Суббота, 18.05.2024, 15:40
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Юриспруденция » Диплом

20981 Усыновление

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Общая теоретико-правовая характеристика усыновления (удочерения)……………………………………………………………………… 7
1.1 Понятие и значение усыновления……………………………………... 7
1.2 Отношения, порождаемые усыновлением (удочерением) и их правовая природа ……………………………………………………………..14
1.3 История становления и развития института усыновления (удочерения)………………………………………………………………….. 22
2. Правовая регламентация усыновления (удочерения) в Российской Федерации ……………………………………………………………….………33
2.1 Условия усыновления: понятие и правовая природа …………..……33
2.2 Порядок усыновления (удочерения) ……………………….…………43
2.3 Правовые последствия усыновления (удочерения)…………….…… 55
3. Социально-правовые аспекты усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами……………………………………………………. 63
Заключение……………………………………………………………………… 75
Список использованной литературы: ………………………………………….79


Введение
Семья в Российской Федерации находится под защитой государства, что закреплено ст. 38 Конституции РФ. Государство и общество заинтересованы в том, чтобы семьи были стабильными, полными, материально обеспеченными и духовно богатыми.
В последние годы увеличивается количество детей, которые лишены семьи, родительского попечения и заботы. По статистическим данным в 1998 г. было выявлено и учтено 110 930 детей, оставшихся без попечения родителей, в 2001 г, — 113 913, в 2004 г. — 123 200, а в 2007 г. — уже 132 900.
Положения, провозглашенные Конвенцией ООН о правах ребенка и воспринятые российским законодательством, устанавливают приоритетность семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по сравнению с практикой передачи их в детские специализированные учреждения, что, прежде всего, отвечает интересам ребенка. Среди форм семейного воспитания детей-сирот законодатель отводит важную роль усыновлению (удочерению). Несмотря на такое значение усыновления, применяется оно довольно редко. Так, в 2006 г. из общего числа устроенных детей, оставшихся без попечения родителей, на усыновление было передано только 7%, а преимущественной формой устройства детей, как и в предыдущие годы, являлась опека (попечительство) — 56%. В количественном соотношении усыновление, наверное, никогда не сравняется с опекой, так как последняя намного проще и осуществляется близкими родственниками, но такой гигантский разрыв между ними не должен существовать. Причины незначительности числа усыновлений видятся в следующем: сложность процедуры усыновления, которая не всегда вызвана интересами ребенка; неэффективная деятельность органов опеки и попечительства; несовершенство действующего законодательства; противоречивость судебной практики; процедурные нарушения при рассмотрении дел об усыновлении, в связи с чем возникла насущная необходимость исследования юридических отношений, возникающих в связи и по поводу усыновления детей, результатом которого явилась бы выработка научно обоснованных рекомендаций и предложений, имеющих практическое значение для разрешения указанных проблем. Этим и обусловливается актуальность проведенного исследования.
Традиционными формами устройства осиротевших детей на федеральном уровне являются усыновление, опека и попечительство, приемная семья и учреждение. Внешние факторы нашей действительности, бесспорно, сказываются на реализации интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, препятствует их устройству в форме усыновления, которая признается всем мировым сообществом приоритетной формой устройства детей.
Усыновление - сложный правовой институт. От правильного выбора усыновителя, семьи, в которую передается ребенок, зависит его судьба. Наиболее важной, имеющей приоритетное значение считается защита прав и интересов ребенка, его надлежащее семейное воспитание.
Объектом дипломного исследования являются правоотношения по усыновлению детей как комплексный социально-правовой институт.
Предметом дипломной работы является правовое регулирование отношений, порождаемых усыновлением (удочерением) детей в России.
Цель работы заключается в исследовании усыновления как правовой формы устройства детей в семью, его многозначной юридической природы, правоотношений, возникающих в этой связи, а также выработке рекомендаций по совершенствованию законодательства об усыновлении.
Эта общая цель достигается путем решения следующих задач:
• установление правовой сущности усыновления, его целей, задач и функций;
• определение места усыновления в системе юридических форм устройства детей в семью;
• исследование усыновления как совокупности юридических фактов, порождающих семейные правоотношения;
• определение правовых последствий, вызываемых усыновлением, для его участников;
• изучение условий усыновления и их правового закрепления;
• установление тенденций развития правового института усыновления и сравнительно-правовое исследование законодательства Российской Федерации;
• выявление особенностей международного усыновления.
