Четверг, 02.05.2024, 14:47
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Психология, социология » Диплом

20836 Влияние саморегуляции на эмоциональную устойчивость подростков

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Глава I. Эмоциональная устойчивость как психологическая проблема 7
I.1. Эмоции и их сущностные характеристики 7
I.2 Эмоциональная устойчивость и ее психофизиологические
параметры в подростковом периоде 18
I.3. Проблемы эмоциональной устойчивости в спортивной
деятельности 37
I.4. Влияние саморегуляции на эмоциональную устойчивость
старших подростков в ходе спортивной деятельности 41
Глава II. Эмпирическое исследование влияния саморегуляции на
эмоциональную устойчивость личности старшего подростка,
занимающегося спортом 56
II.1. Цель и методики проведения исследования 56
II.2. Результаты, их анализ и основные выводы 66
Заключение 90
Список литературы 91
Приложения 96

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Резкие политические и экономические перемены, происходящие в нашей стране, способствуют повышению уровня психоэмоционального напряжения у населения. Широко распространенными среди населения стали такие неблагоприятные для здоровья психические со-стояния, как тревога, неудовлетворенность жизнью, неуверенность в зав-трашнем дне, страх за будущее детей, раздражительность, агрессивность, депрессия и др.
Наиболее остро проблема эмоциональной неустойчивости стоит в под-ростковой и молодежной среде. Так, исследования российских психологов последних лет показывают, что 90% старшеклассников находятся в состоя-нии эмоционального напряжения, а 75% из них имеют уже те или иные забо-левания стрессовой этиологии (Копина О.С., Суслова Е.А., Заикин Е.В., 1995).
Старший подростковый и юношеский возраст наиболее сензитивен к развитию эмоциональной устойчивости, сознательной саморегуляции и са-моконтроля. Все это облегчает процесс повышения эмоциональной устойчи-вости. Поэтому научный поиск путей и условий развития эмоциональной ус-тойчивости подростков именно в сензитивный период представляется наибо-лее целесообразным.
Современная психология располагает классическими трудами об эмо-циях: проблема возникновения эмоций в эволюционном плане с помощью метода выведения необходимости (К. Обуховский); физиологическое объяс-нение эмоций (теория В. Вундта; концепция Линдсея-Хебба и др.); эмоции в контексте теории психоанализа (Д. Рапапорт, Р. Клейн и др.); теоретические представления о природе эмоций (К. Роджерс, Г. Арнольд); эмоции и моти-вационная система человека (С. Томкинс, К. Изард); регуляторная роль эмо-ций в осуществлении психических функций (В.К. Вилюнас, С.Л. Рубинштейн, А.М. Свядощ, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе и др.).
Данные работы подводят к пониманию сущности эмоций как характе-ристики внутреннего мира человека, особого класса психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственно – чувственных переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций. Эмоции, как правило, являются проявлением человеческой субъективности. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится определенным образом к тому, что его ок-ружает. Переживания этого отношения к окружающему и составляет эмо-циональную сферу личности.
Одним из путей повышения эмоциональной устойчивости подростков является их включение в занятия спортом. В работах О. А. Конопкина, на-пример, показано, что при определенных условиях подростку-спортсмену присущи положительно влияющие эмоциогенные состояния как физиологи-ческого, так и собственно психологического порядка, ведущие к повышению его эмоциональной устойчивости.
Однако необходимо отметить существующее в настоящее время проти-воречие между острой необходимостью использования профилактических мер по повышению уровня эмоциональной устойчивости личности старших подростков и недостаточной разработанностью научного обоснования фор-мирования такой эмоциональной устойчивости.
Разрешению этого противоречия будет способствовать исследование психолого-педагогической проблемы оптимизации эмоциональной устойчи-вости личности старшего подростка (на примере подростков, включенных в спортивную деятельность). Мы предполагаем рассмотреть спортивную дея-тельность как напряженную деятельность и изучить специфику формирова-ния эмоциональной устойчивости в ходе такой деятельности; а также ставим своей задачей выявление путей повышения эмоциональной устойчивости личности старшего подростка через повышение уровня саморегуляции такой личности.
