Воскресенье, 05.05.2024, 09:15
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Юриспруденция » Диплом

20093 Договор перевозки грузов

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика договора перевозки груза 7
1.1. Понятие и признаки договора перевозки груза 7
1.2. Правовое регулирование перевозки грузов 13
1.3. Виды договоров перевозки грузов 17
Глава 2. Элементы и содержание договора перевозки груза 31
2.1. Элементы (субъекты, предмет, срок, цена, форма) и правовой статус субъектов в договоре перевозки груза 31
2.2. Содержание договора перевозки груза 40
2.3. Порядок заключения договора перевозки груза 54
Заключение 63
Список использованных источников 69

Введение
Сегодня в необходимости осуществления грузоперевозок, различными видами транспортом никто не сомневается, поскольку огромный грузооборот, осуществляемый транспортными предприятия, обеспечивает поддержку значительной части экономики современной Российской Федерации. Интенсивное развитие новых для России рыночных отношений повлекло глубокую структурную перестройку транспортной отрасли, и соответственно потребовало модернизацию гражданского и транспортного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере перевозки грузов. Под влиянием этих необратимых процессов, нормы о договоре перевозки грузов, включенные в разд. IV Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) , подверглись изменения и дополнениям. Теперь ГК РФ, в отличие от ранее действовавшей кодификации расширяет сферу свободного волеизъявления сторон договора перевозки грузов.
Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является как бы базовым договором, поскольку именно этот договор выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.
Вместе с тем, правовое регулирование в ГК РФ отношений, связанных с перевозкой грузов в значительной мере отличается от регламентации иных видов договорных обязательств. Достаточно сказать, что положениям, регулирующим столь сложные обязательства, как перевозка, законодатель посвятил лишь 17 статей (для сравнения, гл. 30 ГК о купле-продаже насчитывает более 100 статей). Дело в том, что основной пласт взаимоотношений грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей традиционно регулируется транспортными уставами и кодексами. Как известно специфика деятельности транспортных организаций в зависимости от вида транспорта существенно влияет на условия перевозки. Именно поэтому особенности правовой регламентации транспортных договоров на различных видах транспорта закреплены в специальном транспортном законодательстве. В последние годы транспортное законодательство подверглось значительной модернизации. Так с 20 мая 2003 г. вступил в силу новый Устав железнодорожного транспорта РФ (далее – УЖТ РФ) , а 8 ноября 2007 г. вступил в силу новый Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ от № 259-ФЗ (далее - УАТ РФ), сменивший действовавшего на протяжении почти 40 лет УАТ РСФСР , который не только морально устарел, но, по существу, не мог надлежащим образом регламентировать изменившиеся общественные отношения на автомобильном транспорте в связи с переходом к рыночной экономике.
В результате модернизации транспортного законодательства, правовая регламентация отношений по обеспечению перевозок грузов, и соответствен-но, нормативные положения, о правовом регулировании договора перевозки грузов, значительно изменилась, что обуславливает актуальность и своевре-менность изучения обновленного законодательства.
Договоры перевозки всегда были объектом внимания российских уче-ных. Вопросами грузовых перевозок, осуществляемых различными видами транспорта, специально занимались М.К. Александров-Дольник , К.Ф. Егоров , Г.А. Елдашов , Г.А. Моргунова , В.Т. Смирнов , Б.Л. Хаскельберг и другие ученые.
Однако несмотря на несомненную значимость этих исследований, вместе с тем очевидно, что они не исчерпали всего круга вопросов, требующих своего разрешения в данной области. Так, до сих пор в научной среде является дискуссионным вопрос о правовом положении грузополучателя в договоре перевозки груза. К тому же, многие работы были написаны на основе ныне не действующего законодательства, а в последних публикациях еще не нашли отражение последние законодательные изменения, и в первую новеллы УАТ РФ. В силу этого, несмотря на всю их значимость, они не отражают всех реалий, складывающихся в российской экономике, и в сфере грузовых перевозок. Поэтому научную разработанность избранной темы нельзя признать достаточной. К тому же новый УАТ РФ, хотя и отвечает реалиям современной действительности, но, к сожалению, как и большинство законов, не лишен недостатков, и уже сегодня ряд его положений нуждается в совершенствовании, а практика его дальнейшего применения, возможно, выявит иные направления оптимизации его правового регулирования.
