Четверг, 02.05.2024, 04:26
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Психология, социология » Диплом

20750 Феномен юного материнства

Оглавление

Введе-ние...................................................................................................………….. 2
Глава 1. Подростковое материнство как социокультурный феномен………… 5
1.1. Исторический и социально-культурный контекст юного материнства 5
1.2. Женский опыт сексуальных отношений, материнства и супружества несо-вершеннолетних....................…………………………………… 9
1.3. Социальный портрет юной мате-ри……………………………………………
1.4. Правовые основы несовершеннолетнего родительства в Российской Федерации…………………….. 17
Глава 2. Медико-социальные и психологические аспекты юного материнства..
2.1. Состояние репродуктивного здоровья подрост-ков......................................… 2.2. Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведе-ния.............................................……... 31
Глава 3. Исследование «Сравнительный анализ форм социальной поддержки юных матерей за рубежом и в Российской Федерации»…………………………
3.1. Проблемы подростковой беременности в практике социальной работы за рубежом……………………………………………………………. 34
3.2. Социальная работа с несовершеннолетними родителями в России и в Санкт-Петербурге……………………………………………………………. 46
Заключе-ние.................................................................................................................…
Список литерату-ры............................................................................................….

Введение.

Во всем мире, несмотря на свободный доступ к современным средствам контрацепции идет омоложение ранней беременности, когда возраст роженицы едва достигает 15-16 лет, и статистику случаев беременности среди несовершеннолетних девушек уменьшить не удается. Сегодня в мире становятся роженицами более 15 миллионов подростков, а еще 5 миллионов вынуждены прибегать к прерыванию беременности [1]. В настоящее время юные матери составляют одну из молодежных групп риска, и в отличие от прошлого, они все больше отчуждаются от родительской семьи, школы, макро- и микросреды в целом.
В сегодняшней России также наблюдается снижение возраста “взросле-ния“. Исследования последнего десятилетия свидетельствуют о том, что воз-раст начала сексуальной жизни подростков снижается, причем интенсивнее среди девушек [10]. В рамках либерального дискурса это явление оценивается как положительное - стирается двойной стандарт поведения и в этой сфере отношений. Но раннее начало сексуальной жизни российских подростков происходит в достаточно специфических условиях, в числе которых - низкая контрацептивная культура, незначительное число специальных медицинских, консультативных, психологических служб и программ сексуального просвещения для подростков, отсутствие специальной подготовки педагогов. Результатом этого являются, в частности, незапланированные беременности у несовершеннолетних, исходы которых всегда проблематичны: аборты у нерожавших; раннее материнство; стимулированные ранние браки; оставление ребенка на время в Доме малютки; отказ от ребенка. Эксперты ООН выделяют как наиболее ак-туальные в этом отношении аборты и сложности выживания для несовершен-нолетних матерей [10].
В России каждый десятый ребенок рождается у матери моложе 20 лет; ежегодно около 1,5 тыс. детей рождается у 15-летних матерей, 9 тыс. – у 16-летних и 30 тыс. – у 17-летних, что в общем числе родившихся составляет в среднем 2,3%. Коэффициент рождаемости у 15-19-летних наших со-временниц в 2,5 раза выше, чем тридцать лет назад. Вклад матерей 15-19 лет в коэффициент рождаемости составляет 14-15%, что некоторыми оппо-нентами расценивается положительным явлением. Ежегодно каждый десятый новорожденный ребенок в России появляется на свет у матери моложе 15 лет, чаще всего вне юридического брака.
Таким образом, юное материнство становится одной из актуальных социальных проблем [2], устойчивый интерес к которой наблюдается у специалистов во всем мире, т.к. эта категория матерей в силу неблагоприятных медицинских, психологических, социальных последствий беременности и деторождения без соответствующей поддержки практически фатально становится группой особого риска по отклоняющемуся материнскому поведению.
В теории репродуктивных прав выделяются три дискурса:
- дискурс человеческих ресурсов;
- мальтузианский дискурс, направленный на оправдание сокращения численности населения на планете, регулирование рождаемости и, соответ-ственно, всех демографических процессов;
- евгенический дискурс, предусматривающий изучение процессов, на-правленных на улучшение качества населения на планете.
