Четверг, 02.05.2024, 11:43
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Психология, социология » Диплом

21218 Психологические особенности отношений детей к родителям в полных и неполных семьях

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1.Семья и её влияние на формирование личности ребёнка………………
1.1.1. Реальные возможности и границы родительского влияния на формирование личности ребенка………………………………………….
1.1.2. Взаимодействие взрослых и детей принципы общения и тактики воспитания в семье…………………………………………………………
1.2. Особенности отношения и поведения родителей……………………
1.2.1.Роль матери в семье………………………………………………
1.2.2.Роль отца в семье…………………………………………………
1.3. Стили родительского поведения………………………………………
1.3.1.Стили родительского поведения в полных семьях…………….
1.3.2.Стили родительского поведения в неполных семьях………….
1.3.3.Дисциплина и саморегуляция……………………………………
2. Неполные семьи: факторы риска и возможности………………………
2.1.Нарушение коммуникативных процессов…………………………
2.1.1. Неполная семья………………………………………………
2.1.2.Детско-родительские отношения в неполных семьях……..
2.2.3. Проблемы неполных семей…………………………………
2.2.Взаимоотношения родителей и детей……………………………..
2.3.Нарушения эмоциональных отношений родителей с подростками…
2.4. Жестокое обращение с детьми………………………………………..
2.5. Особенности детск0-родительских отношений в подростковом воз-расте………………………………………………………………………….
3. Экспериментальное исследование особенностей отношений детей к и ро-дителей в полных и неполных семьях………………………………………
3.1. Программа экспериментального исследования……………………...
3.2. Методики исследования, анализ результатов и интерпретация…….
Заключение……………………………………………………………………….
Библиография…………………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ

Тема психологических особенностей отношения детей к родителям в полных и неполных семьях, рассмотренная в данной дипломной работе, по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в областях психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских школьных учреждений. Рассмотренная тема приобрела актуальность в последнее время и вызвала повышенный интерес как у отечественных (А.В.Петровский, И.С.Кон, Н.В.Дементьева и др.), так и у зарубежных (А.Адлер, Е.Бене, А.Фромм и др.) специалистов, что явилось причиной появления большого количества научных статей и литературы по данному вопросу. В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей и по этому проблема психологических особенностей в полных и неполных семьях в подростковом возрасте носит актуальный характер. Анализ теоретического материала позволил сделать следующие выводы: любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности подростка, приводя к различным личностным деформациям - от социального инфантилизма до асоциального и девиантного поведения. Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители и особенно мать остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте. Так семья остается ведущим институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности подростка, его социализации. Поэтому, мы считаем актуальным проведение эмпирического исследования по изучению психологических особенностей отношения детей к родителям в полных и неполных семьях. Для реализации цели нашего исследования и проверки гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого было установление психологических особенностей отношения детей к родителям в полных и неполных семьях.
3
Объект исследования: подростки из полных и неполных семей.
Предмет исследования: детско-родительские отношения.
Цель исследования: исследование особенностей детско-родителских отношений в полных и неполных семьях и их отражение на психологических особенностях подростков.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности взаимоотношений в полных и неполных семь-ях.
2.Изучить психологические особенности подростков в полных и неполных семьях.
3. Выявить значимость отца и матери для подростков
Гипотеза:
Методы:
-анализ литературы;
-наблюдение;
-тест, проективные методики;
1. Семья и её влияние на формирование личности ребёнка.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственность.
А чем является семья в современном мире? Из кого она состоит, и что она может дать ребенку? Имеет ли значение ее состав? Существуют ли различия в воспитании детей разными родителями? Имеет ли современная семья тесные связи, основанные на взаимной помощи и моральной ответственности? Попробуем остановиться на этом поподробнее.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Воспитание - это очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Никогда не бывает так, чтобы один человек только давал, наставлял, действовал, а другой - только пассивно все принимал. В действительности дают и принимают оба, то есть все, кто участвует в воспитательном процессе. Основа воспитания - это не только педагогическое искусство или какая-то особая премудрость. Основа воспитания - это взаимное доверие, симпатия, любовь воспитателя и воспитуемого.
Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
________
23 Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Психологический словарь, 1990 г.
Вопрос о природе родительских чувств с точки зрения обыденного сознания выглядит простым, самоочевидным: родители главные и естественные воспитатели ребенка, их поведение детерминируется врожденным инстинктом, потребностью в продолжении рода, а отсутствие или неразвитость родительских чувств - не что иное, как нарушение или извращение этой универсальной биологической и социально-нравственной нормы. Так что же такое родительство? Спонтанные родительские чувства - любовь к детям, чадолюбие? Или специфические родительские ценности, социальные установки, более или менее осознанное отношение родителей к детям? Или социальные роли отца и матери? Или культурные символы отцовства и материнства, воплощенные в мифах, религии и т. п.? Или практика, стиль взаимоотношений реальных родителей и детей в данном конкретном обществе? Родительская любовь - совершенно необходимое, но недостаточное условие благополучного развития ребёнка. Например, излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, приводят к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. К гиперопеке обычно склонны мамы, в одиночку воспитывающие ребенка и видящие в нем единственный смысл своей жизни. Отношения, складывающиеся по принципу «жить за ребенка», излишняя близость становятся тормозом на пути личностного роста обоих и подростка, и его мамы. Трудности другого рода возникают при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. Типичные ситуации: от ребенка требуют блестящих успехов в школе или проявления каких-либо талантов; ребенок как единственный близкий для матери человек должен посвятить ей все свое свободное время и др. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, подростки обычно утрачивают былую близость, потому что сами хотят решать, что им нужно, и бунтуют, отвергая навязываемые извне требования.

