Четверг, 02.05.2024, 09:29
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Психология, социология » Диплом

20764 Адаптация военнослужащих Проблемы адаптации военнослужащих.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы адаптации военнослужащих ……………………..
1.1. Теоретико-методологические подходы к проблеме адаптации…….
1.2. Особенности адаптации военнослужащих…………..……………….
1.3. Психологические особенности возраста призывников…………….
Глава 2. Практическое изучение процесса адаптации военнослужащих…….
2.1. Предмет, объект исследования. Методы и методи-ки.……………………
2.2. Анализ экспериментального материала……………………………...
2.2.1. Анализ эмпирических данных на уровне средних показателей....
2.2.2. Корреляционный анализ…………………………………………….
Выводы…………………………………………….….………………………….
Рекоменда-ции………………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………….…………………………..
Приложения…………………………………..……………………………………

..3
.7
..7
.16
29
.35
.35
43
56
.67
71
.76
79
87



.



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования определяется необходимостью разработки психолого-педагогических технологий, направленных на адаптацию личности к качественно изменяющимся социальным ситуациям, в частности, сквозь призму влияние личностных особенностей на адаптацию военнослужащих по призыву. Условием адаптации личности к новым социальным ситуациям выступает включение личности в формы деятельности, соответствующие новым ситуациям. В ряде случаев включение человека в новые, непривычные для него формы деятельности осложняется отсутствием у него ряда личностных качеств, необходимых для того или иного вида деятельности.
В современной педагогике и психологии разрабатываются технологии и приемы усвоения человеком предметного содержания деятельности. Изменение личностных качеств, необходимое для адекватного включения человека в новые социальные ситуации и новые формы деятельности крайне редко становится объектом психологии. В то же время, в культуре общества наработан целый ряд психолого-педагогических процедур и технологий, обеспечивающих включение человека в новое для него мотивационное и смысловое пространство деятельности. Это – сознательно или стихийно организуемые технологические процедуры, способствующие адекватному личностному включению индивида в иную социальную ситуацию, например, такую как призыв гражданской молодежи на военную службу.
В этих условиях проблемы социально-психологической адаптации молодых солдат срочной службы приобретают особую важность. Ведь они перемешаются из одной психологической среды в другую, все это придает адаптации молодых солдат срочной службы особую остроту, а часто и болезненный, конфликтный характер. Ну а личностные и общественные издержки от неудавшейся адаптации этой категории военнослужащих порою редко осознаются и рассматриваются в качестве психологических причин негативных явлений в армейской среде. Всегда это не только несостоявшийся профессионал. Нередко под угрозу ставится и формирование личности.
Большим резервом дальнейшего повышения эффективности учебно-воспитательного процесса является оптимизация адаптации молодых солдат к учебной, служебной и общественной деятельности. Это объясняется тем, что успешность обучения и воспитания молодых солдат их учебная, служебная и общественная активность, воинская дисциплина, настроение и самочувствие в значительной мере завися от особенностей протекания их адаптации.
Отмечая роль адаптации в деятельности человека, М.И. Дьяченко подчеркивает: «Положительный эффект адаптации - относительное соответствие состояния и поведения человека влияниям новой среды. Если же адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения и даже нарушения в регуляции жизнедеятельности»
Компетентность командиров, офицеров воспитательных структур в психологии адаптации повышает их возможности целенаправленного и эффективного влияния на умонастроения и деятельность молодых солдат в самый сложный и трудный для них период профессионального становления. Знание и правильный учет психологических особенностей адаптации молодых солдат способствует повышению их учебной, служебной и общественной активности, укреплению воинской дисциплины, прогнозированию их поведения и деятельности, сплочению и развитию коллективов в общевойсковых подразделениях.
Однако психологические особенности адаптации военнослужащих срочной службы к учебной, служебной и общественной деятельности учитываются далеко не всеми командирами и офицерами воспитательных структур, порой они не обладают необходимыми военно-психологическими знаниями. Им нужны психологически обоснованные методические рекомендации и советы.
Актуальность этой проблемы повышается в связи с формированием в современной армии новых видов деятельности, требующих при включении военнослужащего в эти деятельности качественных изменений в его личности. Психологическое изучение проблемы адаптации позволяет перейти к разработке педагогических технологий, обеспечивающих направленное изменение личностных качеств индивида.
Исследование адаптации военнослужащих по призыву и педагогических практик в отношении них, как компонентов культуры воспитания приобретает в современной армии актуальность в связи с особой ситуацией, сложившейся в российской системе воспитания молодежи – кризисом воспитательных структур, возникших в советские времена, потерей подконтрольности воспитательного процесса со стороны государственных структур, в том числе, и Вооруженных Сил. Отсутствие в системе воспитания молодежи сознательно применяемых методик к взрослеющим субъектам воспитания приводит к тому, что стихийно возникают аналоги таких инициаций в виде «дедовщины» в армии, в виде особой жестокости отношений в молодежных группировках, частично в росте молодежной преступности и в иных, порой уродливых, формах.
Цель работы: определить характер влияния личностных особенностей на социальную адаптацию военнослужащих по призыву.
Основная гипотеза нашего исследования заключается в том, что процесс адаптации военнослужащих стимулирует определенные психологические изменения субъекта, а новый статус, полученный при прохождении воинской службы, является и социальным, и психологическим.
Объект исследования: социальная адаптация военнослужащих по при-зыву.
Предмет исследования: влияние личностных особенностей на адапта-цию военнослужащих.
Задачи работы:
1. Определить теоретико-методологические подходы к проблеме адаптации военнослужащих.
2. Выявить особенности адаптации военнослужащих.
3. Охарактеризовать психологические особенности возраста призывников.
4. Провести практическое изучение процесса адаптации военно-служащих.

