Четверг, 02.05.2024, 15:21
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Психология, социология » Диплом

20484 Особенности или механизм эффективности ТОП в работе с клиентами с повышенной тревожностью

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ТРЕВОЖНОСТИ 5
1.1. Понятие тревожности в современной научной литературе 5
1.2. Причины возникновения тревожности 14
1.3. Виды и симптомы тревожности 21
1.4. Значимость коррекции тревожности для оптимизации функционирования личности 28
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ТОП И ЕЕ МЕТОДОВ В РАБОТЕ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ 39
2.1. Топ: исторический ракурс 39
2.2. Анализ методов ТОП, использующихся в работе с тревожностью 59
ГЛАВА 3. ФЕНОМЕН ТРЕВОЖНОСТИ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 75
3.1. Эффективность методов ТОП в работе с тревожностью 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
ЛИТЕРАТУРА 100
Приложения 105











ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы тревожности как психологической особенности личности и решение указанной проблемы методами телесно-ориентированной психотерапии выражается в значительном интересе, который представляет данная проблема для психологии и психотерапии. Тревожность, как и другие эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у людей разных возрастных групп, и именно симптомы тревожности могут стать препятствием на пути нормального развития и функционирования личности.
Тревога - одно из самых тягостных переживаний. Каждому знакомо чувство неизвестно откуда надвигающей опасности. Ожидание надвигающей опасности сочетается с чувством неизвестности: человек не осознает, откуда она может грозить. В отличии от эмоций страха, тревога не имеет определенного источника. Можно сказать, что тревога - "страх неизвестно чего".
Термин "тревога" или, точнее, "тревожность" используется также для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности испытывать это состояние [58]. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги.
По мировой статистике, «реальный факт тревожности» - 15% , в России - 60-75%. То есть, при выборке опрошенных 100 человек в России всего 15 можно отнести к людям, не испытывающим повышенной тревожности. Еще более тревожность проявляется у людей, которые относятся к группе риска: находятся в заключении, инфицированы ВИЧ, страдают от какой-либо зависимости и т.д. Специфические черты развития таких групп личностей состоят в том, что любой внешний фактор может усилить состояние тревожности и особенно это негативно влияет на личность несовершеннолетних [32; 158].
Объект исследования – эмоциональная сфера личности.
Предмет – тревожность и методы ее коррекции в телесно-ориентированной психотерапии.
Цель данной дипломной работы – рассмотреть тревожность как психологическую особенность личности и определить специфику применения ТОП методов как коррекционных.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть тревожность как психологический феномен.
2. Проанализировать причины и особенности проявления тревожности.
3. Сделать экскурс в историю ТОП методов.
4. Рассмотреть специфику применения ТОП методов при коррекции тревожности.
5. Разработать краткосрочную методику коррекционной работы с использованием методов ТОП.
Выдвигается следующая гипотеза: тревожность как черта личности:
1. Может корректироваться методами телесно-ориентированной терапии.
2. Может быть снижена при проведении коррекционной работы, основанной на методах телесно-ориентированной терапии.
В исследовании были использованы следующие методы:
- Анализ теоретических источников по проблеме исследования.
- Экспериментальные методы (разработка методики).
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в поиске решения проблемы поддержания психического здоровья личности в стрессовых и социально дезадаптирующих ситуациях.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.


ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ТРЕВОЖНОСТИ
1.1. Понятие тревожности в современной научной литературе
Проблема изучения тревожности в отечественной и зарубежной литературе в последнее время обсуждается очень активно. С одной стороны, подчеркивается, что адекватный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и в целом является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование адаптивного ресурса зрелой личности. С другой стороны, большинство авторов отмечает, что именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах у детей подросткового и юношеского возраста (В.М. Астапов, А.И. Захаров, Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан и др.).
Принято считать, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая была впервые поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда.
