Четверг, 02.05.2024, 02:57
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Психология, социология » Диплом

20448 Идеал мужской и женской красоты

Содержание
Введение 4
Глава 1. Социокультурная обусловленность идеала красоты 8
1.1 Теоретические представления о нормах, ценностях и идеалах в современной культурологии 8
1.2 Гендерный аспект в культуре модерна 12
Глава 2. Представление о мужской красоте эпохи модерна 22
2.1 Идеал мужского лица и прически эпохи модерна 22
2.2 Роль костюма в формировании идеального облика мужчины эпохи модерна 30
Глава 3. Красота «женщины-жертвы» и «роковой женщины» 39
3.1 Образ «женщины-жертвы» в культуре рубежа веков 39
3.2 Эстетическое представление о «роковой женщине» в эпоху модерна 45
Заключение 57
Использованная литература и источники 61
Приложения 65




Введение
Актуальность исследования.
Представление о красоте имеет множество аспектов, а идеалы красоты в различные эпохи и в различных культурах отличаются друг от друга.
Утверждение красоты человека как выражения его внешнего облика и внутренних качеств по-разному преломлялось в разные времена. Богатое разнообразными и сложными ассоциациями, понятие красоты отнюдь не являлось чем-то стабильным и данным раз навсегда. Каждая историческая эпоха несла свое представление о человеческой красоте, которое формировалось существующими общественными условиями, характером жизненного уклада, вкусами господствующих классов.
В последние десятилетия культура рубежа XIX – XX веков и одно из ее проявлений - стиль модерн, вызывает огромный интерес, что вполне связано с созвучностью этого периода современным процессам смены мировоззренческих ориентиров. Российская наука и культура обращается к изучению модерна для того, чтобы во многом реабилитировать его в обществе и дать грамотную переоценку его особенностей.
Еще недавно в советское время этот стиль называли «буржуазным», сегодня к нему охотно обращаются модельеры, дизайнеры и т.д. Модерн – это промежуточное звено между классикой и современностью, яркое и своеобразное явление, которое затронуло все виды визуальных и синтетических искусств: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптуру, хореографию, театр, кинематограф, а также художественную литературу.
Одна из причин актуализации искусства модерна – тот факт, что центральное место в нем занимает женский образ и взаимоотношения мужчины и женщины – представителей эпохи, те общественные проблемы, которые они решают в ходе своих взаимоотношений.
Проблема «женщина и общество» является весьма сложной, многоаспектной и во многом дискуссионной. Проблемы, связанные с женщиной, не могут не задеть положение мужчины. Из сферы общественно-политической практики эти вопросы выдвинулись в настоящее время в область научно-теоретических исследований философов, социологов, историков, культурологов, экономистов, юристов. В то же время научное осмысление этой проблемы в современной науке развернулось лишь в последние годы. В этом аспекте представляется необходимым обращение к культурному и художественному наследию рубежа XIX-XX веков, когда проблемы пола обсуждались чрезвычайно широко.
Таким образом, актуальность темы исследования и его социальная значимость обусловлены:
- во-первых, созвучностью культурных процессов смены мировоззренческих ориентиров и художественных парадигм рубежа XIX-XX и XX-XXI веков;
- во-вторых, обострением внимания к проблемам пола и к «женской теме» в культуре рубежа XIX-XX веков и в современности.
Предметом нашего исследования является изучение идеала женской и мужской красоты, сформировавшегося в культуре модерна конца XIX – начала XX веков.
Объектом данного исследования выступают произведения изобразительного искусства конца XIX – начала XX веков, относящиеся к эпохе модерна, благодаря которым становится возможным выявить параметры эталонного образца.
Целью данной исследовательской работы станет выявление эталонов внешнего облика мужчин и женщин в культуре модерна.
Для достижения цели исследования решаются следующие задачи:
- проанализировать понятие культурных норм, ценностей и идеалов в современной культурологии;
- описать специфику культуры европейского модерна и общественные тенденции указанного периода культуры;
- выявить характерные типы мужской красоты эпохи модерна;
- определить доминантные типы женщин, представляющие различные грани идеала женской красоты.
Методология исследования.
Цивилизационизм с элементами структурализма. Методологическое основание исследования составили принципы системности, конкретности, историчности, целостности. Опора на данные принципы определила набор соответствующих методов исследования:
- метод интерпретации научной литературы и источников;
- сравнительно-исторический метод;
- метод реконструкции и моделирования культурных феноменов;
- факторный анализ;
- семантический анализ.
Степень изученности вопроса.
