Воскресенье, 19.05.2024, 16:18
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Государственное и муниципальное управление » Диплом

20020 Социальная защита населения (на примере Первомайского района г. Москвы)

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы изучения социальной защиты населения в РФ 7
1.1. Сущность, направления и функции социальной защиты населения 7
1.2. Нормативно-правовые основы социальной защиты населения 22
1.3. Экономические основы социальной защиты населения 27
2. Анализ деятельности учреждений социальной защиты населения (на примере Первомайского района г. М) 40
2.1. Деятельность Отдела социальной защитой населения в Первомайском районе г. М 40
2.2. Деятельность Центра социального обслуживания Первомайского района г. М 49
2.3. Направления совершенствования социальной защиты населения 59
Заключение 71
Список использованной литературы 76
Приложение А. Источники финансирования социальной защиты населения
Приложение В. Схема управления отделами и учреждениями социальной защиты населения г. М
Приложение С. Информация по выплате ежемесячного пособия на ребенка по Мской области за 2005 г
Приложение D. Модель ЦСОН
Приложение E. Основные направления в совершенствовании организации социальной защиты нуждающимся слоям населения
Приложение F. Замена льгот денежными выплатами

ВВЕДЕНИЕ
Изменения российского общества в последние десятилетия ХХ в. имели следующие последствия: появление новой, весьма противоречивой структуры общества, где одни непомерно вознесены, а другие находятся в самом низу социальной лестницы. Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категориях граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, а это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки. В стране в целом постоянно растет число людей, нуждающихся в защите, маргиналов, алкоголиков, наркоманов, бездомных и т. д.
В свою очередь обострились проблемы социальной помощи, так как с началом экономических преобразований человек со своими проблемами был оставлен на произвол рыночной стихии. Этот процесс совпал с профессионализацией социальной работы в России, ставшей феноменом цивилизованного общества.
Все эти обстоятельства обусловили тот факт, что изучение формирования и функционирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации, пока не имеющей ясной, эффективно действующей модели, становится с каждым годом все более и более актуальным.
Таким образом, рост социальной напряженности, изменения во всей социальной структуре общества, потребовали резкого перехода от системы государственного обеспечения здравоохранения, культуры, образования, отдыха к платным услугам, к необходимости самому обеспечить себя, свою жизнь. Все это привело к необходимости создания в России новой системы социальной защиты населения, которая определяется как организация службы личностной помощи людям.
Сегодня социальная защита населения должна играть не только роль социальной компенсации бедным, но и служить определенным противовесом быстро растущему имущественному неравенству. Важной проблемой становится защита всего населения от прогрессирующего обнищания.
В сложившихся экономических и социально-политических условиях роль, значение системы социальной защиты населения существенно возросло. Нередко органы и учреждения социального обслуживания оказываются единственными структурами, обращение к которым оставляет человеку надежду на получение поддержки и помощи в разрешении его жизненных проблем.
Актуализация социальной защиты населения состоит в том, что понятие «социальная защита» ассоциируется с понятием «социальная забота» государства, когда индивидуальная помощь человеку, группам людей, организованная профессионально подготовленными людьми и выражаемая понятием «социальная работа», своей конечной целью будет иметь поддержку уверенности человека в своих силах, своих возможностях. Именно поэтому в последнее время большинство специалистов социальной защиты населения отказываются от такого широкого, но неконкретного понятия как «социальная защита населения», а все больше пользуются термином «социальная поддержка населения со стороны государства».
Одна из конечных целей всей социальной политики населения, связана с концепцией независимой жизни, которая рассматривает человека и его проблемы в свете его гражданских прав, а не с точки зрения его личностных и социальных трудностей, и в обществе необходима ориентация на преодоление физических и психологических барьеров в окружающей среде с помощью социальных служб, методов и средств.
Необходимость специализации форм, совершенствования методов социальной защиты, возникающие вопросы финансирования социальной сферы обусловили повышенный интерес к разрешению данных проблем многих специалистов.
Кроме того, в последнее время все больше ведется речь о передаче основных функций по оказанию социальной поддержки населения с федерального и регионального уровня управления на «места», например, в муниципалитеты. Однако по большей мере механизмы этой передачи и процесс осуществления социальной защиты населения таким образом не изучены и не определены.
Именно поэтому целью данного исследования является анализ государственного регулирования системы социальной защиты населения в муниципальном образовании.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
 изучить теоретико-методологические основы социальной защиты населения в РФ;
 проанализировать деятельность учреждений социальной защиты населения в М-ской области и муниципальном образовании Первомайском районе г. М;
 предложить направления совершенствования социальной защиты населения.
Правовую базу социальной защиты определенных категорий населения разрабатывают следующие законы РФ - «О вынужденных переселенцах», «О занятости населения в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах охраны труда в РФ», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и т. д.
Интерес к формированию и функционированию системы социальной защиты населения на современном этапе проявляют многие исследователи современного российского общества. Так основы организации социальной защиты населения рассматриваются в трудах таких авторов как М.И. Лепихов, Н. Подшибякина, В. Шарин и др.
Экономические основы социальной защиты населения рассматривают В.Д. Роик, Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова и др.
Основные направления и принципы социальной работы представлены в работах А.И. Войтенко, Е.И. Комарова, А.Н. Савинова, П.Д. Павленок и др.
Эмпирической базой исследования являются статистические данные, предоставленные Министерством здравоохранения и социального развития М-ской области и Отдела социальной защитой населения Первомайского района г. М.
Поставленные цель и задачи достигаются при помощи таких методов исследования как методы изучения документов, нормативно-правовых актов, сравнительного анализа, наблюдения, обобщения.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней определяются достоинства и недостатки в формировании и функционировании системы социальной защиты населения в муниципальном образовании, а также вносятся предложения по ее оптимизации.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в разработке социальных программ, а также в учебном процессе, в профессиональной подготовке специалистов.
Работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованных источников.

