Пятница, 17.05.2024, 09:48
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Психология, социология » Диплом

20426 Нарушения звукопроизношения у детей с ОНР

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения нарушений звукопроизношения у детей с ОНР 6
1.1. Исторический обзор психолого-педагогической литературы об особенностях развития речи у детей 6
1.2. Особенности формирования звуковой культуры речи у детей с ОНР 13
1.3. Общая характеристика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР. Сигматизм. 18
1.4. Основные направления работы по исправлению нарушений звукопроизношения свистящих у детей с ОНР 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исправлению нарушений звукопроизношения у детей с ОНР 45
2.1 Цель и задачи экспериментальной части исследования у детей с ОНР 45
2.2. Методы и приемы констатирующего этапа эксперимента 46
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа исследования 53
2.4. Содержание логопедической работы по формированию навыков словоизменения, звукопроизношения, фонематической стороны речи детей с ОНР 63
2.5. Проведение контрольного эксперимента и сравнительный анализ результатов 70
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Приложение 86


Введение

Актуальность исследования. В качестве важнейшей психической функции человека следует выделить речевую функцию. В процессе речевого развития формируется как познавательная деятельность, так и способность понятийного мышления. Речевая деятельность, при помощи которой человек имеет способность к общению, позволяет вступить в специфически человеческий социальный контакт, что в свою очередь способствует формированию и уточнению представлений ребенка об окружающей действительности и в то же время происходит совершенствование форм ее отражения.
Различные диссонансы в психическом развитии ребенка возникают в результате отрицательного влияния на него нарушений речи, которые могут проявляться в той или иной степени, т.е. в зависимости от характера речевого расстройства, что также может негативно отражаться на деятельно-сти ребенка и его поведении.
Вызванная вследствие речевых нарушений ограниченность речевого общения может отрицательно сказаться на формировании личности ребенка. Среди проблем вызванных различными нарушениями речи необходимо отметить такие, как психические наслоения, характерные особенности эмоционально-волевой сферы. Подобные негативные отклонения имеют предпосылки к развитию отрицательных качеств характера, таких как стеснительность, нерешительность, скрытность, негативизм, чувство неполноценности, что отрицательно сказывается на успеваемости ребенка, овладении навыков обучения (Е.А. Стребелева, Т.Б. Филичева).
Группой ведущих ученых (ГА. Каше, Р.Е. Левина, Л Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина, А В. Ястребова, И.К. Колповская) было доказано существование прямой зависимости между уровнем развития детской речи и возможностью овладения грамотностью ребенком. Все это отрицательно сказывается на успеваемости, на овладении профессией (Е.А. Стребелева, Т.Б. Филичева).
Практика показывает, что у многих детей при поступлении в школу обнаруживаются нарушения речи. В связи с этим проблема правильности и чистоты детской речи представляется очень серьезной и требует немедленного решения.
В процессе школьного обучения речевые нарушения могут отразиться на успеваемости, а также на письменной речи. Младшие школьники большей частью пишут так, как говорят. Часто орфографическая грамотность страда-ет из-за неправильного звучания, что говорит о тесной связи между ними. Как уже отмечалось, дети с недостатками речи, болезненно воспринимают их, из-за чего могут замыкаться или стесняться. Все это может повлиять на качество обучения.
Следовательно, воспитание правильной речи у детей дошкольного воз-раста является задачей общественной значимости, так как позволяет избе-жать проблемы при обучении в школе и дальнейшем развитии ребенка по причине нарушений речевых процессов. В современной науке существует много различных средств исправления недостатков речи (упражнения, игры, художественные произведения и т.д.).
Звукопроизношение, которое представляет собой важную сторону речи, составляет основу речевого процесса. Процесс правильного формирования произношения у детей является особо сложным процессом. Трудности возникают при обучении управления собственными органами речи, восприятия обращенной к ним речи, осуществлении наблюдений за собственной речью, а также речью окружающих. Большинство детей подвержено задержке этого процесса. Нарушения в произношении звуков не устраняются сами по себе, но преодолеваются при правильно построенной коррекционной работе по их исправлению.
При общем недоразвитии речи у всех детей отмечается нарушение звукопроизношения. Существует множество вариантов речевых нарушений, среди которых важно отметить дефекты произношения, которыми определяется качество звучащей речи.
Одним из видов нарушения звукопроизношения является нарушение произношения свистящих (сигматизм). Преодоление недостатков произно-шения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. Методике преодоления речевых расстройств посвящены работы таких специалистов как Е.А. Пожиленко, Т. Б., Филичева, Т. В. Туманова, С.Е.Большакова, Р.И. Лалаева, Н.А. Чевелева и, конечно же, классиков логопедии М.Е. Хватцевой, Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной, Л.С. Волковой.
Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изучен-ным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разрабо-тана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения, что определило актуальность настоящей проблемы и предопределило выбор темы дипломного исследования.
Объект исследования – дети дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования – нарушение звукопроизношения свистящих у детей с ОНР.
Гипотеза работы: применение логопедических игр и упражнений позволяет исправить нарушение произношения свистящих, помогает улучшить речь дошкольников с ОНР.
Цель дипломного исследования – выявить особенности коррекционной работы по исправлению нарушения произношения свистящих у детей с ОНР.
В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
- дать характеристику особенностей нарушения звукопроизношений у детей при общем недоразвитии речи, опираясь на теоретическую базу;
- обосновать выбор методик и направление работы по исправлению на-рушения произношения свистящих у дошкольников;
- провести опытно-экспериментальную работу по коррекции нарушений звукопроизношения свистящих у детей с ОНР;
- подвести итоги и сделать выводы по эксперименту.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения нарушений звукопроизноше-ния у детей с ОНР

