Понедельник, 29.04.2024, 12:11
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Культурология » Диплом

21400 Патриотическое воспитание подростков

Содержание

Введение………………………………………………………………………...
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания подростков...
1.1. Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы….
1.2. Особенности патриотического воспитания в подростковом возрасте…
Глава 2.Воспитание патриотических чувств у подростков……………….
2.1. Развитие у учащихся потребностно-мотивационной сферы, связанной с патриотизмом и культурой межнациональных отношений………………
2.2. Формирование у учащихся интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отноше-ний…………………
2.3. Воспитание у учащихся взглядов и убеждений по вопросам патрио-тизма и культуры межнациональных отношений…………………………………..
Глава 3. Основы практического исследования и формирования патрио-тизма у подростков……………………………………………………………………
3.1. Исследование уровня развития патриотических чувств у подростков .
3.2. Организация практической деятельности учащихся по формированию патриотизма и культуры межнациональных отношений…………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………
Приложения…………………………………………………………………

Введение

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения своими корнями уходит глубоко в историю. Многие выдающиеся мыслители, политики, писатели, ученые обращались к вопросу о необходимости формирования у подрастающего поколения патриотических взглядов и чувств. Это объясняется тем, что процесс развития России проходил в условиях беспрестанной борьбы с другими странами за свою национальную независимость и самобытность, отстаивания национальных интересов. Воинское и патриотическое воспитание молодежи было не прихотью, а насущной общественной потребностью. Эволюция взглядов на военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения шла вместе с развитием государства, военного дела, педагогических взглядов.
Наиболее распространенным способом воспитания патриотических чувств у населения древней Руси являлись народное сказание, былины, в которых воспевались подвиги богатырей, вооруженным путем, отстаивающих рубежи страны, безопасность своего народа. Как правило, передавались они в устной форме.
В русских летописях встречаются документы, отражающие примеры наставлений русских князей своим сыновьям. Наряду с этим широко практиковалось привлечение молодежи к обучению военному делу путем участия в различных народных играх и забавах, содержавших, обычно, значительный элемент противоборства. Важным этапом в военно- патриотическом воспитании молодежи являлось привлечение молодых людей к участию в военных походах.
Подростки и молодежь вместе со старшим поколением стремились внести свой посильный вклад в дело защиты Родины. Хорошо известны подвиги подпольщиков «Молодой гвардии», юных партизан Дубинина В., Голикова Л., Чайкиной Л., Котика В., Казея М., Портновой 3. и многих других. В рядах регулярных воинских формирований с оружием в руках сражались тысячи подростков - сыновей полков. За годы войны в ряды армии и флота влились 3,5 миллионов комсомольцев. Партизанские отряды на 60% состояли из молодежи. Самоотверженно трудились подростки и молодежь в тылу. Число комсомольско-молодежных фронтовых бригад в промышленности к концу войны достигло 154 тысяч. В уборке урожая на полях страны принимали участие более 20 миллионов пионеров и школьников.
В послевоенный период партийное и советское руководство продолжало уделять проблеме военно-патриотического воспитания подростков и молодежи большое внимание. Об этом свидетельствует тот факт, что во многих партийно- правительственных документах, определяющих перспективы развития государства, обязательно отражались вопросы военно-патриотического воспитания молодежи
