Четверг, 02.05.2024, 15:15
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Психология, социология » Диплом

21237 Социологическое исследование коррупции (МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИПЛОМА)

Введение
1. Опрос населения о коррупции
2. Малый бизнес о коррупции
Заключение

Введение

Сегодня Северный Кавказ является регионом, социально-экономическая и политическая стабильность которого находится под угрозой. Эта угроза возникает из ряда источников, которые требуют изу-чения. С этой целью Северо-Осетинским Центром социальных исследований ИСПИ РАН в марте-апреле 2003 г. на Кавказе был проведен массовый опрос по теме: “Коррупция как угроза социально-экономической и политической стабильности Северной Осетии“. Объём выборки - 500 человек (43,9% - мужчин, 56,1% - женщин).
Массовый опрос проводился по специально разработанной анкете в г. Владикавказ, Алагирском, Ардонском, Ирафском, Кировском, Пригородном, Правобережном, Дигорском и Моздокском районах республики. Опросом были охвачены разные возрастные группы населения : в возрасте от 18 до 24 лет - 26,7% опрошенных, от 25 до 35 лет - 16,5%, от 36 до 50 лет - 30,4%, от 51 до 60 лет - 14,5%, старше 60 лет - 11,9%. На момент опроса респонденты занимали различное социальное положение. Так, род занятий “предприниматель“ указали 6,7% опрошенных; “руководитель“ - 4,0%, “специалист“ - 14,0%, военнослужащий - 3,8%, “технический персонал“ - 6,4%, “рабочий“ - 18,1%, “студент“ - 16,9%, “безработный“ - 10,0%, “пенсионер“ - 12,1%, “домохозяйка“ - 8,1%.
Для более глубокой оценки сложившегося общественного мнения по рассматриваемой проблеме был проведен корреляционный анализ всего мас-сива данных по следующим признакам: месту жительства, полу, возрасту, образованию, социальному положению. В некоторых случаях использовались графические методы анализа.
Несмотря на то, что исследование было проведено несколько лет тому назад, и сегодня результаты отражают реально существующие противоречия, ставшие одной из предпосылок сегодняшней политической дестабилизации в республике. так на пример по материалам массового опроса, проведенного в июне 2006 г. на Кавказе, (объем выборки 500 человек) 81,1 % респондентов не довольны положением дел в республике. Коррупционная атмосфера в республике создает социальную напряженность более высокую, чем в других российских регионах. И как показывает материалы экспертного опроса, коррупционный фон с 2003 г. вырос за три года на Кавказе на 30-35 %. Этим обусловливается актуальность настоящего исследования.
Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не сущест-вует единого канонического определения. По утверждению социологов, кор-рупция – это «отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды». Такое утверждение оказывается и слишком узким, и слишком широким. В данной работе мы говорим преимущественно о «государственной» коррупции, в которой всегда одной из сторон служит лицо, находящееся на государственной службе либо выполняющее некоторые властные полномочия в результате делегирования ему власти от избирателей или каким-либо иным образом. Государственная коррупция существует постольку, поскольку чиновник может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путём принятия или непринятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Собирая штрафы, налоги и иные предусмотренные законом платежи, чиновник также распоряжается не принадлежащими ему ресурсами: если штраф законен, то его собственник – государственная казна, если не законен, то это собственность того лица, которого пытается «обобрать» чиновник.
Коррупция весьма сложное и разноплановое социальное явление, поэтому разнообразны и её причины. Коррупция, её масштабы, специфика и динамика – следствие общих политических, социальных и экономических проблем страны. Россия переживает сейчас не просто модернизацию, а ко-ренную ломку, государственных, экономических, социальных и психологических устоев. Поэтому неудивительно, что она следует общим закономерностям развития, в том числе негативным.
К общим проблемам, порождающим коррупцию, относятся те, которые свойственны не только России, но и большинству стран, находящихся в стадии преобразований, в первую очередь – переживающих переходный период от централизованной экономики к рыночной. Вот некоторые из них: трудности преодоления наследия тоталитарного периода, экономический упадок и экономическая нестабильность, неразвитость и несовершенство законодательства, неэффективность институтов власти, слабость гражданского общества, отрыв общества от власти, неукоренённость демократических политических традиций.
При составлении выборки для опроса руководителей малых предпри-ятий, результаты которого представлены в данной монографии, во внимание было принято то, что, по данным Государственного комитета по статистике , на 1.01.2003 г. в республике было официально зарегистрировано почти 13000 малых предприятий. Анкетным опросом было охвачено 125 предприятий, что составляет 5% от 2500 предприятий, регулярно представ-ляющих сведения о своей хозяйственной деятельности и статистическую отчетность в подразделения Госкомстата. Были опрошены руководители предприятий различных сфер деятельности: 32,7% опрошенных основной сферой деятельности своего предприятия назвали оптовую и розничную торговлю; 14,3% - ресторанный бизнес, общественное питание; по 5,1% - предприятия швейной промышленности и предприятия, оказывающие медицинские услуги. Остальные предприятия по сферам деятельности распределились следующим образом:
- производство и поставка лекарственных средств 4,1%
- перевозки автомобильные 4,1%
- туризм и отдых 4,1%
- производство и поставка прод. товаров и сырья для них 3,1%
- строительство или ремонт дорог 3,1%
- строительство или ремонт зданий, сооружений и др. объектов 3,1%
- сельское хозяйство 3,1%
- производство и поставка продукции химической про-мышленности 2,0%
- производство и поставка автомобилей 2,0%
- производство и поставка изделий из дерева, мебели 2,0%
- кожевенная и обувная промышленность 1,0%
- производство электробытовой и компьютерной техни-ки 1,0%
- производство и поставка строительных материалов 1,0%
- бизнес в системе образования 1,0%
- страхование 1,0%
- предоставление финансовых и кредитных услуг 1,0%
- иные виды деятельности 4,1%

