Пятница, 17.05.2024, 08:26
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Психология, социология » Диплом

20022 Синдром эмоционального выгорания в коллективе салона красоты

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 5
1.1. Понятие «синдром эмоционального выгорания» 5
1.2. Структура синдрома эмоционального выгорания 9
Эмоциональные реакции 13
1.3 Факторы, инициирующие возникновение симптомов эмоционального выгорания 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И СТЕПЕНИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ САЛОНА КРАСОТЫ 30
2.1. Программа исследования 30
2.2. Проведение исследования и интерпретация результатов 33
2.3 Выводы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
Приложение 1 63
Приложение 2 68
Приложение 3 70
Приложение 4 72


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время сфера социальных услуг характеризуется увеличением количества услуг, предлагаемых клиентам. Одной из наиболее востребованных является предоставление клиентам парикмахерских услуг. Большое количество салонов красоты повлекло за собой привлечение на работу большого количества мастеров. При этом работодатели уделяют достаточное внимание к уровню профессионализма, коммуникабельности своих сотрудников, обеспечивают их рабочие места в соответствии с санитарными требованиями. Однако внимание к психологическому состоянию мастеров-парикмахеров практически никем не уделяется. В научной литературе существует множество исследований, посвященных возможности возникновения синдрома эмоционального выгорания у специалистов, занятых в сфере социального обслуживания, однако исследований, посвященных конкретно парикмахерам не проводилось.
В соответствии с замыслом исследования нами были определены:
Цель исследования - изучение степени выраженности синдрома эмоционального выгорания у парикмахеров в ходе выполнения профессиональных обязанностей в зависимости от влияния различных социально-психологических факторов.
Объект исследования - мастера-парикмахеры салона красоты «Энигма» (было протестировано 30 человек).
Предмет исследования составили индивидуальные и групповые показатели эмоционального выгорания мастеров-парикмахеров, а также их взаимосвязь с социально-психологическими особенностями.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что парикмахеры с высоким уровнем тревожности, экстернальным локусом контроля и мотивацией на избегание неудач более подвержены формированию синдрома эмоционального выгорания и наоборот.

Задачи исследования:
- выявить степень проявления синдрома эмоционального выгорания у парикмахеров;
- выявить степень зависимости между степенью проявления синдрома эмоционального выгорания и удовлетворенностью психологическим климатом коллектива салона красоты;
- выявить степень зависимости между степенью проявления синдрома эмоционального выгорания и уровнем личностной и эмоциональной тревожности;
- выявить степень зависимости между степенью проявления синдрома эмоционального выгорания и локусом контроля;
- выявить степень зависимости между степенью проявления синдрома эмоционального выгорания и особенностями мотивации мастеров-парикмахеров;
Научная новизна состоит в следующем:
1. На основе теоретического анализа проблемы синдрома эмоционального выгорания уточнено понятие синдрома эмоционального выгорания у представителей сферы социальных услуг, в частности парикмахеров.
2. Выделены социально-психологические и личностные факторы, влияющие на проявления синдрома эмоционального выгорания у парикмахеров.

Практическая значимость исследования.
Предложенные данные могут быть использованы:
- для решения диагностико-прогностических задач;
- выявления «групп риска» среди парикмахеров;
- проведения профилактических и реабилитационных мероприятий;
Методология и методика исследования.
Методологическую основу исследования составили теоретические положения о единстве личности, сознания и деятельности; системном подходе к исследованию психических явлений; социально-исторической обусловленности психики и поведения человека.
С целью решения поставленных в исследовании задач мы использовали следующие методы:
- теоретический анализ исследований и публикаций в области общей, инженерной психологии, психологии труда, медицинской психологии и смежных с ними областях, связных с проблемами исследования;
- сбор эмпирических данных (экспертный опрос, проективное интервью);
- методы качественной и количественной обработки и интерпретации данных.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1. Понятие «синдром эмоционального выгорания»