Каждому дискурсу соответствует совершенно определенная государст-венная политика, которая выражается в принятии государством законов, либо поощряющих, либо наказывающих за рождение детей. Все эти законы имеют вы гендерный характер, т.к. все адресованы к женщинам, чаще матерям, как уже состоявшимся, так и потенциальным. Общий анализ программных документов («Безопасное материнство», «Планирование семьи», «Концепция охраны репродуктивного здоровья населения России за период 2000-2004 г.г. и план мероприятий по ее реализации»), принятых с 1991 года отражает факт «позитивной дискриминации», характеризующейся сдвигом в сторону внимания к женскому здоровью. Возникает парадокс – с одной стороны государство проявляет заинтересованность в рождении детей. С другой стороны, возникает перекос в правовом регулировании отношений репродуктивного поведения в сторону закрепления только одного из репро-дуктивных прав индивидов – права на материнство, а не репродуктивного здоровья как социальной ценности.
Специфической особенностью подавляющего большинства исследо-ваний подросткового материнства является ретроспективный анализ факто-ров-предикторов этого феномена и разработка предложений по его профи-лактике, которые сводятся, в основном, к требованиям повышения контрацептивной грамотности подростков. Сам же феномен в его актуальном аспекте – условия и возможности реализации материнской роли несовершен-нолетними женщинами, - остается вне поля зрения ученых.
Социальная роль матери для несовершеннолетних воспринимается общественностью скорее как девиация, экстремальная ситуация, вызванная акселерацией и сексуальной революцией. Подобная практика вступает в диссонанс с социальной реальностью, повседневными практиками, потому что когда дело доходит до свершившегося факта рождения ребенка несо-вершеннолетней, то обнаруживается, что она незащищена как социально, так и юридически.
Цель дипломной работы: анализ феномена юного материнства и практик социальной поддержки несовершеннолетних матерей в Санкт-Петербурге.
Задачи:
- изучение исторического и социально-культурного контекста юного материнства;
- изучение медико-социальных и психологических составляющих юного материнства;
- изучение правовых и социально-статусных позиций несовершеннолет-них матерей в
российском обществе;
- изучение существующих направлений в организации социальной работы с юными матерями в Санкт-Петербурге.
Объект исследования: несовершеннолетние матери.
Предмет исследования: условия и возможности реализации мате-ринской роли несовершеннолетними женщинами.
Методы исследования:
- анализ литературы по проблемам репродуктивного поведения молодежи и
подросткового материнства;
- анализ нормативных документов Семейного кодекса Российской Федерации;
- анализ и обобщение опыта организации социальной работы в сфере подросткового
родительства в России и за рубежом;
- экспертный опрос специалистов по подростковой репродукции Центра «Ювента».

Глава 1. Подростковое материнство как социокультурный фено-мен.

1.1. Исторический и социально-культурный контекст юного мате-ринства.
Довольно распространенное мнение о том, что подростковое мате-ринство – явление последних нескольких десятилетий - не верно, чему имеется множество исторических свидетельств.
Явление раннего материнства существует уже много столетий. Так как рождение и воспитание детей составляли социальную и духовную сущность брака, его главное значение, раннее материнство связывали со временем вступления в брак. А для европейской части России ранние браки издавна считались типичным и всеобщим явлением. По свидетельству Николая Костомарова, в 16-17 веках «русские женились очень рано. Бывало, что жених имел от 12 до 13 лет. Редко случалось, чтобы русский оставался не-женатым…». Однако против слишком ранних браков возражало и государ-ство, и, главным образом, церковь. В 1410 году митрополит Фотий в послании новгородскому архиепископу строго запрещал венчать «девичок меньше двунадцати лет». Позже, по указу Екатерины II всем сословиям запрещалось венчать мужчин моложе 15, а женщин – моложе 13 лет. За нарушение этого указа брак расторгался, а священник лишался сана.
В Елатомском уезде Тамбовской губернии женили подростков, когда девочка еще играла в куклы. Постепенно ее и такого же малолетнего жениха приучали видеть друг друга и играть вместе, а в 15 лет сводили для брачной жизни. Подобные браки были и на Севере: бабушки в середине ХIХ века вспоминали, как на другой день после свадьбы, они бегали домой за куклами.
