Четверг, 02.05.2024, 08:17
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Психология, социология » Диплом

21240 Социальная адаптация лиц, освобожденных от наказания

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика социальной адаптация лиц, освобожденных от наказания 8
1.1. Понятие социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания 8
1.2. Социальные проблемы адаптации лиц, освобожденных от наказания 15
Глава 2. Проблемы социально-правового характера социальной адаптация лиц, освобожденных от наказания 22
2.1. Правовые вопросы социальной адаптация лиц, освобожденных от наказания 22
2.2. Вопросы социальной адаптации освобожденных из исправительных учреждений 27
Глава 3. Основные организационные проблемы социальной адаптации освобожденных из исправительных учреждений 39
3.1. Создание центров социальной адаптации на местах 39
3.2. Совершенствование уголовно-исполнительной системы 46
Заключение 59
Библиография 62


Введение

Актуальность дипломного исследования определило то, что для обозначения всех ситуаций активного приспособления индивида к условиям социальной среды используют термин «социальная адаптация», подразумевая вид особого взаимодействия личности и среды, результат гармонизации их отношений. По сути, социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации личности. Реабилитация же предполагает деятельность по восстановлению утраченных жизненных сил. Необходимость социальной адаптации и реабилитации возникает в тех случаях, когда личности необходимо приспособиться к трудной жизненной ситуации (в которую она попала) или к среде жизнедеятельности. В этих случаях всегда изменяется социальный статус человека. Ситуация осуждения и отбывания наказания серьезно изменяют личностный статус – ограничивается не только свобода передвижения че-ловека, но и возможности его активного участия в социальной жизни.
Освобождение из мест лишения свободы так же преобразует личностный статус – вместе с возвращением всех гражданских прав и свобод человек приобретает возможность жить без внешнего контроля и управления. Сама эта ситуация требует специальной деятельной подготовки: человека - к новой социальной ситуации), среды - к включению в нее освободившегося из исправительного учреждения (далее ИУ). Содержание подготовки личности к освобождению и автономной жизни включает Деятельность по социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных от наказания, должна строиться на соблюдении двух принципов – формирования реабилитационного пространства и построения особого реабилитационного маршрута для освобождающегося. Формирование реабилитационного пространства – жизнь ос-вобождающегося человека должна выстраиваться (во всяком случае - первоначально) в особых условиях – там, где лица (обычные граждане и специалисты) информированы о том, что человек был осужден, и это учитывается при взаимодействии с ним. При этом вся эта среда призвана компенсировать недостаток жизни в ИУ. Данное пространство: - обязательно включает в себя ИУ, в котором выстраиваются и реализуются специализированные программы, целостно подготавливающие человека к освобождению; - активно взаимодействует с социумом – отдельными лицами, общественными организациями, муниципальными образованиями и учреждениями (при этом изменяется общественное мнение в отношении освободившихся, привлекаются ресурсы им в помощь); - включает организации, сформированные из лиц, освободившихся из ИУ.