Социально- экономические преобразования, происходящие в совре-менном российском обществе, обусловили изменения в социокультурной жизни, повлияли на переоценку ценностей в сознании подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
С начала реформ в системе образования в 90- х годах 20 века (как и реформирования всей страны) была ориентация на деидеологизацию школы. Делалось это под лозунгом гуманизации и демократизации образования. Вследствие этого резко снизилось внимание к процессам воспитания.
Стала проявляться гиперболизация идеи индивидуально- личностного подхода в обучении, удовлетворение запросов и интересов личности в противовес воспитанию в ней коллективистских качеств, в том числе и патриотических чувств.
Характерной чертой духовной жизни современной России является отсутствие идейного единства у большинства населения страны. Многообразие идей внешне является выражением демократии, а по существу - отражением глубокого внутреннего кризиса, препятствующего российскому обществу выбраться из состояния углубляющегося духовно-го кризиса.
В этой ситуации обосновано обращение передовых и здравомыслящих людей, истинных граждан своей страны, к патриотической идее, не раз спасавшей Россию в труднейшие времена.
Патриотическое воспитание учащихся в настоящее время приобре-тает архиважное значение. Воспитать патриотов сегодня – это значит обеспечить будущее завтра.
В советский период на самых различных государственных уровнях патриотической работе с молодёжью уделяется очень большое значение. Забвение этой работы привело к перекосам в общественной и государственной жизни.
Уроки эстетического цикла всегда были и есть важными в целостном педагогическом процессе. Формирование патриотических чувств во многом зависит от развития эмоциональной сферы учащихся.
Таким образом, очевидна актуальность темы нашей дипломной работы: необходимость совершенствования процесса патриотического воспитания подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях.
ЦЕЛЬ: Выявить педагогические условия патриотического воспитания подростков.
ОБЪЕКТ: Патриотическое воспитание подростков.
ПРЕДМЕТ: Формирование патриотических чувств у подростков в условиях современной России.
Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность патриотического воспитания подростков значительно повысится, если:
 учитывается своеобразие деятельности учителей по патриотическому воспитанию младших подростков;
 обеспечивается внедрение в педагогический процесс модели систе-мы патриотического воспитания подростков;
 разработаны критерии, показатели, позволяющие определять уровни патриотической воспитанности подростков;
ЗАДАЧИ:
1) Изучить основные принципы патриотического воспитания и его особенности в работе с подростками;
2) Охарактеризовать средства, способствующие патриотическому воспитанию подростков;
3) Проанализировать учебную программу (5- 9 классы) как педагогическое условие патриотического воспитания.
Методы исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы, анализ документации, методы статистической обработки данных;
2. Теоретическая значимость работы состоит в осмыслении и теоретической переработке проблем, посвященных патриотическому воспитанию подростков в условиях современной России.
Базой исследования является МОУСОШ № 10 г. Ессентуки. В исследовании приняли участие 30 учащихся 7- 9 классов.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАРТИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

