Четверг, 02.05.2024, 08:15
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Психология, социология » Диплом

20192 Исследование зависимости акцентуаций характера подростков от стиля семейного воспитания в неполной семье

СОДЕРЖАНИЕ
ВЕДЕНИЕ стр.4
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Понятие о характере и его типы
§ 1.Развитие представлений о характере в зарубежной и отечественной психологии стр.6
§ 2. Типологии акцентуаций характера стр.8
2.1. Определение акцентуаций характера стр.8
2.2. Различные подходы к типологии акцентуации характера в психологии стр.12
2.2.1. Типологическая модель К. Леонгард (K Leongard) стр.12
2.2.2. Типологическая модель акцентуаций характера у подростков А.Е. Личко. стр.14
ГЛАВА ВТОРАЯ. Семейное воспитание как фактор, влияющий на динамику акцентуаций характера
§1. Общая характеристика института семьи стр.16
§ 2. Проблема исследования типов семейного воспитания и их влияние на развитие характера. стр.18
2.1. Типы материнского отношения к ребенку и их нарушения стр.22
2.2. Влияние нарушения типов семейного воспитания на формирование акцентуаций характера стр.28
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Экспериментальное исследование влияния стиля семейного воспитания и представлений ребенка о них на динамику акцентуаций характера
§ 1. Организационно-методическое обеспечение стр.35
§ 2.Описание результатов исследования показателей по стилям семейного воспитания стр.40
§ 3. Результаты исследования акцентуаций характера стр.48
§ 4. Исследование взаимосвязи акцентуации характера от стиля семейного воспитания. стр.52

ВЫВОДЫ стр.56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.58
БИБЛИОГРАФИЯ стр.59

ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена теоретико-экспериментальному изучению стиля семейного воспитания и их влияние на генезис акцентуаций характера.
В теоретической части работы дается описание и анализ работ зарубежных и отечественных психологов, разрабатывавших в своих исследованиях вышеобозначенную тему.
Актуальность данной темы определяется тем, что построение на основе полученных данных правильных стратегий воспитания, найдет свое выражение в консультационной и коррекционной работе детско-родительских отношений, в повседневной практике в профессиях связанных с воспитанием и работе с семьей и подростками.
Цель работы: выявить влияние стиля семейного воспитания на генезис акцентуаций характера.
Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:
1. Дать определение понятия характера и акцентуации характера, стиля семейного воспитания и материнского отношения на основе анализа исследований зарубежных и отечественных авторов
2. Исследовать стиль семейного воспитания в неполной семье
3. Изучить представление ребенка о стиле семейного воспитания
4. Исследовать наличие акцентуаций характера у подростков 10-12 лет и установить взаимосвязь влияние стиля семейного воспитания на генезис акцентуаций характера у подростка.
Проводимое исследование было направлено на проверку следующей гипотезы: определенный стиль семейного воспитания оказывает влияние на формирование акцентуаций характера подростка.
Предметом исследования являются детско-родительские отношения и возникающие как следствие характерологические изменения.
Объектом исследования являются подростки от 10 до 12 лет (мальчики и девочки) и их матери.
Теоретической основой работы послужили исследования зарубежных и отечественных психологов, таких как К. Леонгард, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др.
Вышеперечисленные авторы рассматривали проблему связи типа семейного воспитания и акцентуаций характера.
В работе проведен анализ литературы, из которой следует, что типы семейного воспитания формируют и усиливают акцентуации характера подростков.
Методическая основа. В своей работе мы использовали общенаучный метод анализа, а также набор методик, направленных на исследование:
1. Методика «АСВ» Э. Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса – определение стиля и типа семейного воспитания
2. Методика «РОД» И.А. Фурманова, А.А.Аладьина – изучение представлений ребенка о стиле семейного воспитания
3. Тест – опросник Шмишека – определение типа акцентуации характера