Методологическую основу исследования составляет синтез компонентов субъектно-деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна, положений субъектности личности и группы А.В. Брушлинского, А.Л. Журавлева, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Уманского, А.В. Петровского, А.С. Чернышева и др.
Методы исследования. Использовался комплекс методик, включающий: “Карта-схема психолого-педагогической характеристики групп“ (Л.И. Уманский, А.С. Чернышев), экспресс-анкета “Включенность в деятельность“ (Антопольская Т.А.), опросник «Личностная шкала проявления тревоги»; рисуночный тест Розенцвейга; методика диагностики ценностных ориентаций (М. Рокич), шкала самооценки личности (А.М. Пригожин), невключенное наблюдение, социометрический тест Дж. Морено (Реан А.А.), методика определения адекватности осознания своего статуса в статусной иерархии группы (модифицированный вариант методики А.С. Силакова). В качестве используемых эмпирических методов также относится корреляционный и факторный анализ.
Теоретическая значимость работы определяется важностью психологического анализа процедур, обеспечивающих направленное изменение личностных качеств человека. Исследование изменения характеристик личности при прохождении начального этапа военной службы позволяет раскрыть детерминирующие возможности социальной ситуации развития личности и рассмотреть их в качестве факторов, применяемых в сознательно организованных педагогических процедурах. Полученные результаты позволяют рассмотреть некоторые личностные качества в аспекте их функционального соответствия требованиям ситуации, предъявляемым к личности военнослужащего.
Практическое применение исследования определяется возможностью использовать его результаты для организации и коррекции процесса адаптации молодежи к военной службе, применяемых в случаях включения личности в новые профессиональные отношения. Выявленная в работе соотнесенность ряда изменений личностных качеств позволяет разработать педагогические технологии, направленные на получение социально значимых изменений личности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