В этой связи автором, на основании изученного материала, представленного в библиографии, рассматривается современное состояние проблем правового регулирования перевозки грузов в Российской Федерации.
Перечисленные обстоятельства определили актуальность работы, объ-ект и предмет исследования, постановку соответствующей цели и задач.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения возникающие в сфере перевозок грузов. Предмет исследования составляют система и содержание нормативных актов, как действующих, так и утративших силу, регулирующих перевозку грузов различными видами транспортом.
Цель настоящего исследования заключается в изучении современной системы правового регулирования грузовых перевозок, обнаружении недостатков действующего законодательства в указанной сфере и выработке предложений, направленных на его усовершенствование.
Поскольку условия перевозки грузов различными видами транспортом, регламентируются многочисленными нормативно-правовыми актами , а работа ограничена рамками исследования, внимание в ней будет сосредоточено в первую очередь на особенностях и проблемах правового регулирования перевозки автомобильным транспортом.
Для достижения цели исследования в работе ставились следующие задачи:
- проанализировать результаты имеющихся научных исследований и нормативные акты об обязательствах по перевозке грузов
- раскрыть понятие договора перевозки груза, рассмотреть его характерные признаки и условия
- рассмотреть права и обязанности сторон анализируемого договора, изучить практику применения норм, регулирующих перевозку грузов
- изучить порядок заключения договора перевозки груза
- проанализировать последние законодательные изменения и дополнения, и исследовать проблемы, относящиеся к теме исследования
- на основе анализа научного, нормативно-правового и практического материала и обобщения его результатов сформулировать предложения по совершенствованию действующего законодательства в сфере грузовых перевозок.
Для решения указанных задач, в работе использовались общенаучные методы исследования: диалектический метод познания объективной действительности, предполагающий изучение правовых явлений и понятий в их развитии и взаимообусловленности, применялись также анализ и обобщение, логический метод, а также специально-юридические методы исследования - сравнительно-правовой, формально-юридический и системный. Совокупность этих методов позволила обеспечить исследование. поднятых вопросов, установить противоречия в законодательстве грузовых перевозках автомобильным транспортом, и внести предложения. по совершенствованию действующего законодательства.
Теоретическую основу исследования составили труды таких отечественных ученых как: М.А. Аллахвердов, А.Н.Антюхин, С.С. Алексеев, А.Г.Быков, В.В. Витрянский, А.И Гончаров, А.Н. Гусев, Н.В.Дутова, В.А. Егиазаров, Л.М. Егоров, А.Г. Калпин, О.Г. Курноскина, Г.Б. Леонова, Е.И. Никифорова, Д.И. Половинчик, Б.И. Пугинский, Г.П. Савичев, О.Н. Садиков, В.Т. Смирнов, И.А. Стрельникова, М.А. Тарасов, П.П. Цитович, Х.И. Шварц, К.К. Яичков и др.
Эмпирическую основу исследования составили нормативно-правовые акты гражданского и транспортного законодательства, как действующие, так и утратившие си¬лу, научная, учебная, юридическая и иная литература, относящаяся к анализируемой проблеме. Также использовались материалы судебной практики по ряду вопросов, затронутых в исследовании.
Структура работы предопределяется целями и задачами исследо¬вания и включает: введение; две главы, объединяющие шесть параграфов; за-ключение и библиографический список из 89 наименований.
Глава 1. Общая характеристика договора перевозки груза
1.1. Понятие и признаки договора перевозки груза
В самом начале отметим, что в Российской Федерации, договор перевозки является единственным правовым основанием перемещения грузов, пассажиров и багажа в пространстве. Все виды перевозок грузов, пассажиров и багажа, согласно п. 1 статьи 784 ГК РФ, осуществляются на основании этого договора, который «занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, являясь как бы базовым договором, поскольку именно этот договор выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю» .