ГЛАВА 1
Понятие о характере и его типы
§ 1.Развитие представлений о характере в зарубежной и отечественной психологии
Характер (от греч. charakter -”печать”, “чеканка”) - общественно-историческая категория, представляющая собой индивидуально-своеобразные сочетания постоянных, существенных свойств личности, проявляющихся в ее поведении.
Широкое распространение получили конституциональные теории, связывающие особенности характера личности с его внешним видом (Э.Кречмер, У.Шелдон). Поставленная ими проблема связи между соматическим строением и психическим складом личности дала толчок новым исследованиям .
Ближе к концу XIX - началу XX века термин “характерология” начинают использовать в значении индивидуальной психологии (А. Бине, В.Штерн, Ю.Банзен).
Позже К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интравертированному типу.
Эрик Фромм вводит определение социального характера, ключевого для понимания общественных процессов. Социальный характер это совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникает в результате общих для них переживаний и общего образа жизни.
Характер в динамическом смысле аналитической психологии – это специфическая форма человеческой энергии, возникающая в процессе динамической адаптации человеческих потребностей к определенному образу жизни в определенном обществе. Характер определяет мысли, чувства и действия человека.
В отечественной психологии психологическую концепцию индивидуальных различий - «характерологию»- разработал А.Ф. Лазурский. Он рассматривал индивидуальные различия в тесной связи с деятельностью нервных центров. Автор делает выводы о том, что индивидуальная психология или характерология исследует отдельного субъекта. Она устанавливает душевные способности, которыми люди отличаются друг от друга, а также взаимные отношения между способностями. Конечная цель науки заключена в построении возможно полной, естественной классификации характеров (Лазурский,1917 г.).
Проблемой характера в отечественной психологи занимались многие ученые, в их числе С.Л Рубинштейн, К.К. Платонов, Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов и др.
«Характер, - писал С.Л. Рубинштейн, - обусловливает определенность человека, как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему».
Понимание характера как совокупности устойчивых форм, способов поведения, реализующих те или иные побуждения и мотивы можно найти в работах Д.Н. Узнадзе, В.С. Мерлина, Л.С. Выготского и других.
Определяя место характера в структуре личности, А.Г. Асмолов рассматривает его как своеобразный инструмент, фиксированную форму выражения смыслового опыта, актуализирующуюся в присущем данной личности индивидуальном стиле действия, посредством которого достигаются те или иные мотивы.
К характеру, однако, относятся, не все относительно устойчивые свойства, которые выделяются и закрепляются в человеке. В него включаются только те свойства, которые выражают отношение человека к основным сторонам жизни и деятельности. Наличие у человека характера предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, чего-то, от чего зависят мотивы его поступков, цель его действий, задачи, которые он себе ставит.
Характер имеет определенную степень выраженности :
• зона абсолютно “нормальных“ характеров,
• зона выраженных характеров (они получили название акцентуаций)
• зона сильных отклонений характеров при психопатии
Первая и вторая зоны относятся к норме (в широком смысле), третья – к патологии характера.
Соответственно, акцентуации характера рассматриваются как крайние
варианты нормы. Они, в свою очередь, подразделяются на явные и скрытые акцентуации.
Различение между патологическими и нормальными характерами, включающими акцентуации, очень важно.
Если мы говорим “патологический характер“, то с обязательностью должна существовать противоположность этому – “нормальный характер“. Ю.Б. Гиппенрейтер указывает, что в принципе может существовать представление о норме, которая будет выглядеть так: “Человек обладает нормальным характером, если он не излишне живой и не излишне заторможенный, не излишне замкнутый и не излишне открытый, не излишне тревожный и не излишне беззаботный…и здесь, продолжая, пришлось бы перечислять все основные черты, отличающие, например, известные типы акцентуаций друг от друга. Иными словами, нормальный характер – это “золотая середина“ целого ряда качеств.

