Четверг, 02.05.2024, 13:53
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Психология, социология » Диплом

20678 Процессы адаптации военнослужащих

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы адаптации военнослужащих ……………………..
1.1. Теоретико-методологические подходы к проблеме адаптации…….
1.2. Особенности адаптации военнослужащих…………..……………….
1.3. Психологические особенности возраста призывников…………….
Глава 2. Практическое изучение процесса адаптации военнослужащих…….
2.1. Предмет, объект исследования. Методы и методи-ки.……………………
2.2. Анализ экспериментального материала……………………………...
2.2.1. Анализ эмпирических данных на уровне средних показателей....
2.2.2. Корреляционный анализ…………………………………………….
Выводы…………………………………………….….………………………….
Рекоменда-ции………………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………….…………………………..
Приложения…………………………………..……………………………………


..3
.7
..7
.16
29
.35
.35
43
56
.67
71
.76
79
87



.










ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования определяется необходимостью разработки психолого-педагогических технологий, направленных на адаптацию личности к качественно изменяющимся социальным ситуациям, в частности, сквозь призму влияние личностных особенностей на адаптацию военнослужащих по призыву. Условием адаптации личности к новым социальным ситуациям выступает включение личности в формы деятельности, соответствующие новым ситуациям. В ряде случаев включение человека в новые, непривычные для него формы деятельности осложняется отсутствием у него ряда личностных качеств, необходимых для того или иного вида деятельности.
В современной педагогике и психологии разрабатываются технологии и приемы усвоения человеком предметного содержания деятельности. Изменение личностных качеств, необходимое для адекватного включения человека в новые социальные ситуации и новые формы деятельности крайне редко становится объектом психологии. В то же время, в культуре общества наработан целый ряд психолого-педагогических процедур и технологий, обеспечивающих включение человека в новое для него мотивационное и смысловое пространство деятельности. Это – сознательно или стихийно организуемые технологические процедуры, способствующие адекватному личностному включению индивида в иную социальную ситуацию, например, такую как призыв гражданской молодежи на военную службу.
В этих условиях проблемы социально-психологической адаптации молодых солдат срочной службы приобретают особую важность. Ведь они перемешаются из одной психологической среды в другую, все это придает адаптации молодых солдат срочной службы особую остроту, а часто и болезненный, конфликтный характер. Ну а личностные и общественные издержки от неудавшейся адаптации этой категории военнослужащих порою редко осознаются и рассматриваются в качестве психологических причин негативных явлений в армейской среде. Всегда это не только несостоявшийся профессионал. Нередко под угрозу ставится и формирование личности.
Большим резервом дальнейшего повышения эффективности учебно-воспитательного процесса является оптимизация адаптации молодых солдат к учебной, служебной и общественной деятельности. Это объясняется тем, что успешность обучения и воспитания молодых солдат их учебная, служебная и общественная активность, воинская дисциплина, настроение и самочувствие в значительной мере завися от особенностей протекания их адаптации.
Отмечая роль адаптации в деятельности человека, М.И. Дьяченко подчеркивает: «Положительный эффект адаптации - относительное соответствие состояния и поведения человека влияниям новой среды. Если же адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения и даже нарушения в регуляции жизнедеятельности»
Компетентность командиров, офицеров воспитательных структур в психологии адаптации повышает их возможности целенаправленного и эффективного влияния на умонастроения и деятельность молодых солдат в самый сложный и трудный для них период профессионального становления. Знание и правильный учет психологических особенностей адаптации молодых солдат способствует повышению их учебной, служебной и общественной активности, укреплению воинской дисциплины, прогнозированию их поведения и деятельности, сплочению и развитию коллективов в общевойсковых подразделениях.
Однако психологические особенности адаптации военнослужащих срочной службы к учебной, служебной и общественной деятельности учитываются далеко не всеми командирами и офицерами воспитательных структур, порой они не обладают необходимыми военно-психологическими знаниями. Им нужны психологически обоснованные методические рекомендации и советы.
Актуальность этой проблемы повышается в связи с формированием в современной армии новых видов деятельности, требующих при включении военнослужащего в эти деятельности качественных изменений в его личности. Психологическое изучение проблемы адаптации позволяет перейти к разработке педагогических технологий, обеспечивающих направленное изменение личностных качеств индивида.
Исследование адаптации военнослужащих по призыву и педагогических практик в отношении них, как компонентов культуры воспитания приобретает в современной армии актуальность в связи с особой ситуацией, сложившейся в российской системе воспитания молодежи – кризисом воспитательных структур, возникших в советские времена, потерей подконтрольности воспитательного процесса со стороны государственных структур, в том числе, и Вооруженных Сил. Отсутствие в системе воспитания молодежи сознательно применяемых методик к взрослеющим субъектам воспитания приводит к тому, что стихийно возникают аналоги таких инициаций в виде «дедовщины» в армии, в виде особой жестокости отношений в молодежных группировках, частично в росте молодежной преступности и в иных, порой уродливых, формах.
Цель работы: определить характер влияния личностных особенностей на социальную адаптацию военнослужащих по призыву.
Основная гипотеза нашего исследования заключается в том, что процесс адаптации военнослужащих стимулирует определенные психологические изменения субъекта, а новый статус, полученный при прохождении воинской службы, является и социальным, и психологическим.
Объект исследования: социальная адаптация военнослужащих по при-зыву.

