Вторник, 07.05.2024, 21:17
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Государственное и муниципальное управление » Диплом

20078 Регулирование земельных правоотношений

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 6
1. Правовые основы государственного регулирования земельных правоотношений 9
1.1. Исторические аспекты развития государственного регулирования земельных правоотношений 9
1.2. Характеристика источников правового регулирования земельных правоотношений 22
2. Организационные основы государственного регулирования земельных правоотношений 35
2.1. Общая характеристика государственного управления землей. 35
2.2. Государственный земельный контроль 43
3. Проблемы правового регулирования, возникающие в процессе осуществления государственного регулирования земельных правоотношений 53
3.1. Проблема соотношения градостроительства и землеустройства 53
3.2. Проблемы взаимодействия гражданского и земельного законодательства и пути их решения 58
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 76

ВВЕДЕНИЕ

Земля является важнейшим для человечества объектом материального мира. Не будь земли – не было бы и человечества со всеми его проблемами. Человеческий гений изобретет невиданные ранее средства, которые устареют, на их смену придут более гениально придуманные средства, которые тоже будут морально устаревать и заменяться новыми гениальными изобретениями. Однако всегда самым гениальным явлением будет земля, и ее морально не состарит никакой промежуток времени.
Никогда не заменит человечеству землю никакой иной объект материального мира, ибо нет в мире такого объекта.
Адекватным ценности земли как объекту правовых отношений должно быть и регулирование земельных отношений, поскольку землю нельзя приравнять ни к одному имущественному или природному объекту.
Земля является предметом регулирования значительного числа отраслей российского права: конституционного – при определении на ней государственных границ; административного – при разграничении территорий между субъектами Российской Федерации; гражданского – при совершении сделок с земельными участками; семейного – при решении споров о разделе собственности супругов; финансового – при земельном налогообложении; аграрного – при использовании земель сельскохозяйственного назначения для выращивания сельскохозяйственных культур и т. д.
В каждой из перечисленных отраслей предметом правового регулирования являются различные аспекты земельных отношений: пространственно-базисные, имущественные, земельно-производительные и т.д. Для правового же регулирования земельного права как самостоятельной отрасли права специфичным является экономический характер земельных отношений, т.е. использование земли в хозяйственных целях.
Именно земельное право может адекватно регулировать земельные правоотношения с учетом специфики построения земельно-правового регулирования. В российском земельном праве конструирование этого регулирования осуществляется с учетом объективно существующих свойств и особенностей земель. Однако эти свойства настолько многообразны и бесконечны в своих отличиях, что их можно лишь типизировать в правовом плане. Из этого, а также из значимости земли как природного ресурса вытекает необходимость эффективного управления.
Актуальность написания дипломной работы по заявленной теме видится в необходимости рассмотрения основ государственного регулирования земельных правоотношений с целью выявления пробелов законодательной регламентации земельных правоотношений и выявления путей их устранения.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возни-кающие в процессе государственного регулирования земельных правоотношений.
Предмет исследования – правовые и организационные основы государственного регулирования земельных правоотношений.
Цель дипломной работы - на основе изученных нормативных и литера-турных источников провести комплексное исследование правовых и организационных основ государственного регулирования земельных правоотношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать исторические аспекты развития правового регулирования земельных правоотношений.
2. Раскрыть современное состояние источников земельного права.
3. Представить общую характеристику государственного управления землей.
4. Рассмотреть основы проведения государственного земельного кон-троля.
5. Проанализировать правоприменительную практику в сфере государственного регулирования земельных правоотношений.
6. Выявить проблемы правового регулирования земельных правоотношений.
7. Разработать предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего земельные правоотношения.
В процессе написания работы использовались следующие методы науч-ного познания: диалектический, сравнительный, формально-юридический.
Нормативной основой работы являются положения земельного законодательства с 1917 года по настоящее время, а также Федеральные законы и иные нормативные акты различного уровня.
При написании работы была использована судебная практика Верховного суда РФ и Арбитражных судов РФ.