1.1. Теоретико-методологические подходы к проблеме адаптации

Изучение литературы показывает, что на современном этапе существует два подхода к пониманию категории «адаптация».
Первый подход связан с понятием адаптации, как направленность изме-нений непосредственно индивида (себя). Второй подход – с изменениями индивида и окружающего его мира (среды).
Исследователи, придерживающиеся первого направления, сущность адаптации видят в приспособлении организма и личности к воздействию новых раздражителей или к изменившимся условиям деятельности и жизни в целом.
Основным содержанием процесса адаптации они считают привыкание, изменение (ломку) старого динамического стереотипа и формирование но-вого.
Такой подход вполне правомерен при оценке биологической, физиологической, психофизиологической и психологической адаптации человека к соответствующим условиям военной службы, но он не может быть признан достаточным при исследовании адаптации военнослужащего срочной службы к социальным и социально-психологическим факторам военной службы.
Неудовлетворенность «традиционным» взглядом на адаптацию личности, как только приспособление, привыкание к определенным условиям вызвала ряд работ, в которых делаются попытки выйти за рамки привычного определения данного явления.
Сторонники второго направления полагают, что в процессе адаптации личность не только приспосабливается к среде, но и активно взаимодействует с ней, приспосабливая ее к себе, изменяя в собственных интересах.
Этот подход позволяет адекватно понять сущности активности личности в процессе адаптации ее в коллективе, разграничить понятия биологической и социальной адаптации как взаимосвязанных, но разноуровневых явлений.
Первый подход к пониманию сущности адаптации состоит в том, что адаптация - приспособительный процесс «приноравливания», «вживания», «при- способления» человека к новым условиям жизнедеятельности. Истоки этого направления лежат в преимущественно биологическом понимании адаптации, которое не учитывает ее сложной социальной детерминированности, активности сознания человека.
Второй подход заключается в том, что адаптация человека к новым условиям жизни и деятельности понимается как процесс активного усвоения личностью социального опыта, овладения новыми социальными ролями. Так, например, Г.П. Медведев, Б.Г. Бубин, Ю.С. Колесников пишут: “Адаптация есть ... усвоение личностью социального опыта общества в целом и той сферы (микросреды), к которой она принадлежит”. Здесь, на наш взгляд, правильно подчеркивается активный характер овладения человеком новыми условиями жизнедеятельности в процессе адаптации, но не учитывается ее приспособительная сторона.
Сторонники первого подхода, не соглашаясь с таким пониманием адаптации, утверждают, что в данном случае наблюдается смешение понятий “адаптация” и “социализация” человека. Так Д.А. Андреева справедливо отмечает, что: ”Здесь явно вырисовывается конкуренция понятий адаптация и социализация. Причастность этих понятий к общей для них проблеме, по-видимому, и является основанием для некоторых авторов употреблять их как тождественные. Однако это основание нельзя считать достаточным”.
Но, правомерно ставя вопрос о необходимости разграничения этих понятий, Д.А. Андреева несколько упрощает сущность адаптации человека, считая, что она представляет собой лишь преодоление трудностей, затруднений через привыкание, освоение нового дела.
Понимание сущности человека как совокупности всех общественных отношений, продукта деятельности и общения, данные анализа психологической литературы позволяют считать, что и в первом, и во втором подходах правильно, но односторонне понимается процесс его адаптации. Ведь “приспособление” является формой адаптации человека как организма. Процесс же его адаптации как личности может протекать и в приспособительной форме, так и в форме “активного овладения” новыми видами деятельности и условиями их осуществления, поэтому адаптация отличается широкой выраженностью.
В адаптационном поведении человека, отмечает профессор М.И. Дьяченко, могут участвовать физиологическая, эндокринная и другие реакции человека, психические процессы, опыт, состояния, и свойства личности. “Чем сложнее условия и значительней в общественном отношении цели, стоящие перед людьми, тем большую роль в процессе адаптации играют высшие стороны личности, включая и мировоззрение”.
Говоря об адаптации, имеем ввиду также и процессы “самоприспо-собления”: саморегуляцию, подчинение высших интересов низшим и т.п. На-конец, что особенно важно подчеркнуть, речь идет не только о процессах, которые ведут к подчинению среды исходным интересам субъекта. В последнем случае адаптация есть реализация его фиксированных предметных ориентаций: удовлетворение потребности, инициировавшей поведение, достижение поставленной цели, решение исходной задачи.
