просвещение, 1966.
157. Общая психология. / Под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1986.
158. Об эстетическом отношении к действительности. //Вестник Московского университета. – 1994. - №5. – с.48.
159. Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности. – М.: Наука, 1997.
160. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия. – М., 1975.
161. Орлова Л.В. Хохломская роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика – Синтез, 1998.
162. Орнамент: методические рекомендации по работе над орнаментальной композицией. – Магнитогорск, 1996.
163. Основы декоративного искусства в школе. / Под ред. Нешумова Б.В., Щедрина Е.Д. – М.: Просвещение, 1981.
164. Основы комплексного преподавания искусства. /Сост. Шпикалова Т.Я., Комарова Г.С. и др. – М., 1994.
165. Основы эстетического воспитания. / Под ред. Кушаева А.Б. – М.: Просвещение, 1986.
166. Основы эстетического воспитания. /Под ред. Дремова Л.К. – М., 1975.
167. Паньшина И.Н. Декоративно-прикладное искусство. – Минск, 1975.
168. Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов, -М.: Просвещение, 1990.
169. Петровский А.В. Способности и труд. – М.: Просвещение, 1986.
170. Печёрский М.С. Эстетическое воспитание на уроках труда. – М.: Просвещение, 1970.
171. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976.
172. Попова О.С. Русское народное искусство. – М., 1972.
173. Прасонова Е.Л. В союзе с красотой. – М.: Просвещение, 1987.
174. Прекрасное – своими руками: Народные художественные ремёсла. / Сост. Газарян С. – М.: Детская
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