Пятница, 17.05.2024, 08:35
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Психология, социология » Диплом

20045 Успешность профессиональной деятельности парикмахеров

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Психологические аспекты успешности профессиональной деятельности…………………………………………………………………….
1.1. Профессиональные качества специалиста как предмет теоретического исследования. Профессиональная деятельность и ее содержание............................................................................................................
1.2. Психологические особенности взаимодействия личности и профессии…...............................................................................................................
1.3. Факторы и условия, способствующие и препятствующие успешной профессиональной деятельности мастеров – консультантов салонов красоты..
1.4. Глава 2. Определение профессионально важных характеристик личности мастеров-консультантов салонов красоты ............................................................................................................................
2.1. Организация и методы исследования............................................................
2.2. Выявление личностных характеристик мастеров-консультантов салонов красоты.....................................................................................................................
Заключение........................................................................................................
Список литературы.............................................................................................
Приложения

ВВЕДЕНИЕ
С переходом к рыночной экономике на российском рынке труда существенно увеличилась доля специалистов, занятых в сфере услуг. Возросла роль профессии мастеров-консультантов салонов красоты. Анализ востребованных вакансий за последние пять лет подтверждает, что «социальный заказ» на профессионалов данного вида деятельности высок.
Однако профессиональная деятельность мастера-консультанта, изучена недостаточно и при рекрутинге персонала, критерии требований существенно различаются.
Высокая потребность найти эффективных мастеров-консультантов, в условиях нестабильной экономики и конкуренции предполагает отбор и подготовку кандидатов, обладающих способностью противостоять профессиональным стрессам и выгоранию, умеющих усилить комфорт и позитивное эмоциональное настроение от посещения салона и общения с мастером, умеющих тонко чувствовать клиента.
Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на высокий спрос, вакансии заполняются стихийно. Не разработаны технологии профессионального психологического отбора и сопровождения профессиональной адаптации и развития персонала салонов красоты. Отмечается текучесть мастеров-консультантов.
Специфика деятельности персонала салонов красоты по сравнению с другими профессиями типа «человек-человек» состоит в том, что от работника требуется высокая коммуникативная компетентность, психическая и физическая выносливость, высокий уровень социального интеллекта, что в свою очередь предъявляет особые требования к особенностям эмоциональной структуры личности мастеров-консультантов.
Организации несут убытки, вкладывая средства в сотрудников, внутренний потенциал которых не соответствует занимаемой должности.
Представляется важным выяснить, почему сотрудники одной и той же компании, выполняя сходные задачи и находясь на одном уровне профессионального мастерства, добиваются разных результатов.
Цель работы - выявление психологических характеристик, определяющих успешность профессиональной деятельности мастеров-консультантов салонов красоты.
Объект исследования – женщины, мастера-консультанты салона красоты.
Предмет исследования – психологические характеристики личности, определяющие успешность в профессиональной деятельности мастеров-консультантов салонов красоты.
Гипотеза исследования. Профессионально успешные мастера-консультанты отличаются по ряду психологических характеристик от неуспешных мастеров- консультантов салонов красоты.
Для реализации данной цели необходима постановка и решение следующих задач:
1. Рассмотреть основные подходы к проблеме профкомпетенции в современной литературе.
2. Определить критерии успешности в профессиональной деятельности мастеров-консультантов салонов красоты.
3. Выявить личностный профиль успешных и неуспешных сотрудников салонов красоты.
4. Выявить психологические характеристики успешных и неуспешных мастеров-консультантов салонов красоты.
Для решения задач исследования и доказательства гипотезы использовались следующие методы и методики:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Психодиагностический метод тестирование: определение профессиональной мотивации по методике Т. Элерса; тест «Удовлетворенность трудом»; многофакторное исследование личности Р.Б. Кеттела; самооценка психической устойчивости в межличностных отношениях ( М. В. Секач, В.Ф. Перевалов, Л. Г. Лаптев)
3. Метод математической статистики и анализа результатов t-критерий Стьюдента.
Теоретической основой исследования явились работы психологов в области деятельностного подхода, структуры содержания деятельности и влияния на различные сферы человеческой жизни занимались: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Альбуханова-Славская, Е.М. Борисова, И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, Н.А. Лаврова, А.К. Маркова, Р.С. Немов, Н.С. Пряжников, О.Н Родина, Н.В. Самоукина, С.В. Славнов, Х. Хекхаузен, А.Е. Чирикова, П.А. Шавир; психологии труда - Е.А. Климов, Л.А. Коростылёва, и др.; самооценки и её роли в жизнедеятельности индивида: Б.Г. Ананьев, Н.Е. Анкудинова, Р. Бернс, Л.И. Божович, Ю.А. Борисов, И.А. Кудрявцев, Н.А. Гульянова, У. Джемс, Ф. Зимбардо, В. Квинн, И.С. Кон, Л.Н. Корнеева, Р. Мейли, И.Н. Михеева, В.В. Овсянникова, С.Л. Рубинштейн, Е.Т. Соколова, В.В. Столин, А.Г. Спиркин, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова, Н.Е. Шафажинская, Т. Шибутани и проч.
Практическая значимость исследования заключается, в том, что на наш взгляд, полученные результаты данного исследования можно использовать при профессиональном отборе сотрудников не только в салоны красоты, но и любых схожих видов профессиональной деятельности.
Кроме того, с сотрудниками, которые отличаются высоким уровнем профессиональных способностей, можно проводить развивающие и коррекционные тренинги, повышающие профессионально важные личностные качества.

