Понедельник, 29.04.2024, 11:13
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Культурология » Диплом

21023 Тема природы в произведениях Тургенева

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..
Глава 1. «Таинственные повести» в критике и литературоведении конца XIX – начала XX веков
1.1 Методологические идеи сравнительно-исторического и биографического подходов в оценке «таинственных повес-тей»...
1.2 «Таинственные повести» в мифопоэтическом аспек-те………
Глава 2. Образ природы в творчестве И.С. Тургенева
2.1. Поэтика природы в произведениях И.С. Тургенева…………..
2.2. Роль природы в повести «Поездка в полесье», «Разго-вор»…..
2.3.Философские картины природы в стихотворениях и в про-зе
И.С. Тургене-ва………………………………………………………..
2.4. Мистическое изображение природных сил в рассказе
«Доволь-но»……………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………...
Список использования литерату-ры………………………………………...

3

7
16

30
35

42

48
55
58


ВВЕДЕНИЕ

Во все времена истории человечества неповторимая сила красоты при-роды побуждала браться за перо. С давних пор писатели в своих стихах и в прозаических произведениях воспели эту красоту.
В великом наследии литературы XIX века наблюдается отражение ха-рактерных черт взаимоотношений человека и природных явлений. Данная особенность прослеживается в произведениях многих классиков, тема природы зачастую становится в их творчестве центральной, наряду с темами искусства, любви и т.д. поэзия таких великих поэтов, как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова невозможно представить без изображения картин русской природы. В произведениях этих и других авторов раскрывается многообразие и богатство родной природы, появляется возможность разглядеть в ней превосходные качества души человека.
Непревзойденный мастер изображения русского пейзажа К.Г. Паустовский, который с большой нежностью и любовью относился к родной природе, писал: «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…». В «чистой» лирике природы, пейзажных зарисовках обнаруживается особое проявление патриотизма, гражданственности. Эти качества необходимы для бережного отношения к природе, активности человеческих усилий в ее защите. Именно такая трепетная любовь объясняет желание воспевать и запечатлевать ее многогранную и богатую сущность
Одним из выдающихся пейзажистов в мировой литературе по праву считается И.С. Тургенев. Его рассказы, повести, романы проникнуты поэтичным описанием мира русской природы. Его пейзажи отличает безыскусственная красота, жизненность, поражает удивительная поэтическая зоркость и наблюдательность. Тургенев проникается особыми глубокими чувствами к природе с самого детства, тонко и чутко воспринимает ее проявления. Состояние природных явлений переплетается с его переживаниями, что и отражается в его произведениях в разных интерпретациях и настроениях. Тургенев-пейзажист впервые предстает перед читателем в «Записках охотника». Непревзойденное мастерство в изображении русского пейзажа явлено и в романе «Отцы и дети», и также во многих других произведениях.
Изображение природы в творчестве Тургенев отличается своей много-гранностью.
Тургенев в изображении пейзажа передает глубокое чувство любви к родной стране и ее народу, в частности к крестьянству: «Весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханьем теплого ветерка. Все – деревья, кусты, и травы». Картина весеннего пробуждения природы вносит в роман надежду на то, что час обновления родины наступит («Отцы и дети»).