'----------------------------------
Список использованной литературы

1. Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных условиях. - М., 1991.
2. Альманах психологических тестов. Под ред. Р.Р. и С.А. Римских. - М., 2005.
3. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в Вузе//Человек и общество: Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества. - Л.: ЛГУ 1973.
4. Банников К.Л. Антропология экстремальных групп. Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы российской армии / Этнографическое обозрение, 2001. - № 1.
5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 2005.
6. Военная психология и педагогика. Под ред. А.В. Барабанщикова. – М., 2007.
7. Военная психология и педагогика. Под ред. В.Ф. Кулакова. – М., 1998.
8. Горбатенко Т.М. Межличностные отношения и профессиональные намерения //Вопросы психологии. 1998. - № 2.
9. Громов Д.В. Психологические изменения, наблюдающиеся у солдат срочной службы и курсантов ввузов вследствие прохождения службы (обучения)//Труды Института психологии им. Л.С. Выготского Российского Государственного Гуманитарного Университета. Выпуск 2. - М., 2002.
10. Дичев Т.Г., Тарасов К.Е. Проблема адаптации и здоровье. - М. Медицина 1976.
11. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. – М., 1974.
12. Егорова Л.Г. Факторы адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу технического вуза: Автореф… дисс. канд. пед. наук. - Л.; ЛГУ 1978.
13. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. - М., 1992.
14. Зворыкин А.А. Социальные аспекты управления//Человек и общество. Социальные проблемы управления//Учен. зап. Ленингр. ун-та. 2003. Вып. 11.
15. Зеличенко А.И. Психология духовности. - М., 2005.
16. Квасов С.Е. Кузнецов А.А. Социально-психологические аспекты адаптации молодого пополнения к военной службе. - Н.Новгород.: Изд. Военно-медицинский институт, 1999.
17. Климов Е.А. Психология профессионала. – М., 2005.
18. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 2004.
19. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в коллективе. - Минск, 1999.
20. Кон И.С. Психология юношеского возраста//Проблема формирования личности. – М., 1976.
21. Кондаков И.М. Диагностика профессиональных установок подростков//Во-просы психологии. 1997. № 2.
22. Кондратьева В.П. Некоторые психические показатели адаптации студентов первокурсников к условиям в Вузе//Вопросы вузовской педагогики, психологии и дидактики. - Воронеж. 2006.
23. Кудрявцев Т.В., Сухарев А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения//Вопросы пси-хологии. - 1985. № 1.
24. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – М., 2007.
25. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность//Вопросы философии, 1974. - № 4.
26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. - М., 1977.
27. Линусей П., Норман Д. Переработка информации человеком. – М., 1994.
28. Медведев Г.П., Бубин Б.Г., Колесников Ю.С. Адаптация - важная проблема педагогики высшей школы. - Советская педагогика, 2005. - № 3.
29. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М., 1985.
30. Митропольский А. К. Техника статистических вычислений, 2 изд. - М., 2006.
31. Москвичев С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. - Киев, 1975.
32. Налгаджян А.А. Социально психологическая адаптация личности (Формы, механизм и стратегии). - Ереван, 2004.