Теоретическая база работы сформировалась в результате изучения: специальной научной литературы, монографий и авторефератов. Широко использованы материалы публицистических изданий.
Содержащиеся в работе выводы и положения опираются на теоретиче-ский фундамент, созданный трудами ученых в области земельного права таких как: Е.А. Барановой, Ю.Г. Жарикова, Б.В. Ерофеева, И.А. Иконицкой, Г.П. Ивлиева, С.А. Боголюбова, Е.Л. Мининой, Н.И. Калинина, Б.Д. Клюкина, А.В. Мазурова, Б.Уткина и другими.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.


1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

1.1. Исторические аспекты развития государственного
регулирования земельных правоотношений

Земельные преобразования, вызванные Октябрьской революцией 1917 г., и развитие земельных отношений в советский период, шли по такому пути, что Столыпинские реформы не были восприняты как единственно правильный путь решения земельно-аграрных проблем, тем более что они их и не решили.
После победы Октябрьской революции в основу советского земельного строя была положена национализация зем¬ли, осуществленная в результате проведения в жизнь декрета «О зем¬ле», принятого II Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917г.
Дать землю крестьянам могла только Советская власть, и рабоче-крестьянское правительство сделало это незамедлительно. Декрет «О земле» ликвидировал помещичье землевладение и предоставил зем¬лю крестьянам. Земля и все природные богатства впервые в истории стали достоянием народа. Они были объявлены исключительной госу¬дарственной собственностью и с тех пор предоставляются только в пользование. Тем самым они были исключены из гражданского оборота, перестали быть объектом гражданскоправового регулирования, а это вызвало необходимость появления земельного права как самостоятель¬ной отрасли права. Одновременно были заложены основы для зарож¬дения и в дальнейшем обособленного развития таких отраслей законо¬дательства и права, как водное, лесное, недреное (горное) и природо¬охранительное.
Наряду с развитием законодательства велась теоретическая разра¬ботка проблем земельного права. Многое в этой области сделал П.И. Стучка. Опираясь на марксистско-ленинскую теорию национали¬зации земли и на опыт проведения ее в нашей стране, он сформулиро¬вал ряд важных положений теории советского земельного права: 1) земля в капитали-стическом обществе - товар, и поэтому земельные отношения там регулируются гражданским правом; 2) в результате побе¬ды Великой Октябрьской социалистической революции и установле¬ния Советской власти в нашей стране земля перестала быть товаром, поэтому земельные отношения не могут регулироваться гражданским законодательством, а отсюда с предельной ясностью вытекает, что зе¬мельное право, порожденное победой Октябрьской революции, есть самостоятельная отрасль советского социалистического права .
Хотя П.И. Стучка не оставил монографических исследований, специально посвященных вопросам земельного права, он занимался раз-работкой земельноправовых проблем в сочинениях по теории нрава, по гражданскому праву, уделяя большое внимание аграрному вопросу в целом. Достаточно указать на его работы: «Труд и земля. Аграрная революция и коммунизм» ; «Ленинизм и крестьянство. Аграрная революция» . Все это сви¬детельствует о том, что П.И. Стучка занимался вопросами земельного права и писал по этим вопросам научные труды.
Решение П.И. Стучкой ряда узловых вопросов земельного права с мар-ксистско-ленинских позиций имело в то время тем более важное значение, что в 20-х годах в Московском университете курс земельного права читал проф. Д. С. Розенблюм, который как в лекциях, так и в написанных им учебниках нередко неправильно излагал действительное существо первых советских законов и марксистско-ленинскую идею национали¬зации земли, сбиваясь на идейные позиции эсеровской программы со¬циализации земли. Под воздействием критики Д. С. Розенблюм в по¬следнее издание своего учебника по земельному праву внес отдельные изменения, дополнения и уточнения. Однако он так и не смог освобо¬диться до конца от ряда неверных положений в области теории аграр¬ного вопроса в целом, в области теории земельного права в том числе .