Теоретическая часть данного исследования написана на основе трудов А.Я. Флиера, Б.С. Ерасова, М.С. Каган, Ю. Муравьева, В.П. Крутоуса.
Культура модерна нашла свое отражение в трудах Д.В. Саробьянова, В.С. Турчина, Н.Н. Голомштока, И.А. Каретниковой, Е. Сабашниковой, Н.Н. Петрухинцева и других авторов.
Проблемы отражения культуры модерна в изобразительном искусстве и творчестве отдельных его представителей исследуемой эпохи рассматривали А.Перрюшо, Й. Виге, М. Гарсиа Гальянд, Э. Панофский, Р. Стенерсен, Д.Уокер и другие авторы.
Вопросы взаимоотношения полов в европейской культуре рубежа XIX - XX веков рассматриваются в работах выдающихся философов и психологов Ф.Ницше, З.Фрейда, а также в трудах современных исследователей гендерных проблем Г.А.Бриндта, Н.Н. Козловой, И.Кона, А Юрчака, Э. Шара, К Хайдера, К. Палья, М. Фуко и других авторов.
Философско-эстетический и социологический подходы к интерпретации феномена моды представлены в трудах Г.Г. Шубина, Д. Кэссин-Скотт, Н.М. Аршавской, Л.С. Щербаковой, Л. Кабаловой, В.И. Сидоренко и других авторов, работавших над сборниками по истории костюма.
Научная гипотеза исследования.
В ходе нашего исследования будет доказываться следующая научная гипотеза. Формируя идеалы мужской и женской красоты, художники эпохи модерна отражали в идеальных образах мужчины и женщины гендерные проблемы, обострившиеся в переломную эпоху рубежа XIX-XX веков, а также кардинальные изменения в культуре общества.
Структура работы.
Структура работы, ее деление на главы определены внутренним содержанием материала исследования. Работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты социологической и культурной обусловленности красоты: определяется теоретическая база по вопросам основных категорий культурологии – понятия нормы, ценности, идеала. Во второй главе анализируются представления о мужской красоте эпохи модерна на примере изобразительных произведений той эпохи. В третьей главе на материале изобразительного искусства и литературных источников описываются два женских идеала красоты эпохи модерна – красота «роковой женщины» и «женщины жертвы». В заключении представлены выводы.



Глава 1. Социокультурная обусловленность идеала красоты
1.1 Теоретические представления о нормах, ценностях и идеалах в современной культурологии
В качестве исходной структуры культуры выступает категория нормы. Понятие культурной нормы фиксирует наиболее устойчивые исходные моменты, которые связанны с трансляцией социального опыта в процедурах примера, показа и языковой символики. Это категория, отражающая законы и стандарты социального бытия людей.
Можно выделить вслед за А.Я. Флиером несколько различных типов культурных норм.¹
Во-первых, нормы представляют собой систему разрешений и запретов на совершение каких-либо действий или высказывание каких-либо суждений, оценок и т.д. Нормы, понимаемые в этом смысле, можно определить как институциональные, зафиксированные в каких-то официальных документах (политических, юридических, религиозных и иных) и поддерживаемые как с помощью авторитета власти, так и применением насилия в необходимых случаях.
Классическим примером таких норм являются государственные законы и декреты, постановления церкви, уголовный кодекс и т. п. Подобные нормы играют важную роль в поддержании общественного порядка и социокультурной устойчивости общества в целом, но особенно в той части бытия человека, которая поддается публичному контролю.
Во-вторых, нормы могут быть сугубо статистическими, т. е. складывающимися стихийно в виде массового обычая поступать так, а не иначе, оценивать и осмысливать нечто в этом ракурсе, а не в каком-то другом. Такие нормы можно условно назвать этнографическими, поскольку механизм их сложения и действия практически неотличим от иных этнографических правил, обычаев, образцов. Неофициальный характер этих норм вовсе не гарантирует либерального отношения к их нарушителю, который может подвергнуться и довольно жестокому наказанию. Типичный пример этнографических норм - народные традиции. Несмотря на то, что попытки ученых проследить происхож-дение той или иной конкретной этнографической нормы иногда увенчивались успехом, собранный научный материал так и не дает оснований для создания универсальной теории порождения подобных норм.
В-третьих, нормы могут быть конвенциональными, т. е. рожденными в процессе общественного договора, но не имеющие силу закона. Такие нормы занимают промежуточное положение между институциональными и этнографическими, в каждом конкретном случае тяготея к одному или другому полюсу. Типичный пример - правила соседского поведения, нормы дружеских или любовных взаимоотношений, где границы разрешенного, запрещенного и оставляемого на усмотрение каждого, с одной стороны, интуитивно и культурно более или менее ясны, с другой стороны, не подвержены жесткой регламентации.