Творчество писателя богато пейзажными зарисовками, которые имеют свое самостоятельное значение, но композиционно подчинены ключевой идее произведения. Описывая пейзажные картины, Тургенев изображает глубину и силу воздействия природы на человека, в которой содержится источник его настроения, чувств, мыслей. Характерной чертой тургеневского пейзажа является способность отражать душевный настрой и переживания персонажей.
Таким образом, все картины Тургенева, которые содержат в себе реалистичность, конкретность, поэтичность, проникнуты великим чувством любви к родной русской природе. Поражает редкое умение писателя находить наиболее подходящие и конкретные слова и выражения для изображения ее величия.
Но в творчестве писателя природа выступает не только как источник наслаждения, но и в качестве тайной, непостижимой силой, перед которой проявляется бессилие человека. Очевидна мысль обреченности желаний, стремлений человека в силу его смертности. Вечность же – это удел одной лишь природы: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами, не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том вечном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной».
Именно таинственная сущность природы занимает особое место в творчестве писателя, так как выступает в качестве некой сверхъестественной силы, оказывающей не только влияние на происходящее, но и являющейся конечной идеальной инстанцией. Именно эта мысль, подобное значение, придаваемое автором природе, раскрывается в некоторых произведениях Тургенева называемых «таинственными повестями».
Тема «таинственных повестей» Тургенева исследована достаточно ши-роко (Л.Н. Осьмакова, И.К. Кузьмичёв, П.А. Николаев, В. Фишер, А.И. Незеленов и др.). Мифопоэтический аспект «таинственных повестей» рассматривается в работах таких исследователей, как Г.Б. Курляндская, Г.А. Бялый, В.М. Головко, Л.В. Пумпянский, В.А. Дмитриев, Р.Н. Поддубная, Г. Швирц, А.Б. Муратов, Е.К. Созина, В.Н. Топоров, В.В. Ильина, В.А. Смирнов, Ю.И. Юдин, В.С. Краснокутский, К.Г. Юнг и др.
Необходимо отметить, что в содержании «таинственных повестей» проблема фантастичности природы тесно переплетена непосредственно с мировоззренческой проблемой самого писателя, у которого отмечается чуткое отношением к сфере чудесного, что являлось причиной рационального осмысления проявлений данной сферы.
Хотя тема таинственной и мифопоэтической сущности природы в произведениях Тургенева освещена глубоко и многосторонне, тем не менее, в некоторых произведениях она раскрыта недостаточно, что и под-тверждает выбор и актуальность темы настоящего исследования.
Цель исследования – раскрыть особенности изображения природы в творчестве И.С. Тургенева.
Задачи исследования:
- отразить взгляд на «таинственные повести» в критике и литературоведении конца XIX – начала XX веков; рассмотреть мифопоэтический аспект «таинственных повестей»;
- выявить роль природы и особенности его изображения как в творче-стве писателя в целом, так и в повести «Поездка в полесье», «Разговор»;
- дать характеристику философских картин природы в стихотворениях в прозе И.С. Тургенева;
- рассмотреть особенности мистического изображения природных сил в рассказе «Довольно».

