ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3 Глава 1. Понятие, виды и правовая основа перевозок 6 1.1. Международные перевозки 6 1.2. История правового регулирования перевозок в России 23 1.3. Обязательства в перевозках 32 Глава 2. Проблемы заключения и исполнения договора перевозок 42 2.1. Заключения договора перевозки 42 2.2. Выполнение договора перевозки 53 2.3. Правовые проблемы российской железной дороги в перевозке и пути их решения 62 Глава 3. Практика рассмотрения споров арбитражными судами дел, вытекающих из транспортных перевозок 69 Заключение 74 Список источников и литературы 79 Приложение 83
Введение
В настоящее время в Российской Федерации продолжаются экономические реформы, направленные на создание рыночной экономики. И хотя пока еще достаточно рано говорить о стабилизации, значительном снижении темпов инфляционных процессов и начале стадии оживления в экономике, но уже сегодня можно констатировать, что основной этап реформ пройден: неэффективная командно-административная система ликвидирована. Однако, свободная рыночная экономика не развилась пока в полной мере. В то же время не отлажены новые линии сбыта, под влиянием кризиса неплатежей нестабильны договоры с поставщиками. Переход государства к рыночной экономике и условия реформирования социально-экономических отношений в обществе поставили перед федеральным железнодорожным транспортом новые более сложные задачи в области коренного улучшения деятельности и повышения качества предоставляемых транспортных услуг населению, грузоотправителям, грузополучателям, владельцам железнодорожных подъездных путей и собственного железнодорожного состава, совершенствования взаимоотношений железных дорог с предприятиями других видов транспорта. Основным значением транспорта является удовлетворение потребностей людей, связанных с перевозкой различных видов груза. Перевозка - вид предпринимательской деятельности, опосредующей перемещение в пространстве материальных объектов (грузов, багажа) и людей-пассажиров. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Однако процесс перемещения груза не исчерпывается отношениями, возникающими из договора перевозки. Обязанности перевозчика по подаче подвижного состава, а отправителя по предоставлению под погрузку груза также относятся к перевозке. Перевозочными являются отношения, возникающие из договоров об организации перевозки, заявок, заказов, иных действий, совершаемых участниками перевозочного процесса до заключения договора перевозки груза либо после его исполнения. В данный момент основной задачей является не только перевозка грузов, но и сопровождение грузов в пути, их кратковременное хранение, слежение за сохранностью, то есть технико-экспедиционное обслуживание. Основной задачей стоящей перед железнодорожным транспортом является расширение транспортной сети. В эту задачу входит поиск и освоение новых маршрутов движения, расширение парка подвижного состава и установление контактов с новыми грузоотправителями и грузополучателями. Второй по важности задачей является изучение рынка транспортных услуг. В эту задачу входит изучение спроса на железнодорожные перевозки, расширение клиентуры, изучение и выбор оптимальных цен. Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время развитие и совершенствование транспортного законодательства осуществляется несколько своеобразно. Гражданский кодекс Российской Федерации в главе 40 определяет и регулирует лишь наиболее важные, принципиальные положения, касающиеся перевозок грузов, пассажиров, а также иных транспортных обязательств. Эти положения должны обязательно учитываться действующим транспортным законодательством, независимо от того, включены они в транспортные кодексы и уставы или нет. Объектом данного исследования является рассмотрение транспортных обязательств. Предметом исследования является рассмотрение договора перевозок. Цель – на основе изучения нормативных правовых актов, научной литературы, судебной практики и анализа произвести обобщение и выработать рекомендации по заключению и исполнению договора перевозок. Для выполнения поставленной цели были поставлены следующие задачи: - раскрыть понятие, виды и правовую основу перевозок; - рассмотреть историю правового регулирования перевозок в России; - охарактеризовать заключение и выполнение договора перевозок; - исследовать правовые проблемы Российской железной дороги в перевозке и пути их решения; - проанализировать практику рассмотрения споров арбитражными судами дел, вытекающих из транспортных перевозок. Методами выпускной квалификационной работы являются следующие: исторический; сравнительно-правовой; комплексного анализа; статистический. При написании выпускной квалификационной работы использовались научные труды М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, В.А. Егиазарова, О.Н. Садикова и др.
