Четверг, 02.05.2024, 15:20
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Психология, социология » Диплом

20233 Психологические условия предупреждения конфликтных ситуаций

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА В ПСИХОЛОГИИ 5
1.1. Конфликт как социальная проблема 5
1.2. Типы и функции конфликтов 9
1.2.1. Внутриличностный конфликт 13
1.2.2. Межличностный конфликт 17
1.2.3. Конфликт между личностью и группой 20
1.2.4. Межгрупповой конфликт 21
1.3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации 22
1.4. Личностные источники (причины) конфликтов 25
2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ 28
2.1. Конфликтная ситуация и конфликтное поведение 28
2.2. Предупреждение конфликтных ситуаций и конфликтов 30
2.3. Конфликтные ситуации в межличностных отношениях 33
2.4. Разрешение конфликтной ситуации и конфликта 38
2.4.1. Разрешение конфликтной ситуации с учетом ее сущности 38
2.4.2. Разрешение конфликтной ситуации с учетом ее целей 39
2.4.3. Разрешение конфликтной ситуации с учетом динамики ее развития 41
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЯ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

Под конфликтом (от лат. conflictus – столкновение) понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по како¬му-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. В любой исторический период, особенно на современном этапе, конфликты играют негативную роль, что определяет актуальность выбранной темы.
Среди наших соотечественников видное место в 1920 годах в исследовании проблемы конфликта принадлежит Л.Н. Толстому, автору теории непротивления злу насилием. В 1924 г. Публикуется научный труд по проблеме конфликта П.О Гриффина и М.И. Могилевского. Среди основных направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине ХХ века выделяют подходы: психоаналитический – основоположником является З. Фрейд, он занимался внутриличностными конфликтами, его заслугой является указание на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного; социотропное исследование - К. Хорни, Э. Фромм и Г. Салливен считали основной причиной конфликтов недостаток доброжелательности со стороны близких людей. Представители «поведенческого направления» (А. Басс, А. Бандура) ищут причины в социальном окружении, которое изменяет эти качества. В соответствии с теорией социометрии, разработанной Джекобом Морено, межличностные конфликты определяются состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу.
Целью данного исследования является определение психологических условий предупреждения конфликтных ситуаций.
Исходя из цели, автор ставит перед собой следующие задачи:
1. Анализ литературы по выбранной теме.
2. Изучение понятия конфликта в психологии.
3. Анализ основных типов и функций конфликтов.
4. Определение стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
5. Изучение вариантов предупреждения конфликтных ситуаций.
6. Исследование причин возникновения конфликтных ситуаций в коллективе.
7. Представление выводов и рекомендаций по предупреждению конфликтных ситуаций.
Предметом данного исследования являются конфликтные ситуации в коллективе. Объект исследования – трудовой коллектив ЗАО НПО «Стромэкология» Центрпроект.
Гипотеза исследования: возникновение конфликтных ситуаций и их разрешение зависит от индивидуальных свойств личности, находящейся в группе.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения. В первых двух главах (теоретических) автор рассматривает типы и функции конфликтов, предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций. Третья глава посвящена исследованию индивидуальных качеств личности и определение социально – психологического климата в коллективе.
1. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Конфликт как социальная проблема

При изучении конфликта соци¬альной психологией, прежде всего, необходимо определение собст¬венного угла зрения в этой проблеме, поскольку конфликты вы¬ступают предметом исследования и в ряде других дисциплин: со¬циологии, политологии и пр.
Социальная психология сосредоточивает свое внимание на двух вопросах: с одной стороны, на анализе вторичных социально-психологических аспектов в каждом конфликте (например, осознание конфликта его участниками); с другой, – на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфическими социально-пси¬хологическими факторами. Обе эти задачи могут быть успешно решены лишь при наличии адекватной понятийной схемы иссле¬дования. Она должна охватить как минимум четыре основные ха¬рактеристики конфликта: структуру, динамику, функцию и типо¬логию конфликта.
Под конфликтом (от лат. conflictus – столкновение) понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (спортивное состязание, дискуссия и т.п.), или наоборот, не противодействуют, но переживают негативные эмоции, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по како¬му-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон на¬чинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из по¬тенциального переходит в актуальный.
В современной науке различают следующие виды конфликтов: зооконфликты; конфликты с участием человека: а) внутриличностные; б) социальные: (межличностные; между личностью и группой; конфликты между социальными группами (малыми, средними, большими); международные (между отдельными государствами, между коалициями государств) (см. Приложение 1, схема 1).
В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противополож¬ные цели и средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Для различия конфликта и конфликтной ситуации существует формула:
Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент
Динамика конфликта изменчива и может то усиливаться, то затухать. Усиление конфликта - это процесс обострения противоречия и борьба его участников. Затухание конфликта - это процесс затухания борьбы и постепенная гармонизация взаимоотношений участников конфликта.
