20639 Гендерные отличия самоотношения в юношеском возрасте
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОГО РАЗЛИЧИЯ САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 6 1.1 Понятие гендер в современной научной литературе 6
1.2 Самоотношение в юношеском возрасте 18 1.3 Стереотипы маскулинности и феминности в молодежной среде 29 Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОТЛИЧИЙ САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 37 2.1 Методы исследования 37 2.2 Анализ результатов исследования 41
ВЫВОДЫ 59
ЛИТЕРАТУРА 63 ПРИЛОЖЕНИЕ 66
ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы самоотношения в юношеском возрасте объясняется тем, что именно в этот период происходит, становление его самосознания, сопровождаемое рядом психосоциальных противоречий. С одной стороны, молодой человек воспринимает себя как личность исключительную, ставит себя выше других людей, с другой стороны сомневается в себе, но старается не допускать в сознание эти сомнения. Многочисленные психологические, педагогические и социологические исследования показывают, что специфика социальной ситуации развития самоотношения в структуре самосознания подрастающего поколения характеризуется ростом самосознания, стремлением к взрослости, изменением оценочного отношения к окружающим, выбором дальнейшего жизненного пути, интенсивным развитием компонентов структуры Я-концепции, открытостью, быстрым вхождением в предлагаемые роли, особой чувствительностью к оценкам окружающих. Проблеме отношения к себе – самоотношения – уделялось значительное внимание в работах разных авторов. Ей посвящен целый ряд теоретических и экспериментальных исследований отечественных психологов (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Л.Я.Гозман, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, В.Н.Мясищев, С.Р.Пантилеев, С.Л.Рубинштейн, Н.И.Сарджвеладзе, В.В.Столин, Н.Е.Харламенкова и др.), которые рассматривали ее в контексте более общей проблемы – проблемы развития личности. В зарубежной психологической литературе также имеются многочисленные исследования по психологии самосознания и самоотношения. Это работы У.Джеймса, С.Куперсмит, Дж.Маккарти, Г.Марвелла, М.Розенберга, Р.Уайли, Л.Уэллса, Л.Фестингера, Д.Ходжа и др. Однако анализ современного состояния проблемы показывает, что до сих пор в науке отсутствует систематизация отдельных проявлений отношения к себе и их представление в виде структуры самоотношения. Актуальность проблемы исследования усиливают существующие противоречия процесса развития самоотношения в структуре самосознания современных юношей и девушек: - между социальной ситуацией развития и новообразованиями личности в юношеском возрасте; - между новой внутренней позицией и прежним объективным положением личности; - между актуальной системой отношений с действительностью и способностью реализовать эти отношения. Одним из высших уровней системы субъектно-личностных отношений является отношение к себе, к своим поступкам, собственной личности, т.е. самоотношение. Отношение к себе играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Являясь интегральным свойством личности, подобное отношение накладывает определенный отпечаток на все психические процессы и явления, что остается актуальным как для детского возраста, так и для всех остальных периодов жизни человека. Объект исследования: самоотношение в юношеском возрасте. Предмет исследования: гендерные отличия юношеского самоотношения. Цель исследования: выявление и изучение гендерных различий самоотнощения в юношеском возрасте. Гипотеза: мы предположили, что структура самоотношения у юношей и девушек будет отличается. В соответствии с целью дипломной работы были поставлены следующие задачи: 1. Определить понятие гендера. 2. Изучить самоотношение в юношеском возрасте, его особенности. 3. Подготовить и провести исследование с помощью методик. 4. Провести анализ и сравнить полученные данные. 5. Подвести итоги по проведенному исследованию. Методологическую основу предпринятого исследования составили принцип развития (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), деятельностный и антропологический подходы к изучению процессов развития личности, методы математико-статистической обработки: оценка нормальности распределений переменных, описательная статистика, непараметрический метод сравнения двух выборок с использованием U-критерия Манна-Уитни для независимых выборок. Теоретической основой настоящей работы явились фундаментальные идеи отечественной и зарубежной психологии в области психологии: личности (К.А.Абульханова-Славская); самоотношения (С.Р.Пантилеев, Н.И.Сарджвеладзе, В.В.Столин); психологического пространства (С.К.Нартова-Бочавер), теории индивидуальности (В.М. Русалов). База исследования: СОШ № 52 пос. Ильского, Краснодарского края. Выборку исследования составили учащиеся одиннадцатых классов в количестве 50 человек. Структура и объем работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения,
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОГО РАЗЛИЧИЯ САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 1.1 Понятие гендер в современной научной литературе
Психология гендерных отношений представляет собой новое теоретическое и прикладное направление в психологии. Такой статус психологии гендерных отношений был достигнут благодаря осуществлению ряда последовательных аналитических и исследовательских процедур, которые позволили научно обосновать возможность существования этого нового направления в социальной психологии как с точки зрения теории, так и при помощи проверки теоретических положений эмпирическими исследованиями. В этом параграфе уделим внимание только теоретическому обоснованию психологии гендерных отношений. Теоретическое обоснование выделения любого нового научного направления включает следующую последовательность действий: 1) обозначение границ этого направления и уточнение его связей с близкими областями знания; 2) определение статуса этого нового направления; 3) определение предметной области; 4) раскрытие базовой исследовательской методологии; 5) выделение структуры новой области знания и определение содержания основных понятий и феноменов. Рассмотрим последовательно каждый из выделенных этапов. Первый этап связан с обозначением границ психологии гендерных отношений и уточнения связей этого направления с близкими областями знания. Для этого был проведен анализ научных предпосылок возникновения психологии гендерных отношений, которые созданы в различных областях научного знания. Наибольший вклад в развитие направления "психология гендерных отношений"