Исходя из вышесказанного, была выбрана тема исследования – «Влияние саморегуляции на эмоциональную устойчивость личности старшего подро-стка (на примере подростков, занимающихся спортивной деятельностью)».
Цель исследования – изучение психологических особенностей влияния саморегуляции на формирования эмоциональной устойчивости личности старшего подростка, включенного в занятия спортом.
Объект исследования: эмоциональная устойчивость личности старше-го подростка.
Предмет исследования: влияние саморегуляции на формирование эмоциональной устойчивости личности старшего подростка.
Гипотеза исследования:
- старшим подросткам со сниженным уровнем саморегуляции присуща выраженная ситуативная тревожность на фоне высокой личностной тревож-ности, что приводит к снижению у них эмоциональной устойчивости;
- повышения эмоциональной устойчивости можно добиться путем формирования у них устойчивых навыков саморегуляции.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи:
1. Путем анализа научно-психологической литературы изучить осо-бенности эмоциональной устойчивости личности старшего подростка, вы-явить ее структуру и уровни.
2. Изучить регуляционный механизм, определяющий уровень эмоцио-нальной устойчивости личности старшего подростка. Для этого рассмотреть саморегуляцию как целостную систему, выявить уровень саморегуляции старших подростков на примере их спортивной деятельности, а также вы-явить зависимость эмоциональной устойчивости от особенностей саморегу-ляции личности старшего подростка.
3. Подобрать комплекс психодиагностических и исследовательских ме-тодик, адекватных целям исследования.
4. Разработать и обосновать пути и способы оптимизации эмоциональ-ной устойчивости личности старшего подростка, включенного в занятия спортом, через применение навыков саморегуляции.
Материалы исследования, с нашей точки зрения, могут быть использо-ваны в профессиональной деятельности психологов, в разработке программ и мероприятий по достижению и профилактике эмоционального здоровья и эмоционального благополучия подростков.
Методы исследования:
- теоретический анализ проблемы на основе изучения пси¬хологической литературы;
- тестирование;
- анкетирование;
- наблюдение;
- беседа;
- методы статистической обработки результатов исследования.
Методики исследования.
Нами выбраны следующие методики:
1. Самооценка эмоциональных состояний (сокращенный вариант ме-тодики А. Уэссмана и Д. Рикса).
2. Методика В.Л. Марищука по выявлению уровня эмоциональной ус-тойчивости у спортсменов .
3. Опросник личностной и ситуативной тревожности Ч. Спилбергера (адаптация Ю.Л.Ханина).
4. Методика УСК Дж. Роттера, адаптированная Е.Ф. Бажиным.
5. Методика А. К. Осницкого по выявлению уровня саморегуляции у подростков .


Глава I. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИ-ЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

I.1. Эмоции и их сущностные характеристики

В разном возрасте, при различных обстоятельствах эмоциональный мир человека широко варьирует, и палитра его чувств расцвечивается все новыми и новыми красками: то ослепительно яркими, то мрачными, подчас совершенно неожиданным не только для окружения, но и для него самого.
«Человеческие эмоции - говорил К.К. Платонов, - представляют весьма многогранные и тонкие реакции личности на физическую и социальную сре-ду: они развиваются и качественно усложняются как в процессе воздействия на человека внешнего мира, так и активного, целенаправленного воздействия человека на внешний мир, на других людей и на самого себя» .
Существует мнение, что без эмоций человек превратился бы в подобие робота, которому неведомы ни беды, ни радости, ни удовлетворенность сво-им трудом, ни стремление к счастью. «Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей; лишенную эмоций, - писал академик П. К.Анохин, - как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие взаимоотношения. Мир таких людей был бы миром бездушных роботов, лишенных всей гаммы человеческих переживаний и неспособных понять ни субъективные последст-вия всего происходящего во внешнем мире, ни значения своих собственных поступков для окружающих. Страшная и мрачная картина!» .