В конце 20-х годов параллельно с Д.С. Розенблюмом в Москов¬ском университете стал читать курс лекций по земельному праву моло¬дой научный работник А.П. Павлов, который вслед за П.И. Стучкой утверждал, что «земельное право как особая отрасль права, отличная от гражданского, возникает впервые в России после Октября 1917 г.». А. П. Павлов особо подчеркивал «исторический и политический смысл обособления поземельно-правовых отношений, изъятия их из-под дей¬ствия Гражданского кодекса и общегражданского законодательства и организации их регулирования в порядке специального земельного за¬конодательства на основе социалистической национализации земли в условиях пролетарской революции и диктатуры пролетариата» .
Краткий очерк советского земельного законодательства до его пер¬вой кодификации в юридической литературе был сделан А.Г. Гойхбартом . Существенное научное и практическое значение имели в свое время комментарии к Земельному кодексу, сделанные в 20-х годах Н. В. Гендзехадзе, Д. И. Иваницким, И. Б. Новицким, а также их на¬учные работы по вопросам земельного и колхозного права .
Ленинский Декрет о земле занимает особое место среди первых декретов Советской власти. Принятый 26 октября (8 ноября) 1917 г., он положил начало аграрной революции в России и тем самым сыграл важную роль в подготовке условий для перехода трудящегося крестьянства под руководством партии большевиков к социалистическим формам хозяйствования в земледелии.
В ст. 4 данного декрета говорилось, что для руководства по осуществлению великих аграрных преобразований должен повсюду служить Крестьянский наказ, составленный на основании 242 местных крестьянских наказов. Таким образом, этот наказ, будучи превращен в неотъемлемую составную часть Декрета о земле, должен был приобрести силу закона. Последнее прямо отмечалось в декрете, следующим образом: «Все содержащееся в этом наказе, как выражение безусловной воли огромного большинства сознательных крестьян всей России, объявляется временным законом, который впредь до Учредительного собрания проводится в жизнь по возможности немедленно, а в известных своих частях с той необходимой постепенностью, которая должна определяться уездными Советами крестьянских депутатов».
Подавляющее большинство делегатов съезда проголосовало за предложение В. И. Ленина, и Декрет о земле был утвержден без всяких поправок. Восемь человек при голосовании воздержались, а один проголосовал против .
Декрет о земле был опубликован в «Правде», «Известиях Центрального Исполнительного Комитета и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов», «Газете Временного Рабочего и Крестьянского правительства», а также в ряде других газет. 1 декабря 1917 г. текст декрета был напечатан в № 1 «Собрания Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства».
В ст. 1 Декрета о земле, прежде всего, указывалось, что «помещичья собственность на землю отменяется немедленно и без всякого выкупа». Это положение было особо выделено В. И. Лениным потому, что в тогдашних условиях ликвидация помещичьего землевладения имела огромное политическое значение.
Развернутая формулировка отмены частной собственности на землю, ее недра, леса и воды содержалась в ст.ст. 1 и 2 Крестьянского наказа, вошедшего в Декрет о земле. В них говорилось: «1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т. д.— отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней..; 2) Все недра земли, руда, нефть, уголь, соль и т. д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и пр. переходят в пользование общин, при условии заведования ими местными органами самоуправления».
Таким образом, Декрет о земле не только провозглашал, конфискацию земель нетрудового владения, но и устанавливал основу нового земельного строя в стране - национализацию земли, ее недр, лесов и вод. Юридическим выражением национализации являлась исключительная собственность Совет-ского государства на землю, ее недра, леса и воды. Это значит, что отныне они могут быть собственностью только государства, а гражданам и их объединениям предоставляется лишь право пользования данными объектами.