1.1.1. Реальные возможности и границы родительского влияния на формирование личности ребенка.

Первые психологические и социологические исследования, убедительно показавшие значение отца как воспитательного фактора, были посвящены не столько отцовству, сколько эффекту безотцовщины. Сравнивая детей, выросших с отцами и без них, исследователи обнаружили, что «невидимый», «некомпетентный» и часто невнимательный родитель на самом деле очень важен. Во всяком случае, его отсутствие весьма отрицательно сказывается на детях. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них, особенно у мальчиков, выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы. Мальчики из неполных семей труднее налаживают контакты со сверстниками.
_________
6Бене Е. Семейная психология и семейная терапия//Начальная школа. 1999. №2. С. 14-41.
6
Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебной успеваемости и самоуважении детей, опять же особенно мальчиков. Таким мальчикам труднее дается усвоение мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, поэтому они чаще других гипертрофируют свою маскулинность, проявляя агрессивность, грубость, драчливость, и т. д. У неполных семей помимо отсутствия отца имеются и другие проблемы: материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения, от которого немало зависят воспитательные возможности. Женщина-мать, лишенная мужской поддержки, часто психологически травмирована, что отражается и на ее отношении к детям. Имитируя отцовскую строгость и требуя от детей дисциплины, некоторые одинокие матери больше заботятся о формальном послушании, успеваемости, вежливости и т. п., нежели об эмоциональном благополучии ребенка. Другие, напротив, прямо признают свое бессилие. Третьи чрезмерно опекают детей, особенно единственных, пытаясь оградить их от всех действительных и воображаемых опасностей. Хотя такое невротическое чувство кажется бескорыстным и даже жертвенным, оно крайне эгоистично и отрицательно сказывается на ребенке. Чрезмерно опекаемый, заласканный ребенок сплошь и рядом вы-растает пассивным, физически и морально слабым или же начинает бунтовать. Как показывают психологические исследования, сильная зависимость от матери часто сочетается с чувством враждебности к ней. Иногда дети идеализируют отсутствующего отца и т. д. и т. п. Оценивая потенциальный уровень и реальную степень родительского влияния, нужно учитывать множество автономных факторов и ограничивающие эффективность родительского воспитания. В раннем детстве ключевой фигурой, как правило, бывает мать. Затем с ней сравнивается и иногда перевешивает ее влияние отец. Позже их обоих «теснят» сверстники и общественные институты социализации. Пол ребенка. Как уже было показано, родители по-разному и с разным успехом воспитывают детей своего и противоположного пола, причем для мальчиков вне семейное окружение важнее, чем для девочек. Наличие других агентов социализации, как внутри семьи, так и вне ее. Специфические особенности межпоколенной трансмиссии культуры в данном обществе в данный исторический период. Амбивалентность самих родительских чувств и их социально-психологических последствий. Многочисленные и совершенно неизученные компенсаторные механизмы самой социализации, уравновешивающие или сводящие на нет многие воспитательные усилия. С точки зрения психоанализа ослабление отцовской власти в семье - величайшая социальная катастрофа, поскольку вместе с отцовством оказались подорваны все внешние и внутренние структуры власти, дисциплина, самообладание и стремление к совершенству. «Общество без отцов» означает демаскулинизацию мужчин, социальную анархию, пассивную вседозволенность и т. п.
____________
10Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Соц. исслед. - М., 2001. - №11. - С. 108-118.
7
Личность развивается и меняется на протяжении всей жизни, под влиянием множества разных людей и обстоятельств. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. Конфликтная ситуация между родителями - различные подходы к воспитанию детей. Первая задача родителей - найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.). Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