В большей части малых предприятий, участвовавших в опросе (56,3 % пред-приятий), численность работающих не превышает десяти человек. От 10 до 100 работников на 36,4 % предприятий; более 100 работников - на 8,3 % предприятий. Сбор информации осуществлялся посредством анкетного оп-роса. Анкета для массового опроса включала в себя 16 вопросов, из которых 6 последних служили для определения социально-демографического портре-та респондента. На вопросы, касающиеся местных органов исполнительной власти, отвечали респонденты, непосредственно проживающие на террито-рии соответствующего муниципального образования. Кроме того, для более качественного сбора информации были проведены 2 экспертных опроса: в 2003 г. - 25 человек; в 2004 г. - 25 человек. Экспертами выступали бывшие сотрудники силовых органона Кавказе, лидеры общественно-политических организаций республики, предприниматели, бывшие и действующие члены правительства КАВКАЗ и представители научной интеллигенции и СМИ рес-публики. В ходе опроса экспертов были использованы вопросы, близкие по смыслу вопросам анкеты для массового опроса с усилением акцента на оценочные характеристики объекта исследования.
Коррупция – один из видов социальных отношений. Поэтому её социологическое изучение- неизбежность. Объяснение глубины процесса криминализации отечественной экономики, её гипертрофированных масштабов следует искать в специфических условиях, характерных именно для России в период трансформации её государственной системы.

1. Опрос населения о коррупции

Эмоции респондентов, вызываемые вопросами анкеты, свидетельствовали о живом интересе к обсуждаемой проблеме. Исследование показало, что реакция обывателей и экспертов в целом совпадает.
На первый вопрос анкеты: «В какой степени Вы доверяете перечислен-ным ниже организациям, органам власти, институтам?» были получены сле-дующие ответы.
В какой степени Вы доверяете перечисленным ниже организациям, органам власти, институтам?
(в % к числу ответивших на вопрос)

