20158 Государственный контроль за использованием и охраной земель
Содержание
Введение 5 1.Теоретические основы государственного контроля за использованием и охраной земель. 1.1.Государственный контроль за использованием и охраной земель как функция управления земельным фондом. 8 1.2.Система органов государственного контроля за использованием земель и их охраной. 16 1.3.Нормативно - правовая база проведения государственного контроля за использованием и охраной земель. 29 2.Природные и социально - экономические условия Красноярского района. 2.1.Природные условия Красноярского района. 42 2.2.Социально-экономическая характеристика развития района. 46 2.3.Структура земельного фонда района. 48 2.4.Анализ использования земельного фонда. 54 3.Методы ведения и совершенствования государственного контроля за использованием и охраной земель в Красноярском районе. 3.1.Структура органов государственного контроля за использованием земель района. 63 3.2.Анализ осуществления государственного контроля за использованием земель в районе. 81 3.3.Мероприятия по совершенствованию государственного контроля за использованием и охраной земель. 87 3.4.Эффективность мероприятий государственного контроля. 98 4.Безопасность жизнедеятельности и охрана земельных ресурсов. 4.1.Безопасность жизнедеятельности. 108 4.2.Мероприятия по охране земельных ресурсов. 113 Выводы и предложения. 119 Список использованной литературы. 124 Приложение.
3. Методы ведения и совершенствования государственного контроля за использованием и охраной земель Красноярского района
3.1 Структура органов государственного контроля за использованием и охраной земель района.
Главная роль в осуществлении государственного земельного контроля принадлежит Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости. Эта функции возложена на него в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2004 года № 418 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.03.2005 N 127, от 19.03.2005 N 141), которое установило, что: а) государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; б) должностные лица и специалисты Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов осуществляют государственный земельный контроль в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 833 “О государственном земельном контроле“ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 47, ст. 4685), при этом обладают правами и полномочиями, установленными указанным Постановлением для должностных лиц и специалистов Федеральной службы земельного кадастра России и ее территориальных органов. Подпунктом «д» пункта «2» того же постановления установлено, что в ведении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости до утверждения Правительством Российской Федерации перечня подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти находятся организации, находившиеся в ведении Федеральной службы земельного кадастра России, а также организации, осуществляющие деятельность по ведению градостроительного кадастра, техническому учету и инвентаризации объектов капитального строительства, находившиеся в ведении Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. В соответствии с приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 19 августа 2004 года №418 «Положение о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.03.2005 N 141): «Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю». Такая функция как осуществление государственного земельного контроля закреплена в разделе полномочия того же документа. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра экономического развития и торговли Российской Федерации. Руководитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Агентство полномочий. Руководитель Агентства имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром экономического развития и торговли Российской Федерации по представлению руководителя Агентства. В соответствии с пунктом 4 вышеупомянутого нормативного акта: «Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями». Для организации собственной деятельности и решения задач, возложенных на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, в его структуре предусмотрено 11 управлений. Функции по осуществлению государственного земельного контроля возложены на Управление государственного земельного контроля, которое осуществляет организацию, координацию, управление деятельностью территориальных органов агентства в сфере ведения государственного земельного контроля. Структура Управления состоит из трех отделов: оперативный отдел, контрольно-аналитический отдел, отдел по рассмотрению жалоб и административных дел. Территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, осуществляющими государственный земельный контроль, в субъекте Российской Федерации, являются управления Роснедвижимости соответствующего субъекта федерации, пришедшие на смену земельным комитетам. От 20 сентября 2004 года приказом Минэкономразвития России №255 «Об утверждении структуры территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости» было решено: «Переименовать территориальные органы - комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, а также службы земельного кадастра Федеральной службы земельного кадастра России в территориальные органы - управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (управления Роснедвижимости)» [31]. На уровне города или района, территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, осуществляющими госземконтроль, являются территориальные (межрайонные) отделы, имеющие соответствующий порядковый номер. На территории Красноярского района главная роль в осуществлении государственного земельного контроля принадлежит Территориальному (межрайонному) отделу № 4 по Володарскому и Красноярскому районам Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области. В своей работе он руководствуется земельным кодексом РФ, законом Астраханской области «О земле» и другими правовыми нормативными актами. Территориальный (межрайонный) отдел № 4 (далее отдел) является структурным подразделением Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области (Роснедвижимости по Астраханской области), обеспечивающим выполнение возложенных на него функций на территории Володарского и Красноярского районов. Отдел создается и упраздняется приказом руководителя Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области и осуществляет возложенные на него полномочия на территории Володарского и Красноярского района. Отдел возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности в установленном порядке руководителем Управления Роснедвижимости по Астраханской области. Во исполнение возложенных на Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области (далее Управление) задач отдел выполняет следующие функции: - осуществляет контроль за соблюдением правил ведения государственного кадастрового учета земельных участков (после издания соответствующих нормативных правовых актов – государственного кадастра объектов недвижимости) и осуществление государственного технического учета объектов градостроительной деятельности; - участвует в установленном порядке в государственной землеустроительной экспертизе землеустроительной документации; - осуществляет подготовку, проверку и предоставление на утверждение в Управление материалов геодезических и картографических работ, полученных при изучении состояния земель, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель, а также тематические карты и атласы состояния и использования земель; - составление и предоставление в Управление ежегодно доклада о состоянии и использовании земель на территории района, отчета о государственном контроле за использование и охраной земель, отчета о рекультивации нарушенных земель, снятии и использовании плодородного слоя почв; - проверку материалов межевания объектов землеустройства, подготовку в установленном порядке на основании материалов межевания реестров (списков), содержащих определенные сведения об объектах землеустройства и результатах межевания и предоставление реестров (списков) на утверждение в Управление; - государственный земельный контроль на уровне района (города) за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель организациями независимо от организационно-правовой формы, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами, за воспроизводством земель сельскохозяйственного назначения. Полномочия отдела. Отдел в пределах своей компетенции имеет право: - запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, физических лиц, сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции отдела; - при осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель посещать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, организации и объекты (в том числе режимные), обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде; - давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, а также об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверок; - составлять по результатам проверок акты с обязательным ознакомлением с ними собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков; - составлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, протоколы о нарушениях земельного законодательства и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных привлечениях виновных лиц к ответственности; - подготавливать материалы и вносить в Управление предложения о приостановке в установленном порядке промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведение агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства Российской Федерации и законодательства Астраханской области, установленного режима использования земель, ведут к загрязнению, заражению, порче плодородного слоя почвы, другим видам деградации земель; - давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции отдела; - вести с использованием бланков отдела переписку с организациями по вопросам, относящимся к компетенции отдела. Государственный земельный контроль в районе осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по порядку осуществления государственного земельного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации. Он ведется по специально разработанным формам (бланков) документов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 31 декабря 2004 года №П/123 «Об утверждении форм (бланков) документов, необходимых для осуществления государственного контроля». Настоящим приказом утвержден следующий перечень документов: 1) распоряжение о проведении проверки соблюдения земельного законодательства (Приложение 1); 2) акт проверки соблюдения земельного законодательства (Приложение 2); 3) протокол об административном правонарушении (Приложение 3); 4) протокол осмотра территории (Приложение 4); 5) фототаблица (Приложение 5); 6) обмер площади земельного участка (Приложение 6); 7) ходатайство о препровождении физического лица для составления протокола об административном правонарушении (Приложение 7); 8) обложка «Дело об административном правонарушении №» (Приложение 8); 9) определение о возбуждении дела об административном правонарушении (Приложение 9); 10) постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (Приложение 10); 11) определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (Приложение 11); 12) определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (Приложение 12); 13) определение о вызове специалиста (Приложение 13); 14) определение о вызове эксперта (Приложение 14); 15) определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении (Приложение 15); 16) определение о назначении экспертизы (Приложение 16); 17) определение об отложении рассмотрения административного дела (Приложение 17); 18) о возвращении протокола об административном правонарушении (Приложение 18); 19) постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (Приложение 19); 20) определение о продлении срока рассмотрения административного дела (Приложение 20); 21) определение об отказе в удовлетворении ходатайства (Приложение 21); 22) определение об отложении рассмотрения административного дела (Приложение 22); 23) определение о приводе (Приложение 23); 24) постановление о назначении административного наказания (Приложение 24); 25) постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (Приложение 25); 26) предписание об устранении нарушения земельного законодательства (Приложение 26); 27) представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (Приложение 27); 28) решение (Приложение 28); 29) образцы бланков для ведения переписки 200_ г. (Приложение 29); 30) определение об отсрочке, рассрочке исполнения постановления о назначении административного наказания (Приложение 30). Методическими рекомендациями по порядку осуществления государственного земельного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации установлен общий порядок и унифицированная технология осуществления контроля в городе или районе любого субъекта федерации. Указывается также, что руководитель территориального органа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в городе или районе, его заместители и руководитель структурного подразделения указанного органа, ведающие вопросами госземконтроля, его заместители (в случае отсутствия этих должностей – специалисты указанного органа, на которых возложены функции по госземконтролю), а также специалисты указанного органа, ведающие вопросами госземконтроля, являются соответственно главным государственным инспектором города или района по использованию и охране земель, его заместителями, а также государственными инспекторами города или района по использованию или охране земель. Государственные инспекторы по использованию и охране земель (далее госземинспектор) имеют право: - посещать, в порядке установленном законодательством Российской Федерации, при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (с учетом установленного режима посещения); - давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверок; - составлять по результатам проверок акты с обязательным ознакомлением с ними собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков; - составлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, протоколы о нарушениях земельного законодательства и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности; - безвозмездно получать сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель, в том числе документы, удостоверяющие право на землю, необходимые для осуществления госземконтроля; - обращаться в органы внутренних за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующей осуществлению инспекторами законной деятельности, а также в установлении личности граждан, виновных в нарушении земельного законодательства; - носить форменную одежду. Проведение проверок и оформление первичных документов. Госземконтроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в установленном порядке, на основании распоряжения руководителя органа, осуществляющего госземконтроль, за исключением случаев непосредственного обнаружения госземинспектором достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Плановые проверки в отношении каждого земельного участка проводятся не чаще одного раза в два года. Внеплановые проверки проводятся: - в случае обнаружения госземинспекторами достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений, или получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства; - для проверки предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства. По результатам проведенной проверки составляется Акт проверки соблюдения земельного законодательства. В указанном акте делается запись о наличии или отсутствии нарушения земельного законодательства на проверяемом земельном участке. Должностные лица Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов, ведающие вопросами госземконтроля, уполномочены составлять Протоколы об административных правонарушениях. В целях укрепления доказательственной базы и подтверждения достоверности, полученных в ходе проверки сведений, в случае выявления достаточных данных, указывающих …………………………………………………………………….. …………………………………………………………………….. ……………………………………………………………………..