Деятельность данных организаций должна быть нацелена на разработку и реализацию конкретных социально-реабилитационных программ, оказание срочной социальной помощи освобождающимся и привлечение к данной деятельности необходимых специалистов. Построение особого реабилитационного маршрута для каждого освобождающегося в конкретном регионе – его основу должны составлять этапы постепенного возвращения человека из ИУ в социальную жизнь. Такой маршрут обязательно должен включать 3 следующих элемента: - в структуре ИУ функционирует подразделение (специализированное помещение), позволяющее каждому освобождающемуся за некоторое (строго определенное) время подготовиться к автономной жизни, помочь сформировать своеобразный жизненный стержень, ценностную основу для жизни в социальной среде; - в каждом регионе должна быть сформирована сеть региональных или муниципальных реабилитационных учреждений, принимающих освободившихся (сеть так называемых – «гостиниц на полпути»). Они создают условия для восстановления чувства собственной независимости личности, для ее эффективного осваивания в условиях нор-мальной свободной жизни. Данные учреждения призваны помочь и осужденным, и их родственникам в подготовке к освобождению и совместном дальнейшем существовании. Именно в них должен жить освободившийся после ИУ до встречи с родственниками и вступления в автономную жизнь – успокоиться, привыкнуть к новому ритму жизни, адаптироваться к изменениям в жизни общества и страны. Ряд регионов РФ в современных условиях уже располагает социальными гостиницами и реабилитационными центрами, фактически выполняющими данные функции; - система социального патронирования освободившегося (бывшего осужденного) – позволяющая сохранить возможности получения помощи в трудной жизненной ситуации за каждым освободившимся в течение определенного времени. Патронаж в такой форме нацелен не на надзор за поведением личности, контроль за ним, а на сопровождение в решении личностных проблем. Указанные функции должны исполняться специалистами социальных служб либо представителями общественности (например, разнообразных общественных организаций, волонтерских объединений). Процесс социальной реабилитации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, сложен и нуждается в определенном управлении. Исполнение данной функции входит, прежде всего, в должностные обязанности специалистов группы социальной защиты осужденных и специалистов по социальной работе социальных служб.
Степень разработанности темы в литературе. Необходимо отметить, что данная тема вызывала и вызывает пристальный интерес ученых и практикующих юристов. Отдельные вопросы социальной адаптации лиц освобожденных от наказания освещены в работах, таких ученых, как: А. Бриллиантов, В.М. Волошин, В.Б. Боровиков, А.В. Галахова, В.В. Демидов, С.Н. Гладких, Ю.В. Грачева, Л.Д. Ермакова, И.А. Громов, А.В. Воронцов, Мацкевич А. Ю., В.А. Давыдов, В.В. Дорошков, А.С. Харламов, Г.Е. Зборовский, Г.П. Орлов, С.М. Зубарев, А.С. Михлин, А.А. Толкаченко, А.И. Зубков, Л. В. Смолина, В.П. Малков, Т.Ф. Минязева, А.С. Михлин, Н.К. Потоцкий, В.И. Селиверстова, И.Л. Трунов, И.А. Коновалов, И. В. Шмаров и др.
Практическая значимость работы заключается в системном теоретическом и практическом исследовании основных проблем, обусловленных темой. Результаты исследования могут быть использованы в научных, учебных и практических целях.
Методологическую базу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и связанные с ним специальные методы, адекватные специфике уголовно – исполнительного права: анализ и синтез, формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-системный и другие методы.
Эмпирическая база исследования – монографии, статьи ученых и юристов практиков опубликованные в разное время по данной теме.
Объект работы – адаптация лиц в сфере уголовно – исполнительного права, предмет – социальная адаптация лиц освобожденных от наказания.
Цель дипломного исследования – проанализировать социальную адаптацию лиц освобожденных от наказания.
В соответствии с целью поставлены и решаются следующие задачи:
• Рассмотреть понятие социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания;
• Изучить социальные проблемы адаптации лиц освобожденных от наказания;
• Проанализировать правовые вопросы социальной адаптация лиц, освобожденных от наказания;
• Рассмотреть вопросы социальной адаптации освобожденных из исправительных учреждений;
• Исследовать создание центров социальной адаптации на местах;
• Проанализировать совершенствование уголовно-исполнительной системы.
