Четверг, 02.05.2024, 13:54
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Психология, социология » Диплом

21327 Влияние аффективного компонента на возрастную идентификацию в юношеском возрасте

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Самосознание как базис 7
1.2. Когнитивные и аффективные компоненты Я-образа 19
1.3. Изучение идентификации в юношеском возрасте 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОГНИТИВНЫХ И АФФЕКТИВНЫХ ДЕТЕРМИНАНТОВ НА ПРОЦЕСС ВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 42
2.1. Организация и методики исследования 42
2.2. Анализ результатов 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

ВВЕДЕНИЕ
Наверное, ни один аспект психологии юношеского возраста не привлекал к себе такого большого внимания, какое в течение многих лет уделялось вопросам самосознания, самооценки и идентичности.
Структура идентичности включает в себя множество различных идентификаций: половую, возрастную, национальную, именную, этнолингвистическую, профессиональную и т.д. В юности идёт активный поиск и примерка разнообразных социальных ролей и отбор внутриличностных идентификаций, этот процесс очень сложен , хотя очень часто пущен на самотёк и складывается стихийно.
Процесс формирования идентичности долог и сложен. Идентичность обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего, она образует единую систему координат для форм поведения человека в различных сферах жизни. Личная идентичность обеспечивает основу для социальных сравнений. Внутреннее чувство идентичности помогает определить направление, цель и смысл будущей жизни.
Складывается идентичность и нескольких , отличных друг от друга и тесно связанных с собой идентификаций (отождествлений). В конечном счёте, идентичность является положительной и чёткой, если таковыми являются идентификации, составляющие её. Из негативных идентификаций складывается негативный вариант идентичности, расплывчатое, нечёткое «Я», ролевая и личностная неопределённость, в крайних случаях ведущая к психической патологии. Многие выдающиеся учёные занимались изучением психологии самосознания , идентичности . Большая значимость их работ обусловлена тем , что высокая степень расхождения между такими компонентами или структурами Я-концепции, как реальное и идеальное Я, приводит к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. В 1890 году У. Джеймс посвятил феномену «Я» целую главу своей книги «Принципы психологии». В 1947 году К.Роджерс выступал перед Американской психологической ассоциацией с докладом о самооценке, а Хилгард продолжил развитие этой темы в 1949 году. Одна из наиболее значительных работ Э.Эриксона называется «Идентичность, юность и кризис». В ней автор говорит о важности задачи формирования идентичности.
Отечественными психологами выделяются три компонента идентификации: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Эти компоненты оказывают взаимное влияние друг на друга и отличаются своей выраженностью на разных этапах развития личности. В нашем исследовании делается акцент на изучении эмоционального и когнитивного компонента идентификации, а также на возрастной идентификации.
Возрастная идентификация отражает жизненные события, переживаемые личностью, и определенным образом сочетается с процессами взросления, становления и старения. Возникает вопрос, какого типа задачей для юношей является задача по идентификации своего возраста - чисто когнитивной, или она содержит в себе эмоциональный компонент? И как в таком случае эмоциональное отношение к возрастной самоидентификации может повлиять на построение идентификационной последовательности жизненного пути человека?
Актуальность темы исследования связана также с той непростой ситуацией, которую переживает наше общество. Она характеризуется крайней нестабильностью, сложностью, противоречивостью. Происходит кардинальная ломка системы ценностей, отказ от устоявшихся стереотипов. Всё это вносит смятение в сознание и поведение молодых людей, затрудняет протекание социализации и идентификации, порождает кризис идентичности. Не имея возможности занять активную социальную позицию, молодые люди нередко испытывают чувство раздражения по отношению к окружающим и к самим себе. В этих условиях для успешного протекания процессов социализации и идентификации требуется мобилизация значительных сил, как от взрослых людей, так и от самих молодых людей, а своевременное выявление идентификационных нарушений является чрезвычайно важным как для диагностики личности, так и для их коррекции этих нарушений.
Цель исследования: Выявить, влияние аффективного компонента на возрастную идентификацию в юношеском возрасте.
Цель исследования: Выявить, какие компоненты (когнитивный или аффективный) преобладают в юношеском возрасте при решении задачи на возрастную идентификацию.