Особое отношение к ранним бракам было в старообрядческой среде. По данным выборочных медицинских обследований, в 80-х годах ХIХ века в одном из уездов Ярославской губернии 4% крестьянских женщин выходили замуж до начала созревания, в Тульской губернии таких было свыше 20%.
Ранние браки существовали на многих территориях России до конца ХIХ – начала ХХ века. Кое-где они существовали в скрытой форме. Отцы сосватывали своих детей-подростков в 12-15 лет, в 14-16 лет объявляли их женихом и невестой, а в 16-17 лет венчали. На юге и западе России иногда устраивали свадьбу 12-14-летних подростков со всеми необходимыми обрядами, кроме брачной ночи, и до наступления совершеннолетия «моло-дые» жили порознь в доме своих родителей.
В подавляющем большинстве случаев молодые женщины рожали пер-венца через девять месяцев после вступления в брак.
Сейчас понятия «ранее материнство» и «подростковое материнство» тождественны. И связано это с тем, что некоторые исследователи связывают появление понятия «подросток» с формированием индустриального об-щества.
В ХVIII веке в Европе считалось, что дети 13-16 лет уже готовы к вступлению во взрослую жизнь и могут обеспечить себя и свою семью. Но индустриальная революция в начале ХХ века породила новые технологии, освоение которых требовало более длительного обучения. Именно в это время в развитых западных странах вводится система обязательного образования, и одновременно с этим начинают принимать законы об ограничении детского труда. Все это приводит к появлению массовой группы населения – учащихся. В это же время социальные и культурные процессы приводят к тому, что период между наступлением половой и экономической зрелости увеличивается. По физическому и эмоциональному развитию подростки уже соотносятся с взрослыми, но экономически они остаются полностью зависимыми от семьи или от других взрослых.
Наблюдатели полагают, что традиционный уклад и бедность вынуж-дают девушек-подростков выходить замуж в раннем возрасте. Если в свое время раннее вступление в брак было характерной особенностью для сельской местности, то сегодня подобные случаи можно встретить и в городах. Статистику ранних браков вести крайне трудно, так как в большинстве случаев 15-16-летние невесты не регистрируются в ЗАГСе, а выполнение обряда бракосочетания берет на себя духовенство.
Ранний брак - это брак, заключенный до наступления брачного возраста по специальному разрешению административных органов. Основанием для получения подобного разрешения в подавляющем большинстве случаев является беременность. Процедура снижения брачного возраста предусматривает разрешение родителей несовершеннолетнего на вступление в брак. Демографические исследования убедительно свидетельствуют, что наименее устойчивыми являются браки, заключенные в раннем возрасте и стимулированные добрачным зачатием, которая вносит в такой союз элемент вынужденности. Достаточно жестко режим принуждения действует в случаях беременности несовершеннолетней. Тогда замужество является необходимой данью нормам морали. До недавнего времени в судах довольно часто рассматривались иски родителей несовершеннолетних к отцам будущего ребенка с требованием заключения брака. С 2001 года наблюдается более дифференцированный подход к этим проблемам, и юный возраст беременной не всегда рассматривается как обязательное условие вступления в брак.
Одна из причин ранних браков состоит в том, чтобы избавиться от опеки родителей. Подростки стремятся уйти из семей, где основой психоло-гического климата является жесткая половозрастная субординация, где родители не считаются с индивидуальными особенностями своих детей, где в порядке вещей тотальный контроль и унижение человеческого достоинства, отсутствуют взаимопонимание и эмоциональная привязанность. Выросшие дети уходят от тяжелого климата в семье, от постоянных родительских рас-прей или от вечной войны между родителями. До сих пор существует тен-денция регистрации брака для того, чтобы получить право на интимную жизнь. И нередко самым простым выходом кажется ранний брак, причем в силу наших традиций чаще это делают девушки, потому что, как правило, жена уходит жить к мужу.
Для малолетних невест замужество неизменно означает раннюю бере-менность. Ранние браки, особенно для девочек, могут быть эмоционально и физически вредны. Выходя замуж в 15-16 лет, девушка еще не готова к половой жизни, к материнству, не сложилась психика, характер, несмотря на то, что девушка может выглядеть взрослой. Поэтому семейная жизнь превращается для нее в сплошной стресс, и вследствие этого она может либо родить ребенка неполноценным, либо потерять его.
