20968 Ценностно-ориентационная сфера у андрогинных и мускулинных мужчин Совладающее поведение и ценностные ориентации
Содержание
Введение 3 Глава 1. Основы исследования мускулинно-фемининных различий 6 1.1. Ценностные ориентации в отечественной и зарубежной психологии 6 1.2. Исследования гендерной идентичности 19 1.3. Теоретические аспекты копинг-поведения 39 1.4. Параметры исследования зависимости совладающего поведения от индивидуально-психологических особенностей личности 64 Глава 2. Порядок и методы исследования 67 2.1. Организация исследования 67 2.2. Методики исследования 67 2.3. Обработка экспериментальных данных 77 Глава 3. Результаты исследования и их интерпретация 78 3.1. Результаты корреляционного анализа 78 3.2. Результаты факторного анализа 97 3.3. Результаты по Т-критерию Стьюдента 102 3.4. Различия показателей ценностно-ориентационной сферы у андрогинных и мускулинных мужчин 105 3.5. Различия взаимосвязей ценностно-ориентационной сферы у андрогинных и мускулинных мужчин 112 Заключение 132 Библиографический список 135
Введение
Особенность современного этапа гендерных исследований является гендерная поляризация и феминизация общества, в связи с социальными последствиями женской эмансипации. Непосредственное изучение мужчин и маскулинности - это одно из молодых направлений данного вида исследований; в эту область были перенесены концептуальные и методические наработки, созданные в рамках более ранней феминистски ориентированной психологии. Мужские исследования возникли не как некий ответ на исследования женские, а в результате осознания сложности и неоднородности самой категории «мужчина». В ХIХ веке «мужские» и «женские» черты и свойства рассматривались как строгая дихотомия, нечто взаимоисключающее, всякое отступление от них воспринималось как патология или движение в ее сторону. Затем женский нормативизм уступил место идее континуума мускулинно-фемининных свойств . После сексуальной революции ХХ века феминизм начал стремительно развиваться в различных отраслях общества. Идея равенства полов стала ос-новной идеей того времени, так как женщины боролись за эту идею, а муж-чины пытались доказать ее ошибочность и не вероятность. Постепенно женщины «отвоевали» свое право на высокие посты во власти, самостоятельность и силу. Сегодня мы можем видеть результат войны за равенство полов: мужчины сдают свои позиции во власть, чаще становятся домохозяйками и отдают женщине груз ответственности за материальное обеспечение семьи, мужчины стали реже реализовываться в какой либо деятельности и как результат всего этого - возросший мужской алкоголизм в нашем обществе и сокращение продолжительности жизни мужчин. Сейчас, на наш взгляд время, когда маскулинность становиться не сколько эпитетом к понятию и описанию мужчины, а скорее женщины, так как в наше время мужчина обладает большим количеством феминных черт в характере, поведении нежели маскулинных. Социум диктует правила жизни человеку и уже на протяжении полувека мы можем наблюдать как медленно, но верно происходит снижение мужской маскулинности. С годами, поколение за поколением мужчины теряют свою мужественность и женщинам ничего не остается, как самим становиться мужественными и сильными, оберегать и заботиться о своей семье. Изучением данного направления гендерной психологии занимались: Талкота Парсонс и Роберт Бейлз, создавшие теорию, дифференцирующую мужские и женские роли в структурно - функциональном плане; Джудит Батлер, изучавшая причины доминирования маскулинности; Хофстеде рассматривал разницу между полами с точки зрения антропологических категорий; Маккоби и Джеклин выделили свои четыре психологических отличия между полами; С Бэм разработала методику для определения маскулинности - феминности - андрогинности; Карен Хорни занималась изучение особенностей феминности и.т.д . На протяжении многих годов вопросом гендерной психологии, в общем, и гендерной идентичности в частности занимались в основном зарубежные исследователи. Только сравнительно недавно (с 1960-хх годов) российские ученные начали вносить свой весомый вклад в данную отрасль психологии. Одним из первых и наиболее весомых исследований является работа Ананьева Б.Г, в которой он выделил глобальные различия между мужчиной и женщиной. Такие исследователи как: В.А.Лосенков, А.А.Бодалев, В.Н.Куницина и многие другие разрабатывали различные аспекты половых различий. Э.С.Чугунова установила различия личностных структур мужчин и женщин . Сейчас изучение гендерных отношений развивается очень быстро и одной из актуальных тем является тема гендерной идентичности, то есть принадлежность к понятиям «феминность - маскулинность - андрогинность». Этим вопросом непосредственно занималась С.Бем и ее оппонент Джудит Спенс, Дэвид Гилмор, Игорь Кон, Р.Сарсембаева, Сергей Ушакин и многие другие. В данной работе предметом обсуждения является тема осознанных стратегий поведения и их взаимосвязь с индивидуально-психологическими особенностями личности (ценностными ориентациями). К настоящему времени в различных областях психологии накопился уже достаточно большой объём знаний, имеется свой категориальный аппарат и, наверное, не так много возможности для открытия чего-то принципиально нового. Лишь на стыках различных направлений можно ещё совершать открытия. Понятие «копинг» существует на стыке трёх областей психологии – психологии личности, социальной психологии, и психологии здоровья в рамках научной парадигмы «стресс-копинг». Данное направление уже около 40 лет развивается в зарубежной психологии и лишь около 15 лет - в отечественной. Можно сказать, что в России эта проблема ещё мало изучена как теоретически, так и экспериментально. Говоря об актуальности темы нельзя не затронуть вышесказанное. Проблема осознанных стратегий поведения личности в стрессовой ситуации волнует весь мир, в том числе и Россию. На сегодняшний день стресс является неотъемлемой составляющей жизни человека и в связи с этим возникает вопрос: Как с ним бороться? А если нельзя бороться, то, как с ним можно совладать?