На протяжении истории развития психологии эмоций не раз предпри-нимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными состояниями и показать, различные комплексы органических признаков, сопровождающих различные эмоциональные процессы. Одна из первых попыток была предпринята Ч. Дарвином (1872) в книге «Выражение эмоций у человека и животных». Согласно данной теории, телесные измене-ния, сопровождающие различные эмоции, есть не что иное, как реальные приспособительные реакции организма .
Вслед за Ч. Дарвином появилась теория Джеймса-Ланге, по которой первопричинами эмоций являются телесные изменения. Отражаясь в голове человека через систему обратной связи, они порождают эмоциональное пе-реживание соответствующей модальности.
В общей психологии существует еще немало теорий, отдающих пред-почтение физиологическому объяснению эмоций (теория В.Вундта; Кеннона-Барда; концепция Линдсея-Хебба и др.). И сегодня уже не отрицается, что эмоция, переживаемая человеком, всегда вызывает физиологические измене-ния в его организме. Однако на сегодняшний день эмоции изучаются и в рамках социальной и педагогической психологии, где понимаются как орга-низующий и мотивационный фактор поведения человека, его личностного развития и отношений с окружающим миром. Подчеркивается роль эмоций в общении, в восприятии и познании людьми друг друга.
Целый ряд распространенных на Западе теорий эмоций в той или иной мере уходит своими корнями в теорию психоанализа (Д. Рапапорт, Холт, Р.Клейн, Льюис и др.). В психоаналитической литературе проблема эмоций рассматривается через понятие «аффекта». При этом достаточно трудно дать точное определение аффекта в рамках классической психоаналитической теории. Сложность вызвана тем, что Фрейд и его последователи широко трактовали этот термин, нагружая его по мере развития теории все более разнообразными значениями. Однако существует три аспекта этого понятия:
1) энергетический компонент инстинктивного влечения («заряд аффек-та»),
2) процесс разрядки,
3) восприятие окончательной разрядки (ощущение или чувство эмо-ции)» . Разрядка и чувственные компоненты рассматриваются как выражение эмоций, имеющих коммуникативную социальную значимость.
Согласно теории Д. Рапапорта (1960), который сделал обобщающее изложение психоанализа, «воспринимаемый внешний объект служит инициа-тором бессознательного процесса, который мобилизует инстинктивную нервную энергию» . Эта энергия реализуется посредством разряжающихся эмоциональных процессов - «эмоциональные выражения» и «эмоциональные чувства». Данные процессы могут возникать как одновременно, так и следо-вать один за другим или же могут быть одиночными. Если инстинктивная энергия не находит открытых свободных путей проявления, она разряжается через другие каналы, иные, чем произвольные движения. Поскольку в чело-веческой культуре редки открытые пути проявления инстинктов, эмоцио-нальная разрядка различной интенсивности через косвенные каналы случа-ется постоянно. Таким образом, по мнению И. М. Павловой, в нашей психи-ческой жизни кроме истинных эмоций (ярости, страха и т.п.) существует це-лая иерархия эмоциональных явлений, ранжированных от наиболее интен-сивных к умеренным .
Р. Клейном (1976) была выдвинута концепция «императивного пред-восхищения», также рассматривающая эмоции через понятие аффекта. Автор считает, что впервые испытанный аффект может инстинктивно возникать раньше сенсорного «удовольствия» или «неудовольствия». Связь между аф-фектом и сенсорным удовольствием ассоциируется
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987.
Бабахан Ю.С. Оперативная устойчивость и эмоциональный стресс // Вопросы психологии. 1990. № 3.
Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания // Вестник МГУ. Сер. 14. 1995. №1.
Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.
Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. №6.
Варданян Б.Х. Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983.
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
Вилюнас В.К. Целепобуждающая функция эмоций // Психологические проблемы исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.
Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младшего школьника. М.: Педагогика, 1999.
Выготский Л. С. Проблема эмоций // Вопросы психологии. 1958. № 3.
Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологические основы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1990.
Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. Нейрофизиологические исследования / Пер. с англ. О.С. Виноградовой. М.: Мир, 1960.