По мнению социологов, ранние браки лишают девушек одного из основных прав - права на образование, которое необходимо для полноценного вступ-ления во взрослую жизнь.
Весной 2002 г. некоторыми депутатами Государственной Думы была выдвинута инициатива об изменении ст.13 СК [41] и установлении нижнего возрастного предела вступления в брак в 14 лет («при наличии особых при-чин – рождения ребенка или беременности…с согласия родителей»). Обос-новывалось это тем, что в ряде регионов снижение допускалось до 14 лет, а в каких-то - нижний предел вовсе отсутствовал. В данном случае не учиты-вается гендерный аспект проблемы - последствия раннего брака для мужчин и женщин. Однако большинство депутатов (83%) высказались против такой возрастной границы. Основные аргументы: «в 14 лет подростки не созрели ни психически, ни социально», «не способны содержать семью материально», «непрочность ранних браков», «необходимость такого предела для отдельных этнических культур не должна распространятся на всю Федерацию», и последняя группа «категорически не согласных».
Представляется, что минимальный возраст вступления в брак ло-гичнее ограничить хотя бы 15-ю годами. Такой возраст будет увязан и с репродуктивным правом девочек, и со ст. 63 ТК РФ, согласно которой «в случае получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет», что позволяет потенциальным молодым супругам легально зарабатывать и поддерживать брак с финансовой точки зрения [17]. Более обоснованным будет выглядеть и соответствующее изменение возраста «сексуальной доступности» подростков.
Юная девушка, став матерью, меняет многие позиции своей статусной системы. Рождение ребенка всегда сопровождается серьезными мате-риальными затратами и возникает вопрос, где взять эти средства. Наконец, несовершеннолетняя мама, как правило, является учащейся среднего учеб-ного заведения. И снова проблема, продолжить учебу или идти зарабатывать деньги. Если продолжить, то где? Скорее всего, в специальном учебном заведении с вечерней формой обучения, в школе рабочей молодежи. Если работать, то где, так как без квалификации такая работница мало кому нужна. Как свидетельствует статистика, наблюдается тенденция к нисходящей социальной мобильности, когда все статусные позиции юной женщины ухудшаются.
Меняется ли статусная позиция или социальная роль мужчины, ставшего отцом ребенка? Какими становятся взаимоотношения мужчины и женщины после известия о беременности и предстоящих родов? Юное материнство зачастую приводит к ситуации гендерного неравенства, когда статус юной женщины ухудшается, в то время как статус мужчины часто остается неизменным. Ситуация правовой безответственности и безнаказанности способствует воспроизводству подобных ситуаций, и соответственно росту неполных семей, одинокому материнству. В государственной политике укрепления репродуктивного здоровья преобладает скорее «женский взгляд», а не гендерный подход к решению проблемы. Нет программ, касающихся непосредственно репродуктивного здоровья мужчин, что снижает их заинтересованность в решении проблемы. А если принять во внимание, что основной пакет документов на законодательном уровне принимается мужчинами, то этот фактор становится решающим. Гендерный подход предполагает как равное участие мужчин и женщин в создании программ репродуктивного здоровья, так и учет всех социальных и демографических факторов народонаселения.
Юное материнство как социальный феномен имеет гендерный характер. Гендерная стратификация юных матерей может рассматриваться и как оппозиция «мужского к женскому», так и изучаться внутри социальной группы. Социальная категория несовершеннолетних матерей может быть разделена на две обобщенные социальные группы по критерию наличия или отсутствия родительской семьи. Иными словами, есть группы женщин, чья социализация прошла в родительской семье и вне её. На эти группы воздействовали разные институты и агенты социализации, что выразилось в формировании разных ценностных ориентаций, взаимоотношений с социальной средой, ролевом поведении юной матери, её жизненных стратегиях.

1.2. Женский опыт сексуальных отношений, материнства и супружества
несовершеннолетних.

Список литературы.

1. Аборты в России. Население и общество. Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека ИНП РАН. № 48.2000.
2. Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Сексуальное поведение в подростковой среде//Начальная школа плюс до и после. 2004 № 3
3. Антонова Л. Психологический механизм формирования готовности старших
школьников к созданию семьи//Совр. гуманит. исслед. 2006 № 1*
4. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение
факторов, условий психологического риска для будущего развития
ребенка.//Синапс – 1993 № 4
5. Балашов П.П., Гарганов С.В. Расстройства психосоциального поведения девочек- подростков в современных условиях (клинический и социальный аспекты) //Росс.психиатр.журн. 2001 № 2.
6. Батуев А. Психофизиологические основы доминанты материнства//Валеология
2003 № 4
7. Белограй К. Оценочный компонент материнского отношения//Вестн.Кемеровского
гос. ун-та 2005 № 2
8. Брутман В., Радионова Т. Нежеланная беременность как фактор риска
психической патологии ребенка.//Актуальные вопросы детской неврологии. Томск,
1992.
9. Волкова Е. Кто в Москве занимается проблемами несовершеннолетних матерей:
социальному педагогу//Воспитание школьников 2006 № 6
10. Голод С И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. СПб.: Алетея, 1996.
11. Голод С.И. Российские сексуальные стандарты и их трансформации (вторая половина ХХ столетия).//Журн.социологии и социальной антропологии – 2000 № 2.
12. Голод СИ. Сексуальная эмансипация женщин и проблема другого // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Том 2. № 2.
13. Гурко Т.А. Добрачная беременность как фактор формирования и дестабилизации молодой семьи //Тез.докл. Всесоюз. науч.-практич. конф. в г. Тбилиси “Планирование семьи и национальные традиции“.Тбилиси, ноябрь. 1988
14. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //СИ 1997 № 1
15. Гурко Т.А. Сексуальные отношения, материнство и супружество
несовершеннолетних// Социс 2002 № 11
16. Демографический ежегодник России: Стат. Сб. / Госкомстат России. М., 2001. 11.
17. Денисенко Н., Дала Зуанна Ж-П. Сексуальное поведение российской молодежи.//СИ 2001 № Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Дубна: Феникс
18. Денисенко Н., Дала Зуанна Ж-П. Сексуальное поведение российской молодежи.//СИ 2001 № 2.
19. Добряков И. Перинатальные аспекты психологии и психотерапии семьи//Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная терапия. – СПб., 2003.
20. Дозорцева Е.Г. Психологические аспекты психосексуального здоровья девочек-подростков //Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. М., 1996.
21. Дозорцева Е. и др. Психосексуальное здоровье девочек-подростков: комплексный мультидисциплинарный подход //Росс.психиатр.журн. 2002 № 2.
22. Захаров С.В. Рождаемость и планирование семьи // Население России 1997. Пятый ежегодный демографический доклад. М., 1998.
23. Здоровая молодежь – здоровое общество/Под ред. Симбирцевой Л.И. – СПб., 2005.
24. Исупова О. Социальный смысл материнства в современной России. //СИ – 2000 №11.
25. Кампания за достижение равенства между мужчинами и женщинами и улучшение положения женщин. Представительство ООН в Республике Беларусь. Информационный Центр ООН в Москве, 2001.
26. Каткова И.П., Лебединская О.И. Медико-социальные проблемы юного материнства. М., 1992Яковлева Г.В. Охрана прав незамужних женщин. Минск, 1978.
27. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. М., 1994.
28. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге ХХI века. Социально-педагогический анализ. Дубна, 2001
29. Ляхина Л. Формирование культуры сексуального здоровья//Специалист 2005 № 7
30. Медико-социальные аспекты сексуального и репродуктивного поведения молодежи.//Проблемы соц.гигиены, здравоохранения и история медицины. 1997 №1.
31. Медико-социальные проблемы беременных в юном возрасте.//Пробл.соц.гигиены,
здравоохранение и история медицины. – 1997 № 3.
32. Мещерякова С. Психологическая готовность к материнству.//ВП 2000 № 5.
33. О проблемах рождаемости в современной России: беседа с председателем
Комитета Госдумы по охране здоровья населения Т.Яковлевой//Финансовый
контроль 2005 № 6
34. Панкратова Н. Социальный и биологический аспекты родительства//СИ – 2006
№ 10
35. Поздеева Т. Современные студентки: оценка и формирование
самоохранительного репродуктивного поведения//Нижегородский мед. журн. –
2006 № 1.