Структура дипломного исследования. Дипломное исследование со-стоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. В введении обоснована актуальность темы исследования, обозначены цель, объект, предмет, задачи работы. В первой главе рассматриваются понятие социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания, анализируются социальные проблемы адаптации лиц освобожденных от наказания. Во второй главе исследуются правовые вопросы социальной адаптация лиц, освобожденных от наказания, изучаются вопросы социальной адаптации освобожденных из исправительных учреждений. В третьей главе изучается создание центров социальной адаптации на местах, анализируется совершенствование уголовно-исполнительной системы. В заключении подведены итоги исследования. Библиографический список содержит нормативно-правовые акты, материалы судебной и иной юридической практики и других официальных материалов, научную и учебную литературу.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТА-ЦИИ ЛИЦ, ОСВОБОЖДЕННЫХ ОТ НАКАЗАНИЯ

1.1 Понятие социальной адаптации лиц, освобожденных
от наказания

Первоначально термин «адаптация» (позднелат. adaptare - прилаживание, при¬способление, от лат. - adaptatio - приспособляю) использовался в биологии для обо¬значения процесса «приспособления строения и функций организмов (особей, популя¬ций, видов) и их органов к условиям среды». «Социальная адаптация» означает одну из важных сторон взаимодействия личности и общества. В частности, в теории уголовно-исправительного права этот термин применяется для характеристики постпенитенциарного периода освобожденного из мест лишения свободы как определенно¬го явления общественной жизни. Поскольку не все условия указанного периода регла¬ментированы действующим исправительно-трудовым законодательством, необходимо исследование процесса ресоциализации судимых лиц в условиях жизни на свободе и его подробное правовое регулирование.
Социальная адаптация освобожденных от отбывании наказания представляет собой самостоятельный вид общей социальной адаптации личности с присущими только ей специфическими особенностями. Однако при решении ее проблем целесооб¬разно обратиться к работам социологов. В социологии понятие и основные критерии социальной адаптации рассматриваются в социально-психологическом плане примени¬тельно к разным категориям лиц. Многие авторы возражают против проведения ана¬логии между биологической и социальной адаптацией, ибо последняя имеет опреде¬ленное социальное содержание и социальную цель. Вместе с тем в позиции ряда уче¬ных отражается устоявшийся взгляд на адаптацию как процесс приспособления лич¬ности к окружающей среде, условиям жизни, существующим общественным отноше¬ниям, нормам, образцам, ценностям, традициям общества. Часть исследователей, не отказываясь от концепции приспособленчества, толкуют понятие социальной адап¬тации расширительно, подчеркивая разнообразие и многосторонность социальных свя¬зей, в которые вступает индивид. Так, по мнению И. В. Шмарова, социальная адап¬тация представляет собой «процесс ресоциализации личности, переход ее в новую со¬циальную среду, восприятие нравов, требований, установок, социальных позиций и системы ценностных ориентации этой среды».
По нашему мнению, с приведенными точками зрения нельзя согласиться потому, что они рассматривают понятие социальной адаптации лишь как приспособление, приобщение личности к социальной среде, не придавая значения обратному воздействию социаль¬ной среды на личность.
Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания - сложный про¬цесс взаимодействия личности и социальной среды, включающий усвоение личностью новых социальных ролей, приобретение новых потребностей и интересов. В то же вре¬мя личность выступает не только пассивным объектом воздействия социальных усло¬вий, но и сама принимает участие в формировании условий своей жизни.
Социальные ситуации, возникающие после освобождения от отбыва-ния наказа¬ния, приводят к формированию определенных социальных систем, образующих «систе¬му среды», и обеспечивают первый, приспособительный этап социальной адаптации освобожденных от отбывания наказания. Однако, возникновения взаимодействия между личностью и средой для полной адаптации недостаточно. Необходимо, чтобы в сознании данного лица возникли глубинные структурные изменения, усиливающие степень исправления и обеспечивающие в сочетании с воздействием системы среды полное исправление и перевоспитание (второй и третий этапы социальной адаптации; осво-божденных от отбывания наказания).
Самый важный показатель успешности процесса социальной адаптации освобож¬денных от отбывания наказания - достижение взаимодействия личности и системы среды, создание благоприятной, взаимообусловленной связи индивида с внешней со¬циальной средой для обеспечения положительного влияния факторов внешней среды на личность освобожденного от отбывания наказания в целях окончательного завер¬шения процесса исправления и перевоспитания, начатого с момента назначения и продолженного во время исполнения наказания.
Для всестороннего и глубокого анализа понятия «социальная адапта-ция» необхо¬димо рассмотреть соотношение его со смежными понятиями - «социализация», «активность» и др. Понятие социализации является более широким, характеризует процесс приобретения индивидом социальных качеств на протяжении всего жизненно¬го пути - от рождения до смерти, либо, по мнению ряда авторов, до достижения полной социальной зрелости.