З.Фрейд признавал необходимость разграничения страха и тревоги, считая, что страх — реакция на конкретную опасность, тогда как тревожность — реакция на опасность, не известную и не определяемую. Считая, что понимание тревожности имеет чрезвычайно большое значение для объяснения психической жизни человека, Фрейд очень скрупулезно подходил к анализу данного явления, неоднократно пересматривал и уточнял свою концепцию — главным образом в тех ее частях, которые касаются причин и функций тревожности. Фрейд определял тревожность как неприятное переживание, выступающее сигналом предвосхищаемой опасности. Содержание тревожности — чувства неопределенности и беспомощности.
Тревожность характеризуется тремя основными признаками — специфическим чувством неприятного; соответствующими соматическими реакциями (прежде всего усилением сердцебиения); осознанием этого переживания (78). Первоначально Фрейд допускал и существование бессознательной тревожности, однако затем пришел к заключению, что это состояние переживается сознательно и сопровождается возрастанием умения справляться с опасностью (с помощью борьбы или бегства). Тревожность помещается им в Эго.
Что касается бессознательной тревожности, то в дальнейшем она стала рассматриваться в русле исследований психологической защиты (А. Фрейд и др.) По мнению Фрейда, тревожность выступает повторением в наших фантазиях ситуаций, связанных с испытанными в прошлом опыте переживаниями беспомощности. Прообразом таких ситуаций является травма рождения. Эта идея в дальнейшем, вплоть до наших дней, активно разрабатывалась, причем порой в неожиданных формах.
Фрейд выделял три основных вида тревожности: 1) объективную, вызванную реальной внешней опасностью; 2) невротическую, вызванную опасностью не известной и не определенной; 3) моральную, определяемую им как «тревожность совести».
Анализ невротической тревожности позволил Фрейду выделить два ее основных отличия от объективной, то есть от реального страха. Невротическая тревожность отличается от объективной «в том, что опасность является внутренней, а не внешней, и в том, что она сознательно не признается». Основной источник невротической тревожности — боязнь потенциального вреда, который может причинить освобождение влечений. Невротическая тревожность, по Фрейду, может существовать в трех основных формах. Во-первых, это «свободно плавающая», «свободно витающая» тревожность, или «готовность в виде тревоги», которую, как образно замечает Фрейд, тревожный человек носит повсюду с собой и которая всегда готова прикрепиться к любому более или менее подходящему объекту (как внешнему, так и внутреннему). Например, она может воплотиться в страх ожидания. Во-вторых, это фобические реакции, которые характеризуются несоразмерностью вызвавшей их ситуации, — боязнь высоты, змей, толпы, грома и т.п. В-третьих, это страх, возникающий при истерии и тяжелых неврозах и характеризующийся полным отсутствием связи с какой-либо внешней опасностью.
Правда, с точки зрения Фрейда, разграничение объективной и невротической тревожности весьма условно, поскольку невротическая тревожность имеет тенденцию проецироваться вовне («прикрепляться к объекту»), приобретая вид реального страха, так как от внешней опасности избавиться легче, чем от внутренней. (78)
Несмотря на то, что в наши дни идеи классического психоанализа уже не столь популярны в психологическом сообществе, как в прежние времена, необходимо признать, что представления Фрейда на долгие годы, вплоть до наших дней, определили основные направления изучения тревожности.
Проблема тревожности получила дальнейшее развитие в русле неофрейдизма, в первую очередь в работах Г.С. Салливана, К. Хорни и Э. Фромма (81).