ГЛАВА 1. «ТАИНСТВЕННЫЕ ПОВЕСТИ» В КРИТИКЕ
И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ

1.1. Методологические идеи сравнительно-исторического и биографического подходов в оценке «таинственных повестей»
Вопрос о художественной природе «таинственных» мотивов в ряде произведений Тургенева важен для понимания не только идейно-художественного содержания конкретных произведений, но и для прояснения новых проблемно-тематических тенденций, которые особенно отчетливо проявились в творчестве писателя в 1860-1880-е годы. Вопрос этот является также частью более широкой проблемы, связанной с природой и функцией фантастического в художественной системе реализма в целом.
«Таинственные повести», по признанию тургеневедов, наиболее трудные для анализа и изучения произведения писателя. В этом цикле Тургенев проявил пристальный интерес к загадкам бытия и человеческой психики, проблемам иррационального в жизни человека и природы. В 1860-1880-е годы явления такого рода как: гипноз, телепатия, галлюцинация, генетическая память и другие только начинают находить научное объяснение в трудах ученых-физиологов и психиатров.
Для Тургенева особенности психической жизни человека составляют сферу таинственного аспекта бытия, что и находит свое отражение в поэтике его произведений как явления фантастического порядка, реализуемое через введение неких «странных», «призрачных», «мистико-фантастических» мотивов. В результате образуется сложная и многофункциональная в художественном плане категория, имеющая исключительно психофизиологическую природу.
Как известно, современная писателю критика, за редким исключением, восприняла фантастическое в «таинственных повестях» достаточно поверхностно, не проанализировав художественную специфику и формально-содержательное наполнение этой категории. Общее непонимание вызвано и самим ее присутствием в новых произведениях признанного писателя-реалиста.
В связи с этим вызван вопрос о причине, по которой И. С. Тургенев обратился к теме «таинственного» именно в период 1860-1880-х годов и, несмотря на множество негативных оценок, продолжал упорно работать над этой проблемой. В литературоведении и до настоящего времени нет прямого ответа на поставленный вопрос, тем не менее, все более очевидным становится присутствие косвенных факторов, которые, так или иначе, стимулировали внутреннюю мотивацию обращения писателя к этой теме.
Вторая половина ХIХ века ─ это расцвет естественнонаучной мысли в области психологии и психиатрии. «Это был момент, когда логика исследования потребовала от ученых шагнуть в совершенно неизведанную область изучения человека ─ психику ─ и признать действие на него психического фактора» .
Пристальному вниманию подвергаются такие категории как: подсознание, гипноз, телепатия, генетическая память и ряд других.
Новые научные тенденции стали своеобразным катализатором к развитию литературы в целом. «Это сказалось в расширении проблематики, в усиленной психологизации реалистической литературы, в активизации фантастических и детективных жанров <...> в поисках новых художественных форм, в расширении возможностей реалистического метода» .
И. С. Тургенев не остался в стороне от актуальных проблем науки второй половины ХIХ века, его пытливый и чуткий ум осмысливал подобного рода явления с позиций художника. Он проникает в недра человеческой психики, с целью уловить ее внутренние колебания, способные так или иначе координировать восприятие реального мира и определять поведение человека. Происходят изменения и в творческом методе писателя, который, как нам представляется, во многом опирается на традиции фантастической повести 1820-1840-х годов, развившейся в рамках поэтики романтизма. Слияние фантастического и реального, свойственное многим писателям-романтикам, в творчестве Тургенева находит особое художественное воплощение, осмысленное с позиций новой художественно-исторической реальности. У Тургенева реальность предстает как особая драматически-углубленная коллизия психологического состояния человека, как своеобразное выражение его внутреннего конфликта, его переживания и разрешения.
Эпистолярное наследие писателя за 1870-1880-е годы свидетельствует об активной переписке Тургенева с теми, кто имел непосредственное отношение к научному изучению или обсуждению проблем, связанных с психикой человека (Ч. Дарвин, Ж. Шарко, И. Тэн и многие другие). Подробно контакты писателя, в той или иной степени связанные с появлением в его творчестве «таинственных» мотивов, рассматриваются в статье Л. Н. Осьмаковой.