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. По существу, профессиональное выгорание - это следствие воздействия на работника профессионального стресса.
Психофизиологическое изучение профессионального стресса показало, что в его основе лежит закономерность, установленная в 1908 г. Р. Йерксом и Дж. Додсоном. Они экспериментально показали, что с ростом активации нервной системы до определенного критического уровня эффективность деятельности повышается. Однако при дальнейшей активации нервной системы, при увеличении стрессогенности действующих факторов показатели деятельности начинают снижаться. Следовательно, между выраженностью стресса, эмоциональной напряженностью, активацией нервной системы, с одной стороны, и эффективностью рабочей деятельности - с другой, нет однозначной зависимости. В последующем это было неоднократно подтверждено и обобщено в виде закона Йеркса-Додсона, связывающего эффективность деятельности с уровнем неспецифической адаптации. В настоящее время накоплены обширные психофизиологические данные о влиянии эмоционального стресса на профессиональную деятельность.
При среднем уровне эмоционального стресса достижения человека в деятельности относительно высоки, а при эмоциональном стрессе низкого и высокого уровней они могут быть хуже результатов, показанных в обычных условиях.
Отрицательное воздействие профессионального стресса проявляется в достаточно широком спектре психологических последствий, среди которых можно выделить первичные, вторичные и третичные.
К первичным последствиям профессионального стресса относятся различные негативные психические состояния, возникающие в процессе и в связи с условиями профессиональной деятельности. Среди них - состояния утомления и переутомления, эмоциональный стресс, психоневротические реакции, острые стрессовые расстройства, другие острые формы нарушения психической адаптации. Их особенностью является то, что они возникают непосредственно в ответ на конкретный, хорошо идентифицируемый стресс-фактор (или группу стресс-факторов), непосредственно обусловленный им. При этом определенную роль играет индивидуальная повышенная уязвимость, связанная с наличием ряда специфических личностных особенностей, таких как высокая тревожность, эмоциональная лабильность и прочие.
Вторичные последствия профессионального стресса возникают в результате неуспешных или неадекватных попыток преодоления дезадаптивного состояния, а также несвоевременности (а то и просто отсутствия) необходимых реабилитационно - восстановительных и психокоррекционных мероприятий, недостаточной психологической поддержки со стороны значимого социального окружения (семья, коллеги, руководители). К ним можно отнести состояние «профессионального выгорания», снижение работоспособности, посттравматические стрессовые расстройства, злоупотребление алкоголем, сильнодействующими лекарственными средствами, повышенную агрессивность, депрессивные состояния, явления профессиональной деформации личности, ауто- и гетероагрессивное поведение.
Наконец, третичные последствия профессионального стресса объединяют в себе целую гамму социально-психологических (включая внутрисемейные) и организационных феноменов, отражающих общее снижение качества и эффективности социального функционирования как отдельного сотрудника, так и группы в целом. Это - преждевременное увольнение со службы, текучесть кадров, ухудшение морально-психологической атмосферы в коллективе, дисциплинарные нарушения, внутрисемейные проблемы, социальная апатия и пессимизм, снижение удовлетворенности службой, повышенная конфликтность, а также суициды.
Эмоциональное выгорание относится к вторичным последствиям профессионального стресса и является одной из распространенных форм профессиональной деформации личности. Следует отметить, что научное изучение этой проблемы началось в 70-х годах XX века с несколько неожиданной стороны: работники американской «службы психологической и социальной поддержки» (психологи, социологи, врачи) довольно часто теряли необходимый психический тонус, становились вспыльчивыми и раздражительными, в результате чего не могли дальше выполнять свои профессиональные функции.
В связи с этим американским психологом Фройденбергером в 1974 году был введен в практику термин «сгорание», или «выгорание» (burnout), с целью охарактеризовать психологическое состояние здоровых людей, которые находятся в интенсивном и частом контакте с клиентами в атмосфере эмоционального перенапряжения при оказании профессиональной помощи. В первую очередь, синдром выгорания характерен для людей, работающих в системе «человек - человек»: врачей, юристов, социальных работников, и особенно, - психиатров, психотерапевтов, психологов. В своей деятельности им приходится постоянно иметь дело с негативными эмоциональными переживаниями клиентов (пациентов), что приводит к непроизвольному вовлечению в них, к повышенному эмоциональное напряжению.
Синдром выгорания был определен Фройденбергером как «поражение, истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и силам» . Другое определение рассматривает выгорание как «состояние, в котором человек не ожидает вознаграждения от выполняемой работы, но напротив - ожидает наказания, что происходит в результате недостатка мотивации и контролируемых результатов или вследствие недостаточной компетенции» .
Исследование причин развития подобных симптомов привело к открытию особой формы стрессового воздействия - «стресса общения». Его основную причину видели в психическом и эмоциональном переутомлении. С точки же зрения энергоинформационной концепции основным болезнетворным фактором в данном случае является излишняя потеря энергетики у персонала, психи¬чески, технически и методически не подготовленного к этому обстоятельству. Суть дела в том, что любой разговор - это достаточно заметная потеря энергии. Неформальное же общение, затрагивающее эмоциональную сферу работника «службы поддержки», - это бук¬вально оперативное, производимое в порядке скорой помощи обеспечение клиента биологической энергией. Организаторы этой службы не учли указанного момента и потому столкнулись с проблемой сохранения здоровья своих работников.
Исследователи С.П. Безносов, Р.М. Грановская, Л.Н. Корнеева, А.К. Маркова отмечают, что в наибольшей степени профессиональные нарушения развиваются у представителей социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми: врачей, парикмахеров, психологов, работников сферы обслуживания и правоохранительных органов, госслужащих, руководителей, предпринимателей и др.
В Международной классификации болезней (МКБ-Х) синдром эмоционального выгорания отнесен к рубрике Z73 – «стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни» .

