Четверг, 02.05.2024, 05:25
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Психология, социология » Диплом

21410 Отношения в семье, имеющей наркозависимого

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА НАРКОМАНИИ КАК ОДНА ИЗ ОСТРЕЙШИХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ .....................................7
1.1. Наркомания. Сущность явления и основные причины приобщения молодежи к наркотикам .........................................................................................7
1.2. Семья и особенности взаимоотношений в семье ............................18
1.3. «Семейные» причины наркотизации молодежи ..............................26
1.4. Влияние потребления наркотиков одного из членов семьи на внутрисемейные отношения. Проблема созависимости ..................................36
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ НАРКОТИЗАЦИИ ОДНОГО ИЗ ЕЕ ЧЛЕНОВ .............................56
2.1. Организация и методы исследования ................................................56
2.2. Результаты эмпирического исследования и их обсуждение ..........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..........................................................................................
ЛИТЕРАТУРА ............................................................................................

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Начиная с 80-х годов, российское общество столкнулось с беспрецедентной по масштабам и последствиям проблемой, которая и сегодня далека не только от своего решения, но и от адекватного осмысления. Имеется в виду стремительное распространение наркомании и вовлечение в сферу потребления наркотических веществ детей подросткового и юношеского возраста. В настоящее время молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние, устаревшие, стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых форм психологической и социальной адаптации происходит хаотично, бессистемно и лавинообразно. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый образ жизни.
Современная социальная ситуация неизбежно привела молодое поколение к необходимости принять на себя ответственность за свое будущее. В то же время совершенно очевидно, что многие наши соотечественники, находясь под воздействием интенсивных и непрерывно возрастающих стрессовых ситуациях, не готовы к их преодолению и вследствие этого психоэмоционального напряжения возникают различные формы саморазрушающего поведения, в первую очередь употребление наркотиков, алкоголя, а также других видов психоактивных веществ.
Отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа жизни, а также современных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения – родителей, педагогов – не позволяет им оказывать результативное воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Она оказывается одинокой и психологически беспомощной, ее связи со старшим поколением утрачены. Профессионалы, работающие с детьми и подростками, должны найти совершенно новые подходы к взаимодействию со своими подопечными, для того чтобы обучить молодое поколение новым формам поведения, воспитать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь.
Анализ исследований отечественных и зарубежных психологов позволяет сделать следующие выводы:
1. Столкновение личности с обстоятельствами, препятствующими реализации ее глубинных, базисных тенденций в жизни, обуславливает возникновение предрасположенности к злоупотреблению наркотиками.
2. Употребление наркотиков является защитной активностью личности перед лицом трудностей, которые препятствуют удовлетворению наиболее важных и значимых для нее потребностей
Существует ряд социальных факторов, оказывающих влияние на появление и распространение наркомании среди подростков.
Результаты ряда исследований показали, что семья играет немаловажную роль в развитии динамики наркомании. Психологическая зависимость наркомана и созависимость членов его семьи являются сторонами единого процесса - процесса развития наркотической личности.
Актуальность исследования определяется тем, что несмотря на общепризнанный факт возникновения в семьях наркоманов особого типа внутрисемейных отношений, существенно влияющих на динамику наркомании, описываемых понятием «созависимость», до сих пор не хватает практических и теоретических исследований закономерностей и психологических механизмов взаимовлияния семьи и подростка, употребляющего наркотики.
Все вышесказанное обусловливает выбор темы исследования «Особенности внутрисемейных отношений в семье, имеющей наркозависимого».
Свой вклад в изучение этой проблемы внесли Г.А. Шичко, Е.М. Миронов, Н.А. Сирота, Т.М. Мишина, Е.О. Смирнова, О.С. Сермягина, В.М. Ялтонский, А.Е. Личко.
Целью нашего исследования является изучение внутрисемейных отношений на разных стадиях наркотизации.
Объект исследования: семья наркозависимого.
Предмет исследования: внутрисемейных отношений в семье, имеющей наркозависимого
В соответствии с поставленной целью необходимо сформулировать следующие задачи исследования:
1. Выявить сущность наркомании как общественного явления и основные причины приобщения молодежи к наркотикам.