Глава 1. Теоретические положения 1.1. Исследование ценностных ориентаций в отечественной и зарубежной психологии Проблема ценностей и ценностных ориентаций является одной из фундамен¬тальных проблем психологии и привлекает к себе внимание многих исследователей в теоретическом и в прикладном аспектах. Первыми исследователями, которые стали основоположниками исследования нового социально-психологического феномена, принято считать американских исследователей У.Томаса и Ф. Знанецкого, которые впервые определили понятие ценности в связи с психологическим понятием установки. Для авторов ценностью является «любой предмет, обладающий поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы . После появления труда Томаса и Знанецкого начинается широкое теоретическое и эмпирическое исследование социальных установок и ценно-стей. В ряду разнообразных школ и направлений, занимающихся этой проблематикой, выделяется два основных широких направления. Л.Колб отмечает, что с момента появления труда Томаса и Знанецкого понятие ценности «преследовал вопрос о том, чем являются ценности, - объектами ориентации или ее элементами» . В зависимости от решения этого вопроса он выделил социологическое и социально-психологическое направления. В социологических теориях ценности рассматриваются, прежде всего, как объекты, руководящие и интегрирующие социальные системы. В социальной психологии ценности рассматриваются как элементы ориентации. Наиболее известным исследователем ценностей и ценностных ориента-ции в зарубежной психологии является М. Рокич. Он рассматривает ценности, как разновидность убеждения и определяет ценностную ориентацию, как «…устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной и социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» . По мнению Рокича, ценности характеризуются следующими признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравни-тельно невелико; 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; 3) ценности организованы в системы; 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения. Обобщая определения ценностей многих зарубежных теоретиков, Шварц и Билски выделяют следующие основ¬ные их характеристики: 1. Ценности — это убеждения (мнения). Но это не объективные, холодные идеи. Наоборот, когда ценности активируются, они смешиваются с чувством и окрашива¬ются им. 2. Ценности — желаемые человеком цели (например, равенство) и образ поведения, который способствует до¬стижению этих целей (например, честность, склонность к помощи). 3. Ценности не ограничены определенными действи¬ями и ситуациями (то есть трансцендентны). Послуша¬ние, например, относится к работе или школе, спорту или бизнесу, семье, друзьям или посторонним людям. 4. Ценности выступают как стандарты, которые руко¬водят выбором или оценкой поступков, людей, событий. 5. Ценности упорядочены по важности относитель¬но друг друга. Упорядоченный набор ценностей форми¬рует систему ценностных приоритетов. Разные культуры и личности могут быть охарактеризованы системой их ценностных приоритетов . В нашей стране начало изучения ценностных ориентаций совпадает с общим подъемом психологических и социологических исследований в начале 60-х годов. Характерной чертой исследований ценностных ориентаций в этот период является исключительная полисемантичность и отсутствие общепризнанного определения понятия «ценность», обусловленная сложностью самого объекта исследования, а также различием подходов к данной проблеме. Так, например, Д.А.Леонтьев дает такое определение: «Личностные ценности – это некая точка опоры, позволяющая личности встать в независимую позицию по отношению к внешнему миру и всем его требованиям» . Общеметодологической основой анализа ценностных ориентаций является понимание сущности личности как совокупности общественных отношений и ее психики как отражения окружающей действительности. Отсюда вытекает принцип социальной детерминации ценностных ориентаций. Формирование ценностных ориентаций происходит в процессе интериоризации ценностей окружающей среды. М.Х.