Содержание: Введение 3 1.Анализ динамики и структуры импорта 5 1.1. Краткая постановка и характеристика проблемы 5 1.2. Структура импорта товаров РФ в 2007 г. 14 2. Проблемы развития импорта 22 Заключение 26 Список литературы: 28
Введение Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что внешнеэкономические связи играют важную роль в экономике России. По своим масштабам экспорт эквивалентен 38% валового внутреннего продукта страны (ВВП), импорт - 16%. На экспорт отгружается три четверти производимых минеральных удобрений, немногим менее половины добытой нефти, треть нефтепродуктов, газа, круглого леса, целлюлозы. Доля импорта, хотя и снижается, в потреблении отдельных групп продовольственных товаров относительно высока. В потреблении мяса она превысила 20%, растительного масла, молока и молокопродуктов, сахара, овощей составляла порядка 10%. Экспортная внешнеторговая политика направлена на реализацию на мировом рынке национальных товаров. Инструментами стимулирования экспорта являются государственные заказы, бюджетное финансирование работ, предоставление льготных кредитов. Импортная внешнеторговая политика направлена на регулирование ввоза в страну иностранных товаров, работ, услуг. Инструментами регулирования импорта являются: - Прямое ограничение импорта путем лицензирования, введения антидемпинговых и компенсационных пошлин, установления минимальных импортных цен; - Административные мероприятия, направленные на косвенное ограничение импорта (таможенные формальности, санитарные и ветеринарные нормативы, технические стандарты). Экспортная квота — количественный показатель, характеризующий значимость экспорта для экономики, отдельных лей и производств по тем или иным видам продукции. Импортная квота — количественный показатель или инструмент административно-количественного регулирования импорта, характеризующий значимость импорта для экономики, отдельных отраслей и производств по различным видам продукции. Государственная внешнеторговая политика осуществляется путем применения таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Целью курсовой работы является всесторонне изучение проблем формирования импортной политики РФ. Предметом исследования выступают проблемы регулирования импорта при разработке и реализации государственной политики. Объект исследования - политика России и ее социально-экономическое воздействие на развитие предприятий национальной экономики Методологической основой работы послужили труды как российских, так и зарубежных исследователей.
1.Анализ динамики и структуры импорта 1.1. Краткая постановка и характеристика проблемы Поступления от внешнеторговой деятельности (тарифы, НДС, акцизы) составляют около трети налоговых доходов федерального бюджета. Положительное сальдо торгового баланса России составляет порядка 20% ВВП страны и способствует улучшению структуры ее платежного баланса. Однако в современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами. Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в научно-технический и информационный обмен. Экономика России оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров. Степень ее открытости на определенном этапе перестала соответствовать внутренним возможностям страны, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней. В этой связи для решения задач по стабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций развития мировой экономики и торговли, а также обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику необходимо обеспечить реализацию, следующих основных целей: - повышение конкурентоспособности российской экономики; - сохранение позиций России на мировых товарных рынках (сырье, материалы, комплектное оборудование, вооружение и военная техника), а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг; - обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений; проведение таможенно-тарифной политики, способствующей