Четверг, 02.05.2024, 15:13
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Психология, социология » Диплом

20746 Феномен тревожности. Специфика применения методов ТОП в работе с тревожностью

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Сущность и специфические особенности телесно-ориентированной терапии 5
1. 1.Топ: исторический ракурс 5
1.2. Анализ методов ТОП, использующихся в работе с тревожностью 21
1.3. Эффективность методов ТОП в работе с тревожностью 33
1.4. Пример краткосрочного коррекционного курса по минимизации проявлений тревожности 41
Глава 2. Исследование феномена тревожности и практическое применение программы коррекции 53
2.1. Характеристика групп испытуемых и организация исследования 53
2.2. Методы исследования 55
2.2.1. Исследование личностной и ситуативной тревожности (опросник Ч.Д. Спилбергера) 56
2.2.2. Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения 58
2.2.3. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге 59
2.3. Результаты исследования и их обсуждение 60
2.3.1. Анализ результатов исследования ситуативной и личностной тревожности с помощью методики Ч.Д. Спилбергера 60
3.3.2. Анализ результатов исследования самочувствия, активности, настроения (САН) 63
3.3.3. Анализ результатов исследования депрессивных состояний 65
Вероятность допустимой ошибки меньше 0,05 считается достаточной для научно убедительных выводов, т.е. мы допускаем ошибку, не превышающую 5%. Полученный нами результат по методики сравнения средних величин по критерию Стъюдента показывает, что коррекционные программы методами ТОП оказали благоприятное влияние практически на всех испытуемых. 67
ВЫВОДЫ 68
Заключение 69
Литература 73
Приложения 78

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы тревожности как психологической особенности личности и решение указанной проблемы методами телесно-ориентированной психотерапии выражается в значительном интересе, который представляет данная проблема для психологии и психотерапии. Тревожность, как и другие эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у людей разных возрастных групп, и именно симптомы тревожности могут стать препятствием на пути нормального развития и функционирования личности.
Тревога - одно из самых тягостных переживаний. Каждому знакомо чувство неизвестно откуда надвигающей опасности. Ожидание надвигающей опасности сочетается с чувством неизвестности: человек не осознает, откуда она может грозить. В отличии от эмоций страха, тревога не имеет определенного источника. Можно сказать, что тревога - “страх неизвестно чего“.
Термин “тревога“ или, точнее, “тревожность“ используется также для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности испытывать это состояние [58]. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги.
По мировой статистике, «реальный факт тревожности» - 15% , в России - 60-75%. То есть, при выборке опрошенных 100 человек в России всего 15 можно отнести к людям, не испытывающим повышенной тревожности. Еще более тревожность проявляется у людей, которые относятся к группе риска: находятся в заключении, инфицированы ВИЧ, страдают от какой-либо зависимости и т.д. Специфические черты развития таких групп личностей состоят в том, что любой внешний фактор может усилить состояние тревожности и особенно это негативно влияет на личность несовершеннолетних [32; 158].
Объект исследования – эмоциональная сфера личности.
Предмет – тревожность и методы ее коррекции в телесно-ориентированной психотерапии.
Цель данной дипломной работы – рассмотреть специфику применения ТОП методов как коррекционных и провести исследование уровня тревожности экспериментальной группы до и после применения ТОП-методов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть специфику применения ТОП методов при коррекции тревожности.
2. Разработать краткосрочную методику коррекционной работы с использованием методов ТОП.
3. Провести практическое исследование тревожности до применения программы коррекции и после коррекции методами ТОП.
4. Оценить эффективность разработанной программы коррекции.
Выдвигается следующая гипотеза: тревожность как черта личности:
1. Может корректироваться методами телесно-ориентированной терапии.
2. Может быть снижена при проведении коррекционной работы, основанной на методах телесно-ориентированной терапии.
В исследовании были использованы следующие методы:
- Анализ теоретических источников по проблеме исследования.
- Опросник Ч.Д. Спилберга.
- Методики диагностики самочувствия, активности и настроения, методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге.
- Экспериментальные методы (разработка методики).
- Методы математической статистики (критерий Лапласа и t-критерий Стъюдента).
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в поиске решения проблемы поддержания психического здоровья личности в стрессовых и социально дезадаптирующих ситуациях.