В системе транспортных договоров, этот договор часто именуется как договор перевозки конкретного груза (партии грузов) или разовым договором .
Прежде чем начать правовую характеристику договора перевозки груза, необходимо сделать небольшое отступление, и отметить, что безусловно, важным условием при перевозке грузов, является разграничение понятий «перевозка грузов» и встречающегося в ряде законов и постановлений Правительства РФ понятия «транспортировка грузов» .
Хотя может создаться впечатление, что эти понятия тождественны, по-скольку и транспортирование грузов и их перевозка подразумевают перемещение грузов из одной точки в другую. Однако это не так, эти понятия не идентичны. Как верно пишет Г.А. Елдашев: «Отличие транспортирования грузов от их перевозки состоит, прежде всего, в том, что последнее всегда осуществляется на основании договора перевозки и, самое главное, всегда строится на эквивалентно-возмездных началах. При транспортировании грузов этого может не быть, поскольку само транспортирование может осуществляться транспортным средством, принадлежащим юридическому или физическому лицу, без заключения договора и уплаты определенной суммы за транспортировку» .
Таким образом, понятия «транспортирование грузов» и «перевозка грузов» не тождественны, поскольку означают различные формы перемещения грузов.
По верному определению В.А Егиазарова, перевозкой считается такое перемещение грузов, которое осуществляется в соответствии с положениями гл. 40 ГК РФ, т.е. с обязательным заключением договора перевозки и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка. При транспортировании грузов соблюдение этих положений не обязательно .
Общее определение договора перевозки грузов (применительно ко всем видам транспорта) дано в ст.785 ГК РФ. Согласно пункта первого этой нормы, под договором перевозки груза понимается такое соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установ-ленную плату.
Характеристика гражданско-правовых договоров осуществляется с ис-пользованием различных критериев, которые позволяют уяснить правовую природу соответствующего договора, его значение и сферу применения.
В частности, договоры могут быть возмездными и безвозмездными в соответствии с критерием наличия встречного удовлетворения интересов во взаимоотношениях контрагентов по договору.
Из легального определения можно сделать вывод, что договор перевозки по своему характеру является возмездным и взаимным. Он является возмездным, поскольку за перевозку перевозчик получает вознаграждение, и взаимным, поскольку перевозчик обязан перевезти груз и имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести эту провозную плату и имеет право на перевозку сданного груза.
Договоры могут подразделяться на односторонние и двусторонние. Договор перевозки груза является двусторонне обязывающим, поскольку каждая из сторон имеет правомочия и несет обязанности. Его стороны: перевозчик и отправитель грузов. Перевозчик - коммерческая организация, наделенная функциями общественного возчика, обязанная осуществлять перевозки по требованию всякого, кто к ней обратится. Отправитель - любой субъект гражданского права .
В договоре перевозки может быть третье лицо (получатель груза), которое не участвует в заключении договора, однако наделяется определенными правами (право требовать от перевозчика выдачи груза) и обязанностями (обязанность принять груз и доплатить провозную плату).
Договор перевозки груза является срочным договором, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке (ст. 792 ГК РФ). Этот срок может устанавливаться как в нормативном порядке, так и по соглашению сторон. Так, перевозчик обязан доставить принятый к воздушной перевозке груз в пункт назначения в срок, определяемый федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза (ст. 109 ВК РФ ).
В теории договорного права, в зависимости от того, что именно - соглашение сторон или реальная передача вещи служит правообразующим фактом, договоры делятся на консенсуальные и реальные.
В соответствии со ст. 433 ГК РФ договор считается заключенным либо в момент получения акцепта оферентом (консенсуальный договор), либо после передачи имущества на основании ранее достигнутого соглашения (реальный договор).
Анализ изученных источников показывает, что по поводу вопроса кон-сенсуальности или реальности договора перевозки грузов, в юридической литературе высказывается несколько различных точек зрения.