1.1.2. Взаимодействие взрослых и детей принципы общения и тактики воспитания в семье.

1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.
2) Эмпатия (сопереживание) - взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.
3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.
Сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Библиография:
1.Адлер А. Воспитание детей, взаимодействие полов. - Ростов н/Д., 1998. - 256с.
2.Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /под ред. Дубровиной М.В./. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 1995 г.
3.Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы, как средство диагностики развития личности ребенка. М., 1987 г.
4.Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
5.Буянов М. И. Воспитание детей в неполной семье. М., 1980
6.Бене Е. Семейная психология и семейная терапия//Начальная школа. 1999. №2. С. 14-41.
7.Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство/А. Л. Венгер. - М.: Из-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 159 с.: ил. - (Психология для всех).
8.Воспитание ребёнка: Возрастные кризисы. [Пер. с итал. Б. Богомолова и др.] - М.: АСТ: Астрель, 2003. - 46 с. цв. ил. 27 см. - (Ваш ребёнок: Полная энциклопедия для родителей).
9.Григорьева Е. Дети после развода//Семья и школа. 1995.
10.Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Соц. исслед. - М., 2001. - №11. - С. 108-118.
11.Дементьева И., Зубарева Н. Степень социальной ответственности подростка в полной и неполной семьях // Воспитание шк.-в. - 2003. - №10. - С. 13-17
12.Думитрашку Т. А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности//Вопросы психологии. 1990. №1.
13.Зубкова Т.С. Неполные семьи//Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей: Учеб. пособ. студ. - М., 2003. - С. 75-80.
14.Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Л.: Медицина, 1988. - 160с., ил.
15.Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. - Л.: Медицина, 1980. - 184с., ил.
16.Кулагина И.Ю., Возрастная психология, М., 1998 г.
17.Крыгина Н.Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений. Учебное пособие. - Магнитогорск, 1999.
60
18.Колесниченко Е. А. “Психологические проблемы современной российской семьи“ В 3-х частях. - 2 часть/Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 360 с.
19.Колесов Д. В. Беседы о половом воспитании. - М.: Педагогика, 1980. - 192с. - (Б-ка для родителей).
20.Кон И. С. Ребёнок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. 270 с.
21.Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье//Воспитание детей в неполной семье/ перевод с чеш. Хваталовой Л.Н., общ. ред. и послесловие Н.М. Ершовой.- М.: Прогресс, 1980. - с. 70-98
22.Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981. - 76с.
23.Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Психологический словарь, 1990 г.
24.Рубинштейн С. Я. Черты характера ребёнка и их воспитание в семье. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 1964. - 48 с.
25.Слепкова В.И., Костюкович А.А. Психология семьи: Учебно-методическое пособие. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. - 345 с.
26.Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребёнку в трудной ситуации. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1996. - 320 с.
27.www.mytests.ru - статьи по психологии, тесты.
28.www.psylist.net - статьи по психологии, тестирование.
29.http://psyhelp.rodim.ru - страна психология.

61
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