Методологической основой настоящего исследования явились общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него научные методы: историко-правовой, системный, логический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический.
Нормативную базу исследования составляют международные договоры, нормативные правовые акты Российской Федерации, ряда иностранных государств, регулирующих вопросы усыновления.
Комплексный характер настоящего дипломного исследования определяется кругом входящих в него проблем и предполагает необходимость обращения не только к правовым отраслям знаний, но и частично к работам в области истории развития института усыновления.
В основу дипломного проекта положены работы ученых, занимающихся проблемами защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нормами семейного права: М.В. Антокольской, А.Ю. Азизовой, Б.С. Антимонова, Н.Е. Борисовой, Я.Р. Веберса, Е.М. Ворожейкина, З.И. Ворониной, А.Т. Гойхбарга, К.А. Граве, Л.М. Звягинцевой, В.М. Забродиной, М.Н. Ершовой, И.О. Иоффе, О.Ю. Косовой, Ю.А. Королева, ЛА. Кузьмичевой, И.М. Кузнецовой, A.M. Нечаевой, Л.М. Пчелинцевой, А.И. Пергамент, В.А. Рясенцева, В.А. Тархова, Т.В. Шахматова, К.Б. Ярошенко.
Структура и объем дипломной работы: диплом состоит из введения, трех глав, включающих шесть разделов, заключения, списка использованной литературы.

1. Общая теоретико-правовая характеристика усыновления (удочерения)
1.1 Понятие и значение усыновления
Общеизвестно, что при отсутствии родителей заменяющие их лица осуществляют попечение над ребенком, а при их отсутствии независимо от причины ребенок попадает в категорию лиц, утративших родительское попечение. Утрата родительского попечения относится к широкому по содержанию понятию. К категории детей, утративших попечение родителей, относятся дети, у которых родителей нет (умерли, погибли), а также дети, лишившиеся родительского попечения в силу признания родителей безвестно отсутствующими либо недееспособными. В этих случаях отсутствие родительской заботы является следствием обстоятельств объективного характера, поэтому вопрос о семейно-правовой ответственности не возникает, поскольку отсутствует состав семейного правонарушения. Кроме причин объективного характера, утраты родительского попечения, существуют и субъективные причины (в частности, нежелание родителей осуществлять свои родительские права в отношении ребенка, их злоупотребление спиртными напитками и наркотическими веществами и др.); но независимо от причины утраты родительского попечения ребенок все равно нуждается в правовой защите.
В сложившихся условиях как государство, так и общество должны выступить гарантом социальной защищенности таких детей, взять на себя обязанность обеспечения им условий для нормальной жизни, учебы, профессиональной подготовки и адаптации к социальной среде. Основой решения данной проблемы является юридическое закрепление системы мер, правовых гарантий, направленных на оказание помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечение их прав. Для этого необходимы новые механизмы, реализуемые, например, путем создания в России института Уполномоченного по правам ребенка. Идея создания в РФ такого института обусловлена тяжелым положением детей в обществе, объективной необходимостью защиты их прав и интересов.
Уполномоченный по правам ребенка в России Н.А. Яковлева разделяет идею создания не только указанного института, но и системы ювенальных судов, которые позволили бы более эффективно защищать права детей, а также бороться с правонарушениями среди несовершеннолетних. По ее мнению, необходимо развивать систему ювенальных судов, позволяющих рассматривать дела в отношении ребенка в ситуации опасности, а не когда ребенок уже совершил преступление. Таким образом, будет реализована превентивная функция такого суда.
Государственная социальная политика направлена на то, чтобы укреплять в сознании общественности идею о необходимости устройства ребенка-сироты не в государственное учреждение (детский дом или школу-интернат), как это было прежде, а в семьи тех людей, которые могли бы поддержать ребенка, заняться его воспитанием, помочь преодолеть жизненные проблемы и трудности. Нашему государству понадобилось около 10 лет для того, чтобы идея, заложенная в Конвенции о правах ребенка, стала воплощаться в жизнь. Согласно ст. 123 СК РФ, «дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов ...».
Неслучайно семейные формы устройства стали получать государственную поддержку. Это выгодно не только обществу в целом (не нужно строить новые сиротские учреждения и тратить немалые средства на их содержание), но, прежде всего, отвечает интересам самих детей. Известно, что семья является естественной средой обитания ребенка, поэтому при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью.