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Заключение
Итак, материалы массового опроса и экспертных оценок позволяют сделать следующие выводы.
• Подавляющее большинство респондентов (более 50%) доверяют средствам массовой информации республики. В эту же группу с относительно высоким уровнем доверия населения входят церковь, Комитет КАВКАЗ по делам молодежи, Отделение пенсионного фонда РФ на Кавказе. Федеральная служба безопасности РФ по КАВКАЗ, в отличие от всех остальных силовых структур, также пользуется полным или частичным доверием 55,3% респондентов.
• Группу с самым высоким уровнем недоверия (более 50 % «не доверяющих») представляют Северо-Осетинская таможня, Прокуратура КАВКАЗ, Правительство КАВКАЗ, МВД КАВКАЗ, налоговые органы. Чем больше власти и ресурсов сосредоточено в руках того или иного института, тем выше степень недоверия к нему.
• Позиции «весьма честный» при оценке различных институтов в среднем придерживается только 5,9 % респондентов, в то время как позиции «весьма бесчестный» в два раза больше – каждый десятый (10,8 %). По правоохранительным органам это соотношение еще более критично – 3,6 % против 13,5 %; по законодательным органам – 6,2 % против 14,9 % и т.д. Только при оценке степени коррумпированности СМИ, церкви, а также работников системы среднего образования доля респондентов, не сомневающихся в их бескорыстии, превышает долю респондентов, считающих их «бесчестными». Более 50% респондентов склоняются к мнению о бескорыстном исполнении своих обязанностей церковью (69,2%), республиканскими СМИ (52,8%-65,8%), а также самыми малобюджетными комитетами: по делам молодежи, по печати и делам издательств, культуры и искусства.
• Для решения своих проблем и проблем своей семьи 59,3% опрошенных вынуждены “стимулировать“ служащего: давать взятку, делать подарок, оказывать услугу и т.д.
• 77,6% респондентов для решения своих проблем считают наиболее эффективным (единственно возможным) способом подкуп лиц, от которых зависит решение этих проблем.
• Чаще всего ожидание взяток (подарков, услуг) в открытой форме проявляется в сферах здравоохранения и высшего образования. Относительно низкий показатель по автоинспекции при их 100%-й коррумпированности скорее всего объясняется тем, что среди респондентов владельцев автомобилей не более 15 %.
• Руководители малых предприятий чаще вынуждены сталкиваться с коррупцией в целях защиты бизнеса от посягательств как со стороны власти (39,1 wacko и контролирующих органов (34,4 %), так и со стороны конкурентов (35,5%).
• К числу самых существенных тормозящих развитие бизнеса факторов предприниматели относят такие действия властей, как плохая защита прав частной собственности (39,8 % респондентов), излишний контроль (36,1 %), руководство частным бизнесом чиновниками и их родственниками (32,3 %), излишнее лицензирование (30,9 %), создание налоговых и иных льгот отдельным фирмам (28,3 %), участие чиновников в борьбе за собственность (26,0 %), плохая работа арбитражных судов (25,6 wacko и т.д.
• Чаще всего представителям малого бизнеса решать свои проблемы приходится на местном или республиканском уровне в исполнительной ветви власти, а именно в фискальном или финансовом органе. Следовательно, сюда и стекаются основные первичные потоки взяток.
• Мнение предпринимателей в отношении степени доверия к различным организациям, учреждениям, органам власти более критично, чем мнение всего населения . Порог легитимности в 25 % был достигнут только церковью – 30,3 % «полностью доверяющих» и газетой «Северная Осетия» - 27,7 % «полностью доверяющих». Среди структур с наибольшей степенью недоверия находятся Северо-Осетинская таможня - 42,6 % «совсем не доверяющих» и Северо-Осетинский государственный университет - 33,7 % «совсем не доверяющих».
• Уровень доверия или недоверия перечисленным структурам со стороны предпринимателей напрямую связан с коррумпированностью их сотрудников и всей системы, Из всех представленных для оценки объектов только церковь в глазах 35,8 % бизнесменов выглядит как весьма честный институт.
• Величина взятки находится в прямой зависимости от целей подкупа. Чаще всего она колеблется в пределах от 1 до 10 % месячного оборота фирмы. Чиновники осознают, что бремя взяток не должно быть слишком тяжелым для бизнеса.
• Предприниматели в большинстве своем – люди расчетливые, грамотные и здравомыслящие. Они очень хорошо понимают природу коррупции, ее тлетворное влияние на самые разные стороны общественной жизни, на их бизнес в частности, на их детей. Но взятка становится для них необходимым и действенным рычагом или механизмом достижения цели. Рассуждения предпринимателей не лишены основания – размеры взяток рассчитаны таким образом, чтобы платить их было выгоднее, чем не платить.

Коррупция на Кавказе стала скорее нормой жизни, чем исключением, в том числе среди политической и экономической элиты. А это означает, что структуры власти не в состоянии не только добиться позитивных изменений в динамике коррупционных отношений, но и более или менее эффективно влиять на институциональную коррупцию. Это обусловлено ещё и тем, что сформировавшийся в этот период мощный конгломерат (власть-бизнес-криминал) в значительной степени заинтересован в сохранении сегодняшнего статус-кво в противовес наведению должного порядка, особенно в государственной службе.
Реальная жизнь демонстрирует, что реформы буксуют или превращаются в фактор деградации и дестабилизации экономической, политической и культурной жизни общества. Вдруг оказывается, что нормы, предназначенные для поддержки многопартийности, создают чёрный рынок торговли депутатскими креслами, институт банкротства превращается в орудие террора против успешных предприятий; открытие рынка инвестиций физическим лицам становится одним из инструментов «недружелюбного поглощения» чужого бизнеса и т.п. И все перечисленные эффекты сопровождаются ростом коррупции или выражаются в этом росте. Как справедливо отмечал нобелевский лауреат Дуглас Норт, «хотя формальные правила можно изменить за одну ночь путём принятия политических или юридических решений, неформальные ограничения, воплощённые в обычаях, традициях и кодексах поведения, гораздо менее восприимчивы к сознательным человеческим усилиям». (Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. – М.: Фонд экономической книги «Начала». 1997. с.21)
Если в 90-е годы прошлого века главной задачей общества было сохранение российской государственности, то на сегодняшнем этапе приоритетом становится борьба с коррупцией как главным фактором разрушения, прежде всего, основ экономики. Коррупция в переходный период становится индикатором неэффективности институциональных реформ. Этот процесс сопровождался утратой новым государством многих управленческих функций в области регулирования рыночных отношений. Неспособность государства регулировать рыночные отношения в трансформационный период следует считать главной причиной процесса криминализации российской экономики. Круг замкнулся.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