С точки зрения В.В. Бойко эмоциональное выгорание представляет собой динамично развивающийся процесс, возникающий поэтапно, и повторяющий в своем развитии механизм развития стресса. Эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека и является выработанным личностью механизмом психологической защиты в виде полного или частич¬ного выключения эмоций из сферы деятельности (снижения их силы) в ответ на воздействие психотравмирующих факторов. «Выгорание» отчасти является функциональным стереотипом поведения человека, поскольку позволяет ему рассчитывать расход энергетических ресурсов. Однако возможно возникновение разрушительных последствий «выгорания», отрица¬тельно сказывающихся на исполнении профессиональных обязанностей и отношениях с партнерами.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебники, учебные пособия

1. Алиев Х. Защита от стресса. Как сохранить и реализовать себя в современных условиях. - М., 1996.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М., Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.
3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: «Наука», 1983. - 614 с.
4. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - с. 865-866.
5. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара, 2000. - 672 с.
6. Судаков К. Системные механизмы эмоционального стресса. - М., 2003. с. 72.
7. Судаков К. Системные механизмы эмоционального стресса. - М., 2003.
8. Теппервайн К. Как противостоять превратностям судьбы. - СПб., 2002.
9. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма. - М.: Наука, 1988. - 315 с.
10. Maslach C., Letter M.P. The truth about burnout: How organization cause personal stress and what to do about it. San Francisco, Ca: Jossey-Bass.1997.
11. Schaufeli W.B., Enzmann D. The Burnout companion for research and practice: A critical analysis of theory, assessment, research and interventions. Washington D.C: Taylor and France, 1999

Периодические издания

1. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа, 2001, №3.
2. Сидоров П. Cиндром эмоционального выгорания // Медицинская газета. - 2005. - № 43.
3. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме. // Журнал практического психолога. – 2000. - № 5. – с. 55-59
4. Maslach-Pines A., Unconscious Determinants of Career Choice and Burnout: // Journal of Employment Counceling, 2001, vol. 38, 170-184.
5. Nowack K.M. Type A, hardiness, and psychological distress // J. of behavioral Medicine. 1986, vol. 9 (6), 537-58$ Pierce C.M., Molloy G.M. Psychological and biographical differences between secondary school techers experiences high and low levels of burnout // British J. of educational Psychology, 1990, vol. 60(1), 37-51.
6. Costa P., McCrae F. Multiple uses for longitudinal personality data // European Journal of Personality, 1992, vol.6, 85-102.
7. Freudenberger H.J. Staff Burnout // Journal of Social Issues, 1974, vol. 30, 159-165.
8. Meir S.T. Toward a Theory Of Burnout // Human Relations, 1983, vol. 6, 899-910.
9. Naisberg F.S., Fennig S., Keinan G., Elizur A. Personality characteristics and proneness to burnout: A study among psychiatrists // Stress Medicine, 1991, vol. 17 (4), 201-205.
10. Garden A.M. The purpose of burnout: A Jungian interpretation. Special Issue: Handbook on job stress // J. of Social Behavior and Personality, 1991, vol. 6 (7), 73-93.
11. Grenglass E.R., Burke R.J., Ondrack M. A gender role perspective of coping and burnout // Applied Psychology An International Review, 1990, vol. 39 (1), 5-12.
12. Grenglass E.R., Burke R.J., Ondrack M. A gender role perspective of coping and burnout // Applied Psychology An International Review, 1990, vol. 39 (1), 5-12.


Материалы ресурсов сети интернет
1. Управление персоналом. Словарь-справочник. Модели эмоционального выгорания // http://www.psyfactor.org/personal/personal12-01.htm
2. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников // http://hpsy.ru/public/x2627.htm
3. Синдром эмоционального сгорания у телефонных консультантов // http://psy.piter.com/library/?tp=1&rd=1&l=343

Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