Приспосабливает ли индивид себя к миру или подчиняет мир исходным своим интересам - в любом случае он отстаивает себя перед миром в тех своих проявлениях, которые в нем уже были и есть и которые постепенно обнаруживаются. Таким образом, под адаптацией понимается тенденция субъекта к реализации и воспроизведению в деятельности уже имеющихся у него стремлений, направленность на осуществление таких действий, целесообразность которых была подтверждена предшествующим опытом (индивидуальным или родовым). Говоря об адаптации, адаптивной направленности, предусматриваем тот случай, когда человек может заранее и не знать, к чему именно, к какому предметному эффекту приведет его действие, и, тем не менее, действовать адаптивно, если заранее известно, к чему он стремиться “для себя”, что ему может дать. Поэтому адаптивные действия могут быть и творчески продуктивными, “незаданными”: адап-тивными их делает наличие ответа на вопрос “зачем?”.
Смысл заключается, следовательно, не столько в том, что индивид в каждый момент времени “хочет сделать что-то”, т.е. что он “устремлен” к какой-либо цели; анализируя те или иные частные стремления человека, можно как бы взойти к той цели, которая, в конечном счете, движет поведением, какими бы противоречивыми и неразумными не представлялись при “поверхностном” наблюдении основанными на ней побуждения и стремления людей.
В зависимости от того, какое жизненное отношение принимается за ве-дущее, выделяются различные варианты сообразности всех психологических проявлений личности при адаптации к среде.
Гомеостатическая адаптация - выступает в форме требования к устране-нию конфликтности во взаимоотношениях со средой, элиминации “напряже-ний”, установлению “равновесия” и т.п. Считается, что какое-нибудь событие, будь то изменение температуры окружающей среды или перемены в социальном статусе человека, выводит его из состояния равновесия; поведение же сводится к реакции восстановления утраченного равновесия.
Гедонистическая адаптация, когда действие человека детерминировано двумя первичными аффектами - удовольствием и страданием; все поведение интерпретируется как максимизация удовольствия и страдания.
Прагматический адаптация - здесь в качестве ведущего здесь рассматривается принцип оптимизации. Во главу угла ставится узкопрактическая сторона поведения (польза, выгода, успех). Например, типично следующее высказывание: “...даже если принятое кем-то решение кажется несуразным, мы все равно допускаем, что оно логично и обоснованно с учетом всей информации, связанной с человеком... всякое решение действительно оптимизирует психологическую полезность, даже если посторонний наблюдатель (а может быть и человек, принявший решение) будет удивляться сделанному выбору”
Подобным же образом формируется и принцип “экономии сил”, трак-тующий адаптивное поведение по образцу “принципа наименьшего действия”, почерпнутого из жизни. Данный принцип утверждает, что если в природе происходит само по себе какое-нибудь изменение, то необходимое для этого количество действия есть “наименьшее возможное”. Также и человеческое поведение: “Если данной, возникшей у человека цели (адаптироваться к новым условиям) можно достичь разными путями, то человек пытается использовать тот, который по его представлениям требует наименьшей затраты сил, а на избранном пути расходует не больше усилий, чем, по его представлениям, необходимо”.
Ориентации, интерпретирующие психологическую деятельность как универсально-подчиненную адаптации к среде, в целом и образуют то, что выше было обозначено как сообразность всех психических проявлений при адаптации личности.
Всякий акт деятельности ведет к какому-либо согласованию, приближает к предмету потребности, преднастраивает к будущим воздействиям среды и т.п. Одним словом, преследует непременно “полезную” цель, отвечает исключительно адаптивным задачам. Все, что угрожает благополучию (нарушает гомеостазис), расценивается как вредное, нежелательное и потому же действия индивида, которые устраняют возникший “разлад”, представляются естественными и единственно оп-равданными.
Когда все-таки встречаются “немотивированные действия, то они выглядят: или следствием всякого рода “отклонений” субъекта от нормы; или результатом ошибок в работе, которые в свою очередь объясняются неподготовленностью деятельности, нехваткой информации, отсутствием достаточной прозорливости, “незрелостью”; или, наконец, действием какого-то скрытого мотива, который наряду с другими также преследует задачу обеспече