1.1. Исторический обзор психолого-педагогической литературы об особенностях развития речи у детей

Речевые расстройства как болезнь рассматривались уже в самые ранние времена нашей науки. Развитие данного учения происходило в двух главных направлениях. Некоторые исследователи рассматривали нарушения речи, как наружные болезни, которые необходимо лечить хирургическим путем. Другие же ученые относились к ним, как к внутренним болезням.
Впервые было произведено серьезное научное отграничение между косноязычием (stammeln) и заиканием (stottern) в 1830 году Рудольфом Шультессом. Он объясняет косноязычие, как такое речевое расстройство, при котором отдельные звуки либо совсем не выговариваются, либо выговариваются неправильно. Заикание же отличается тем, что оно характеризуется внезапной невозможностью произнести слово или слог.
Изначально в классической медицине причины расстройства речи рассматривались как следствие поражения мозга, либо анатомического нарушения артикуляционного аппарата. Такая точка зрения впервые была затронута Гиппократом, но более полно выражена Галеном, который обращал внимание на артикуляционные особенности при произношении, т.е. участии при этом губ, зубов, носовых отверстий и т.д. Именно при нарушении функций одного из органов, участвующих в произношении, обнаруживается заикание или косноязычие. Такое учение имело силу до XIX века.
Следующая теория, которая господствовала более 2 тысяч лет, принадлежала Аристотелю. Древнегреческий ученый посвятил много времени исследованию языка и окружающей его части у различных животных. В результате он пришел к выводу, что все необходимые для произношения раздельных звуков принадлежности и свойства имеются только у человеческих органов речи. Исходя из данных


