Содержание: Введение 3 1. Сущность, понятие и содержание малого бизнеса 5 2. Проблемы развития малого бизнеса в РФ 9 2.1. Анализ тенденций развития малого бизнеса в РФ 9 2.2. Развитие малого бизнеса в РФ 13 3. Зарубежный опыт развития малого бизнеса 20 Заключение 24 Список литературы: 26
Введение В ходе приватизации в России созданы разнообразные виды индивидуальной и коллективной собственности, перешедшей в хозяйственное владение трудовых коллективов и акционеров. В индивидуальной и частной собственности к 1998 г. было почти 80% промышленных и 85—90% коммерческих структур. К сожалению, реформирование ключевых отраслей и либерализация производственно-экономических связей не обеспечили экономический рост — увеличение темпов развития и рост национального дохода на душу населения. Поспешная приватизация и криминализация экономики привели к резкому спаду производства, росту безработицы, деиндустриализации экономики. Десятки тысяч заводов и фабрик не смогли перестроить производство и связи, подверглись структурной деградации, организации работы на базе менее сложных технологически отсталых производств. За 1992—1998 гг. закрылось более 70 тыс. заводов в различных регионах страны. В России пучок прав собственности четко не определен и недостаточно эффективно защищен законодательно. Особенно ярко это видно на примере приватизированных предприятий. Права собственности в них «размыты» среди трех основных групп субъектов: - работников предприятий; - руководства тех же предприятий; - так называемых внешних собственников (акционеров), в качестве которых чаще всего выступают частные фирмы и банки. Целью курсовой работы является всесторонний анализ и изучение основ малого бизнеса в РФ. В соответствии с целью, задачами курсовой работы будут следующие: - изучение теоретических основ развития малого бизнеса в РФ; - провести анализ проблем развития малого бизнеса в РФ; - изучить зарубежный опыт развития малого бизнеса. Между ними зачастую идет борьба за обладание всем пучком прав или главными из них. В России произошла формальная передача прав собственности, но спецификация (четкое определение прав каждого собственника, разграничение элементов пучка, их законодательное закрепление и защита) находятся еще в процессе становления.
1. Сущность, понятие и содержание малого бизнеса Предпринимательство в экономической теории рассматривается как особый фактор производства, соединяющий три остальных фактора: труд, землю и капитал. Факторный доход фактора производства «предпринимательство» называется прибылью. Чтобы понять суть предпринимательства, важно провести различие между двумя типами экономической деятельности: - с одной стороны, это рутинная, шаблонная деятельность, повторяющая прошлое, предполагающая получение результатов известными способами; - с другой стороны, творческая, поисковая деятельность, связанная с выработкой новых идей и средств их реализации, или деятельность, направленная на достижение известных целей с помощью новых средств. Предпринимательство — хозяйственная деятельность с использованием новизны, риска, изобретательства с целью получения доходов. В широком смысле слова предпринимательство — это хозяйственное новаторство . В узком смысле предпринимательство понимается как процесс создания нового бизнеса в условиях конкуренции. Предпринимательство характеризуется следующими чертами: - не только свобода в выборе хозяйственной деятельности и ее методов, не только самостоятельность, но главное — новаторство', - ответственность за принимаемые решения и их последствия и сопряженный с этим риск. Не связанная с ответственностью деятельность — это не предпринимательство, а простое распорядительство по поручению; - ориентация на достижение экономического и, может быть, морального успеха.
------------
Список литературы: 1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Теория организации отраслевых рынков. М., 2004 – с.434 2. Байе М.Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса. М., 2004 – с.213 3. Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс. – М. 2005 – с.543 4. Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. М., 2004 – с.312 5. Вэриан Х. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. М., 2003 – с.432 6. История экономических учений. Под ред. Шмарловской Г.А. – М. 2003 с.481 7. Качалин В.В. Система антимонопольной защиты общества в США. М., 2002 – с.123 8. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство. М.: 2005 – с.312 9. Кондратьев Н. Д. «Проблемы экономической динамики», М., 2003 – с.434 10. Коуз Р. Природа фирмы / Фирма рынок и право. М., 2003. С. 133. 11. Коуз Р. Экономика организации отрасли: программа исследований / Фирма рынок и право. М., 2003. С. 549. 12. Курс экономики: Учебник. Основы предпринимательства. - М.,2004 – с.198 13. Лейбенстайн Х. Аллокативная эффективность в сравнении с "X-неэффективностью" / Теория фирмы. СПб., 2005. С. 506. 14. Н. С. Шевченко, А.А. Эмрахов. «Производственное предпринимательство в России. Основные направления развития». Под ред. Ф. И. Шамхалова . М. «Экономика» 2004 – с.343 15. Розанова Н.М. Взаимодействие фирм на товарных рынках в переходной экономике России. М., 2003 – с.712 16. Розанова Н.М. Теория отраслевых рыночных структур: опыт Французской республики // Вестник МГУ Сер. Экономика. 2005. №4. 17. Розанова Н.М. Что такое Industrial Economics // Вестник МГУ Сер. Экономика. 2005. №6. 18. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть. СПб., 2004 – с.432 19. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб., 2005 – с.543 20. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. СПб., 2002. Т.1-2. 21. Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М., 2004 – с.643 22. Шулус А. «Становление системы поддержки малого предпринимательства в России». Российский экономический журнал. №5-6;7, 2005 23. Шумпетер Й. «Капитализм, социализм и демократия» - М.: Экономика, 2005. – с.442 24. Шумпетер Й. «Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). - М.: Прогресс, 2002. – с.421 25. «Экономика». Учебник по курсу «Экономическая теория». Изд. 2-е, переработанное и дополненное. Под ред. А. С. Булатова. Издательство БЕК, 2003 – с.542 26. Ядгаров Я.С. История экономических учений. М.,2003 – с.361
|