Анализ статистических данных об устройстве выявленных детей за последние 5 лет показывает, что соотношение количества детей, переданных в семьи граждан, остается практически неизменным. В детские дома, как правило, помещается от 25 до 30% выявленных детей, а в семьи граждан - до 70% детей, оставшихся без попечения родителей.
В семейном праве РФ регламентированы институты, направленные на обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Особое место занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающие передачу таких детей на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. В субъектах РФ активно развиваются новые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, приняты специальные законы.
Предусмотренные законом формы семейного устройства, наряду с единой целью обеспечения заботы о ребенке, преследуют и другие самостоятельные цели. К числу последних относятся: удовлетворение чувства материнства, отцовства, получение вознаграждения за труд в приемных семьях, осуществление функций представительства в отношении опекаемого ребенка. При выборе формы для защиты интересов конкретного ребенка необходимо учитывать ряд обстоятельств, таких как причина утраты родительского попечения, состояние физического и духовного развития ребенка, наличие лица, желающего взять ребенка в семью на воспитание.
Вместе с тем предпочтительность какой-либо формы устройства определяется с учетом современных достижений в области детской психологии, физиологии, особенностей развития детей, специфики и возможностей охраны детства в детском учреждении или семье.
Общеизвестно, что общение родителей и детей остается одной из самых глубоких и насущных потребностей человека. Это эмоциональная первооснова семейного воспитания. Ребенку нужна защищенность, которую он может обрести в кругу семьи. Иметь родителей для ребенка означает безопасность, привязанность, эмоциональность, само существование, культуру. Как справедливо заметил австрийский педагог Х. Райнпрехт, «хорошая супружеская пара является для ребенка источником ценностной ориентации, без родителей процесс поэтапного формирования личности затруднен».

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) // Российская газета №237, от 25.12.1993г.
2. Конвенция о правах ребенка (Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 7 ноября 1990 г. № 45. Ст. 955.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (с изменениями от 09.02.2009) // «Российская газета», № 220, 20.11.2002.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // «Российская газета», № 17, 27.01.1996.
5. Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 11.
6. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ О гражданстве Российской Федерации // «Собрание законодательства РФ», 03.06.2002, № 22, ст. 2031.
7. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4920.
8. Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ, 23.04.2001, № 17, ст. 1643.
9. Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» // СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2460.
10. Постановление Пленума ВС РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // Российская газета, № 92, 03.05.2006.
11. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» // «Собрание законодательства РФ», 15.04.2002, № 15, ст. 1434.
12. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // Собрание законодательства РФ, 10.04.2000, № 15, ст. 1590.
13. Приказ Минобразования РФ от 28 июня 2002 г. № 2482 «Об организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета, № 151, 14.08.2002.
14. Закон Пермской области от 21 ноября 2000 г. «О патронатном воспитании» // Бюллетень Законодательного Собрания и Администрации Пермской области. 2000. № 9.
15. Кодекс о браке и семье (утв. ВС РСФСР 30.07.1969) – утратил силу // «Ведомости ВС РСФСР», 1969, № 32, ст. 1397.
16. Закон от 12 марта 1891 г. «О детях узаконенных и усыновленных» // Журнал Минюста. 1885. Кн. 12. С. 240 – 242.
17. Азизова А. Усыновление как самостоятельный институт семейных правоотношений // Общественные науки в Узбекистане. Ташкент. -1983. - №4. - С.53-55.
18. Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся без родительского попечения // Вестник образования. 2008. № 16. С.3-5.
19. Антимонов Б.С, Граве К.А. Советское наследственное право - М.: Госюриздат, 1955. – 421с.
20. Арутюнян Г.В. Правовое регулирование усыновления в Российской Федерации // Гражданин и право. 2002. № 3. С. 86-89.
21. Богатина Ю.Г., Толстых В.Л. О некоторых вопросах усыновления детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами // Российское правосудие. 2008. № 3. С. 68-72.
22. Богуславский М.М. Международное частное право. Элементарный курс. - М: Юристь, 2002. - С.216.
23. Бородич К.Ю. Усыновление детей - граждан России иностранными гражданами. Дис. … канд. юрид. наук.- М., 2005. - 175 c.
24. Вербловский. Новый закон об узаконенных и усыновленных // Юридический вестник. 1891. Кн. 12. С. 536, 538.
25. Дзугаева А.З. Правовые аспекты усыновление детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами // Юридический консультант. 2004. № 1. С. 15-17.