Цель исследования: Выявить, какие компоненты (когнитивный или аффективный) преобладают в юношеском возрасте в процессе идентификации.
Задачи: Рассмотреть историю становления в психологии проблемы идентификации.
Исследовать преобладания когнитивного или аффективного компонента в отношении к возрастной идентификации;
 исследовать особенности построения жизненной прямой в юношеском возрасте;
 разработать анкету для оценки удовлетворенности жизнью, и проанализировать полученные с ее помощью данные;
проанализировать связь между аффективным компонентом в отношении к возрастной идентификации и уровнем общей удовлетворенности.
Согласно методам установить роль аффективной компоненты в процессе юношеской идентификации .
Предмет исследования: особенности возрастной идентификации в юношеском возрасте.
Объект исследования: эмоциональный и рациональный компонент возрастной идентификации в юношеском возрасте.
Выборка: юноши (40 чел) и девушки (40 чел) в возрасте от 19 до 22 лет, выпускники школы № 723, и бывшие выпускники этой школы: учащиеся средних специальных образовательных учреждений, учащиеся ВУЗов, и временно не учащиеся.
Гипотеза. Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью субъекта в значительной степени зависит от аффективной компоненты в процессе возрастной идентификации .
Основные методы и принципы исследования:
1. Психологический вербально-коммуникативный метод (беседа)
2. Метод объективного наблюдения
3. Метод интроспекции
4. Методы : анализ и синтез.
Исследование основывалось на принципе идивидуализации .
Научная новизна исследования. Впервые изучалась возрастная идентификация с целью выявления преобладания аффективного и когнитивного компонента. Показана связь нарушенной идентификационной последовательности с уровнем удовлетворенности жизнью. Установлено неравнозначное влияние разных компонентов удовлетворенности на общую удовлетворенность жизнью. Установлена связь самоидентификации с занимаемым социальным статусом.
Теоретическое значение исследования:
1. Полученные данные могут быть использованы в теории развития личности в юношеском возрасте, обогащая её новыми положениями, составляющими характеристику особенностей протекания процесса идентификации в современных условиях.
2. Выявленная специфика идентификации в юношеском возрасте может поспособствовать дальнейшему изучению этого аспекта проблемы.
Практическое значение исследования:
1. Понимание природы аффективной и когнитивной компонентов в становлении возрастной идентификации позволит более полно решать возникающие в рассматриваемом аспекте проблемы.
Достоверность и обоснованность полученных результатов. Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается совокупностью методологических и теоретических положений исследования, проведением содержательного анализа результатов, полученных на репрезентативной выборке испытуемых, а также использованием методов математической статистики для обработки данных.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Самосознание как базис
Психология самосознания – одно из самых старых, и наиболее интересных направлений в психологии, а за отсутствием какой либо чётко выработанной методологии всякое мнение крупных философов, учёных и т.д. приковывает внимание.
В зарубежной психологии проблема самосознания рассматривается в неразрывной связи с личностью и изучается очень многими психологами различных направлений и школ. Богатство теоретических воззрений позволяет проделать многоплановый анализ изучаемого феномена , увидеть не только разногласия и противоречия но и разные точки зрения и перспективы видения проблемы.
Так, самосознание рассматривалось как атрибут субъективных представлений и психических образов переживания (интроспекционистская психология); как эпифеномен, иллюзия наивного житейского опыта (бихевиористская психология); как самопознание через систему когнитивных карт (когнитивная психологическая); как символическая интроекция (символистический интроекционизм); как самовосприятие, детерминируемое сознательным и бессознательными процессами; в узком смысле – структурный компонент личности, психическое явление, характеризующее динамику внутреннего мира личности (психоаналитические теории); как гештальт – образ индивидуального «Я» в окружающем мире; процесс идентификации и отчуждения возможностей, ограничение и расширение протекающего контакта (гештальт - психология); как феноменальное поле самоактуализации; системообразующий и субъективный мир личности (гуманистическая психология ); как центр сознания личности , отражение высшего «Я» (трансперсональная психология).
Сходство отечественных авторов с зарубежными психологами заключается в том, что и те и другие изучают самосознание в неразрывной связи с проблемами личности. Особенностью отечественных подходов к феномену самосознания является наличие более единообразного понятийно- категориального аппарата, выстроенного в рамках чётко определённых принципов и методов.