В целом в науке господствует концепция, по которой договор грузовой перевозки является реальным, кроме договора морской перевозки – чартера . Ряд ученых отстаивают концепцию, согласно которой к числу консенсуальных договоров перевозки относятся, кроме чартера (применяемого на морском транспорте), и договор автомобильной перевозки . В свое время некоторые дореволюционные цивилисты, такие как П.П. Цитович , Н.Плавтов , а также советские ученые А.Г. Гусаков, Г.С. Гуревич полагали, что договор перевозки грузов является всегда консенсуальным . В месте с тем, отдельные ученые, отстаивают реальный характер всех договоров о грузовых перевозках .
Мы придерживаемся, позиции тех автором, которые считают что договор перевозки грузов, может быть как реальным, так и консенсуальным. Так, например, Г.П.Савичев, допускавший существование договора перевозки как в форме реального, так и консенсуального договора, по нашему мнению правильно указывал: «Представляется, что разделение договора перевозки на договор перевозки «данного» груза и на договор о заключении «будущих конкретных договоров» является искусственным. Оба эти вида следует отнести к договорам перевозки, но в первом случае это - реальные договоры, а во втором - консенсуальные. Следовательно, договор перевозки ... в одних случаях реальный, а в других – консенсуальный» .
Из определения договора перевозки груза, следует, что он считается заключенным с момента передачи одной стороной (грузоотправителем) соответствующего имущества другой стороне (перевозчику), т.е. законодатель связывает возникновение обязательств по перевозке с фактом сдачи груза перевозчику, следовательно, можно предположить, что он сконструирован по модели реального договора. На данное обстоятельство обращали внимание многие ученые . Так, В.Т.Смирнов писал: «Договоры перевозки груза являются реальными. Для их заключения недостаточно соглашения перевозчика и грузоотправителя, необходима еще и передача груза перевозчику, поскольку он обязан доставить «вверенный» ему груз» .
Как верно отмечает В.В. Груздев, без передачи имущества реальный договор не может считаться состоявшимся и порождающим какие-либо правовые последствия. Следовательно, реальный договор связывает стороны лишь после передачи соответствующего имущества .
В то же время в отдельных случаях этот договор может быть консенсу-альным. Договор перевозки считается консенсуальным, когда перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше вручения груза для перевозки. Так, например, на морском транспорте договор перевозки, именуемый договором фрахтования, или чартером, является консенсуальным.
Так же отметим, что при автомобильных грузоперевозках, применяются как реальные, так и консенсуальные договора, поскольку используется несколько видов договоров: договоры, направленные на организацию транспортного процесса, к которым относятся годовые договоры на автомобильную перевозку грузов, и разовые договоры (заказы), или договоры перевозки конкретного груза. Годовой договор направлен на организацию предстоящих перевозок грузов, момент его заключения не связывается с передачей материальных ценностей, подлежащих транспортировке. Поэтому годовой договор - консенсуальный. Что касается договора перевозки конкретного груза, то он заключается в момент принятия автотранспортным предприятием от отправителя груза вместе с товарно-транспортной накладной, т.е. соглашение сторон носит характер реального договора .
Исследуя далее правовую природу договора перевозки грузов, отметим, что он в отдельных случаях носит публичный характер. Как отмечено в Постановлении ФАС Северо-Кавказского Округа от 20.09.2004 № Ф08-3217/2004 «Договор перевозки грузов является публичным договором и его условия одинаковы для всех потребителей» .Однако для признания исследуемого договора публичным договором необходимо соблюдение определенных условий, предусмотренных ст. 789 ГК РФ. К числу таких условий относится перевозка грузов транспортом общего поль-зования, в качестве которой признается перевозка, осуществляемая специализированной коммерческой организацией, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что она обязана осуществлять перевозки грузов по обращению любого физического или юридического лица. И второе не менее важное условие: перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки грузов, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, должен быть обязательно опубликован в установленном порядке .