Титма выделяет в процессе формирования ценностных ориентаций с одной стороны «вербальное» усвоение готовых ценностных стереотипов социальной среды, а с другой – проверку и преобразование усвоенных ценностных ориентаций в практической деятельности каждой личности . В социальной практике человека не только разрабатываются новые, но и подвергаются проверке уже интериоризованные ценностные представления. То есть, после освоения человеком новой сферы социальной практики, его ценностные ориентации претерпевают изменение. Интериоризация и разработка все новых ценностных представлений характеризует ценностные ориентации человека с количественной стороны, которая сама по себе не обеспечивает ориентировочной функции ценностных ориентаций. Наряду с количественными изменениями в ценностных ориентациях происходят и качественные: ценностные представления не функционируют в регуляции поведения человека изолированно, они образуют целостные функциональные единицы. «Процесс интериоризации, в сущности, является сравнением, обобщением, переносом и т.п. нового ценностного представления с уже интериоризованным и прилаживанием его к уже существующей системе ценностных представлений». По Ю.Р.Саарнийту, ценностная ориентация есть система ценностных представлений, функционирующая в психике личности как целостная функциональная единица . В.А.Ядов разграничивает социально-психологический и общепсихологический подходы к исследованию ценностных ориентаций. В социальной психологии «это сфера исследования социализации индивида, его адаптации к групповым нормам и требованиям, а в общей психологии – изучение высших мотивационных структур жизнедеятельности» . Тесная связь ценностных ориентаций личности с ее мотивационной сфе-рой отмечается всеми исследователями данной проблемы. По словам Б.Ф.Поршнева основа личности заключается в функции выбора. Выбор предполагает предпочтение одного мотива всем прочим. Но для этого должны быть основания, и таким основанием является ценность, «ибо ценность – единственная мера сопоставления мотивов». Кроме того, ценность имеет способность порождать эмоции, например, в случае, когда тот или иной выбор противоречит ей. А это значит, по мнению Ф.Е.Василюка, что ценность должна быть подведена под категорию мотива . Однако сказать, что ценность и есть мотив или некоторый род мотивов нельзя. Ценность может выполнять функции мотива, то есть смыслообразовывать, направлять и побуждать реальное поведение, но отсюда не следует, что в рамках психологии ценность можно свести к категории мотива. «В отличие от мотива, который всегда будучи моим, твоим или его мотивом, обособляет индивидуальный жизненный мир, ценность есть то, что, напротив, приобщает индивида к некоторой надындивидуальной общности и целостности» . ] Ценность позволяет определить «цену» каждого мотива, установить их иерархию, выявить наиболее значимый мотив. Свои выборы человек осуществляет на основе ценностного отношения к действительности, это значит, что каждый выбор предполагает реализацию и утверждение определенной жизненной ценности. Следовательно, ценностная ориентация является главным и наиболее глобальным побудительным фактором, благодаря своим взаимосвязям с мировоззрением, интересами и через них с коренными условиями бытия личности. Мотив – как непосредственный повод для совершения поступка – более ситуативен, индивидуален и многообразен по сравнению с ценностными ориентациями. Сложившаяся система ценностных ориентаций есть высший уровень регуляции по отношению к потребностям, интересам и мотивам поведения. В разные моменты человеческой жизни на первый план выходят разные ценности. Как отметил С.Л.Рубинштейн, «ценности – это не то, что платим, а то, ради чего живем». В ходе жизни идет постоянная переоценка ценностей, что является закономерным результатом перестройки отношений человека с миром. Процесс включения в действие, актуализации, включения или восстановления различных ценностей, обусловлен не только меняющейся ситуацией, но и «восхождением, развитием, становлением всей личной жизни человека». Именно с этим в большей степени связана «история актуализации одних ценностей и низвержения других» . В.Н.Мясищев говорит о многообразии отношений, определяющем многосторонность и богатство личности, как сложившемся синтетическом продукте истории развития, требующем выделения в структуре личности доминирующих отношений, характеризующих ее направленность. «Говоря о направленности или доминирующем отношении, надо учесть: а) отношения человека к людям; б) отношение его к себе; в) отношение к предметам внешнего мира…» . Одновременно с теоретическими поисками в отечественной науке начинается и широкое эмпирическое исследование ценностных ориентаций. Первые исследования относятся к 1965 году. В эмпирических исследованиях выделяются, в сущности, те же направления, что и в теоретических – личностное и социально-психологическое.