Практическая значимость – в возможности применения программы коррекции тревожности методами ТОП.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА 1. Сущность и специфические особенности телесно-ориентированной терапии
1. 1.Топ: исторический ракурс
Телесно-ориентированная психотерапия (ТОП) - направление психотерапии, обьединющее ряд авторских методов: вегетативная терапия (В.Райх); биоэнергетический психоанализ (А.Лоуэн); стержневая (Core) энергетика (Д.Пьерракос); соматическая терапия - биосинтез (Д.Боаделла); радикс (Ч.Келли); хакоми (Р.Курц); соматический процесс (С.Келеман); организмическая психотерапия (М.Браун); первичная терапия, или терапия первичного крика (А.Янов); комплексы двигательных упражнений, связанных с вывлением и улучшением привычных телесных поз (Ф.Александер), а также осознанием и развитием телесной энергии (М.Фельденкрайз); структурная интеграция, или рольфинг (И.Рольф); биодинамическая психология (Г.Бойсен); бодинамика, или психологи соматического развити (Л.Марчер); чувственное осознавание (Ш.Селвер); психотоника (Ф.Гласер); процессуальная терапия (А.Минделл). В сферу ТОП входит также ряд оригинальных отечественных методик, в первую очередь танатотерапия (В.Баскаков).
Близкими к ТОП явлются ряд методик, фрагменты которых могут использоваться в работе с клиентами: розен-метод (М.Розен); БЭСТ (Е.Зуев), инсайт-метод (М.Белокурова), различные виды двигательной и танцевальной терапии, включая анализ движений (Р.Лабан) и техник актерского мастерства, телесно-дыхательные и звуковые психотехники, а также восточные виды телесных практик.
Исторические корни ТОП лежат в работах Ф.Месмера, Ш.Рике и Ж.-П.Шарко, И.Бернхайма, В.Джемса и П.Жане, в одном ряду с которыми стоит теория И.М.Сеченова о “мышечном чувстве“. Широкую же известность и систематизированное оформление это направление получило благодаря работам В.Райха, начиная с конца 30-х гг. (101). Райх считал, что защитные формы поведения, которые он называл “характерным панцирем“, проявлются в мышечном напряжении, образующем защитный “мышечный панцирь“, и стесненном дыхании. Поэтому Райх использовал различные процедуры контакта с телом (массирование, контролируемое надавливание, мягкое прикосновение) и регулируемое дыхание, целью которых представлялся анализ структуры характера клиента, вывление и проработка мышечных зажимов, приводящие к высвобождению подавлемых чувств. Соответственно общей основой методов ТОП, исторически обусловивших отделение их от психоанализа, явлется использование в процессе терапии (body-mind therapy) контакта терапевта с телом клиента, основанное на представлении о неразрывной свзи тела (body) и духовно-психической сферы (mind). При этом полагается, что неотреагированные эмоции и травматичные воспоминания клиента вследствие функционировани физиологических механизмов психологической защиты запечатлеваются в теле. Работа с их телесными провлениями помогает по принципу обратной свзи проводить коррекцию психологических проблем клиента, помогая ему осознать и принять вытесненные аспекты личности, интегрировать их как части его глубинной сущности (self). Интеграция тела и разума основывается на функционировании интуитивных, правополушарных компонентов психики, иначе именуемых естественным организменным оценивающим процессом (К.Роджерс). Поэтому в работе терапевта с клиентом поощряется доверие последнего к телесным ощущениям, или интуитивной “внутренней мудрости“ собственного организма. Тем самым методы ТОП ставят акцент в работе с клиентом на знакомстве с телом, подразумевающем расширение сферы осознания им глубоких организмических ощущений, исследование того, как потребности, желания и чувства кодируются в различных телесных состояних и обучение реалистичному разрешению внутренних конфликтов в этой области.
Раскрепощение тела, “включение его в жизнь“ приближает человека к его первичной природе и помогает ослабить отчужденность, испытываемую большинством людей (А.Лоуэн) (71,72). В процессе работы внимание клиента направлется на его ощущения для повышения способности к осознаванию телесных ощущений, производится также усиление телесных ощущений для поощрения чувств. Особое внимание уделется ощущениям, свзанным с распределением в теле вегетативной или биологической энергии (В.Райх), начиная от поверхности кожи до глубинных процессов метаболизма (М.Браун), устранению нарушений, блокирующих ее нормальное протекание.