Так, В.В. Молчанов пишет что признать договор воздушной перевозки грузов публичным не представляется возможным по той причине, что грузовой воздушный транспорт не подпадает под категорию транспорта общего пользования, поскольку отсутствует один из существенных крите-риев последнего, а именно обязанность заключать договор перевозки с любым обратившимся лицом. Перевозчик свободен в выборе контрагента, обсуждении условий договора и, наконец, принятии решения о заключении договора перевозки .
Таким образом, договор перевозки грузов является срочным, взаимным, как реальным, так и консенсуальным, возмездным, публичным, при осуществлении перевозок грузов общественным транспортом.
1.2. Правовое регулирование перевозки грузов
Все виды перевозок грузов осуществляются на основании договора перевозки, унифицированные общие нормы о котором содержатся в Гл. 40 ГК РФ «Перевозка», а более детально особенности и условия перевозки грузов железнодорожным, морским, воздушным, автомобильным, внутренним водным транспортом, определяются транспортным законодательством, состоящим из транспортных уставов и кодексов, иных законов, а также издаваемых в соответствии с ними правил.
Эти особенности обусловлены очевидной спецификой перевозочной деятельности отдельных видов транспорта, существенным различием транспортных средств, объемом перевозок и неоднозначностью правового регулирования. Последняя несколько снивелирована в ГК РФ. Однако о полной унификации нельзя говорить поскольку гл. 40 ГК РФ содержит лишь 17 статей, в большинстве из которых содержатся отсылочные положения к транспортным уставам и кодексам. Вместе с тем значение ГК РФ в регулировании перевозок грузов нельзя недооценивать, поскольку в нем законодатель значительно расширяет сферу свободного волеизъявления сторон договора перевозки.
В настоящее время в Российской Федерации действуют ВК РФ, КТМ РФ , КВВТ , УАТ РФ, УЖТ РФ, Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» . Отношения в сфере перевозок могут регулироваться также другими законами .
Отношения по перевозке грузов, багажа и пассажиров регулируются также правилами, издаваемыми в соответствии с транспортными уставами и кодексами. В ГК РФ не названы органы, утверждающие эти правила. В ст. 2 ВК РФ в числе актов, регулирующих отношения в области авиации, указано на федеральные авиационные правила, принимаемые в порядке, определенном Правительством РФ. Правила пере-возок грузов на железнодорожном транспорте, правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа утверждаются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и регистрируются в Минюсте России. В настоящее время МПС России издан ряд новых правил перевозок грузов , а также пассажиров, багажа, грузобагажа на железнодорожном транспорте.
Что касается автомобильных грузоперевозок, то отметим, что на основании ст. 3 УАТ РФ Правительством РФ в ближайшее время должны быть утверждены новые правила перевозок грузов автомобильным транспортом, но в настоящий момент действуют «Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом» , которые являются на территории РФ обязательными для предприятий и организаций автомобильного транспорта, осуществляющих перевозки грузов. Эти правила
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Заключение
В настоящей работе были проанализированы теоретические и нормативные положения, о правовом регулировании договора перевозки грузов. Обобщая результаты, полученные в ходе исследования, сформулируем основные выводы и предложения.
Договор перевозки грузов является срочным, взаимным, как реальным, так и консенсуальным, возмездным, публичным, при осуществ-лении перевозок грузов общественным транспортом. По своей конструкции он относится к договору в пользу третьего лица.
Этот договор относится к числу двусторонне обязывающим, поскольку каждая из сторон имеет правомочия и несет обязанности. Его стороны: перевозчик и отправитель грузов. Перевозчик - коммерческая организация, наделенная функциями общественного возчика, обязанная осуществлять перевозки по требованию всякого, кто к ней обратится. Отправитель - любой субъект гражданского права.
В договорных отношениях по перевозке груза помимо перевозчика и отправителя участвует и грузополучатель. Его правовое положение характеризуется не тем, что он является стороной договора перевозки груза, а тем, что сам договор перевозки сконструирован по модели договора в пользу третьего лица, где грузополучателю отведена роль указанного третьего лица, в пользу которого грузоотправитель и перевозчик заключают договор перевозки груза.