--------- Библиографический список 1. Бендас, Т.В. Гендерная психология. : учеб. пособие / Т. В. Бендас. – Спб: Питер, 2007. - 431с. 2. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 1: «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению // Психол. Журнал – 2006. – Т.27, №1. 3. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2: Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психол. Журнал – 2006. – Т.27, № 2. 4. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 3Стратегии и стили преодоления стресса // Психол. Журнал – 2006. – Т.27, № 1. 5. Бубнова С.С., Крылов В.Ю. Ценностные ориентации личности как система с многомерной структурой. Тезисы докладов научной конференции института психологии. Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. Москва,1997 6. Василюк Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления критической ситуации). Москва,1984 7. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психол.Журнал – 2005. – Т.26, № 2. 8. Волочков А.А., Ермоленко Е.Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности, - П., 2004 9. Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности - фемининности / Практикум по гендерной психологии под ред. И.С.Клециной. СПб., 2003. 10. Воронина О. Свобода слова и стереотипный образ женщины в СМИ/ О.Воронина // Знамя. - 1999. - №2. – С. 165-175. 11. Гилмор, Дэвид. Загадка мужественности/ Д. Гилмор // Введение в гендерные исследования. Ч.1 : учеб. пособ. / под ред. И. А. Жеребкиной. – Харьков: ХЦГИ; СПб. : Алтейя, 2001. – С. 880 – 900. 12. Голод, С.И. Сексуальность, гендер и семья: социологическая интерпретация/ С.И.Голод // Человек. - 2004. - №4. – С. 113-124. 13. Горбатков А.А. О соотношении ориентаций на положительные и отрицательные качества в структуре ценностных ориентаций личности – в кН. Личность и деятельность. Тезисы докладов Y Всесоюзного съезда психологов СССР. Москва,1977 14. Горбатова М.М., Ляхова М.А. Исследование структуры ценностей студентов как особой стратификационной группы.// Вестник Кемеровского Государственного Университета 2005, №2 (22) 15. Горустович А.С. Понятие о ценностных ориентациях в психологической науке//Психология в вузе 2006,№2 16. Григорьева С.В. Материалы межрегиональной межвузовской научно-практической конференции «Ярмарка научно-практических инициатив студентов» ПГПУ. – П.,2004 17. Деева Н.А. Рефлексивные механизмы переживания кризиса и изменение ценностно-смысловой сферы// Дисс.на.соиск.уч.ст.к.п.н. Омск,2005 18. Жаров, Л.В. “Третий пол“/ Л.В.Жаров // Человек. - 2005. - №3. – С. 130-136. 19. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения – в кН. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Москва, Наука,1976 20. Знаков, В.В. Половые, гендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы/ В.В.Знаков // Психологический журнал. - 2004. - №1. – С. 41-51.Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб.: Речь, 2004 21. Каменская, В.Г. Возрастные и гендерные особенности системы психологических защит (на примере подростково-юношеской выборки)/ В.Г. Каменская // Психологический журнал. - 2005. - №4. – С. 77- 89. 22. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре ИИ// Дисс.на.соиск.уч.ст.к.с.н. Пермь,1997 23. Киселева А.В. О методике Ш.Шварца для изучения ценностей личности.//Психологическая диагностика 2006, №3 24. Колб У.Л. Изменение понятия ценности в современной социологической теории – в кН. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория.Москва,1961 25. Кон, И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. Курс лекций/ www.owl.ru./ Лекция№1 “Меняющиеся мужчины“. 26. Кон, И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. Курс лекций/ www.owl.ru./ Лекция№3 “Российский мужчина и его проблемы“. 27. Кон, И. С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире / И. С. Кон // Введение в гендерные исследования. Ч.1 : учеб. пособ. / под ред. И. А. Жеребкиной. – Харьков : ХЦГИ ; СПб. : Алтейя, 2001. – С. 562 – 606. 28. Кон, И.С. Психология половых различий/ И.С.Кон // Вопросы психологии. - 1981. - №2. –С. 43-57. 29. Красова, Е.Ю. // Словарь гендерных терминов. М: Информация — ХХI век, 2002.-256с.Крюкова Т.Л. 30. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.,1992 31. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. Москва, Смысл, 1993 32. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). — М.: Смысл, 1992. 33. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. – 1996. - № 4 34. Малкина - Пых, И.