1.1. Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принци-пы

Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально- экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п.
Термин «патриотизм» употребляется не только в научно- исследова-тельской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д. Диапазон толкования термина очень велик: от идеально- возвышенного до ругательно-унизительного.
Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в моногра-фии Кравцова И.Е.: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам (“земле отцов“), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости».
Харламов И.Ф. рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. [1, 60]
Мапькорская Т.Н., относя патриотизм к нравственным качествам, включает в его любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности.
Воспитание является механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивающим вхождение подрастающих поколений в жизнь общества, становление их активными субъектами конкретного исторического процесса.
В различных исторических эпохах, в зависимости от социально- эко-номических условий жизни общества и господствующей в нем идеологии в воспитание вкладывали различные аспекты.
Коменский Я.А. отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в “Великой дидактике“: “Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия“.
В отечественной школе всегда уделялось большое внимание воспита-нию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к геральдике, к своему народу. При этом большую роль в воспитании патриотических чувств играли средства массовой информации: радио, высокохудожественные отечественные кинофильмы, театр, художественная литература.
Педагогические исследования по проблеме патриотического воспита-ния многочисленны и разнообразны. В них раскрываются как теоретико- методологические аспекты (сущность понятия “патриотизм“, его характеристики, пути и средства формирования и др.), так и прикладные (различные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях народа, взаимосвязь патриотического, эстетического, группового воспитания учащихся подросткового возраста и др.).
Макаренко А.С. отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только “героическая вспышка“, но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная“.
Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы Сухомлинского В.Л., который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной дея-тельности. Определяя советский патриотизм как “благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству“. Сухомлинский В.А. подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражда-нина. В своих работах Сухомлинский В.А. также указывал и на трудности в воспитании патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить эту “трудно постижимую ценность“ - патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.
Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно- нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.
Так, еще недавно вместо воспитания коллективизма стала внедряться идея воспитания индивидуализма, эгоцентризма, вместо воспитания патриотизма стало пропагандироваться воспитание космополитизма, неуважительного отношения к отечественной истории, к своему народу. Это приводит к тому, что понятия “патриотизм“, “патриот“ приобретают негативный оттенок. Путин В.В. в одном из интервью с сожалением отмечал, что слово “патриотизм“ “подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее... утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения“.
Однако процессы частичной утраты патриотизма происходят и в российском обществе, особенно среди молодежи, по таким причинам, как:
- “…большая часть, которой не имеет возможность, не может или не хочет трудиться, особенно заниматься производственным трудом“;
- резкое стремление экономического статуса молодежи, значительная часть которой находятся на грани бедности и нищеты в силу падения жизненною уровня, сокращения расходов на питание, отдых, образования, бытовые нужды и т.д.;
- “ухудшение здоровья (как физического, так и психического), демо-графической ситуации в обществе, что привело к деградации генофонда, снижение нравственного, интеллектуального потенциала и к падению роли молодежи как социального ресурса в целом;
- усиление духовного кризиса молодежи, девальвация ее важнейших социально- экономических ценностей, преобладание негативных, асоциаль-ных мотивов в поведении, приспособление к изменившимся жизненным ус-ловиям, прежде всего в материальном плане, и нередко противоправным путем.
Но, как пишет Усова А.В., “если мы хотим сохранить свою страну, если мы хотим возродить прежнее величие своей Родины, нам необходимо коренным образом пересмотреть свое отношение к воспитанию школьной и студенческой молодежи“. Тем более что в отечественной педагогике есть много наработок в области воспитания подрастающего поколения, в том числе и воспитания патриотизма - самого высокого чувства в человеке, являющимся как бы общественным цементом, связывающим людей в честное, дружное общество, чувства, которое, по утверждению Ушинского К.Д., “последним гибнет даже в злодее“.
Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное на-правление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого. Это связано еще и с тем, что:
- во-первых, патриотизм, особенно если иметь в виду его генезис, возникает и развивается как чувство, все более социализируясь и возвышаясь посредством духовно- нравственного обогащения;
- во- вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма не-разрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества;
- в-третьих, патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума;
- в-четвертых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма вы-ступает личность, приоритетной социально- нравственной задачей, которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству;
- в-пятых, истинный патриотизм - в его духовности.
Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно- нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.
В связи с этим мнением, стиль учителя при организации воспитатель-но- образовательного процесса правомерно учитывать замечание Е.А. Ануфриева о том, что систематическое глубокое обогащение всех сторон воспитательной работы патриотическим содержанием есть необходимое условие воспитания патриота.
Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса, и специфику патриотического воспитания подростков в общеобразовательной школе. К их числу относятся:
- обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;
- обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
- диалектическое единство и органическая связь между учебным ма-териалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий;
- интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;
- опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий;
- опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия:
- координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.
С учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Задачи и содержание патриотического воспитания вытекают из структуры понятия “патриотизм“, а оно имеет далеко не одинаковую трактовку в педагогической литературе. Некоторые ученые считают правомерным рассматривать патриотизм как совокупность чувств, прин-ципов и качеств личности.
Так, Мищенко Л.И., отмечая, что нравственные качества личности, определяющие ее направленность, подразделяются на три группы, характеризующие отношения человека к самому себе, другим людям и обществу, к различным видам деятельности и к различным материальным ценностям, предлагает рассматривать патриотизм как сложное, многогранное интегральное качество, охватывающее все три группы, проявляющиеся в отношении личности к людям, обществу, труду и другим видам деятельности, к материальным ценностям и формирующееся в процессе реализации этой системы взаимосвязанных отношений.