Но значение Декрета о земле не исчерпывалось установлением государ-ственной социалистической собственности на землю, ее недра, леса и воды. Этот декрет также положил начало возникновению государственной социалистической собственности на сельскохозяйственные предприятия и сельскохозяйственный инвентарь. О последнем убедительно свидетельствуют ст.ст. 3, 4 и 5 Крестьянского наказа, в которых говорилось: «3) Земельные участки с высококультурными хозяйствами: сады, плантации, рассадники, питомники, оранжереи и т. п.— не подлежат разделу, а превращаются в показательные и передаются в исключительное пользование государства или общин, в зависимости от размера и значения их..; 4) Конские заводы, казенные и частные племенные скотоводства и птицеводства и пр. конфискуются, обращаются во всенародное достояние и переходят либо в исключительное пользование государства, либо общины, в зависимости от величины и значения их ..; 5) Весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель, живой и мертвый, переходит в исключительное пользование государства или общины, в зависимости от величины и значения их, без выкупа. Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян».
Все это показывает ту исключительную роль, которую сыграл Декрет о земле в возникновении собственности социалистического типа. Провозглашенная им национализация земли, ее недр, лесов, вод, сельскохозяйственных предприятий и инвентаря была первым шагом на пути обращения в собственность государства всех основных средств производства .
О праве землепользования и его формах говорилось в ст.ст. 6, 7 и 8 Крестьянского наказа. Согласно этим статьям право пользования землею получали все граждане, желающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи или в товариществах. Наемный труд не допускался. Распределение земли между трудящимися должно было осуществляться на уравнительных началах. Формы землепользования могли свободно устанавливаться самими крестьянами: подворная, хуторская, общинная или артельная.
Удовлетворяя требование крестьян о запрещении наемного труда, большевики прекрасно понимали, что, пока в земледелии будут господствовать единоличные хозяйства, невозможно обеспечить уничтожение наемного труда. Более того, законодательное запрещение наемного труда в сельском хозяйстве должно было отрицательно сказаться на крестьянской бедноте, которая зачастую была бы поставлена перед необходимостью соглашаться на скрытые формы наемного труда и таким образом оказывалась бы лишенной защиты со стороны государства. Только повсеместный переход к общественной обработке земли мог полностью уничтожить эксплуатацию человека человеком.
К уравнительному землепользованию большевики относились также отрицательно, но, как указывал В. И. Ленин, они считали своим долгом проводить его, так как таково было требование подавляющего большинства крестьян.
К тому же принцип уравнительного землепользования при наличии государственной власти в руках пролетариата не мог быть помехой в проведении великих аграрных преобразований. Более того, осуществляемое под руководством Советского государства уравнительное землепользование должно было сыграть положительную роль в борьбе с кулачеством.
Декрет о земле обеспечивал возникновение новых, социалистических земельных правоотношений, а вместе с ними и такой особой отрасли советского социалистического права, как земельное право. Тем самым декрет сыграл важную роль в становлении системы советского социалистического права в целом. Кроме того, ряд норм, содержащихся в декрете, относился к числу первых правовых норм и таких отраслей советского права, как государственное, гражданское и уголовное право.
Огромное значение имел Декрет о земле для перехода трудящегося крестьянства к коллективным формам хозяйствования в земледелии. Декрет о земле прямо предусматривал переход к общественной обработке земли. Он впервые признавал за трудящимися крестьянами право на свободный выбор форм землепользования, что являлось одной из важных предпосылок для перехода к обобществлению сельского хозяйства и организации товарищеских форм землепользования.
Первые шаги в направлении переустройства земельных отношений в деревне последовали сразу же после принятия Декрета о земле. Для проведения в жизнь этого декрета на местах были созданы земельные комитеты на демократических началах. В Положении о земельных комитетах от 4 декабря 1917 г. было сказано, что их задачей является выделение «культурных имений, охрана их от обесценения и организация в них хозяйства», а также «разработка и утверждение общего плана ведения хозяйства в культурных имениях на новых началах». Охрана культурных имений и ведение планового хозяйства в этих имениях приобретали важное государственное значение.