Глава 1. Понятие, виды и правовая основа перевозок
1.1. Международные перевозки
Перевозки грузов осуществляются железнодорожным, автомобильным, воздушным и морским транспортом. Под международной перевозкой понимается перевозка грузов между двумя и более государствами, выполняемая на условиях, которые установлены заключенными этими государствами международными соглашениями. Характерной особенностью правового регулирования в этой сфере является то, что основные вопросы перевозок решаются в международных соглашениях (транспортных конвенциях), содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия международных перевозок грузов. Обычно такие соглашения содержат требования к перевозочной документации, определяют порядок приема груза к перевозке и выдаче его в пункте назначения, условия ответственности перевозчика, процедуру предъявления к перевозчику претензий и исков. При отсутствии единообразных материально - правовых норм обращаются к нормам транспортных конвенций или национального законодательства. Экономическая эффективность сделки во многом зависит от правильно выбранных базисных условий поставки товаров и транспортных условий. Типовые условия поставки различны по законодательству разных стран. Часто участники договора купли - продажи не знакомы с различиями, существующими в торговой практике своих партнеров по сделке, что может послужить причиной возникновения недопониманий, споров и судебных разбирательств. Для решения этой насущной проблемы, которая возникла со всей остротой еще в первой половине текущего века, Международная торговая палата первоначально опубликовала в 1936 году перечень Международных правил с целью унификации торговых терминов. Эти правила стали известны как "Инкотермс" 1936 г. Куда были внесены изменения и дополнения в 1953, 1967, 1976, 1980 и 1990 году. Унификация условий поставки "Инкотермс - 90" облегчает процедуру заключения договоров, поскольку в них изложены основные формулировки, апробированные торговой и арбитражной практикой . Интернациональные термины "Инкотермс - 90", включающие 13 терминов, сформированы в четыре базисные категории: группа "Е" (отправление) включает всего лишь один термин EXW - Ex Works (франке - предприятие), согласно которому покупатель получает готовый к отправке товар на складе (заводе продавца); группа "А" (основной фрахт не оплачен) включает три термина: FCA - Free Carrier (франке - перевозчик); FAS - Free Alongside Ship (свободен на борту), согласно которым продавец обязан доставить товар до транспортных средств (в распоряжение перевозчика), указанных покупателем; группа "С" (основной фрахт оплачен) включает четыре термина: CFR - Cost & Freight (стоимость и фрахт); CIF - Cost, Insurance & Freight (стоимость, страхование и фрахт); СРТ - Carriage Paid (фрахт оплачен до...) С1Р - Carriage & Insurance Paid То (фрахт и страхование оплачены до...), согласно которым продавец должен заключить договор перевозки, но при этом не несет риска потери или повреждения товаров и дополнительных расходов, связанных с событиями, возникшими после отправки товаров. Группа "D" (прибытие) включает пять терминов: DAF - Delivered At Frontier (поставка франке - граница); DES - Delivered Ex Ship (поставка франке - судно); DEQ - Delivered Ex Quay (поставка франке - причал); DDU - Delivered Duty Unpaid (поставка без уплаты пошлины); DDP - Delivered Duty Paid (поставка с уплатой пошлины), согласно которым продавец все затраты и риски, связанные с доставкой товара в согласованный пункт указанного места назначения. Следует подчеркнуть, что термины, включенные в ИНКОТЕРМС, относятся только к договорам купли - продажи и, следовательно, не затрагивают терминов - иногда весьма сходных по формулировке, которые могут использоваться в договорах перевозки, особенно при характеристике условий различных чартер - партий. Особенность договора международной перевозки заключается в том, что в ходе его исполнения соответствующие материально - правовые нормы применяются на основании различных коллизионных принципов. Так, при отправлении груза руководствуются законом страны отправления, при выдаче груза в конечном пункте - законом страны назначения. В других случаях применяется закон перевозчика или же закон страны судна. Подлежащее применению к международной перевозке право может быть указано в транспортном документе, выданном перевозчиком. Определенной спецификой отличаются перевозки грузов в смешанном (например, железнодорожно - водном) сообщении, перевозки транзитных грузов через территорию РФ, а так же контейнерные перевозки. В течение длительного времени наиболее важными соглашениями в области железнодорожного транспорта были Бернские конвенции о железнодорожных перевозках грузов и пассажиров сокращенно. В них участвуют 33 государства (большинство стран Европы, а также ряд стран Азии и Северной Африки). В 1980 году на конференции по пересмотру Бернских конвенций было принято новое Соглашение о международных железнодорожных перевозках. Соглашение о международных железнодорожных перевозках объединяет международно - правовые нормы Бернских конвенций и Дополнительного соглашения 1966 года в едином основном соглашении, к которому имеются два приложения (А и В), содержащие нормы гражданско - правового характера об условиях международных перевозок. Приложение