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Профессиональные качества специалиста как предмет теоретического исследования
В психологии труда становление индивидуального профессионализма рассматривается как процесс профессионализации человека. При исследовании профессиональной деятельности необходимо исходить из того, что профессионализация сопровождается изменением человека в целом – развитием его индивидных, личностных, субъектных качеств, формированием индивидуальности. Результатом процесса профессионализации является становление профессионализма – специфического свойства, характеризующего человека-профессионала.
В многочисленных исследованиях проблем профессионализации отсутствует строгое определение профессионализма как психологического феномена. Авторы исходят из имплицитного понимания профессионализма, подразумевающего высокую успешность человека при выполнении профессиональной деятельности. Однако в таком случае, необходимо уточнить понятие «профессиональная деятельность», что позволило бы избежать неоднозначности его толкования.
Под профессиональной деятельностью чаще всего понимают сложную деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер .
Профессиональная деятельность объективно сложна и субъективно трудна для освоения. Именно сложность трудовых функций для человека и предает деятельности профессиональный характер .
Для овладения профессиональной деятельностью необходимо специально учиться, овладевая комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков , в то время как относительно простые трудовые занятия не требуют длительной профессиональной подготовки и не предъявляют высоких требований к свойствам исполнителя. Нельзя не согласиться с Г.В. Суходольским, который пишет, что «любой труд, заниматься которым без подготовки или после кратковременной (от нескольких дней до нескольких месяцев) подготовки может любой здоровый, т.е. трудоспособный человек, должен быть отнесен к непрофессиональному труду» .
В то же время, на наш взгляд, недопустимо сводить процесс профессиональной подготовки к обучению как к натаскиванию в определенной предметной области. Представляется, что этот протяженный во времени процесс связан с формированием у человека внутренней образно-понятийно-действенной (концептуальной) моделью профессионального труда.
В процессе профессионализации человека происходит возникновение и проявление системных свойств человека, отражающих степень индивидуальных возможностей личности решать профессиональные задачи на заданном уровне эффективности, надежности и безопасности в течение необходимого времени.
Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, мотивация и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство .
В феномене профессионализма отражена такая степень овладения психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Поэтому, в общем случае, профессионализм следует рассматривать в двух аспектах: как продукт индивидуального профессионального развития человека; как продукт развития профессионального сообщества и профессии как социального института.
Необходимо также рассматривать профессионализм как интегральную характеристику человека, проявляющуюся в деятельности и в общении. Профессионализм человека – это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда.
Профессионализм неизбежно связан с профессиональным самосознанием человека. Профессиональное самосознание включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу.
Внешними признаками становления профессионализма является достижение субъектом труда высокой эффективности, качества и надежности труда, внутренними – психологическими признаками является сформированность концептуальной модели профессиональной деятельности (КМПД), которая обеспечивает субъекту совокупность профессиональных умений достигать высоких трудовых результатов .
Психологический феномен профессионализма необходимо рассматривать как системное образование, характеризующее организацию психику человека-профессионала в целом. Анализ профессионализма как комплексного феномена подразумевает его изучение как свойства, как процесса, как состояния человека-профессионала .
Профессионализм, рассматриваемый как интегральное свойство – это совокупность наиболее устойчивых и постоянно проявляющихся особенностей человека-профессионала, обеспечивающих определенный качественно-количественный уровень профессиональной деятельности, характерный для данного человека .

Профессионализм, рассматриваемый как состояние человека-профессионала, может быть внутренне и внешне наблюдаемым. Внутренне наблюдаемое состояние профессионализма – зафиксированное сознанием субъекта на определенный момент времени интегральное ощущение благополучия (неблагополучия) в тех или иных подсистемах организма. Внешне наблюдаемое состояние профессионализма – это степень благополучия, определяемая по внешним признакам. Профессионализм, понимаемый в указанном смысле (как состояние), активизирует регулятивные функции в адаптации субъекта деятельности к компонентам профессиональной среды .