Список использованной литературы

1. Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных услови¬ях. - М., 1991.
2. Альманах психологических тестов. Под ред. Р.Р. и С.А. Римских. - М., 2005.
3. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в Вузе//Человек и общество: Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества. - Л.: ЛГУ 1973.
4. Банников К.Л. Антропология экстремальных групп. Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы российской армии / Этнографическое обозрение, 2001. - № 1.
5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 2005.
6. Военная психология и педагогика. Под ред. А.В. Барабанщикова. – М., 2007.
7. Военная психология и педагогика. Под ред. В.Ф. Кулакова. – М., 1998.
8. Горбатенко Т.М. Межличностные отношения и профессиональные намерения //Вопросы психологии. 1998. - № 2.
9. Громов Д.В. Психологические изменения, наблюдающиеся у солдат срочной службы и курсантов ввузов вследствие прохождения службы (обучения)//Труды Института психологии им. Л.С. Выготского Российского Государственного Гуманитарного Университета. Выпуск 2. - М., 2002.
10. Дичев Т.Г., Тарасов К.Е. Проблема адаптации и здоровье. - М. Медицина 1976.
11. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. – М., 1974.
12. Егорова Л.Г. Факторы адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу технического вуза: Автореф… дисс. канд. пед. наук. - Л.; ЛГУ 1978.
13. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. - М., 1992.
14. Зворыкин А.А. Социальные аспекты управления//Человек и общество. Социальные проблемы управления//Учен. зап. Ленингр. ун-та. 2003. Вып. 11.
15. Зеличенко А.И. Психология духовности. - М., 2005.
16. Квасов С.Е. Кузнецов А.А. Социально-психологические аспекты адаптации молодого пополнения к военной службе. - Н.Новгород.: Изд. Военно-медицинский институт, 1999.
17. Климов Е.А. Психология профессионала. – М., 2005.
18. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 2004.
19. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в коллективе. - Минск, 1999.
20. Кон И.С. Психология юношеского возраста//Проблема формирования личности. – М., 1976.
21. Кондаков И.М. Диагностика профессиональных установок подростков//Во-просы психологии. 1997. № 2.
22. Кондратьева В.П. Некоторые психические показатели адаптации студентов первокурсников к условиям в Вузе//Вопросы вузовской педагогики, психологии и дидактики. - Воронеж. 2006.
23. Кудрявцев Т.В., Сухарев А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения//Вопросы пси-хологии. - 1985. № 1.
24. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – М., 2007.
25. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность//Вопросы философии, 1974. - № 4.
26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. - М., 1977.
27. Линусей П., Норман Д. Переработка информации человеком. – М., 1994.
28. Медведев Г.П., Бубин Б.Г., Колесников Ю.С. Адаптация - важная проблема педагогики высшей школы. - Советская педагогика, 2005. - № 3.
29. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М., 1985.
30. Митропольский А. К. Техника статистических вычислений, 2 изд. - М., 2006.
31. Москвичев С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. - Киев, 1975.
32. Налгаджян А.А. Социально психологическая адаптация личности (Формы, механизм и стратегии). - Ереван, 2004.
33. Никонов В.П., Козловский И.И. Психическая адаптация в боевой обстановке режима чрезвычайного положения (Северо-Кавказский регион) / Безопасность. Информационный сборник. – 1995. – № 7-8.
34. Овчинникова Г.Я. К вопросу об истоках направленности личности: Психология личности и образ жизни//Отв. ред. Е.В. Шорохова. - М., 1987.
35. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М., 1982.
36. Петровский В.А. Феномены субъектности в развитии личности. Самара, 1997.
37. Платонов К.К. Обработка психологических данных. - М., 1986.
38. Психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского - М., 1991.
39. Селъе Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М., 1960.
40. Синявский В.В. Психолого-педагогические вопросы профессиональной адаптации выпускников профтехучилищ. - Автореф. дисс… канд. психол. наук - М.: 2006.
41. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.. Ответств. ред. Крымский С.Б. Киев: Наукова думка, 1989.
42. Тихонов А.Н. Формирование специальных свойств личности в процессе профессиональной подготовки сотрудников внутренних дел. Дисс. канд. псих. наук. - Казань, 2000.
43. Утлик Э.П. Естественно-научные основы военной психологии. - М.; 1980.
44. Феденко Н.Ф. Индивидуальная работа с подчиненными//Педагогические проблемы воспитания советских воинов. Под ред. А.В. Барабанщикова. - М., 1974.
45. Чайка В.Г. Социально-психологическая адаптация офицеров, увольняющихся в запас, к трудовой деятельности. Дисс. канд. психол. наук. - М., 2000.
46. Шпалинский В.В. Распределение статусов индивидов в группах разного уровня развития //Личность в общении и деятельности. Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. А.В. Петровского, М.Ю. Кондратьева и др. Ульяновск, 1985.
47. Штак С.В. Анализ проблемы социально-психологической адаптации в условиях трансформации Российского общества. Кемерово: Кемеровский Государственный университет, 1999.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