Вопрос о том, какие именно естественнонаучные исследования стимулировали внутреннюю мотивацию обращения писателя к загадочным и странным феноменам человеческой психики, в нашем исследовании не является ключевым, равно как и вопрос о том, результаты каких именно исследований, наблюдений и открытий в области психологии действительно повлияли на его обращение к теме «таинственного». Важно подчеркнуть, что Тургенев не являлся последователем каких-либо естественнонаучных концепций в области человеческой психики; прежде всего он был художником, ярчайшей творческой индивидуальностью, тонко чувствующей малейшие колебания человеческой души и интуитивно уга-дывающей все ее тайны.
Уже в 90-е годы XIX века творчество Тургенева часто воспринималось как нечто устоявшееся, законченное и отошедшее в прошлое. Поэтому оно становится той основой, на которой во многом вырабатываются теоретические и практические принципы литературоведческих концепций того времени. Это, прежде всего, относится к работам, написанным в рамках школ академического литературоведения. Во многом научные принципы этих школ формируются на материале творчества И.С Тургенева, и роль этих литературоведческих трудов в выработке устойчивых для начала ХХ века представлений о творчестве Тургенева была достаточна велика.
Методологическая картина начала ХХ столетия, по мнению И.К. Кузь-мичёва, носит эклектичный характер и состоит из «веера методологических принципов позитивистского свойства: культурно-исторического, психологического, лингвистического, биографического, социологического, компаративистского или сравнительно-исторического» .
В научном изучении творчества И.С. Тургенева первые шаги предпринимались в рамках культурно-исторической школы. Её представители унаследовали традиции «реальной критики» 1860-х годов. Зародившаяся в недрах революционно-демократической и народнической критики культурно-историческая школа исходила в своих общих оценках «таинственных повестей» из выводов этой критики, развив и обосновав фактами некоторые из её суждений. Литература интересовала их как материал для изучения общественной мысли. В работах последователей культурно-исторической школы определилась характеристика Тургенева как историографа своего времени. Учёные в первую очередь обратились к тем произведениям Тургенева, в которых эпоха и общественные взгляды автора отразились наиболее ярко: это «Записки охотника», повести о «лишнем человеке», романы. Творчество до «Записок охотника» и поздние произведения оказались вне поля зрения исследователей. Представителями этой школы не рассматривались «таинственные повести», поэтому рассмотрение их методологии в данной работе мы опустим.
По мнению П.А. Николаева, «культурно-историческое направление заложило основы системного и научного понимания литературы, что было существенным шагом вперед по сравнению с нормативной «эстетической» критикой и её неподвижными понятиями и оценками, не учитывавшими исторического развития явлений» . Исследователь считает, что в основу идей культурно-исторической школы лёг «философский позитивизм» (ставивший себе целью «синтез научных познаний разных областей»). Он указывает и на важнейшие предпосылки данной литературоведческой школы: «общей подъем науки, успехи естествознания и техники, развитие философии, диалектический взгляд на мир, установление причинно-следственных связей не только между явлениями природы, но и между общественными явлениями» .
Многие исследователи (Н.С. Тихонравова, А.Н. Пыпина, Н.И. Сторо-женко, С.А. Венгерова и др.) рассматривали творчество Тургенева преимущественно как общественный документ. Но в их работах недооценивалась художественная природа литературы, пренебрегались эстетические критерии оценок его произведений. Философская основа культурно-исторической школы – позитивистский детерминизм, приводящий к утверждению обусловленности творчества писателей антропологическими, географическими и историческими обстоятельствами. Заслугами же культурно-исторической школы являются: вклад в разработку историко-генетической методологии, подготовка принципов сравнительно-исторического литературоведения, накопление обширного материала.
Необходимо обратить внимание на сравнительно-исторический мето-д в литературоведении, изучающий сходства и различия, взаимоотношения и взаимодействия, связи и влияния литератур разных стран мира. В России компаративизм получил широкое распространение раньше, чем в других европейских странах. Однако работ, о «таинственных повестях» в духе этой школы почти не написано.
В какой-то мере исследованиями в духе сравнительно-исторического литературоведения тяготел исследовательский метод В. Фишера. Пожалуй, это был сравнительно-исторический подход, испытавший влияние метода Веселовских, при котором Фишер, на основе исследования литературы разных жанров делает попытку дать представление о типологической модели жанра у Тургенева. Кроме того, изучая повести Тургенева, Фишер освещает и другие стороны творчества и мастерства писателя: его мировоззрение, психологию и философию, дидактический, сатирический и резонерский элементы.
