Пятница, 17.05.2024, 08:09
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Психология, социология » Диплом

20034 Социально-психологическая реабилитация подростков с отклоняющимся поведением

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ 8
1.1.Сущность девиантного поведения 8
1.2.Социально-психологические причины и факторы отклоняющегося поведения подростков 12
1.3.Социально-психологические условия и принципы реабилитации подростков с отклоняющимся поведением 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ 31
2.1. Организация исследования и его методические основы 31
2.2.Описание результатов исследования 38
ГЛАВА 3. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ КАК УСЛОВИЯ ИХ РЕАБИЛИТАЦИИ 41
3.1.Описание программы психологической реабилитации и возможностей ее осуществления 41
3.2.Результаты повторной диагностики и их обсуждение 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
ГЛОССАРИЙ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Приложение 1 60
Приложение 2 62
Приложение 3 66
Приложение 4 67
Приложение 5 68
Приложение 6 69
Приложение 7 70
Приложение 8 74
Приложение 9 75



ВВЕДЕНИЕ
Общество неоднородно. Существуют различные, подчас противоречащие друг другу нормы поведения в различных сообществах, субкультурах, коллективах. Но есть нормы единые для всех. Именно их нарушение большинство членов общества определяет как отклонения. В обществе есть согласие по отношению к преступным и противоправным деяниям, суицидам, наркозависимости, алкоголизму и пьянству.
Ввиду общепризнанности разрушительности таких явлений как для личности, так и для общества, в науке и практике выработаны определенные подходы и методы работы с людьми с отклоняющимся, девиантным поведением. Социально-психологические знания и методы позволяют реадаптировать, ресоциализировать таких людей, произвести коррекцию их социального поведения.
Особую проблему составляет девиантное поведение подростков, так как оно требует особого подхода к его профилактике и коррекции в связи с возрастными особенностями личности подростка и особой роли групп и сообществ в его жизни. Переход в подростковый возраст знаменуется кардинальными изменениями в структуре личности ребенка из-за качественного сдвига в самосознании. «В связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития». Ведущей деятельностью подростков, в рамках которой происходит взросление, признается деятельность общения. Для подростков характерно группирование , и связанное с ним общение в группе. Но в то же время, общение начинает выполнять специфическую функцию инструмента разрешения жизненных проблем и жизненного самоопределения, дает возможность «самоутвердиться, но не эгоистически лишь для себя, а через социально значимые дела» .
Психологическая коррекция, являющаяся одной из важнейших основ психологической реабилитации, строится с учетом психологических особенностей и качеств личности. В исследованиях отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. На сегодняшний день можно считать доказанным, что в происхождении отклоняющегося поведения существенную роль играют дефекты правового воспитания, нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Кроме того, подростки с отклоняющимся поведением, как правило, стремятся к преступным сообществам, не совершают социально позитивной деятельности, не представляют себе, что такое культура отношений, руководствуются принципом силы во взаимоотношениях, и не проявляют никакого желания личностного роста, считая, что у них нет никаких психологических проблем. Эта распространенная позиция поддерживается, прежде всего, обстановкой в семье, способствующей, а, иногда и прямо толкающей подростка к правонарушениям, преступлениям, бродяжничеству, наркомании и пьянству.