В-четвертых, нормы могут быть эталонными, специально созданными в качестве образца для подражания. К подобной практике иногда прибегают государственные и иные власти, но, как правило, апелляция к этому типу норм - удел искусства и отчасти религии. 2
Писатель, работая над образом своего героя, достаточно часто размышляет над тем, что этому герою будут подражать читающие книгу люди, то же самое можно сказать и о кинематографистах, художниках и т. п. В этом смысле влияние искусства на людей посредством демонстрации им тех или иных эталонных норм поведения, суждения, мировоззрения, образа жизни является наиболее сильным. 3
При всей важности культурных норм в социальной жизни общества, они являются не единственным механизмом социокультурной регуляции поведения и сознания людей. И это одна из причин поразительной устойчивости культуры в сложных исторических ситуациях.
Еще одним механизмом социокультурной регуляции поведения и сознания людей является такая категория как культурные ценности.4 Под культурными ценностями понимают сумму наиболее выдающихся по своему качеству произведений (шедевров) интеллектуального, ху-дожественного и религиозного творчества.5 В этот перечень входят также выдающиеся архитектурные и иные сооружения, уникальные произведения ремесла, а также произведения изобразительного искусства.
Культурологи также понимают под культурными ценностями некоторую квинтэссенцию социального опыта общества, в рамках которой собраны наиболее оправдавшие себя и показавшие наибольшую со-циальную эффективность принципы осуществления жизнедеятельности.6 Это нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, образцы, оценки, образы, мнения, интерпретации и т. п., то есть принципиальные нормы поведения и суждения, которые ведут к повышению социальной интеграции сообщества, к росту взаимопонимания между людьми, их комплиментарности, солидарности, взаимопомощи и т.д.
Культурные ценности, представляют собой некоторое «ядро»


'----------------------------------
Использованная литература и источники
1. Аршавская, Н.М, Щербакова, Л.С. Мода, вкус, красота/Н.М. Аршавская, Л.С. Щербакова. – М.: Профиздат, 1992.
2. Батлер, Д. Гендерные беспокойства//Антология гендерной теории: Сб. переводов/Д. Батлер. – Минск: Пропелеи, 2000.
3. Берн, Ш. Гендерная психология/ Ш. Берн. – СПб.: Прайт-ЕВРОЗНАК, 2002. –Большой толковый социологический словарь. М.: Вече, 2001.
4. Бредихина, Л. Репрезентационные практики в «женском» искусстве// Женщина и визуальные знаки/Л. Бредихина. – М.: Идея-пресс, 2000.
5. Бриндт, Г.А. Природа женщины как проблема (Концепции феминизма) // Общественные науки и современность/ Г.А. Бриндт. - 1998. - № 1.
6. Бурдье П. Структуры, Habitus, Практики // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас/П. Бурдье. - Новосибирск, 1995.
7. Виге, Й. Тулуз-Лотрек/ Ц.Виге. – М.: Айрис-пресс, 2006.
8. Гарсиа Гальянд, Мария Соль. Климт/ Мария Соль Гарсия Гальянд. – М.: Айрис-пресс, 2006.
9. Гнедич П.П. История искусства с древнейших времен/П.П. Гнедич. –М.: ООО «Издательский дом «Летопись», 2000.
10. Голомшток, Н.Н., Каретникова, И.А. Современное прогрессивное искусство в странах капитализма/ Н.Н. Голомшток, И.А. Каретникова. – М., 1965.
11. Гриненко, Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры/Г.В. Гриненко. – М., Юрайт, 1999.
12. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств: очерки. Выпуск 3/ Н.А. ДмитриевА. – М.: Искусство, 1993. –
13. Ерасов, Б.С. Социальная Культурология/ Б.С.Ерасов. – М.: Аспект-пресс, 1997.
14. Западное искусство XX века: между Пикассо и Бергманом. – СПб.: «Дмитрий Буланин», 1999.
15. Женские образы в мировом искусстве. – Метод доступа: http://slib.admsurgut.ru/zhenskieobra/11.htm [Цитировано от 08/04/09]
16. История костюма. – М.: Олма-пресс, 2002.
17. История костюма. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2001.
18. Изобразительное искусство Германии и Австрии в эпоху модерна. – Метод доступа: http://germanist.philosophy.pu.ru/readarticle.php?article_id=56 [Цитировано от 07.04.09].