2. Показать особенности взаимоотношений в семье наркозависимого.
3. Рассмотреть «семейные» причины наркотизации молодежи.
4. Осветить проблему созависимости.
5. Изучить динамику семейных отношений на разных стадиях наркотизации одного из ее членов.
Гипотеза исследования: изучение внутрисемейных отношений на разных стадиях наркотизации предопределяется знанием этапов наркотизации, особенностей взаимоотношений в семье наркозависимого, а также знанием уровня тревожности всех членов семьи наркозависимого.
Методы исследования: в работе использован метод анализа теоретического материала по теме исследования, комплекс психодиагностических и экспериментальных методов, направленных на системное изучение взаимоотношений между членами семьи наркозависимого подростка, а именно:
1) Методика определения уровня депрессии, разработанная В.А. Жмуровым.
2) Шкала личностной и реактивной тревожности Спилбергера (C. D. Spielberger), адаптированная Ю. Л. Ханиным.
3) Опросник «Анализ семейной тревоги», адаптированный Р.В. Овчаровой.
4) Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС), разработанный Р. Бернсом и С. Кауфманом.

В качестве исследуемых представлены 30 семей, находящихся на различных стадиях наркотизации одного из ее членов: в нашем случае – ребенка-подростка. Всего в обследованную группу вошли 53 человека: 20 подростков, 20 матерей, 9 отцов, 4 отчима. На стадии латентной наркотизацации было обследовано 4 семьи; на стадии «открытой» наркотизации – 9 семей и в период терапевтической помощи ребенку и различных форм его реабилитации – 7 семей.
Структура работа: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА НАРКОМАНИИ КАК ОДНА ИЗ ОСТРЕЙШИХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

1.1. Наркомания. Сущность явления и основные причины приобщения молодежи к наркотикам

Наркомания – болезнь особая. Не случайно, что эффекты употребления наркотиков стали сначала объектом внимания художников, а потом уже – медиков. Издавна предпринимались попытки понять, почему люди приводят себя в состояние одурманивания и наркотического опьянения, что заставляет из добровольно отдаваться неконтролируемой стихии.
Побуждение к побегу, стремление изменить монотонность своей жизни всегда являлись основными потребностями души. Даже опасность редко останавливала человека на этом пути. Именно наркотики давали возможность погрузиться в совершенно иную реальность, освободиться от привычных связей, от повседневной упорядоченности форм, открывали мир неисчерпаемых образов и значений.
Наркомания, как особая сфера и как понятие в его современном смысле, – результат последних десятилетий жизни общества. Это понятие стало обозначать социально-биологическую угрозу, имеющую глобальный масштаб.
С точки зрения психологии, наркомания рассматривается как проблема личности, принимающей наркотики в определенном социально-культурном контексте. При этом общество, социальная и культурная среда, реагируя на наркоманию, «встраиваются» своими реакциями в «наркоманский» тип поведения. Отсюда становиться понятным, что «эффективной реабилитационной работы необходима реализация комплексного подхода, включающего в себя работу с личностью наркомана, его ближайшим микросоциальным окружением, а также с обществом в целом: оно должно изменить свое отношение к наркотикам и наркоманам так, чтобы, по крайней мере, не подкреплять их отношения к себе как к социальным изгоям, неудачникам или бунтарям». [15, с. 33]
Отношение к наркотику не существует изолированно от отношений к другим сторонам жизни и поэтому может быть изменено лишь в контексте измененной системы отношений личности в целом.
Высокая социальная значимость проблемы наркомании определяется наблюдающимся в последние 10 лет ростом показателей распространенности среди несовершеннолетних опаснейших наркологических заболеваний - наркомании и токсикомании.