§ 2. Типологии акцентуации характера
2.1. Определение акцентуаций характера
Центральным объектом исследования в данной работе являются акцентуации характера, понятие и типологии которых будут рассмотрены в данном параграфе.
Акцентуации характера – это крайние варианты его нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, от чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенетических воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим .
Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей. Основные из них следующие:
1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.
3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.
В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явная и скрытая.
Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайн¬им вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера.
Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем.
Исходя из лонгитюдинальных исследований акцентуаций, проведенных лабораторией под руководством А.Е.Личко, были опровергнуты представления об акцентуации характера как о чем-то весьма статичном и были выделены две основные группы динамических изменений при акцентуациях характера.
Первая группа – это преходящие, транзиторные изменения. По сути дела они по форме те же, что и при психопатиях.
На первом месте среди них стоят острые аффективные реакции. Встречается несколько видов острых аффективных реакций.
1. Интрапунитивные реакции представляют собой разряд аффекта путем аутоагрессии. Наиболее часто этот вид реакций встречается при двух типах акцентуаций – сенситивной и эпилептоидной.
2. Экстрапунитивные реакции подразумевают разряд аффекта путем агрессии на окружающее. Наиболее часто этот вид реакции можно видеть при гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуациях.
3. Инпунитивная реакция проявляется в том, что аффект разряжается путем безрассудного бегства из аффектогенной ситуации, хотя это бегство никак эту ситуацию не исправляет. Этот вид реакции чаще встречается при неустойчивой, а также при шизоидной акцентуациях.
4. Демонстративные реакции, когда аффект разряжается в “спектакль“, в разыгрывание бурных сцен, в изображение попыток самоубийства и т. п. Этот вид реакций весьма характерен для истероидной акцентуации, но может встречаться при эпилептоидной и при лабильной.
Другой вид транзиторных изменений при акцентуациях характера, наиболее выраженный в подростковом возрасте, – это преходящие психопатоподобные нарушения поведения (“пубертатные поведенческие кризы“).
Преходящие нарушения поведения могут проявляться в виде делинквентности, токсикоманического поведения, побегов из дома и бродяжничества, сексуальных девиаций.
Наконец, еще один вид транзиторных изменений при акцентуациях характера - это развитие на их фоне разнообразных психогенных психических расстройств – неврозов, реактивных депрессий и т. п. Но в данном случае дело уже не ограничивается “динамикой акцентуаций“: происходит переход на качественно иной уровень – развитие болезни.
Ко второй группе динамических изменений при акцентуациях характера принадлежат его относительно стойкие изменения. Они могут быть нескольких типов
Переход “явной“ акцентуации в скрытую и латентную. Под влиянием повзросления и накопления жизненного опыта, акцентуированные черты характера сглаживаются, компенсируются.
Черты определенного типа акцентуации, до этого замаскированные, раскрываются во всей полноте и порою внезапно.
Формирование на почве акцентуаций характера под действием неблагоприятных условий среды психопатических различий, достигающих уровня среды патологии (“краевые психопатии“, по О. В. Кербикову) .
Трансформация типов акцентуаций характера является одним из кардинальных явлений в их возрастной динамике. Суть этих трансформаций состоит обычно в присоединении черт близкого, совместимого с прежним, типа и даже в том, что черты последнего становятся доминирующими. Наоборот, в случаях изначально смешанных типов черты одного из них могут настолько выходить на первый план, что полностью заслоняют черты другого. Это касается обоих видов смешанных типов и промежуточных, и амальгамных.
• Промежуточные типы обусловлены эндогенными факторами и, возможно, особенностями развития в раннем детстве. Примерами их могут быть типы: лабильно-циклоидный, конформно-гипертимный, шизоидно-эпилептоидный, истеро-эпилептоидный.
• Амальгамные типы формируются как напластование черт нового типа на эндогенное ядро прежнего. Эти наслоения бывают обусловлены длительно действующими психогенными факторами, например, неправильным воспитанием.
Трансформация типов возможна только по определенным закономерностям – только в сторону совместных типов.
Трансформации типов акцентуаций с возрастом могут быть обусловлены как эндогенными закономерностями, так и факторами экзогенными – как биологическими, так и особенно социально-психологическими.
Мощным трансформирующим фактором являются продолжительные неблагоприятные социально-психологические влияния в подростковом возрасте, т. е. в период становления большинства типов характера. К ним, прежде всего, относятся разные виды неправильного воспитания.