Социальная адаптация представляет собой часть процес¬са социализации, один из его видов. Продолжительность социальной адаптации зави¬сит не только от индивидуальных особенностей личности освобожденного от отбыва¬ния наказания, но и от окружающей среды, форм и интенсивности государственного и общественного воздействия на поведение лица. По мере адаптации к новым усло¬виям жизни этот социальный процесс затухает (сводится на нет), в то время как: социализация не останавливается, а продолжает протекать (как и биологическая жизнь индивида), способствуя приобретению личностью новых черт, наклонностей, взглядов, привычек. Освобожденный из мест лишения свободы вступает в различного рода отношения, усваивает новые роли (включается в новый трудовой коллектив, решает бытовые проблемы, выполняет семейные обязанности, занимает определенные социаль¬ные позиции, соотносит свое поведение с ожиданиями и потребностями об-щества), т. е. адаптируется к новым производственным, бытовым условиям и т. д. Именно в период «привыкания» к новым условиям жизни на свободе проверяются и закрепля¬ются достигнутые в местах лишения свободы результаты исправительно-трудового воздействия.
Социализация и адаптация различаются по объему и длительности протекания, но главное отличие касается их содержания. Социализация человека идет постоянно путем накопления опыта, расширения знаний, приобретения новых навыков - посте¬пенно формируется личность с присущими только ей индивидуальными взглядами» установками. Механизм адаптации иной: процесс устранения негативных качеств лич-ности и усвоения новых, позитивных может носить взрывной характер: происходит ломка, устранение из сознания судимого антиобщественных взглядов, привычек и установок.
О соотношении понятий социализации и адаптации высказываются различные точки зрения. И. А. Милославова, например, считает, что в процессе адаптации у че¬ловека перестраивается психика и поведение в целом (установки, интересы, ориента¬ции, взгляды, убеждения). Такое суждение слишком категорично. Не всегда возмож¬на, да и нужна, полная перестройка психики человека. Уровень и объем перестройки личности, освобожденной от отбывания наказания, зависят от многих факторов, в том числе от условий среды и наличия укоренившихся в сознании осужденного антиоб¬щественных установок, взглядов, привычек. С другой стороны, трудно согласиться с утверждением Г.Е. Зборовского, что в ходе адаптации в структуре личности не происходит сколько-нибудь серьезных сдвигов, ибо индивид не приобретает личност¬ных свойств, а всего лишь приноравливается к условиям предметной деятельности.
При анализе процесса социальной адаптации следует учитывать изменения не только личности, но и окружающей среды, возникающие под воздействием личности (при социализации эти изменения не играют столь важной роли), добиваться полного взаимодействия личности и окружающей среды, ибо только оно свидетельствует об успешном, положительном ее протекании.
Человек постоянно взаимодействует с окружающей средой и только в ней мо¬жет и проявляет себя как личность. Не умаляя роли и значения воздействия на лич¬ность общества в целом, нужно подчеркнуть, что непосредственное воздействие на личность происходит через так называемые «малые» социальные группы (трудовые коллективы, семью, общественные организации, государственные органы и т. д.). В литературе высказывается предостережение от упрощенного представления об одно-стороннем влиянии социального окружения на формирование личности правонаруши¬теля, подчеркивается диалектическое взаимодействие личности с окружающей общест¬венной средой, обращается внимание на опосредованное воздействие внешней среды на личность. Социальное окружение, выступающее в качестве определенной социаль¬ной системы, активно взаимодействует с личностью преступника. Как отмечает Е. Шипунова, «для любой системы окружающая среда есть совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы».
Тесное взаимодействие личности и окружающей среды отчетливо видно при ана¬лизе соотношения понятий «адаптация» и «активность». Отдельные авторы, не выде¬ляя общих признаков, присущих этим понятиям, не признают данного взаимодействия. Так, Д.А. Андреева пишет, что «адаптироваться значит не более, чем освоиться, а следовательно, в процессе адаптации нет ничего от собственно предметной деятель¬ности».