В работах К.Хорни особый акцент делается на роли неудовлетворения потребности в межличностной надежности. Рассматривая в качестве главной цели развития человека стремление к самореализации, Хорни оценивает тревогу как основное противодействие этой тенденции. Существуют различия между пониманием тревожности в ранних и более поздних работах Хорни. Неизменным, однако, оставалось подчеркивание роли среды в возникновении тревожности у ребенка. Возможности удовлетворения основных потребностей ребенка зависят от окружающих его людей. У ребенка есть и определенные межличностные потребности: в любви, заботе, одобрении со стороны других. Более того, по мнению Хорни, человек нуждается в определенных столкновениях — «здоровых трениях» — с желаниями и волей других. Если эти потребности удовлетворяются в раннем опыте ребенка, если он чувствует любовь и поддержку окружающих, то у него развивается чувство безопасности и уверенности в себе. Но слишком часто близкие люди не могут создать для ребенка такой атмосферы: их отношение к ребенку блокируется их собственными искаженными,


'----------------------------------
ЛИТЕРАТУРА
1. www.world-of-body.ru
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург. - 1999.
3. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. -Екатеринбург. - 1995
4. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. – М., 2006.
5. Анцупов А.Я., Леонов Н.И. Хрестоматия по конфликтологии.
6. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.// Психологический журнал, 1992. Т.13 №5.
7. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклонений поведения. - М., 1999.
8. Базарова Т.Ю. Еремина Б.Л. Управление персоналом. – М., 2002, 465с.
9. Баскаков В.Ю. Танатотерапия: искусство жизни и смерти// Хрестоматия по ТОП и психотехнике.- М.,2001. - С. 108 – 125.
10. Баскаков В.Ю. Танатотерапия посттравматического стресса, Актуальные проблемы психофизиологической коррекции функционального состояния военнослужащих (Материалы всеармейской научно-практической конференции). - С-Петербург, 2001.
11. Баскаков В.Ю. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: обобщение и сравнительный анализ существующих подходов// Телесность человека: междисциплинарные исследования. - М., 1991. – С. 13-20
12. Божович Л.И. Проблемы формирования личности// Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.,1995. – С. 352.
13. Бороздина Л. В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вести. Моск. ун-та. - Серия 14.- Психология. - 1986. - № 3. - С. 21—30.
14. Браун Дж. Фрейд и постфрейдисты: статьи.- М., 1993. - С.12.
15. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Издательство Московского университета. – 1994.
16. Вачнов И. Основы психологии группового треннинга. - М., 2000.
17. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. : Изд-во МГУ, 1976.
18. Возрастная и педагогическая психология //Под ред. Петровского. - М., 1979.
19. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.// Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979. -288с.
20. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/ Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., - М. 1979. -288с.
21. Газарова Е.Э. Психология телесности, Институт общегуманитарных исследований, М, 2002.
22. Гомеопатия и психокоррекция: новые возможности телесно-ориентированной терапии /Е.В.Башмакова, Н.В.Башмакова, М.В.Лазарева и др. – Эл. ресурс.
23. Гринберг Д. Управление стрессами. - М., 2002.
24. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000.
25. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М, 1994.
26. Изард К. Эмоции человека. - М., 2002.
27. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 1980.
28. Изард Кэррол Э. Психология эмоций/Пер. с англ.- СПб.: Питер, 1999.-464с
29. Ильин Е.П. Эмоции и чувства - Питер. - 2001.
30. К. Леонгард Акцентурированные личности.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.
31. Кent J.T. Repertory of the homoepatic Materia Medica. – New Delhi: B. Jain Publishers, 1995 – 1494 p.p.
32. Киртбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. 2 изд. – М.: Смысл, 2000.
33. Козер Л.А. Завершение конфликта: статьи. – М., 2004.
34. Козлов В.М. Свободное дыхание. - М., 1993.
35. Коллиндж У. Альтернативная медицина. - М.: Вече-АСТ, 1997. – 416 с.
36. Коляну Н. Введение в психотехнику Свободного Дыхания. Переяславль-Залесский, 1992.
37. Кон И.С. В поисках себя. – М., 1984, с 225 Гл.1 ч.2.гл1.
38. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. - С.-Петербург, Речь, 2002.
39. Кочубей Б., Новикова Е. Снимем маску с тревоги// Семья и школа. -№11. - 1988.
40. Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности // Семья и школа. -№9. - 1988.
41. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко;под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.,1999. - С.195.
