20836 Влияние саморегуляции на эмоциональную устойчивость подростков
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3 Глава I. Эмоциональная устойчивость как психологическая проблема 7 I.1. Эмоции и их сущностные характеристики 7 I.2 Эмоциональная устойчивость и ее психофизиологические параметры в подростковом периоде 18 I.3. Проблемы эмоциональной устойчивости в спортивной деятельности 37 I.4. Влияние саморегуляции на эмоциональную устойчивость старших подростков в ходе спортивной деятельности 41 Глава II. Эмпирическое исследование влияния саморегуляции на эмоциональную устойчивость личности старшего подростка, занимающегося спортом 56 II.1. Цель и методики проведения исследования 56 II.2. Результаты, их анализ и основные выводы 66 Заключение 90 Список литературы 91 Приложения 96
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Резкие политические и экономические перемены, происходящие в нашей стране, способствуют повышению уровня психоэмоционального напряжения у населения. Широко распространенными среди населения стали такие неблагоприятные для здоровья психические со-стояния, как тревога, неудовлетворенность жизнью, неуверенность в зав-трашнем дне, страх за будущее детей, раздражительность, агрессивность, депрессия и др. Наиболее остро проблема эмоциональной неустойчивости стоит в под-ростковой и молодежной среде. Так, исследования российских психологов последних лет показывают, что 90% старшеклассников находятся в состоя-нии эмоционального напряжения, а 75% из них имеют уже те или иные забо-левания стрессовой этиологии (Копина О.С., Суслова Е.А., Заикин Е.В., 1995). Старший подростковый и юношеский возраст наиболее сензитивен к развитию эмоциональной устойчивости, сознательной саморегуляции и са-моконтроля. Все это облегчает процесс повышения эмоциональной устойчи-вости. Поэтому научный поиск путей и условий развития эмоциональной ус-тойчивости подростков именно в сензитивный период представляется наибо-лее целесообразным. Современная психология располагает классическими трудами об эмо-циях: проблема возникновения эмоций в эволюционном плане с помощью метода выведения необходимости (К. Обуховский); физиологическое объяс-нение эмоций (теория В. Вундта; концепция Линдсея-Хебба и др.); эмоции в контексте теории психоанализа (Д. Рапапорт, Р. Клейн и др.); теоретические представления о природе эмоций (К. Роджерс, Г. Арнольд); эмоции и моти-вационная система человека (С. Томкинс, К. Изард); регуляторная роль эмо-ций в осуществлении психических функций (В.К. Вилюнас, С.Л. Рубинштейн, А.М. Свядощ, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе и др.). Данные работы подводят к пониманию сущности эмоций как характе-ристики внутреннего мира человека, особого класса психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственно – чувственных переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций. Эмоции, как правило, являются проявлением человеческой субъективности. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится определенным образом к тому, что его ок-ружает. Переживания этого отношения к окружающему и составляет эмо-циональную сферу личности. Одним из путей повышения эмоциональной устойчивости подростков является их включение в занятия спортом. В работах О. А. Конопкина, на-пример, показано, что при определенных условиях подростку-спортсмену присущи положительно влияющие эмоциогенные состояния как физиологи-ческого, так и собственно психологического порядка, ведущие к повышению его эмоциональной устойчивости. Однако необходимо отметить существующее в настоящее время проти-воречие между острой необходимостью использования профилактических мер по повышению уровня эмоциональной устойчивости личности старших подростков и недостаточной разработанностью научного обоснования фор-мирования такой эмоциональной устойчивости. Разрешению этого противоречия будет способствовать исследование психолого-педагогической проблемы оптимизации эмоциональной устойчи-вости личности старшего подростка (на примере подростков, включенных в спортивную деятельность). Мы