Обратимся к более подробному рассмотрению каждой группы.
Биоэнергетический анализ Лоуэна.
На Лоуэна большое влияние оказал Райх, у которого он был учеником. Биоэнергетика берет свое начало в предложенной Райхом системе оргонотерапии, которой Лоуэн занимался в 1945-1953 гг., и непосредственно связана с ней. В 1953 г. он стал одним из основателей Института биоэнергетического анализа. На протяжении ряда лет Лоуэн руководил семинарами в Эсалене (Калифорния), читал лекции, вел группы и семинары в Америке и Европе. Он является автором нескольких книг, наиболее известные из них - “Физическая динамика структуры характера“, “Биоэнергетика“ и др. (www.world-of-body.ru).
Основное внимание в телесно-ориентированной технике Лоуэна уделяется исследованию функций тела в их отношении к психике. По мнению Лоуэна, личность и характер отражаются в физическом строении, неврозы проявляются в телесном облике - в строении тела и движениях. Предпосылкой биоэнергетического анализа является положение о том, что ощущения, которые испытывает человек от собственного тела и которые проявляются в движениях, служат ключом к пониманию эмоционального состояния. Движение рассматривается с точки зрения основных физических законов. Единая энергия, заключенная в теле, проявляется и в психических феноменах, и в движениях; эта энергия и есть биоэнергия. Целью биоэнерготерапии является воссоединение сознания и тела, для чего необходимо избавиться от помех, препятствующих спонтанному освобождению тела от напряжения.
Важным элементом биоэнергетической терапии является обучение тому, как стать “заземленным“ и слиться с природой. Биоэнергетика подчеркивает необходимость “заземления“ или укоренения в физических, эмоциональных и интеллектуальных процессах человека. Биоэнергетическая работа часто концентрируется на ногах и тазе, чтобы установить лучшую, более укорененную связь с землей.
Лоуэн учёл ошибки Райха и употреблял более приемлемые термины: биоэнергия вместо оргона (который воспринимался научной общественностью в штыки), поэтому его работа встречала меньшее сопротивление. Биоэнергетика в США распространена больше, чем метод Райха.
Метод Александера.
Франц Матиас Александер был австралийским актером. Он страдал повторяющейся потерей голоса, для которой не было органических причин. Посредством длительного самонаблюдения он обнаружил, что потери голоса были связаны с давящим движением головы назад и вниз. Научившись подавлять эту тенденцию, Александер перестал страдать от ларингита; кроме того, исключение давления на шею оказало позитивное действие на все его тело. Работая над собой, Александер создал технику обучения интегрированным движениям, основанную на уравновешенном отношении между головой и позвоночником (16).
Александер полагал, что предпосылкой свободных естественных движений является наибольшее естественное растяжение позвоночника. Формула метода Александера: “Освободить шею, чтобы дать голове сдвинуться вперед и вверх, чтобы дать больше удлиниться и расшириться“.
Цель состоит не в том, чтобы стараться вовлекаться в какую-либо мышечную деятельность; ученик стремится дать телу автоматически и естественно приспособится во время концентрированного повторения формулы: а на уроке - при реагировании на руководящие движения учителя. На уроке прорабатываются движения, взятые из обычной повседневной деятельности, и ученик постепенно научается применять принципы техники. Равновесие между головой и позвоночником обеспечивает освобождение от физических напряжений и зажимов, улучшает линии позы и создает лучшую координацию мышц. С другой стороны, нарушение этих отношений порождает зажимы, искажение линий тела, портит координацию движений. Уроки техники Александера предполагают постепенное тонкое руководство в овладении более эффективным и удовлетворительным использованием тела. Руководитель должен уметь видеть различные блоки, препятствующие свободным движениям тела, предвидеть движения с предварительным ненужным напряжением. Управляя приспособлением тела ученика в небольших движениях, учитель постепенно дает ему опыт действования и отдыха интегрированным, собранным и эффективным образом. (www.world-of-body.ru)

Литература
1. www.world-of-body.ru
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург. - 1999.
3. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. -Екатеринбург. - 1995
4. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. – М., 2006.
5. Анцупов А.Я., Леонов Н.И. Хрестоматия по конфликтологии.
6. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.// Психологический журнал, 1992. Т.13 №5.
7. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклонений поведения. - М., 1999.
8. Базарова Т.Ю. Еремина Б.Л. Управление персоналом. – М., 2002, 465с.
9. Баскаков В.Ю. Танатотерапия: искусство жизни и смерти// Хрестоматия по ТОП и психотехнике.- М.,2001. - С. 108 – 125.
10. Баскаков В.Ю. Танатотерапия посттравматического стресса, Актуальные проблемы психофизиологической коррекции функционального состояния военнослужащих (Материалы всеармейской научно-практической конференции). - С-Петербург, 2001.
11. Баскаков В.Ю. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: обобщение и сравнительный анализ существующих подходов// Телесность человека: междисциплинарные исследования. - М., 1991. – С. 13-20
12. Божович Л.И. Проблемы формирования личности// Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.,1995. – С. 352.
13. Бороздина Л. В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вести. Моск. ун-та. - Серия 14.- Психология. - 1986. - № 3. - С. 21—30.
14. Браун Дж. Фрейд и постфрейдисты: статьи.- М., 1993. - С.12.
15. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Издательство Московского университета. – 1994.
16. Вачнов И. Основы психологии группового треннинга. - М., 2000.
17. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. : Изд-во МГУ, 1976.
18. Возрастная и педагогическая психология //Под ред. Петровского. - М., 1979.
19. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.// Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979. -288с.
20. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/ Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., - М. 1979. -288с.
21. Газарова Е.Э. Психология телесности, Институт общегуманитарных исследований, М, 2002.
22. Гомеопатия и психокоррекция: новые возможности телесно-ориентированной терапии /Е.В.Башмакова, Н.В.Башмакова, М.В.Лазарева и др. – Эл. ресурс.
23. Гринберг Д. Управление стрессами. - М., 2002.
24. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000.
25. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М, 1994.
26. Изард К. Эмоции человека. - М., 2002.
27. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 1980.
28. Изард Кэррол Э. Психология эмоций/Пер. с англ.- СПб.: Питер, 1999.-464с
29. Ильин Е.П. Эмоции и чувства - Питер. - 2001.
30. К. Леонгард Акцентурированные личности.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.
31. Кent J.T. Repertory of the homoepatic Materia Medica. – New Delhi: B. Jain Publishers, 1995 – 1494 p.p.
32. Киртбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. 2 изд. – М.: Смысл, 2000.
33. Козер Л.А. Завершение конфликта: статьи. – М., 2004.
34. Козлов В.М. Свободное дыхание. - М., 1993.
35. Коллиндж У. Альтернативная медицина. - М.: Вече-АСТ, 1997. – 416 с.
36. Коляну Н. Введение в психотехнику Свободного Дыхания. Переяславль-Залесский, 1992.
37. Кон И.С. В поисках себя. – М., 1984, с 225 Гл.1 ч.2.гл1.
38. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. - С.-Петербург, Речь, 2002.
39. Кочубей Б., Новикова Е. Снимем маску с тревоги// Семья и школа. -№11. - 1988.
40. Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности // Семья и школа. -№9. - 1988.
41. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко;под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.,1999. - С.195.
42. Кьеркегор С. Понятие страха. – М., 1993. - С. 143.
43. Левитов Н.Д. Психологическое состояние беспокойства, тревоги //Вопросы психологии.- 1969 - №1- С. 131-138.
44. Лоуэн А. Предательство тела. - Екатеринбург, 1999.
45. Лоуэн А.. Физическая динамика структуры характера. М., 1996.
46. Лук А.Н. Эмоции и личность. – М., 2002.
47. Мэй Р. Проблема тревоги. – М., 2001.
48. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -576с.
49. Немов Р.С. Психология / книга 3. - М: - Владос 2001.
50. Нюнберг Г. Процесс защиты. Защитный барьер против раздражителей и принцип удовольствия – неудовольствия. // Г.Нюрберг. Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов. Пер.с агнл. М: Институт общегуманитарных исследований, 1999. - С. 202-239.