1.2. Особенности патриотического воспитания в подростковом воз-расте

Воспитание патриотизма в школе имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.
Материализм продолжает все больше преодолевать над обществом и человеком, вытесняя важнейшие проблемы воспитания, что приводит к жизненным противоречиям. Отсюда - острая необходимость в воспитании патриотизма подростков на уроках, которое будет воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.
Поскольку в воспитании громадную роль играет преемственность развития, необходимо рассматривать возрастные особенности детей подросткового возраста в единстве сущего и должного. [1, 27]
В психологии порой забывают об этом единстве, констатируют только фонд наличных психологических проявлений. Отсюда возникает множество недоразумений, неточностей при использовании учителем – предметником психологических данных об учениках. Вот почему учителю нужно творчески применять знания о психологических особенностях детей, учитывать их при построении педагогического процесса. Иначе он может попасть в трудное положение, когда данные психологии “не срабатывают”, более того, противоречат ситуации реального поведения учеников на занятиях. Возрастные психологические особенности не догма, а только ориентир для более четкого и строгого суждения педагога о своих учениках. Возрастные психологические особенности подростков зависят от предшествующего психического развития младших школьников и детей, от их готовности к чуткому отклику, на воспитательные воздействия взрослых.
Для подростков характерны следующие признаки психического развития:
- целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
- неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что- либо делать,
- повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
- потребность в общении сменяется желанием уединиться;
- развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
- романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
- нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.
Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка- подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.
Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. Месяц позанимавшись плаванием, подросток вдруг заявит, что он пацифист, что убивать кого бы то ни было - страшный грех. И по сему увлечется с тем же азартом компьютерными играми.
Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости.
Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к “маленькому“. Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и “наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослы-ми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты “псевдовзрослости“: курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление “я тоже имею свою личную жизнь“). Копируют любые отношения.
Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Встречаются по- настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность. Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Литература