42. Кьеркегор С. Понятие страха. – М., 1993. - С. 143.
43. Левитов Н.Д. Психологическое состояние беспокойства, тревоги //Вопросы психологии.- 1969 - №1- С. 131-138.
44. Лоуэн А. Предательство тела. - Екатеринбург, 1999.
45. Лоуэн А.. Физическая динамика структуры характера. М., 1996.
46. Лук А.Н. Эмоции и личность. – М., 2002.
47. Мэй Р. Проблема тревоги. – М., 2001.
48. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -576с.
49. Немов Р.С. Психология / книга 3. - М: - Владос 2001.
50. Нюнберг Г. Процесс защиты. Защитный барьер против раздражителей и принцип удовольствия – неудовольствия. // Г.Нюрберг. Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов. Пер.с агнл. М: Институт общегуманитарных исследований, 1999. - С. 202-239.
51. Обозов Л.Н. Психодиагностика. –М., 1999.
52. Обозов Л.Н. Психологическое консультирование. Методическое пособие. - СПб, 1995.
53. Обухов Я.Л. Глубинно-психологический подход в психотерапии психосоматических заболеваний. - Харьков, 1999.
54. Практическая психология: Учебно-методическое пособие/Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. - Мн. : Ред. Журн. "Адукацыя i выхаванне", 1997. -212с.
55. Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования. – 1998. - №2.
56. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодаление тревожности //Психологическая наука и образование. – 1998. - №2. – с.11-17.
57. Психологические состояния. Хрестоматия /Сост. Куликова Л,В. СПб., 2000.
58. Психологический словарь /Под ред. Давыдова В.В. - М.,1983.
59. Психологический словарь. / Общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского, - М., 1990.
60. Психология личности: Хрестоматия. - СПб. - 1997.
61. Психология страха: Популярная энциклопедия, -М., 1999.
62. Психотерапевтическая энциклопедия / Под редакцией Б. Карвасарского. - СПб., 1998.
63. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) - М., 1996.
64. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Бахрах-М, 2000. – 672 с.
65. Райх В. Анализ личности. - М., 1999.
66. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.,2000
67. Рудестам К.. Групповая психотерапия. - СПб., 1998
68. Свидерская Н.Е., Прудников В.Н., Антонов А.Г. Особенности ЭЭГ-признаков тревожности у человека // Журнал высшей нервной деятельности. - 2001. - Т.51. - №2. - С.158-165.
69. Сергеева Л.С. Телесно-ориентированная психотерапия. – СПб, 2000
70. Симонов П. Познание неосознаваемого. - М., 2002.
71. Сперлинг Абрахам П. Психология:Пер. с англ./А.П.Сперлинг.-Минск: Попурри,2002.-432с.:ил.
72. Спиноза Б. О происхождении и природе аффектов/Психология эмоций: Тексты.– М., 1984.
73. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Практикум. - Ростов – на – Дону. Феникс, 2001.
74. Суворова В.В. Психофизиология стресса. - М., 1975. - 237с.
75. Техника групповой психотерапии. СПб.: Питер. 2001.
76. Фейдимен Д., Фрейгер Р.. Личность и личностный рост. М, 1994.
77. Флоренский П. Человек умирает только раз в жизни / "Не восхищением непщева" (Филип.2,6-8) (К суждению о мистике). - Сергиев Посад, 1915.
78. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. – С-Пб.., 1997.
79. Хван Ю. Система здоровья Норбекова. Расширенный и ускоренный курс. Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, Москва, Олма-Пресс, 2001.
80. Холмс П. Внутренний мир снаружи: теории объектных отношений.- М., 1999. - 277с.
81. Хорни К. Собрание сочинений в 3 томах. - М.: Смысл, 1997.-Т.2. – С.174-180.
82. Хрестоматия по психологии/ Под ред. А.В.Петровского. – М., Просвещение. - 528с.
83. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В. Баскакова. - М., 1997.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