Четверг, 02.05.2024, 04:25
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Психология, социология » Диплом

20639 Гендерные отличия самоотношения в юношеском возрасте

ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОГО РАЗЛИЧИЯ
САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Понятие гендер в современной научной литературе 6

1.2 Самоотношение в юношеском возрасте 18
1.3 Стереотипы маскулинности и феминности в молодежной среде 29
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ
ОТЛИЧИЙ САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 37
2.1 Методы исследования 37
2.2 Анализ результатов исследования 41

ВЫВОДЫ 59

ЛИТЕРАТУРА 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 66





ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы самоотношения в юношеском возрасте объясняется тем, что именно в этот период происходит, становление его самосознания, сопровождаемое рядом психосоциальных противоречий. С одной стороны, молодой человек воспринимает себя как личность исключительную, ставит себя выше других людей, с другой стороны сомневается в себе, но старается не допускать в сознание эти сомнения.
Многочисленные психологические, педагогические и социологические исследования показывают, что специфика социальной ситуации развития самоотношения в структуре самосознания подрастающего поколения характеризуется ростом самосознания, стремлением к взрослости, изменением оценочного отношения к окружающим, выбором дальнейшего жизненного пути, интенсивным развитием компонентов структуры Я-концепции, открытостью, быстрым вхождением в предлагаемые роли, особой чувствительностью к оценкам окружающих.
Проблеме отношения к себе – самоотношения – уделялось значительное внимание в работах разных авторов. Ей посвящен целый ряд теоретических и экспериментальных исследований отечественных психологов (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Л.Я.Гозман, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, В.Н.Мясищев, С.Р.Пантилеев, С.Л.Рубинштейн, Н.И.Сарджвеладзе, В.В.Столин, Н.Е.Харламенкова и др.), которые рассматривали ее в контексте более общей проблемы – проблемы развития личности. В зарубежной психологической литературе также имеются многочисленные исследования по психологии самосознания и самоотношения. Это работы У.Джеймса, С.Куперсмит, Дж.Маккарти, Г.Марвелла, М.Розенберга, Р.Уайли, Л.Уэллса, Л.Фестингера, Д.Ходжа и др. Однако анализ современного состояния проблемы показывает, что до сих пор в науке отсутствует систематизация отдельных проявлений отношения к себе и их представление в виде структуры самоотношения.
Актуальность проблемы исследования усиливают существующие противоречия процесса развития самоотношения в структуре самосознания современных юношей и девушек:
- между социальной ситуацией развития и новообразованиями личности в юношеском возрасте;
- между новой внутренней позицией и прежним объективным положением личности;
- между актуальной системой отношений с действительностью и способностью реализовать эти отношения.
Одним из высших уровней системы субъектно-личностных отношений является отношение к себе, к своим поступкам, собственной личности, т.е. самоотношение. Отношение к себе играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Являясь интегральным свойством личности, подобное отношение накладывает определенный отпечаток на все психические процессы и явления, что остается актуальным как для детского возраста, так и для всех остальных периодов жизни человека.
Объект исследования: самоотношение в юношеском возрасте.
Предмет исследования: гендерные отличия юношеского самоотношения.
Цель исследования: выявление и изучение гендерных различий самоотнощения в юношеском возрасте.
Гипотеза: мы предположили, что структура самоотношения у юношей и девушек будет отличается.
В соответствии с целью дипломной работы были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие гендера.
2. Изучить самоотношение в юношеском возрасте, его особенности.
3. Подготовить и провести исследование с помощью методик.
4. Провести анализ и сравнить полученные данные.
5. Подвести итоги по проведенному исследованию.
Методологическую основу предпринятого исследования составили принцип развития (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), деятельностный и антропологический подходы к изучению процессов развития личности, методы математико-статистической обработки: оценка нормальности распределений переменных, описательная статистика, непараметрический метод сравнения двух выборок с использованием U-критерия Манна-Уитни для независимых выборок.
Теоретической основой настоящей работы явились фундаментальные идеи отечественной и зарубежной психологии в области психологии: личности (К.А.Абульханова-Славская); самоотношения (С.Р.Пантилеев, Н.И.Сарджвеладзе, В.В.Столин); психологического пространства (С.К.Нартова-Бочавер), теории индивидуальности (В.М. Русалов).
База исследования: СОШ № 52 пос. Ильского, Краснодарского края. Выборку исследования составили учащиеся одиннадцатых классов в количестве 50 человек.
Структура и объем работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения,