Представители отечественной психологии стремились вскрыть процесс проникновения индивида в собственную сущность. Ими разделяется точка зрения, что самосознание является сложным динамическим единством знания и отношения, интеллектуального и аффективного. Самосознание включает ряд взаимосвязанных компонентов: когнитивный, эмоционально – ценностный и регуляторный.
Основу когнитивного компонента составляют интеллектуальные операции: сравнение себя с другими людьми, сопоставления своих качеств с внутренними эталонами или результатами деятельности других; оценка степени рассогласования этих двух величин. В результате этих интеллектуальных операций у человека формируется образ «Я», который отражает рациональное отношение человека к себе. Человек пытается дать обоснование образу «Я» с точки зрения происхождения тех или иных качеств своей личности и их ценности для него.
Эмоционально – ценностная сторона самосознания представляет собой своего рода сплав общего эмоционального отношения к себе (самоотношения) и отношения собственно оценочного (самооценки). Самоотношение – система эмоционально- ценностных установок в адрес собственного «Я». Оно проявляется в виде глобального чувства «за» или «против» самого себя. Эти чувства выражаются в специфических внутренних оценках, таких, как самоодобрение, самопохвала, самообвинение, самопорицание. Самоотношение отражает переживаемое отношение к себе. Это отношение менее осознанно и представляет своего рода сплав общего эмоционального отношения к себе ( по типу « Я себя люблю – не люблю», «принимаю - не принимаю»). Самооценка же проявляется в сознательных суждениях личности о степени наличия у неё определённых качеств, свойств и соотнесения их с определёнными эталонами. Самооценка является результатом, прежде всего мыслительных операций – анализа, сравнения, синтеза. Поэтому следует считать, что рациональный компонент, в самооценке является основным. Вместе с тем в мыслительных действиях, ведущих к образованию самооценки, наличествует также эмоциональный компонент, поскольку при самооценивании всегда проявляется определённое отношение личности к себе. Самооценка, как правило, носит субъективный характер, потому что качества, которые мы приписываем себе, не всегда соответствуют действительности.
Третьим элементом самосознания является регуляторная сторона. Два предыдущих компонента самосознания реализуются в поведении человека. И таким образом, регуляторная сторона представляет собой те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.
Центральным образованием самосознания является Я- концепция - согласованная, непротиворечивая и вербально зафиксированная система представлений человека о себе, итог познания и оценки самого себя через отдельные «я» - образы в условиях различных ситуаций. Я – концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий. Я – концепция является вершиной самосозидания. Это наиболее осознанный, рациональный её компонент.
Становление самосознания человека сопровождается строгой последовательностью этапов, каждый из которых характеризуется своей сложностью, противоречивостью и вместе с тем уникальностью.
Наиболее интенсивно самосознание развивается в подростковом возрасте и юношеском возрастах. Его становление характеризуется формированием чувства отграниченности своего «Я» от «Я» окружающих, чувства «взрослости», идентификацию себя со сверстниками, формирование структуры «Я», содержательно включающей в себя качества, характеризующие отношения с другими людьми, жизненные планы, ценности, убеждения, психологические качества и самооценку.
В юношеском возрасте самосознание практически сформировано и достигает высокого уровня развития. В самосознании подростков и юношества обнаруживаются гендерные различия, которые затрагивают не только содержание структурных компонентов данного образования, но и темпы его становления. В юношеском возрасте в «образ Я» включаются представления о себе не только как о представителе социума, но и неповторимой индивидуальности, открытие которой неразрывно связано с открытием социального мира. Приобретает значимость характеристика себя как субъекта учебно-профессиональной деятельности. В этом возрасте «Образ Я» наиболее сложен и интегрирован – здесь и реальное Я, и динамическое Я, и идеальное Я,. Девушки и юноши обращены в будущее. Мечты о нём существенно влияют на значимость тех или иных качеств, которые они обнаруживают у себя, т.к. от этого зависит их успешность в дальнейшей жизни.

Идентификация и идентичность.