А, определяющее условия перевозок пассажиров, получило наименование Единые правила МПК. Приложение В содержит условия перевозок грузов, оно названо Единые правила МГК. Единые правила МГК действуют только в отношении перевозок по определенным железнодорожным линиям, перечень которых устанавливают участники соглашения. Ставки провозных платежей определяются национальными и международными тарифами. Предусмотрены предельные сроки доставки грузов. Так, по правилам Соглашения о международных железнодорожных перевозках общие сроки доставки грузов составляют для грузов большей скорости 400 км, а для грузов малой скорости -300 км в сутки. Вместе с тем за железными дорогами сохранено право устанавливать для отдельных сообщений специальные сроки доставки, а также устанавливать дополнительные сроки при возникновении существенных затруднений в перевозках и других особых обстоятельств. Предельный размер ответственности железных дорог в случае несохранности перевозимых грузов в Соглашение о международных железнодорожных перевозках определен в расчетных единицах Международного валютного фонда (51 старый золотой франк за 1кг веса брутто ). Правила Соглашения о международных железнодорожных перевозках предусматривают, что причиненные просрочкой в доставке убытки возмещаются грузовладельцу в пределах трехкратных провозных платежей. Заключение договора международной перевозки грузов оформляется составлением накладной по предписанной Соглашения о международном железнодорожном грузовом '---------------------------------- Список источников и литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юрид. Лит., 1993. 62 с. 2. Гражданский кодекс РФ. Часть первая. // Собрание законодательства РФ. 1994. №23. Ст.3301. 3. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 12. Ст. 1383. 4. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 2. Ст. 170. 5. Устав автомобильного транспорта РСФСР (утв. постановлением СМ РСФСР от 8 января 1969 г. N 12) // СП РСФСР. 1969. Ст.134. 6. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 18. Ст. 2207. 7. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 11. Ст. 1001. 8. Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс"//Публикация Международной торговой палаты №460, 1990 г. С. 95.
Материалы судебной и другой практики:
9. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 января 2001 г. N 1 "О некоторых вопросах практики применения Транспортного устава железных дорог Российской Федерации" // Экспресс-Закон. 2001. N 13. 10. Архив Арбитражного Суда Челябинской области за 2003 год // Дело №8-10 /195. 11. Архив Арбитражного Суда Челябинской области за 2003 год // Дело № 15-24. 12. Архив Арбитражного Суда Челябинской области за 2003 год //Дело № 8-14/ К-83 13. Архив Арбитражного Суда Челябинской области за 2002 - 2003 годы. // Дела №№ 16-27,1-243/К.16-82/К и др. 14. Архив Управления ЮУЖД за 1991 год // Дело № 356/90 15. Архив Арбитражного Суда Челябинской области за 2002 год // Дело № 1-87
Литература:
16. Витрянский В.В. Перевозка (глава 40) // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М., 1996. 17. Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 1997. 18. Гражданское Уложение: Проект Высочайше учрежденной Редакционной Комиссии по составлению Гражданского Уложения / Под ред. И.М. Тютрюмова. Том второй. СПб., 1910. 19. Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие. М., 2004. 20. Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1995. 21. Как продать Ваш товар на внешнем рынке. (Отв. редактор Ю.А.Савинов) М., Посткриптум, 1997. 22. Ковалевская Н.С. Перевозка // Бушев А.Ю., Городов О.А., Ковалевская Н.С. и др. Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. СПб., 1997. 23. Комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Т.Е. Абовой, В.Б. Ляндреса. М., 1998. 24. Лебедев С.Н. К пересмотру Гаагской конвенции 1955 года / Правовые аспекты осуществления внешнеэкономических связей. Сборник научных трудов. М.: МГИМО. 1993. 25. Ляндерс В.Б. Правовое регулирование перевозки грузов железнодорожным транспортом. Куйбышев. 1991. 26. Медведев Д.А., Смирнов В.Т. Глава 38. Транспортные обязательства // Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К Толстого. Ч. II. М., 1997. 27. Недужий И.И. Международные торги. — М.: Международные отношения, 1991. 28. Рубанов А.А. Теоретические основы международного взаимодействия национальных правовых систем.—М.: Наука, 1997. 29. Рябиков С.Ю. Агентские соглашения во внешнеэкономических связях. — М.: Совинтерюр, 1996. 30. Савичев Г. П. Правовое обеспечение сохранности грузов при перевозках. М., 1998. 31. Савичев Г.П. Глава 44. Транспортное и экспедиционное обязательства // Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доя. В 2 т. Т. II. Полутом 2. М., 2000. 32. Свод законов Российской империи. Т. XII. Ч. 1. Пг., 1916. 33. Тарасов МА. Договор перевозки. Ростов-на-Дону. 1995. 34. Тихомиров М.К. Договоры в хозяйственной практике: образцы документов и комментарии. — М.: Юринформцентр, 1995. 35. Хаскелъберг БЛ. Ответственность железной дороги за сохранность груза. М.,1996. 36. Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Т. 2. М., 1902. 37. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права: По изд. 1914 г. М., 1994. 38. Яковлев В.Ф. Новое в договорном праве//Вестник ВАС РФ. 1994. N 7.
|