Проведение в жизнь Декрета о земле одновременно означало подготовку предпосылок для строительства коллективных хозяйств в деревне. Начальная стадия этой подготовительной работы заключалась б охране конфискованного помещичьего мертвого и живого инвентаря, в охране бывших помещичьих имений от разбазаривания. В этой связи особенно следует отметить подробную Инструкцию Наркомзема от 4 декабря 1917 г. «Об урегулировании земельными комитетами земельных и сельскохозяйственных отношений». Согласно этой инструкции в ведение и распоряжение земельных комитетов поступали «живой и мертвый сельскохозяйственный и промышленный инвентарь, усадебные постройки и все запасы сельскохозяйственных продуктов и материалов хозяйств», применявших наемный труд. Все земли сельскохозяйственного пользования также поступали в ведение и распоряжение земельных комитетов, которым было вменено в обязанность строжайше охранять «опытные и показательные поля и участки, поля сельскохозяйственных и других учебных заведений, не подлежащие раздроблению».
Определяя порядок распределения земли, инструкция Наркомзема от 4 декабря 1917 г. требовала, чтобы земли распределительного фонда в первую очередь были переданы в «артели безземельных и малоземельных хозяйств, производительно-трудовые товарищества». Весьма существенное значение имело положение инструкции о порядке и формах организации хозяйств в имениях, взятых на особый учет. В этих хозяйствах «по мере установления необходимости и возможности уездные и губернские земельные комитеты организовывали производство на общественных началах». Следует подчеркнуть, что земельные комитеты сыграли важную роль не только в переустройстве земельных порядков в деревне, но также и в сохранении конфискованного помещичьего имущества и использовании его в интересах возникновения и развития социалистических производственных отношений в деревне.
Таким образом, идея партии большевиков об объединении мелких кре-стьян в производственные товарищества после завоевания власти рабочим классом начала претворяться в жизнь уже в процессе проведения Декрета о земле.
Колхозные отношения, возникшие в нашей стране в процессе проведения в жизнь Декрета о земле, требовали дальнейшего урегулирования, т. е. установления границ, пределов, масштабов поведения участников производственного кооперирования, внесения в эти отношения определенной системы и порядка. Отсюда возникла объективная возможность становления новой отрасли права - отрасли колхозного права. Такие отрасли советского права, как гражданское, земельное и трудовое, не были приспособлены к регулированию колхозных общественных отношений.
Правовым основанием производственного кооперирования крестьянства с самого начала явился Декрет о земле. Этот декрет и вошедший в него Крестьянский наказ предусматривали возможность перехода к общественной обработке, добровольной организации колхозов. Но внутриколхозная жизнь и сам порядок организации колхозов им не регулировались. Вот почему на местах на первом этапе колхозного движения широкое распространение получило народное правотворчество, когда трудящиеся крестьяне под руководством местных партийных и земельных органов, организуя колхозы, сами разрабатывали и утверждали уставы коллективных хозяйств. В масштабе Республики первый Примерный устав сельскохозяйственной коммуны был обнародован лишь в июле 1918 г. Поэтому можно утверждать, что первые колхозники в нашей стране своим правотворчеством положили начало формированию одной из от-раслей советского права - колхозного права.
Далее после приятия Декрета о земле, земельное законодательство Советской республики начало стремительно развиваться.
19 февраля 1918 г. ВЦИКом был принят Декрет «О социализации зем-ли» . Он, по существу, повторил все основные идеи декрета «О земле».
Для осуществления социализации земли в принятой 10 июля 1918 г. Конституции РСФСР было объявлено об отмене частной собственности на землю, а весь земельный фонд признавался общенародным достоянием и передавался трудящимся без всякого выкупа на началах уравнительного землепользования.
В следующем акте советской власти Постановлении ВЦИК от 14 февраля 1919 г. «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» появляется уже формулировка, что все земли в Российской Федерации, в чьем бы пользовании они ни находились, составляют единый государственный земельный фонд.
Земельный кодекс РСФСР , принятый в октябре 1922 г., однозначно установил, что вся земля в России находится в собственности рабоче-крестьянского государства. Хотя прямо в кодексе не было сказано, что государство является единственным, исключительным собственником земли, юридически оно стало таковым.