Познакомимся с современной концепцией идентичности и определений идентичности. Первым мы рассмотрим ставшее классическим определение идентичности из словаря Райкрофта (1995). В “Критическом словаре психоанализа” мы можем прочесть следующее:
Идентичность (identity) – чувство непрерывности своего бытия как сущности, отличной от всех других.
Согласно Эриксону, многие аспекты развития Эго можно сформулировать в терминах роста чувства идентичности; кризис идентичности, более или менее выраженный, характерен для позднего подросткового периода и юности. Чувство идентичности утрачивается при фугах (пример: диссоциации сознания, когда человек загнан в ситуацию, где у него нет свободы выбора, и становится извращенным при шизофреническом бреде тождества, когда лежащее в основе чувство опустошенности компенсируется манией величия). Многие из проблем идентичности сконцентрированы вокруг вопроса о роли идентификаций, а усилении или ослаблении идентичности .
Идентификация – процесс, посредством которого человек:
а) распространяет свою идентичность на кого-либо другого,
б) заимствует от кого-либо идентификацию себя (полное отождествление)
в) смешивает или путает свою идентичность с идентичностью другого. Полагают, что неспособность к идентификации в детстве с родителями, особенно с родителями своего пола, уменьшает чувство идентичности, но и неудавшийся уход от идентификации с ними в подростковом возрасте приводит к тому же результату. Чувство идентичности, вероятно, является синонимом самосознания, и его можно рассматривать как субъективный эквивалент Эго, которое психоаналитическая теория склонна наделять объективностью. Неясно, является ли поиск идентичности, которым озабочены многие американские авторы, поиском роли или поиском углубленного самосознания”.
Другое довольно пространное и объемное определение идентичности, которое включает в себя две словарных статьи: идентичность и идентичность «Я» - мы можем найти в современном глоссарии Мура и Файна. Оно начинается с описания чувства идентичности, данное Э. Эриксоном в своих работах, и которое означает идентичность как “одновременно и устойчивую внутреннюю тождественность… и устойчивое сходство некоторых основных свойств с другими людьми”. Это чувство идентичности появляется по окончании подросткового периода, до его же окончания мы можем говорить лишь о процессе эволюции психологической Самости. В основе формирования идентичности , по мнению авторов глоссария, лежит развитие образа тела, обретаемое в процессе сепарации – индивидуации. Затем на основе множества
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возрастная идентификация отражает жизненные события, переживаемые личностью, и определенным образом сочетается с процессами взросления, становления и старения. В современных условиях для успешного протекания процессов социализации и идентификации требуется мобилизация значительных сил, как от взрослых людей, так и от самих молодых людей, а своевременное выявление идентификационных нарушений является чрезвычайно важным как для диагностики личности, так и для их коррекции этих нарушений.
Целью данной курсовой работы являлось исследование влияния эмоционального отношения к возрастной самоидентификации в юношеском возрасте на построение идентификационной последовательности жизненного пути.
В процессе работы, в рамках решения поставленных задач были даны определения понятию «идентификация» и «идентичность»; рассмотрены разные точки зрения на процесс формирования идентичности;
проанализирован процесс идентификации в юношеском возрасте; описан юношеский возраст; разобран когнитивный и аффективный копанет структуры личности; описаны исследования половозрастной идентификации; рассмотрен вопрос общей удовлетворенности жизнью.
Было проведено эмпирическое исследование. Согласно выдвинутой гипотезе, мы предполагали подтвердить, что эмоциональное отношение к возрастной самоидентификации в юношеском возрасте влияет на построение идентификационной последовательности жизненного пути.
В ходе проведенного исследования мы не получили данных однозначно подтверждающих нашу гипотезу, однако, мы установили
– что юноши и девушки, оценивающие свою удовлетворенность жизнью как среднюю, решают задачи на возрастную идентификацию на когнитивном уровне и выкладывают верную последовательность жизненной прямо;
– низкая удовлетворенность жизнью характерна для тех, кто выкладывает неверную последовательность жизненного пути на когнитивном уровне;
– юноши и девушки с высокой удовлетворенностью выкладывают неверную последовательность на эмоциональном уровне.
Так же мы установили, что на общий уровень удовлетворенности в юношеском возрасте в большей мере влияет материальное благополучие и удовлетворенность личной жизнью, и что для большинства работающей и учащейся молодежи непривлекательным образом является старость.