1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис- пресс, 2002 – 224 с.
2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - № 4 – С. 23.
3. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - № 6 – С. 59.
4. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 № 8 – С. 17.
5. Историческое краеведение / Под ред. Матюшина Г- Н. - М.,2003.
6. Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. Даринского А.В. - М., 1987. – с. 219.
7. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика – 2004 - №5 – С. 52.
8. Кузнецов С. С. Геологические экскурсии. - Л., 2003.
9. Кукушин В.С. История архитекруры Нижнего Дона и Приазовья. - Ростов н/Д: ГинГо, 2000.
10. Кукушин В.С. Литературное краеведение. - Ростов н / Д: ГинГо, 2000.
11. Лещинин Н.П. Литературный музей и школа. - М., 2000.
12. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М., Юрайт, 2001 – 607 с.
13. Милонов Н.А. Литературное краеведение. - М., 2001.
14. Проходчик А.Ф. Практикум по краеведению. - Минск, 2005.
15. Туристско- краеведческие кружки в школе /Под ред. Титова В.В. - М., 2004.
16. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. - М., 2002.
17. Алексеев Н.Г. Воля // Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энцикл., 2001. - с. 90- 91.
18. Баканов Е.Н. Исследование генезиса волевого действия. - М: МГУ, 1979. – с. 22.
19. Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа. - 2000. - №1. - с. 32- 35.
20. Брихцин М. Воля и волевые качества//Психология личности в социалистическом обществе. - М., 2005.
21. Выготский Л.С. Собр. Соч. Т. 4. - М., 2003. - с. 225.
22. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. - Рязань, 2001. – с. 9.
23. Гоноблин Ф.Н. Психология. Учебное пособие. - М., 2004. - с. 42.
24. Джемс У. Психология. - М., 2001. – с. 98.
25. Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков. - Ташкент, 2005. - с. 47.
26. Иванников В.А. Проблема воли: история и современность // В сб.: Проблемы психологии воли. - Рязань, 2001. - с. 7- 9.
27. Ивашкин В.С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли. - Рязань, 2001. - с. 19- 23.
28. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб., 2000. - с. 114- 254.
29. Калин В.К. Волевая регуляция деятельности. Автореф. докт. дисс. - Тбилиси, 2003. - с. 36.
30. Калин В.К. На путях построения теории воли //Психологический журнал. - 2004. - № 2.
31. Милютина Е.Л. Особенности эмоционально- волевой регуляции в условиях внутреннего конфликта (на примере наркозависимости). - Киев, 2001. - с. 16.
32. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. - М., 2005. - с. 17.
33. Немов Р.С. Психология. Кн.1. - М., 2005. - с. 57.
34. Никандров В.В. Систематизация волевых свойств человека. - Весник СпбУ- 2001. - № 3.
35. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л., 2003. - с. 35.
36. Петяйкин И.П. Психологические особенности решительности. - М., 2004. - с. 15.
37. Платонов К.К. Краткие словарь системы психологических понятий. - М., 1984. - с. 62.
38. Прядеин В.П. К структуре волевых качеств // Проблемы психологии воли. - Рязань, 2001. - с. 16- 19.
39. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. - М., 2005. - с. 23.
40. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СП., 2006. - с. 34- 78.
41. Рудик П.А. Психология воли спортсмена. - М., 2003. - с. 26.
42. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. - Рязань, 2002. - с. 13.
43. Селиванов В.И. Избранные психологические труды. - Рязань, 2002. - с. 194.
44. Селиванов В.И. Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности // Экспериментальные исследования волевой активности. - Рязань, 2000. - 138 - с. 3- 23.
45. Фещенко Е.К. Возрастно- половые особенности самооценки волевых качеств. - СПб., 2002. - с. 32
46. Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе. Автореф. докт. дисс. М., 2004. - с. 38.
47. http://vertikal.lang- sch4.edusite.ru/p7aa1.html
48. http://altruism.ru/sengine.cgi/5/28/15/2
49. http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=141
50. http://www.zimovaya.ru/kazachestvo-rossii.html
51. http://www.lib.ua- ru.net/diss/cont/107819.html
52. http://www.armpress.info/vospitanie- prog.htm
53. http://www.it-n.ru/Board.aspx?cat_no=2715Id=2718&ThreadId=18553
54. http://www.smolpedagog.ru/article%2047.html
55. http://igrology.ru/patriotic/
56. http://www.soldat.ru/doc/law/vospitanie.html
57. http://www.vounb.volgograd.ru/CLNVR/library/Kusmarzev/Patrioticheskoe_vospitanie_covremennoi_molodegi.pdf
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ

Анкета изучения импульсивности и волевой регуляции подростков.
1. Всегда быстро находишь ответ, когда тебя о чем- то спрашивают (возможно, и неверный).
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
2. У тебя часто меняется настроение.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
3. Многие вещи тебя раздражают, выводят из себя.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
4. Ты обидчив, но не злопамятен.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
5. Когда кто- то на тебя кричит, он кричит в ответ.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
6. Может нагрубить родителям, учителям.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
7. Требуешь к себе внимания, не хочешь ждать.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
8. Горячишься во время разговора, часто повышаешь голос.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
9. Любишь организовывать и предводительствовать.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
10. Похвала и порицание действуют на тебя сильнее, чем на других.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
11. Если в пылу полемики ваш оппонент срывается и допускает личный выпад против вас, то вы:
а) отвечаете в еще более грубой форме
б) отвечаете ему тем же,
в) демонстративно оскорбляетесь,
г) прерываете с ним разговор, чтобы успокоиться.
д) не обращаете на это внимание,
12. Если друзья или коллеги начинают над вами подтрунивать, то вы:
а) злитесь на них.
б) стараетесь уйти от
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