предполагаем рассмотреть спортивную дея-тельность как напряженную деятельность и изучить специфику формирова-ния эмоциональной устойчивости в ходе такой деятельности; а также ставим своей задачей выявление путей повышения эмоциональной устойчивости личности старшего подростка через повышение уровня саморегуляции такой личности. Исходя из вышесказанного, была выбрана тема исследования – «Влияние саморегуляции на эмоциональную устойчивость личности старшего подро-стка (на примере подростков, занимающихся спортивной деятельностью)». Цель исследования – изучение психологических особенностей влияния саморегуляции на формирования эмоциональной устойчивости личности старшего подростка, включенного в занятия спортом. Объект исследования: эмоциональная устойчивость личности старше-го подростка. Предмет исследования: влияние саморегуляции на формирование эмоциональной устойчивости личности старшего подростка. Гипотеза исследования: - старшим подросткам со сниженным уровнем саморегуляции присуща выраженная ситуативная тревожность на фоне высокой личностной тревож-ности, что приводит к снижению у них эмоциональной устойчивости; - повышения эмоциональной устойчивости можно добиться путем формирования у них устойчивых навыков саморегуляции. Для достижения цели исследования и проверки выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи: 1. Путем анализа научно-психологической литературы изучить осо-бенности эмоциональной устойчивости личности старшего подростка, вы-явить ее структуру и уровни. 2. Изучить регуляционный механизм, определяющий уровень эмоцио-нальной устойчивости личности старшего подростка. Для этого рассмотреть саморегуляцию как целостную систему, выявить уровень саморегуляции старших подростков на примере их спортивной деятельности, а также вы-явить зависимость эмоциональной устойчивости от особенностей саморегу-ляции личности старшего подростка. 3. Подобрать комплекс психодиагностических и исследовательских ме-тодик, адекватных целям исследования. 4. Разработать и обосновать пути и способы оптимизации эмоциональ-ной устойчивости личности старшего подростка, включенного в занятия спортом, через применение навыков саморегуляции. Материалы исследования, с нашей точки зрения, могут быть использо-ваны в профессиональной деятельности психологов, в разработке программ и мероприятий по достижению и профилактике эмоционального здоровья и эмоционального благополучия подростков. Методы исследования: - теоретический анализ проблемы на основе изучения пси¬хологической литературы; - тестирование; - анкетирование; - наблюдение; - беседа; - методы статистической обработки результатов исследования. Методики исследования. Нами выбраны следующие методики: 1. Самооценка эмоциональных состояний (сокращенный вариант ме-тодики А. Уэссмана и Д. Рикса). 2. Методика В.Л. Марищука по выявлению уровня эмоциональной ус-тойчивости у спортсменов . 3. Опросник личностной и ситуативной тревожности Ч. Спилбергера (адаптация Ю.Л.Ханина). 4. Методика УСК Дж. Роттера, адаптированная Е.Ф. Бажиным. 5. Методика А. К. Осницкого по выявлению уровня саморегуляции у подростков .
Глава I. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИ-ЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
I.1. Эмоции и их сущностные характеристики
В разном возрасте, при различных обстоятельствах эмоциональный мир человека широко варьирует, и палитра его чувств расцвечивается все новыми и новыми красками: то ослепительно яркими, то мрачными, подчас совершенно неожиданным не только для окружения, но и для него самого. «Человеческие эмоции - говорил К.К. Платонов, - представляют весьма многогранные и тонкие реакции личности на физическую и социальную сре-ду: они развиваются и качественно усложняются как в процессе воздействия на человека внешнего мира, так и активного, целенаправленного воздействия человека на внешний мир, на других людей и на самого себя» . Существует мнение, что без эмоций человек превратился бы в подобие робота, которому неведомы ни беды, ни радости, ни удовлетворенность сво-им трудом, ни стремление к счастью. «Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей; лишенную эмоций, - писал академик П. К.