26. Забродина В.Н. О понятии усыновления. // Вестник ЛГУ: Серия Экономика, философия, право - 1980. - №11-Вып. 2.-С.83.
27. Залунина Н.Б. Международное усыновление: законодательство и практика его применения. Защита прав ребенка в современной России / Под ред. А.М. Нечаевой. М.: ИГП РАН, 2005. С. 133.
28. Законодательство об усыновлении. Материалы прокуратуры г. Москвы. 2006. – 205с.
29. Князьков А.С. Общая теория права. Курс лекций. Томск, 2001. С. 111.
30. Кобец В. Все лучшее - детям! Так ли на самом деле? // Права человека. Механизмы реализации. М., 1999. С. 51 – 52.
31. Комментарий к Семейному Кодексу РФ // под ред. Ю.А. Королева. М.: Юстицинформ, 2006г. -675с.
32. Косова О.Ю. Семейное и наследственное право России: Учебное пособие - М.: Статут, 2001.- 583с.
33. Кузмичева Л.А. Усыновление по советскому семейному праву. Автореф. дис. канд. юр. наук - Харьков, 1976.-23с.
34. Курс семейного права / Под ред. А.И. Загоровского. Одесса, 1976. С. 382 – 383.
35. Лекции и исследования по истории русского права / Под ред. В. Сергеевича. СПб., 2001. С. 390.
36. Летова Н.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – 274с.
37. Макарова В.С. К вопросу об усыновлении // Вопросы теории права. Новосибирск, 1966. С. 66-70.
38. Мейер Д.И. Русское гражданское право. По исправленному и дополненному 8-му изд., 1902.- М.: Статут (в серии «Классика российской цивилистики»). 1997. - С.375.
39. Нечаева А.М. Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная практика. М., 2004. – 344с.
40. Николаев М. Вопросы судебного порядка рассмотрения дел об установлении усыновления (удочерения) детей // Хозяйство и право. 1997. № 3. С. 34-36.
41. Обычное гражданское право в России. Юридические очерки / Под ред. С.В. Пахмана. СПб., 1979. – 420с.
42. Пчелинцева Л.М. О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей: новые разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации // Российское правосудие. 2006. № 3. С. 64-67.
43. Рязанцев В.В. Правоотношения усыновления в российском семейном праве. Монография - М.: 2001. – 276с.
44. Семейное право (учебник) // под ред. Антокольской М.В., Москва «Юристъ» 2006г.-345с.
45. Семейное право России: учебник для вузов // под ред. Л.М. Пчелинцевой. М.: НОРМА, 2008г. -704 с.
46. Семейное право: учебное пособие // под ред. Гомола А.И. – М.: Эксмо, 2008. – 128с.
47. Семейное право: учебное пособие // под ред. Кубанкина Е.И., Павленко В.В. – М.: Дашков и ко, 2007. – 240с.
48. Судебники XV - XVI вв. / Под ред. Б.Д. Грекова. М.; Л., 1952. – 943с.
49. Тельберг Г. К вопросу об улучшении судьбы незаконнорожденных. О внебрачных детях по новому Закону от 3 июня 1902 г. в связи с постановлением о них западноевропейских гражданских кодексов // Сборник статей по истории семейного права. СПб., 1983. С. 30-34.
50. Федорова А.И. Мы знаем, где детям лучше // Детский дом. 2004. № 2. С. 28-29.
51. Федосеева Г.Ю. Взгляд на проблему международного усыновления с точки зрения международного частного права // LEX RUSSICA (Научные труды МГЮА). 2006. № 2. С. 405.
52. Ханнанов Р.А. Нормативные условия в динамике гражданского правоотношения // СГиП. 1973. № 8. С. 125.
53. Чечот Д.М. Субъективное право и формы его защиты. Л., 1968. С. 20 – 25.
54. Чечот Д.М. Брак, семья, закон (социально-правовые очерки). Л., 1984. С. 137 – 138.
55. Челябиева Н.С. Право ребенка выражать свое мнение и защищать свои интересы // Защита прав граждан и юридических лиц в российском и зарубежном праве (проблемы теории и практики). М., 2002. С. 102-105.
56. Шахматов В.П. Законодательство о браке и семье (практика применения, некоторые вопросы теории). Томск, 1981. С. 184.
57. Шерстнева Н. Особенности усыновления детей при наличии иностранного элемента // Законность, 2007, № 6. – с.23-25.
58. Яковлева Н. Кто защитит права детей? // Защити меня. 2004. № 3. С. 41-42.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