--------- Список литературы
1. Алпатов А.А. Земельная реформа в новой России. — М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2005. - 336 с. 2. Башмаков Г.С. О понятиях рационального использования и охраны земли // Государство и право. 1999. № 10. 3. Башоров В. Совершенствование механизма управления земельными ресурсами. // Земельный вестник России №4. 2003 г. с. 26-28. 4. Варламов А.А. Земельный кадастр: В 6 т. Т.2. Управление земельными ресурсами. – М.: Колосс, 2004. – 528 с. 5. Винокуров А.Ю., Виноградов В.П. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране окружающей среды. М., 1996. 6. Годовой земельный отчет по Красноярскому району «О наличии земель и распределении их по категориям, угодьям, собственникам, землепользователям по состоянию на 01.01.2005 года». // Государственный архив территориального (межрайонного) отдела №4 по Красноярскому району. 7. Гражданский Кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 21 октября 1994 г.) 8. Громов С.Л. Государственный контроль за использованием и охраной земель // Земельный вестник России. 2000. № 1. 9. Губин Н.М. Землеустройство. Методические указания к дипломному проектированию для студентов агрономического факультета (специальность 310900 - землеустройство) / Саратов: Саратовский государственный аграрный университет, 2000 г. 10. Демьяненко В.Н., Демьяненко В.В. Правовые проблемы рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель (материалы «круглого стола») // Государство и право. № 5. 1998. 11. Земельный кадастр: Учебное пособие/ Н.М.Губин, Б.И.Туктаров, А.В.Лысов,В.В. Уставщиков. Под общей ред. Губина Н.М. ФГОУ ВПО Саратовский ГАУ. Саратов.2002. 272 с. 12. Земельный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 15 сентября 2004 года). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. – 95с. 13. Иконицкая И.А. Проблемы эффективности в земельном праве. М.: Наука, 1979. 14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года// СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 2. 15. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года// Официальное издание. М., 1993. 16. Королев С.Ю. Государственный контроль за охраной и использованием земель в Российской Федерации: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 2002. 17. Краснов Н.И. О понятиях рационального использования и охраны земли.// Государство и право. 1999. № 10. 18. Ларионов Г.А. Новое в законодательстве о государственном контроле за использованием земель // Законодательство и экономика. 1994. № 15/16. 19. Методические рекомендации по порядку осуществления государственного земельного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации // Архив территориального (межрайонного) отдела №4 по Красноярскому району. 20. Новоженин И.А., Ивакин В.И. Правовые проблемы рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель (материалы «круглого стола») // Государство и право. 1998. № 4. 21. Пандаков К.Г., Шерстнев С.С., Лобанов С.В. Государственное управление и контроль в сфере земельных правоотношений. Саратов, 2002. 22. Положение о государственном земельном контроле Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года №689. 23. Положение о территориальном (межрайонном) отделе №4 Утверждено приказом Управления Роснедвижимости по Астраханской области от 15 февраля 2005 года №4-П. 24. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года №400. 25. Положение о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года №286. 26. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 года №196 «Вопросы Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству». 27. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 года №202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости». 28. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2004 года №418 «Об утверждении положения о федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.03.2005 № 127, от 19.03.2005 №141). 29. Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении структуры территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости» от 20 сентября 2004 года №255. 30. Приказ Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 17 января 2005 года №П/0001 «Об организации проведения совместных проверок соблюдения земельного законодательства, требований по охране и использованию земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий». 31. Приказ Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 20 декабря 2004 года №П/103 «О внесении изменений и дополнений в приказ Федеральной службы земельного кадастра России от 16.10.2002 г. №П/333 О форме федерального государственного статистического наблюдения №1-ЗЕМ “Сведения о государственном земельном контроле”». 32. Приказ Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 31 декабря 2004 года №П/123 «Об утверждении форм (бланков) документов, необходимых для осуществления государственного земельного контроля». 33. Приказ Федеральной службы земельного кадастра России от 10 апреля 2003 года №П/86 «О реорганизации Управления госземинспекции». 34. Приказ Федеральной службы земельного кадастра России от 11 июня 2003 года №П/171/820 «О проведении совместных проверок в отношении земель сельскохозяйственного назначения». 35. Приказ Федеральной службы земельного кадастра России от 28 октября 2002 года №П/341 «О продлении действия приказа от 16.04.02 г. №П/264». 36. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года №1024-р. 37.Самончик О.А. Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства о рациональном использовании и охране земель сельскохозяйственного назначения / Краснов Н.И., Башмаков Г.С., Самончик О.А. Правовые проблемы рационального использования земли в сельском хозяйстве Российской Федерации // Государство и право. 1997. №2.