Правовое регулирование перевозки грузов осуществляются на основании общих унифицированных норм содержащихся в Гл. 40 ГК РФ «Перевозка», а более детально общие условия перевозки грузов железнодорожным, морским, воздушным, автомобильным, внутренним водным транспортом, определяются транспортным законодательством, состоящим из транспортных уставов и кодексов, иных законов, а также издаваемых в соответствии с ними правил. Условия перевозок в международном сообщении установлены не только внутренними нормативными актами, но и соответствующими международными догово-рами и соглашениями СССР и РФ.
Содержание договора перевозки груза представляет собой совокупность всех его условий, предусматривающих права и обязанности сторон. Указанные условия предопределены предметом данного договора, а именно: необходимостью урегулировать действия перевозчика по доставке груза в пункт назначения и выдачи его получателю, а также действия грузоотправителя по уплате за перевозку груза установленной платы.
К числу существенных условий договора относятся: предмет договора перевозки, вид груза, который подлежит доставке, срок доставки груза и провозная плата. При отсутствии соглашения по указанным условиям договор считается незаключенным.
Основные права и обязанности перевозчика и грузоотправителя по договору перевозки грузов, регламентированы императивным образом, в ГК РФ׃ основной обязанностью перевозчика является доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а основной обязанностью отправителя - уплатить за перевозку груза установленную плату. Дальнейшая детализация прав и обязанностей сторон дается в нормах транспортного законодательства, а также издаваемых в соответствии с ними Правил перево-зок.
В целом, обязанности перевозчика могут быть сведены к следующим группам: 1) предоставление отправителю под перевозку надлежащих транс-портных средств для перемещения груза к месту назначения и обеспечение условий нормального осуществления процесса перевозки; 2) своевременное отправление транспортных средств в рейс; 3) своевременная доставка груза в пункт назначения; 4) принятие мер обеспечения сохранности груза.
Обязанности грузополучателя могут быть сведены к следующим группам: 1) своевременность передачи обусловленного груза к отправке; 2) обеспечение лежащих на данной стороне мер, направленных к сохранению груза; 3) своевременность внесения следуемых перевозчику провозных платежей; 4) обязанность по. подготовке груза к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность груза, а также не допустить повреждение транспортного средства, что предполагает предоставление необходимых для погрузки и перевозки приспособлений и вспомогательных материалов.
В целом права грузоотправителя корреспондируют обязанностям пере-возчика.
В результате принятия УАТ РФ, правовая регламентация отношений по обеспечению перевозок грузов автомобильным транспортом, и соответственно, нормативные положения, о правовом регулировании договора перевозки грузов, значительно изменилась. Количество норм регулирующих договор перевозки грузов, также как и степень детализации отдельных их положений, по сравнению с предыдущим законодательством, существенно изменилась. Характер некоторых норм поменялся с императивных на диспозитивные, были упорядочены и закреплены положения, оправдавшие себя в практическом применении, и появился целый ряд существенных новелл, в которых восполняются выявленные в период до принятия нового Устава, пробелы.
Но проведенный в настоящем исследовании анализ позволил выявить в УАТ РФ, не только достоинства, но и отдельные недостатки правового регулирования общественных отношений, возникающих при оказании услуг автомобильным транспортом, требующие своего законодательного устранения.
1) В современных условиях, когда договоры об организации перевозок приобрели большое значение договоров, призванных обеспечить регулирование отношений, связанных с организацией систематических перевозок грузов на долгосрочной основе, наблюдается недооценка правового значения этих договоров на автомобильном транспорте.
Так в новом УАТ РФ, в отличие от других транспортных кодексов и уставов, отсутствуют положения, раскрывающее понятие и содержание договора об организации перевозок грузов на автомобильном транспорте, что, по мнению автора, является неоправданным пробелом, который должен быть исправлен на законодательном уровне. В связи с этим предлагается дополнить УАТ РФ новой статьей, следующего содержания.
«Статья 8-I Договор об организации перевозок грузов
1. При необходимости осуществления систематических перевозок грузов любой гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в выполнении таких перевозок (заказчик перевозок), может заключать с перевозчиком, договор об организации перевозок грузов.