Таким образом, национализация земли получила окончательное правовое закрепление.
В первых актах советской власти основное внимание уделялось исполь-зованию сельскохозяйственных земель. При этом постоянно подчеркивался эсеровский принцип уравнительного распределения земли между гражданами, имеющими право на пользование землей, исходя из потребительско-трудовой нормы, устанавливаемой применительно к сложившейся системе земледелия в отдельных районах.
Крестьянам предоставлялась свобода выбора форм хозяйствования на земле: хуторская, отрубная, общинная.
Вместе с тем достаточно четко проводилась линия развития коллектив-ных форм землепользования. Постановление о социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию устанавливало льготы и преимущества для крестьянских хозяйств, которые переходили к коллективным формам землепользования, а также для государственных показательных хозяйств (совхозов). В частности, землеустройство в этих хозяйствах осуществлялось в первоочередном порядке.
Порожденный нэпом, Земельный кодекс РСФСР 1922 г. допускал аренду земли, правда, сроком не более 6 лет и при условии ее обработки собственным трудом. В качестве временной меры допускалось применение наемной рабочей силы в хозяйстве при сохранении этим хозяйством трудового характера.
Земельный кодекс РСФСР предусматривал меры, направленные на обеспечение устойчивости крестьянского землепользования, на свертывание уравнительного землепользования с его постоянными переделами; были запрещены переделы между волостями и селениями. Переделы между крестьянскими дворами сохранялись в обществах с общинным порядком землепользования лишь в случаях, прямо указанных в законе. Земли трудовым крестьянским хозяйствам предоставлялись в бессрочное пользование, которое могло быть прекращено исключительно по основаниям, также указанным в законе. В частности, допускалось изъятие земельных участков для государственных или общественных нужд, но с предоставлением землепользователю участка в другом месте и возмещением ему причиненных убытков.
Регулируя по преимуществу отношения, связанные с ведением единоличного крестьянского хозяйства, Кодекс содержал нормы, поощряющие общественные формы использования земли. Земельные общества даже по требованию меньшинства их членов, желающих перейти к совместной обработке земли, обязывались выделять соответствующие земельные участки.
Так как Земельный кодекс преимущественно регулировал вопросы сельскохозяйственного землепользования, в начале двадцатых годов были приняты и другие акты природоохранного направления. После принятия Общих начал землепользования и землеустройства 1928 г. законодательство РСФСР базировалось на законодательстве Союза ССР, направленном на упрочение земельно-правового строя, сложившегося в результате принятия Общих начал 1928 г. Среди нормативных правовых актов, направленных на защиту права землепользования колхозов, важную роль сыграл Примерный устав сельскохозяйственной артели, утвержденный СНК СССР и Президиумом ЦИК СССР 1 марта 1930 г. В ст. 2 и 3 Устава было записано, что земли, закрепленные за колхозом, составляют единый массив, который не должен уменьшаться. На обеспечение устойчивого землепользования колхозов было направлено и Постановление ЦИК и СНК СССР от 3 сентября 1932 г. «О создании устойчивого землепользования колхозов».
В период индустриализации, требовавшей новых земельных территорий для промышленности и строительства городов, которые отводились для этих целей в основном за счет сельскохозяйственных земель, ВЦИК и СНК СССР 4 марта 1929 г. приняли специальное Положение об изъятии земель для государственных и общественных надобностей, допускавшее изъятие участков лишь необходимого размера и обязывающее предприятия, учреждения и организации, которым передавались земли, возместить вызванные изъятием земель убытки. В тот же период принимаются акты, посвященные правовому режиму несельскохозяйственных земель: Положение о землях, предоставленных транспорту, от 7 февраля 1933 г., Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1933 г. «О составлении и утверждении проектов планировки и социалистической реконструкции городов и других населенных мест».

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем итог проведенному исследованию
Источники земельного права – это объективированная форма выражения правил поведения в области земельных отношений во вне.