Механизм адаптации личности к окружающей среде нельзя представ-лять упро¬щенно, только как воздействие окружающей среды и нужное поведение индивида Воздействие социального окружения на человека проходит через его сознание и зависит от личного опыта, содержания сознания, сложившегося в виде представлений привычек, взглядов. При изменении окружающей среды человек стремится адаптироваться только в такой среде, социальные критерии которой ему наиболее близки, сов падают с его ценностными ориентациями. В результате усиливается влияние окру¬жающей среды на личность. В литературе подчеркивается, что характер деятельности человека находится в противоречивом единстве объективных процессов приспособле¬ния и преобразования и соответствующих им субъективных форм усвоения накопленного опыта и творчества нового.
Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания в но-вых усло¬виях жизни проходит три этапа:
1) приспособительный этап, когда освобожденный от отбывания наказания раз¬решает насущные жизненные проблемы, связанные с бытовым и трудовым устройст¬вом. Хотя этот начальный этап (этап освоения) краток по времени, важность его для последующей социальной адаптации трудно переоценить. На данном этапе закладыва¬ется фундамент того воспитательного воздействия, которое будет исходить от трудо¬вых коллективов, государственных органов, общественных организаций. Его успеш¬ность является залогом эффективности предупреждения рецидива со стороны суди¬мых лиц.
Нередко освобожденные от отбывания наказания, сталкиваясь с трудностями быта и устройства на работу, не желая или не умея противостоять негативным влия¬ниям, приспосабливаются к условиям жизни, с которыми были знакомы ранее. Полное совпадение взглядов, убеждений освобожденного с требованиями микрогруппы ведет к «замиранию» процесса социальной адаптации, требования закона о честном отноше¬нии к труду и примерном поведении не находят ответной реакции. Отрицательное влияние групп и лиц с антиобщественной направленностью трудно, а порой невозмож¬но нейтрализовать;
2) этап усвоения социально полезных ролей наиболее сложен и противоречив, связан с психологическими и нравственными трудностями освобожденного от отбыва¬ния наказания. Происходит изменение его социальных ролей и функций, и, как прави¬ло, возникает необходимость в изменении установившихся навыков и привычек. Часто лица, особенно отбывшие длительный срок лишения свободы, приспосабливаются к новой социальной среде с большим внутренним напряжением, психологическими сры¬вами, с постоянными стрессовыми состояниями. Профилактическое значение этого этапа состоит в том, чтобы не допустить влияния бывшего социального окружения, бывших «друзей», среды, обусловивших совершение преступления.
Второй этап важен еще тем, что трудовые коллективы, общественные организа¬ции, государственные органы должны активно осуществлять социальный контроль - это важнейшее средство предупреждения нарушений освобожденными от отбывания наказания требований советских законов и правил социалистического общежития, на первых порах жестко регламентировать их поведение, т. е. управлять их социальной адаптацией;
3) на третьем этапе социальной адаптации освобожденных от отбывания нака¬зания происходит утверждение в сознании нужных и полезных взглядов, привычек, наклонностей,
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Библиография

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации 1993 . Официальный текст по состоянию на 01 января 2009 г. - М: ИНФРА. М-НОРМА. 2009
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (с изменениями от 29 июля 2009 г.)// СЗ РФ.1996. №25. ст. 2954
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (с изменениями от 18 июля 2009 г.)//СЗ РФ. 2001. №52 (часть I). ст.4921
4. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. №1-ФЗ (с изменениями от 19 июля 2009 г.)//СЗ РФ. 1997. №2. ст.198
5. Федеральный закон от 8 января 1997 г. №2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» (с изменениями от 30 декабря 1999 г.)//СЗ РФ. 1997. №2. ст.199
6. Федеральный закон от 13 июня 1996 г. №64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» (с изменениями от 8 декабря 2003 г.)//СЗ РФ. 1996. №25. ст.2955
7. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями от 24 июля 2009 г.)// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. №18. ст.566
8. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. №54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» (с изменениями от 30 декабря 2005 г.)//СЗ РФ. 2004. №7. ст.524
9. Постановление Правительства РФ от 24 октября 1997 г. №1358 «О порядке обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда к месту жительства осужденных,
10. освобождаемых от отбывания наказания»//СЗ РФ. 1997. №44. ст.5074

Материалы судебной и иной практики

11. Определение Конституционного Cуда РФ от 16 апреля 2009 г. № 391-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Батуркина Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями статей 113, 117 и 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»//Текст Определения официально опубликован не был
12. Определение Конституционного Суда РФ от 24 июня 2008 г. № 377-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Подошвелева Сергея Михайловича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьей 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»// Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии. 2008. №18
13. Определение Конституционного Суда РФ от 14 июня 2006 г. №136-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мальцева Михаила Петровича на нарушение его конституционных прав частью седьмой статьи 13 Федерального закона «Об оружии»//Текст Определения официально опубликован не был
14. Определение Конституционного Суда РФ от 18 апреля 2006 г. № 124-О «По жалобе гражданина Воронина Вадима Владимировича на нарушение его конституционных прав положением пункта «в» части второй статьи 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»//Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2006. №5
15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. №8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания»//БВС РФ. 2009. №7
16. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2006 г.)// БВС РФ. 2007. №6
17. Приказ Минюста РФ от 13 января 2006 г. №2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» (с изменениями от 8 сентября 2006 г.)// Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации. 2006. №4
18. Приказ Минюста РФ от 1 декабря 2005 г. №235 «Об утверждении Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения» (с изменениями от 25 сентября 2007 г.)// Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2006. №8
19. Приказ Минздрава РФ и Минюста РФ от 9 августа 2001 г. №311/242 «Об освобождении от отбывания наказания осужденных к лишению свободы в связи с тяжелой болезнью» (с изменениями от 1 ноября 2002 г.)//Бюллетене Министерства Юстиции Российской Федерации. 2001. №11

Специальная научная литература

20. Бриллиантов А. Уголовно-исполнительное право в вопросах, ответах и схемах: учебное пособие. – М., Проспект (ТК Велби), 2009 – 244 с.
21. Волошин В.М. Ответственность как средство реализации уголовно-правовой политики //Российская юстиция. 2007. №1 – С. 11-17
22. Вопросы уголовного права и уголовного процесса в практике Верховного Суда Российской Федерации: Сборник материалов судебной практики //сост. В.Б. Боровиков, А.В. Галахова, В.В. Демидов. – М., Норма, 2008 – 356 с.
23. Гладких С.Н. О безусловности и факультативности обязанностей правоприменителя //Адвокат. 2007. №5 – С. 9-14
24. Грачева Ю.В., Ермакова Л.Д. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А.И. Рарог. - 6-е изд., перераб. и доп. – М., Проспект, 2009.- 659 с.
25. Громов И. А., Воронцов А. В., Мацкевич А. Ю. Социология: XIX-XX вв.: Учебное пособие. - М., 2000 – 480 с.
26. Давыдов В.А., Дорошков В.В., Харламов А.С. Основания отмены и изменения судебных решений по уголовным делам: cб. определений и постановлений /Под общ. ред. В.М. Лебедева. – М., Норма, 2008 - 480 с.
27. Давыдов В.А. Пересмотр в порядке надзора судебных решений по уголовным делам: производство в надзорной инстанции: науч.-практ. пособие. – М., Волтерс Клувер, 2006 – 240 с.
28. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебн. для студентов гуманитарных вузов. - М., Интерпракс, 2003 – 320 с.
29. Зубарев С.М. Михлин А.С. Толкаченко А.А. Уголовно-исполнительное право: Учебник. – М., Высшее образование, 2007 – 431 с.
30. Зубарев С.М. Контроль за деятельностью персонала пенитенциарной системы в механизме обеспечения прав осужденных к лишению свободы //Гражданин и право. 2006. №2 – С. 12-15
31. Как мы относимся к заключенным. Небольшое социологическое исследование. –Донецк, Донецкий Мемориал, 2008 - 12 с.