'---------------------------------- Литература
1. Арбатова М. Что обещает обществу феминизм. По материалам сайта www.arbatova.ru/публицистика. 2. Бадинтер Э. Мужская сущность. Перевод с франц. М., 2005. 3. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Питер, 2006. Ениколопов С.Н. Дворянчиков Н.В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии// Психологический журнал, 2004, №3, с.,100-103. 4. Боренстейн Э. Маскулинность и национализм в современных русских «мужских журналах». Эрос и порнография в русской культуре. Под ред. М. Левитта и А. Топоркова. М.: ЛАДОМИР, 2005. 5. Гендерный калейдоскоп. Курс лекций/Под ред. М.М.Малышевой. М.: Academia, 2002. 6. Геодакян В. А. Эволюционная теория пола // Природа. - 2004. - № 8. С. 54-58. 7. Завадская Л. Женское и правозащитное движения: по пути ли нам?//Женщина Плюс №2/2008. 8. Клецина И.С. Гендерная социализация. Учебное пособие. Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена 2008. 9. Клецина И.С. От психологии пола – к гендерным исследованиям в психологии//Вопросы психологии. 2003. № 1. с.61-78. 10. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. СПб., Алетейя, 2004. 11. Кон И. С. Мужское тело как эротический объект // Гендерные исследования. - 2000. - № 3. – С. 89-92. 12. Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). М.: Наука, 2008. Кон И. С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке. М.: О.Г.И., 20007. 13. Кон И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. "Кризис маскулинности” и мужские движения. http://sexology.narod.ru/publ018_1.html. 14. Мещеркина Е. Введение в антологию мужской жизни. Судьбы людей: Россия ХХ век. Биография семей как объект социологического исследования. М.: ИС РАН, 2006. 15. Митина О. Гендерное поведение и стереотипы // Женщина Плюс №2/2008. 16. Образование и бизнес. Мужчины и женщины: кто воспитатель, а кто генерал? №34 (58) 26 сентября 2000. 17. Пантилеев С.Р. Строение самоотношения как эмоционально-оценочной системы: Дис.... канд. псих, наук: 19.00.01.-М., 1989.-202 с. 18. Пантилеев СР. Методика исследования самоотношения. – М.: Смысл, 2003.-32 с. 19. Пантилеев СР. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. - М.: МГУ, 2001. 20. Портнова, Ю.М. Индивидуальные особенности самоотношения студентов вузов /Ю.М.Портнова // Приволжский научный журнал, Н.Новгород, ННГАСУ. 2008. №3 (7). с.142149. 21. Практикум по гендерной психологии/Под ред. И.С.Клециной. СПб.: Питер. 2003. 22. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. - М.: ЧеРо, 2008. - 776с. - с. 154-160 23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 2008.-688 с. 24. Словарь гендерных терминов/Под ред. А.А.Денисовой. М.: Информация-XXI век, 2002. 25. Социальная психология. Словарь-справочник. Сост. Крысько В.Г. – М.: АСТ, 2008. 26. СтолинВ.В. Самосознание личности. - М: МГУ, 2003.-284 с. 27. Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций/Под ред. О.А.Ворониной. М.: МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2008. с.13-108. 28. Тест-опросник самоотношения В.В. Столина [Электрон, ресурс]. -Режим доступа: http://azps.ru/tests/tests2_stolin.html 29. Трудно быть мужчиной //Химия и жизнь. - № 4, 2001. – С. 87-89. 30. Хамитов Н.В. Философия человека: от метафизики к метаантропологии. - М.: Проспект, 2002. 31. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». Отв. ред. О.А.Воронина. М., 2007. 32. Хрестоматия феминистских текстов. Переводы/Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб., 2007. 33. Черепанова И. Дом колдуньи. – М.: КСП, 2006г. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 2009. 34. Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис. - М.: Владос, 2006. Юнг К.Г. Алхимия снов. - СПб.: Весь, 2007. 35. Ярская – Смирнова Е. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе// Введение в гендерные исследования. Ч.I: Учебное пособие/Под ред. И.А.Жеребкиной. Харьков:ХЦГИ, 2001; СПб., Алетейя, 2006. с.17- 48.
Приложение
ТЕСТ-ОПРОСНИК CАМООТНОШЕНИЯ (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев) Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: 1) глобальное самоотношение; 2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; 3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я». В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения.. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них . раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения. Опросник включает следующее шкалы. Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого. - Шкала I – самоуважение. Шкала II –аутосимпатия. Шкала III – ожидаемое отношение от других. Шкала IV – самоинтерес. Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого. Шкала 1 – самоуверенность. Шкала 2 – отношение других. Шкала 3 – самопринятие. Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность. Шкала 5 – самообвинение. Шкала 6 – самоинтерес. Шкала 7 – самоионимание. Глобальное самоотношение– внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя. Самоуважение – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя. Аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятия», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе,– видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»). Самоинтерес – шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других. Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих. Инструкция испытуемым. Вам предлагается ответить на следующие 57 утверждений. Если Вы согласны с данным утверждением ставьте знак «+», если не согласны то знак «–». Тест опросника 1. Думаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпатией. 2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом. 3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой. 4. Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки. 5. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других. 6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности. 7. Мое «Я» всегда мне интересно. 8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя. 9. В моей жизни есть или по крайней мере были люди с которыми я был чрезвычайно близок. 10. Собственное уважение мне еще надо заслужить. 11. Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел. 12. Я вполне доверяю своим внезапно