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адлер А. Стиль жизни // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М., 2002. – 288 с.
2. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. Психология личности. Хрестоматия Т. 2 / Б.Г. Ананьев. - Самара, 2003. – 156 с.
3. Асмолов А. Г. Психология личности/ А.Г. Асмолов. - М., 2001. – 338 с.
4. Асмолов А. Г., Леонтьев Д. А. Личность // Новая философская энциклопедия. - М., 2001. – 482 с.
5. Берн Э. Три аспекта личности. Хрестоматия. Психология личности. Т.1 / Э. Берн. - Самара, 2001. – 440 с.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М., 2002. – 352 с.
7. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учеб. пособие / В.А. Бодров. – М, 2001. – 318 с.
8. Гамезо М., Домашенко И. Атлас по психологии. Информационно методическое пособие по курсу "Психология человека". М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.
9. Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование. – Альманах СО РАО. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. – Вып. 4. – С.23-28
10. Донская Л.В., Линчевский Э.Э.Психофизиологические аспекты труда работников сферы обслуживания. – Л.: Медицина, 1979. – 168 с.
11. Дружилов С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности // Объединенный научный журнал. –2001. - № 22. – С.44-45.
12. Дружилов С.А. Психологический синдром профессионализма // Материалы научно-практич. конф. «Ананьевские чтения 2003». –2003. – С.131-139
13. Дружилов С.А. Психология профессионализма человека: интегративный подход // Журнал прикладной психологии. 2003. № 4-5. – С.35-42
14. Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как следствие искажения психологических моделей профессии и деятельности // Журнал прикладной психологии. - 2004. - № 2. - С.56-62.
15. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития / С.А. Дружилов. – Новокузнецк, 2002. – 204 с.
16. Дружилов С.А. Становление профессионализма как процесс формирования концептуальной модели профессиональной деятельности // Журнал прикладной психологии. – 2004. - №6. – С.41-44
17. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - С-Пб.: Изд-во "Питер", 2000. - 320с.
18. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеев. – М, 2003. – 454 с.
19. Знаков В.В. Понимание в познании и общение / В.В. Знаков. - Изд.3-е. - Самара 2000. – 482 с.
20. Иванова Е.М. Психологическая системная профессиография. - М.: ПЕР СЭ, 2003. – 286 с.
21. Квинн В. Прикладная психология. - СПб., 2000. – 416 с.
22. Келли Дж. Психология личности (Теория личностных конструктов). - СПб., 2000. – 372 с.
23. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психологическая защита. - М., 2000. – 226 с.
24. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учеб. Пособие / Е.А. Климов. – М., 2003. – 448 с.
25. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М., 2000. – 662 с.
26. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность. Хрестоматия. Т.2. Психология личности. / А.Н. Леонтьев. - Самара, 2001. – 574 с.
27. Леонтьев А. Н. Психология деятельности. - М., 2003. – 516 с.
28. Макаров О.Г. Внутриличностные конфликты в профессиональном пространстве практического психолога//Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - №9. - 2006. - Хабаровск:Изд-во ДВГУПС. – С. 118-124
29. Макаров О.Г. Типы и виды внутриличностных конфликтов и их проявление в профессиональной деятельности психолога// Материалы Региональной научно-методической конференции «Психолого-педагогические проблемы повышения качества подготовки специалистов». Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006.- С.80-85.
30. Макаров О.Г. Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности практического психолога. Конспект лекций. -Хабаровск.: ДВИПиП, 2005. – 153с.
31. Макаров О.Г. Анализ профессиональной деятельности практического психолога в контексте внутриличностной конфликтности// Материалы У научно-практической конференции «Психология и практика на Дальнем Востоке» (29-31 октября 2004года). – Хабаровск.:ДВИПиП, 2004. С.72-79.
32. Макаров О.Г. Особенности поведенческих реакций психолога с конфликтных ситуациях// Материалы IУ научно-практической конференции «Психология и практика на Дальнем Востоке» (21-24 октября 2003года). – Хабаровск.:ДВИПиП, 2003. С.36-39.
33. Макаров О.Г. Особенности проявления и преодоления внутриличностных конфликтов в профессиональной деятельности успешного психолога: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Специальность 19.00.03 – Психология труда, инженерная психология, эргономика (психологические науки) / О.Г. Макаров. -Хабаровск 2006. - 28 с.
34. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 480 с.
35. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков. - 3-е изд. перераб. И доп. – М., 2002. – 882 с.
36. Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р.X. и Гарбера Е.И. — М., 2006. — 714 с.
37. Олпорт Г. Становление личности. - М., 2002. – 114 с.
38. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. – М., 2002. – 22 с.
39. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения/ Н.С. Пряжников. - Москва–Воронеж, 2002. – 370 с.
40. Розанова В. А. Психология управления. Учебное пособие / В.А. Розанова. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез". – 2003. - 352 с.
41. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер. 2003. – 388 с.
42. Современная психология мотивации / Под ред. Д.А.Леонтьева. - М, 2002. – 326 с.
43. Сорокун П.А. Основы психологии. - Псков: ПГПУ, 2005 - 312 с.
44. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. Учебное пособие для вузов/ В.А. Спивак. - СПб: Изд-во «Питер», 2000. – 198 с.
45. Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.
46. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. Пособие / Ю.К. Стрелов. – М., 2001. – 350 с.
47. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности / Г.В. Суходольский. – СПб., 2003. – 308 с.
48. Томилов В.А. Профессиональная деятельность человека и условия ее оптимизации в современном обществе: Монография. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. – 232 с.
49. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики / А.И. Турчинов. – М., 2001. – 374 с.
50. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность/ Х. Хекхаузен. 2-е изд., перераб. - СПб, 2003. – 458 с.
Интернет-ресурсы
1. http://www.kref.ru
2. http://www.gks.ru
3. http://www.tspu.tula.ru
4. http://www.kebc.perm.ru

Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