'----------------------------------
Список использованной литературы

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
2. Акименко В.М. Применение моделей артикуляции при исправлении на-рушений произношения, Ставрополь, 2006
3. Александрова Т.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников. – С.-П., 2005.
4. Балобанова В.П., Богданова Л., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.: Детство-пресс, 2001.
5. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. – М., 1991.
6. Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников. – М., 1972.
7. Бородич А.М. «Методика развития речи у детей». – М., Просвещение, 1981.
8. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2004.
9. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
10. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
11. Бурлакова М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. Сборник упражнений. – М., В. Секачев, 1997.
12. Волкова Л.С. Логопедия. – М., 2004.
13. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. – М.: Айрис-Пресс, 2005.
14. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи//Дефектология, 1995. – № 1.
15. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у детей и взрос-лых: Пособие для логопеда − М.: ВЛАДОС, 2001.
16. Гербова В.В. Занятие по развитию речи старшей группе детского сада. – М., 1984.
17. Гомзяк О.С. Говорим правильно: конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе: 1 период обучения. − М.: ГНОМ и Д, 2007.
18. Городилова В.И. «Воспитание правильной речи». – М.: УЧПЕДГИЗ, 1996.
19. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит. – М., 2004.
20. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
21. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
22. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова. Т.Б.Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998.
23. Звуки на все руки: 50 логопедических игр. СПб.: Детство-Пресс, 1999.
24. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учите-лем-логопедом и коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб, 2002.
25. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различных звуков, Спб. 1995
26. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом "Литера”, 2004.
27. Коваленко В. В. Экспресс-обследование звукопроизношения. – М., 1999.
28. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различных звуков. Спб. 1995.
29. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.
30. Коноваленко В.В., Коновалевко С.В. Автоматизация свистящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов. − М.: ГНОМ и Д, 2006.
31. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитате-ля в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). – М., 1998.
32. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронталь-ные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). – М.: Гном и Д, 2000-2001.
33. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольном учреждении для детей с нарушениями речи. – М., 1999.
34. Кузнецова Я.В. Рабочая тетрадь логопеда и воспитателя коррекцион-ных групп. – Ростов-на-Дону, 2005.
35. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников. СПб, Союз, 1999.
36. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов-на-Дону: "Феникс”, СПб: "Союз”, 2004.
37. Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Дефекто-логия”/ Л.С.Лалаева, Е.М.Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1989.
38. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. – СПб.: Издательство "Союз”, 2004.
39. Максаков А.И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1989.
40. Мелехова Л. В. Дифференциация дислалии. Очерки по патологии речи и голоса. – М., 1967.
41. Мелехова Л.В. Речь дошкольника и ее исправления. – М.: Просвеще-ние, 1867.
42. Методика развития речи детей дошкольного возраста Пособие для воспитателя детского сада (под ред. Федоренко Л.П., Фомичева Т.А.) 2-е издание. – М.: Просвещение, 1984.
43. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 1991.
44. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. /Под ред. Волковой Л.С. –М., 2003.
45. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001.
46. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопе-дов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.
47. Основы теории и практики логопеда // Под ред, Р. Е. Левиной. – М., 1968.
48. Павлова Л.Н., Теречева М.Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. – С.П., 2004.
49. Парамонова Л. Логопедия для всех. – С.П., 2004.
50. Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие). Сказки о веселом язычке. – Ростов-на-Дону, 2003.
51. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. – М., 2005.
52. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: "Феникс”, 2001.
53. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения) / автор-составитель: Большакова С.Е. – М.: А.П.О., 1996.
54. Радина Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение, 1968.
55. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоле-ние. /Под ред. Гаркуши Ю.Ф. – М., 2004.
56. Руденко В.И. Логопедия. Практическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2004
57. Салахова А.Д. «Развитие звуковой стороны речи ребенка». – М.: Педагогика, 1986.
58. Сохин Ф.А. «Развитие речи детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение, 1988.
59. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
60. Тимонен Е.И., Туюлайнен Е.Т. Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа): Методика планирования и содержание занятий (из опыта работы). – СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002.
61. Туманова Т.В.Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. профессора Т.Б. Филичевой. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
62. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевы-ми нарушениями. – М., 1991.
63. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического вос-приятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.
64. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей. – М., 1989.
65. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993.
66. Филичева Т. Б., Чиркина В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ст. гр. детского сада). – М., 1998.
67. 58. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 1997.
68. 59. Фомичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина В. Основы логопедии – М., 1989.
69. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1997.
70. Ханьшева В. Практикум по логопедии: Коррекция звукопроизношения. − 2-е изд. − Ростов н/Дону: Феникс, 2006.
71. Хватцев М. Е. Логопедия. – М., 1999.
72. Хлиян Е.О. Большая книга логопеда для маленьких детей. − Ростов н/Дону: Феникс, 2006.
73. Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.
74. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с до-школьниками: Учеб. пособие для студентов высш. Пед. учеб. Заведений. – Издательский центр "Академия”, 2003.
75. Яшина В.И. и др. Теория и методика развития речи у детей − М.: Академия, 2006.

Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