Общественное отношение к наркомании сегодня в подавляющем большинстве характеризуется как однозначно негативное и отвергающее. Подобное отношение включает в себя множество иррациональных убеждений и проекции собственных страхов, связанных с незнанием и непониманием наркомании как явления. В отношении к наркомании репрезентируется общая социальная неудовлетворенность, страх перед неизвестным, а потому пугающим, беспомощность в отношении к наркомафии, раздутая не без участия СМИ, тревога за собственных детей и родственников, эмоциональные впечатления от криминальной статистики, стереотипы обыденного сознания. Резкая социальная реакция отторжения и изгнания наркомана со стороны общества, гиперконтроль или эмоциональное отвержение в семье приводит к тому, что наркоман оказывается на краю общества, загнанный туда своими же друзьями, родителями, милицией, социальными службами. «Единственная среда, где наркоман принимается без упреков, агрессии и отторжения, и где он может хоть как-то проявить себя - это среда, в которой господствует культура потребления наркотиков и других психоактивных веществ». [35, с. 16]
«Выдавливание» наркомана из «нормального» общества приговаривает его к жизни в среде, которая в психологическом смысле разрушает его еще сильнее, чем наркотики, но вне которой наркоман уже не способен существовать. [2]
С одной стороны, наркоман для общества – это преступник, который должен быть наказан. С другой стороны, наркоман – это больной человек, которому нужно помочь, Кроме того, такое положение усложняется тем, что подросток, больной наркоманией, в отличие от взрослого, не может вызывать однозначной негативной реакции.
Очевидно, что неоднозначность реакции порождает неспособность выработать эффективную стратегию поведения с наркоманами и профилактики наркомании.
Известно, что наркоманов можно встретить среди любых типов личности и что потребность в изменениях состояния сознания является характерной для рода человеческого вообще. Однако не все же принимают наркотики, а тем более становятся наркоманами. Что толкает некоторых людей к употреблению наркотиков?
Некоторые специалисты, пытаясь определить «донаркотическую» личность наркомана, на первое место ставят импульсивный характер. Они относят наркоманию к импульсивным неврозам, а состояние, предшествующее наркомании, считают основным, решающим фактором, инициирующим ее возникновение, В поисках этиологических факторов формирования наркомании значение нужно придавать не только психофизиологическим, химическим эффектам употребления наркотика, но и тому символическому значению, которое наркотик имеет для пациента. С этой точки зрения «наркомания является своеобразным выражением непорядочности личности и неприспособленности ее к окружающему миру». [13, с. 14]
В начале наркотизации преобладают изменения структуры личности, приводящие к эмоциональной неустойчивости, к повышенной чувствительности. В процессе наркотизации постепенно происходит опустошение психики, снижение интересов и обеднение эмоций. Управление процессами жизнедеятельности осуществляется бессознательно, автоматически. Искажается восприятие не только сложных явлений (ситуаций, отношения людей), но и простых (времени, цвета, формы и т.п.). Нарушается активное внимание. Мышление тоже расстраивается, становится непоследовательным, образным, чувственным. Изменяются мотивы и побуждения, поведение диктуется патологическими мотивами и может быть связано с содержание иллюзий и галлюцинаций.
По мере развития заболевания поведение больных теряет индивидуальность и определяется психопатологическими расстройствами. Наблюдается полная деградация личности.
Наиболее характерно влияние психоактивных веществ на центральную нервную систему. Прежде всего, нарушаются процессы торможения в подкорковой области: вследствие нарушения функции коры больших полушарий она временно теряет способность затормаживать подкорку, и последняя выходит из-под ее контроля – происходит то, что И.П. Павлов назвал «бунтом подкорки» (внутреннее торможение – один из наиболее важных процессов, происходящих в центральной нервной системе. С ним связаны такие качества человека, как самообладание, самоконтроль, самокритика, осторожность, предусмотрительность и т.д.).
Длительное употребление психоактивных веществ или употребление в больших дозах может привести к особенно тяжелым повреждениям центральной нервной системы, проявляющимся умственной отсталостью различной степени: от относительно легкой дебильности до полной идиотии, судорожными нервическими припадками.