1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОГО РАЗЛИЧИЯ САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие гендер в современной научной литературе

Психология гендерных отношений представляет собой новое теоретическое и прикладное направление в психологии. Такой статус психологии гендерных отношений был достигнут благодаря осуществлению ряда последовательных аналитических и исследовательских процедур, которые позволили научно обосновать возможность существования этого нового направления в социальной психологии как с точки зрения теории, так и при помощи проверки теоретических положений эмпирическими исследованиями. В этом параграфе уделим внимание только теоретическому обоснованию психологии гендерных отношений.
Теоретическое обоснование выделения любого нового научного направления включает следующую последовательность действий:
1) обозначение границ этого направления и уточнение его связей с близкими областями знания;
2) определение статуса этого нового направления;
3) определение предметной области;
4) раскрытие базовой исследовательской методологии;
5) выделение структуры новой области знания и определение содержания основных понятий и феноменов. Рассмотрим последовательно каждый из выделенных этапов.
Первый этап связан с обозначением границ психологии гендерных отношений и уточнения связей этого направления с близкими областями знания. Для этого был проведен анализ научных предпосылок возникновения психологии гендерных отношений, которые созданы в различных областях научного знания. Наибольший вклад в развитие направления "психология гендерных отношений"

'----------------------------------
Литература

1. Арбатова М. Что обещает обществу феминизм. По материалам сайта www.arbatova.ru/публицистика.
2. Бадинтер Э. Мужская сущность. Перевод с франц. М., 2005.
3. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Питер, 2006.
Ениколопов С.Н. Дворянчиков Н.В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии// Психологический журнал, 2004, №3, с.,100-103.
4. Боренстейн Э. Маскулинность и национализм в современных русских «мужских журналах». Эрос и порнография в русской культуре. Под ред. М. Левитта и А. Топоркова. М.: ЛАДОМИР, 2005.
5. Гендерный калейдоскоп. Курс лекций/Под ред. М.М.Малышевой. М.: Academia, 2002.
6. Геодакян В. А. Эволюционная теория пола // Природа. - 2004. - № 8. С. 54-58.
7. Завадская Л. Женское и правозащитное движения: по пути ли нам?//Женщина Плюс №2/2008.
8. Клецина И.С. Гендерная социализация. Учебное пособие. Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена 2008.
9. Клецина И.С. От психологии пола – к гендерным исследованиям в психологии//Вопросы психологии. 2003. № 1. с.61-78.
10. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. СПб., Алетейя, 2004.
11. Кон И. С. Мужское тело как эротический объект // Гендерные исследования. - 2000. - № 3. – С. 89-92.
12. Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). М.: Наука, 2008. Кон И. С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке. М.: О.Г.И., 20007.
13. Кон И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. "Кризис маскулинности” и мужские движения. http://sexology.narod.ru/publ018_1.html.
14. Мещеркина Е. Введение в антологию мужской жизни. Судьбы людей: Россия ХХ век. Биография семей как объект социологического исследования. М.: ИС РАН, 2006.
15. Митина О. Гендерное поведение и стереотипы // Женщина Плюс №2/2008.
16. Образование и бизнес. Мужчины и женщины: кто воспитатель, а кто генерал? №34 (58) 26 сентября 2000.
17. Пантилеев С.Р. Строение самоотношения как эмоционально-оценочной системы: Дис.... канд. псих, наук: 19.00.01.-М., 1989.-202 с.
18. Пантилеев СР. Методика исследования самоотношения. – М.: Смысл, 2003.-32 с.
19. Пантилеев СР. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. - М.: МГУ, 2001.
20. Портнова, Ю.М. Индивидуальные особенности самоотношения студентов вузов /Ю.М.Портнова // Приволжский научный журнал, Н.Новгород, ННГАСУ.  2008.  №3 (7).  с.142149.
21. Практикум по гендерной психологии/Под ред. И.С.Клециной. СПб.: Питер. 2003.
22. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. - М.: ЧеРо, 2008. - 776с. - с. 154-160
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 2008.-688 с.
24. Словарь гендерных терминов/Под ред. А.А.Денисовой. М.: Информация-XXI век, 2002.
25. Социальная психология. Словарь-справочник. Сост. Крысько В.Г. – М.: АСТ, 2008.
26. СтолинВ.В. Самосознание личности. - М: МГУ, 2003.-284 с.
27. Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций/Под ред. О.А.Ворониной. М.: МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2008. с.13-108.
28. Тест-опросник самоотношения В.В. Столина [Электрон, ресурс]. -Режим доступа: http://azps.ru/tests/tests2_stolin.html
29. Трудно быть мужчиной //Химия и жизнь. - № 4, 2001. – С. 87-89.
30. Хамитов Н.В. Философия человека: от метафизики к метаантропологии. - М.: Проспект, 2002.
31. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». Отв. ред. О.А.Воронина. М., 2007.
32. Хрестоматия феминистских текстов. Переводы/Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб., 2007.
33. Черепанова И. Дом колдуньи. – М.: КСП, 2006г.
Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 2009.
34. Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис. - М.: Владос, 2006.
Юнг К.Г. Алхимия снов. - СПб.: Весь, 2007.
35. Ярская – Смирнова Е. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе// Введение в гендерные исследования. Ч.I: Учебное пособие/Под ред. И.А.Жеребкиной. Харьков:ХЦГИ, 2001; СПб., Алетейя, 2006. с.17- 48.