В нашей работе впервые изучалась возрастная идентификация с целью выявления преобладания аффективного и когнитивного компонента. Показана связь нарушенной идентификационной последовательности с уровнем удовлетворенности жизнью. Установлено неравнозначное влияние разных компонентов удовлетворенности на общую удовлетворенность жизнью. Выявленная специфика идентификации в юношеском возрасте может поспособствовать дальнейшему изучению этого аспекта проблемы.
Предложен методический блок, позволяющий изучать процесс идентификации личности в юношеском возрасте, включающий субъективные и объективные методы исследования. Данное исследование может служить отправной точкой для более масштабных и глубоких исследований влияния эмоционального компонента на самоидентификацию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для вузов. М.: Академический проект, 2008.- 512с.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика.- М.: Издательство политической литературы, 2005.- 238с.
3. Алкоголизм: (Клинико терапевтич., патогенет. и судеб.- психиатр. аспекты).Сб.научн.тр./ВНИИ общ. и судеб. психиатрии им. В.П. Сербского; Под ред. Г.В. Морозова.- М.: Б.и., 2002.-128с.
4. Балакина Л.Л. Педагогические приёмы организации диалога на уроке: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Томск, 2000.- 20с.
5. Бекетова И.И. Содержание работы педагога-психолога с подростками по развитию психологической устойчивости к кризисным ситуациям: Автореф. дис. канд. психол. наук.- Ставрополь, 2001.- 12с.
6. Биологические и социальные факторы нарушений поведения у детей и подростков: Межвузовский сборник научных трудов / Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И.Герцена; [Редкол.: Л.М. Шипицина и др.]. Л.: ЛГПИ, 2009. 108с.
7. Борисова Л.Г. Подросток в бизнесе: социализация или девиация // Социологические исследования.- 2001.-9.-С.68-76.
8. Волкова Е. Трудные дети или трудные родители.- М.: Профиздат,2002.-95с.
9. Воронин Г.Л. Социальное самочувствие россиян // Социологические исследования.-2001.- 6.- С.59-66.
10. Ганаева Е.А. Формирование когнитивно-коммуникативных умений подростков в историко-краеведческой деятельности: Автореф. дис. канд. пед наук.- Оренбург, 2009.- 15с.
11. Грищенко Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся: Учебное пособие / Л.А. Грищенко, Б.Н. Алмазов; Свердлов. инженер.- пед. ин-т. - Свердловск: СИПИ, 2007.- 75с.
12. Додонов Б.И. Здравый смысл и наука о воспитании. // Советская педагогика. 2008.- 1. С.132-141
13. Дольто Ф. На стороне ребёнка. СПб.: Изд. Петербург XXI век, 2007.- 527с.
14. Дробинская А.О. Школьные трудности нестандартных детей. М.: ДОУ-Пресс, 2009. 140с.
15. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания.- 2000.- 36с.
16. Звягинцев В.В. Ролевые конфликты подростков в институтах социализации реформируемой России: Автореф. дис. канд. социол. наук.- Новосибирск, 2000.- 18с.
17. Избранные вопросы клинической психологии. – Т. 2. – Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии / Н.А.Кравцова, Г.В. Залевский, Л.А. Лозовик. – Владивосток : Медицина ДВ, 2008. – 272 с.
17. Манова-Томова В.С., Пирьов Г.Д., Пенушлиева Р.Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте.- София: Медицина и физкультура,2001. 191с.
18. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М.: Издательский центр Академия, 2007.- 320 с
19. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве// Педагогика.- 2000.- 6.- С.35-39.
20. Селецкий А.И., Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением.-Киев: Вища ДОУ, 2001.-238с.
21. Цилуйко М.В. Некоторые технологии преодоления социальной стереотипизации у подростков с отклоняющимся поведением // Вестник психосоциальной и коррекционно реабилитационной работы. 2008.- 1.- С. 32-40.
22. Черноушек М. Психология жизненной среды. М.: Мысль, 2009.-174с.
23. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 2008
24. Грачев А.А. Жизненные ориентации как детерминанты жизнедеятельности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.3 / Под ред. Л.А. Головей, Л.А Коростылевой. - СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 2009. - 26- 36 с.