Недостаток условий для личностного роста и самопознания, самопостроения и самопреодоления приводит к запущенности в собственных делах и нарастанию количества проблем с последующей психологической компенсацией и привыканием к ним. Психологическая реабилитация призвана, прежде всего, создать такие условия для «внутренней» деятельности и общения подростков, которые бы привели к развитию у них социально одобряемого поведения, скорректировали бы дефекты психологического свойства и позволили руководствоваться позитивными смыслами собственной жизни.
В самом общем виде, главная цель психопрофилактики и психореабилитации состоит в устранении факторов, оказывающих пато¬генное влияние на психику ребенка, и использовании факторов, об¬ладающих положительным, саногенным воздействием. Это, в первую очередь, оздоровление психосоциальной среды развития ребенка, то есть работа с родителями, педагогами.
Для детей и подростков повсеместно, особенно в системе образования, проводятся групповые социотренинги, направленные на снятие синдрома тревожности, агрессивности, за¬труднений в общении, коррекции неадекватной самооценки, низкого социального статуса и других нарушений взаимоотношений со стар¬шими, сверстниками. Эти программы, в сочетании с индивидуализи¬рованными программами аутотренинга, аутогенных тренировок, суггестивных программ по преодолению дурных привычек, коррек¬ции негативных социальных установок, призваны внести весомый вклад в дело профилактики трудновоспитуемости, девиантного поведения, поскольку хоро¬шо известно, что генезис отклоняющихся форм поведения тесно взаимосвязан с процессом деформации социальных связей и отчуж¬дения детей, подростков от основных институтов социализации, и потому одной из важнейших задач психолого-педагогичесгой под¬держки является преодоление этого отчуждения, включение подро¬стка в систему общественно значимых отношений, благодаря чему он сможет успешно усваивать позитивный социальный опыт.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена социально-психологическим аспектам реабилитации отклоняющегося поведения подростков.
Объект настоящей выпускной квалификационной работы – социально-психологические аспекты отклоняющегося поведения подростков.
Предметом настоящей выпускной квалификационной работы выступают социально-психологические условия реабилитации подростков с отклоняющимся поведением.
В данной работе проверяется гипотеза: важнейшими условиями социально-психологической реабилитации подростков с отклоняющимся поведением являются: принципиальные помогающие позиции воспитателей, организация общения подростков на культурных основах, организация коллективной деятельности.
Цель данной выпускной квалификационной работы – изучить условия успешной реабилитации подростков с отклоняющимся поведением.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1) Осуществить теоретический анализ проблемы реабилитации подростков с отклоняющимся поведением;
2) Выявить условия успешной реабилитации подростков с девиантным поведением;
3) Разработать и апробировать программу реабилитации подростков с отклоняющимся поведением;
4) Осуществить диагностическое исследование избранного контингента испытуемых на предварительном и контрольном этапах;
5) Описать результаты реализации программы реабилитации;
6) Описать результаты контрольной диагностики и сопоставить их с результатами первичной диагностики;
7) Сделать необходимые выводы.
Теоретической основой работы выступают труды Ч. Ломброзо, Э.Дюркгейма,С.А. Беличевой, И.С. Кона, Н. Смелзера, М. Мироновой, А.В. Петровского и других. Эмпирической основой данной курсовой работы выступает исследование, проведенное на контингенте испытуемых из числа опекаемых инспекцией по делам несовершеннолетних Краснооктябрьского и Дзержинского районов г. Волгограда.
Данная выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, заключение, список использованной литературы, глоссарий и приложения. Первая глава представляет собой теоретический обзор научной литературы по исследуемой проблеме. Вторая и третья главы содержат изложение данных и результатов эмпирического исследования.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ

1.1. Сущность девиантного поведения
Оценка любого поведения предполагает его сравнение с какой-либо нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. «Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды отклоняющегося поведения – преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, стяжательство, распущенность в сексуальной сфере». «Отклонение от нормы может быть как положительным (скажем, творческая одаренность), так и отрицательным» . И.С. Кон отмечает: «Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные или культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении». И.С. Кон указывает, что девиантное поведение проявляется в алкоголизации, наркотизме и наркомании. Кроме того, он предлагает рассматривать как девиантное агрессивное поведение, суицидальное поведение, неадекватное поведение, вызванное психическими расстройствами (среди них и личностные расстройства), а также противоправное поведение. В.Г. Степанов описывает еще несколько форм делинквентного поведения, таких как бродяжничество (бомжевание), побеги из дома, аутоагрессивное , в том числе и суицидальное поведение. В.Г. Степанов относит к делинквентному поведению и алкоголизацию, проявляющуюся в систематическом пьянстве и алкоголизме. Агрессивное поведение В.Г. Степанов относит к особому классу противоправного поведения .
В последние годы возросла острота проблем зависимого поведения. Зависимое поведение, по мнению Е.В. Змановской, тесно связано как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребностей. «В специальной литературе употребляется еще одно название рассматриваемой реальности – аддиктивное поведение. Зависимое (аддиктивное) поведение, как вид девиантного поведения личности, в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически это могут быть любые объекты или формы активности – химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс» .
В последние годы возросла острота аддиктивных проблем. Они требуют последовательного изучения и поиска адекватных научных и общественных методов противостояния им. И.В. Дубровина относит к девиантному аддиктивное поведение: «Отклоняющееся поведение в подростковом и юношеском возрастах часто сопровождается алкоголизацией и употреблением токсиманических веществ, во всем мире неизменно растет число молодых людей с аддиктивным поведением, а возраст начала употребления алкоголя и токсикоманических веществ имеет тенденцию к снижению. Поэтому практические психологи должны уделять этой проблеме большое внимание».
Е.В. Змановская предлагает свою классификацию поведенческих отклонений, на таких критериях как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения.
В соответствии с перечисленными критериями она выделяет три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.
Антисоциальное (делинквентное) поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.
У подростков преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. Асоциальное поведение – это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации, (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.
В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки).
У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).
Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.
Аутодеструктивное – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость, фанатическое поведение, аутическое поведение, виктимное поведение, деятельность с выраженным риском для жизни.
По направленности и степени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное (активно-деструктивное) – просоциальное (относительно-деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы) – асоциальное (пассивно-деструктивное) – саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное) – самоубивающее (активно-аутодеструктивное).
В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.
Таким образом, понятие «девиантное поведение» включает в себя понятия «делинквентное поведение» и «аддиктивное поведение». Кроме того, иногда исследователи включают в понятие «девиантное поведение» агрессивное поведение и суицидальное поведение в качестве отдельных видов. Можно заметить, что не существует четких границ рассмотренных выше понятий. Вышеперечисленные авторы не выделяют в отдельный вид или форму девиантного поведения поведение агрессивное, относя его то к девиантному, то к делинквентному поведению. В качестве отдельного класса девиантного поведения поведение агрессивное рассматривает только Е.В. Змановская. Но все авторы отмечают, что агрессия – практически постоянный спутник социальных отклонений и отклонений в области психического здоровья. То есть агрессивное поведение – это своего рода показатель того, что поведение подростка перестало соответствовать каким-либо существующим нормам и правилам.
1.2. Социально-психологические причины и факторы отклоняющегося поведения подростков
Отклоняющееся поведение подростков нельзя назвать только психологической проблемой. Оно осмысливается как комплексная социальная проблема. Основные причины отклоняющегося поведения людей вообще и подростков, в частности, объясняют различные теории, оформившиеся на стыке психологии, социологии, культурологии, медицины и т.д. При этом девиантное (отклоняющееся) поведение Социально-психологические теории, объясняющие возникновение отклоняющегося поведения и социальных дезадаптаций, возникли во многом, благодаря разработкам в смежных науках. Самые ранние теоретические объяснения выдвигали биопсихологические концепции Ч. Ломброзо и У.Х. Шелдона. Ч. Ломброзо производил антропологические замеры среди преступников, содержащихся в тюрьмах, и пришел к выводу, что существует четыре типа преступников: 1) врожденные преступники; 2) преступники по страсти; 3) случайные преступники; 4) душевнобольные преступники.
Самыми опасными Ч. Ломброзо считал врожденных преступников и отмечал необходимость изолировать таких людей от общества пожизненно. Приводим элементы антропометрического описания врожденного преступника: «реденькая бородка, выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли» . Современные варианты биопсихологических концепций сфокусированы на аномалиях половых хромосом девианта. Но «гипотеза о врожденных для преступников хромосомных аномалиях не подтверждена».
Для «лечения» преступного поведения использовали бихевиоральные методы, позволявшие «угасить» неприемлемое асоциальное поведение. От подобных методов отказались не столько из-за их негуманности, сколько из-за отсутствия предполагаемых результатов. В настоящее время цивилизованный мир относится к грубым бихевиоральным методам как к разновидностям пытки (например, США, штат Айова, решение Апелляционного суда от 1974 г.).
Социологический подход учитывает социальные и культурные факторы при формировании у личности отклоняющегося поведения. Виднейшим представителем такого подхода является Э.Дюркгейм. Он обнаружил, что причиной любых девиаций (он использовал статистику самоубийств) следует считать аномию, т.е. разрегулированность, дезорганизацию в области социальных и социально-экономических норм. Э. Дюркгейм пишет: «Человек может жить вообще, и жить нормально, в частности, лишь в том случае, если его нужды находятся в соответствии со средствами их удовлетворения, а это подразумевает ограниченность последних». По К. Мертону девиантными формами поведения можно назвать: 1) инновацию; 2) ритуализм; 3) ретреатизм; 4) бунт. Согласно его теории, инновацию и бунт можно представить как основы противоправного поведения.
В культурологическом ключе девиантное поведение рассматривается как субкультурное. «Девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры» . Члены группы, следующие нормам, отличным от норм остального общества - и есть девианты. Нормы различных слоев общества различны (поведение низших слоев общества с точки зрения средних - может быть девиантным и наоборот). Утверждается существование девиантных ценностей в культуре, возможность научения девиантному поведению, и, даже девиантная карьера (крестные отцы, наркобароны и т.п.).



Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