Чтобы конфликт начал разрастаться, конфликтная ситуация (причина) должна перерасти в инцидент (следствие), когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Инцидент в свою очередь является поводом (причиной) резкого обострения и углубления конфликта (следствие).
Какой же предварительный вывод можно сделать на основе описательной характеристики основных элементов конфликта? Можно потребовать прекратить инцидент. Можно путем категорического распоряжения развести на какое-то время противоборствующие стороны, но практически невозможно устранить из жизни данный конфликт, если не предупреждена или не ликвидирована конфликтная ситуация. Попытки устранить конфликт без изменения конфликтной ситуации таят в себе две опасности: во-первых, конфликт порождает вокруг себя новые конфликтные ситуации, захватывая новых участников; во-вторых, между “постоянными” оппонентами первичного конфликта возникают и укрепляются чувства неприязни, а иногда и враждебной непримиримости.
Размышляя над проблемой конфликтов, правомерно задать себе вопрос, а что бы с нами было, если бы в нашей жизни не было конфликтов вообще? Жизнь была бы, вероятно, скучна и однообразна, рутина и застой сковали бы нас, а монотонность и однообразие жизни были бы просто невыносимы. Но жизнь подбрасывает нам самые разнообразные конфликтные ситуации, перерастающие иногда в конфликт.
Там, где есть мнения, отличающиеся друг от друга, где встречаются люди, имеющие различные представления о целях и способах их достижения, о планах и принципах жизнедеятельности, там, где не подавляется проявление человеческой индивидуальности и творчества, там с неизбежностью возникают конфликтные ситуации. Но как только возникла конфликтная ситуация, мы испытываем дискомфорт и напряжение, которые часто приводят нас к стрессовой ситуации, выйти из которой бывает порой не легко.
Если не для всех, то для большинства из нас, характерно неумение находить достойный выход из конфликтной ситуации. Причем это неумение легко объяснить тем, что, как правило, в школе вообще не обучают, а в вузах редко обучают умению разрешать конфликты. Вместе с тем социальная психология накопила богатый эмпирический и теоретический материал, который органически вписывается в ту новую область научного знания, которую ученые назвали конфликтология.
Итак, чтобы конфликтология заработала как наука, нам необходимо вначале разобраться, в сущности, и ввести в оборот некоторые ее понятия.
1. Участники (противостоящие стороны, оппоненты) - это субъекты (отдельные личности, группы, организации, государства), непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта (конфликтную ситуацию, инцидент), непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны.
Оппонент - это участник конфликтной ситуации, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных, исходных или по сравнению с вашими.
Сильный оппонент - это оппонент, который имеет более высокий уровень знаний, умений, способностей и личностных качеств в сравнении с другими участниками конфликтной ситуации.
Конфликтный человек - это человек, который чаще других создает и вовлекает других в конфликтные ситуации и конфликты.
2. Объект конфликта - это предмет, явление, событие, проблема, цель, действия, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликт.
Проблема - это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.
Как показывает практика управленческой деятельности, определить истинный объект конфликта не всегда просто. Нередко он скрыт за “официальными” суждениями, требованиями и претензиями. Для того, чтобы определить объект конфликта, необходимо найти источник (причину) конфликта. Борьба за овладение объектом конфликта приводит к обострению конфликтной ситуации, а нередко и к открытому инциденту.
3. Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения личностно значимой проблемы.
Возникновению конфликтной ситуации способствует более или менее длительный период скрытой, взаимной или односторонней неудовлетворен-ности. Она основана на индивидуальной или групповой оценке объективно складывающейся ситуации. Конфликтная ситуация, как правило, зарождается во взаимоотношениях и вызревает в практической деятельности.
4. Инцидент - это практические (конфликтные) действия участников (сторон) конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромисснос¬тью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса. Инцидент обычно возникает после резкого обострения противоречия и провоцирует столкновение участников конфликта.
1.2. Типы и функции конфликтов

Обыденное представление о том, что всякий кон¬фликт обязательно имеет негативное значение, опровергнуто ря¬дом специальных исследований. Так, в работах М. Дойча, одного из наиболее видных теоретиков конфликта, называются две раз¬новидности конфликтов: деструктивные и продуктивные.
Определение деструктивного конфликта в большей степени совпадает с обыденным представлением. Именно такого типа кон¬фликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыва¬нию. Деструктивный конфликт чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу “на лич¬ности”, чем и порождает стрессы. Для него характерно специфи¬ческое развитие, а именно расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний (“экспансия” конфликта). Другая черта - “эскалация” конфликта означает наращивание напряженности, включение все большего числа ложных восприятий как черт и качеств оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера. Понятно, что разрешение такого типа конфликта осо¬бенно сложно, основной способ разрешения – компромисс – здесь реализуется с большими затруднениями.