Анохин, - как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие взаимоотношения. Мир таких людей был бы миром бездушных роботов, лишенных всей гаммы человеческих переживаний и неспособных понять ни субъективные последст-вия всего происходящего во внешнем мире, ни значения своих собственных поступков для окружающих. Страшная и мрачная картина!» . На протяжении истории развития психологии эмоций не раз предпри-нимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными состояниями и показать, различные комплексы органических признаков, сопровождающих различные эмоциональные процессы. Одна из первых попыток была предпринята Ч. Дарвином (1872) в книге «Выражение эмоций у человека и животных». Согласно данной теории, телесные измене-ния, сопровождающие различные эмоции, есть не что иное, как реальные приспособительные реакции организма . Вслед за Ч. Дарвином появилась теория Джеймса-Ланге, по которой первопричинами эмоций являются телесные изменения. Отражаясь в голове человека через систему обратной связи, они порождают эмоциональное пе-реживание соответствующей модальности. В общей психологии существует еще немало теорий, отдающих пред-почтение физиологическому объяснению эмоций (теория В.Вундта; Кеннона-Барда; концепция Линдсея-Хебба и др.). И сегодня уже не отрицается, что эмоция, переживаемая человеком, всегда вызывает физиологические измене-ния в его организме. Однако на сегодняшний день эмоции изучаются и в рамках социальной и педагогической психологии, где понимаются как орга-низующий и мотивационный фактор поведения человека, его личностного развития и отношений с окружающим миром. Подчеркивается роль эмоций в общении, в восприятии и познании людьми друг друга. Целый ряд распространенных на Западе теорий эмоций в той или иной мере уходит своими корнями в теорию психоанализа (Д. Рапапорт, Холт, Р.Клейн, Льюис и др.). В психоаналитической литературе проблема эмоций рассматривается через понятие «аффекта». При этом достаточно трудно дать точное определение аффекта в рамках классической психоаналитической теории. Сложность вызвана тем, что Фрейд и его последователи широко трактовали этот термин, нагружая его по мере развития теории все более разнообразными значениями. Однако существует три аспекта этого понятия: 1) энергетический компонент инстинктивного влечения («заряд аффек-та»), 2) процесс разрядки, 3) восприятие окончательной разрядки (ощущение или чувство эмо-ции)» . Разрядка и чувственные компоненты рассматриваются как выражение эмоций, имеющих коммуникативную социальную значимость. Согласно теории Д. Рапапорта (1960), который сделал обобщающее изложение психоанализа, «воспринимаемый внешний объект служит инициа-тором бессознательного процесса, который мобилизует инстинктивную нервную энергию» . Эта энергия реализуется посредством разряжающихся эмоциональных процессов - «эмоциональные выражения» и «эмоциональные чувства». Данные процессы могут возникать как одновременно, так и следо-вать один за другим или же могут быть одиночными. Если инстинктивная энергия не находит открытых свободных путей проявления, она разряжается через другие каналы, иные, чем произвольные движения. Поскольку в чело-веческой культуре редки открытые пути проявления инстинктов, эмоцио-нальная разрядка различной интенсивности через косвенные каналы случа-ется постоянно. Таким образом, по мнению И. М. Павловой, в нашей психи-ческой жизни кроме истинных эмоций (ярости, страха и т.п.) существует це-лая иерархия эмоциональных явлений, ранжированных от наиболее интен-сивных к умеренным . Р. Клейном (1976) была выдвинута концепция «императивного пред-восхищения», также рассматривающая эмоции через понятие аффекта. Автор считает, что впервые испытанный аффект может инстинктивно возникать раньше сенсорного «удовольствия» или «неудовольствия». Связь между аф-фектом и сенсорным удовольствием ассоциируется …………………………………………………………………….. …………………………………………………………………….. ……………………………………………………………………..