51. Обозов Л.Н. Психодиагностика. –М., 1999.
52. Обозов Л.Н. Психологическое консультирование. Методическое пособие. - СПб, 1995.
53. Обухов Я.Л. Глубинно-психологический подход в психотерапии психосоматических заболеваний. - Харьков, 1999.
54. Практическая психология: Учебно-методическое пособие/Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. - Мн. : Ред. Журн. “Адукацыя i выхаванне“, 1997. -212с.
55. Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования. – 1998. - №2.
56. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодаление тревожности //Психологическая наука и образование. – 1998. - №2. – с.11-17.
57. Психологические состояния. Хрестоматия /Сост. Куликова Л,В. СПб., 2000.
58. Психологический словарь /Под ред. Давыдова В.В. - М.,1983.
59. Психологический словарь. / Общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского, - М., 1990.
60. Психология личности: Хрестоматия. - СПб. - 1997.
61. Психология страха: Популярная энциклопедия, -М., 1999.
62. Психотерапевтическая энциклопедия / Под редакцией Б. Карвасарского. - СПб., 1998.
63. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) - М., 1996.
64. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Бахрах-М, 2000. – 672 с.
65. Райх В. Анализ личности. - М., 1999.
66. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.,2000
67. Рудестам К.. Групповая психотерапия. - СПб., 1998
68. Свидерская Н.Е., Прудников В.Н., Антонов А.Г. Особенности ЭЭГ-признаков тревожности у человека // Журнал высшей нервной деятельности. - 2001. - Т.51. - №2. - С.158-165.
69. Сергеева Л.С. Телесно-ориентированная психотерапия. – СПб, 2000
70. Симонов П. Познание неосознаваемого. - М., 2002.
71. Сперлинг Абрахам П. Психология:Пер. с англ./А.П.Сперлинг.-Минск: Попурри,2002.-432с.:ил.
72. Спиноза Б. О происхождении и природе аффектов/Психология эмоций: Тексты.– М., 1984.
73. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Практикум. - Ростов – на – Дону. Феникс, 2001.
74. Суворова В.В. Психофизиология стресса. - М., 1975. - 237с.
75. Техника групповой психотерапии. СПб.: Питер. 2001.
76. Фейдимен Д., Фрейгер Р.. Личность и личностный рост. М, 1994.
77. Флоренский П. Человек умирает только раз в жизни / “Не восхищением непщева“ (Филип.2,6-8) (К суждению о мистике). - Сергиев Посад, 1915.
78. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. – С-Пб.., 1997.
79. Хван Ю. Система здоровья Норбекова. Расширенный и ускоренный курс. Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, Москва, Олма-Пресс, 2001.
80. Холмс П. Внутренний мир снаружи: теории объектных отношений.- М., 1999. - 277с.
81. Хорни К. Собрание сочинений в 3 томах. - М.: Смысл, 1997.-Т.2. – С.174-180.
82. Хрестоматия по психологии/ Под ред. А.В.Петровского. – М., Просвещение. - 528с.
83. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В. Баскакова. - М., 1997.

Приложения
Приложение 1
Протокол обследования по методике Спилберга
Ф.И.О: М.
Возраст: 30 лет
Дата проведения: 20.02.2002г.
Социальное положение: студентка
Название методики: «Шкала самооценки Ч.Д.Спилбергера,
Ю.Л.Ханина»
Цель: исследование реактивной и личностной тревожности
Самочувствие: жалоб нет.
Обработка результатов:
1) по реактивной тревожности:
1 балл – нет, это не так;
2 балла – пожалуй, так ;
3 балла - верно;
4 балла – совершенно верно.
РТ = Е1 –Е2 + 50,
Где Е1 – сумма вычеркнутых цифр по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14,
17, 18;
Е2 – сумма остальных цифр по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19,
20.
РТ = 19 – 16 + 35 = 38
2) по личностной тревожности:
1 балл – почти никогда;
2 балла – иногда;
3 балла – часто;
4 балла – почти всегда.
ЛТ = Е1 – Е2 +35,
Где Е1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25,
28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;
Е2 – сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
ЛТ =39 – 17 + 35 = 57
Нормы для двух серий:
До 30 баллов – тревожность низкая;
31 – 45 – умеренная тревожность;
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