У больных этими тяжелыми болезнями поражаются все системы организма, разрушается психика, интересы сосредотачиваются исключительно на наркотиках. Все это обуславливает грубо неправильное, а нередко и криминальное поведение наркотизирующихся, их активную роль в эпидемиях вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции (из 8 тысяч больных СПИДом – 6 тысяч наркоманы), раннюю инвалидизацию и смертность в молодом, наиболее работоспособном и репродуктивном возрасте, что оказывает крайне негативное влияние на социально-психологическую атмосферу в обществе, экономику, политику, правопорядок, культуру, здоровье население страны. Сегодня эта проблема приобрела не только новый масштаб, но и существенно «расширила» возрастные границы лиц, впервые попробовавших наркотические вещества, а также тех, кто систематически их потребляет и имеет стабильную потребность в наркотиках. Мотивы употребления наркотиков часто не зависят от личности и ее психической предрасположенности. Встреча с наркотиками может быть случайной, в определенной ситуации, вызванной временными потребностями, например, в компании сверстников с познавательными целями. [13]
На сегодняшний день существует множество причин, по которым подростки начинают пробовать различные наркотические вещества, способные вызвать так называемое наркотическое опьянение. Чтобы понять мотивы употребления наркотиков, недостаточно изучать только личность. Необходимо анализировать внешние факторы, которые обусловливают интерес людей к наркотическим веществам.
Все мотивы употребления наркотиков можно разделить на две основные группы: психологические и социальные. Рассмотрим их подробнее.
1) Психологические причины употребления наркотиков. В их основе лежит потребность подростков в изменении своего эмоционального состояния. Проводимые специалистами опросы показали, что половина респондентов от 14 до 20 лет назвали интерес к необычным ощущениям и переживаниям главным мотивом употребления наркотиков. Столько же выбрали в качестве главного мотива возможность забыть о личных проблемах. Следовательно, психологические мотивы также можно разделить на две группы. [20, с. 29]
Первая – мотивы удовольствия. Кроме интереса к необычным ощущениям, сюда относятся желание получить особое удовольствие, повысить настроение, развлечься.
Вторая группа включает в себя мотивы ухода. Большинство подростков понимает, что наркотики не решат их жизненных проблем. Однако воспринимают их как способ адаптации к проблемной ситуации и снятия психологической нагрузки. Показательно, что 37,5% ребят наркотики привлекают возможностью попасть в другой мир. Причем, круг проблем, которые, по мнению подростков, они могут преодолеть с помощью наркотиков, достаточно широк: конфликты с родителями, разрыв с любимым человеком, потеря близких людей, ссоры с друзьями. Заметим, что мотив ухода от проблем более значим для девушек, чем для юношей. Сказывается повышенная женская эмоциональность, большая подверженность эмоциональным переживаниям. У подростков-юношей более значимым фактором оказывается стремление к удовольствию.
Важность мотивов ухода в общей структуре мотивации употребления наркотиков свидетельствует о том, что у подростков отсутствуют практические навыки адекватного поведения в сложных жизненных ситуациях. Именно это побуждает подростков использовать асоциальные способы выхода из проблемных ситуаций – наркотики, алкоголь, самоубийство.
Крайним проявлением желания уйти от проблем являются мотивы самоубийства. Использование наркотика в качестве способа самоубийства является для подростка обдуманным решением. Такие подростки выбирают наркотик от отчаяния («нет выхода», «жизнь стала бессмысленной») или от усталости («разочарован в жизни», «надоело жить»).
2) Социальные причины употребления наркотиков. Эти причины вызваны необходимостью для подростка приспособиться к жизни в обществе, найти в ней свое место. Социальные факторы неоднородны. Среди них можно выделить причины, зависящие от непосредственного окружения (микросоциальные факторы) и от принятых в обществе культурных ценностей, обстановки в городе, в стране (макросоциальные факторы).
Непосредственное окружение оказывает прямое и поэтому наиболее сильное воздействие на решение подростка принимать наркотики. Типичной является ситуация, когда подросток начинает употреблять наркотики в компании своих друзей. Что касается психологического давления референтной группы, то оно проявляется именно в среде подростков и имеет большое значение для приобщения к наркотикам. Подростки увеличивают потребление наркотиков вследствие давления группы сверстников и потребности в конформизме с ними.