--------- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987. Бабахан Ю.С. Оперативная устойчивость и эмоциональный стресс // Вопросы психологии. 1990. № 3. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания // Вестник МГУ. Сер. 14. 1995. №1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. №6. Варданян Б.Х. Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. Вилюнас В.К. Целепобуждающая функция эмоций // Психологические проблемы исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младшего школьника. М.: Педагогика, 1999. Выготский Л. С. Проблема эмоций // Вопросы психологии. 1958. № 3. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологические основы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1990. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. Нейрофизиологические исследования / Пер. с англ. О.С. Виноградовой. М.: Мир, 1960. Гиссен Л.Д. Спортивная психогигиена и психопрофилактика // Проблемы психологии спорта. М., 2001. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. Дашкевич О.В., Фехретдинов К.С. Влияние эмоций на активность, эффективность и результативность деятельности самбистов // Теория и практика физической культуры. 1977. № 8. Доскин В. А., Лаврентьева Н. А., Мирошников М. П., Шарай В. Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии. 1973. № 6. С.141-145. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. М.: Университетское, 1985. Изард К.Э. Психология эмоций: Пер с англ. СПб.: Питер, 1999. Калашников Г.А. Некоторые пути преодоления страха в процессе физических упражнений // Уч. зап. Калининск. ГПИ им. М.И.Калинина, 1961. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. Колодич Е.Н., Павлова И.М. Возможности социально-психологического тренинга в процессе повышения эмоциональной устойчивости учащихся // Мир психологии. 1999. № 4. С.17. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. Конопкин О.А., Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопросы психологии. 1989. № 5. Копина О.С., Суслова Е.А., Заикин Е.В. Экспресс-диагностика психоэмоционального напряжения и его источников // Вопросы психологии. 1995. Кочубей Б.И. Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 1998. Круглова Н.В. Особенности саморегуляции учебной деятельности в подростковом возрасте // Психологический журнал. 1994. №1. Ланге К.Г. Аффекты. Душевные движения: Пер. с англ. / Под ред. А. Вирениус. СПб., 2000. Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. Воронеж, 1993. Максименко Ю. Б., Бондаренко А. И. Диагностика эмоциональных и когнитивных компонентов в структуре психического образа // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. М., 1990. Марищук В. Л. О преодолении состояния эмоциональной напряженности с помощью физических упражнений.– Волгоград, 1965. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1984. Моросанова В.И., Сагиев Р.Р. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопросы психологии, 1994. № 5. Наенко Н.И., Овчинникова О.В. О различии состояний психической напряженности // Психологические исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. Л., 1983. Носенко Э. Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. Днепропетровск, 1975. Ольшанникова А. Е. Эмоции и воспитание // Педагогика и психология. 1983. № 10. Осницкий А.К., Чуйкова Т.С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы // Вопросы психологии. 1999. № 4. Оя С.М. О возможностях регулирования предстартового состояния на основе объективно изменяемых данных. М., 1999. Оя С.М. Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. М.: ФиС, 1969. Павлова И.М. Влияние уровня эмоциональной устойчивости на особенности психического состояния и поведения учащихся // Современные проблемы формирования у учащихся и студентов культуры мышления и умственного труда: Материалы Республ. науч.-практ. конф. Минск: Изд-во БГУ, 2000. Писаренко В. М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека // Психологический журнал. 1986. № 5. Платонов К.К. Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека // Сб. науч. тр. М., 1989. Пуни А.Ц. К психологической характеристике предстартового состояния спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1949. №7. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. Родионов А.В. Исследование стартовых состояний у спортсме¬нов с различными особенностями свойств нервной системы // Пси¬хологические вопросы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1967. Рудик П. А., Лепендина И.И. Особенности эмоционально-волевых процессов при нарушении динамического стереотипа привычного действия // Проблемы психологии спорта. М.: ФиС, 1962. Свядощ А.М. О влиянии аутогенной тренировки на эмоциональную устойчивость в экстремальных условиях. М., 2003. Симонов П.В. О роли эмоций в приспособительном поведении живых систем // Вопросы психологии. 1965. № 4. Сиротин О.А. Экспериментальное исследование психофизиологической природы эмоциональной устойчивости: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1972. Уолен С., Ди Гуссепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия. М.: Ин-т Гуманит. знаний, 1997. Фридман Л. П. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1998. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психологическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. № 2. Черникова О. А. Исследование эмоциональной устойчивости как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям // Психологические вопросы спортивной тренировки. М., 1967. Эльконин Д. Б, К проблеме периодизации психологического развития в датском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 8.