Источниками правового регулирования земельных отношений выступает совокупность нормативно-правовых актов, располагаемых по юридической силе следующим образом: Конституция РФ, федеральные законы, подзаконные акты (Указы Президента, Постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти). Кроме того, земельные правоотношения регулируются нормами международного права.
Федеральные законы в системе источников земельного права развиваются достаточно интенсивно, отражая и закрепляя политику государства по реформированию земельных отношений. Важное место по значимости в системе земельного законодательства занимает Земельный кодекс РФ, принятый Государственной Думой РФ 28 сентября 2001 г.
Земельный кодекс является комплексным кодифицированным федеральным законом, охватывающим значительное разнообразие земельных отношений. Он определяет порядок предоставления и изъятия земельных участков, использование земель гражданами для ведения фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, земель, предоставленных в качестве служебных земельных наделов. Здесь содержатся основополагающие нормы, устанавливающие правовой режим различных категорий земель, регулирующие вопросы платы за землепользование, юридической ответственности за земельные правонарушения.
Государственное управление осуществляется РФ и ее субъектами, полномочия которых определены ст. 9 и 10 Земельного кодекса РФ. На основании ч. 2 ст. 132 Конституции отдельными государственными полномочиями по управлению землей могут быть наделены Органы местного самоуправления. Публичные образования осуществляют управление землей посредством специально образуемых органов.
Согласно п. «г» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ, которое в свою очередь ус-тановило, что осуществляет управление земельными «ресурсами» непосредственно Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Это означает, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом не должно заниматься управлением землёй как природным объектом. Осуществление такого управления в области мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра возложено на специализированный орган.
Государственный земельный контроль осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Кроме того, возможен негосударственные земельный контроль. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Также существуют иные виды контроля.
С 10 января 2005 года вступили в силу Градостроительный кодекс РФ. Хотя Кодекс называется «градостроительный», правильнее было бы именовать его «землеустроительным». Изучение норм о землеустроительстве позволило выделить некоторые проблемы. Градостроительный регламент является составной частью Правил землепользования и застройки. Разумно, что полномочия по землеустройству и землепользованию переданы муниципальным образованиям и при этом предусмотрено прямое участие населения, но уж очень сложная придумана процедура утверждения Правил. Порядок внесения изменений в Правила, в том числе изменение установленных градостроительными регламентами видов разрешенного использования и предельных размеров земельных участков, тоже не прост. Заинтересованное лицо подает соответствующее заявление в ту же комиссию, которая разрабатывала Правила; комиссия в течение 30 дней направляет положительное либо отрицательное заключение главе местной администрации, а тот (спустя еще месяц) выносит окончательный вердикт. Считаем необходимым упростить порядок принятия Правил.
Пробелом является то, что в Градостроительном кодексе, как и в ЗК РФ не установлен полный перечень основных видов разрешенного использования земельных участков.
В качестве негативного последствия параллельного регулирования имущественных отношений по поводу земельного участка гражданским и земельным законодательством следует считать неоднократно предпринимавшиеся за последние годы попытки применить к гражданским правоотношениям несвойственные им юридические конструкции. Параллельное регулирование правоотношений по поводу земельного участка земельным и гражданским законодательством, а также все еще незначительный процент земельных участков, принадлежащих на праве собственности гражданам и юридическим лицам, привели к тому, что в гражданском законодательстве РФ практически полностью отсутствуют нормы так называемого соседского права. Речь идет об ограничениях права собственности на земельный участок, закрепленных в законе, но направ-ленных не на защиту публичных интересов, а на защиту интересов собственников соседних земельных участков.
Нарушение норм «соседского» права может повлечь за собой подачу собственником соседнего участка негаторного иска об устранении нарушений. Таким образом, значение этой группы норм носит двоякий характер. С одной стороны, они способствуют формированию цивилизованных начал во взаимоотношениях между соседями, а с другой - служат мерилом противоправности действий ответчика при подаче негаторного иска. Поэтому, на наш взгляд,
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