19. История искусств: Западноевропейское искусство. – М.: Высшая школа, 1993.
20. История мирового искусства//Под ред. Е. Сабашникова. – М.: БММ АО, 1998.
21. Каган, М.С., Холостова, Т.В. Культура – философия – искусство/М.С. Каган, Т.В.Холостова. – М.: Знание, 1988.
22. Кабалова, Л. и др. Иллюстрированная энциклопедия моды/Л. Кибалова и др. – Прага: Издательство «Артия», 1986.
23. Козлова, Н.Н. Гендер и вхождение в модерн/ Н.Н. Козлова. – Метод доступа: http://ons.gfns.net/1999/5/15.htm[Цитировано от 07.04.09].
24. Кон, И. Мужское тело как эротический объект//Человек/ И. Кон. - 2000. - №6.
25. Корниенко, В.С. О законах красоты. К вопросу о сущности эстетических явлений в действительности и в искусстве/ В.С. Корниенко. – 1970.
26. Красота человека в искусстве. – М.: Искусство, 1969.
27. Крутоус, В.П. Категория прекрасного и эстетический идеал/ В.П. Крутоус. – М., 1985.
28. Кэссин-Скотт, Д. История костюма и моды: Наглядная эволюция стилей одежды с 1066 года до настоящего времени/Д. Кессин-Скотт. – М.: Эксмо-пресс, 2002.
29. Моррис, У. Искусство и жизнь. Избранные статьи, лекции, речи, письма/ У. Моррис. - М., 1973.
30. Муравьев, Ю. Культура // Научно просветительский журнал «Скепсис». – Метод доступа: http://scepsis.ru/library/id_122.html. Статья представляет собой главу XVIII из кн.: Социальная философия. Учебник. Под ред. И.А. Гобозова. - М.: Издатель Савин С.А., 2003. - С. 429-482.
31. Орлова, Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию/ Э.А.Орлова. – М.: Изд-во МГИК, 1994.
32. Перрюшо, А. Жизнь Тулуз-Лотрека/ А.Перрюшо. – М.: Радуга, 1990.
33. Петрухинцев, Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры/ Н.Н. Петрухинцев. – М.:Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001.
34. Пол, Гендер, Культура//Под ред. Э.Шара и К.Хайдер. - Часть 2. - М.. 2000.
35. Палья, К. Личины сексуальности/ К. Палья. – Екатеринбург: У-Фактория, Издательство Уральского университета, 2006. - С. 624-643.
36. Панофский, Э. Смысл и толкование изобразительного искусства/Э. Панофский. – М.: Академический проект,1999.
37. Рескин, Д. Лекции об искусстве / Д. Рескин. - М.: БГС-ПРЕСС, 2006.
38. Сарабьянов, Д.В. Модерн: история стиля/ Д.В. Сарабьянов. – М.: «Галарт», 2001.
39. Сидоренко, В.И. История стилей в искусстве и костюме/ В.И. Сидоренко. – М.: Феникс, 2004.
40. Соколов, К.Б. Десять веков российской ментальности. Картина мира и власть/ К.Б. Соколов. - СПб.: Аллетея, 2001.
41. Стенерсен, Р. Эдвард Мунк/ Р. Стенерсен. – М.: Издательство «Искусство», 1972.
42. Турчин, В.С. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн/ В.С. Турчин. – М.: «Вестник Московского ун-та». Серия «История», 1977. - №6.
43. Турчин, В.С. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн/ В.С. Турчин. – М.: «Вестник Московского ун-та». Серия «История», 1977. - №7.
44. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов/А.Я. Флиер. – М.: Академический проект, 2002.
45. Флиер, А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура//Общественные науки и современность/А.Я. Флиер. – 1997. - №2. – с.124-145.
46. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности/ М. Фуко. - М.: Касталь, 1996.
47. Шубин, Г.Г. Мода и эстетическая культура/ Г.Г. Шубин. – М.: Знание, 1987.
48. Эдвард Мунк. – М.: Изобразит. Искусство, 1984. – 62 с.
49. Эко, У. История Красоты/ У.Эко. – М.: Слово, 2008. – 440 с.
50. Энциклопедия социологии/Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – М.: Книжный Дом, 2003. – Метод доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/soc-0054.htm
51. Эстетические категории и искусство. – М., 1989.
52. Юрчак, А. По следам женского образа//Женщина и визуальные знаки/А. Юрчак. - Идея-пресс, 2000.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