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РФ
1.1. Сущность, направления и функции социальной защиты населения
Современная Россия переживает переходный период, который затронул все сферы социально-экономической жизни страны, обусловив появление многих социально незащищенных слоев населения – безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, инвалидов и т. д. В этих условиях социальная защита населения, или защита от рисков путем комплексного содействия человеку со стороны государства в решении различных проблем на протяжении всей его жизни [73, с.345], приобретает ключевое значение, согласуясь с проводимой в России социальной политикой.
В соответствии с Конституцией РФ 1993 г., Российская Федерация провозглашена социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимой социальной политике, которая, согласно ст. 7 Конституции РФ, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1, с.4].
Социальная политика – это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей [73, с.253], а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект.
Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.
Социальная политика осуществляется через систему мер, на этику и мораль. включая (формирование и определение места последней в жизни отдельных членов общества (индивидов, семьи, групп, слоев и т. д.); на общественный и личный быт членов общества, в том числе государственное регулирование материальной и культурной среды, в которой происходит удовлетворение потребностей человека в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечении, поддержании здоровья; на социально-психологические особенности различных типов личностей, социальных групп, слоев и т. д.
Что касается социальной защиты населения, то она на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан [69, с.315].
Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.
Социальная защита населения в широком смысле слова – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований. [69, с.315].
Характерным для современного этапа является быстрое развитие методологии и методики социальной защиты населения, что имеет важнейшее практическое и теоретическое значение. Необходимо отметить, что под методологией социальной защиты понимается система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие [69, с.315], а под методикой – совокупность приемов, методов исследования и операций практического и теоретического освоения социальной защиты населения как системы [69, с.316].
Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:
 социальное обеспечение;
 социальное страхование;
 социальную поддержку (помощь) [69, с.315].
Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.
Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности [72, с.29].
Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.

Основные цели социальной защиты населения сводятся к следующим:


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ
2. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
3. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания в РФ».
4. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
5. Федеральный закон «О повышении минимального размера оплаты труда».
6. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ».
7. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ».
8. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
9. Федеральный закон «О базовой стоимости необходимого социального набора».
10. Федеральный закон «О государственной социальной помощи в РФ».
11. Федеральный закон «О внесении дополнений в ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ».
12. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Собрание Законодательства РФ, 2001, № 52, ст. 4920.
13. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Собрание Законодательства РФ, 2001, № 51, ст. 4831.
14. Указ Президента РФ «О системе минимальных потребительских бюджетов».
15. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов».
16. Указ Президента РФ «О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан».
17. Указ Президента РФ «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов».
18. Постановление Правительства РФ «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ».
19. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты –государственных пособий гражданам, имеющим детей».
20. Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам, государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».
21. Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».
22. Постановление Правительства РФ «Об утверждении примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий».
23. Постановление Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания».
24. Постановление Правительства РФ «Об утверждении примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».
25. Постановление Правительства РФ «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».
26. Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка учета и исчислении величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка».
27. Постановление Правительства РФ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи».
28. Распоряжение Правительства РФ «Социальные нормативы и нормы».
29. Постановление Минтруда РФ «Об утверждении примерного положения центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов».
30. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от «Об утверждении рекомендаций по организации работы специализированного учреждения для специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи».
31. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «комплексный центр социального обслуживания населения».
32. Постановление Министерства труда и социального развития РФ «О внесении изменений и дополнений в методику исчисления величины прожиточного минимума в целом по РФ, утвержденную Постановлением Минтруда РФ и Госкомстатом России от 28.047.2000г. №36/34».
33. Приказ Министерства социальной защиты населения РФ «Об утверждении примерного положения о территориальном центре социальной помощи семье и детям».
34. Постановление Государственного Комитета РФ по стандартизации и метрологии «О принятии и введении национального стандарта «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг»
35. Постановление Главы Администрации Мской области от «Об открытии центра реабилитации молодых инвалидов на базе протезно-ортопедического предприятия».
36. Постановление Главы Администрации Мской области от «О введении порядка проведения взаимозачетов для погашения задолженности в областном бюджет по налоговым соглашениям предприятий, обеспечивающих учреждения социальной защиты мягким инвентарем, обмундированием, средствами передвижения для инвалидов, бесплатными ортопедическими изделиями и коммунальными услугами».
37. Постановление Губернатора-председателя Правительства Мской области «Об утверждении областной программы социальной защиты населения».
38. Постановление Главы г. М «О социальных нормах и нормативах минимальной бюджетной обеспеченности».
39. Постановление Правительства Мской области «Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Мской области» от 24.01.2003 г. № 31-пП // «Мские губернские вести», № 2, 23.03.2003г.
40. Постановление Правительства Мской области «О программе экономического и социального развития Мской области на 2003-2008 гг.» от 09.01.2003 г. № 9-пП. Система «Консультант-Плюс».
41. Материалы коллегии Министерства труда и социального развития Мской области по итогам 2005г. Правительство Мской области. Министерство здравоохранения и социального развития Мской области. – М, 2005.
42. Материалы коллегии Министерства труда и социального развития Мской области по итогам 2005г. Правительство Мской области. Министерство здравоохранения и социального развития Мской области. – М, 2005.
43. Социальный паспорт Мской области (по состоянию на 1 января 2006г.). Правительство Мской области. Министерство здравоохранения и социального развития Мской области. – М, 2006.
44. Социальный паспорт Мской области (по состоянию на 1 января 2006г.). Правительство Мской области. Министерство здравоохранения и социального развития Мской области. – М, 2004.
45. Концепция развития в сфере здравоохранения, труда и социальной защиты населения Мской области на 2003-2005 годы.
46. Положение об отделе социальной защиты населения Первомайского района г. М. Утверждено главой администрации Первомайского района г. М, от 19 декабря 2002. №521.
47. Статистические материалы, представленные Министерством здравоохранения и социального развития Мской области.
48. Барбышева В. Пять ступеней // Социальная защита - 2006 - №9.
49. Виленский А., Домнина И. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональный опыт // Вопросы экономики. -2002.-№12.С.29-34.
50. Водопьянова Е.А., Гамицкий Д.Г., Каталонов В. Административные барьеры в социальной сфере: опыт исследования и практических действий. - М: 2005.
51. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление - М.: Финансы и статистика, 2005.
52. Гембаренко В.Десять лет по пути становления и развития системы социальной защиты населения // Социальное обеспечение. - 2005 - №9-10.
53. Говорков В. Основа политики – ответственность государства // Уровень жизни населения регионов России. -2006.- №2
54. Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебное пособие -М;ИНФРА-М,2005.
55. Дмитриев В. Наша надежда - социальное страхование // Наша М. - 2005. - 21 - 27 марта.
56. Дудкин А. Нужны новые модели социальной работы // Социальное обеспечение. - 2006. - №2.
57. Информация о работе органов и учреждений социальной защиты населения города М за 2005 год, Администрация г. М.- 2005.
58. Карелова.Г Социальная защита: вчера, сегодня и завтра. //Человек и труд.-2005.-№6.-С.24-28.
59. Круть С. Рецепты повышения эффективности социальной защиты населения известны // Человек и труд. - 2005. -№11.
60. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право) - М: ИНФРА-М, 2005.
61. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие / Комаров Е.И., Войтенко А.И., Ран Н.Г. и др. Под ред. Комарова Е.И., Войтенко А.И. -М.: «Владос», 2004.
62. Основы социальной работы: Учебник /Отв. Ред. П.Д. Павленок - М.: ИНФРА-М., 2005.
63. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие для студентов ВУЗов - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2005.
64. Подшибякина Н. Основные принципы государственной политики социальной защиты населения в условиях реформ // Проблемы тории и практики управления. - 2004. - №6.
65. Потапов Л. Социальная политика и саморазвитие региона. //Экономист.-2005.-№1.-С.21-23.
66. Ришанивская Н. Стратегия социальных реформ в России // Свободная мысль. - 2005.-№11
67. Роик В.Д. Утверждение страховых взносов социальной защиты населения: необходимость и проблемы // Российский экономический журнал. - 2006. -№1.
68. Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник - М: ИНФРА-М, 2005.
69. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2005. - 424 с.
70. Смирнов С, Исаев Н. Социальная политика: новый курс. //Вопросы экономики.-2006.-№2.
71. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Ярской - Смирновой Е., Романова П. - М; ИНИОН-РАН, 2004.
72. Социальная работа / Под общей редакцией В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
73. Социальная энциклопедия / Ред. кол. А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д., Катульский и др. - М: Болыи. Рос. Энц-я, 2005. - 438 с
74. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие для ВУЗов. - Ростов-на-Дону:. «Феникс», 2005.
75. Титов В. О необходимости усиления социальной защиты военнослужащих // Человек и труд. - 2005. - №2.
76. Федотов Д. О формировании доходов внебюджетных фондов России. //Финансы.-2005.-№7.
77. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М.: Владос, 2003.-432 с.
78. Шарин В. Социальное обслуживание; проблемы, пути развития // Социальное обеспечение. - 2005. - №1.

Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