Г. Гендерная терапия (справочник практического психолога)/ И.Г. Малкина – Пых. - М.: Эксмо. 2006, - 928с.. 35. Материалы Международной научно-практической конференции, Кострома, 16-18 мая, 2007. 36. Михайлова Н.Ф., Смирнова А.В. Формирование совладающего поведения у детей // Российский психологический журнал. – 2006. Т.3, № 3. 37. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах//Психологическая наука и образование,2005, №3 38. Морозов, И.А. Гендерные роли в субкультурах/ И.А.Морозов // Этнографическое обозрение. - 2006. - №4. – С. 3- 39. Мошкина Л.Д. Половые особенности интегральной индивидуальности студентов//Дисс.на.соиск.уч.ст.к.с.н. Пермь,2000 40. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности. Москва,1956 41. Надирашвили Ш.А.Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбиллиси, 1974. 42. Нартова – Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. Журнал – 1997. – Т.18, № 5. 43. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – Спб.: Речь, 2000. 44. Нурлыгаянов И.Н. Cамоопределение личности и ее ценностно-смысловая сфера: индивидуаьно-типологические и половые различия. Дисс. на соиск. уч. ст. к. пс. н., Уфа, 2007 45. Остроух, И.Г. Метросексуал - стиль жизни, форма самореализации и самосознание мужчины в постиндустриальном обществе/ И.Г.Остроух //Этнографическое обозрение. - 2006. - №4. – С. 14-22. 46. Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону, 1998 47. Практикум по гендерной психологии/ Под ред. Клециной. - Спб.: Питер, 2003. - 479с. 48. Попова И.В. Тенденции изменений ценностных ориентаций старшеклассников в условиях реформ 1990-1993гг. (на примере Костромской области) Автореф. Дисс. На соиск. Уч. Ст канд социологич наук. Москва,1994 49. Равинский, Д.К. “Петербургский хлыщ“ как модель мужского поведения/ Д.К.Равинский // Этнографическое обозрение. - 2006. - №4. – С. 8-13. 50. Разумникова, О.М. Проявление половых различий в творческой деятельности/ О.М. Разумникова // Вопросы психологии. - 2006. - №1. – С. 105- 112. 51. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Москва,1976 52. Сарсембаева, Р. Феминизм как политическое явление/ Р. Сарсембаева // Вестн.Моск.Ун-та. Сер 18. Социология и политология. - 2004. - №3. – С. 73- 79. 53. Саарнийт Ю.Р. Проблема измерения социально-психологической структуры ценностных измерений. Дисс. на соиск. уч. ст. к. пс. н., Таллин,1981 54. Савченко Н.А. Смысложизненные ориентации в юношеском возрасте. – М,2002 55. Синявская Т.В. исследование базисных стратегий преодоления (копинга) эмоционального стресса сотрудниками налоговой полиции // Журнал прикладной психологии. – 1999. - № 1. 56. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ). – Ярославль,1991 57. Ташлыков В.А. психология лечебного процесса. Л.: «Медицина», 1984. 58. Тиайнен, Т.В. “Государственный феминизм“ в Швейции во второй половине XX века/ Т.В. Тиайнен // Вопросы истории. - 2007. - №1. – С. 135-145. 59. Титма М.Х. Жизненные ориентации как феномен сознания – Формирование молодежного сознания. Таллин,1978 60. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. Москва,1966 61. Ушакова А.С. Материалы межрегиональной межвузовской научно-практической конференции «Ярмарка научно-практических инициатив студентов» ПГПУ. – П.,2005 62. Ушакин, С. Видимость мужественности/ С.Ушакин // Знамя. - 1999. - №2. – С. 152-164. 63. Хазова С.Л. Совладающее поведение одарённых старшеклассников // психологический журнал – 2004. – Т. 25, № 5. 64. Хохлова, Т.П. Гендерные проблемы в современном управлении/ Т.П.Хохлова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. - №2. – С. 79-86. 65. Файнбург З.И. Личность и ее ценностные ориентации. Москва,1969 66. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс,1990 67. Шушляпин О, Сердюк А. Гендерное неравенство: два полюса в психологии управления лидеров - мужчин и женщин/ О.Шушляпин, А.Сердюк // Консультант директора. - 2007. - №1. – С. 25-29. 68. Щербакова Е.Е. Направленность как показатель целостности природы человека//Мир психологии 2004 №4 69. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/ Э. Эриксон. - М.,1996. 70. Юпитов В.А. Проблематика особенности психологического консультирования в вузе.//Вопросы психологии.-1995, №4 71. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Ленинград,Наука,1979 72. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности//Методологические проблемы социальной психологии. М.,1975 73. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система интернет. Кемерово: Изд-во Кузбасс вузиздат, 2000