Приложение

ТЕСТ-ОПРОСНИК CАМООТНОШЕНИЯ
(В. В. Столин, С. Р. Пантелеев)
Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с
разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры
самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня
самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: 1) глобальное
самоотношение; 2) самоотношение, дифференцированное по
самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему
«Я».
В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа»
(знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки
выраженности тех или иных черт) и самоотношения.. В ходе жизни человек
познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют
содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе
самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них . раскрывается,
оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более
или менее устойчивого самоотношения.
Опросник включает следующее шкалы.
Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против»
собственно «Я» испытуемого. -
Шкала I – самоуважение.
Шкала II –аутосимпатия.
Шкала III – ожидаемое отношение от других.
Шкала IV – самоинтерес.
Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение
выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я»
испытуемого.
Шкала 1 – самоуверенность.
Шкала 2 – отношение других.
Шкала 3 – самопринятие.
Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность.
Шкала 5 – самообвинение.
Шкала 6 – самоинтерес.
Шкала 7 – самоионимание.
Глобальное самоотношение– внутренне недифференцированное
чувство «за» и «против» самого себя.
Самоуважение – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения,
касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания»,
«самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который
эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности,
энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать
собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.
Аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых
отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу
вошли пункты, касающиеся «самопринятия», «самообвинения». В
содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение
себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную
самооценку, на негативном полюсе,– видение в себе по преимуществу
недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты
свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как
раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом
тебе»).
Самоинтерес – шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому
себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность
общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для
других.
Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих
ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.
Инструкция испытуемым. Вам предлагается ответить на следующие
57 утверждений. Если Вы согласны с данным утверждением ставьте знак
«+», если не согласны то знак «–».
Тест опросника
1. Думаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпатией.
2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.
3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.
4. Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки.
5. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.
6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно
поражает то, насколько мой образ далек от действительности.
7. Мое «Я» всегда мне интересно.
8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.
9. В моей жизни есть или по крайней мере были люди с которыми я был
чрезвычайно близок.
10. Собственное уважение мне еще надо заслужить.
11. Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел.
12. Я вполне доверяю своим внезапно
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