По мнению Фишера, романы Тургенева как бы «заслонили» его замечательные повести. Фишер полемизирует с Овсянико-Куликовским, который, по его мнению, обращается с повестями Тургенева для освещения вопросов, которые нужны при изучении мировоззрения или «манеры» писателя. Фишер убеждён, что повести Тургенева имеют свой особенный уже потому, что «это продукт чистого вдохновения писателя, не притязающего здесь на решение каких-либо общественных проблем, кото-рые, по мнению некоторых, ему не удавались» .
Фишер не согласен с тем, что повести Тургенева – субъективного происхождения, хоть в них и силён автобиографический элемент. Критик предлагает взгляд на «таинственные повести» с биографической точки зрения, указывая на наличие в них рассказчиков (большинство повестей предлагаются от первого лица), что делает заметным, по Фишеру, автобиографическое происхождение большинства из них (например, московский колорит в «Кларе Милич»). Критик рассматривает «таинственные повести» с точки зрения наличия в них: исторического фона, пессимизма (где творчество Тургенева «обнажено», передаётся его общее мироощущение), фатализма (жизнь человека в сложной комбинации единичных воль, где господствует случайность) – господства судьбы (повести «Сон», «Собака», «Фауст»), композиции (в основном, рассказ о том, как в жизнь человека врывается «какое-то потустороннее ему начало») и т.д.
Соответственно всему этому Фишер в «таинственных повестей» различает три момента:
1) Норма – изображение человеческой личности в обычных житейских условиях, своего рода тезис.
2) Катастрофа – нарушение нормы вторжением непредвиденных обстоятельств; антитеза.
3) Финал – конец катастрофы и психологические последствия её.
Исследователь делает выводы о том, что современные типы, дидактика, сатира – все эти приёмы порождены у Тургенева стремлением сказать общественное слово, но над этим элементом торжествует вечное, и художник побеждает общественника .
Более того, интерес Тургенева, его внимание сосредоточены, как считает Фишер, на личности, всё остальное – «в отдалении».
Заслугой компаративизма является постановка вопроса о мировой литературе и путях её развития. Однако эта тенденция в тургеневедении отличалась такими существенными недостатками, как стремление к установлению близости отдельных сторон структуры литературных явлений (сюжетных схем, формальных признаков жанров и т.п.) при игнорировании их целостности и содержательности, позитивистский подход.
Исследования творчества Тургенева, испытавшие влияние сравни-тельно-исторического метода, тяготели, как правило, к преувеличению роли литературных влияний. Всё это, тем не менее, придавало компаративистской концепции черты методологической односторонности и ограниченности.
В литературоведении в России, как и в Европе, с усилением импрессионистических тенденций и под влиянием одной из сторон романтической теории об искусстве как самовыражении творческого духа сложилось биографическое направление. Представители этого направления при изучении «таинственных повестей» применяли способ исследования, при котором биография и личность писателя рассматривались как определяющий момент его творчества. Метод таких исследований часто был связан с отрицанием литературных направлений.
Взгляд на искусство как на силу, восстанавливающую нарушен-ную гармонию духа и «из всех дел человеческих» ближе всего подходящую к религии, отражает один из аспектов «биографизма», проявившийся в работах А.И. Незеленова.
В своей книге «Тургенев в его произведениях» (1885) анализирует некоторые «таинственные повести» именно с позиции биографического подхода («Рассказ отца Алексея», «Собака», «Странная история», «Песнь торжествующей любви», «Призраки», «Фауст»).
Согласно точке зрения критика, создание поэта свободно от вся-ких литературных направлений, а поэтому стоит на границе вечной правды и безусловного идеала. По мнению А. Незеленова, истинный поэт, каким он считает Тургенева, весь находящийся в мире своего творчества, как бы сливший с ним свою жизнь, ничего не создаёт случайно. Творец в этом мире отражается в своих творениях, так как они его детища, «выходят из его души», его жизни, переживаются и мыслью и сердцем.
Незеленов считает Тургенева «поэтом в высшем смысле слова», имея в виду, что такой поэт, творчество которого, полное и цельное, по сути своей самодостаточно. Эта мысль основывается на одной из позиций биографического метода, согласно которой, настоящий художник стоит гораздо выше «односторонности» каких бы то ни было направлений, коллективных мнений и групповых интересов.
Исследователь соотносит многие характерные черты творчества Тургенева с «оригинальными свойствами» личности самого писателя и его жизнью. И здесь исследователь в первую очередь замечает, что
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Список использования литературы