36. Подростковая сексуальность.//Вестн.психосоц. и коррекцион.работы – 1998 № 1.
37. Подросток – наше будущее//Материалы постоянно действующего семинара – СПб., 2005-2006.
38. Резер Т. Медико-социальные подходы в организации полового воспитания и сексуального образования//СИ – 2003 № 1.
39. Резникова Т. Контрацептивное поведение молодежи//СИ – 2003 № 1; 2.;
40. Сексуальная революция: двойной стандарт.//СИ 2000 № 9
41. Семейный Кодекс Российской Федерации. 4-е издание. М.: Ось-89, 2000.
42. Семья и проблемы юного материнства.//Пробл.соц.гигиены,здравоохранение и
история медицины. – 1996 № 2.
43. Смирнова Е. Феноменология родительства в молодых семьях//Психология
зрелости и старения 2005 № 1.
44. Сравнительный анализ двух моделей полового просвещения американских школьников//Актуальные проблемы российского образования. Материалы VI Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2000.
45. Собкин В.С. и др. Сексуальное поведение в период подростничества: социально-психологические аспекты//Вопр.психического здоровья детей и подростков. 2004 №№ 1, 2.
46. Собкин B.C., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Проявления девиации в подростковой субкультуре//Вопросы психологии 2004 № 3
47. Социальная поддержка репродукции как фактор национальной безопасности //Национальные интересы: приоритеты и безопасность – 2006 № 4.
48. . Тетерский СВ. “Введение в социальную работу“. М.:Академический проект, 2002.
49. Федеральный закон РФ от 28.12.01. (№181-ФЗ)
50. Трудовой Кодекс Российской Федерации. М.: Ось-89, 2002
51. Филиппова Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии.//Вопр.психол. – 2001 № 1
52. Филиппова Г.Г. Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения//Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. М., 1995
53. Челышева Н.А. Семейная деструкция: факторы формирования и пути преодоления//Проблемы социальной работы.СПб., 2003. Энциклопедия социальной работы.: Т. 2. Пер.с англ. М., 1994.
54. Энциклопедия социальной работы.: Т. 2. Пер.с англ. М., 1994.
55. Яковлева Г.В. Охрана прав незамужних женщин. Минск, 1978.
56. Янк К. Опасность ранних сексуальных отношений для психического развития и будущей жизни в браке//Вопр.психол. 2006 № 4
57. Ambert A. Families in the New Millennium. “Allyn and Bacon” 2001
58. Baldwin W.(1981). Adolescent Pregnansy and Childbearing: An Overview. - Seminare in Perinatologi, 5(1), 1-8., Moore K.A., Burt M.R. (1982). Private Crisis, Public Cost: Policy Perspectives on Teenage Childbearing. Wash., D.C.: Urban Institute.
59. Undy J.R. Hormonal and social determinants of adolescence sexual initiation. // Adolescence and Puberty (Eds.Bancroft J. And Reinisch J.) N.Y. Oxford University Press. 1990.
60. Vannappagari V., Ryder R. Monitoring Sexual Behavior in the Russian Federation. Preprint. 2002
61. Websdale N., Shesney-Lind M. Doing Violence to Women // Masculinities and Violence (Ed. L.H. Bowker).SAGE Publ., Inc., 1998.
62. Websdale N., Shesney-Lind M. Doing Violence to Women // In Masculinities and Violence (Ed. L.H.Bowker). SAGE Publ., Inc., 1998
63. http//monax.ru/medicine (Репродуктивное поведение женщины)
64. http//www.actuaries.ru (Конференции/Демографическое развитие и его социально- экономические последствия/О необходимости социальной поддержки юных матерей)
65. http//www.yandex.ru/ (Абрамова Е.А. “Исследование возможности адаптации матерей-подростков в современных условиях“. На примере Алтайского края).
66. http//www.yandex.ru/ (Права человека-2000-Санкт-Петербург и Ленинградская область. Материалы семинара: Журналисты против СПИДа// Санкт-Петербургские ведомости. 2000г. 206.)
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