20577 Право применения военной силы во внутригосударственных конфликтах
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….……. Глава 1. Статус внутригосударственного конфликта в международном гуманитарном праве………………………………………………………… Глава 2. Общая характеристика принципов и норм международного права, соотносящихся с применением военной силы во внутригосударственных конфликтах…………………………………. Глава 3. Применение военной силы во внутренних военных конфликтах в российском законодательстве…………………………………………… Глава 4. Правовое регулирование участия Вооруженных сил во внутригосударственных конфликтах………………………………… Заключение…………………………………………………………………………. Библиография……………………………………………………………………….
.
ВВЕДЕНИЕ
Правовые основы использования военной силы во внутригосударственных конфликтах относятся к числу сложных политико-правовых и социально-правовых проблем. Кроме этого они привлекают в последние годы повышенное внимание правоведов, историков, философов, социологов, военных и других представителей социально-правового знания. И это не случайно, не кратковременная дань моде. Громадные преобразования в международных отношениях значительным образом трансформировали их социально-правовой облик. Поэтому не случайно на сентябрьском (2005 г.) саммите ООО встал вопрос о трансформации ведущей организации мирового сообщества – Организации Объединенных Наций и ее Совета Безопасности (СБ). Постановка же научной проблемы, касающейся норм права, применяе-мых в период вооруженных столкновений в рамках международных отношений и на национальном уровне, обусловлена достигнутым уровнем развития данной отрасли международного права, так как назрела необходимость по-новому подойти к научной характеристике отдельных ее положений. Современное международное право представляет собой сложную систему юридических норм и принципов, в которых находят свое выражение объективные закономерности развития международных отношений. Система международного права, являясь отражением постоянно развивающихся международных отношений, сама постоянно развивается. Международно-правовое запрещение агрессивных войн само по себе еще не ведет к искоренению из общественной жизни причин, порождающих вооруженные конфликты. Несмотря на запрет обращаться к вооруженной силе в международных отношениях, государства не редко еще прибегают к ней для разрешения возникающих между ними споров и конфликтных ситуаций. Это обуславливает необходимость правового регулирования общественных отношений, возникающих в ходе вооруженного конфликта, в целях его максимально возможной гуманизации. Соответствующая группа норм международного права иногда условно именуется «право вооруженных конфликтов». Она включает ряд договорных и обычно-правовых принципов и норм, устанавливающих взаимные права и обязанности субъектов международного права относительно применения средств и методов ведения вооруженной борьбы, регулирующих отношения между воюющими и нейтральными сторонами и определяющих ответственность за нарушение соответствующих принципов и норм. Детальная проработка этой группы норм международного права для России становится тем более насущной, чем дольше происходит конфликт в Чечне, чем чаще имеет место вооруженных столкновений в Дагестане, Ингушетии и других регионах национальных интересов России. Учитывая неослабевающее внимание Европейского Союза к данной проблеме России необходимо осуществлять мероприятия, проводимые по освобождению территории Чеченской Республики и других районов от банд формирований, экстремистов и террористов, в строгом соответствии с нормами международного права регулирующих отношения между субъектами международного права в период вооруженных конфликтов. Но, если конфликт в Чечне приравнивается к вооруженным конфликтам немеждународного характера, то в свете недавнего требования Президента РФ В.В. Путина о необходимости нанесении превентивных ударов по территориям, контролируемым террористическими организациями, России необходимы детальные разработки в этой области, не противоречащие международному праву. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблемы, связанные с применением военной силы для урегулирования опасных вооруженных конфликтов разной степени интенсивности в той или иной стране, а также в целях предотвращения массовых нарушений прав человека в каком-либо государстве, приобретают сегодня особую остроту. В наше время наблюдается видоизменение самой войны как соци-ального явления. Происходит ее сращивание с такими явлениями, как тайные операции, информационная война, имеет место «перетекание» из сферы межгосударствен- ных отношений в область внутригосударственных конфликтов. В последние годы мировое сообщество всё чаще сталкивается с воору-женными конфликтами нового поколения - внутренними вооруженными кон-фликтами, происходящими в пределах территории одного государства. В международном праве они получили наименование вооруженных конфликтов немеждународного характера (ВКНМХ). Причем такие внутренние конфликты сегодня уже преобладают среди всех вооруженных столкновений на нашей планете. Говоря о влиянии ВКНМХ на безопасность Российской Федерации, следует отметить, что они представляют угрозу нашему государству, прежде всего в тех случаях, когда такие конфликты возникают на территории России, на постсоветском пространстве или в других странах в непосредственной близости от границ Российской Федерации. Именно поэтому в Концепции национальной безопасности Российской Федерации «возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств-участников Содружества Независимых Государств» относятся к числу основных угроз России в международной сфере [Указ Президента РФ «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 10 января 2000 г. № 24 // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170]. В Военной доктрине Российской Федерации в качестве одной из основных угроз для нашего государства также рассматривается «наличие очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи государственных границ Российской Федерации и границ её союзников» Указ Президента РФ «Об утверждении военной доктрины Рос-сийской Федерации от 21 апреля 2000 года N 706 // Энциклопедия российского права. Федеральный выпуск. М.: АРБТ, 2003. - № 5]. Вместе с тем, учитывая геополитическое и геостратегическое положе-ние
'----------------------------------
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Статус внутригосударственного вооруженного конфликта м международном праве однозначно не определен. Отсутствует и беспристрастный международный орган, наделенный полномочиями авторитетно определять статус вооруженных конфликтов, поэтому, как правило, стороны определяют характеристики конфликтов, исходя из своих собственных интересов. 2. Каждое государство-участник международных договоров, регулирующих ограничение или запрещение применения определенных средств и методов ведения войны обязано добросовестно выполнять взятые на себя обязательства по этим соглашениям, но в международном праве отсутствует эффективно действующий механизм контроля за соблюдением выполнения указанных обязательств и привлечения к ответственности за их нарушения. 3. Поскольку нормы международного гуманитар¬ного права (вооруженного вмешательства) направлены на регулирование отношений, которые возникают в ходе вооруженной борьбы и призваны обеспечить защиту жертв войны, то они могут в основном применяться только в период вооруженного конфликта, однако характер применения вооруженного вмешательства в рамках определенно¬го механизма не соответствует современному состоянию международных отношений, в частности тех угроз, с которыми столкнулось мировое сообщество в последнее время. 4. Характер применения военной силы во внутренних военных конфликтах в российском законодательстве юридически оформлен в значительном количестве законодательных и иных правовых актов. Однако, несмотря на то, что в них достаточно полно обоснован характер применение военной силы для урегулирования внутренних вооруженных конфликтов, на органы, призванные участвовать в их разрешении возлагаются одни и те же задачи на различных стадиях конфликта (внутренние войска, милиция и др.). 5. Не в полном объеме осуществлена имплементация норм международного права в отечественное право войны и военных конфликтов, а также отсутствует интеграция норм международного права с российским правом с учетом национальной специфики. 6. Недостаточная эффективность (как показывает практика) применения военной силы воинскими подразделениями во внутренних вооруженных конфликтах обуславливает совершенствование нормативной базы, регулирующей учас¬тие Вооруженных Сил, как военных конфликтах, так и в борьбе с терроризмом.