32. Комментарий к постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам /Под ред. В.М. Лебедева. – М., Норма, 2008 – 480 с.
33. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации /Под ред. А.И. Зубкова – М., Норма, 2008 г. – 380 с.
34. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) /Под ред. Ю.А. Дмитриева. – М., Деловой двор, 2009 – 420 с.
35. Краткий курс по уголовно-исполнительному праву: учеб. пособие / Л. В. Смолина. - М., Изд-во Окей-книга, 2008. - 143 с.
36. Лобов Я.В. Ограничение по военной службе как вид уголовного наказания: сущность, правовые последствия, порядок исполнения //Право в Вооруженных Силах. 2008. №11 – С. 9-14
37. Лядов Э.В. К вопросу об исполнении наказания в виде обязательных работ //Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. №3 – С. 15-21
38. Малков В.П. Положения российского законодательства об отсрочке отбывания (исполнения) наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, грешат несправедливостью //Российская юстиция. 2007. №6 – С. 14-19
39. Мананников Д.Ю. О становлении института условного осуждения в уголовном праве //Гражданин и право. 2007. №11 – С. 11-16
40. Мананников Д.Ю. Условное осуждение - наказание или освобождение от наказания?// Гражданин и право. 2007. №10 – С. 11-16
41. Милославова И. А. Понятие социальной адаптации. - В кн.: Вопросы философии и социальной психологии. XXIII Герценовские чтения. - Л., 1970, - С. 125-126.
42. Минязева Т.Ф. Правовая охрана здоровья осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях //Журнал российского права. 2005. №1 – С. 14-18
43. Михлин А.С. Досрочное освобождение осужденных к смертной казни, помилованных Президентом //Российская юстиция. 2008. №5 – С. 32-37
44. Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации /Под редакцией доктора юридических наук, профессора А.И. Чучаева. – М., Юридическая фирма КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2009 г. -650 с.
45. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - М., 2001 – 365 с.
46. Потоцкий Н.К. Значение норм уголовного и уголовно-исполнительного права как инструментов обеспечения предупреждения преступлений //Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. №5 – С. 13-18
47. Селиверстова В.И. Уголовно-исполнительное право: Учебник – М., Проспект, 2009 – 574 с.
48. Справочник для освобождающихся из исправительных учреждений Пермской области. – Пермь, 2008 - 77 с.
49. Стукен Т. Дискриминация при трудоустройстве. Причины проблемы и пути ее решения //Кадровик. Кадровый менеджмент. 2007. №11 _ С. 12-15
50. Трухин А.М. Проблемы определения судимости//Российская юстиция. 2006. №6 – С. 15-19
51. Уголовное право России : учебник : в 2 т. / Под ред. А. Н. Игнатова, Ю. А. Красикова. - 2-е изд., перераб. Т. 1. – М., Норма, 2008. - 592 c.
52. Уголовное право. Общая и Особенная части: Учебник для вузов / Под общ. ред. М. П. Журавлева и С. И. Никулина. - 2-е изд., перераб. и доп. – М., Волтерс, 2007. - 816 c.
53. Уголовное право России. Общая часть. Учебник. /Под ред. доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.П. Ревина - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2009 – 380 с.
54. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под ред. А. И. Марцева. – Омск, 2003. – 380 с.
55. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX-начала ХХI века./ Под ред. Зубкова А.И. 3-е изд., перераб. и доп. - М., Норма, 2006. - 720 с.
56. Уголовно-исполнителыюе право Российской Федерации: Учебник/Под ред. И. Л. Трунова. - М., Изд-во Эксмо, 2005. - 768 с.
57. Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций / Коновалова И.А. – М., МИЭМП, 2004. - 43 с.
58. Шаргородский М.Д. Уголовный закон // Избранные работы по уголовному праву. - СПб., 2003. – 450 с.
59. Шипунова Е. Дома системы социального обслуживания//эж-ЮРИСТ. 2008. №37 – С. 4-5
60. Шмаров И. В. Социальная адаптация освобожденных от наказания. // Советское государство и право. 1971. №11 - С. 100
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