Непосредственное окружение может быть источником принудительного употребления наркотиков. Многим подросткам известны реальные случаи принуждения их сверстников к употреблению наркотиков. По мнению подростков, угроза сексуального насилия, особенно по отношению к мальчикам, является самой распространенной формой шантажа.
К социальным факторам можно отнести то, что у больных с ранним началом наркотизации отмечается наследственная отягощенность алкоголизмом и психическими заболеваниями, они воспитываются в неблагополучном семейном окружении или в условиях неполной семьи. Наиболее широко наркомания распространена среди малообеспеченных слоев. Повышение благосостояния также способствует наркотизации: урбанизация привела к большей доступности наркотиков. [20]
Результаты исследований, однако, говорят о том, что семья все же не является значимым фактором приобщения подростков к наркотикам. Хотя отношения в семье (конфликты с родителями, непонимание и невнимание со стороны родителей) могут провоцировать потребление наркотиков подростками, но действие этих причин носит скорее психологический, а не социальный характер.
К числу микросоциальных причин относятся также личностные факторы. Это, прежде всего, стремление испытать себя. Для подростков, уже пробовавших наркотики, они привлекательны, потому что этот способ испытать себя представляется им безнаказанным. Без сомнения, всем подросткам присуща потребность испытать себя, но часть из них стремится реализовать ее асоциальными, отклоняющимися от нормы способами. Особенно их привлекают те способы, которые не предполагают прямой ответственности. [20]
Одиночество также является той личностной проблемой, которую подростки рассчитывают решить с помощью наркотиков. Это проблема нелегкая для ребят. Важно обратить внимание на то, что понимание одиночества сильно зависит от возраста. Учащиеся 8-9 классов ощущают себя одинокими, если им не хватает друзей. Подростки старшего возраста связывают одиночество с отсутствием любимого человека, и они серьезно обеспокоены этой проблемой. Однако в данном случае наркотик рассматривается не как способ познакомиться с кем-то, войти в компанию, а как средство снять на время остроту проблемы.
Перейдем к факторам макросоциального порядка. Традиционно, к ним относят моду, доступность, организацию молодежного досуга, экономическое положение и т.д. Мода является не самым значимым мотивом употребления наркотиков, модными находят наркотики лишь небольшой процент подростков. Однако, как считает А.Е. Личко, «для школьников мода на наркотики определяется не числом сверстников, их употребляющих, а трудностью их приобретения для подростков». [34, с. 71]
По их мнению, чем менее доступен наркотик, тем он более популярен. И, наоборот, чем шире он продается, тем менее модным он становится. У большинства подростков употребление наркотиков не связано с какими-либо субкультурными ценностями. Даже участники «клубных тусовок» воспринимают наркотики лишь как «допинг», повышающий их активность и настроение. Подростки видят в наркотиках, прежде всего, способ удовлетворения части своих потребностей, например, в острых ощущениях, в друзьях, в снятии психологического стресса и т.д. Употребление наркотиков не является для них самоцелью.
Результаты бесед с подростками свидетельствуют о том, что восьмиклассники, например, чаще всего указывали на популярность как главный мотив употребления наркотиков. Ее рост в данной возрастной группе неслучаен. Статистические данные свидетельствуют о том, что многие из тех, кто употребляет наркотики, впервые попробовали их именно в 7-8 классе. Интерес в этом возрасте вызывают «травка» и другие легкие наркотики. В основном, ребята узнают об этих наркотиках от тех, кто их уже употреблял. Отсюда следует, что 7-8 классы необходимо признать возрастом повышенного риска начала употребления наркотиков. [34]
Подростки мало задумываются о наркотиках как о социальной проблеме, охватившей весь мир. Наркотики их волнуют, потому что затрагивают их непосредственное окружение: братьев, сестер, друзей по двору, одноклассников, соседей и т.д. Подростки, как правило, плохо представляют себя ситуацию с распространением наркотиков в других местах. Они склонны считать именно свой район проживания наиболее криминогенным в этом отношении. Поэтому младшие подростки и не задумываются о таких макросоциальные факторах, как обстановка в городе, в стране в целом, в качестве мотивов употребления наркотиков.