По договору об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в течение установленного срока выполнять оговоренные перевозки, а заказчик - оплачивать по согласованной цене выполняемые перевозки, или иным образом обеспечивать выполнение указанных перевозок, или содействовать их выполнению.
2. Договором об организации перевозок грузов могут определяться маршруты, графики и расписания перевозок, тип используемых автотранспортных средств, состав сопутствующих перевозке услуг, порядок определения стоимости услуг и их оплаты, иные условия организации перевозок.
3. Если договор об организации перевозок не предусматривает иного, оплата перевозок производится клиентом по договору перевозки на условиях, действующих для данного вида перевозок.
4. Ответственность за невыполнение условий договора об организации перевозок устанавливается по соглашению сторон.
5. Договор об организации перевозок грузов заключается в письменной форме.
6. Договор об организации перевозок грузов не устраняет необходимости заключения в установленном порядке договора автомобильной перевозки грузов».
Представляется, что наличие такой нормы значительно облегчило бы заключение договоров об организации перевозок и сделало бы их более привлекательными для участников имущественного оборота.
2) Представляется, что одним из недостатков УАТ РФ является отсутст-вие в нем императивно закрепленного требования об обязательном лицензионном порядке допуска всех перевозчиков на рынок авто-транспортных услуг.
Полагаем, что законодательное закрепление обязательного лицензирования деятельности в области всех видов пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом (кроме случаев, если эта деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), будет способствовать существенному повышению безопасности дорожного движения, сокращению количества автотранспортных происшествий, оптимизации государственного контроля в этой важной сфере общественных отношений.
3) Часть 3 ст. 1 УАТ РФ вызывает определенные вопросы, поскольку устанавливает, что перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются исключительно международными договорами Российской Федерации.
В связи с этим, представляется целесообразным, поддержать выдвигае-мое в литературе, предложение о внесении дополнений в ч. 3 ст. 1 УАТ РФ, указывающих на то, что перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами Российской Федерации, а в части, не урегулированной международными договорами Российской Федерации, к указанным перевозкам применяются нормы УАТ РФ и Правила перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
4)Представляется законодательным пробелом отсутствие в гл. 2 УАТ РФ при регламентации прав и обязанностей по договору перевозки грузов отдельной статьи, предусматривающей обязанность по оплате услуг по перевозке грузов, а также нормы предусматривающей ответственность за невыполнение этой обязанности.
В связи с этим предлагается дополнить содержание гл. 2 УАТ РФ отдельной статьей, устанавливающей, что плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем, как правило, до момента отправления груза, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или соглашением сторон. Вопрос ответственности за нарушение сроков внесения провозной платы решается сторонами при заключении договора перевозки.
5) В целом, оценивая положительно, появление в УАТ РФ норм, регла-ментирующих договор фрахтования на автомобильном транспорте, нельзя не отметить, их противоречивость, не совсем четкое изложение закрепленных в них правил.
Так УАТ РФ не совсем четко регламентирует вопрос о форме договора фрахтования. В частности, в пункте 6 ст. 2 УАТ РФ закреплено, что формой договора фрахтования является заказ-наряд, но при этом не конкретизировано, в отношении какого именно договора фрахтования установлена эта форма (для перевозки грузов или пассажиров и багажа). При этом ч. 4 ст. 18 УАТ РФ допускает по соглашению сторон возможность применения иной формы для договора фрахтования. А ст. 27 УАТ РФ устанавливает, что договор фрахтования транспортных средств для перевозки пассажиров и багажа заключается на основании заказа (при этом в УАТ РФ не содержится определения и содержания этого заказа), и только в случае отсутствия необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа, договор заключается на основании заказа-наряда.
В этой связи для удобства правоприменения представляется необходи-мым, на законодательном уровне более четко раскрыть вопрос о форме договора фрахтования, дать определение заказа и уточнить в ст. 2 УАТ РФ, когда применяется заказ, а когда заказ-наряд как формы договора фрахтования.
6) Представляется целесообразным, поддержать выдвиг
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