1. Аднан Салим «Тургенев-художник,мыслитель». – М., 1983.
2. Арустамова А.А., Швалёва К.В. Архетип потерянного рая в повести И.С. Тургенева «Фауст»//Проблемы межкультурной коммуникации. Межвузовский сб. научн. трудов – Пермь, 1999.
3. Безъязычный В.И. Тургенев в Калужском крае. – Калуга: «Знамя», 1961.
4. Белинский, Письма, т. II, 1914, стр. 360.
5. Бялый Г.А. Поздние рассказы. «Таинственные повести» // Г.А. Бялый Русский реализм от Тургенева к Чехову. – Л., 1990. Дмитриев В.А. Реализм и художественная условность. – М., 1974.
6. Головко В.М. Мифопоэтические архетипы в художественной системе позднего Тургенева (повесть «Клара Милич») // Межвузовская научная конференция «Проблемы мировоззрения и метода И.С. Тургенева» (К 175 – летию писателя). Тезисы докладов и сообщений. – Орёл, 1993.
7. Голубков В. В. Художественное мастерство Тургенева. – Москва, 1960.
8. Грузинский А.Е. «И.С.Тургенев (Личность и творчество)». – М., 1972.
9. Данилевский Р.Ю. Что такое Эллис в самом деле? (О «Призраках» Тургенева) // Спасский вестник. – Тула, 2000. – Вып. 6.
10. Захаров В.Н. Концепция фантастического в эстетике Ф.М. Достоевского // Художественный образ и его историческое сознание. – Петрозаводск, 1974.
11. Зельдхейи-Деак Ж. «Таинственные повести» Тургенева и русская литература XIX в. – Studia Slavika, Budapest, 1973, t. 19.
12. Измайлов Н. В. // Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. Л.: Наука, 1973.
13. Ильина В.В. Принципы фольклоризма в поэтике И.С. Тургенева. Дис. … канд. филол. наук. – Иваново, 2000.
14. Кpопоткин П. Идеалы и действительность в русской литературе. С английского. Перевод В. Батуринского под редакцией автора. СПб., 1987.
15. Краснокутский В.С. О некоторых символических мотивах в творчестве И.С. Тургенева // Вопросы историзма и реализма в русской литературе XIX – н. XX века. – Л., 1985.
16. Кузьмичёв И.К. Литературоведение XX века. Кризис методологии. – Н. Новгород, 1999.
17. Лавров П.Л. И.С.Тургенев и развитие русского общества. Литературное наследство. – М.,1967.
18. Левинтон Г.А. Легенды и мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия. – В. 2 т. – М., 2000. Т. 2.
19. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров // Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб., 2000.
20. Микушевич В.Б. Струпа в тумане. Проблема несказанного в поздней прозе Тургенева // Тургеневские чтения: Сб. статей. – Вып. 1. – М., 2004.
21. Муратов А.Б. И.С. Тургенев после «Отцов и детей». – Л., 1972.
22. Муратов А.Б. Повести и рассказы 60-х годов. И.С. Тургенев. Собр. Соч.:в 12 томах. – М.,1978.
23. Незеленов А.И. И.С. Тургенев в его произведениях. – СПб., 1985.
24. Николаев П.А. История русского литературоведения: Уч. пос. для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов / П.А. Николаев, А.С. Курилов, А.Л. Гришунин; Под ред. П.А. Николаева. – М., 1980.
25. Никольский В.А. Природа и человек в русской литературе XIX века. – М. 1973.
26. Озеров. Л. «Тургенев И.С.Стихотворения в прозе». – М., 1967.
27. Островская. Воспоминания о Тургеневе. «Тургеневский сборник», изд. «Огни», 1915.
28. Осьмакова Л. Н. // Науч. доклады высш. шк. Филолог. науки. 1984. №1.
29. Осьмакова Л.Н. О поэтике «таинственных» повестей И.С. Тургенева//И.С. Тургенев в современном мире. – М., 1987.
30. Письма И. С. Тургенева к Людвигу Пичу, М. - Л., 1964.
31. Письма И. С. Тургенева к Паулине Виардо, М., 1900.
32. Поддубная Р.Н. Рассказ «Сон» И.С. Тургенева и концепция фантастического в русской реалистической литературе 1860 – 1870-х годов // Русская литература 1870-1890-х годов.– Свердловск, 1980.
33. Пумпянский Л.В. Группа «таинственных повестей» // И.С. Тургенев. Сочинения. – Т. VIII. – М. – Л., 1989.
34. Русская повесть XIX века (история и проблематика жанра). – Л.,1973.
35. Смирнов В.А. Семантика образа «небесной девы» в повести Тургенева «Призраки» // Межвузовская научная конференция «Проблемы мировоззрения и метода И.С. Тургенева» (К 175 – летию писателя). Тезисы докладов и сообщений. – Орёл, 1993.
36. Созина Е.К. Архетипические основания поэтической мифологии И.С. Тургенева (на материале творчества 1830 – 1860-х годов) // Архетипические структуры художественного сознания. – Сб. статей. – Екатеринбург, 1999.
37. Стасюлевич М. и его современники в их переписке, в 5-ти томах, 3т.,СПб, переиздание.- 1963.
38. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 63, Гослитиздат, 1974.
39. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического: Избранное. – М., 1995.
40. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в 28 томах. Т. 7. - М.-Л., «Наука», 1964.
41. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. Письма в 18 т. – М., 1987.
42. Фишер В.М. Повесть и роман у Тургенева. – В сб.: Творчество Тургенева / Под ред. И.П. Розанова и Ю.М. Соколова. – М., 1960.
43. Фишер В.М. Таинственное у Тургенева//Венок Тургеневу. Сб. статей. – Одесса, 1989.
44. Чернышева Е.Г. Проблемы поэтики русской фантастической прозы 20 – 40-х гг. XIX века. – М., 2000.
45. Шаталов С.И. «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева». – М., 1969.
46. Щеблыкин И. П. История русской литературы 11-19 вв. «Высшая школа». – Москва, 1985.
47. Юдин Ю.И. Фольклорно-этнографические истоки сюжета повести И.С. Тургенева «После смерти» // Литература и фольклорная традиция. – Волгоград, 1993.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