2.2. Различные подходы к типологии акцентуаций характера
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял американский коллега У. Шелдон , а в наши дни — К.Г. Юнг, Э. Фромм, К. Леонгард , А. Е. Личко и ряд других ученых.
Существует ряд классификаций характеров, которые строятся в основном на описаниях акцентуаций соответствующих черт характера Подробно нами будет рассмотрена типология К.Леонгарда и Е.А. Личко .

2.2.1. Типологическая модель К. Леонгарда (K Leongard)
Первым заговорил об акцентуациях характера известный немецкий психиатр Карл Леонгард, опубликовавший в 1964 – 1968 годах серию работ по этой проблеме.
Акцентуация характера, по определению Леонгарда, это скрытые, невыраженные, “домашние“, компенсированные психопатии, которые в любой момент могут резко заостриться.
Наиболее интересно изложено в концепции К. Леонгарда положение о том, что в акцентуациях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Динамика акцентуации личности может идти как в сторону психопатии, так и в положительную сторону, которая не приводит к явлениям социальной дезадаптации.
Жесткой границы между нормальными, средними людьми и акцентуированными личностями нет.
Черты, определяющие индивидуальность человека, могут быть отнесены к различным психическим сферам: сфере направленности интересов и склонностей, сфере чувств и эмоций, асссоциативно-интеллектуальной сфере.
Отклонения в ту или иную сторону у личностей не акцентуированных находятся в пределах общечеловеческих норм.
“Акцентуация – это, в сущности, те же индивидуальные черты, не обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние…“. При большей выраженности черт они накладывают отпечаток на личность и могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.
Классификация К.Леонгарда основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров: гипертимный, дистимный, циклоидный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, эмотивный, демонстративный, экстравертированный, интровертированный.
Самому К. Леонгарду, автору концепции “акцентуированных личностей”, принадлежат обстоятельные клинические описания акцентуированных личностей, у которых имели место комбинированные акцентуации.
Подробно описание типов акцентуации и их анализ будут представлены при обсуждении результатов исследования.
Немного остановимся на том, что различные типы могут сочетаться или смешиваться, хотя возможны не любые сочетания.
Далее мы рассмотрим типологическую модель акцентуаций характера отечественного ученого психиатра Александра Евгеньевича Личко.


2.2.2. Типологическая модель акцентуаций характера у подростков А.Е. Личко
Акцентуация характера, по Личко,— это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.
Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. При повзрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).
В отличие от Леонгарда Личко считает, что правильнее говорить не об акцентуациях личности, а об акцентуациях характера. Именно типы характера, а не личности в целом с ее способностями, наклонностями и другими структурными компонентами, описанными в монографиях Леонгарда, отличают эти личности от других.
Личко в своей работе дает разграничение психопатии и акцентуаций характера. Одно из важных отличий автор видит в следующем: при психопатиях нарушения адаптации могут быть следствием любого рода травм или даже возникать без видимых причин, при акцентуациях характера адаптация нарушается только при ударах по «месту наименьшего сопротивления».
Введение понятия “места наименьшего сопротивления“ (или “слабого звена“) характера, а также описание этих мест применительно к каждому типу – важный вклад в психологическую теорию характера. Он имеет также неоценимое практическое значение, помогает избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений в семье и на работе, при воспитании детей и т.п. Отличие акцентуаций от психопатий выражается еще и в том, что акцентуированный характер не проходит через
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретическая значимость работы состоит в том, что мы дали определения всем параметрам использованным в дипломной работе и сопоставили различные подходы по проблеме нарушения стилей семейного воспитания, материнского отношения и формирование акцентуаций характера.
Мы исследовали и проиллюстрировали особенности нарушения стилей материнского воспитания, представления ребенка о стиле семейного воспитания в неполной семье, их роль на формирование характера, представленность акцентуаций характера и их выраженность при материнском воспитании.
Сопоставив показатели по различным параметрам, получили некую зависимость между стилем воспитания применяемого матерью, представлений ребенка о стиле семейного воспитания и динамикой акцентуаций характера, также были обнаружены связи о взаимовлиянии заострения одновременно разных типов акцентуаций.
Практическая значимость работы. Построение на основе полученных данных правильных стратегий воспитания, найдет свое выражение в консультационной и коррекционной работе детско-родительских отношений, в повседневной практике в профессиях связанных с воспитанием и работе с семьей и подростками.
Нам представляется интересным и целесообразным продолжать работу по изучению влияния семьи на формирование акцентуации характера:
• рассмотреть влияние характерологических особенностей матери на формирование акцентуаций характера
• рассмотреть влияние стиля воспитания прародителей на динамику акцентуаций характера и нарушение стилей семейного воспитания