Продуктивный конфликт чаше возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порож¬дено различием точек зрения на какую-либо проблему, на спосо¬бы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует фор¬мированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения, – она становится более “легитимной”. Сам факт другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов ко-оперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым от¬крывает возможности его регулирования и разрешения, а значит, и нахождения оптимального решения дискутируемой проблемы.
Говоря о функциях конфликта, следует выделить два аспекта: влияние конфликта на самих участников и влияние на социальное окружение. Среди конструктивных функций по отношению к основным участникам можно выделить следующие:
конфликт устраняет полностью или частично противоречие между оппонентами;
позволяет более глубоко оценивать индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в конфликте;
позволяет ослабить психическую напряженность участников конфликта;
служит источником развития личности, приобретения социального опыта и т.п.
К числу деструктивных последствий можно отнести негативное влияние на психическое состояние участников конфликта, наличие стресса, нарушение межличностных отношений, снижение эффективности деятельности, закрепление в социальном опыте личности и группы насильственных способов решения проблемы и др.
Конструктивное влияние конфликтов на социальное окружение проявляется в следующем:
1. активизация социальной жизни группы;
2. высвечивание нерешенных проблем в деятельности;
3. обнаруживает общественное мнение, коллективные настроения, социальные установки;
4. конфликт может приводить к сплочению группы перед лицом внешних трудностей, оптимизировать межличностные отношения.
Негативные последствия воздействия на окружение выражаются в том, что он нарушает систему коммуникаций, взаимосвязей в коллективе, ослабляет ценностно-ориентационное единство группы, ухудшает качество совместной деятельности и т.п.
Анализ общения как сложного, многостороннего процесса по¬казывает, что его конкретные формы могут быть весьма различны¬ми. Вычленить “чистые” образцы или модели общения, конечно, можно в ситуациях лабораторного эксперимента, особенно в та¬ких простых случаях, когда оно имеет место между двумя людьми. Определенное значение таких исследований бесспорно, но бесспорна и их ограниченность. Они вскрывают лишь механизм, то есть форму, в которой организуется этот процесс. Между тем, сам механизм работает весьма различно в за¬висимости от того, с каким “материалом” он имеет дело. Условия общения и его содержание настолько многообразны, что одни и те же формальные характеристики процессов общения приобретают совершенно различ¬ное значение. Поэтому для объективного анализа общения требуется рассматривать его в контексте конкретной деятельности, в которую включены взаимодействующие индивиды, в контексте той социальной ситуации (в том числе и социальной группы), которая составляет условия общения.
Важно знать не только сущность и структурные элементы конфликта, но и различать типы конфликтов. По степени остроты противоречий, которые возникают, конфликты могут быть подразделены на следующие типы: недовольство, разногласие, противоречие, размолвка, раздор, перебранка, стычка, ссора, скандал, вражда, война.
По проблемно-деятельностному признаку можно выделить, например, следующие типы конфликтов: управленческие, педагогические, производственные, экономические, политические, творческие и другие.
По степени вовлеченности людей в конфликт могут быть выделены следующие типы: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, межколлективные, межпартийные, межгосударст-венные конфликты.
Рассмотрим кратко основные типы конфликтов, в зависимости от степени вовлеченности в них людей.
1.2.1. Внутриличностный конфликт

Этот тип конфликта не соответствует определению, данному нами выше. Однако его потенциальные дисфункциональные последствия аналогичны последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.
Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан и с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.
Внутриличностный конфликт постоянно сопровождает любые конфликты (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые и т.д.), участником которых является данная личность. Но внутриличностный конфликт может и не вызывать других конфликтов, если личность переживает конфликт внутри себя и не является источником (причиной) других типов конфликтов, т.е. не “выплескивает” эмоциональное напряжение наружу. Такое состояние порождает тревожность (личностную и ситуативную), фрустрацию и стресс. Синонимами понятия “тревожность” в повседневном языке являются такие слова, как беспокойство, страх, опасение, боязнь. Согласно теории тревожности, предложенной сторонниками концепции
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, можно отметить, что в основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противополож¬ные цели и средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.
Исходя из теоретического анализа исследуемой проблемы, автор исследования ставит перед собой гипотезу: возникновение конфликтных ситуаций и их разрешение зависит от индивидуальных свойств личности, находящейся в группе. Экспериментальное исследование проводилось на базе трудового коллектива ЗАО НПО «Стромэкология» Центрпроект. В эксперименте участвовало 24 человека. Средний возраст испытуемых 20-35 лет.
Цель исследования: определить причины возникновения конфликтных ситуаций. Для диагностики автор использовал методики, направленные на диагностику индивидуальных свойств личности.