33. Никонов В.П., Козловский И.И. Психическая адаптация в боевой обстановке режима чрезвычайного положения (Северо-Кавказский регион) / Безопасность. Информационный сборник. – 1995. – № 7-8.
34. Овчинникова Г.Я. К вопросу об истоках направленности личности: Психология личности и образ жизни//Отв. ред. Е.В. Шорохова. - М., 1987.
35. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М., 1982.
36. Петровский В.А. Феномены субъектности в развитии личности. Самара, 1997.
37. Платонов К.К. Обработка психологических данных. - М., 1986.
38. Психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского - М., 1991.
39. Селъе Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М., 1960.
40. Синявский В.В. Психолого-педагогические вопросы профессиональной адаптации выпускников профтехучилищ. - Автореф. дисс… канд. психол. наук - М.: 2006.
41. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.. Ответств. ред. Крымский С.Б. Киев: Наукова думка, 1989.
42. Тихонов А.Н. Формирование специальных свойств личности в процессе профессиональной подготовки сотрудников внутренних дел. Дисс. канд. псих. наук. - Казань, 2000.
43. Утлик Э.П. Естественно-научные основы военной психологии. - М.; 1980.
44. Феденко Н.Ф. Индивидуальная работа с подчиненными//Педагогические проблемы воспитания советских воинов. Под ред. А.В. Барабанщикова. - М., 1974.
45. Чайка В.Г. Социально-психологическая адаптация офицеров, увольняющихся в запас, к трудовой деятельности. Дисс. канд. психол. наук. - М., 2000.
46. Шпалинский В.В. Распределение статусов индивидов в группах разного уровня развития //Личность в общении и деятельности. Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. А.В. Петровского, М.Ю. Кондратьева и др. Ульяновск, 1985.
47. Штак С.В. Анализ проблемы социально-психологической адаптации в условиях трансформации Российского общества. Кемерово: Кемеровский Государственный университет, 1999.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Опросник «Личностная шкала проявления тревоги»
(Т.А. Немчинов, В.Г. Норакидзе)

Вопросы:
1. Я могу долго играть, не уставая.
2. Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет.
3. Обычно руки и ноги у меня теплые.
4. У меня редко болит голова.
5. Я уверен в своих силах.
6. Ожидание меня нервирует.
7. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
8. Обычно я чувствую себя вполне счастливым.
9. Я не могу сосредоточиться на чем-либо одном.
10. Я всегда немедленно и безропотно выполняю все то, что мне поручают.
11. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
12. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
13. Я думаю, что я не более нервный, чем большинство других людей.
14. Я не слишком застенчив.
15. Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением.
16. Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
17. Я краснею не чаще, чем другие.
18. Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.
19. Я редко замечаю у себя плохое самочувствие.
20. Не все люди, которых я знаю, мне нравятся.
21. Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит.
22. Обычно я спокоен и меня нелегко расстроить.
23. Меня часто мучают ночные кошмары.
24. Я склонен все принимать слишком всерьез.
25. Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость.
26. У меня беспокойный и прерывистый сон.
27. В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать.
28. Я более чувствителен, чем большинство других людей.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