Гиссен Л.Д. Спортивная психогигиена и психопрофилактика // Проблемы психологии спорта. М., 2001.
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
Дашкевич О.В., Фехретдинов К.С. Влияние эмоций на активность, эффективность и результативность деятельности самбистов // Теория и практика физической культуры. 1977. № 8.
Доскин В. А., Лаврентьева Н. А., Мирошников М. П., Шарай В. Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии. 1973. № 6. С.141-145.
Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. М.: Университетское, 1985.
Изард К.Э. Психология эмоций: Пер с англ. СПб.: Питер, 1999.
Калашников Г.А. Некоторые пути преодоления страха в процессе физических упражнений // Уч. зап. Калининск. ГПИ им. М.И.Калинина, 1961.
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.
Колодич Е.Н., Павлова И.М. Возможности социально-психологического тренинга в процессе повышения эмоциональной устойчивости учащихся // Мир психологии. 1999. № 4. С.17.
Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.
Конопкин О.А., Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопросы психологии. 1989. № 5.
Копина О.С., Суслова Е.А., Заикин Е.В. Экспресс-диагностика психоэмоционального напряжения и его источников // Вопросы психологии. 1995.
Кочубей Б.И. Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 1998.
Круглова Н.В. Особенности саморегуляции учебной деятельности в подростковом возрасте // Психологический журнал. 1994. №1.
Ланге К.Г. Аффекты. Душевные движения: Пер. с англ. / Под ред. А. Вирениус. СПб., 2000.
Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. Воронеж, 1993.
Максименко Ю. Б., Бондаренко А. И. Диагностика эмоциональных и когнитивных компонентов в структуре психического образа // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. М., 1990.
Марищук В. Л. О преодолении состояния эмоциональной напряженности с помощью физических упражнений.– Волгоград, 1965.
Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1984.
Моросанова В.И., Сагиев Р.Р. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопросы психологии, 1994. № 5.
Наенко Н.И., Овчинникова О.В. О различии состояний психической напряженности // Психологические исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970.
Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. Л., 1983.
Носенко Э. Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. Днепропетровск, 1975.
Ольшанникова А. Е. Эмоции и воспитание // Педагогика и психология. 1983. № 10.
Осницкий А.К., Чуйкова Т.С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы // Вопросы психологии. 1999. № 4.
Оя С.М. О возможностях регулирования предстартового состояния на основе объективно изменяемых данных. М., 1999.
Оя С.М. Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. М.: ФиС, 1969.
Павлова И.М. Влияние уровня эмоциональной устойчивости на особенности психического состояния и поведения учащихся // Современные проблемы формирования у учащихся и студентов культуры мышления и умственного труда: Материалы Республ. науч.-практ. конф. Минск: Изд-во БГУ, 2000.
Писаренко В. М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека // Психологический журнал. 1986. № 5.
Платонов К.К. Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека // Сб. науч. тр. М., 1989.
Пуни А.Ц. К психологической характеристике предстартового состояния спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1949. №7.
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.
Родионов А.В. Исследование стартовых состояний у спортсме¬нов с различными особенностями свойств нервной системы // Пси¬хологические вопросы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1967.
Рудик П. А., Лепендина И.И. Особенности эмоционально-волевых процессов при нарушении динамического стереотипа привычного действия // Проблемы психологии спорта. М.: ФиС, 1962.
Свядощ А.М. О влиянии аутогенной тренировки на эмоциональную устойчивость в экстремальных условиях. М., 2003.
Симонов П.В. О роли эмоций в приспособительном поведении живых систем // Вопросы психологии. 1965. № 4.
Сиротин О.А. Экспериментальное исследование психофизиологической природы эмоциональной устойчивости: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1972.
Уолен С., Ди Гуссепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия. М.: Ин-т Гуманит. знаний, 1997.
Фридман Л. П. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1998.
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психологическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. № 2.
Черникова О. А. Исследование эмоциональной устойчивости как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям // Психологические вопросы спортивной тренировки. М., 1967.
Эльконин Д. Б, К проблеме периодизации психологического развития в датском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 8.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