О влиянии общества на проблему наркомании задумываются прежде всего старшеклассники. На их взгляд, тяжелое экономическое положение в стране вызвало рост употребления наркотиков. Многие начинают употреблять наркотики из-за того, что отчаялись получить хорошее образование, найти работу, как-то обеспечить свою семью и т.п. Экономический кризис также способствовал развитию наркорынка. Некоторые молодые люди считают, что торговля наркотиками сегодня является одним из немногих способов заработать «большие» деньги. Она привлекает и самих подростков. Таким образом, тяжелое экономическое положение в стране одновременно приводит и к росту спроса на наркотики, и увеличению числа их распространителей среди подростков и молодежи.
Необходимо выделить еще один макросоциальный фактор, объясняющий распространение наркотиков в подростковой среде. Его суть – в усложнении социализации современных подростков. Многие ребята, сравнивая себя с поколением родителей, нередко говорят о том, что их родителям в свое время даже не приходилось сталкиваться с такими проблемами, которые сегодня решают их дети. Действительно, социализация родителей сегодняшних подростков проходила в монокультурной среде – ценности молодежи были стабильны, идеологически заданы. Эти ценности поддерживались такими мощными воспитательными институтами, как пионерская организация и комсомол. Сейчас же социализация подростков осуществляется в поликультурной среде – появилось множество молодежных субкультур со своими системами ценностей (например, клубная молодежь, группировщики, брейкеры, рейверы, «кислотники» и т.п.). В результате подростки оказываются перед необходимостью следовать требованиям сразу нескольких систем ценностей, что приводит к ценностной дезориентации и снижению самоконтроля.
На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что на сегодняшний день существует множество причин, по которым подростки начинают употреблять наркотики. Личностная и идейная незрелость, неопределенность социальной роли молодого человека, чрезмерные реакции протеста против власти взрослых, власти, которую молодые люди склонны преувеличивать и воспринимать крайне обостренно – все это может привести к наркомании. Кроме того, молодым свойственно преобладание физиологических потребностей над эмоционально-волевым контролем собственного поведения – и это тоже одна из причин наркомании.
По данным разных авторов, около 50 – 80% всех наркоманов впервые попробовали наркотики не потому, что их соблазняли наркоманы, не потому, что жили в каких-то чудовищных социальных условиях, а исключительно из любопытства, под влиянием моды, под давлением группы.
Признаки начала наркотических эпидемий как правило связаны с определенными социальными метаморфозами в обществе. Нарастающая деморализация некоторых общественных институтов, двоемыслие, грубейшие нарушения принципов социальной справедливости – это и многое другое подтачивает нравственный организм государства, а видимой частью этого общественного неблагополучия и является наркомания.
Важное в социальных причинах наркомании и разрушение внутрисемейных связей, неустойчивость в идеологических и моральных вопросах. Не последнюю роль в возникновении наркомании играет и самая обыкновенная скука, сочетающаяся с бездельем. Как видим, социальные и психологические причины возникновения наркомании среди молодежи весьма разнообразны.

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
ЛИТЕРАТУРА
1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1986.
2. Березин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков. – Самара, 1995.
3. Березин С.В. Психокоррекционная деятельность школьного психолога в условиях межличностного конфликта учащихся подросткового возраста. Автореферат диссертации канд.психолог. наук. – М., 1995.
4. Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании. – Самара, 2000.
5. Березин С.В., Поздняков Н.Л. Профилактика наркомании в учреждениях исполнения наказания//Преступление и наказание. – 2000. - №5.
6. Березин С.В., Лисецкий К.С. К вопросу о профилактике наркомании в ВУЗе. – Самара.: Изд-во СИУ 2001.
7. Березин С.В., Кинотерапия. Материалы к спецкурсу. – Самара: Изд-во СамГУ, 2001.
8. Березин С.В., Лисецкий К.С., Орешникова И.Б. Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 1999.
9. Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография. – М.: МПА, 2001.
10. Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. – Самара, 1997.
11. Берн Э. Трансактный анализ в группе. – М.: Лабиринт, 1994.
12. Берн Э. Трансактный анализ и психотерапия. – СПб.: Братство, 1994.