25. Клецина И.С. Гендерные барьеры на пути личностной самореализации // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.3 / Под ред. Л.А. Головей, Л.А Коростылевой. - СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 2009. - 154- 169 с.
26. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов - на - Дону, 2006, 203 с.
27. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 2009.- 175 с..
28. Коростылева Л.А. Самореализация в личносй жизни как в одной из основных сфер жизнедеятельности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.3 / Под ред. Л.А. Головей, Л.А Коростылевой. - СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 2009. - 144 - 153 с.
29. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций, - М.: 2002, 178 с.
30. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 304 с.
31. Психология индивидуальных различий / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - 2-е изд.- М.: «ЧеРо», 2002.-776с., - (Хрестоматия по психологии).
32. Романова Е.С., С.Ю. Решетина. Профессиональная ориентация с позиций концепции самодиагностики // Прикладная психология. Вып.- М.: №3, 2001, стр 19.
33. Рыбалко Е.Ф., Тулупьева Т.В. Роль психологической защиты в самореализации личности в период ранней юности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.3 / Под ред. Л.А. Головей, Л.А Коростылевой. - СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 2009. - 178 -192 с.
34. Словарь практического психолога / Сост.С.Ю. Головин. Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 800с.
35. Сонин В.А., Бабкин А.П. Молодежь и система ценностей // Труды СГУ. Серия «Психология и социология образования». Вып. № 10, - М., 2009.- 111-117 с.
36. Тренькаева Н.А. Социальная адаптация в юношеском возрасте: возможности и перспективы изучения // Сибирский психологический журнал. Вып. № 23. - Томск , 2006. - 63- 66 с.
37. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис; Пер. с англ./ Общ. Ред. И предисл. Толстых А.В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 2006.
38. Адлер А. Воспитание детей, взаимодействие полов. – Ростов н/Д., 2008. – 256с.
39. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник Московского Университета. Психология. Сер.14-2007. - №2. – С. 60-72.
40. Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого: Дис. канд. псих. наук. – Пенза, 2000 – 237с.
41. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис. канд. псих. наук. – М., 2006. - 206с.
42. Гаврилова Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей / /Вопросы психологии. – 2004. - №1. - С. 56-66.
43. Горшкова Л. Расколотая чаша // Мой ребенок. - 2005. - №5. – С. 147-150.
44. Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Соц. исслед. – М., 2001. - №11. – С. 108-118.
45. Дементьева И., Зубарева Н. Степень социальной ответственности подростка в полной и неполной семьях // Воспитание шк.-в. – 2003. - №10. – С. 13-17.
46. Дементьева Н.В. Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей // Соц. педагогика: новые исследов. Вып.1 – М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы., 2002. – С. 22-28.
47. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб., 2000. - 224с.
48. Земска М. Семья и личность. - М., 2006. - 216с.
49. Зубкова Т.С. Неполные семьи // Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей: Учеб. пособ. студ. – М., 2003. – С. 75-80.
50. Козлов Н.И. Истинная правда или Учебник психолога по жизни. - М.: Аст-Пресс, 2000. – 187с.
51. Коночук Н.В. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания // Психологический журнал. – 2005. - №5 - С. 16-32.
52. Костенко М.А. Помогая неполной отцовской семье // Отечественный журнал социальной работы. - М., 2002. - №1. – С. 73-76.
53. Левитов Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправить. - М.: Издательство АПН РСФСР, 2001. – 173с.
54. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у подростков. – Л., 2005. – 256с.
55. Лунякова Л.Г. О современном уровне жизни семей одиноких матерей // Социс. – 2001. - №8. – С. 86-95.
56. Мальцев С.Г., Немкина Э.А., Масалкина Т.Б. Социальный патронаж неблагополучных семей // Работник социальной службы. – М., 2008. - №1. – С. 46-50.
57. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб., 2000. – С. 73-117.
58. Ожегов С.И., Шведова Н. Толковый словарь рус. яз: 80 000 сл. и выраж. -М.: ИТИ Технологии,2003.-944с.
59. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина – 2-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272с.
60. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 2001. - 76с.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