По результатам констатирующего эксперимента автором была определена экспериментальная группа в количестве 5 человек, с которыми проводилась коррекционная программа по развитию навыков общения и взаимодействия в индивидуальных и групповых отношениях. Такие личностные качества как конфликтность, коммуникабельность, напористость, общительность, уровень коммуникативных и организаторских способностей, производственные ситуации могут выявить группу людей, склонных к возникновению конфликтных ситуаций. Поэтому при построении коррекционной программы особое внимание уделялось развитию именно этих качеств.
Коррекционная программы была составлена в виде группы встреч, занятия проводились с экспериментальной группой 2 раза в неделю в течение 6 недель. В процессе встреч отношение и настроение участников экспериментальной группы менялось: от недоверия и раздражительности к доброжелательному и дружескому отношению. Члены экспериментальной группы овладели навыками общения и взаимодействия, пришли к выводу, что иногда конфликты можно избежать, иногда можно найти взаимовыгодное решение. В производственных ситуациях больше ориентируются на доброжелательное отношение друг к другу, нежели на свое благополучие.
После проведения коррекционной работы с экспериментальной группой возникает необходимость проверить эффективность программы. С этой целью был проведен контрольный эксперимент, заключающийся в диагностике испытуемых по формируемым качествам. Результаты контрольной диагностики показали, что уровень развития вышеперечисленных навыков и свойств находится в пределах нормы. Следовательно, гипотеза о том, что возникновение конфликтных ситуаций и их разрешение зависит от индивидуальных свойств личности, находящейся в группе, подтвердилась.
Мы, естественно, перечислили далеко не все действия, ситуации, которые могут привести и часто приводят к нервно-психическому перенапряжению и стрессу. Чаще всего факторов возникновения стрессовых ситуаций бывает одновременно несколько. Как говорят в народе, беда не приходит одна. К тому же следует иметь в виду, что стрессоустойчивость человека резко понижается, если он только что перенес какую-либо травму, болезнь.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально – психологические проблемы. М.: Изд – во МГУ, 1990. 240 с.
2. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведение переговоров и разрешение конфликтов. Казань, 1992. С. 142.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М., 1999.
4. Бандура А. Теория социального научения. СПб, 2000.
5. Бодалев А.А. Психология общения. Москва – Воронеж, 1996.
6. Бородкин Ф.М., Корякин Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.
7. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ,1968.
8. Вечер Л.С. Секреты делового общения. М., 1996.
9. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2004.
10. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Диссертация доктора психологических наук, СПб., 1995.
11. Джини Г. Скотт. Способы разрешения конфликтов. Выпуск 2. ГИИМ. Киев. 1991.
12. Дэна Д. Преодоление разногласий. СПб., 1994.
13. Журавлев А.Л. , Рубахин В.Ф., Шарин В.Г. Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом. М.: ИУНХ, 1976.
14. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.
15. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей / Пер. с англ. М., 1990.
16. Кичанова И.М. Конфликт: за и против. М., 1988.
17. Коллектив и личность. М.: Наука, 1975.
18. Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво. М., 1995.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
20. Ломанов И.А. Межличностные конфликты и способы их конструктивного разрешения: Диссертация канд. Психол. Наук. М., 1998.
21. Лукьянов Я.А. Барьеры общения, конфликты, стрессы. Минск, 1986.
22. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
23. Межличностное общение: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001.
24. Мескон М.Х., Альберт М. Хедоури Ф. основы менеджмента. М., 1992.
25. Немов. Р.С. Психология. В 3-х книгах, 3 книга. Психодиагностика. М.: 2000.
26. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. М., 1992.
27. Основы конфликтологии: Учебное пособие / Под редакцией В.Н Кудрявцева. М. 1997.
28. Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. М., 1990.
29. Пенков Е.М. Социальные нормы – регуляторы поведения. М., 1972.
30. Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека: Технологическая школа бизнеса. М., 1993.
31. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.:Политиздат, 1982.
32. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1978.
33. Робинсон Д. Добейся от людей лучшего. М., 1994.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1998.
35. Секреты умелого руководителя. М., 1991.
36. Серова Л.Г. Тесты для отбора персонала / Серия «Психологический практикум». Ростов н/Дон: «Феникс», 2003 – 256 с.
37. Скотт Дж. Г. Конфликты: пути их преодоления, Киев, 1991.
38. Слемнев М.А., Васильков В.Н. Диалектика спора. Минск, 1990.
39. Социальная психология.: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Л. Журавлева. М., 2002.
40. Спиллейн М. Создайте свой имидж. / Пер. с англ. М., 1996. С. 166.
41. Стешов А.В. Как победить в споре: о культуре полемики. Л., 1991. С. 191.
42. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М., 1996.
43. Съедин С.И. Основы управления. М.: 1996.
44. Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1990.
45. Чернышев А.С. лабораторный эксперимент в социально – психологическом изучении организованности коллектива // психол. журн. Т.1. 1980. №4. С. 84-94.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