13. Битенский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. и др. Наркомания у подростков. – Киев: Здоровье, 1989.
14. Бузина Т.С. Феномен «поиска ощущений» и проблема профилактики СПИДа в наркологии//Вопросы наркологии. – 1994. - №4.
15. Букановская Т.И. Эмоциональное переживание и психологическая защита в структуре синдрома зависимости у больных опийной наркоманией//Вопросы наркологии. – 1992. - №8.
16. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. – Самара, 1996.
17. Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам: все о наркомании. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
18. Горьковская И.А. Влияние семьи на формирование деликвентности у подростков//Психол.журнал. – 1994. - №2.
19. Грабовская Н.Г. Роль семьи в предупреждении правонарушений несовершенолетних//В мире подростка. – М.: Педагогика, 1980.
20. Гульдман В.В., Корсун А.М. Поиск впечатлений как фактор приобщения подростков к наркотикам//Вопросы наркологии. – 1990. - №1.
21. Егоров А.Ю. Возрастная наркология. – СПб: Диалектика Плюс, 2002.
22. Захаров А.И. Детские неврозы: психологическая помощь родителей детям. – СПБ.: Наука, 1995.
23. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. – М.: Академия, 2003.
24. Ильин В.А. Пока беда не вошла в дом... – М.: Слово, 2000.
25. Исаев М.Ю. Выход из наркотического тупика. Опиаты. Гашиш. – Новосибирск: ООО ЮКЭА, 2000.
26. Комиссаров Б.Г. Подросток и наркотики. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.
27. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
28. Котляров А.В. Другие наркотики или Homo Addivtus человек зависимый. – М.: МЕДпресс-информ, 2006.
29. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение подростков. – Минск, 1988.
30. Курек Н.С. Особенности эмоционального общения подростков больных токсикоманией с родителями//Вопросы наркологии. – 1992 - №1.
31. Ласточкин В.А., Якушев А.Н. Педагогические основы формирования трезвого образа жизни старшекласников// Предупреждение вредных у школьников. – М.: Изд-во АПН СССР,1990.
32. Латышев Г.В., Бережная М.А., Речнов Д.Д. Организация мероприятий по профилактике наркомании: Методические рекомендации для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов. – М.: Медицина 1991.
33. Либих С.С. Петров В.П. Социально-психологические проблемы современной семьи. – М.: Педагогика, 1990.
34. Личко А.Е. Наркотизм (употребление наркотиков) и подростковая наркомания. Психопатия и акцентуации характера у подростков. – Л.: Наука, 1977.
35. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркомания. – Л.: Медицина, 1991.
36. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
37. Махаева М.И. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т., МОДЭК, 2003.
38. Минко А.И., Линский И.В. Наркология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
39. Москаленко В.Д. Где живут драконы? – М.: ННЦ наркологии МЗ РФ, 2007.
40. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей/Под общ. ред. А.Н. Гаранского. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
41. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
42. Пятницкая И.Н. Клиническая наркология. – Л.: Медицина. 1994.
43. Пятницкий И.Н. Наркомания. – М.: Медицина, 1997.
44. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Мир. 1994.
45. Семейная психотерапия при нервных психических заболеваниях. – СПб.: Медицина, 1998.
46. Семья в психологической консультации/Под ред. А.А. Бодалева., В.В. Столина. – М.: Педагогика, 1989.
47. Сермягина О.С. Эмоциональное отношение в семье/Социально-психологическое исследование. – Кишенев, 1991.
48. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М.: Академия, 1997.
49. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности, - М.: Изд-во МГУ, 1989.
50. Уцелеть ... в семье? (О проблеме созависимости). – М.: Изд-во Душепопечительского Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2007.
51. Хорни К. Невротическая личность в наше время. – Новосибирск, 1982.
52. Цукерман Г.А. Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М.: Интерфакс, 1995.
53. Черников А.В. Интегративная модель системной психотерапевтической диагностики. – М.: ВЛАДОС, 2000.
54. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М.: Фолиум, 1996.
55. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990.
56. Юнг. К.Г. Проблемы души нашего времени. – М.: Прогресс, 1993.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