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Альманах психологических тестов. М., “КСП”, 1996.
2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания/Под. ред. Бодалева – М.: Изд. – во НПО “Модек“, 1996.
3. Антонян Ю.М., Самовичев Е.Г. Неблагоприятные формирования
4. личности в детстве. М., 1983.
5. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
6. Астапов В.М. Дети с нарушениями развития. М., 1995.
7. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. Изд-е 4-ею М.: Изд-во Магистр, 1999.
8. Бороздина Л.В. Психология характера. Исторический очерк. Часть 1. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1997.
9. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
10. Буянов М.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1976.
11. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии.: Кн. для учителей и родителей. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1992.
12. Варга А.Я. Типы неправильного родительского отношения: Автореферат дис. канд. психол. наук. М., 1987.
13. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
14. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
15. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
16. Гарбузов В.И. и др. Неврозы у детей и их лечение. Л.: “Медицина”, 1977.
17. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статистика, динамика и систематика. М., 1993.
18. Горшенин Л.Г. Подросток, характер, проблемы: Акцентуации характера и их реализация в учебно-воспитательном процессе. – М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1993.
19. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.
20. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986.
21. Зачепицкий Р.А., Яковлева Е.К. Роль неправильного воспитания в происхождении неврозов. М., 1960.
22. 3ейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М., 1971.
23. 3ейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.
24. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей. Л., 1986.
25. Кант И. О характере как образе мыслей.//Психология личности. Тексты. М., 1982.
26. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.
27. Корчак Я. Избранные произведения. М., 1979.
28. Кон И.С. Психология старшеклассников. М., “Просвещение”, 1982.
29. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1989.
30. Кон И.С. Открытие “Я”. Политиздат.1978.
31. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основы зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии, 1989.№5. С.158-164
32. Кочарян Г.С. Кочарян А.С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. М.: Медицина, 1994.
33. Кошелева А.Д, Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивного ребенка: Научно-методическое пособие. – М., 1997.
34. Кречмер Э. Строение тела и характер.//Психология индивидуальных различий. М.,1982.
35. Культура семейных отношений. Сборник статей. - М., “Знание”, 1980.
36. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев. 1989.
37. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
38. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.
39. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1979.
40. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: руководство для врачей. Л., 1985.
41. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1999.
42. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.//Психология индивидуальных различий. М., 1982.
43. Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. М., 1993.
44. Мишина Т.М. Семейные конфликты и семейная психотерапия.//Психологические проблемы психогигиены, профилактики и медицинской деонтологии. Л., 1976.
45. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
46. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999.
47. Овчарова Р.В. Школьный психолог и семья ученика. Архангельск. 1993.
48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: 2 т. М., 1985. Т.2.
49. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., “Педагогика-Пресс”, 1992.
50. Семья в психологической консультации. // Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1995.
51. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М: МГУ, 1989.
52. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
53. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., MITA,1995.
54. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Дайджест. 1990.
55. Фурманов И.А, Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми лишенными родительского попечительства: Книга для психологов. – Мн.: «Тесей», 1999.
56. Худик В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростковом возрасте. Киев, 1993.
57. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.
58. Эйдемиллер Э.Г. 0 взаимной оценке характера подростков, страдающих психопатиями и психопатоподобными расстройствами, и их родителей.//Неврозы и пограничные состояния. Л., 1972.
59. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: “Медицина”, 1990.
60. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999.
61. Юнг К. Психологические типы. М., 1994.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